Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Е сли вы в 1975 го­ ду сказали, что со временем бу'дет соз­ дана ассоциация педагогиче- ских объединений, работа- ^ ющих с детьми, мы бы не. поверили. Мы — это груп­ па молодых учителей, выпускников СШ' № 24 разных лет, студентов ЛГПИ и просто старших друзей ре­ бят — людей разных про­ фессий — Мы — педагогический - отряд «Искра»,: возникший практически на пустом мес­ те, но' на «бредовой» идее ветработник НЛМК Влади­ мир Голисаев — компози­ тор. бард, поэт, турист. ,.,Я себя останавливаю, дабы не скатиться на пере­ числение всех наших добро­ вольных рыцарей' детства, хочу только отметить, что в том первом отряде была по­ ловина мужчин — и каких! И сегодня в часы «педагогиче­ ского перерыва» они соби­ раются под наш флаг. Но в строю «Искры» на сегодня только учителя и •вьшускники школы. И это самая главная победа наше- внешними атрибутами фор­ мы (хотя это частично рань­ ше было), нам просто хоро­ шо вместе друг с другом и с детьми. Оказалось, что отдавая ребятам свое вре­ мя, делясь с ними рвоими духовными сокровищами, молодые .и не очень моло­ дые люди учились у; школь­ ников высшей радости чело­ веческой дружбы, испьйЫ- вали ярчайшее тепло дет­ ского уважения и любви, по­ стигали .мудрую власть де­ мократии коллектива едино- МЫШЛМ1ННК0В. «МОГУЧАЯ КУЧКА» ДРУЗЕЙ ЛЮДМИЛА АРСЕНТЬ­ ЕВНА ЗАП^ЛИВЕТЕР участшща недавней конфе­ ренции подготовительного ко.митста по обсужцению во­ просов. выработанных на Всесоюзном слете комсо­ мольских педагогических бескорыстной помощи де­ тям. Почему «бредовой»? Да потому, что отряд возник в годы апогея великого застоя, когда всем все было «до лампочки», а уж, тем более, бескорыстная, никем и ни­ чем не стимулируемая ра­ бота с ребятами в свое дра­ гоценное личное время. Но правы те, кто считает, что застойных лет не быва­ ет, что застойными могут быть только люди. Идея по­ мощи' детям Б организации их полезной и творческой жизнедеятельности, идея со­ здания некоего братства взрослых людей. дарящих девчонкам и мальчишкам свой ум, талант, умение, . оказалась жизнестойкой. В сентябре нынешнего года отряду «стукнет» 15 лет. Конечно, его состав силь­ но обновился. Сначала с ре­ бятами работали «наши» люди, но «со стороны». Вспомню самых ярких «иск­ ровцев». Это бывший сту­ дент спортфака ЛГПИ, а ньь не декан этого факультета, мастер спорта международ­ ного класса, неоднократный . ченушион и призёр крупней­ ших спортивных баталий Владимир Дементьев, кста­ ти. первый командир «Иск­ ры»; это — инженер Ген­ надий Волошин — мастер спорта по туризму, бард, прекрасный кинооператор; это бывший студент, а ныне преподаватель ЛГПИ Юрий Елютин; это в прошлом учи­ тель нашей школы, ныне от- отрядов, состоявшемся в Липецке я августе прошло­ го года. Одна нз важных .тадач подготовительного комитета - выработка проекта Уста­ ва Всесоюзной ассоциации педагогических объедине- го отряда. На первых порах, когда была острая необхо­ димость поддержки добрых и щедрых людей «со сторо­ ны», директор школы и ру. ководитель .общественной педагогической лаборатории делали ставку на «мобили­ зованных и призванных», вербовали и собирали лю­ дей, способных принести де­ тям свободу, творчество, ра­ дость человеческого обще­ ния. Именно тогда возникла традиция длительных вод­ ных походов по стране, а сво­ их сил школа для этого не имела. Вот где пригодились профессионалы — туристы и просто мужчины. Именно тогда родилась самая яркая идея педотряда — канику­ лярные республики. Добро­ вольным друзьям пшолы легче было дарить скон­ центрированное в одном де­ ле время, хотя делать это совсем Не просто. Респуб­ лики," как кратковременные творческие сборы с фанта­ стическими программами деятельности, с роскошью неформального общ ^и я ре­ бят и взрослых стали уни­ верситетом подготовки сво­ их доморощенных детских комиссаров. К нам в отряд потянулись и старшекласс­ ники, и вчерашние вьшуск­ ники. даже возникла конку­ ренция между желающими ехать в республики и идти в походы. Чем стал и что есть на сегодня школьный педагоги­ ческий отряд «Искра»? Мы не увлекаемся уставами. ник. В нем были опреде.те- иы обои<е положения, ос­ новные иаправлс 1 гия ее дея­ тельности, организ.тциои 110 е строение, правовой статус ассоциацин, материально- техническая база II средст- я согласна с тем, что V нынешней школы собствен­ ных сил. и собственного по­ роха для организации пол­ нокровной , жизни ребят яв­ но не хватает. Но резервом таких сил обладает любая школа, ими должны стать ее питомцы. Но не все вы­ пускники подряд, а специ­ ально взращенные школой детские комиссары. В нашей «Искре» пятнадцать лет шла смена поколений бойцов, хо­ тя мы так друг друга не на­ зывали. Хочу подчеркнуть, что среди новых резервис­ тов были парни и девушки не всегда с идеальными по­ казателями в учебе и дис­ циплине, но душа у них бы­ ла хорошей. С особой теплотой хочу вспомнить бывших учителей школы М. Н. Митина. Н. Б. Воронину, А. И„. Гончарова, которые сейчас живут и ра­ ботают вне города, это очень талантливые люди, та­ лантливые душевно. Добрый след оставили в альбоме па- . мяти отряда братья Олег и Володя Хворост, сестры Светлана и Наташа Щегло­ вы, Елена Демихова, Лариса Акимова. Нат|дпа Фигуро- ва, Сергей Райков. Они окончили разные учебные заведения и разлетелись 'по всему свету. Костяк сегод­ няшнего отряда составляют учителя и работники школы И. В. Стерлигова, О. И. Ми- ронпева, Е. Л. Андросова, , С. Н. Г^гнявых, Н. И. Тро­ фимов, В. В. Сидельник, В. Н. Чеботарев, Н. Л. Чу­ динова. военнослужапщй Андрей Третьяков, а в ко­ миссарах ходят практически все , учащиеся выпускного педагогического класса. Так чем шглен педотряд? Его членов не сковывают педагогические догмы, и по­ тому самые нестандартные находки в области воспита­ ния принадлежат «искров­ цам». Все-таки учитель рег­ Добрую память оставили клубы имени Грина, «Звез­ да», «Спарта». В прошлом году у нас родился новый клуб «Ринг», который объ­ единил учащ,ихся с 5 по 11 классы. * Сегодая каждый .нормаль­ ный учитель ищет ■подходы к детям, кто-то надеется на личный опыт, кто-то упова­ ет на коммунарскую методи­ ку. К сожалению, мало кто уповает на внутренние силы своих учительских коллек­ тивов, которые все еще жи­ вут грузом прошлых лет. ламентирован прошлым опы­ том и не всегда стоящими традициями. Деятельность педртрядовцев ничем не ре­ гламентирована, кроме как здравым смыслом. Дети лю­ бят действовать, состязать­ ся, играть, самовыражаться и не любят малейшую фор­ малистику,- пассивное время­ провождение, бесконечный повтор одного и того же. На чем, увы, до сих пор сидит наша школа. Члены педот- ряда все годы, зажигаясь и воодушевляясь друг ‘от дру­ га. придумывали такие дела, которые шли от истинных потребностей детства. Луч­ шие педагогические придум­ ки р о ж д а ж ь в ' республи­ ках и походах, а совершен­ ствовались в школьных клу­ бах. Хочу сказать, что педот- рядовцы — не отрядные-во- жатые и помопщшси -класс­ ных руководителей. Это — «моц^ая кучна» друзей все-^ го детского коллектива шко- лы. Клубы — главное поле их деятельности. У нас было много разных клубов и клуб­ ных объединений, в том чи­ сле и «мертворожденных». Педотряд — это друзья.. Только они могут придумать нечто такое, чего ранее не было, нечто такое, что осо­ бенно нужно детям сегод­ няшнего дня. Я — за педотряд. Я — за то, чтобы из школы не уходили навсегда ее самые талантливые ученики, что­ бы своим участием в воспи­ тании новых поколений ре­ бят они возвращали долг школе. Я — за то, чтобы около каждого учителя кру­ тилась. пусть небольшая, кам­ пания .преданных ему пи- .томцев. Когда-то мы « в е р о ­ вали» в педотряд молодых родителей, шефов. И не без пользы. Но главную силу всегда составляли выпуск-^ ники. Каждый талантливый ’ ■питомец школы — искорка, а если это отряд, появля­ ется целый костер, который способен притянуть к себе многих й многих спутников детства. Вот почему, кстати, ■наш отряд называется «Иск­ ра». Л. ЗАТУЛИВЕТЕР, учитель СЩ № 24, член педагогического отряда «Искра». 28 апрёля в 12 часов приглашаем всех желающих на областной сбор активистов педотрядовского движения, который состоится в 24-й школе г. Ли. пецка. Ее адрес; ул. Гагарина, 84. приказ о выдаче своим под­ чиненным первой зарплаты подписал... десятиклассник Сергей Шаргородский — ди­ ректор звероводческой фер­ мы херсонской средней ;шко- лы № 43. А заработок ребя­ там начислен из выручки, по­ лученной ученическим трудо­ вым - коллективом от реализа­ ции продукции. — Нашим ребятам, — рас­ сказывает директор школы. В, Трамбовецкий, —нев дико. - винку работа в поле или уход за домашними животными. Ведь их родители — труже- ■ ники пригородного совхоза «Овощной». И хотя работа на построенной шефами ферме по выращиванию нутрий не совсем привычная, охотников трудиться здесь набралось не­ мало. Начальство выбирали де­ мократично. Сергей Шаргород­ ский был одним из четырех 5, претендентов на директорскую должность. И победу на аль­ тернативных выборах ему обе­ спечили не только пятерки в Внимание: опыт КАК ЗАРАБОТАТЬ НА... МЕЧТУ классном журнале. Единствен, ный в школе'" «круглый» от­ личник мог похвалиться и тем, что знает, толк в звероводст­ ве: не один год выращивал нутрий дома. Свою предвы­ борную программу он подкре­ пил выступлением в школьной стенгазете, где резко покрити­ ковал администрацию за не­ достатки в организации про­ изводительного труда уча- щихся. «Коль смел да умел, то и карты в руки», — сказа­ ли ребята, голосуя за Шар- городского. Главное в деле, считает Сер­ гей, — хозяйская смекалка. Ферма ведь не маленькая — на тысячу зверьков. Сдают их в заготконтору по твердым закупочным ценам, а они, как известно, невысокие. К ' тему же, часть прибыли идет сов­ хозу за аренду помещений. Се­ годня это лишь десять про­ центов, а через год, когда ферма крепко станет на ноги, будет уже тридцать. Вот и приходится, каждый день при­ кидывать, на. чем сэкономить. Благо, что корма выращивают сами школьники. Вдоволь за пасли со своего поля сена лю церны," кормовой свеклы, тык вы, ячменя. Часть корнепло дов даже продали совхозу Однако забот и у директора и у двух его замов и семерых бригадиров хватает. Ведь пе дагоги в их хозяйственные дела не в!/ешиваются. Зато в школе экономических знаний, занятия в которой ведут сов­ хозные специалисты, всегда можно получить подсказку и дельный совет. С созданием зверофермы за-^ вершилось формирование школьного трудового комп­ лекса. Входят в него механю' зированное и полеводческое звенья, бригада деревообра- ботчиков и... вишневый , сад, который взяли в аренду ше­ стиклассники. За год комплекс уже зара­ батывает около пяти тысяч рублей. А будет больше — все хозяйственные подразделе­ ния развиваются. Со временехг шим учащимся, и на бесплат­ ные обеды, и на бесплатную форму. — Все это хорошо, — гово­ рит Сергей Шаргородский, — но не следует забывать о глав­ ном. Хоть мы и арендаторы, но не стремимся, как некото­ рые, разобрать всю прибыль по карманам. Месячный зара­ боток школьника составляет 5—7 рублей. Ребята решили, что необходимо откладывать — и на развитие производст­ ва, и на... осуществление на­ шей мечты. Отвечая на вопрос «Какая же это мечта?», юный дирек­ тор рассказал, как прошлым летом гостили у них ровесни­ ки из Болгарии. Здорово это- было! Тогда же й родилась идея организовать летний международный' лагерь. Что­ бы приезжали сюда на каин- кулы ребята из разных, стран и союзных республик. Не правда ли^. заманчивая мечта? Но средств пока для этого не хватает. Так что на­ до зарабатывать! Григорий КРИВЕЦ, корр. ХАСС^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz