Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Т ЕОРИЯ и практика ка­ зарменного . коммунизм- ма, увы, породила мета- стазы казарменной педагоги­ ки в школе. Окрик и коман­ да, запрет и неприязнь ко всему непохожему, напряжен­ ные лица и опора на отрица­ тельное — все это из того времени. Старшее поколение современных учителей воспи­ тывалось в эпоху узаконенной борьбы. Борьбы с прическами и «космополитами», с ритми- • ческими танцами и «стиляга­ ми», узкими брюками и «пле- ■ сенью». С узким мировоззре­ нием никто не воевал. Зато на танцплощадке .практикова­ лись и сейчас еще практику­ ются облавы и «чннгисханов- ские» набеги. «Решительные меры» были нормой. По ним н сегодня тоскуют некоторые «инженеры» детских душ, пре­ вращающие классную комна­ ту в следственный изолятор. На международной арене с давних пор на острие споров — тема о правах и свободах человека. Рискнем .поставить вопрос о правах и свободах ребенка в школе. Начнем с то­ го, что на многих школьных зданиях висят плакаты «Доб­ ро пожаловать!». Но вход сю­ да охраняют бдительные тех­ нички и школьники —^‘«тамо­ женники» из дежурного клас­ са. Они стоят плечом к плечу в несколько шеренг, проверяя сменную обувь, не допуская досрочно явившихся. Все по ‘ инструкции. Все по часам. Ее Величество Регламентация бдительна. Она четко ориен­ тирована на искоренение вся­ кого вольнодумства. Напри­ мер, выбрать ребенку любую школу — это осложнит и ему, и родителям жизнь. Перейти из одного класса в другой в одной и той же шко- ле — все равно, что поменять гражданство. Выбрать клаг.- оного руководителя или учите­ ля—утопия. Даже сесть за од­ ну парту с кем хочется у мно­ гих учеников—непреодолимая проблема. Принести -в школу игрушку или, не дай бог, при-. вести любимую собаку — не- ' позволительная и наказуемая роскошь. Выбрать в буфете или столовой то, что хотелось бы ребенку — невозможно. Обеды-то комплексные. Выб­ рать в ' старосты или команди­ ры того, кому симпатизируют дети, нельзя. Критерий успева­ емости- не позволяет. А, скажем, рыбрать самим вожатого? Не принято! Хотя IX Всесоюзный слет в «Арте­ ке» за это проголосовал. В «партикулярном» платье в школу ходить нельзя. Можно только в форме. Даже шести­ леткам. На уроки физкульту­ ры все обязаны надевать оди­ наковое. Заработанные школь­ никами деньги — это не их деньги, а некоего мифическо­ го банкира. Несколько месяцев назад по телефону «педагогического, до­ верия» позвонили учащиеся од­ ной нашей школы и сообщили, что директор не позволила им перечислить заработанные деньги (несколько десятков рублей) 'в Детский фонд ■им. Ленина, а потребо- рала отдать их на обо­ рудование кабинета и доби­ лась своего. А вот,- скажем, попасть семиклассникам на вечер девятиклассников (обыч­ ный вечер отдыха) можно? Ни. в коем случае! «Дедать им там нечего!» Мнение админи­ страции и... комитета ВЛКСМ. Внеурочная деятельность должна быть многовариантной. В Павлышской школе В. А. Сухомлинского в лучшие го­ ды количество кружков и иных творческих объединений доходило до пятидесяти. Каж­ дый учитель вне урока умел создать маленький или боль­ шой детский праздник.. У каж- _дого был свой -ненасильст­ венный актив ' увлеченных, и . любой ребенок имел право менять свои пристрастия, не боясь, что нарвется за это на неприятности. Или, к примеру, факульта­ тивы. Сколько их в школе? Мизер. Вот где может быть здоровая конкурсность учите­ ходить строем и парами? Ку­ да вообще можно ходить только' по личному ж:еланию? Нельзя же сводить воспита­ ние ребенка до уровня лам-, почки — то зажгу, то пога-' шу. Любое проявление форма­ лизма в школе — преступле­ ние перед детьми. До сих пор мы, учителя, проводим совме­ стные дисциплинарные рббра- ния учеников, учителей и ро­ дителей с разбором двоек и проступков, ‘ провоцирующих родителей на расправу с деть­ ми. До сих пор проводятся 15-минутные политинформации до уроков, которые «ни уму.да сердцу». До сих пор бытуют пресловутые линейки под де­ визом «почему плохо учишь­ ся?» Теперь еще додумались вызывать на них родителей и ставить их на «середину». Та­ кие «воспитательные» мер.р- приятия опустошают души, формируют психологию рабст­ ва, страха и ненависти к школе. Как можно- терпеть та­ кие нравственные переверты­ ши? И вот ведь что происходит — дети выражают свой про­ тест такому формализму сти-. хийным -бунтом. Бьют окна в школе, уходят в неформальные компании с явным знаком «ми­ нус», неумело мстят учителям. Формализм рождает неформа­ лов, А, может .быть, следует найти в школе организацион­ КАКИЕ СВОБОДЫ НУЖНЫШКОЛЬНИКУ? лей. Создайте их десять™двад­ цать, пусть ребята выбирают. Тем факультативам, что пред­ почли дети, и жить. Может быть, торда исчезнут пожизнен­ ные активисты и масса «пасси­ ва»? А,право на ускоренное про­ хождение школьной програм­ мы как перспектива? Нужна ли эта свобода творческого роста? Жизнь доказала — очень нужна. А приобщение школьников к финансовой сто­ роне жизни, участие в реше­ нии вопросов по расходованию школьных и лично детьми за­ работанных средств? А решение весьма острых и важных для некоторых ребя'/ проблем, где и как заработать деньги? Это чья прерогатива? А доступ к информации и пра­ во на нее? А расширение свя­ зей школы с внешним миром? Или такой вопрос; соотноше­ ние обязательного и добро­ вольного. В чем? Как? Может быть, пора дать ребенку воз­ можность узнать, наконец, ка­ кая она, его личная свобода в , школе? Куда не обязательно ные формы свободы коллек­ тивного протеста? Какие-то приемлемые митинги-, стенгазе­ ты, анкеты, которые отража­ ют коллективные мнения ре­ бят, позволяют им вести дис­ куссионный диалог с учителя­ ми, руководителями школ? Умение вести с ребятами ци­ вилизованный диалог это обучение демократии. Главное, и мы, и дети утратили поня­ тие ‘внутренней ,свободы как условия' чтобы идти дальше, чтобы успешно перестраивать­ ся. У современных детей сфор­ мировался чужой голос и еще больший страх обрести свой. Нетерпимость', дерзость и без­ ответственность поведения ча­ ще всего возникают у послуш­ ных детей, у тех. у которых сформировалось собственное «я». Когда-то А. С.«Макарен­ ко называл таких детей тер­ мином французской револю­ ции' — «болото». Как извест­ но, «в болоте все черти нзодят- ся». Делая ставку на безого­ ворочное послушание, обожая и взращивая тихонь, мы не­ вольно плодим скрытых, двое­ душных людей. Я часто на се­ минарах -и встречах с'учителя- -ми спрашиваю их: -А какой тип ребенка вы считаете иде­ альным? Подытоживая их уст­ ные и письменные ответы, мо­ жно бделать вывод: во-первых, идеальный ребенок -— это хо­ роший ученик — не мешает, «не возникает», «в дурном не участвует». Понятие «хороший человек» подменено понятием «хороший ученик». Любой нормальный- учитель знает, что не каждый отличник проявляет порядоч­ ность в жизни и что двоечни­ ки и троечники часто выраста­ ют и становятся нормальными людьми. Но вернемся к проблеме сво­ боды ребенка. Прорыв к де­ мократии в школе — это удо­ влетворение сферы интересов учащихся. Социально-политиче­ ских (участие в преобразова­ нии мира). Гражданских (при. общение к конституционной де­ ятельности). Национальных (об­ ращение к истории, культуре, традиция.ч). Возрастных (реа­ лизация модных притязаний, желаний, особенно в сфере до­ суга, общения). Половых (ори­ ентир на мужской и женский, а «не средний» род в школе). Экономических (включение в производительный труд, в борь­ бу за- экономию) и т. п. ! Парадоксально, но факт: опыт учителя, огромный опыт мешает ему сделать новый сме­ лый шаг в сторону от строе­ вого единомыслия к'новой шко­ ле свободного ребенка. Сво­ бодного от паралича воли, страха, бесправия. Есть ведь еще и скрытые процессы шко­ льной «дедовщины». Они в ту­ алетах, они за углом школы. Есть дети, и их немало, кото­ рые не живут, а существуют, потому что на них не распро­ страняется свобода защищен­ ности личности. Эта и другие свободы были «втоптаны» в те самые и последующие годы, породившие паралич от уста­ лости, равнодушия и оскорби­ тельного терпения. Учитель начинается там,где он чувствует попрание лично­ сти ребенка, несправедливости к нему, ущемление его досто­ инства, ,ущербную неполноту жизни и боль своего^ бытия. Свободы ребенку может обес­ печить только свободный учи­ тель. С. ШМАКОВ зав. кафедрой теории и ме­ тодики воспитательной работы ЛГПИ. СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ У иас щес- хоть пруд пруди! Да! Уважаемый читатель, я вот все думаю, а как ты проводишь свободное время? Я, например, занимаюсь гимна­ сткой йогов потому, что вечером пой­ ти некуда, кроме, как к соседу, на я;)ычную репетицию, где подводят ито­ ги различных происшествий района. Правда, у нас есть ДК. Но все говорят, что он находится «у черта на куличках», и автобус туда пока не ходит, потому что не изобрели такой, чтобы не уступа'л по проходимости летающей тарелке, а пройти нормально по нашим дорогам нельзя: прилипнешь и будешь, как волк в проруби, сидеть. Раньше у нас было два клуба: в Петровском и Солдатском, но маленькие; и народу негде, было по­ вернуться. Так какой-то умный началь­ ник построил один большой ДК, сразу, для двух сел и назвали его «Рокер». Тай что посейчас решают яа собраниях, совещаниях, сесспя.ч; под чего бы его приспособить. Хотели открыть Дом для новобрачных, да подумали и .решили — нельзя: покуда молодые до него добе­ рутся, подерутся. А вот Дом развода, что-то намекали, будет, и скоро. Это решил тот же начальник, что строил его. -А ты приезжай к нам, читатель, у нас чудес — пруд пруди. Да, да, по-насто­ ящему пруд_ И очень скоро его запру­ дят, а содержимое его будут вывозить для заправки космических ракет на Бай­ конур. Народ у нас темный, не знал,' ку­ да девать эту продукцию, которую «вы­ рабатывает» сырзавод вот уже на про­ тяжении 15 лет. А ведь это не река, а золото. Правда, рыба в ней вся вместе с головастиками исчезла, зато новый вид лягушек появился: не квакают, как некоторые хохотушки, а все молча де­ лают; и не зеленые, а хамелионового цвета. Я гулял как-то по берегу с сьг- нгшкой, а он у меня спрашивает: «Пап, а эти динозаврикп тоже занесены в Кра­ сную книгу?», Ъ общем, ждем тебя, читатель, при­ езжай! В. А. ИЛЬЧЕНКО, по просьбе читателей — жителей ■ села Солдатское Тербунекого района. » о т (8 е ^ г а ю т «10 марта 1990 г. в «Ленинце» было опубликовано письмо Л. Диденко «От­ казали в лекарстве». В нем говорилось о том, что в аптеке № 101 не был вы­ дан по рецепту для ребенка «интерфе­ рон». А объяснили причину отказа яко­ бы так: «Аптека обслуживает только работников обкома ‘партии»; 11 марта мы побывали дома у т. Ди­ денко, пытались выяснить подробности по письму. Оказалось, что оно было на­ писано со слов зятя Диденко, фамилию и адрес которого нам не назвали. Амбулаторной карточки ребенка в детской поликлинике не оказалось вви­ ду того, что семья выехала на новое место жительства. Врач Осмолова, ко­ торая выписала рецепт на лекарство (как было указано в письме), в детской поликлинике уже не работает. Кто конкретно из работников аптеки № 101 отказал в лекарстве, сославшись на «обкомовскую аптеку», т. Диденко сказать не смогла, т. к. она при этом не присутствовала. Не была названа и точ­ ная дата происходившего. Были остав­ лены номер телефона и адрес, чтобы- зять т. Диденко смог позвонить, или прийти для выяснения обстоятельств, описанных в письме. Но до сих пор он к нам не обратился. Считаем, что обвинения, предъявлен­ ные в письме т. Диденко, не обоснова­ ны. Аптека никогда не была обкомов­ ской, а тот факт, что кто-то из сотруд­ ников отказал ребенку в лекарстве под этим предлогом, не подтвердился. 3. КАНДЮРИНА, зам. заведующей аптекой № 101.». От редакции: Зоя Григорьевна' Кан- дюрина сама принесла в ^)едакцию от­ вет на нашу публикацию;- Чтобы рас­ ставить все точки над «I», мы попросили .ее рассказать об аптеке .подробней. —- Аптека № 101 существует с 1073- года. За это время коллектив не имел ни одной жалобы. Вся противоречивость положения за­ ключается в том, что существует наша аптека на территории нынешней област­ ной больницы № 2, считавшейся «спец- больницей». Это вызывало, и вызывает, как видно из письма, различные криво­ толки. Действительно, аптека сначала была за­ крытой, вход в .нее возможен был толь­ ко по пропускам, как и в Ильницу. Шесть лет назад аптека стала откры­ той. Мы ' рады помочь всем больным, нуждающимся в лекарстве, исходя из того, чем располагаем (учитывая усло­ вия нынешнего дифнцита).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz