Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

На прошлой неделе в обкоме ВЛКСМ состоялся «круглый %. стол», в котором приняли участие комсомольские работники и де­ легаты Всесоюзного сбора-90 учащихся-комсомольцев. Тема разговора — проблемы школьного комсомола. Его начала секретарь обкома ВЛКСМ ' Ирина Горчакова; — В последнее время вряд ли кто не слышал вопроса: «Что происходит со школьным комсомолом?» Он не случайно возникает именно сейчас и у учащих­ ся, и у педагогов, и у родителей. Одни спрашивают: комсомол — это организа­ ция или движение?, Другие: правда ли, что в названии ВЛКСМ упразднят слово «ленинский»? Есть очень катего­ ричное мнение «переселить» из школы комсомол. И вот в этой разноголосице суждений, может быть, очень скорых, чересчур эмоциональных; видно глав­ ное — назрела необходимость по су­ ществу разобраться в делах школьного комсомола. В. Кретов, секретарь Липецкого гор- ‘ кома ВЛКСМ: — Мне кажется, что большая часть проблем объясняется слабой связью учителей и школьников. Ребята не всегда находят должную оценку своим дей­ ствиям даже среди преподавателей- комсомольцев, что же говорить обо всех остальных? Старшеклассникам при­ ходится замыкаться на самих себе, а это губительно действует на комсомо­ льскую организацию. Сейчас мы очень много говорим о личности лидера и приходим к просто­ му выводу: секретаря комитета комсо- ^ мола должны выбирать сами старше­ классники. И мы решили, пусть каждый ' претендент представляет свою прог- '-рамму для обсуждения, потом — пусть решают ребята. В. Андреева, секретарь Советского РК ВЛКСМ: — У нас уже прошли областной и городской комсомольские форумы школьников. Но они не получились проб- .V - лемными. Почему? Да потому, что на них присутствовал актив, а у нас есть еще пассив, то есть те, кто р комсомоле только числятся. Их настроения мы, к несчастью, не узнали. А тем временем явления, которые происходят в шко­ лах, заставляют не просто задумать­ ся, а скорее действовать. В нынешнем , году в 26-ти школах района в комсомол приняли всего 30 человек, в' прошлом — 250—-300 человек. Что это? Мне кажется,- нужно отказаться от традиционных структур. Де,Ление шко- .шного комитета комсомола по секторам не дает положительного результата. Может, совет комсоргов — это новая форма, которая могла бы проявить се­ бя? Многое зависит от отчетно-выборной кампании. Мы рекомендуем проводить собрания в форме «круглого стола» с непременным участием пресс-центра. И еще, здесь я хочу полностью сог­ ласиться с Валерой Кретовым, без помощи учителей школьный комсомол не сможет определиться. У самих учащих­ ся пока, может быть, не хватит сил обобщить лучший опыт, из уже имею­ щегося выделить рациональное зерно. Вот, например, интересная ситуация в 53-й.школе. Там роль комитета ком­ сомола давно утрачена, но вся жизнь в школе вертится вокруг клуба «Обык­ новенное чудо». Есть авторитетный большей совет, который решает жиз­ ненно важные вопросы. Вот пожалуй­ ста, факт для обобщений, раздумий. И. Кукишев, десятиклассник средней школы № 3!, секретарь комсомольской организации: — Школьная комсомольская органи­ зация сегодня полностью игнорируется ребятами. В комсомол вступать никто не хочет, очень многие говорят, что он полностью себя . изжил. Необходимы самые смелые демократические из- • менения: без них комсомол погибнет. ОТСТУПЛЕНИЕ. Хочется акцентиро­ вать внимание читателей на словах Игоря Кукишева, Они могут показать­ ся чрезмерно категоричными, но Игорь в данной ситуации выражает мнение тех, ради кого организован этот «круг­ лый стол». И не согласиться с ним не­ возможно. Факты говорят сами за се­ бя: прием школьников в комсомол ка­ тастрофически уменьшается, участники «круглого стола» отмечали, что сей­ час школьные организации держатся только на старшеклассниках. Уйдут они, и численность вообще упадет. Нельзя игнорировать и то, что родители изме­ нили свое отношение к комсомо.чу. Пред­ ставитель Елецкого горкома комсомола рассказала, что в ее практике были случаи, когда « горком звонили роди­ тели с претензиями: «Зачем вы застав­ ляете моего сына вступать в комсомол»? Что же будет, если на XXI съезде ВЛКСМ проголосуют за свободный вы-, ход? Н. Антипова, председатель Елецкого; городского совета пионерской органи­ зации: г — Нынешний школьный комсомол — что это? Это еще не новое явление и уже не старое. Я думаю, XXI съезд во всем разберется. Сегодняшняя структура комсомола себя изжила, и держится она ' на вынужденном энтузиазме аппарата. Мы пытаемся у себя что-то менять. От­ крыли при райкоме- дискуссионный Клуб. Кстати, из тех, кто его посеща­ ет, 40 процентов — не комсомольцы в КОМСОМОЛ в ШКОЛЕ и л и ВНЕ ЕЕ? сегодняшний день. Пото.чу что они объ­ единяют подростков с разным миро­ воззрением. Наш же Союз коммуни­ стический, значит у всех, кто в него входит, должно быть только коммунн- стическое мировоззрение, а ведь мы, подростки, по-разному видим мир, у каждого нз нас складывается свое осо- бое отношение к происходящему. И. Горчакова: — Как видите, и взрослые, и сами, учащиеся находятся в поиске путей выхода школьного комсомола из кри­ зиса. Особую роль в этом, по моему мнению^ должна сыграть отчетно-вы- борная кампания, в ходе которой стар­ шеклассника ответят себе на главные вопросы: «Каким быть комсомолу?» и жБуду ли я в нем?». Главное — нужно- вместе разобраться в статусе учениче­ ского комсомола. Он является органи­ зацией общественно-политической. Но- какие реальные рычаги политической власти имеет «первична»? Обладают ли комсомольские организации учащихся равными правами с другими союзами? — Я тоже в полной растерянности. - Мы сейчас ищем место школьного ком­ сомола в общей структуре. Но как его найти, если мы не знаем, что произой­ дет на XXI съезде? Здесь кто^о сказал, что комсомоль­ ские собрания — праздник д.чя учащих­ ся. Это давно не так, не нужно рисо­ вать себе радужных .картин. Тем более, в то Бремя, когда в некоторых респуб­ ликах требуют вообще прекратить по­ литическую агитацию в школах. В. Андреева: — Общее безверие в комсомол свя­ зано, на мой взгляд, с тем, что неко­ торые комсомольские организации про­ сто не хотят работать, искать новые формы своей деятельности, они «за­ стыли» в своем развитий. И взять опять ту же 53^ю школу. Знаете, там секре­ тарь комитета комсомола приглашает к себе на отчет директора школы, име­ ет право наложить на него взыскание, например, за то, что не вовремя было организовано дежурство учителей. Точ­ нее, диржтор позволяет это сделать. Естественно, здесь веры в комсомол ос­ танется больше. . ОТСТУПЛЕНИЕ. Если комсомол яв­ ляется самостоятельной организацией, то почему деятельность его во многих школах зависит от администрация, от учителей? Многие участники «круглого стола» подчеркивали: чтобы активизи­ ровать работу, необходимо крепить союз учителей-комсомольцев и учащих­ ся. Но мне кажется, свои собственные проблемы школьники должны решать самостоятельно, иначе какой смысл в их объединении? Может быть, уже сей­ час необходимо ориентировать учащих­ ся на полную самостоятельность в принятии решений и в ответственности за них без привлечения к этому делу старших товарищей? От администрации школ, учителей требуется одно — не мешать. А. Богданов, секретарь Запяыгинско- го РК ВЛКСМ: вступать в ВЛКСМ пока не собираются,. Плохо ли, хорошо ли? Но это факт. И. Горчакова: — Несколько раз я слышала фразу: «Нужно дождаться съезда». Но съезд все за нас не решит. Человек, прежде всего, сам должен определить свое место в нашей организации и вырабо­ т а в план действий. Л.' Фетисова, секретарь Левобережного РК ВЛКСМ: — Если говорить о новых формах ра­ боты, то у нас в 4-й школе отказа­ лись от пресловутых секторов в коми­ тете. Комсомольцы объедини.чись по интересам. У каждого такого объеди­ нения есть свой учитель-консультант, который помогает ребятам интересно строить работу. - И. Кукишев: — комсомол —■ это не клуб по ин­ тересам. Ребят сейчас волнует полити­ ческая жизнь страны, но обсуждать ее они предпочитают не в комитете ком­ сомола, а где-нибудь в-дружеской ком- панйи. Я считаю, что школа — это преж­ де всего учебное заведение и в ней нужно получать образование, а всеми дрртими вопросами должны занимать­ ся профессионалы. Ну какой толк в том, что комитет комсомола, допустим, организовал дискотеку? У ' ребят она не пользуется успехом. Они с большим удовольствием идут в Дом культуры, где то же самое делают профессиона­ лы, но на более высоком уровне. Лич­ но' я жду от съезда главного решения комсомол до.чжен быть признан со­ вершенно самостоятельной политической организацией, которая сразу бы вклю­ чилась в борьбу за управление страной. Н. Антипова: — Игорь, сейчас в некоторых респуб­ ликах созданы ассоциации подростков. Как ты думаешь, они могут стать аль­ тернативой комсЬмолу?, И. Кукишев: ^ — Я думаю, у/ИН.Х больше .возможно­ стей существовать, во всяком случае, на Насколько возможен принцип партий­ ного руководства комсомолом ком­ мунистами, работающими с учениками? На какой основе должны формировать­ ся отношения партийной и комсомоль­ ской организаций в школе? Эти вой- росы должны задать себе, в первую очередь, взрослые комсо.мольцы, ком- .мунисты. Как показали исследования ученых, более 80 процентов опрошенных уча­ стников Всесоюзной конференции уча­ щихся-комсомольцев (февраль 1990' г.) не удовлетворены состоянием дел в комсомольской организации своего учеб­ ного заведения. В то же время лишь 10 процентов не верят в свои силы, в возможность повлиять на положение- дел в комсомоле. 86 процентов счита­ ют, что организации учащихся обособ­ лены, изолированы, действуют в отр'ыве- от «взрослого» комсомола, партии, к их проблемам они относятся пока как к частным и второстепенным. ■ Последнее, я считаю, и стало главной причиной того, что первичная комсомо- ^ льская организация учащихся пере­ стала быть средой делового общения юношей и девушек. Поэтому старшеклас­ сники все чаще и чаще реализутот свои социально значимые интересы в различ­ ных объединения.ж, клубах, группах. Думается, что первичные комсомоль­ ские организации школ, ОПТУ должны пользоваться приоритетным статусом в ВЛКСМ, эти вопросы должны быть обсуждены на предстоящем XXI съезде ВЛКСМ, рбков.тение комсомола мы связываем с новым отношением к учащимся. Ра­ бота с ними должна стать важнейшим делом Союза Молодежи. В беседе за «круглым столом» почти не выступали секретаре сельских райко­ мов комсомола, Это вполне объяснимо: в сельских школах пока нет тех проб­ лем, что в городских. Долго ли прод­ лится такое затишье?.. , И. КОБЗЕВЛ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz