Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
УСПЕТЬ ВЕЗДЕ :,..С самого раннего Детства занимали Сашу Печурииа странные фигурки, ; в которые так увлеченно играл его папа. А когда мальчику исполнилось четыре года, он узнал, что это не просто фигур ные штучки на клетчатой доске, а шах^ маты, играть в которые надо по особым правилам, где добиться победы очень трудно. Но как интересно! Самым первым Сашиным наставни ком был отец, потом , тренер детско- юношеской спортивной 1школы № 4 Ар кадий Михайлович Слонимский. За годы, проведенные в шахматном клубе при ДЮСШ, Сашино мастерство росло, и все уверенней он чувствовал себя в качестве полководца «маленько го воинства». Поездил: по стране; участ вовал в соревнованиях в Волгограде, Воронеже. А самый большой подарок фортуны получил в Ленинграде; медаль за первое место в турнире. ; Кажется, чего еше надо — паренек В: десять лет уже перворазрядник по шахматам. Так нет же, неймется ему; брльше трех лет гонял мяч в дворовой футбольной команде, играл в баскетбол, юдиисался в секцию бокса при школе. Успешно освоил и настольный теннис— имеет по этому виду спорта третий раз ряд. А еще —- самбо. А еще... к ак видим, даже перечисление спор тивных увлечений Саши занимает нема лое место. Стремление к самосовершен ствованию просто поразительное! Сейчас Саша Печурин учится в 7-м классе средней школы № 62. Впрочем, не только учится, но и работает, правда, де зарабатывает. Дело в том, что он — руководитель спортивного кружка. За нимаются в нем ребята — учащиеся Нтой Же школы, они младше своего «учителя» на год—два. Всего кружков цев восемнадцать. Остается удивляться, как Саше удается поддерживать дисцип лину , Занятия Саша проводит после второй школьной смены пять рай в неделю. У негр уже есть Воспитанники, достигшие хороших результатов. Например, Сергей Буев,' получивший первый разряд по шахматам. Костя Ткаченко — второй, Сергей Сундеев —- третий. С. ТУШЕВА. РАСТИТЬ ПАТРИОТОВ : Живу на улице 8 Марта и каждый день вижу глумление над военной тех никой, свезенной сюда. В ходовую руб- ку и трюмы военного катера забирают ся юнцы, пушку таскают по тротуару.., Рассказывают, что некогда любители ,пон1утить выкатывали ее на шоссе-, вы крикивая; «Огонь!» Мне кажется, если уж мы обладаем’ военными реликвиями, то почему бы не создать музей, скажем, у здания ДОСААФ на улице Горького, где,', имеется площадка? Словом, нам, липчанам, надо учиться бережно относиться к реликвиям Вели кой- Отечественной войны. Иначе мы окончательно растеряем святые понятия; Родина, Отчизна, Патриот. С. ПАНЮШКИНА. «НЕНОЙ-ИЩИ И СПРАШИВАЙ» Признаться, я не ожида ла, что старшеклассники ■ любят, играть не меньше, чем младшие кдассы." Толь ко правила,'цели и задачи их затей' гораздо сложнее и серьезнее. Это естественно. Вот пример, В 42-й ли пецкой школе старшекласс ники решили жить В рее-: публике — с парламентом, министрами и, крнечно, ■; с •президентом. Цель создания ее (приво д у цитату из выступления королевы на учредитель ном собрании); «объедине ние всех творческих сил, талантов, умов на великое дело — познание .неведо мого. А для этого необхо димо искать пути взаимо отношений между взрослы ми й детьми. И не все ли равно, кто первый протянет руку другому, главное, что бы это была рука, друга». Многим на том собрании понравился разговор . о том, что именно в школе надо учиться этике отно шений, уважать друг друга. Определили свое отношение и к неудачам: ' «пусть не Все у нас с вами получит ся — не будем огорчаться». : Один из законов респуб лики гласит: «Не ной |— ищи и спрашивай». Олег БАБИКОВ, прези дент республики. — Свою кандидатуру на этот пост я предложил сам, нисколько не стесня.ясь. Признаюсь, примером в моем поступке стал народ ный депутау СССР Оболен ский. Думаю, именно это и помогло изложить прбграм- му четко и ясно. Говорил я о том, что живем мы в районе, который принято называть «спальным», т. е. нет в нем почти ничего, .куда людям: И; взрослым, и детям— можно пойти раз влечься, отдохнуть. По этому я предложил заду манную нами республику сделать центром досуга всех детей и подростков на шего микрорайона. Это, ко нечно, только один из пунк тов моей программы. Но именно он пришелся по ду ше ребятам, наверное, по тому, что слишком надоела скука. Теперь насчет альтерна тивных кандидатур на пост президента. Самым грозным соперником считал Стаса Пиляева. Он контактнее меня, разворотливее, а по тому, мне кажется, и более притягательнее. Потом, в процессе нашей работы (Стас стал вице-президен том), я понял: в нем очень хорошо развито’ и чувство игрока команды: не важно, кто забил гол, лишь бы он был забит. Делая очень многое, Стас старается быть незаметным. И за то, что он первый пошел на кон такт, я ему очень благода рен. Одним словом, мой нынешний друг препо дал мне урок того, как должны общаться между собой люди, пожелавшие за ниматься одним делом. На деюсь, это очень пригодит ся во взрослой жизни'. Почему Стас не прошел на пост президента? Ду маю, ребятам к, моменту выборов несколько примель калась его активность. Я же в общественной жизни в тот день был почти нови чок. .Думаю, проголосовав- щие за меня поняли мое желание попробовать себя на новой стезе. , ПРОДОЛЖЕНИЕ НАЧАЛА Им стал день самоуправ ления. Не очень интересно рассказывать про то, как старшеклассники вместо учителей проводили, уроки, президент рыполнял обя занности директора, вице- президент — завуча. Такое — везде. На мф взгляд, самое ин тересное было вечером. После окончания второй смены всех учителей при гласили в . специально для них организованный бар. Был здесь душистый чай с вкусной и разнообразной выпечкой; был концерт, к которому школьный ан самбль «Лицедеи» подгото вил несколько танцев; по казали учителям модели одежды. Старались ребята на столько, что даже ту часть актового зала, где стояли столы, отгородили свето вым занавесом. Для этого по всей округе собрали прожекторы. Учителя не ожидали та кой заботы о себе. И от хорошего настроения вме сте со своими учениками пели, водили хороводы и даже играли. Жаль только, что было их на этом вечере всего пятнадцать человек — из... ста.. Отдых — дело, конечно, сугубо добровольное. Но в данной /Ситуации, по-мое- своей жизни. Оказалось, школа страдает обилием мусора, грубостью в отно шениях друг с другом ■ и большим количеством про гульщиков. Школу не то что отмыли —отдраили. Потом за чисто той следили до такой сте-, пени, что дежурные иногда получали оплеухи — за слишком жесткие и настой чивые требования «не бро сать», «не плевать», «не рвать» и т. д. Самым не щадным образом боролись и с прогульщиками, вплоть до того, что не пришедших на урок искали в их квар тирах. Сейчас члены парламен та, рассказывающие о том, как начиналась жизнь рес публики, вспоминают; и Фото в. Кулика. му, нетрудно было- дога даться, насколько важно присутствие всех или почти всех в тот вечер в актовом «НЕ БРОСАТЬ!» Впрочем, день самоуправ ления здесь примечателен не только учительским ба ром. Задумывая его, пар ламент школьной респуб лики решил выяснить наи более отчетливые пороки семечек в то время вы метали, меньше, и в школу -ходили все, за редким иск лючением. . Жаль, конечно, что гово рят ребята как о прошед шем. Более того, очень быст ро прошедшее, правда? Лич но мне показалось, что все это было похоже на компа нию, на то, против чего и хотелось бороться, когда задумывалась республика. Мечтая о чистоте, о добро совестном отношении к уче бе абсолютно всех, забыли главное; поговорить с «гражданами» о том, как этот порядок установить надолго,-еще, лучше — на всегда. Получилось, как на про тяжении многих лет; «ре шили», «проконтролирова ли». Правда, в данном слу чае, те, кто принимал ре шение, сами школу и мы ли, показывая пример ос тальным. Но в примере этом была авторитарность... ДИСКОТЕКА Ее однажды решили про вести для всех абсолютно пацанов микрорайона. Но вечер закончился тем ,' что многих членов парламента избили. Гостям в большин стве своей не понравилось требование раздеться, не курить и не быть пьяными. Больше всех досталось Ди ме Ануфриеву — очень спо койному человеку, на вы борах в парламент рато вавшему больше всего за мир и Iдружбу. А его взяли и избили за то, чтр не поз волил ■он . пацанам войти через окно. Д сожалению, эта непри ятность была не единст венной!. Когда гости ушли, уборку устроители вечера решилй сделать сейчас же, не до>йидаясь утра. Не при веди (-цеподи, кто-то из взрослых увидел бы грязь, оставленную гостями. ...На! .дискотеку ту учите ля прийти отказались, по тому как с' большим сом нением отнеслись, к идее пригласить посторонних. Я считаю, что с их сторо ны’этО было антипедагогич но. Единственным оправда нием ' их отказу помочь можно считать право са мим распоряжаться, своим свободным временем. Но вот подсказать, как избе жать стычек, учителя могли бы. Дуь)аю, каждый из них понимает, что .в общении с «трудными» главные ' по мощники ~ сами «труд ные». Ведь попроси кого- то из них принять участие, прежде всего, в организа ции дискотеки, вполне воз можно, финал был бы иной. Но не посоветовали... ИСТОРИЯ с КЛЮЧАМИ Эмма Вячеславовна Плет нева, организатор вне классной работы,^—главный вдохновитель жизни рес публики. Она сидит рядом и с большим интересом, почти молча, слушает то, о чем говорят ребята коррес понденту. — Эмма Вячеславовна, а для вас какой момент был самым тревожным в жизни республики? Она улыбнулась и, почти не радумываясь. рассказала такую историю. Алеша Замараев так взялся за работу техниче ского центра, что не закры вал он его до са мого п о з д н е г о ве чера. Через какое-то время Эмма Вячеславовна посчи тала. необходимым отдать, Алеше ключи от помеще ния. Во-первых, каждый день ждать, когда ребята уйдут оттуда, слишком на кладно для нее, семейного человека. Во-вторых, За мараев не требовал контро ля. А мальчишки, узнав о том, что ключи у Алеши, решили, что вход в ту ком нату Должен быть , всегда свободен. И начали часто скрываться здесь прогуль щики. Однажды Эмма Вячесла вовна решила ключи за брать. Но... Не отдам, р ответил ей Алеша. I — Как не отдашь? —- удивилась организатор. — Пусть парламент ре шит, — парировал паренек, давая понять, что ключи- это тоже символ власти. Парламент постановил: ключи Алеша должен вер нуть. Он их вернул, только уже через неделю Эмма Вячеславовна умоляла Але шу взять их обратно. Вроде бы, пустячный слу чай. Но он говорит о том. что ребята хотят научить ся отстаивать своё досто инство. Только побольше бы им этой деликатной смелости в случаях совсем грубых. А их, ой, как много еще бы вает в школах. СОБРАНИЕ Накануне моего прихода в 42-ю школу здесь состо ялось комсомольское собра ние. Насколько оно было бурным, поняла по тому, как ребята обсуждали про исшедшее на нем. Оказы вается, они проголосовали против нескольких предло жений, выдвинутых учите- лями-комсомольцами. Не буду их перечислять, ска жу лишь только, что стар шеклассники в своих возра жениях, по-моему, были правы. Но все-таки в одном, мне кажется, поступили опро метчиво. Они не фэгласи- лись на объединение уче нической комсомольской ор ганизации . с учительской. Не прошла обида, на то, что в свО!ИХ начинаниях они остались почти без по мощников, умных консуль тантов. Посмели возразить? За мечательно! Но как же на счет того, что «не все ли равно, кто первый протя нет руку другому, главное, чтобы это была рука дру га?» И еще: в своей игре, уже помогшей жит% 42-й шко,1с интереснее, чем прежДе, ин тереснее, чем в других школах, мои новые знако мые, пытаясь поскорее за быть эпоху «единодушного решения», требуют от учи телей единодушного реше- ■ния полюбить их респуб- Е. СЕРГЕЕВА,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz