Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
Начался новый год, а вместе с ним и новые производственные заботы, неизбежные здесь проблемы, поиски и находки. Каким он станет, мы уз наем только через двенадцать меся цев. Но уже сейчас можно быть уве ренным, что второй доменный цех НЛЛ1К будет как всегда на высоте. И, думается, что и в новом году у мастера этого цеха Александра Гне- здилина (на снимке) и его товарищей будет хорошее настроение. Птицефабрика елецкого совхоза - «Светлый путь> по праву считается одной из лучших в области. Правда, в прошедшем году были здесь свои СЛОЖНОС 1 ТТ, но коллектив их с че стью преодолевал. НА СНИМКАХ вы видите нгичмицу Людмилу Гво.тдсву, 1 лавнс 1 о зоотех ника А. М. Винникову н Марию Без ногих; много в эти дни работы у заведующей агрохимлабораторией Зои Щедровой. Фоторепортаж В. СТРОКОВА. П РИЗНАЮСЬ, всегда был уверен, что красивые •шкатулки, изготовленные мастерами учебно-опытного комбината художественной рос писи, деревянные. А недавно узнал и увидел, как эти самые шкатулки делали из... картона. Главный инженер комбината Б. И. Уткин объяс ил: — Почему не из дерева? Потому, что в лр<щессе обра ботки могли бы деформиро ваться. А тогда гладкой по верхности, на которую нано сится рисунок, , не получилось бы... Вместе с Борисом Иванови чем обходим участки загото вительно-отделочного цеха, о котором как-то не принято рассказывать по той причине, что делают здесь, в с^ности, черновую работу. Покупателей интересует рисунок — он в по следнее время привлек внима ние и зарубежных «коммерсан-, тов, заключивших с комбина том контракт на поставку его изделий за океан. — И все же именно здесь и рождаются наши шкатулки, — рассказывает главный инже нер, показывая на рисунки картона. В это время прессов щик Н. 3. Ноздрин берет оче редной лист картона и начи нает его накручивать на квад ратную металлическую оправ ку. Виток, потом слой клея, еще виток, снова мазок кис тью... И вот уже оправка с на Ш РОЩШСЯ КРЙСОТЙ мотанным на нее картоном крепко зажим1ается; в прессе. Со стороны все кажется прос то. Но Николай Захарович придерживается иного мнения: — За день я в состоянии сделать штук десять таких вот заготовок, которые в последу ющем обретут ^ р м у корпу сов шкатулок. И дело не в том, что при ходится долго ждать, когда подсохнет навивка, обретет твердость и упругость. Ско рее сказывается то, что в обя- занноси Никршая Захаровича входит не только навивать картон на колодку, но и вы- •держивать -заготовки в масля ной ванне, а после пропитки просушить, в печи. И уже по сле -того, как убедится, что сделано все на совесть, пере дает на столярный участок. К качеству требование самое жесткое: ведь заготовка долж на еще обрабатываться на станке. Рассказывая о технологии, Н. 3. Ноздрин недоверчиво по сматривал на -меня, словно пы-< таясь угадать, не выведать ли профессиональный секрет при шел. я в цех. И только убе дившись, что такого намере ния у меня нет, повеселел и охотно говорил, что и как де лает вот уже шестой год. Первоначальная опаска прес- совщика-навявщика стала по нятна после того, как Борис Иванович сказал: — Сейчас в Липецке кроме нас изготовлением шкатулок занимаются еще два коопера тива. Заработки там, сами по нимаете... Вот и переманили они у нас художников. .Сего дня вместо ста художников имеем тридцать восемь. Но изделия кооператоров проиг рывают нашим в качестве. Они пока не сумели перенять пол ностью технологию изготов ления корпусов шкатулок, хо тя и пытаются сделать это при помощи рабочих, которые ушли от нас. Процесс изготовления кор пусов . шкатулок довольно сложный и кропотливый. На рабочем столе столяра Вла димира Ивановича' Кудаева горкой лежали обработанные заготовки будущих изделий, только что распиленные на станке. А Владимир Иванович колдовал над петлей, подобной тем, что мы привыкли видеть на шкафах. Но эта петля ми ниатюрнее и предназначалась для того, чтобы закрывать крышку шкатулки. Поодаль от остальных шкатулок вели чиной с книгу лежала еще од на, в которую поместится раз ве что перстень, и то впритык к стенкам. Но -и на ней крыш ка крепилась петлей... А за стеной, на участке грунтовки, напряженно тру дилась Валентина Ивановна ГЪлякова. На минуту оставив очередную заготовку, ввела в курс'дела;. — Получая от столяров, по сути, полуфабрикат шкатулки, мы грунтуем поверхность, шли- фуем, сушим, потом еще три раза шпаклюем и шлифуем. После этого окончательно су шим... Сколько же изделий за смену приходится обрабаты вать? Она на секунду задумывает ся: однозначно ответить нель зя. Сегодня обрабатывают од ни виды заготовок, а завтра — другие, на которые време ни уходит в два раза больше. В среднем же за месяц через руки грунтовщиц-шлифовщиц проходит более пятисот изде лий. Всю эту горку затем пред стоит покрыть красной краской изнутри и трехкратно отлаки ровать черным лаком снаружи. На участке лакировки эту операцию выполняют О., Т, Ел фимова и 3. А. Шумова. Ра ботают Ольга Тихоновна й Зоя Александровна сноро1висто— ни одного лишнего движения. Сейчас лакировщиц кего двое, а еще недавно было ше стеро. -— Остальные сокращены, потому что сократился объем работ, — рассказывают жен щины. Причина уже известна: пе репроизводство шкатулок. Не редко приходится работать на склад, потому что некому рас писывать. Неполнью четыре десятка художников просто не успевают. Руководство комбината ищет выход. Сейчас обучают три группы будущих художников. Одна из них уже проходит практику. И 'ПО словам спе циалистов, неплохо. Учащие ся двух других пока заняты теорией. Обучение художников весьма дорого обходится ком бинату, перешедшему на хоз расчет. Считайте, на это ухо.- дит вся тринадцатая зарпла та работающих. Но иного решения нет. Объем продукции с предприятия не снимают,' а художники уходят. И хотя в последнее вре.мя зарплату им прибавили,. отток мастеров ху дожественной росписи в коопе ративы не прекращается. Г. МОРЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz