Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
Е сли вы в 1975 го ду сказали, что со временем бу'дет соз дана ассоциация педагогиче- ских объединений, работа- ^ ющих с детьми, мы бы не. поверили. Мы — это груп па молодых учителей, выпускников СШ' № 24 разных лет, студентов ЛГПИ и просто старших друзей ре бят — людей разных про фессий — Мы — педагогический - отряд «Искра»,: возникший практически на пустом мес те, но' на «бредовой» идее ветработник НЛМК Влади мир Голисаев — компози тор. бард, поэт, турист. ,.,Я себя останавливаю, дабы не скатиться на пере числение всех наших добро вольных рыцарей' детства, хочу только отметить, что в том первом отряде была по ловина мужчин — и каких! И сегодня в часы «педагогиче ского перерыва» они соби раются под наш флаг. Но в строю «Искры» на сегодня только учителя и •вьшускники школы. И это самая главная победа наше- внешними атрибутами фор мы (хотя это частично рань ше было), нам просто хоро шо вместе друг с другом и с детьми. Оказалось, что отдавая ребятам свое вре мя, делясь с ними рвоими духовными сокровищами, молодые .и не очень моло дые люди учились у; школь ников высшей радости чело веческой дружбы, испьйЫ- вали ярчайшее тепло дет ского уважения и любви, по стигали .мудрую власть де мократии коллектива едино- МЫШЛМ1ННК0В. «МОГУЧАЯ КУЧКА» ДРУЗЕЙ ЛЮДМИЛА АРСЕНТЬ ЕВНА ЗАП^ЛИВЕТЕР участшща недавней конфе ренции подготовительного ко.митста по обсужцению во просов. выработанных на Всесоюзном слете комсо мольских педагогических бескорыстной помощи де тям. Почему «бредовой»? Да потому, что отряд возник в годы апогея великого застоя, когда всем все было «до лампочки», а уж, тем более, бескорыстная, никем и ни чем не стимулируемая ра бота с ребятами в свое дра гоценное личное время. Но правы те, кто считает, что застойных лет не быва ет, что застойными могут быть только люди. Идея по мощи' детям Б организации их полезной и творческой жизнедеятельности, идея со здания некоего братства взрослых людей. дарящих девчонкам и мальчишкам свой ум, талант, умение, . оказалась жизнестойкой. В сентябре нынешнего года отряду «стукнет» 15 лет. Конечно, его состав силь но обновился. Сначала с ре бятами работали «наши» люди, но «со стороны». Вспомню самых ярких «иск ровцев». Это бывший сту дент спортфака ЛГПИ, а ньь не декан этого факультета, мастер спорта международ ного класса, неоднократный . ченушион и призёр крупней ших спортивных баталий Владимир Дементьев, кста ти. первый командир «Иск ры»; это — инженер Ген надий Волошин — мастер спорта по туризму, бард, прекрасный кинооператор; это бывший студент, а ныне преподаватель ЛГПИ Юрий Елютин; это в прошлом учи тель нашей школы, ныне от- отрядов, состоявшемся в Липецке я августе прошло го года. Одна нз важных .тадач подготовительного комитета - выработка проекта Уста ва Всесоюзной ассоциации педагогических объедине- го отряда. На первых порах, когда была острая необхо димость поддержки добрых и щедрых людей «со сторо ны», директор школы и ру. ководитель .общественной педагогической лаборатории делали ставку на «мобили зованных и призванных», вербовали и собирали лю дей, способных принести де тям свободу, творчество, ра дость человеческого обще ния. Именно тогда возникла традиция длительных вод ных походов по стране, а сво их сил школа для этого не имела. Вот где пригодились профессионалы — туристы и просто мужчины. Именно тогда родилась самая яркая идея педотряда — канику лярные республики. Добро вольным друзьям пшолы легче было дарить скон центрированное в одном де ле время, хотя делать это совсем Не просто. Респуб лики," как кратковременные творческие сборы с фанта стическими программами деятельности, с роскошью неформального общ ^и я ре бят и взрослых стали уни верситетом подготовки сво их доморощенных детских комиссаров. К нам в отряд потянулись и старшекласс ники, и вчерашние вьшуск ники. даже возникла конку ренция между желающими ехать в республики и идти в походы. Чем стал и что есть на сегодня школьный педагоги ческий отряд «Искра»? Мы не увлекаемся уставами. ник. В нем были опреде.те- иы обои<е положения, ос новные иаправлс 1 гия ее дея тельности, организ.тциои 110 е строение, правовой статус ассоциацин, материально- техническая база II средст- я согласна с тем, что V нынешней школы собствен ных сил. и собственного по роха для организации пол нокровной , жизни ребят яв но не хватает. Но резервом таких сил обладает любая школа, ими должны стать ее питомцы. Но не все вы пускники подряд, а специ ально взращенные школой детские комиссары. В нашей «Искре» пятнадцать лет шла смена поколений бойцов, хо тя мы так друг друга не на зывали. Хочу подчеркнуть, что среди новых резервис тов были парни и девушки не всегда с идеальными по казателями в учебе и дис циплине, но душа у них бы ла хорошей. С особой теплотой хочу вспомнить бывших учителей школы М. Н. Митина. Н. Б. Воронину, А. И„. Гончарова, которые сейчас живут и ра ботают вне города, это очень талантливые люди, та лантливые душевно. Добрый след оставили в альбоме па- . мяти отряда братья Олег и Володя Хворост, сестры Светлана и Наташа Щегло вы, Елена Демихова, Лариса Акимова. Нат|дпа Фигуро- ва, Сергей Райков. Они окончили разные учебные заведения и разлетелись 'по всему свету. Костяк сегод няшнего отряда составляют учителя и работники школы И. В. Стерлигова, О. И. Ми- ронпева, Е. Л. Андросова, , С. Н. Г^гнявых, Н. И. Тро фимов, В. В. Сидельник, В. Н. Чеботарев, Н. Л. Чу динова. военнослужапщй Андрей Третьяков, а в ко миссарах ходят практически все , учащиеся выпускного педагогического класса. Так чем шглен педотряд? Его членов не сковывают педагогические догмы, и по тому самые нестандартные находки в области воспита ния принадлежат «искров цам». Все-таки учитель рег Добрую память оставили клубы имени Грина, «Звез да», «Спарта». В прошлом году у нас родился новый клуб «Ринг», который объ единил учащ,ихся с 5 по 11 классы. * Сегодая каждый .нормаль ный учитель ищет ■подходы к детям, кто-то надеется на личный опыт, кто-то упова ет на коммунарскую методи ку. К сожалению, мало кто уповает на внутренние силы своих учительских коллек тивов, которые все еще жи вут грузом прошлых лет. ламентирован прошлым опы том и не всегда стоящими традициями. Деятельность педртрядовцев ничем не ре гламентирована, кроме как здравым смыслом. Дети лю бят действовать, состязать ся, играть, самовыражаться и не любят малейшую фор малистику,- пассивное время провождение, бесконечный повтор одного и того же. На чем, увы, до сих пор сидит наша школа. Члены педот- ряда все годы, зажигаясь и воодушевляясь друг ‘от дру га. придумывали такие дела, которые шли от истинных потребностей детства. Луч шие педагогические придум ки р о ж д а ж ь в ' республи ках и походах, а совершен ствовались в школьных клу бах. Хочу сказать, что педот- рядовцы — не отрядные-во- жатые и помопщшси -класс ных руководителей. Это — «моц^ая кучна» друзей все-^ го детского коллектива шко- лы. Клубы — главное поле их деятельности. У нас было много разных клубов и клуб ных объединений, в том чи сле и «мертворожденных». Педотряд — это друзья.. Только они могут придумать нечто такое, чего ранее не было, нечто такое, что осо бенно нужно детям сегод няшнего дня. Я — за педотряд. Я — за то, чтобы из школы не уходили навсегда ее самые талантливые ученики, что бы своим участием в воспи тании новых поколений ре бят они возвращали долг школе. Я — за то, чтобы около каждого учителя кру тилась. пусть небольшая, кам пания .преданных ему пи- .томцев. Когда-то мы « в е р о вали» в педотряд молодых родителей, шефов. И не без пользы. Но главную силу всегда составляли выпуск-^ ники. Каждый талантливый ’ ■питомец школы — искорка, а если это отряд, появля ется целый костер, который способен притянуть к себе многих й многих спутников детства. Вот почему, кстати, ■наш отряд называется «Иск ра». Л. ЗАТУЛИВЕТЕР, учитель СЩ № 24, член педагогического отряда «Искра». 28 апрёля в 12 часов приглашаем всех желающих на областной сбор активистов педотрядовского движения, который состоится в 24-й школе г. Ли. пецка. Ее адрес; ул. Гагарина, 84. приказ о выдаче своим под чиненным первой зарплаты подписал... десятиклассник Сергей Шаргородский — ди ректор звероводческой фер мы херсонской средней ;шко- лы № 43. А заработок ребя там начислен из выручки, по лученной ученическим трудо вым - коллективом от реализа ции продукции. — Нашим ребятам, — рас сказывает директор школы. В, Трамбовецкий, —нев дико. - винку работа в поле или уход за домашними животными. Ведь их родители — труже- ■ ники пригородного совхоза «Овощной». И хотя работа на построенной шефами ферме по выращиванию нутрий не совсем привычная, охотников трудиться здесь набралось не мало. Начальство выбирали де мократично. Сергей Шаргород ский был одним из четырех 5, претендентов на директорскую должность. И победу на аль тернативных выборах ему обе спечили не только пятерки в Внимание: опыт КАК ЗАРАБОТАТЬ НА... МЕЧТУ классном журнале. Единствен, ный в школе'" «круглый» от личник мог похвалиться и тем, что знает, толк в звероводст ве: не один год выращивал нутрий дома. Свою предвы борную программу он подкре пил выступлением в школьной стенгазете, где резко покрити ковал администрацию за не достатки в организации про изводительного труда уча- щихся. «Коль смел да умел, то и карты в руки», — сказа ли ребята, голосуя за Шар- городского. Главное в деле, считает Сер гей, — хозяйская смекалка. Ферма ведь не маленькая — на тысячу зверьков. Сдают их в заготконтору по твердым закупочным ценам, а они, как известно, невысокие. К ' тему же, часть прибыли идет сов хозу за аренду помещений. Се годня это лишь десять про центов, а через год, когда ферма крепко станет на ноги, будет уже тридцать. Вот и приходится, каждый день при кидывать, на. чем сэкономить. Благо, что корма выращивают сами школьники. Вдоволь за пасли со своего поля сена лю церны," кормовой свеклы, тык вы, ячменя. Часть корнепло дов даже продали совхозу Однако забот и у директора и у двух его замов и семерых бригадиров хватает. Ведь пе дагоги в их хозяйственные дела не в!/ешиваются. Зато в школе экономических знаний, занятия в которой ведут сов хозные специалисты, всегда можно получить подсказку и дельный совет. С созданием зверофермы за-^ вершилось формирование школьного трудового комп лекса. Входят в него механю' зированное и полеводческое звенья, бригада деревообра- ботчиков и... вишневый , сад, который взяли в аренду ше стиклассники. За год комплекс уже зара батывает около пяти тысяч рублей. А будет больше — все хозяйственные подразделе ния развиваются. Со временехг шим учащимся, и на бесплат ные обеды, и на бесплатную форму. — Все это хорошо, — гово рит Сергей Шаргородский, — но не следует забывать о глав ном. Хоть мы и арендаторы, но не стремимся, как некото рые, разобрать всю прибыль по карманам. Месячный зара боток школьника составляет 5—7 рублей. Ребята решили, что необходимо откладывать — и на развитие производст ва, и на... осуществление на шей мечты. Отвечая на вопрос «Какая же это мечта?», юный дирек тор рассказал, как прошлым летом гостили у них ровесни ки из Болгарии. Здорово это- было! Тогда же й родилась идея организовать летний международный' лагерь. Что бы приезжали сюда на каин- кулы ребята из разных, стран и союзных республик. Не правда ли^. заманчивая мечта? Но средств пока для этого не хватает. Так что на до зарабатывать! Григорий КРИВЕЦ, корр. ХАСС^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz