Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

УСПЕТЬ ВЕЗДЕ :,..С самого раннего Детства занимали Сашу Печурииа странные фигурки, ; в которые так увлеченно играл его папа. А когда мальчику исполнилось четыре года, он узнал, что это не просто фигур­ ные штучки на клетчатой доске, а шах^ маты, играть в которые надо по особым правилам, где добиться победы очень трудно. Но как интересно! Самым первым Сашиным наставни­ ком был отец, потом , тренер детско- юношеской спортивной 1школы № 4 Ар­ кадий Михайлович Слонимский. За годы, проведенные в шахматном клубе при ДЮСШ, Сашино мастерство росло, и все уверенней он чувствовал себя в качестве полководца «маленько­ го воинства». Поездил: по стране; участ­ вовал в соревнованиях в Волгограде, Воронеже. А самый большой подарок фортуны получил в Ленинграде; медаль за первое место в турнире. ; Кажется, чего еше надо — паренек В: десять лет уже перворазрядник по шахматам. Так нет же, неймется ему; брльше трех лет гонял мяч в дворовой футбольной команде, играл в баскетбол, юдиисался в секцию бокса при школе. Успешно освоил и настольный теннис— имеет по этому виду спорта третий раз­ ряд. А еще —- самбо. А еще... к ак видим, даже перечисление спор­ тивных увлечений Саши занимает нема­ лое место. Стремление к самосовершен­ ствованию просто поразительное! Сейчас Саша Печурин учится в 7-м классе средней школы № 62. Впрочем, не только учится, но и работает, правда, де зарабатывает. Дело в том, что он — руководитель спортивного кружка. За­ нимаются в нем ребята — учащиеся Нтой Же школы, они младше своего «учителя» на год—два. Всего кружков­ цев восемнадцать. Остается удивляться, как Саше удается поддерживать дисцип­ лину , Занятия Саша проводит после второй школьной смены пять рай в неделю. У негр уже есть Воспитанники, достигшие хороших результатов. Например, Сергей Буев,' получивший первый разряд по шахматам. Костя Ткаченко — второй, Сергей Сундеев —- третий. С. ТУШЕВА. РАСТИТЬ ПАТРИОТОВ : Живу на улице 8 Марта и каждый день вижу глумление над военной тех­ никой, свезенной сюда. В ходовую руб- ку и трюмы военного катера забирают­ ся юнцы, пушку таскают по тротуару.., Рассказывают, что некогда любители ,пон1утить выкатывали ее на шоссе-, вы­ крикивая; «Огонь!» Мне кажется, если уж мы обладаем’ военными реликвиями, то почему бы не создать музей, скажем, у здания ДОСААФ на улице Горького, где,', имеется площадка? Словом, нам, липчанам, надо учиться бережно относиться к реликвиям Вели­ кой- Отечественной войны. Иначе мы окончательно растеряем святые понятия; Родина, Отчизна, Патриот. С. ПАНЮШКИНА. «НЕНОЙ-ИЩИ И СПРАШИВАЙ» Признаться, я не ожида­ ла, что старшеклассники ■ любят, играть не меньше, чем младшие кдассы." Толь­ ко правила,'цели и задачи их затей' гораздо сложнее и серьезнее. Это естественно. Вот пример, В 42-й ли­ пецкой школе старшекласс­ ники решили жить В рее-: публике — с парламентом, министрами и, крнечно, ■; с •президентом. Цель создания ее (приво­ д у цитату из выступления королевы на учредитель­ ном собрании); «объедине­ ние всех творческих сил, талантов, умов на великое дело — познание .неведо­ мого. А для этого необхо­ димо искать пути взаимо­ отношений между взрослы­ ми й детьми. И не все ли равно, кто первый протянет руку другому, главное, что­ бы это была рука, друга». Многим на том собрании понравился разговор . о том, что именно в школе надо учиться этике отно­ шений, уважать друг друга. Определили свое отношение и к неудачам: ' «пусть не Все у нас с вами получит­ ся — не будем огорчаться». : Один из законов респуб­ лики гласит: «Не ной |— ищи и спрашивай». Олег БАБИКОВ, прези­ дент республики. — Свою кандидатуру на этот пост я предложил сам, нисколько не стесня.ясь. Признаюсь, примером в моем поступке стал народ­ ный депутау СССР Оболен­ ский. Думаю, именно это и помогло изложить прбграм- му четко и ясно. Говорил я о том, что живем мы в районе, который принято называть «спальным», т. е. нет в нем почти ничего, .куда людям: И; взрослым, и детям— можно пойти раз­ влечься, отдохнуть. По­ этому я предложил заду­ манную нами республику сделать центром досуга всех детей и подростков на­ шего микрорайона. Это, ко­ нечно, только один из пунк­ тов моей программы. Но именно он пришелся по ду­ ше ребятам, наверное, по­ тому, что слишком надоела скука. Теперь насчет альтерна­ тивных кандидатур на пост президента. Самым грозным соперником считал Стаса Пиляева. Он контактнее меня, разворотливее, а по­ тому, мне кажется, и более притягательнее. Потом, в процессе нашей работы (Стас стал вице-президен­ том), я понял: в нем очень хорошо развито’ и чувство игрока команды: не важно, кто забил гол, лишь бы он был забит. Делая очень многое, Стас старается быть незаметным. И за то, что он первый пошел на кон­ такт, я ему очень благода­ рен. Одним словом, мой нынешний друг препо­ дал мне урок того, как должны общаться между собой люди, пожелавшие за­ ниматься одним делом. На­ деюсь, это очень пригодит­ ся во взрослой жизни'. Почему Стас не прошел на пост президента? Ду­ маю, ребятам к, моменту выборов несколько примель­ калась его активность. Я же в общественной жизни в тот день был почти нови­ чок. .Думаю, проголосовав- щие за меня поняли мое желание попробовать себя на новой стезе. , ПРОДОЛЖЕНИЕ НАЧАЛА Им стал день самоуправ­ ления. Не очень интересно рассказывать про то, как старшеклассники вместо учителей проводили, уроки, президент рыполнял обя­ занности директора, вице- президент — завуча. Такое — везде. На мф взгляд, самое ин­ тересное было вечером. После окончания второй смены всех учителей при­ гласили в . специально для них организованный бар. Был здесь душистый чай с вкусной и разнообразной выпечкой; был концерт, к которому школьный ан­ самбль «Лицедеи» подгото­ вил несколько танцев; по­ казали учителям модели одежды. Старались ребята на­ столько, что даже ту часть актового зала, где стояли столы, отгородили свето­ вым занавесом. Для этого по всей округе собрали прожекторы. Учителя не ожидали та­ кой заботы о себе. И от хорошего настроения вме­ сте со своими учениками пели, водили хороводы и даже играли. Жаль только, что было их на этом вечере всего пятнадцать человек — из... ста.. Отдых — дело, конечно, сугубо добровольное. Но в данной /Ситуации, по-мое- своей жизни. Оказалось, школа страдает обилием мусора, грубостью в отно­ шениях друг с другом ■ и большим количеством про­ гульщиков. Школу не то что отмыли —отдраили. Потом за чисто­ той следили до такой сте-, пени, что дежурные иногда получали оплеухи — за слишком жесткие и настой­ чивые требования «не бро­ сать», «не плевать», «не рвать» и т. д. Самым не­ щадным образом боролись и с прогульщиками, вплоть до того, что не пришедших на урок искали в их квар­ тирах. Сейчас члены парламен­ та, рассказывающие о том, как начиналась жизнь рес­ публики, вспоминают; и Фото в. Кулика. му, нетрудно было- дога­ даться, насколько важно присутствие всех или почти всех в тот вечер в актовом «НЕ БРОСАТЬ!» Впрочем, день самоуправ­ ления здесь примечателен не только учительским ба­ ром. Задумывая его, пар­ ламент школьной респуб­ лики решил выяснить наи­ более отчетливые пороки семечек в то время вы­ метали, меньше, и в школу -ходили все, за редким иск­ лючением. . Жаль, конечно, что гово­ рят ребята как о прошед­ шем. Более того, очень быст­ ро прошедшее, правда? Лич­ но мне показалось, что все это было похоже на компа­ нию, на то, против чего и хотелось бороться, когда задумывалась республика. Мечтая о чистоте, о добро­ совестном отношении к уче­ бе абсолютно всех, забыли главное; поговорить с «гражданами» о том, как этот порядок установить надолго,-еще, лучше — на­ всегда. Получилось, как на про­ тяжении многих лет; «ре­ шили», «проконтролирова­ ли». Правда, в данном слу­ чае, те, кто принимал ре­ шение, сами школу и мы­ ли, показывая пример ос­ тальным. Но в примере этом была авторитарность... ДИСКОТЕКА Ее однажды решили про­ вести для всех абсолютно пацанов микрорайона. Но вечер закончился тем ,' что многих членов парламента избили. Гостям в большин­ стве своей не понравилось требование раздеться, не курить и не быть пьяными. Больше всех досталось Ди­ ме Ануфриеву — очень спо­ койному человеку, на вы­ борах в парламент рато­ вавшему больше всего за мир и Iдружбу. А его взяли и избили за то, чтр не поз­ волил ■он . пацанам войти через окно. Д сожалению, эта непри­ ятность была не единст­ венной!. Когда гости ушли, уборку устроители вечера решилй сделать сейчас же, не до>йидаясь утра. Не при­ веди (-цеподи, кто-то из взрослых увидел бы грязь, оставленную гостями. ...На! .дискотеку ту учите­ ля прийти отказались, по­ тому как с' большим сом­ нением отнеслись, к идее пригласить посторонних. Я считаю, что с их сторо­ ны’этО было антипедагогич­ но. Единственным оправда­ нием ' их отказу помочь можно считать право са­ мим распоряжаться, своим свободным временем. Но вот подсказать, как избе­ жать стычек, учителя могли бы. Дуь)аю, каждый из них понимает, что .в общении с «трудными» главные ' по­ мощники ~ сами «труд­ ные». Ведь попроси кого- то из них принять участие, прежде всего, в организа­ ции дискотеки, вполне воз­ можно, финал был бы иной. Но не посоветовали... ИСТОРИЯ с КЛЮЧАМИ Эмма Вячеславовна Плет­ нева, организатор вне­ классной работы,^—главный вдохновитель жизни рес­ публики. Она сидит рядом и с большим интересом, почти молча, слушает то, о чем говорят ребята коррес­ понденту. — Эмма Вячеславовна, а для вас какой момент был самым тревожным в жизни республики? Она улыбнулась и, почти не радумываясь. рассказала такую историю. Алеша Замараев так взялся за работу техниче­ ского центра, что не закры­ вал он его до са­ мого п о з д н е г о ве­ чера. Через какое-то время Эмма Вячеславовна посчи­ тала. необходимым отдать, Алеше ключи от помеще­ ния. Во-первых, каждый день ждать, когда ребята уйдут оттуда, слишком на­ кладно для нее, семейного человека. Во-вторых, За­ мараев не требовал контро­ ля. А мальчишки, узнав о том, что ключи у Алеши, решили, что вход в ту ком­ нату Должен быть , всегда свободен. И начали часто скрываться здесь прогуль­ щики. Однажды Эмма Вячесла­ вовна решила ключи за­ брать. Но... Не отдам, р ответил ей Алеша. I — Как не отдашь? —- удивилась организатор. — Пусть парламент ре­ шит, — парировал паренек, давая понять, что ключи- это тоже символ власти. Парламент постановил: ключи Алеша должен вер­ нуть. Он их вернул, только уже через неделю Эмма Вячеславовна умоляла Але­ шу взять их обратно. Вроде бы, пустячный слу­ чай. Но он говорит о том. что ребята хотят научить­ ся отстаивать своё досто­ инство. Только побольше бы им этой деликатной смелости в случаях совсем грубых. А их, ой, как много еще бы­ вает в школах. СОБРАНИЕ Накануне моего прихода в 42-ю школу здесь состо­ ялось комсомольское собра­ ние. Насколько оно было бурным, поняла по тому, как ребята обсуждали про­ исшедшее на нем. Оказы­ вается, они проголосовали против нескольких предло­ жений, выдвинутых учите- лями-комсомольцами. Не буду их перечислять, ска­ жу лишь только, что стар­ шеклассники в своих возра­ жениях, по-моему, были правы. Но все-таки в одном, мне кажется, поступили опро­ метчиво. Они не фэгласи- лись на объединение уче­ нической комсомольской ор­ ганизации . с учительской. Не прошла обида, на то, что в свО!ИХ начинаниях они остались почти без по­ мощников, умных консуль­ тантов. Посмели возразить? За ­ мечательно! Но как же на­ счет того, что «не все ли равно, кто первый протя­ нет руку другому, главное, чтобы это была рука дру­ га?» И еще: в своей игре, уже помогшей жит% 42-й шко,1с интереснее, чем прежДе, ин­ тереснее, чем в других школах, мои новые знако­ мые, пытаясь поскорее за­ быть эпоху «единодушного решения», требуют от учи­ телей единодушного реше- ■ния полюбить их респуб- Е. СЕРГЕЕВА,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz