Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
ЕСТЬ ШАНС! Этот выпуск «Бриганти ны» выходит в период, ког да в ваших школаХ; доро гие читатели. начинаются отчетно-выборные комсо мольские собрания. Мы не можем обойти их внимани ем чПо той простой при чине. что именно, эти соб рания игрйют не последнюю роль в вашей жизни. Но при сем мы не станем страстно заявлять, что проб лемы школьного комсомо ла волнуют каждого совет ского школьника. Нам как раз хочется отметить об^ ратное: эта проблема пере стала волновать многих учащихся. Доказательством тому ваша почта: вы очень редко откликаетесь на ма териалы, касающиеся ра боты нашего Союза Моло дежи, В чем дело? Нам ка жется, вас не миновала та же болезнь, которой зара жены сегодня и тысячи взрослых комсомольцев, Называется она безвери ем. • ■ Совсем недавно, разго варивая с одной восьмиклас сницей о том, нужен ли нам комсомол вообще, мы услы шали: Вот насчет того, ну жен ли он вообще, не знаю. А, допустим, если бы я не вступила в ,него, меня бы учителя замучили, У нас, если ты что-то делаешь не так, как все, сразу начина ют считать тебя ненорма льным человеком. Поэтому лучше вступить, тогда в те бе не будут видеть объект для критики. Это одно мнение, у него есть сторонники, есТь про тивники. Мы встречались и с ребятами, которые прин ципиально не вступают в комсомол и аргументируют это. А есть и (их много) ак тивные защитники поли тической организации мо лодежи. В любом случае, ребята, вы находитесь в более вы годном положении, чем те. кто учился, в школе всего три, два года назад, мы уже не говорим о тех. кто за кончил ее давно. У нынеш них учаЬихся есть возмож ность менять, совершенст вовать формы комсомоль ской работы. Совсем недавно один из сотрудников «Ленинца» случайно услышал от ди ректора 2-й липецкой шко лы о том, что их комитет комсомола хочет взять в аренду буфет-раздаточную и продавать в нем мороже ное. пирожки, коктейли, а выручерные' деньги исполь зовать для организации и проведения комсомольских мероприятий. Мы не берем ся судить. насколько реа льно воплощение этой ‘за теи. Потому как та же продажа мороженого в школах запрещена санэпи демстанцией, есть масса других сложностей. Но са мое главное, у комсомоль цев школы появилась идея, значит они пытаются ра ботать конкретней. Если вы внимательно чи тали предыдущие выпуски «Бригантины», не .«иглп не заметить материал под наз ванием «Горшком на слом». В нем автор анали зировал процесс' соз'дания и развала городского коми тета школьников. Идея горшкома — блестящая, но ее. в первую очередь. не поддержали те, кто был жизненно в ней заинтересо ван --- комитеты комсомола школ города. Не поддержа ли ее вы, ребята. А ведь если время дает шанс, его необходимо использовать. У вас он есть, и вы можете строить работу своих ком сомольских организаций так, как считаете нужным. Делегаты I областного сбора учащихся-комсомоль- цев, состоявшегося всего, два месяца назад, написа ли в своей резолюции: «Мес то школьного комсомола в ВЯКСМ особое, т. к. в его составе начинает свой жиз ненный путь . практически основная часть комсомоль цев, здесь закладываются основы их мировоззрения, формируется опыт, практи ческой деятельности». Хо чется надеяться, что каж дый из вас всерьез подума ет над этими словами и вспомнит их на отчетно-вы борном комсомольском собрании. Только не сидите молча. Пусть ваше мнение будет самым неожиданным, самым спорным — пусть, в споре рождается истина. Очень хочется, чтобы вы поняли: именно равнодушие может убить и остатки, и ростки хорошего. РЕДКОЛЛЕГИЯ «БРИГАНТИНЫ». О МАШИНЕ Прочитав а последнем но мере «Ленинца» сообщение о ярмарке детских изде лий во Дворце культуры профсоюзов, я вспомнила о том. что вай1а газета как-то писала о необходимости от крыть в Липецке хоть не- ‘ большой магазин по прода же продукции, изготовляе мой в мастерских школ, училищ, УПК. Но магазина такого до сих пор нет. Счи таю, газета напрасно отош ла от этой проблемы, ведь в учебных заведениях все больше открывается коо перативов, производствен ных участков. Думаю, и работать ребята стали ста рательнее бы, знай они, что их продукцию можно про давать Не от случая к слу чаю, а постоянно и в оп ределенном .месте. Лично я не верю в невоз можность найти помеще ние для этой цели. Напри мер, на площади .Победы находится цветочный ма газин с огромной площадью. Но болупая ее часть пус тует, все букеты, растения в горшках, которые там про^(ают, умещаются на прилавке и на стеллажах за >ним. А ведь этот торговый зал больше даже на выста вочный похож. Мне кажет ся. его можно заполнить теми товарами, о которых идет речь. Это Юдин из ва риантов, а сколько их еще можно найти! Стоит только захотеть. Но кто должен за хотеть? Вот в чем вопрос. А пока мне очень жалко тех девочек, которые, не же лая ждать ярмарку, стоят у входа какого-либо магази на и под дождем, снегом, палящим солнцем продают свою продукцию, чаще все го детскую одежду. Но ведь .ее желательно примерить, прежде чем купить. А где?< И. ИВОЛГИНА, десятиклассница, Почему взрослые так нетерпеливо отмахиваются от тех мальчишек и девчо нок, которые не- похожи на всех ни прическами, ни одеж дой, ни лицами, ни поведени ем (как им кажется), ко торые не хотят жить в ми ре с общепринятой •мора лью, которые часто готовы переступить закон? Их можно ругать, осуж дать. с ними можно делать все. что угодно, только от казываться от них нельзя. И совершенно ни к чему пы тать их «Откуда вы такие взялись?». И чем, собствен но, ребята, «оккупировав шие» подьезд и распиваю щие там вино, хуже взрос лых дядей-дебоширов, тер роризирующих семьи, или каких-то других взрослых людей, призывающих к ми лосердию, а не Что это такое? Совсем недавно в одной книге о подростках я про читала интересную мысль; «Взрослые ~ болезнь, мо лодежь — симптом». И коль связаны мы в этом мире прочными отношениями, не стоит размежевываться, мы только тогда сможем по мочь друг другу, когда пе рестанем видеть врагов друг в друге. Именно поэтому мы решили приглашать на беседы в «Бригантш1\» п взрослых людей. Наш сегодняшний гость Н. В. Климанов, старший преподаватель ЛГПИ. Те ма разговора; «Современные мальчишки — глазами пре подавателя педагогического ; вуза». Климанов; — Несмотря на индивидуальность каждого из них, наши мальчишки, как это ни странно, очень похожи друг на друга сво ей беззащитностью. Я го ворю не о способности за щищать себя физически, с этим почти все нормально, подростки не в состоянии противостоять оскорблени ям взрослых — учителей, родителей, даже предста вителей закона. В школе мальчишек вгоняют в нуж ную, удобную для взрослых формулу: на уроках веди себя прилично. одевайся по форме, волосы стриги ре гулярно, и тогда — ты хо- принимают условия игры. А потом интуитивно начина ют протестовать. — И многим взрослым людям не удается защи тить себя в этом мире. Что же говорить о 15—16-летних мальчишках, которые просто не в силах противостоять произволу, допустим, учи телей, в фуках которых все инструменты для того, что бы наказать, проучить, ос- Я не собираюсь утверждать, что драка — это хорошо. Безусловно, мы все должны учиться разрешать наши конфликты мирным путем, но если драка произошла, значит, нужно, прежде чем обвинить, выяснить ее при чины. А вдруг кто-то из дерущихся защищал дев чонку или своего друга, или. наконец, свое собственное достоинство? О МУЖЧИНАХ знающих, корбить. Как, по-вашему, живется сегодня «трудным» мальчишкам в школе? Климанов; Что значит «трудным»? Легких детей не бывает. Рождается чело век — рождается целый мир. И в нем не существу ет однозначных явлений, мыслей, поступков. Так лег ко лн «трудному» в школе? Конечно, нелегко. От него все отмахиваются. Я хочу сказать, что «трудными» ре бят часто делают учителя именно потому, что они пло хо знакомы с психологией мальчишек. Естественные проявления характера за частую принимаются за хулиганские действия. У нас оший мальчик. Подростки любая драка - ,худиганстао. ) — А за что мальчишки чаше |йего мстят взрослым? Климанов: —■ Я уже го ворил, прежде всего, за свою беспомощность перед нами. И еще, мы очень ма ло общаемся с ребятами, нам вечно некогда. А в ду ше мальчишек'^ тем време нем возникает вакуум че ловеческого общения. Его заполняют чем угодно и в том числе желанием мстить взрослым за невнимание, за наплевательское отноше ние к личности будущего мужчины. Добрый. хоро ший человек просто необхо дим мальчишкам. Наблюдая за ними, я думаю, как ма ло и вместе с тем много им нужно -• они хотят, чтобы их кто-нибудь выслушал. — Николай Васильевич, все-таки интересно услышать от вас о том, кто может стать и Другом, и воспитате лем наших мальчишек. Кто научит их уступать место в общественном транспорте, подавать девочкам руку, не плевать на улице, не ру гаться, Iвзять на себя ответственность за воспита ние будущих мужчин? Климанов; -- Вопрос слож ный. Не в том смысле, что трудно найти ответствен ных за воспитание будуще го мужчины —семья, дет-1 ский -сад и школа вот три места, где формирует ся его сознание. Сложность вопроса в другом. Я считаю, что на сегодняшний день в общем (за редким исключе нием) ни семья, ни школа, ни детский сад не способны воспитать мужчину. По тому, как внутри них са мих отношения бесполого общества. Почему мальчиш ки на всю улицу ругаются матом? Потому что дома так ругаются их отцы. .Ма льчик не уступил место де вочке, но кого это возму тило? Я сам множество раз наблюдал, как усаживают ся школьники в автобус, когда отправляются на картошку. Первыми в от крытые двери ломятся ма льчишки, они занимают ме ста, и, представьте, даже учителя не всегда делают им замечания. Одним сло вом, их никто не учит ры царству. — Получается какой-то замкнутый круг. Все мы хотим, чтобы из мальчишек вырастали настоящие муж чины. Но... типичная со ветская семья и с завтраш него дня жить по другим законам не начнет. А школа, как видно из практики, пе рестраивается очень ■мед ленно, в ней по-прежнему мало мужчин, и среднеста- | тистическому учителю все равно, что творится в ду шах детей, для него глав ное — успеваемость. Климанов: ~ Нет, не все так мрачно. Выход или по пытка найти -его есть. Се годня во многих местах ма льчишками занимаются эн тузиасты. В основном, это руководители спортивных клубов при школах, домах пионеров. Вы посмотрите, с каким удовольствием при ходят сюда пацаны. Причем, хочется отметить, что сей- у час мальчишки очень силь- Ц но потянулись к восточным видам борьбы. На мой взгляд, это не просто дань моде. Ведь в основе этих видов борьбы лежит древ нейшая философия, , а она проповедует не только фи зическое совершенство, гар монию духа тоже. Пожа луй, попытка вникнуть в нее и Определяет ^ интерес ребят к этим занятиям. До бавлю: клуб - ЭТО особый мир со своим кодексом чес ти, атмосферой, традиция ми. Не каждый руководи тель способен создать по добный мальчишеский кол лектив. Я глубоко убеж ден: в нашем (юдагогиче- ском институте необ.чодн- мо готовить специалистов для таки.х 1юд(юстковы.\ объединений. Тогда и,\ хо тя бы станет больше. Записала И. КОБЗЕВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz