Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
ДЕБЮТЫ И КОММЕНТАРИИ А, Тамбовская ПОЛАЯ ВОДА ...Словно сине море — торжище болот. Тонет на просторе леса синий флот. И несет нас в лодках наперегонки вдоль опасной, плотной ледяной реки. Мимо троп лесных, мимо теплой пыли... ‘ Мимо нас самих ~ тех, какими были. Мимо слов святых, мимо сводов ясных, ■ туфелек плохих и надежд прекрасных... Проплыла звезда, и исчезла, тая. Все вода, вода полая, пустая, путает, смещает дали и года... Только крики чаек: «Кто вы и куда?» Сергей Устименко Узкая тропинка в стежку обратится. Малая былинка сохнет и пылится. Утреннее солнце на дорогу ступит — Заклубится зноем и былинку сгубит. Оно б и не согласно быть причиной боли. Да само подвластно участи и доли. * * * Старость сидит, В душу глядит. Воздуха нет! Плечи к стене. Гимны поют, Лто-то куют, Маршем проходят! Мимо идут... ВЕЧЕРОМ Оклеивали окна мы Втроем. И каждому достался свой проем. Старушке-бабушке — на кухне: там поменьше. Родимой матушке — побольше: в светлой зале, А мне —■во спаленке. Мне “ там, где сны и спали; На кухне бабушка поклеила. Устала. Еще чуть-чуть осталось маме — отдыхала. А я во спаленке своей Писал стихи: от них теплей. Елена Юрова Потоки информации Извне и изнутри. Кругом одни нотации. Мол, на других смотри. Все крутится и вертится, Меняясь на лету. А я — прдросток-деревце Так медленно расту! Я никого не люблю, Потому что люблю всех подряд. Странное состояние — Будто я в невесомости. Ветер лохматит волосы. Бросается галькой прибой. Смеется взахлеб, негодяй, Соблазнитель русалок ирыб, Поют птицы псалмы, Звери танцуют вальс. Где же я нахожусь — В дреме иль наяву? Киваю и улыбаюсь Каждому пер&ому Спрашиваю у всех: Что же со мною такое? Почему никого не люблю? Почему же люблю всех подряд? И все, как один, отвечают: В тебе рождается женщина. Геннадий Зенькович Упирается в небо фонарный костыль И асфальт-инвалид под сугробом остыл. До тебя столько миль! А вркруг — только пыль... Я с Тоскою сосу апельсиновый фильтр, Я молчанье простил, И тебя отпустил. Отрезает метель от дороги пласты, И ложатся под ноги седые кусты. Ледяные хоДсты ^ И пустые листы. Лишь ты... ...И лоИски зазвенят В купе проводника Будильником. И желтый подстаканник За теплое ушко Возьмет твоя рука. И за окном Проедет полустанок... Лето катится в август машиной с откоса. Поездами ночными звеня. Как отсрочки не просим. Приближается осень..! Звезды — битые стекла на бархате черном Или шпоры в боку вороного коня... ^ ^ ^ щ&и ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ПУТИ ТВОРЯЩЕГО НЕИСПОВЕДИМЫ Кто в юности не увлекал ся , стихотворчеством? Поэта ми; однако, становятся дале ко не все. Больших поэтов всетда единицы, но работа ют они не в «безвоздушном» пространстве; а в определен ной литературной среде, в духовном контакте с собрать ями по 'перу, в постоянном творческом энергообмене. Особенно большое значение имеет литературная атмосфе ра для молодых авторов, толь ко прс^ующих голос. Раз личие поэтических стилей, ин тонаций, мировоззрений, на конец, составляют в пору уче ничества ту питательную сре. ду, в которой крепнут моло дые голоса. Следует отме тить, что Не все в этом мно гоголосом хоре отмечено пе чатью истинного таланта, но те зерна самобытности, кото рые имеют место в произве дениях отдельных авторов, несомненно, требуют внима ния и заботы литературного окружения. Учитьгаая, что од ной из форм литературной учебы является публикация, «Ленинец» открывает новую рубрику «Дебюты и коммен тарии» и предлагает внима нию читателей небольшой ли тературный анализ творчест ва молодых авторов. Сергей Устименко в своей работе идет по пути поэ'Гиче. ского самоанализа, по пути рассудочного пересказа со бытий, который вносит в его произведения логическую последовательность. В неко торых случаях ему удается с максимальной достоверно- ’ стью передать психологию момента, настроения лириче. ского героя. Однако настора живает отсутствие заботы ав тора о единственно верном слове, он не всегда избегает тавтологии, как, например, в последней строке стихотворе. ния «Узкая тропинка.,,», где слова «участь» и «доля» яв. ляются синонимами. Неточ ность определений Устимен ко представляются мне след ствием рашльшчатости, не четкости самого предмета. В обретении внутренней ясно сти, четких пределов цели ви дится мне дальнейшая линия творческих поисков С. Усти менко. Школьник Геннадий Збнь- кович в своей поэзии нагляд но выражает специфику ир рационального поэтического творчестиа. Это попытка за ставить образ до,V 1 Н 1 шровать над предметом, показать до логическую, ассоциативную природу смыслового заряда, рождающего стихи. Автору нельзя отказать в образности мышления, обострейном вну. трением зрении, в опреде ленном владении техникой стихосложения. Тем огорчи тельнее, что егб формальные энспериме 1 нты часто не под креплены глубинным течени ем чувства и мысли, что ра бота его носит игровой ха рактер, юношеский эпатаж еще не знает этических гра ниц, увлеченность формой не редко идет в ущерб смыслу. Хочется надеяться, что эти недостатки изживут себя, придет необходимая глубина мышления. Зенькович на учится включать в творче ский процесс все богатство духовного мира человека. Все зависит от серьезности отно шения автора к собственно му труд^. Стихи 16-летней ЛеныЮро- вой подкупают искренностью, непосредственностью чувства. Это попытка познания мира через собственное «Я». Жизнь удивительна, перемен чива, непонятна, И все тре ножит: и шелест тополей, и по.чет и'шцы, и порыв ветра, й^, в особенности, собствен ные ощущения от соприко сновения с действительно- стй1ю. Многочисленные вопро сы к жизни и к себе сами со бой складываются в строчки стихов. Не всегда эти строч ки соответствуют требовани. ям художественности. До то го, как их можно будет от нести в разряд поэзии, Юро- вой предстоит огромная ра бота ума и души, преодоле ние таких явных недостатков, как смысловые и эмоциональ ные штампы, банальные и часто небрежные рифмы Думается, большая любовь к поэзии поможет ей справить, ся с этим. Нельзя предсказать лите, ратурную судьбу начинающе го автора, ибо пути творяще. го неисповедимы. Не исклю чено, что. нйши дебютанты и не станут большими поэта ми, однако, в этом случае, их искренняя увлеченность по эзией гарантирует ей вдум чивых, благодарных читате- Наиболее удачные на се годняшний ден'ь работы пред ставленных авторов «Леии- иец» выносит на суд чита- Л, ПАРЩИКОВА. И ОРДА я окончила.раб- фак, тш получила на- правлейие на учитель.-^ сние курсы. На занятия я продолжала ходить в детдо- мовских платьях. Ботинки были грубые, скорее муж ские, чем женские, из сыро, мятной кожи с. едким запа хом. Шила я У своей быв шей воспитательницы детдо ма Анны Алексеевны. Она продолжала еще там рабо тать, да и я вс© свое свобод ное время проводила в дет. доме, чтобы помочь, чем смо- И тут мне, как активист ке, в комсомольской ячейке выдали талон нц платье. Не просто талон на платье, а на шелковый отрез. Это мне-то1. До сих пор я близко шелков не видела; И мы решили отправить ся с Анной Алексеевной в ЗРК, так все называли тог да Закрытый Рабочий Коо- ■паратив. Там все выдавали по талонам. Продавщица положила на прилавок рулон сверкающего — Это шифон, другого шёлка пока нет. И не сомне вайтесь, это китайский. Она явно забавлялась на шим замешательством. Сло во «китайский» должно было решить вопрос. Она развер нула рулон,, показывая нам ткань. Что это было-? С1:ру- ящийся синий хрусталь. Мы ничего не сказали про давщице и ни слова ,------ другу и вышли из'ЗРК , вышли, но Не ушли совсем, Остановились за дверью. Мол чали, ошеломленные увиден. — Ну и что1 — сказала Анна Алексеевна, словно при- няла какое-то решение. . Она возвратилась в мага зин, я безмолвно пошла за ней. Сердце мое трепетало. —• А не скоро будут дру. гие шелка? — спросила Ан на Алексеевна. , . , — Через пару месяцев. Но ваш талон действителен толь ко месяц. В общем, мы купили эту заморскую ткань. И я задала тот Вопрос, ко торый все время был в го- — А как носить такое платье? Я не представляю — Пошить надо скромнень ко, и будет очень красиво, Но на меня не рассчитывай, я к такой материи не при вычна. Это она с к а з а л а потому , что ру!НОводила шитьем в дет- —' Давай посидим в скве. рике, развернем, посмотрим. Что мы там видели при лю- дях. Ну, пожалуйста!— гово ря это, я держалась за па дёт и мешала Анне Алексе, евне идти. Пакет перешел но мне, и я постаралась чуть-чуть под- гля|деть, словно напрочь за была эту ткань. Дома возникли новые не приятности; «Не туда поло, жила!», «Аккуратней!», «Ос. Наконец, Анна Алексеевна на своем белом покрывале расстелила синий китайский шифон. Моей радости не бы ло границ. Я даже пальцами трогала. И, глядя, как про бивающиеся! лучи солнца иг рают сверкающими гранями синего хрусталя, я приуны ла: «Как это можно надеть?». ,Итут взглянула на свои бо тинки — они были формы утюга — на хлопчатобумаж. ные коричневые чулки и, со всем убитая горем, сказала; — Да ткань-то прозрачная. Как носить ~ вроде голяком идти? — Для этого существуют чехлы, сама тебе пошью че хол, у меня синие кусочки есть тонкого сатина. Как это чехол?— спро- сила я в крайнем волнении. - Тогда и платье совсем не будет видно. Вот чехол ты Шила на чемодан, на стулья... — Да ьЬт же! Под платье будет, как с'иняя рубашка. — А кто пошьет такой ки. тайский шифон? — снова волновалась я. • — Честно скажу, я не бе. РУСЬ. Надо узнать у тех. кто такие шелка носит. Схожу к людям и все разузнаю. Сведения были неутеши тельные: — Портниха на Сумской шьет такие вещи, ио ее зо вут «мадам Кэт». Хороший человек «мадам Кэт» назы ваться Не будет. Все же схо дим, посмотрим. В ту ночь мы не м.огли ус- РАССКАЗ — — ~ перед ней, - - большая, несу- — Йад фасоном я сама Шодумаю. На примерку . —■в следующую среду, А потом — какой ужасГ— положила на ,угол неубран ного стола нашу материю! Выйдя на улицу, Анна Алексеевна по привычке под перла рукой щеку, забеспо коилась: , — Не будет толку... Чует мое сердце. Не дала ни пого- ■ ворить, ни посоветовать... Од ним словом, мадам Кэт. — Почему ты Не спроси, ла, сколько же она с нас сде рет за свою работу? Как это сколько? Ар тель имеет цены и я, честно Всю дорогу ворчала; уж ее- >, ли опять что-нибудь, она уж задаст «этой мадаме». Но ни. чего такого не бы5ю. Из шка фа на плечиках было вынуто платье из моего шифона. Еще не совсем платье, но уже похоже на платье. Толь, ко №Кава отдельно. И что это была за красота! Самый низ подола вышит редкими серебряными стежками, во ротник тоже расшит, а рука, ва заканчивались манжетом, отделанным причудливой вы- Анна Алексеевна даже ру нами всплеснула: — Какая прелесть! Надела я платье, взгляну, ла на себя в зеркало, и да- в магазин покупать шляпку. Это было непросто. Размер моей головы был слишком вёлик. Тогда шляп ки носили мелкие, чуть-чуть пирожком, а у меня размер” пятьдесят девять с полови ной. Где взять? Что нам только не показьшали в ма'- газине! И фетровые, и соло менные, и с целыми букета ми цветов, и только с ма ленькими ветками — ничего' не аале;^ало. Мы собрались уходить, как одна продавщица нас оклик- Пожалуйста, вернитесь, я кое-что подобрала для вас. Нам показали синий шелко вый колпак с красными от- Юлия Шифрина (ВОСПОМИНАНИЯ КОМСОМОЛКИ ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ) Наутро мы, с трудом до ждались, пока можно будет пойти к «мадам Кэт». Нель зя же было являться ни свет, ни заря! Когда мы подошли к ука- занному дому, к нашему уди. влению, на калитке увидели маленькую вывеску: «Артель имени Крупской». Анна Алек, сеевна радостно засмеялась: — Вот это чпо-моему, а то какая-тб мадам Кэт... Какхо. рошо! Мы входили осторожно, пот,ому что в руках в марле, вой косынке Анна Алексеев- на держала нашу драгоцен- I ность. ^ Дверь нам открыла сред, него роста женщина с забро. шенной на спину светлой но- Заходите, что у вас? — сказала женщина, отступая к столу. — Не знаю, как вас звать, величать. На платье вот ей выдали. ~ указала наменя Анна Алексеевна, разворачи вая косынку. — Зовут меня Катерина Ивановна, — сказала жен щина, беря в руки наш от рез. Она не ахнула, не уди вилась, а просто спросила: — А что у вас ■— свадьба, именины или просто так? — Она скоро учительницей будет, — объяснила Анна Алексеевна, глядя на меня с гордостью. Катерина Ивановна была очень красива, и, верно, не старше - тридцати пяти. Но что меня поразило: сарафан ее был на груди разорван и небрежно задЖан, на стоз!!^, валялись арбузные корки и семечки. Она повернулась ко мне с сантиметром в руках и ста ла обм’еривать меня. Я стояла говоря, не посмела. Хоть и беспорядок у нее изрядный, а все же чего-то не посмела. Как мне сказала Катерина Ивановна, в следующую сре. ду я. постучалась к ней, Мне- никто не открыл. —- Не стучи, у ней харак тер; если не готово, увидит заказчика и вылезет через окно в палисадник, там у нее кушетка стоит. Все это.зна- На другой день я к порт нихе не пошла. Решила до- . ждаться следующей среды. А тут как-то по дороге на курсы встречаю Екатерину Ивановну. Но что это была за Екатерина Ивановна! Я ее сразу и не узнала. Натураль. нал мадам Кэт! Тонкие чул ки, туфли на высоком каблу. ке, роскошный щелковый ко. стюм, маленькая шляпка с вуалеткой, закрывающей часть лба, как тогда носили, и сзади узел золотых волос из-под шляпки.' Я прибежала домой и рас. сказала Анне Алексеевне о настоящей мадам Кэт. -— Это понятно, даром не назовут, А ты напрасно тог да не нашла палисадник. Как бы вовсе не пропало платье. Во вторую среду пример. . ка опять не состоялась. . Я застала Катерину Ива новну в большом расстройст ве. Она не поднялась при мо ем приходе с кушетки и свет ловолосая .коса свесилась до земли. Ее красивое лицо бы ло нахмурено: — Сегодня не придется примерять. Большая у меня беда: кошка пропала. Всем мальчишкам с улицы дала по рублику — пусть ищут. Ка кая же примерка? На следующей неделе Ан. на Алексеевна пошла со мной же сердце зашлось. Это бы. ла не я, совсем другая де вушка. Даже мои непослуш ные волосы выглядели ина-. че. Но долго мне не дали люб 01 ваться. Анна Алексеевна завела 0НО и так было краси во. Вышивка, верно, дорого обойдётся, хотя и хорошо. — Видите ли, у мейксвой вкус и своя форма. Простых платьев я не шью. Мне так хотелось еще раз взглянуть на себя в зеркало, но Екатерина Ивановна меня одернула: — Не йля тебя примерка, а для меня, не вертись. • Когда примерила и рукав, стало совсем необыкновенно. Счастливее меня не было че^ ловека на свете! Уже сняли платье, и тут портниха, глядя на мои бо тинки, сказала; — Такое платье надо обя зательно носить со шляпкой. И на ноги... Шляпка! Вышли опять не. веселые. —- Шляпку! Разве в моем роду кто шляпку носил? А я шляпку надену и шифон се ребром, —- сказала я, удру ченная. — Даже не в этом дело. Шляпку мы купим. И цвет подберем. Но надо и чулки, чулки потоньше, и еще день ги на туфли. Сльплала, она и ботинками брезгует. — Да ничего, если сидеть, то и ботинки не очень-товиД- ны. Меня беспокоят руки. Не очень они видны? —- Да нет, синева густая, вроде не очень, — успокаи вала меня Анна Алексеевна, ~ тут беда — шляпка. Дня через два мы пошли воротами. Моя голова послу, щно погрузилась в эту шля пу, и вокруг дружно подхва- — Как вам идет! Это то, что вам надо! ’ И мне понравилось, что мои волосы, убранные под шляпу, казались аккуратно ■причесанными, не торчали во все стороны. Раньше для это го приходилось носить косы нку. Нашу шляпу положи ли в ббльшую картонку, и мы вы 1 Й] 1 и из магазина. — Кажется, шляпа вели- ковата, засомневалась Ан. на АлекЬёевна. — Да нет, как раз... Наконец-то я могла надеть платье, шляпу и покрасовать ся перед зеркалом. У нас, ко нечно, зеркало не такое, как у «мадам Кэт», но все же шляпка и голова, верхняя, часть платья хорошо видны. Снимать платье не- хоте, лось. Казалось, вот сниму — и никогда уже не буду такой прекрасной. К шляпке я вро де тоже привыкла. Загнула красные.отвороты и стало все прекрасно. А затем, как венец великолепия, я еще приколола шляпку к приче ске двумя, большими булав ками с синими продолгова. тыми кулончиками по кон- Остаток дня был запойней примеркой обновы'. Сильно потратившись на покупки, мы с Анной Алек сеевной не могли пока думать о туфлях. Но мне так хоте лось похвастать нарядом, что я решила надеть свое новое платье на собрание комсо- модаокого актива. Сяду, ноги спрячу под лавку и все. Осо бенно хотелось, чтобы меня увидела моя соученица по - рабфаку Саня Голубева. Она жила дома и одевалась луч ше всех. Вот и я пошикую. Покажу, пусть детдомовская, а вот платье себе справила и шляпку. Почему-то Анна Алексеевна сомневалась, сто ит ли мне наряжаться на ак тив, Но у меня уже засела мысль показаться Сане Го лубевой, и я не слушала ни каких доводов и отправилась на актив в новом платье, си- ■ ней шляпе с двум}|, булавка- ' ми. По дороге меня остано вила дама и спросила: — ■Вы -не у мадам Кэт шили это платье? Я не; стала отвечать, по тому что и так опаздывала. Я вошла, когда избирали президиум. Вошла через ма ленькую дверь и села в пер вом ряду. На трибуну пре зидиума поднялась и Саня Голубева. «Пускай теперь и увидит меня в новом», — подумала Я по-особенному откинула голову, как перед аппаратом фотографа. А президиум на меня и не смотрит, и Саня Голубева не смотрит. ^ Наклонились друг к другу, спиной к залу, и что-то шеп чутся. Не начинают и не на- чинают. Посыпались из зала реплики, нарекания. И вдруг:по узенькой лест нице со сцены" ко мне сходит Саня. Прямо ко мне. Я еще горделивей выпрямилась. Она наклоняется ко мне и одна булавка вливается ей в лоб. — Ч-черт) что ты такое напялила? Вот 'тебе записка. «Прошу тебя, уйди, пожа луйста, Мы тебя очень про- сим. Сорвешь работу актива: мы не поворачиваемся — смеемся. Прими нормальный вид и приходи,,,еще успеешь». Хотелось закричать: — А что, у меня вид не нормальный? Но... Кровь ударила мне в голову, я с яростью подня лась и. не видя никого, выбе жала на улицу.Здесь я сор вала 'шляпу с булавками и, размахивая ею, помчалась. В другой руке была зажата записка. Как я неслась в пу. довых ботинках фасона утю га и в !развевакицемся. расши том серебром шифонном пла. • тье! Бежала и тяжко всхли пывала. «Разве они дадут по быть барьппней?» — с,.,оби дой думала я. А дома сдернула свой на. ряд и, протянув Анне Нико лаевне записку, плакала, как маленькая. — Никогда ни за что не пойду к ним. — Не расстраивайся и не обижайся на комсомол! Ре бята такие попались, невежи и идиоты! Они вовек ничего не видели и потому такое на писали. А, 1М0жет, кто из дев чат еще подогрел. Через несколько дней я уговаривала Анну Алексеев- — Миленькая, родная! Мои сестры... Давайте вышлем им платье и шляпку. Там будет кому надеть. А я все равно никогда больше не надену. — А вдруг .замуж пой дешь? Где тогда такое доста- ^ Анна Алексеевна, это будет через.сто лет. Сошьем новое. И что же? Представьте, уговорила. Выслали мы наши богатства, и жизнь пошла как прежде. Через неделю мы получи ли письмо ,от моих сестер: — Уверены, что ть!, доро гая сестричка, платье приоб рела честным путем. Оно очень пригодится Зине, она выходит замуж. В нем и пой дет под венец. А насчет абажура — ты его напрас но послала. До сих пор тянут со светом. У нас нет электричества. ’С той поры я никогда не ношу шляп и боюсь шляпных продавщиц. Иван Харин ВДОВА Сидит согбенная на лавке у покосившейся избы. А ветер бегает по травке в косом квадрате городьбы. У ног дубовое корыто. Под чугуном кизяк чадит-,. Ничто Россией не забыто, Никто в России не забыт. Налево — узенькая стежка, парок лиловый от реки, Капуста, репа, да картошка, да колорадские жуки. Изба соломою покрыта. Убогий двор ветрам открыт... Ничто Россией не забыто. Никто Россией не забыт. И чем к закату, Тем быстрее уходит солнце за плетень. И все короче, все алее, и все прохладней майский дедь. Полегло переспелое поле, и напрасно молить и кричать; за большое стихийное горе надо будет теперь отвечать. Давний день уходящего лета — на всю жизиь мне запомнился он. Мы тогда молодого соседа проводили с отчетом в район. Ждали день, ждали месяц и годы... Наконец-то на старости лет— после долгой и злой непогоды— возвратился в деревню сосед. Не забыть, как прижав карапуза, дочь бежала навстречу отцу. И стегала ее кукуруза — по ногам, по рукам, по лицу. Овеет затхлым запахом меня саманный домик — колыбель мирская. И смотрит с фотокарточек рязанская, калужская, тверская. Плетни, лужайки, дядюшка А вот в фуфайке тетка Ефросинья... Как на ладонй, вдруг передо мной моя неперспективная Россия. Причастный к обездоленной печальным, тихим озаренный Стою в пустой остуженной Сняв шапку перед сумрачным портретом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz