Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

в этот небольшой, про- винциально-тихий. извест­ ный еще по летописям горо­ док, ребята попали совершен, но сЛ|учайно. Возвращались ДОМОЙ со студенческой прак­ тики, ехали «зайцами», таясь на багажной полке . и лишь невыдержанность Бориса ис­ портила удачно начавшееся путешествие. Проводница за­ стала его за курением в служебном тамбуре, спроси­ ла билет и тут же со скан­ далом выетавила обоих, бес­ церемонно перебудив среди ночи полвагОна. До. утра они промаялись в сыром, промозглом вок- зальчике, вынудив бодрство­ вать вместе с собой несколь­ ких пугливых теток с узла­ ми Однако следующий по­ езд ожидался лишь к вечеру , и, как только рассвело, они поехали в центр, рассчитывая найти там хоть какой-нибудь приработок. Случай помог им. Симпатич­ ная баб'5чнка, увешанная сумками и целлофановыми пакетами, любезно разрешая поднести до остановки не- подъемный чемодан, в ответ •на помощь посоветовала об­ ратиться в храм. «Батюшка наш уж больно старенький, — умилительньш голосом пояснила она. — Дрова-то на зиму очень нужны.- Вон какая рябина нынче уроди­ лась! И сам промерзнет до кости зимой, и людей замо­ розит». Сергей сначала протесто­ вал против «попа», но Борь­ ка сумел поколебать его уп- -рямство, напомнив об ужине и неопределенных перспекти­ вах отъезда. Подряд сладился у них бы­ стро, Перебивая голод куре­ вом, колодезной ВОДОЙ и вя­ жуще-кислыми грушами с дичка, пилили весь дщ!Ь, из­ редка отдыхая и расслаблен­ но глядя снизу вверх на вы- 'пуклые. купола церкви, на лубочную роспись в простен­ ке, на плывущие в голубом небе золоченые кресты. . Когда . появился второй священник, уже вечерело и у дверей храма стали соби­ раться пожилые прихожане. Чувствуя одобрительное вни­ мание к себе, ребята прио- - бодрились и поднажали. По­ следний «саксаул» они распи­ лили с бодрым бурлацким уханьем, после чего Сергей удовлетворенно перевер­ нул козлы вверх ножками, бросил на траву тонко визг­ нувшую пилу и закатил в по­ ленницу последний чурбан. Борис уже пересчитывал ру­ блевки, окропляя их древес­ ной пудрой с бороды, — Не знаю, хватит ли нам на ужин?— вздохнул он. -- Общепитовские котлеты я сейчас не осилю, а в ресто­ ран дороговато. Может, на вокзале жареной колбаски сподобимся, а, Серень? — На эту колбасу цыган­ ское здоровье нуншо,— зая­ вил тот, выбирая опилки из волос. — Щец бы сейчас, да карггошки жареной... — Можно и картошки, и биточков, и грибков, — про­ говорил за их спинами свя­ щенник. Он все еще стоял рядом, мягко улыбаясь в бо- РОДУ. — Это как же расцени­ вать? Уездный черный юмор? — живо обернулся к нему Борька. — Да нет, я вполне серь­ езно, ребята, — кивнул им священник. — Хочу попро­ сить вас еще чуть-чуть пора­ ботать. Но уже у меня в по­ леннице. — Ой, мамочки, не стою, — дурашливо окая, засмеял­ ся Борька и толкнул Сергея в бок. — Ты как насчет гри­ бков? Д очень уважаю. — Погоди, погоди! А объ­ ем тот же? — перебил его Сергей, недовер’шво огляды­ вая священншса. — Все-та­ ки постимся с утра. — Много меньше, друзья мои! А ужин будет поисти- .не княжеский. Так вы со­ гласны?.. Тогда прошу за мной! И молодой священник по­ луобернувшись к ним, по­ шел к воротам храма. -Все еще мучимые сомнениями и усталостью, ребята потяну­ лись следом. На улице в тени акации стояли канареечно-милицей­ ские на вид «Жигули». Свя­ щенник покопался в склад­ ках рясы, вытащил из потай­ ного кармана ключи и, пово­ зившись с. замком, распах­ нул дверцу. —. Прошу вас. Я тут не­ далеко живу, в слободе... — Пу и житуха, а, Се­ рень! Из грязи, да в князи! — с восхищением хохотнул ■Борька и первым полез в са­ лон. С видом людей бывалых бородатого священника, по­ хожего на русского лесовика- Берендея, на его широкие плечи, обтянутые косоворот­ кой, невольно усмехался про себя. Наконец, не выдержал, воткнул топор в полено и выпрямился. — Хотите, что думаю, скажу, отец Алексей? — с неловко­ стью в голосе проговорил он. — Только не обижайтесь на прямоту. Человек я наивный, простой, вдобавок атеист. ■ — Да, да, пожалуйста, — кивнул тот, вытирая лоб плат- ком. ' - — .Вот знаете, мне всег­ да казалось, что старухпки ходят к вам не столько про­ поведи слушать, сколько на людей приятных смотреть — ' в золоте, парче, ■с благооб­ разными брродами. Ну как болельщики на стадион — за молодостью... сколько ревнивым внимани­ ем разглядывал его. Почув­ ствовав. что пес уже готов залаять, Борька отвернулся. — Да. не верю я ни в бо­ га, ни в черта! - с досадой буркнул он. — Ведь ника­ ких доказательств щ на зе­ мле, ни в космосе. — А вы и не шгщте этих доказательств. Вы только шо- чувствуйте их. Вера выше логики, она в тайных движе­ ниях • души человеческой, а не там ли кладезь. Истины? Помните это: «мысль изре­ ченная есть ложь»?.. — отец Алексей потер тонкой рукой высокий лоб, —- Уверяю вас. если войдете ■в душу свою, как во Храм, то обретете там истинный космос и дали не­ постижимые... — Погодите, погодите-ка! Так это же настоящая психо­ терапия, Борис! вдруг , они развалились на заднем сидений. Священник снял шляпу, включил приемник и стал походить на молодого художника. С бережной не­ торопливостью он прогрел мотор, пристегнул ремни, за­ чем-то поелозил дворничка- ми по глянцево-чистому ло­ бовому стеклу и лишь затем широко развернулся... Сначала они поехали куда- то вниз по мощеным булыж­ ником улицам центра, мимо пожарной каланчи, рынка, домов с антресолями, потом нырнули в затененное топо­ лями городище. Машина ста­ ла попрыгивать на колдоби­ нах и сразу же появились по сторонам пышные палисад­ ники, деревянные лавки с любопытствующими старожи­ лами, захлюстанные, голоси­ стые дворняги. Наконец, ма­ шина завернула к обшитым зкелезом воротам и плавно остановилась. Они были на месте. Дом у отца Алексее — так звали молодого священ­ ника — был богаче и осно­ вательнее соседских, а двор мог бы сделать честь и фер­ меру средней руки. Аккурат­ ные пристройки и клети у сараев, мастерские и гараж венчались неаполитанской беседкой в стиле ампир. Под сенью виноградной лозы, в ее глубине, миловидная^ ру­ соволосая женщина гладила белье. Рйдом на плетеном кресле, небгрежно свесив ла­ пы, со щегольской изыскан­ ностью Д1>емал мраморньпЧ дог. Ребята осмотрели двор и остались им довольны. . Между тем молодой свя- фенник переоделся в цивиль­ ное и отомкнул сарай. Ко­ лоть сухие бехюзовые чурки, не гордясь, он стал вместе с {юбятами. Похоже, для спо­ рой работы в поленнице ему были нужны лишь помощни­ ки, и привычное дело уже не показалось обременитель- ньпи. а свежий вечерний воз­ дух, нагоняя аппетит, пьянил и располагал к задушетной беседе. Сергей все погладывал на — А что же, наверное, й это. Да, да, и это. Красота и вера — очень близки. Как вера и любовь, — священ­ ник. отдыхая, присел на коз­ лы. Кто мало| любви, испытал Б этой жизни, всегда ищет ее в вере. —1Но вера же не прюсто любовь, она неистовство, не­ примиримость, фанатизм! — сразу обрадовался возможно­ сти поспорить Сергей. — Фа­ натическая вера стойла чело, вечеству миллионов жер)тв, разве не так? Вспомните ин­ квизицию,. ■ — Инквизиция — не ве­ ра, но только подавление ерю- си, — мягко возразил ему отец Алексей.— Видите ли, каждая эпоха выдвигает про­ блему счастья человеческого, но для его достижения ис­ пользуются чаще всего бес­ человечные средства. Возни­ кает протест, а значит и про­ тиводействие ему. Истина же в том. чтобы цель и средст­ во совпали в самом челове­ ке. — Ну, не знаю! Я лично вижу, что не вера, а сомне­ ния движут прогрессом, — возразил Сергей. — Возьми­ те тысячелетия восточной «летаргии». Там вера, согла­ сен. А европейское Просве­ щение с его атеизмом? Это уже взлет технологии, куль­ туры; во!. Отец Алексей слабо улыб­ нулся. — Я понимаю вас, пони­ маю. Но мы, ругая средне­ вековье за «летаргию», сов­ сем не ощущаем становле­ ния в те вргемена человече­ ской морали, развиваемой христианством. Имейте в ви­ ду, наука дает вам сомне­ ния во всесилии религии, но не дает сомнений во всесилии самой науки. И человек до сих пор не цель, а средство. Отсюда все беды наши... Ворька слушал их впол­ уха. Прислонившись к кося­ ку двери, он смотрел, как мо­ лодая женщина неспешно на­ бирает воду у колодца. Сто­ ящий рядом с ней мршиор- ный дог с холодным, не­ хлопнул себя по коленууСер. гей. — Ну да. смотри!.. И пассы успокаивающие, и кра­ сивые слова. Настройка до­ минанты, а «установка»! Нет, ты замечаешь?.. ■ . Борис неопределенно по­ жал плечами и снова выгля­ нул наружу. — По форме, может быть, . поскольку именно это наука Й взяла у религии для сво­ их целей, — ничуть не сму­ тившись, продолжал молодой священник. — Но существо совершенно иное. Вот’ вы за­ думайтесь сами: что есть че­ ловек?.. Ничтожная пылинка на тверди земной меж дву­ мя стихиями — вечным ог­ нем и вечным мраком. А дерз- нул-таки разгадать все во­ круг себя — от начала вре­ мен до границ мира Вот ве­ личие духа! На все перст указующий, друзья мои.. — А знаете, только один голос ваш бархатный слу­ шать приятно, — снова заго­ ворил в волнении Сергей. ^ И я теперь, кажется, начи­ наю пошшать суть таинства во Храме. Это сразу у вас все — и епера, и театр, и живопись, и архитектура, да, наверное, все искусство вме. сте. Сильный жанр, скажи, Ворь! Верующие, значит, в свой театр ходят. Они же культурнее нас с тобой, ты. понял? Помнишь, бабушку с пакетами? Сама доброта. А проводница, что нас с поез­ да ссадила?.. — Но не только это, — согласно склонил голову свя­ щенник. — Еще и единство смиренных, душ во Христе, и возвышающий мучениче­ ский крест, и благодатное за­ ступничество Бога-отца. Зна­ ете, это как в любви — че­ ловек обретает гармонию всей жизни своей, а, главное, ли­ шается унизительного страха смерти... Ворька, кривя в сар­ кастической усмешке, по- прежнему смотрел во двор на русоволосую молодую жинщину. Она как раз вы­ ставила у вера:нды электро­ самовар и, шелестя крах­ мальным фартуком, прошла мимо. «Жена, наверное, с не­ понятной горечью подумал^,— он. — Отхватил же себе ло- -^ падью, борода...» . — Но это просто безнрав. ственно, я считаю, — на­ стойчиво протестовал в сарае Сергей. Мы, значит, да­ вим на активную жизненную позицию, а вы. что же, эк­ сплуатируете эгоистические струнки? Ведь человек тогда и в добре эгоист,.. — А зачем нам с вами покаяние от Бога дано? — поднял на него добрый взор отец Алексей. — В каждой ..ЛУше все есть — и светлое, и низкое, И утверждать очи: щение . человека 'отказом от полноты жизни — увы, за­ блуждение. Или, так скажем, — редкость великая... Нет, не надо бояться самих себя, друзья мои, — продолжал он^ — Вспомните наш рос­ сийский «космизм»: через вв' РУ в будущее — человеч­ ность в настоящем, через уст­ ремленность и , силу духа, его праведное смирение. Жизнь, ориентированная на бесконечноетъ, когда чело­ век всей судьбою своей от­ вечает за содеянное сегодня, разве это не благородно? Для верующего это величайшее духовное достижение, для не­ верующего — нравственный. подвиг. — Так что же получается: высокая нравственность и есть вера? — спросил у не­ го Сергей. — О нет, толвцо для че­ ловека мирского! — умоля­ юще поднял руки священник. — Нравственность — вера в .земные идеалы, в рели- . гии же — дыхание вечйо- сти. Помните слова Достоев­ ского: «красота спасет вдр». Именно здесь, в вере. Истина^ . испытуется добром и кр.асо^^^ той. Почему мы и заговори­ ли об этом... Ужинали они под сенью . виноградной лозы в простор, ной и уютной неаполитанской беседке. На белоснежной ска­ терти возвышался хохлом­ ской самовар в окруженйи эмалированных тарелочек с холодцом щ соусниц с гри­ бами. Появилось и жаркое, и даже вожделенная Борь­ кой гречневая каша, и х;отя ребята стеснялись жены свя­ щенника, набросились на еду. Вьппли от отца Алексея уже в десятом часу вечера, к поезду. В переулке было темно, лишь над кронами лип теплилась бледно-розовая во­ сходящая луна. М олодой свя­ щенник у калитки светил им фонарем. Из ворот вьФежа-, ла попадья. Не поднимая глаз, быстро сунула Борьке в руки газетный сверток, ле­ гонько поклонилась и убежа­ ла назад, во двор. — Но МЫ! уже сыты, отец Алексей, — пробормотал тот. с неловкостью прижимая ■ сверток к груди. — Нет, нет, берите, дру­ зья мои. Это груши из на­ шего сада, — сказал отец Алексей. — Сочные груши, сахарные, не тот кислец мо­ настырский, что вы днем-то ели. Уж такие вы голодные были днем, что душа моя за вас изнылась. Никогда, на­ верное, не забуду... — он с неловкостью покашлял.- — Так это ж вы нарочно вас пригласили! — вдруг дога­ дался Сергей. —, Сами бы дрова свои покололи, я же знаю. Это чтобы нас накор­ мить? — Нет, не накормить. Со- грють в дороге, — тихо про­ говорил отец Алексей. Ребята, коротко перегля­ нувшись, молча смотрели на него. А он смущенно улы­ бался в бороду и стал сейчас еще больше походить на лу- кавого Берендея из какой-то старой-старой., сльппанной еще в детстве русской сказ­ ки... В. КОРШИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz