Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Начался новый год, а вместе с ним и новые производственные заботы, неизбежные здесь проблемы, поиски и находки. Каким он станет, мы уз­ наем только через двенадцать меся­ цев. Но уже сейчас можно быть уве­ ренным, что второй доменный цех НЛЛ1К будет как всегда на высоте. И, думается, что и в новом году у мастера этого цеха Александра Гне- здилина (на снимке) и его товарищей будет хорошее настроение. Птицефабрика елецкого совхоза - «Светлый путь> по праву считается одной из лучших в области. Правда, в прошедшем году были здесь свои СЛОЖНОС 1 ТТ, но коллектив их с че­ стью преодолевал. НА СНИМКАХ вы видите нгичмицу Людмилу Гво.тдсву, 1 лавнс 1 о зоотех­ ника А. М. Винникову н Марию Без­ ногих; много в эти дни работы у заведующей агрохимлабораторией Зои Щедровой. Фоторепортаж В. СТРОКОВА. П РИЗНАЮСЬ, всегда был уверен, что красивые •шкатулки, изготовленные мастерами учебно-опытного комбината художественной рос­ писи, деревянные. А недавно узнал и увидел, как эти самые шкатулки делали из... картона. Главный инженер комбината Б. И. Уткин объяс ил: — Почему не из дерева? Потому, что в лр<щессе обра­ ботки могли бы деформиро­ ваться. А тогда гладкой по­ верхности, на которую нано­ сится рисунок, , не получилось бы... Вместе с Борисом Иванови­ чем обходим участки загото­ вительно-отделочного цеха, о котором как-то не принято рассказывать по той причине, что делают здесь, в с^ности, черновую работу. Покупателей интересует рисунок — он в по­ следнее время привлек внима­ ние и зарубежных «коммерсан-, тов, заключивших с комбина­ том контракт на поставку его изделий за океан. — И все же именно здесь и рождаются наши шкатулки, — рассказывает главный инже­ нер, показывая на рисунки картона. В это время прессов­ щик Н. 3. Ноздрин берет оче­ редной лист картона и начи­ нает его накручивать на квад­ ратную металлическую оправ­ ку. Виток, потом слой клея, еще виток, снова мазок кис­ тью... И вот уже оправка с на­ Ш РОЩШСЯ КРЙСОТЙ мотанным на нее картоном крепко зажим1ается; в прессе. Со стороны все кажется прос­ то. Но Николай Захарович придерживается иного мнения: — За день я в состоянии сделать штук десять таких вот заготовок, которые в последу­ ющем обретут ^ р м у корпу­ сов шкатулок. И дело не в том, что при­ ходится долго ждать, когда подсохнет навивка, обретет твердость и упругость. Ско­ рее сказывается то, что в обя- занноси Никршая Захаровича входит не только навивать картон на колодку, но и вы- •держивать -заготовки в масля­ ной ванне, а после пропитки просушить, в печи. И уже по­ сле -того, как убедится, что сделано все на совесть, пере­ дает на столярный участок. К качеству требование самое жесткое: ведь заготовка долж­ на еще обрабатываться на станке. Рассказывая о технологии, Н. 3. Ноздрин недоверчиво по­ сматривал на -меня, словно пы-< таясь угадать, не выведать ли профессиональный секрет при­ шел. я в цех. И только убе­ дившись, что такого намере­ ния у меня нет, повеселел и охотно говорил, что и как де­ лает вот уже шестой год. Первоначальная опаска прес- совщика-навявщика стала по­ нятна после того, как Борис Иванович сказал: — Сейчас в Липецке кроме нас изготовлением шкатулок занимаются еще два коопера­ тива. Заработки там, сами по­ нимаете... Вот и переманили они у нас художников. .Сего­ дня вместо ста художников имеем тридцать восемь. Но изделия кооператоров проиг­ рывают нашим в качестве. Они пока не сумели перенять пол­ ностью технологию изготов­ ления корпусов шкатулок, хо­ тя и пытаются сделать это при помощи рабочих, которые ушли от нас. Процесс изготовления кор­ пусов . шкатулок довольно сложный и кропотливый. На рабочем столе столяра Вла­ димира Ивановича' Кудаева горкой лежали обработанные заготовки будущих изделий, только что распиленные на станке. А Владимир Иванович колдовал над петлей, подобной тем, что мы привыкли видеть на шкафах. Но эта петля ми­ ниатюрнее и предназначалась для того, чтобы закрывать крышку шкатулки. Поодаль от остальных шкатулок вели­ чиной с книгу лежала еще од­ на, в которую поместится раз­ ве что перстень, и то впритык к стенкам. Но -и на ней крыш­ ка крепилась петлей... А за стеной, на участке грунтовки, напряженно тру­ дилась Валентина Ивановна ГЪлякова. На минуту оставив очередную заготовку, ввела в курс'дела;. — Получая от столяров, по сути, полуфабрикат шкатулки, мы грунтуем поверхность, шли- фуем, сушим, потом еще три раза шпаклюем и шлифуем. После этого окончательно су­ шим... Сколько же изделий за смену приходится обрабаты­ вать? Она на секунду задумывает­ ся: однозначно ответить нель­ зя. Сегодня обрабатывают од­ ни виды заготовок, а завтра — другие, на которые време­ ни уходит в два раза больше. В среднем же за месяц через руки грунтовщиц-шлифовщиц проходит более пятисот изде­ лий. Всю эту горку затем пред­ стоит покрыть красной краской изнутри и трехкратно отлаки­ ровать черным лаком снаружи. На участке лакировки эту операцию выполняют О., Т, Ел фимова и 3. А. Шумова. Ра­ ботают Ольга Тихоновна й Зоя Александровна сноро1висто— ни одного лишнего движения. Сейчас лакировщиц кего двое, а еще недавно было ше­ стеро. -— Остальные сокращены, потому что сократился объем работ, — рассказывают жен­ щины. Причина уже известна: пе­ репроизводство шкатулок. Не­ редко приходится работать на склад, потому что некому рас­ писывать. Неполнью четыре десятка художников просто не успевают. Руководство комбината ищет выход. Сейчас обучают три группы будущих художников. Одна из них уже проходит практику. И 'ПО словам спе­ циалистов, неплохо. Учащие­ ся двух других пока заняты теорией. Обучение художников весьма дорого обходится ком­ бинату, перешедшему на хоз­ расчет. Считайте, на это ухо.- дит вся тринадцатая зарпла­ та работающих. Но иного решения нет. Объем продукции с предприятия не снимают,' а художники уходят. И хотя в последнее вре.мя зарплату им прибавили,. отток мастеров ху­ дожественной росписи в коопе­ ративы не прекращается. Г. МОРЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz