Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

ЕСТЬ ШАНС! Этот выпуск «Бриганти­ ны» выходит в период, ког­ да в ваших школаХ; доро­ гие читатели. начинаются отчетно-выборные комсо­ мольские собрания. Мы не можем обойти их внимани­ ем чПо той простой при­ чине. что именно, эти соб­ рания игрйют не последнюю роль в вашей жизни. Но при сем мы не станем страстно заявлять, что проб­ лемы школьного комсомо­ ла волнуют каждого совет­ ского школьника. Нам как раз хочется отметить об^ ратное: эта проблема пере­ стала волновать многих учащихся. Доказательством тому ваша почта: вы очень редко откликаетесь на ма­ териалы, касающиеся ра­ боты нашего Союза Моло­ дежи, В чем дело? Нам ка­ жется, вас не миновала та же болезнь, которой зара­ жены сегодня и тысячи взрослых комсомольцев, Называется она безвери­ ем. • ■ Совсем недавно, разго­ варивая с одной восьмиклас­ сницей о том, нужен ли нам комсомол вообще, мы услы­ шали: Вот насчет того, ну­ жен ли он вообще, не знаю. А, допустим, если бы я не вступила в ,него, меня бы учителя замучили, У нас, если ты что-то делаешь не так, как все, сразу начина­ ют считать тебя ненорма­ льным человеком. Поэтому лучше вступить, тогда в те­ бе не будут видеть объект для критики. Это одно мнение, у него есть сторонники, есТь про­ тивники. Мы встречались и с ребятами, которые прин­ ципиально не вступают в комсомол и аргументируют это. А есть и (их много) ак­ тивные защитники поли­ тической организации мо­ лодежи. В любом случае, ребята, вы находитесь в более вы­ годном положении, чем те. кто учился, в школе всего три, два года назад, мы уже не говорим о тех. кто за­ кончил ее давно. У нынеш­ них учаЬихся есть возмож­ ность менять, совершенст­ вовать формы комсомоль­ ской работы. Совсем недавно один из сотрудников «Ленинца» случайно услышал от ди­ ректора 2-й липецкой шко­ лы о том, что их комитет комсомола хочет взять в аренду буфет-раздаточную и продавать в нем мороже­ ное. пирожки, коктейли, а выручерные' деньги исполь­ зовать для организации и проведения комсомольских мероприятий. Мы не берем­ ся судить. насколько реа­ льно воплощение этой ‘за­ теи. Потому как та же продажа мороженого в школах запрещена санэпи­ демстанцией, есть масса других сложностей. Но са­ мое главное, у комсомоль­ цев школы появилась идея, значит они пытаются ра­ ботать конкретней. Если вы внимательно чи­ тали предыдущие выпуски «Бригантины», не .«иглп не заметить материал под наз­ ванием «Горшком на слом». В нем автор анали­ зировал процесс' соз'дания и развала городского коми­ тета школьников. Идея горшкома — блестящая, но ее. в первую очередь. не поддержали те, кто был жизненно в ней заинтересо­ ван --- комитеты комсомола школ города. Не поддержа­ ли ее вы, ребята. А ведь если время дает шанс, его необходимо использовать. У вас он есть, и вы можете строить работу своих ком­ сомольских организаций так, как считаете нужным. Делегаты I областного сбора учащихся-комсомоль- цев, состоявшегося всего, два месяца назад, написа­ ли в своей резолюции: «Мес­ то школьного комсомола в ВЯКСМ особое, т. к. в его составе начинает свой жиз­ ненный путь . практически основная часть комсомоль­ цев, здесь закладываются основы их мировоззрения, формируется опыт, практи­ ческой деятельности». Хо­ чется надеяться, что каж­ дый из вас всерьез подума­ ет над этими словами и вспомнит их на отчетно-вы­ борном комсомольском собрании. Только не сидите молча. Пусть ваше мнение будет самым неожиданным, самым спорным — пусть, в споре рождается истина. Очень хочется, чтобы вы поняли: именно равнодушие может убить и остатки, и ростки хорошего. РЕДКОЛЛЕГИЯ «БРИГАНТИНЫ». О МАШИНЕ Прочитав а последнем но­ мере «Ленинца» сообщение о ярмарке детских изде­ лий во Дворце культуры профсоюзов, я вспомнила о том. что вай1а газета как-то писала о необходимости от­ крыть в Липецке хоть не- ‘ большой магазин по прода­ же продукции, изготовляе­ мой в мастерских школ, училищ, УПК. Но магазина такого до сих пор нет. Счи­ таю, газета напрасно отош­ ла от этой проблемы, ведь в учебных заведениях все больше открывается коо­ перативов, производствен­ ных участков. Думаю, и работать ребята стали ста­ рательнее бы, знай они, что их продукцию можно про­ давать Не от случая к слу­ чаю, а постоянно и в оп­ ределенном .месте. Лично я не верю в невоз­ можность найти помеще­ ние для этой цели. Напри­ мер, на площади .Победы находится цветочный ма­ газин с огромной площадью. Но болупая ее часть пус­ тует, все букеты, растения в горшках, которые там про^(ают, умещаются на прилавке и на стеллажах за >ним. А ведь этот торговый зал больше даже на выста­ вочный похож. Мне кажет­ ся. его можно заполнить теми товарами, о которых идет речь. Это Юдин из ва­ риантов, а сколько их еще можно найти! Стоит только захотеть. Но кто должен за­ хотеть? Вот в чем вопрос. А пока мне очень жалко тех девочек, которые, не же­ лая ждать ярмарку, стоят у входа какого-либо магази­ на и под дождем, снегом, палящим солнцем продают свою продукцию, чаще все­ го детскую одежду. Но ведь .ее желательно примерить, прежде чем купить. А где?< И. ИВОЛГИНА, десятиклассница, Почему взрослые так нетерпеливо отмахиваются от тех мальчишек и девчо­ нок, которые не- похожи на всех ни прическами, ни одеж­ дой, ни лицами, ни поведени­ ем (как им кажется), ко­ торые не хотят жить в ми­ ре с общепринятой •мора­ лью, которые часто готовы переступить закон? Их можно ругать, осуж­ дать. с ними можно делать все. что угодно, только от­ казываться от них нельзя. И совершенно ни к чему пы­ тать их «Откуда вы такие взялись?». И чем, собствен­ но, ребята, «оккупировав­ шие» подьезд и распиваю­ щие там вино, хуже взрос­ лых дядей-дебоширов, тер­ роризирующих семьи, или каких-то других взрослых людей, призывающих к ми­ лосердию, а не Что это такое? Совсем недавно в одной книге о подростках я про­ читала интересную мысль; «Взрослые ~ болезнь, мо­ лодежь — симптом». И коль связаны мы в этом мире прочными отношениями, не стоит размежевываться, мы только тогда сможем по­ мочь друг другу, когда пе­ рестанем видеть врагов друг в друге. Именно поэтому мы решили приглашать на беседы в «Бригантш1\» п взрослых людей. Наш сегодняшний гость Н. В. Климанов, старший преподаватель ЛГПИ. Те­ ма разговора; «Современные мальчишки — глазами пре­ подавателя педагогического ; вуза». Климанов; — Несмотря на индивидуальность каждого из них, наши мальчишки, как это ни странно, очень похожи друг на друга сво­ ей беззащитностью. Я го­ ворю не о способности за­ щищать себя физически, с этим почти все нормально, подростки не в состоянии противостоять оскорблени­ ям взрослых — учителей, родителей, даже предста­ вителей закона. В школе мальчишек вгоняют в нуж­ ную, удобную для взрослых формулу: на уроках веди себя прилично. одевайся по форме, волосы стриги ре­ гулярно, и тогда — ты хо- принимают условия игры. А потом интуитивно начина­ ют протестовать. — И многим взрослым людям не удается защи­ тить себя в этом мире. Что же говорить о 15—16-летних мальчишках, которые просто не в силах противостоять произволу, допустим, учи­ телей, в фуках которых все инструменты для того, что­ бы наказать, проучить, ос- Я не собираюсь утверждать, что драка — это хорошо. Безусловно, мы все должны учиться разрешать наши конфликты мирным путем, но если драка произошла, значит, нужно, прежде чем обвинить, выяснить ее при­ чины. А вдруг кто-то из дерущихся защищал дев­ чонку или своего друга, или. наконец, свое собственное достоинство? О МУЖЧИНАХ знающих, корбить. Как, по-вашему, живется сегодня «трудным» мальчишкам в школе? Климанов; Что значит «трудным»? Легких детей не бывает. Рождается чело­ век — рождается целый мир. И в нем не существу­ ет однозначных явлений, мыслей, поступков. Так лег­ ко лн «трудному» в школе? Конечно, нелегко. От него все отмахиваются. Я хочу сказать, что «трудными» ре­ бят часто делают учителя именно потому, что они пло­ хо знакомы с психологией мальчишек. Естественные проявления характера за­ частую принимаются за хулиганские действия. У нас оший мальчик. Подростки любая драка - ,худиганстао. ) — А за что мальчишки чаше |йего мстят взрослым? Климанов: —■ Я уже го­ ворил, прежде всего, за свою беспомощность перед нами. И еще, мы очень ма­ ло общаемся с ребятами, нам вечно некогда. А в ду­ ше мальчишек'^ тем време­ нем возникает вакуум че­ ловеческого общения. Его заполняют чем угодно и в том числе желанием мстить взрослым за невнимание, за наплевательское отноше­ ние к личности будущего мужчины. Добрый. хоро­ ший человек просто необхо­ дим мальчишкам. Наблюдая за ними, я думаю, как ма­ ло и вместе с тем много им нужно -• они хотят, чтобы их кто-нибудь выслушал. — Николай Васильевич, все-таки интересно услышать от вас о том, кто может стать и Другом, и воспитате­ лем наших мальчишек. Кто научит их уступать место в общественном транспорте, подавать девочкам руку, не плевать на улице, не ру­ гаться, Iвзять на себя ответственность за воспита­ ние будущих мужчин? Климанов; -- Вопрос слож­ ный. Не в том смысле, что трудно найти ответствен­ ных за воспитание будуще­ го мужчины —семья, дет-1 ский -сад и школа вот три места, где формирует­ ся его сознание. Сложность вопроса в другом. Я считаю, что на сегодняшний день в общем (за редким исключе­ нием) ни семья, ни школа, ни детский сад не способны воспитать мужчину. По­ тому, как внутри них са­ мих отношения бесполого общества. Почему мальчиш­ ки на всю улицу ругаются матом? Потому что дома так ругаются их отцы. .Ма­ льчик не уступил место де­ вочке, но кого это возму­ тило? Я сам множество раз наблюдал, как усаживают­ ся школьники в автобус, когда отправляются на картошку. Первыми в от­ крытые двери ломятся ма­ льчишки, они занимают ме­ ста, и, представьте, даже учителя не всегда делают им замечания. Одним сло­ вом, их никто не учит ры­ царству. — Получается какой-то замкнутый круг. Все мы хотим, чтобы из мальчишек вырастали настоящие муж­ чины. Но... типичная со­ ветская семья и с завтраш­ него дня жить по другим законам не начнет. А школа, как видно из практики, пе­ рестраивается очень ■мед­ ленно, в ней по-прежнему мало мужчин, и среднеста- | тистическому учителю все равно, что творится в ду­ шах детей, для него глав­ ное — успеваемость. Климанов: ~ Нет, не все так мрачно. Выход или по­ пытка найти -его есть. Се­ годня во многих местах ма­ льчишками занимаются эн­ тузиасты. В основном, это руководители спортивных клубов при школах, домах пионеров. Вы посмотрите, с каким удовольствием при­ ходят сюда пацаны. Причем, хочется отметить, что сей- у час мальчишки очень силь- Ц но потянулись к восточным видам борьбы. На мой взгляд, это не просто дань моде. Ведь в основе этих видов борьбы лежит древ­ нейшая философия, , а она проповедует не только фи­ зическое совершенство, гар­ монию духа тоже. Пожа­ луй, попытка вникнуть в нее и Определяет ^ интерес ребят к этим занятиям. До­ бавлю: клуб - ЭТО особый мир со своим кодексом чес­ ти, атмосферой, традиция­ ми. Не каждый руководи­ тель способен создать по­ добный мальчишеский кол­ лектив. Я глубоко убеж­ ден: в нашем (юдагогиче- ском институте необ.чодн- мо готовить специалистов для таки.х 1юд(юстковы.\ объединений. Тогда и,\ хо­ тя бы станет больше. Записала И. КОБЗЕВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz