Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
Т ЕОРИЯ и практика ка зарменного . коммунизм- ма, увы, породила мета- стазы казарменной педагоги ки в школе. Окрик и коман да, запрет и неприязнь ко всему непохожему, напряжен ные лица и опора на отрица тельное — все это из того времени. Старшее поколение современных учителей воспи тывалось в эпоху узаконенной борьбы. Борьбы с прическами и «космополитами», с ритми- • ческими танцами и «стиляга ми», узкими брюками и «пле- ■ сенью». С узким мировоззре нием никто не воевал. Зато на танцплощадке .практикова лись и сейчас еще практику ются облавы и «чннгисханов- ские» набеги. «Решительные меры» были нормой. По ним н сегодня тоскуют некоторые «инженеры» детских душ, пре вращающие классную комна ту в следственный изолятор. На международной арене с давних пор на острие споров — тема о правах и свободах человека. Рискнем .поставить вопрос о правах и свободах ребенка в школе. Начнем с то го, что на многих школьных зданиях висят плакаты «Доб ро пожаловать!». Но вход сю да охраняют бдительные тех нички и школьники —^‘«тамо женники» из дежурного клас са. Они стоят плечом к плечу в несколько шеренг, проверяя сменную обувь, не допуская досрочно явившихся. Все по ‘ инструкции. Все по часам. Ее Величество Регламентация бдительна. Она четко ориен тирована на искоренение вся кого вольнодумства. Напри мер, выбрать ребенку любую школу — это осложнит и ему, и родителям жизнь. Перейти из одного класса в другой в одной и той же шко- ле — все равно, что поменять гражданство. Выбрать клаг.- оного руководителя или учите ля—утопия. Даже сесть за од ну парту с кем хочется у мно гих учеников—непреодолимая проблема. Принести -в школу игрушку или, не дай бог, при-. вести любимую собаку — не- ' позволительная и наказуемая роскошь. Выбрать в буфете или столовой то, что хотелось бы ребенку — невозможно. Обеды-то комплексные. Выб рать в ' старосты или команди ры того, кому симпатизируют дети, нельзя. Критерий успева емости- не позволяет. А, скажем, рыбрать самим вожатого? Не принято! Хотя IX Всесоюзный слет в «Арте ке» за это проголосовал. В «партикулярном» платье в школу ходить нельзя. Можно только в форме. Даже шести леткам. На уроки физкульту ры все обязаны надевать оди наковое. Заработанные школь никами деньги — это не их деньги, а некоего мифическо го банкира. Несколько месяцев назад по телефону «педагогического, до верия» позвонили учащиеся од ной нашей школы и сообщили, что директор не позволила им перечислить заработанные деньги (несколько десятков рублей) 'в Детский фонд ■им. Ленина, а потребо- рала отдать их на обо рудование кабинета и доби лась своего. А вот,- скажем, попасть семиклассникам на вечер девятиклассников (обыч ный вечер отдыха) можно? Ни. в коем случае! «Дедать им там нечего!» Мнение админи страции и... комитета ВЛКСМ. Внеурочная деятельность должна быть многовариантной. В Павлышской школе В. А. Сухомлинского в лучшие го ды количество кружков и иных творческих объединений доходило до пятидесяти. Каж дый учитель вне урока умел создать маленький или боль шой детский праздник.. У каж- _дого был свой -ненасильст венный актив ' увлеченных, и . любой ребенок имел право менять свои пристрастия, не боясь, что нарвется за это на неприятности. Или, к примеру, факульта тивы. Сколько их в школе? Мизер. Вот где может быть здоровая конкурсность учите ходить строем и парами? Ку да вообще можно ходить только' по личному ж:еланию? Нельзя же сводить воспита ние ребенка до уровня лам-, почки — то зажгу, то пога-' шу. Любое проявление форма лизма в школе — преступле ние перед детьми. До сих пор мы, учителя, проводим совме стные дисциплинарные рббра- ния учеников, учителей и ро дителей с разбором двоек и проступков, ‘ провоцирующих родителей на расправу с деть ми. До сих пор проводятся 15-минутные политинформации до уроков, которые «ни уму.да сердцу». До сих пор бытуют пресловутые линейки под де визом «почему плохо учишь ся?» Теперь еще додумались вызывать на них родителей и ставить их на «середину». Та кие «воспитательные» мер.р- приятия опустошают души, формируют психологию рабст ва, страха и ненависти к школе. Как можно- терпеть та кие нравственные переверты ши? И вот ведь что происходит — дети выражают свой про тест такому формализму сти-. хийным -бунтом. Бьют окна в школе, уходят в неформальные компании с явным знаком «ми нус», неумело мстят учителям. Формализм рождает неформа лов, А, может .быть, следует найти в школе организацион КАКИЕ СВОБОДЫ НУЖНЫШКОЛЬНИКУ? лей. Создайте их десять™двад цать, пусть ребята выбирают. Тем факультативам, что пред почли дети, и жить. Может быть, торда исчезнут пожизнен ные активисты и масса «пасси ва»? А,право на ускоренное про хождение школьной програм мы как перспектива? Нужна ли эта свобода творческого роста? Жизнь доказала — очень нужна. А приобщение школьников к финансовой сто роне жизни, участие в реше нии вопросов по расходованию школьных и лично детьми за работанных средств? А решение весьма острых и важных для некоторых ребя'/ проблем, где и как заработать деньги? Это чья прерогатива? А доступ к информации и пра во на нее? А расширение свя зей школы с внешним миром? Или такой вопрос; соотноше ние обязательного и добро вольного. В чем? Как? Может быть, пора дать ребенку воз можность узнать, наконец, ка кая она, его личная свобода в , школе? Куда не обязательно ные формы свободы коллек тивного протеста? Какие-то приемлемые митинги-, стенгазе ты, анкеты, которые отража ют коллективные мнения ре бят, позволяют им вести дис куссионный диалог с учителя ми, руководителями школ? Умение вести с ребятами ци вилизованный диалог это обучение демократии. Главное, и мы, и дети утратили поня тие ‘внутренней ,свободы как условия' чтобы идти дальше, чтобы успешно перестраивать ся. У современных детей сфор мировался чужой голос и еще больший страх обрести свой. Нетерпимость', дерзость и без ответственность поведения ча ще всего возникают у послуш ных детей, у тех. у которых сформировалось собственное «я». Когда-то А. С.«Макарен ко называл таких детей тер мином французской револю ции' — «болото». Как извест но, «в болоте все черти нзодят- ся». Делая ставку на безого ворочное послушание, обожая и взращивая тихонь, мы не вольно плодим скрытых, двое душных людей. Я часто на се минарах -и встречах с'учителя- -ми спрашиваю их: -А какой тип ребенка вы считаете иде альным? Подытоживая их уст ные и письменные ответы, мо жно бделать вывод: во-первых, идеальный ребенок -— это хо роший ученик — не мешает, «не возникает», «в дурном не участвует». Понятие «хороший человек» подменено понятием «хороший ученик». Любой нормальный- учитель знает, что не каждый отличник проявляет порядоч ность в жизни и что двоечни ки и троечники часто выраста ют и становятся нормальными людьми. Но вернемся к проблеме сво боды ребенка. Прорыв к де мократии в школе — это удо влетворение сферы интересов учащихся. Социально-политиче ских (участие в преобразова нии мира). Гражданских (при. общение к конституционной де ятельности). Национальных (об ращение к истории, культуре, традиция.ч). Возрастных (реа лизация модных притязаний, желаний, особенно в сфере до суга, общения). Половых (ори ентир на мужской и женский, а «не средний» род в школе). Экономических (включение в производительный труд, в борь бу за- экономию) и т. п. ! Парадоксально, но факт: опыт учителя, огромный опыт мешает ему сделать новый сме лый шаг в сторону от строе вого единомыслия к'новой шко ле свободного ребенка. Сво бодного от паралича воли, страха, бесправия. Есть ведь еще и скрытые процессы шко льной «дедовщины». Они в ту алетах, они за углом школы. Есть дети, и их немало, кото рые не живут, а существуют, потому что на них не распро страняется свобода защищен ности личности. Эта и другие свободы были «втоптаны» в те самые и последующие годы, породившие паралич от уста лости, равнодушия и оскорби тельного терпения. Учитель начинается там,где он чувствует попрание лично сти ребенка, несправедливости к нему, ущемление его досто инства, ,ущербную неполноту жизни и боль своего^ бытия. Свободы ребенку может обес печить только свободный учи тель. С. ШМАКОВ зав. кафедрой теории и ме тодики воспитательной работы ЛГПИ. СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ У иас щес- хоть пруд пруди! Да! Уважаемый читатель, я вот все думаю, а как ты проводишь свободное время? Я, например, занимаюсь гимна сткой йогов потому, что вечером пой ти некуда, кроме, как к соседу, на я;)ычную репетицию, где подводят ито ги различных происшествий района. Правда, у нас есть ДК. Но все говорят, что он находится «у черта на куличках», и автобус туда пока не ходит, потому что не изобрели такой, чтобы не уступа'л по проходимости летающей тарелке, а пройти нормально по нашим дорогам нельзя: прилипнешь и будешь, как волк в проруби, сидеть. Раньше у нас было два клуба: в Петровском и Солдатском, но маленькие; и народу негде, было по вернуться. Так какой-то умный началь ник построил один большой ДК, сразу, для двух сел и назвали его «Рокер». Тай что посейчас решают яа собраниях, совещаниях, сесспя.ч; под чего бы его приспособить. Хотели открыть Дом для новобрачных, да подумали и .решили — нельзя: покуда молодые до него добе рутся, подерутся. А вот Дом развода, что-то намекали, будет, и скоро. Это решил тот же начальник, что строил его. -А ты приезжай к нам, читатель, у нас чудес — пруд пруди. Да, да, по-насто ящему пруд_ И очень скоро его запру дят, а содержимое его будут вывозить для заправки космических ракет на Бай конур. Народ у нас темный, не знал,' ку да девать эту продукцию, которую «вы рабатывает» сырзавод вот уже на про тяжении 15 лет. А ведь это не река, а золото. Правда, рыба в ней вся вместе с головастиками исчезла, зато новый вид лягушек появился: не квакают, как некоторые хохотушки, а все молча де лают; и не зеленые, а хамелионового цвета. Я гулял как-то по берегу с сьг- нгшкой, а он у меня спрашивает: «Пап, а эти динозаврикп тоже занесены в Кра сную книгу?», Ъ общем, ждем тебя, читатель, при езжай! В. А. ИЛЬЧЕНКО, по просьбе читателей — жителей ■ села Солдатское Тербунекого района. » о т (8 е ^ г а ю т «10 марта 1990 г. в «Ленинце» было опубликовано письмо Л. Диденко «От казали в лекарстве». В нем говорилось о том, что в аптеке № 101 не был вы дан по рецепту для ребенка «интерфе рон». А объяснили причину отказа яко бы так: «Аптека обслуживает только работников обкома ‘партии»; 11 марта мы побывали дома у т. Ди денко, пытались выяснить подробности по письму. Оказалось, что оно было на писано со слов зятя Диденко, фамилию и адрес которого нам не назвали. Амбулаторной карточки ребенка в детской поликлинике не оказалось вви ду того, что семья выехала на новое место жительства. Врач Осмолова, ко торая выписала рецепт на лекарство (как было указано в письме), в детской поликлинике уже не работает. Кто конкретно из работников аптеки № 101 отказал в лекарстве, сославшись на «обкомовскую аптеку», т. Диденко сказать не смогла, т. к. она при этом не присутствовала. Не была названа и точ ная дата происходившего. Были остав лены номер телефона и адрес, чтобы- зять т. Диденко смог позвонить, или прийти для выяснения обстоятельств, описанных в письме. Но до сих пор он к нам не обратился. Считаем, что обвинения, предъявлен ные в письме т. Диденко, не обоснова ны. Аптека никогда не была обкомов ской, а тот факт, что кто-то из сотруд ников отказал ребенку в лекарстве под этим предлогом, не подтвердился. 3. КАНДЮРИНА, зам. заведующей аптекой № 101.». От редакции: Зоя Григорьевна' Кан- дюрина сама принесла в ^)едакцию от вет на нашу публикацию;- Чтобы рас ставить все точки над «I», мы попросили .ее рассказать об аптеке .подробней. —- Аптека № 101 существует с 1073- года. За это время коллектив не имел ни одной жалобы. Вся противоречивость положения за ключается в том, что существует наша аптека на территории нынешней област ной больницы № 2, считавшейся «спец- больницей». Это вызывало, и вызывает, как видно из письма, различные криво толки. Действительно, аптека сначала была за крытой, вход в .нее возможен был толь ко по пропускам, как и в Ильницу. Шесть лет назад аптека стала откры той. Мы ' рады помочь всем больным, нуждающимся в лекарстве, исходя из того, чем располагаем (учитывая усло вия нынешнего дифнцита).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz