Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
На прошлой неделе в обкоме ВЛКСМ состоялся «круглый %. стол», в котором приняли участие комсомольские работники и де легаты Всесоюзного сбора-90 учащихся-комсомольцев. Тема разговора — проблемы школьного комсомола. Его начала секретарь обкома ВЛКСМ ' Ирина Горчакова; — В последнее время вряд ли кто не слышал вопроса: «Что происходит со школьным комсомолом?» Он не случайно возникает именно сейчас и у учащих ся, и у педагогов, и у родителей. Одни спрашивают: комсомол — это организа ция или движение?, Другие: правда ли, что в названии ВЛКСМ упразднят слово «ленинский»? Есть очень катего ричное мнение «переселить» из школы комсомол. И вот в этой разноголосице суждений, может быть, очень скорых, чересчур эмоциональных; видно глав ное — назрела необходимость по су ществу разобраться в делах школьного комсомола. В. Кретов, секретарь Липецкого гор- ‘ кома ВЛКСМ: — Мне кажется, что большая часть проблем объясняется слабой связью учителей и школьников. Ребята не всегда находят должную оценку своим дей ствиям даже среди преподавателей- комсомольцев, что же говорить обо всех остальных? Старшеклассникам при ходится замыкаться на самих себе, а это губительно действует на комсомо льскую организацию. Сейчас мы очень много говорим о личности лидера и приходим к просто му выводу: секретаря комитета комсо- ^ мола должны выбирать сами старше классники. И мы решили, пусть каждый ' претендент представляет свою прог- '-рамму для обсуждения, потом — пусть решают ребята. В. Андреева, секретарь Советского РК ВЛКСМ: — У нас уже прошли областной и городской комсомольские форумы школьников. Но они не получились проб- .V - лемными. Почему? Да потому, что на них присутствовал актив, а у нас есть еще пассив, то есть те, кто р комсомоле только числятся. Их настроения мы, к несчастью, не узнали. А тем временем явления, которые происходят в шко лах, заставляют не просто задумать ся, а скорее действовать. В нынешнем , году в 26-ти школах района в комсомол приняли всего 30 человек, в' прошлом — 250—-300 человек. Что это? Мне кажется,- нужно отказаться от традиционных структур. Де,Ление шко- .шного комитета комсомола по секторам не дает положительного результата. Может, совет комсоргов — это новая форма, которая могла бы проявить се бя? Многое зависит от отчетно-выборной кампании. Мы рекомендуем проводить собрания в форме «круглого стола» с непременным участием пресс-центра. И еще, здесь я хочу полностью сог ласиться с Валерой Кретовым, без помощи учителей школьный комсомол не сможет определиться. У самих учащих ся пока, может быть, не хватит сил обобщить лучший опыт, из уже имею щегося выделить рациональное зерно. Вот, например, интересная ситуация в 53-й.школе. Там роль комитета ком сомола давно утрачена, но вся жизнь в школе вертится вокруг клуба «Обык новенное чудо». Есть авторитетный большей совет, который решает жиз ненно важные вопросы. Вот пожалуй ста, факт для обобщений, раздумий. И. Кукишев, десятиклассник средней школы № 3!, секретарь комсомольской организации: — Школьная комсомольская органи зация сегодня полностью игнорируется ребятами. В комсомол вступать никто не хочет, очень многие говорят, что он полностью себя . изжил. Необходимы самые смелые демократические из- • менения: без них комсомол погибнет. ОТСТУПЛЕНИЕ. Хочется акцентиро вать внимание читателей на словах Игоря Кукишева, Они могут показать ся чрезмерно категоричными, но Игорь в данной ситуации выражает мнение тех, ради кого организован этот «круг лый стол». И не согласиться с ним не возможно. Факты говорят сами за се бя: прием школьников в комсомол ка тастрофически уменьшается, участники «круглого стола» отмечали, что сей час школьные организации держатся только на старшеклассниках. Уйдут они, и численность вообще упадет. Нельзя игнорировать и то, что родители изме нили свое отношение к комсомо.чу. Пред ставитель Елецкого горкома комсомола рассказала, что в ее практике были случаи, когда « горком звонили роди тели с претензиями: «Зачем вы застав ляете моего сына вступать в комсомол»? Что же будет, если на XXI съезде ВЛКСМ проголосуют за свободный вы-, ход? Н. Антипова, председатель Елецкого; городского совета пионерской органи зации: г — Нынешний школьный комсомол — что это? Это еще не новое явление и уже не старое. Я думаю, XXI съезд во всем разберется. Сегодняшняя структура комсомола себя изжила, и держится она ' на вынужденном энтузиазме аппарата. Мы пытаемся у себя что-то менять. От крыли при райкоме- дискуссионный Клуб. Кстати, из тех, кто его посеща ет, 40 процентов — не комсомольцы в КОМСОМОЛ в ШКОЛЕ и л и ВНЕ ЕЕ? сегодняшний день. Пото.чу что они объ единяют подростков с разным миро воззрением. Наш же Союз коммуни стический, значит у всех, кто в него входит, должно быть только коммунн- стическое мировоззрение, а ведь мы, подростки, по-разному видим мир, у каждого нз нас складывается свое осо- бое отношение к происходящему. И. Горчакова: — Как видите, и взрослые, и сами, учащиеся находятся в поиске путей выхода школьного комсомола из кри зиса. Особую роль в этом, по моему мнению^ должна сыграть отчетно-вы- борная кампания, в ходе которой стар шеклассника ответят себе на главные вопросы: «Каким быть комсомолу?» и жБуду ли я в нем?». Главное — нужно- вместе разобраться в статусе учениче ского комсомола. Он является органи зацией общественно-политической. Но- какие реальные рычаги политической власти имеет «первична»? Обладают ли комсомольские организации учащихся равными правами с другими союзами? — Я тоже в полной растерянности. - Мы сейчас ищем место школьного ком сомола в общей структуре. Но как его найти, если мы не знаем, что произой дет на XXI съезде? Здесь кто^о сказал, что комсомоль ские собрания — праздник д.чя учащих ся. Это давно не так, не нужно рисо вать себе радужных .картин. Тем более, в то Бремя, когда в некоторых респуб ликах требуют вообще прекратить по литическую агитацию в школах. В. Андреева: — Общее безверие в комсомол свя зано, на мой взгляд, с тем, что неко торые комсомольские организации про сто не хотят работать, искать новые формы своей деятельности, они «за стыли» в своем развитий. И взять опять ту же 53^ю школу. Знаете, там секре тарь комитета комсомола приглашает к себе на отчет директора школы, име ет право наложить на него взыскание, например, за то, что не вовремя было организовано дежурство учителей. Точ нее, диржтор позволяет это сделать. Естественно, здесь веры в комсомол ос танется больше. . ОТСТУПЛЕНИЕ. Если комсомол яв ляется самостоятельной организацией, то почему деятельность его во многих школах зависит от администрация, от учителей? Многие участники «круглого стола» подчеркивали: чтобы активизи ровать работу, необходимо крепить союз учителей-комсомольцев и учащих ся. Но мне кажется, свои собственные проблемы школьники должны решать самостоятельно, иначе какой смысл в их объединении? Может быть, уже сей час необходимо ориентировать учащих ся на полную самостоятельность в принятии решений и в ответственности за них без привлечения к этому делу старших товарищей? От администрации школ, учителей требуется одно — не мешать. А. Богданов, секретарь Запяыгинско- го РК ВЛКСМ: вступать в ВЛКСМ пока не собираются,. Плохо ли, хорошо ли? Но это факт. И. Горчакова: — Несколько раз я слышала фразу: «Нужно дождаться съезда». Но съезд все за нас не решит. Человек, прежде всего, сам должен определить свое место в нашей организации и вырабо т а в план действий. Л.' Фетисова, секретарь Левобережного РК ВЛКСМ: — Если говорить о новых формах ра боты, то у нас в 4-й школе отказа лись от пресловутых секторов в коми тете. Комсомольцы объедини.чись по интересам. У каждого такого объеди нения есть свой учитель-консультант, который помогает ребятам интересно строить работу. - И. Кукишев: — комсомол —■ это не клуб по ин тересам. Ребят сейчас волнует полити ческая жизнь страны, но обсуждать ее они предпочитают не в комитете ком сомола, а где-нибудь в-дружеской ком- панйи. Я считаю, что школа — это преж де всего учебное заведение и в ней нужно получать образование, а всеми дрртими вопросами должны занимать ся профессионалы. Ну какой толк в том, что комитет комсомола, допустим, организовал дискотеку? У ' ребят она не пользуется успехом. Они с большим удовольствием идут в Дом культуры, где то же самое делают профессиона лы, но на более высоком уровне. Лич но' я жду от съезда главного решения комсомол до.чжен быть признан со вершенно самостоятельной политической организацией, которая сразу бы вклю чилась в борьбу за управление страной. Н. Антипова: — Игорь, сейчас в некоторых респуб ликах созданы ассоциации подростков. Как ты думаешь, они могут стать аль тернативой комсЬмолу?, И. Кукишев: ^ — Я думаю, у/ИН.Х больше .возможно стей существовать, во всяком случае, на Насколько возможен принцип партий ного руководства комсомолом ком мунистами, работающими с учениками? На какой основе должны формировать ся отношения партийной и комсомоль ской организаций в школе? Эти вой- росы должны задать себе, в первую очередь, взрослые комсо.мольцы, ком- .мунисты. Как показали исследования ученых, более 80 процентов опрошенных уча стников Всесоюзной конференции уча щихся-комсомольцев (февраль 1990' г.) не удовлетворены состоянием дел в комсомольской организации своего учеб ного заведения. В то же время лишь 10 процентов не верят в свои силы, в возможность повлиять на положение- дел в комсомоле. 86 процентов счита ют, что организации учащихся обособ лены, изолированы, действуют в отр'ыве- от «взрослого» комсомола, партии, к их проблемам они относятся пока как к частным и второстепенным. ■ Последнее, я считаю, и стало главной причиной того, что первичная комсомо- ^ льская организация учащихся пере стала быть средой делового общения юношей и девушек. Поэтому старшеклас сники все чаще и чаще реализутот свои социально значимые интересы в различ ных объединения.ж, клубах, группах. Думается, что первичные комсомоль ские организации школ, ОПТУ должны пользоваться приоритетным статусом в ВЛКСМ, эти вопросы должны быть обсуждены на предстоящем XXI съезде ВЛКСМ, рбков.тение комсомола мы связываем с новым отношением к учащимся. Ра бота с ними должна стать важнейшим делом Союза Молодежи. В беседе за «круглым столом» почти не выступали секретаре сельских райко мов комсомола, Это вполне объяснимо: в сельских школах пока нет тех проб лем, что в городских. Долго ли прод лится такое затишье?.. , И. КОБЗЕВЛ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz