Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
в этот небольшой, про- винциально-тихий. извест ный еще по летописям горо док, ребята попали совершен, но сЛ|учайно. Возвращались ДОМОЙ со студенческой прак тики, ехали «зайцами», таясь на багажной полке . и лишь невыдержанность Бориса ис портила удачно начавшееся путешествие. Проводница за стала его за курением в служебном тамбуре, спроси ла билет и тут же со скан далом выетавила обоих, бес церемонно перебудив среди ночи полвагОна. До. утра они промаялись в сыром, промозглом вок- зальчике, вынудив бодрство вать вместе с собой несколь ких пугливых теток с узла ми Однако следующий по езд ожидался лишь к вечеру , и, как только рассвело, они поехали в центр, рассчитывая найти там хоть какой-нибудь приработок. Случай помог им. Симпатич ная баб'5чнка, увешанная сумками и целлофановыми пакетами, любезно разрешая поднести до остановки не- подъемный чемодан, в ответ •на помощь посоветовала об ратиться в храм. «Батюшка наш уж больно старенький, — умилительньш голосом пояснила она. — Дрова-то на зиму очень нужны.- Вон какая рябина нынче уроди лась! И сам промерзнет до кости зимой, и людей замо розит». Сергей сначала протесто вал против «попа», но Борь ка сумел поколебать его уп- -рямство, напомнив об ужине и неопределенных перспекти вах отъезда. Подряд сладился у них бы стро, Перебивая голод куре вом, колодезной ВОДОЙ и вя жуще-кислыми грушами с дичка, пилили весь дщ!Ь, из редка отдыхая и расслаблен но глядя снизу вверх на вы- 'пуклые. купола церкви, на лубочную роспись в простен ке, на плывущие в голубом небе золоченые кресты. . Когда . появился второй священник, уже вечерело и у дверей храма стали соби раться пожилые прихожане. Чувствуя одобрительное вни мание к себе, ребята прио- - бодрились и поднажали. По следний «саксаул» они распи лили с бодрым бурлацким уханьем, после чего Сергей удовлетворенно перевер нул козлы вверх ножками, бросил на траву тонко визг нувшую пилу и закатил в по ленницу последний чурбан. Борис уже пересчитывал ру блевки, окропляя их древес ной пудрой с бороды, — Не знаю, хватит ли нам на ужин?— вздохнул он. -- Общепитовские котлеты я сейчас не осилю, а в ресто ран дороговато. Может, на вокзале жареной колбаски сподобимся, а, Серень? — На эту колбасу цыган ское здоровье нуншо,— зая вил тот, выбирая опилки из волос. — Щец бы сейчас, да карггошки жареной... — Можно и картошки, и биточков, и грибков, — про говорил за их спинами свя щенник. Он все еще стоял рядом, мягко улыбаясь в бо- РОДУ. — Это как же расцени вать? Уездный черный юмор? — живо обернулся к нему Борька. — Да нет, я вполне серь езно, ребята, — кивнул им священник. — Хочу попро сить вас еще чуть-чуть пора ботать. Но уже у меня в по леннице. — Ой, мамочки, не стою, — дурашливо окая, засмеял ся Борька и толкнул Сергея в бок. — Ты как насчет гри бков? Д очень уважаю. — Погоди, погоди! А объ ем тот же? — перебил его Сергей, недовер’шво огляды вая священншса. — Все-та ки постимся с утра. — Много меньше, друзья мои! А ужин будет поисти- .не княжеский. Так вы со гласны?.. Тогда прошу за мной! И молодой священник по луобернувшись к ним, по шел к воротам храма. -Все еще мучимые сомнениями и усталостью, ребята потяну лись следом. На улице в тени акации стояли канареечно-милицей ские на вид «Жигули». Свя щенник покопался в склад ках рясы, вытащил из потай ного кармана ключи и, пово зившись с. замком, распах нул дверцу. —. Прошу вас. Я тут не далеко живу, в слободе... — Пу и житуха, а, Се рень! Из грязи, да в князи! — с восхищением хохотнул ■Борька и первым полез в са лон. С видом людей бывалых бородатого священника, по хожего на русского лесовика- Берендея, на его широкие плечи, обтянутые косоворот кой, невольно усмехался про себя. Наконец, не выдержал, воткнул топор в полено и выпрямился. — Хотите, что думаю, скажу, отец Алексей? — с неловко стью в голосе проговорил он. — Только не обижайтесь на прямоту. Человек я наивный, простой, вдобавок атеист. ■ — Да, да, пожалуйста, — кивнул тот, вытирая лоб плат- ком. ' - — .Вот знаете, мне всег да казалось, что старухпки ходят к вам не столько про поведи слушать, сколько на людей приятных смотреть — ' в золоте, парче, ■с благооб разными брродами. Ну как болельщики на стадион — за молодостью... сколько ревнивым внимани ем разглядывал его. Почув ствовав. что пес уже готов залаять, Борька отвернулся. — Да. не верю я ни в бо га, ни в черта! - с досадой буркнул он. — Ведь ника ких доказательств щ на зе мле, ни в космосе. — А вы и не шгщте этих доказательств. Вы только шо- чувствуйте их. Вера выше логики, она в тайных движе ниях • души человеческой, а не там ли кладезь. Истины? Помните это: «мысль изре ченная есть ложь»?.. — отец Алексей потер тонкой рукой высокий лоб, —- Уверяю вас. если войдете ■в душу свою, как во Храм, то обретете там истинный космос и дали не постижимые... — Погодите, погодите-ка! Так это же настоящая психо терапия, Борис! вдруг , они развалились на заднем сидений. Священник снял шляпу, включил приемник и стал походить на молодого художника. С бережной не торопливостью он прогрел мотор, пристегнул ремни, за чем-то поелозил дворничка- ми по глянцево-чистому ло бовому стеклу и лишь затем широко развернулся... Сначала они поехали куда- то вниз по мощеным булыж ником улицам центра, мимо пожарной каланчи, рынка, домов с антресолями, потом нырнули в затененное топо лями городище. Машина ста ла попрыгивать на колдоби нах и сразу же появились по сторонам пышные палисад ники, деревянные лавки с любопытствующими старожи лами, захлюстанные, голоси стые дворняги. Наконец, ма шина завернула к обшитым зкелезом воротам и плавно остановилась. Они были на месте. Дом у отца Алексее — так звали молодого священ ника — был богаче и осно вательнее соседских, а двор мог бы сделать честь и фер меру средней руки. Аккурат ные пристройки и клети у сараев, мастерские и гараж венчались неаполитанской беседкой в стиле ампир. Под сенью виноградной лозы, в ее глубине, миловидная^ ру соволосая женщина гладила белье. Рйдом на плетеном кресле, небгрежно свесив ла пы, со щегольской изыскан ностью Д1>емал мраморньпЧ дог. Ребята осмотрели двор и остались им довольны. . Между тем молодой свя- фенник переоделся в цивиль ное и отомкнул сарай. Ко лоть сухие бехюзовые чурки, не гордясь, он стал вместе с {юбятами. Похоже, для спо рой работы в поленнице ему были нужны лишь помощни ки, и привычное дело уже не показалось обременитель- ньпи. а свежий вечерний воз дух, нагоняя аппетит, пьянил и располагал к задушетной беседе. Сергей все погладывал на — А что же, наверное, й это. Да, да, и это. Красота и вера — очень близки. Как вера и любовь, — священ ник. отдыхая, присел на коз лы. Кто мало| любви, испытал Б этой жизни, всегда ищет ее в вере. —1Но вера же не прюсто любовь, она неистовство, не примиримость, фанатизм! — сразу обрадовался возможно сти поспорить Сергей. — Фа натическая вера стойла чело, вечеству миллионов жер)тв, разве не так? Вспомните ин квизицию,. ■ — Инквизиция — не ве ра, но только подавление ерю- си, — мягко возразил ему отец Алексей.— Видите ли, каждая эпоха выдвигает про блему счастья человеческого, но для его достижения ис пользуются чаще всего бес человечные средства. Возни кает протест, а значит и про тиводействие ему. Истина же в том. чтобы цель и средст во совпали в самом челове ке. — Ну, не знаю! Я лично вижу, что не вера, а сомне ния движут прогрессом, — возразил Сергей. — Возьми те тысячелетия восточной «летаргии». Там вера, согла сен. А европейское Просве щение с его атеизмом? Это уже взлет технологии, куль туры; во!. Отец Алексей слабо улыб нулся. — Я понимаю вас, пони маю. Но мы, ругая средне вековье за «летаргию», сов сем не ощущаем становле ния в те вргемена человече ской морали, развиваемой христианством. Имейте в ви ду, наука дает вам сомне ния во всесилии религии, но не дает сомнений во всесилии самой науки. И человек до сих пор не цель, а средство. Отсюда все беды наши... Ворька слушал их впол уха. Прислонившись к кося ку двери, он смотрел, как мо лодая женщина неспешно на бирает воду у колодца. Сто ящий рядом с ней мршиор- ный дог с холодным, не хлопнул себя по коленууСер. гей. — Ну да. смотри!.. И пассы успокаивающие, и кра сивые слова. Настройка до минанты, а «установка»! Нет, ты замечаешь?.. ■ . Борис неопределенно по жал плечами и снова выгля нул наружу. — По форме, может быть, . поскольку именно это наука Й взяла у религии для сво их целей, — ничуть не сму тившись, продолжал молодой священник. — Но существо совершенно иное. Вот’ вы за думайтесь сами: что есть че ловек?.. Ничтожная пылинка на тверди земной меж дву мя стихиями — вечным ог нем и вечным мраком. А дерз- нул-таки разгадать все во круг себя — от начала вре мен до границ мира Вот ве личие духа! На все перст указующий, друзья мои.. — А знаете, только один голос ваш бархатный слу шать приятно, — снова заго ворил в волнении Сергей. ^ И я теперь, кажется, начи наю пошшать суть таинства во Храме. Это сразу у вас все — и епера, и театр, и живопись, и архитектура, да, наверное, все искусство вме. сте. Сильный жанр, скажи, Ворь! Верующие, значит, в свой театр ходят. Они же культурнее нас с тобой, ты. понял? Помнишь, бабушку с пакетами? Сама доброта. А проводница, что нас с поез да ссадила?.. — Но не только это, — согласно склонил голову свя щенник. — Еще и единство смиренных, душ во Христе, и возвышающий мучениче ский крест, и благодатное за ступничество Бога-отца. Зна ете, это как в любви — че ловек обретает гармонию всей жизни своей, а, главное, ли шается унизительного страха смерти... Ворька, кривя в сар кастической усмешке, по- прежнему смотрел во двор на русоволосую молодую жинщину. Она как раз вы ставила у вера:нды электро самовар и, шелестя крах мальным фартуком, прошла мимо. «Жена, наверное, с не понятной горечью подумал^,— он. — Отхватил же себе ло- -^ падью, борода...» . — Но это просто безнрав. ственно, я считаю, — на стойчиво протестовал в сарае Сергей. Мы, значит, да вим на активную жизненную позицию, а вы. что же, эк сплуатируете эгоистические струнки? Ведь человек тогда и в добре эгоист,.. — А зачем нам с вами покаяние от Бога дано? — поднял на него добрый взор отец Алексей. — В каждой ..ЛУше все есть — и светлое, и низкое, И утверждать очи: щение . человека 'отказом от полноты жизни — увы, за блуждение. Или, так скажем, — редкость великая... Нет, не надо бояться самих себя, друзья мои, — продолжал он^ — Вспомните наш рос сийский «космизм»: через вв' РУ в будущее — человеч ность в настоящем, через уст ремленность и , силу духа, его праведное смирение. Жизнь, ориентированная на бесконечноетъ, когда чело век всей судьбою своей от вечает за содеянное сегодня, разве это не благородно? Для верующего это величайшее духовное достижение, для не верующего — нравственный. подвиг. — Так что же получается: высокая нравственность и есть вера? — спросил у не го Сергей. — О нет, толвцо для че ловека мирского! — умоля юще поднял руки священник. — Нравственность — вера в .земные идеалы, в рели- . гии же — дыхание вечйо- сти. Помните слова Достоев ского: «красота спасет вдр». Именно здесь, в вере. Истина^ . испытуется добром и кр.асо^^^ той. Почему мы и заговори ли об этом... Ужинали они под сенью . виноградной лозы в простор, ной и уютной неаполитанской беседке. На белоснежной ска терти возвышался хохлом ской самовар в окруженйи эмалированных тарелочек с холодцом щ соусниц с гри бами. Появилось и жаркое, и даже вожделенная Борь кой гречневая каша, и х;отя ребята стеснялись жены свя щенника, набросились на еду. Вьппли от отца Алексея уже в десятом часу вечера, к поезду. В переулке было темно, лишь над кронами лип теплилась бледно-розовая во сходящая луна. М олодой свя щенник у калитки светил им фонарем. Из ворот вьФежа-, ла попадья. Не поднимая глаз, быстро сунула Борьке в руки газетный сверток, ле гонько поклонилась и убежа ла назад, во двор. — Но МЫ! уже сыты, отец Алексей, — пробормотал тот. с неловкостью прижимая ■ сверток к груди. — Нет, нет, берите, дру зья мои. Это груши из на шего сада, — сказал отец Алексей. — Сочные груши, сахарные, не тот кислец мо настырский, что вы днем-то ели. Уж такие вы голодные были днем, что душа моя за вас изнылась. Никогда, на верное, не забуду... — он с неловкостью покашлял.- — Так это ж вы нарочно вас пригласили! — вдруг дога дался Сергей. —, Сами бы дрова свои покололи, я же знаю. Это чтобы нас накор мить? — Нет, не накормить. Со- грють в дороге, — тихо про говорил отец Алексей. Ребята, коротко перегля нувшись, молча смотрели на него. А он смущенно улы бался в бороду и стал сейчас еще больше походить на лу- кавого Берендея из какой-то старой-старой., сльппанной еще в детстве русской сказ ки... В. КОРШИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz