Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
Вместо курса «История КПС^С» студенты политехни ческого института ^изучают теперь «Пояиггическую исто рию XX века». Наш сегод няшний собеседник — заве-' дующая кафедрой полштпе- ской истории ЛипПИ, канди дат исторических на^^ Е, А. Григорьева. — Екатерина Александ ровна, любопытно узнать; как вы стали историком? — Помню, еще в третьем классе учительница дала нам задание — написать сочине ние «Кем быть?» И уже тог да я знала, что буду учите лем истории. А для этого, на писала, надо учиться, учить ся... За сочинение во всю ширину тетрадного листа по^ лучила оценку «посредст венно» — в слове «учиться» был пропущен мяший знак. Это задело, ведь ошибка^о была всего одна. Но мечта, как видите, исполнилась. Училась на историческом фа культете МГУ. Студенчество пришлось на годы первой '«от тепели». В университет из Воркутинских лагерей вер- н>'лся тогда Михаил Гера симович Седов, который стал потом моим научным руково дителем. Шкопда не забуду... Он пришел к нам на семи нар и, |рассказывая о чем-то веселом, попытался засмеять ся. Мы сидели, окаменевшие; смеяться-то он разучился. У него я писала диссертацию об истории российского народаи- чества. ~ Если коротко сформу лировать главную мысль ва шей диссертации?.. — Я убеждена, что в Рос сии движение народников в 80—90-е годы не погибло, не ^тпло в тупик, вопреки ут верждению, что «Народная волю> исчерпала себя. , ■ — И Б институте, И в ас пирантуре вам приходилось изучать историю КПСС. И потом уябе давать определен ный материал студентам... — Знаете, даже в застой ные времена со студентами IIЕКО ТО РО Е время назад я узнала, что црадед мой был рас стрелян. Как «кулацкий эле мент». А мою прабабушку, имевшую яеболыпую част ную лавку, до того, как выс лать в Сибирь, выгнали с детьми из дома и держали в конюшне. Ее восьмилетний мальчик там, в конюшне, умер от голо^щ. ‘ У деда отобрали все, что, имел; все, что нажил свовд трудом; Позднее покаяние невыно симо тяжело. Еще при жнз- , ни дед |расоказывал, как со здавались колхозы. А я, сна чала пионеужа, потом — комсомолка, больше верила' учебнику. И спорила с чело веком,' который жил в то сложное время... И теперь мне стыдно не только за свои бойкие ответы на ^ о - ках. за которые получала пя терки... И вот у меня в руках учебник — «Рассказы по истории СССР для 4 класса». Издательство «Просвеще ние» выпустило его в 1988 году. Издание пятнадцатое, переработанное и дополнен ное. Авторы — Т. С. Голу бева и Л. С. Геллерштейв. Сын моих друзей получает отличные отметки на уроках истории, пересказывая то, что написано в «переработанном и дополненном»' издании. Правда, он уже давно сам - читает, газеты и ‘Говорит, что многому из написанного . в \-чебяике не верит; Сксобенво — изложению .тЛавй пятой —«в|.Строительство социализ ма В' нашей стране». Когда проходили раздел «Крестья не строят, новую жизнь», учительница ’ подчеркнула, что «перегибы», конечно, бы ли, но тему она объясняла по СВОЕ СУЖДЕНИЕИМЕТЬ было лешо работать, Я вс&. да понимала и всегда говори ла, что история КПСС — од на из глав нашей истории, но не самый главньш эпизод. Более того, из истории того периода изымались лично сти, «историки партии» ис кусственно создавали сцены, ВЫВ01ДИЛИ ш них своих геро ев. Так рождался миф за ми фом об этом периоде. Я все гда пыталась студентам дать фактов побольше. Кстати, на слове нас и тогда никто не ловил. Всегда 1говО|Рила сту дентам, что в любой науке обязательно есть несколько авторов с различшдми точка ми зрения. И НТО архивы с документами существуют не только у нас, но и за рубе жом. Тем более, в такой на уке. как история, историчес КИЙ взгляд может окончатель но и правильно сложиться только в результате полного анашюа источников и 'доку ментов. Та официальная ус тановка по преподаванию ис тории, которая была в недав- ни® годы, при всей ее пар тийН'Ости, убежденных людей не формировала, а послуш ных — вполне. Я это пони мала, и уже тогда, даже ссылаясь на офидиа-пьную точку арения, утверждала, что эхо — не окончательный взгляд на тему, что не надо, как таблицу умножения, вос принимать историю. - Я ребят чему учу? Вы, го ворю, когда слушаете, де.чай- те усилие над собой и из т р го, что из.тагают преподава тель. ваши товарищи, берите то. что совпадает с вашим душевным 'иастроем, что п р мотает , формцровать вам взгляды. ----Есть у студентов инте рес к политической истории? — Когда я щжшла на пер вое занятие в нынешнем учебном году, студенты, а среди них есть и школьные .медалисты, сразу с'ващюсом: «А вы докажите. что мы должны. изучать этот гоурс! Пригодится лй он нам в на шей металлурши?» Пржплось доказывать, раСокгюывать о том, как складывались ми фы. От учебника Пономарева мы сразу отказались. Начали готовить лекции с привлече нием (различных документов. “ Студент, даже если он не разделяет взглядов пре подавателя, на экзамене все гда отв.етит так, как «поло- Сегодняшний выпуск «Альтернативы» — начало разговора о проблеме препо давания истории в нынешних условиях, когда «рассекречиваются» новые документы. находившиеся ранее под запретом. С какими труднос тями сталкиваются педагоги? Как учить детей, если учебники, даже «переработанные и дополненные», не всегда объективны? Как воспитывать новое поколение молодых людей в пе риодической печати читающих одно, в учебниках — совсем другое толкование советского периода истории? Очень хотелось, чтобы сегодняшний разговор продолжили педагоги, учени ки. студенты и все, кто неравнодушен к исюрии своей страны. СТАРЫЕ «СКАЗКИ» В НОВОМ ВАРИАНТЕ у ч е б а ш о ' . А н а п и с а н о т а м во® ч т о ; «Цоветасая власть дада щгестьянам зеяшо. Но их ХОЗЯЙСПЦ 1 оставались мел кими, единоличными, Реше ние об организацйи цолхоза крестьяне принимали йа об щем собрании. Объединение крестьян в йОлхозы бьЩо доб ровольным». > Если бы мне пришлось встретиться с авторами учебника, пожалуй, я доказа ла бы им рассказ, записан-' ный мной со слов женщины, «добровольно» вступавшей в коллективное хозяйство^ Она и ,сейчас жива, и к о г ^ ‘всп«ъ мияает, словно зайяшанЙВ' 'тве|рдит:' «Не приведи, гос поди, вам такое испытать. Мужа забрали сразу. Увели лошадь, корову. Приехал уполномоченный, открыл сун дук и добро оттуда стал до ставать. Я — в грлос; «Нн- чего-то не оставили, как жить-то дальше, детей — четтеро». А он мне; «П о ч е ^ на собрание не пришла?» Я сказала: «Не буду вступать, и все тут». След5ТОщим днем подослали двоих мужшсов, нашенских. Они мне; «Нас тасья, велено отнимать у те бя и у детей еду, когда за стол садиться будешь, чтоб сознание т тебя ' появилось: все-то почти вступили». Ну, мужики-то свои, быстрей,, го ворят, корми детей. Другим днем уполно-мочен- ный приехал, заставил печь растопить. Растопила. Он себе К5'риц?" сварил, ендкт ест. а детншкв мои плачут. Ночью оийь нашеневие -му жики пршшга^ Достают нз 1 шрмана, КГ0 ^ хлеб, кто — яйца. :^буднла детей, только хотела покормить, стук в оковш}. Отшзываотся, наблюдали за нами. В ту ночь н далю^я согласие всту пить в колхоз..;» — Что ЕЙМчят — кулаж? — спросила ’’ я сьвда моих друзей. Он укоризненно по смотрел на меня: «Не знае те, что ли — это сельский богач, человек, который как бы все зажимал в своем ку лаке. Единоличник, мешав ший вст^щать в колхозы беднякам». Чтобы яснее школьники ’могйи представить период коллективизации, авторы .V'чебяика детально вьшисыва- ют Эпизод: «На небольшом возвьшюнии в классе стоит стол, покрытый красной тка нью. 'Горит керосиновая .тампа. К крестьянам обраща ется человек, в городском гшднщке и брюках, заправ- .тевиых в сапоги. . «Товарищи .крес.тьяне!, '— громко говоритгОВ, ~ Я. ра бочий, Меня ,носла,ча сюда наша пар'шж Я приехал, что-.- бы помочь вам организовать колхоз». Судя по учебнику, человеку «в городско.\1 пид жаке» очень ловко удалось убедить .крестьян. Это видно из приведенного диалога: «А куда же ну.чаков девать? В колхоз их, ЧТ'о ж ?» «Ни в коем случае кулаков в кол хоз яе брать. Кулак - ^ ^ о л - хозцой ящзнй враг». Ееадме главьг: «Теперь крестьяне работали сообща. На большнх колхозных полях трудитьсц стало легче. Ку- лакоц выселяли из деревень в отдалевшяе места». ...Мало кто вернулец из ,«отдаленных мест» в дерев ню, где я родилась. Сколько же их, .моих зем.лякш-|Кресть- ян так"любивших зёйлю, вы гнали' из домов, 'нашльно увезли'- на телегах к ближай шей железной дороге,-чтоб отправить в те «отдаленные .места», которые в;учебнике истории почему-то не назва ны ни Соловками, ни Гула гом. , Бабушка моя рассказыва ла; «Приезжали всегда под ^■тро. Вечером никто не зиал, кого станут увозить завтра. Каждую ночь раздавался стук в окно. Это значило; либо на твою семью пал выбор, либо забирают соседей, и надо ‘ выйти проводить, проститься. В одной семье увезли со дво ра молотилку. В четвертом часу утра к дому подъехала телега. На евежеешипенцую', холодную траву ш^росали маленьких детей. «Кулаков», хозяев молотилки, привязали к телеге. Кто-то из соседей притащил одеяло. дети ежились от холода, лсчдя на росной траве. Перед тем, как тронуться в путъучунодаюмо- чеЮ1Ый сбросил одеяло на дорог5^. Оно еще долго потом валялось в дорожной пыли...» жено». Таи воспитывалось в нас' дщгрупшичество. .Но скажите, Екатерина Алек сандровна, как чувствуют се бя сегодня кандидаты, докто ра исторических наук, кото рые писали «ура-днссерта- цин», например, на тему по бедоносного строительства коллектившй жжнн? — Это бь1ла их беда. Но если они на этой «беде» на стаивают и сейчас, это, ду маю, безнравственно. Гово рят: «Плохо, если человек раб, но во сто ират хуже, ес ли он хвалит рабство». А псюмотрите, какая сей час обстановка? Все сидят меж двух стульев и гадают; кто победит — кшюерваторы или представотели демокра тического направления? Мяб- гие думают: как 'бы не по пасть впросак; худо-бедно, а жили, и что будет в ближай шее время — нетавестно. Готовых к риску людей все же пока мало. Это тевке, кстати, из области нравствен ности. В этом году пошла я 23- февраля . на торжественное собрание. Прохожу мимо- раздевалки и слышу плач гар деробщицы. «Что случилось?» ' — спрашиваю. Она мне: «Сталина жалко. Он в одном кителе всю жизнь проходил, а мы его грязью обливаем». — А вы меня пожалейте, — говорю, — я родителей своих не помню, с 38-го года воспитывалась в Доме мла денца... Так вот. я дачмаю: если ли- шить людей мифов, у них же ничего не останется, поско льку, выходит, вся жизнь была на лжк построена. По этому — проявим терпимость. Если верит человек в свой миф. пусть верит. Только пусть он не навязывает своей точки зрения остальным. Записала О. АЛЕКСЕЕВА. •— К ул ак— злейший врщ-,. — говорит учительница по- истории нынешним пятикласс никам. Говорит сегодня, в 1990 году. Впрочем, авторы .учебни ка в один голос твердят, цте!- и сейчас врагов среди нас немало. В главе «Ускорение и перестройка» они призыва ют учеников «вести бой» со всем, что нам мешает, «...бо роться с теми, йто работает спустя рукава,! а с жшучить- старается побальяпе»; Знакомые ■ мотивы ^ о - врагах и вредителях. ^ Где ВЫ;, современные исто рики, кто мог бы. поспорить, с Т. С. Голубевой!'И Л. С. Геллерштейном? Ау! Доколе же наше «младое племя» бу дут призывать делить народ: на В;рагов и борцов за свет лое будущее? ПОСЛЕСЛОВИЕ: Весьма любопытная деталь; в этом же учебнике на стр. 249 в параграфе 58 «Труд — дело- чести, довести и геройства» его авторы, совет>'И ребятам в будущем осознавать «ра достные результаты труда», пиштт: «.Настоящий рабочий , ■трудится творчески. Так ра ботает Николай Дмитриевич Карпов ■— Герой Социалисти ческого труда... — на Ново- липецком металлургическом заводе». ...На комбинате уважаемый Николай Д.мйтриевич ^рке не трудится — - ушел на"заслу женный отдых. К сожалению, неизвестно, работают ли до сих пор или таке — на отдьда — авто ры гцебншш? Но их совмест ному труду — явно пора ва покой,. • _ О. ТЕПЛОВА, зав. идеологическим отделом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz