Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
славской лйре» она завое вала «]Пран-при» {-«золотую лиру») и в том же году «Мелодия» выпустила ее альбом «Лайма». ВАНГЕЛИС (Вавгелис Папатаяассну) — выдаю щийся музыкант, компо зитор и аранжировщик, один из крупнейших пред ставителей электронной популярной музыки. По происхождению' — 1-рек. Родился в 1949 г. в Юж ной Греции, но-после фа шистского переворота 1968 года эмигрировал во Францию. Вангелис был захвачен миром музыки уже в ран нем детртве: в четыре го да начал сочинять. а в шесть лет дал первый щубличный концерт, ис полнив одао из своих произведений. Уже тотда будущая звезда, не имея никакого формального музыкального образова ния, экспериментировала со звуком. Папатаяассну в 1968 г. остался во Фран ции не только и не столы ко ,из политических сооб ражений, сколько для то го. чтобы иметь возмож ность продолжить нача тые там еще до переворо та исследования музы ки и звука. Политический же мотив сказался в об^ ращении Ваягелиса к ро ку и привел к созданию группы - «Дитя Афроди ты». которая сразу же стала известной своим хитом «Дождь и слезы» (автор Папатанассиу). Однако рок-музыка была лишь одной из сфер при ложения творческих сил музыкайта. В Париже Вангелис сочинил и запи сал такие крупные про- изведен|ня, как «Симфо ническая поэма», а л ь ^ м .«Земля» и др. Кроме то го, он Довольно много ПИ-. сал для кино, поскольку эта работа была прекрас ной основой для проведе ния содержательных .электронно-музьшально- шумовых экспериментов. Сотрудашчая с киноре жиссером Фредериком Россифом, Вангелис за писал музыкально-шумо вое сопровождение к р я ду его фильмов; к трило гии. посвященной карти нам художников Пикас со, Жоржа Мэтью и Жор жа Брака, к серии филь мов о природе и др. В середине 70-х годов Ван гелис перебрался в Лон дон, где оборудовал су перстудию-лабораторию. в которой мог теперь про водить самые невероят ные эксперименты. Их результатами стали аль бомы с записанной на них электронной 'музы кой «космически-техноло- гического» -типа: «Адабе- до 0,39», «Спираль», «Вьюборг», «Небеса и ад», «Китай», «Увидишь позже». Однако он не рас стался и с рок-музыкой и в 1974 г. играл в британ ской супер-рок-группе «Нес» вместо покинув шего-ее кливишвика Ри- ка Уэйкмена. В 1978 г. Папатанассиу вернулся в Грецию и с Иреной Папас записал альбом «Оды» (классиче ское собрание византий ских и традиционных тре- ческих народных песен в новой интерпретации), а год спустя неожиданно на чал сотрудничать с быв шим вокалистом «Иес» Ионом Андерсоном, с ко торым выпустил альбомы «Короткие истории»,'«Дру зья мистера Кэйро» и «Личная коллекция». В 1982 г. Вангелис полу чил «Оска,ра» за звуковое сопровождение к фильму «Колесницы огня». Не менее интересными были его «саундтреки» к гран диозной кинокартине Ка- риоши Курахара «Антарк тика», футуристическая музыка к «Блэйдранне- рур Ридля бкотта н др. В 1983 г. Папатанассиу выступил кцк композитор в поставленной Михаэ лем Канайянисом на сце не настоящего амфитеат ра в Эпидавросе траге дию «Электра», главнло роль в которой сыграла Ирена Папас. В 1984 г., вдохновленный идеей веч ного «руговорота явле ний и вещей в природе, Папатанассиу записал альбом «Празднества земли» и симфоническое произведение «Незримые связи», а в 1985 — сим- фонически-хоровой альбом «Маска». Он писал музы ку и к Слетам: «Совре менный Прометей». «Пре красное животное» и др. Летом 1987 г. Вангелис снова возвратился в Гре цию и организовал два грандиозных концерта в пользу фойда сохранения Акрополя, К концу того же года он начал работать над новым серийным цик лом электронной (ее не следует путать с компью- . терной) музыки. Первый альбом цикла — «Ди- рект» — вышел в 1988 г. «ВАН ДЕР ГРААФ ГЕНЕРАТОР» — одна из наиболее интересных групп. представлявших авангард но-экспериментальное не коммерческое направле ние британского рока (так назьюаемый арт- рок). Была образована в 1967 г. в Манчестере сту дентами местного универ ситета. Состав группы в то время был очень не стабильным; музыканты то уходили, то снова при ходили. Наиболее посто- янньщ был Питер Хем- мил, который и сохранял группу до конца 1968 г., пока не ушел иЭ нее сам, после чего коллектив рас пался. Хеммил (клавиш ные, гитара и вокал) стал выступать с новой груп пой, состоявшей из вре менно приглашенных му зыкантов. Одновременно он записывал сольный ‘ альбом «Аэрозоль Грэй Машин», в чем ему помо гали его бывпше коллеги по «Генератору Ван дер 1фаафа». 'Альбом этот в конечном итоге был выпу щен как дебютный аль бом «В. Г. Г.» и послужил причиной восстадрвления грушы . ставшей вСкЬре одной из жемчужин, бри танского андерграунд-ро- ка и которая до своего следующего распада (в 1972 г.) выпустила три альбома; «Наименьшее из того, что мы можем сделать дать сигнал всякому другому» (1969), «Аш т у Хи Ху Эм Зе Оунли Ван» (1970) и «Пон Хат» (1971). В 1975 г. «В. Г. Г.» «родился» в третий раз. Собрагапись снова, музы канты тут же отправились в турне по Франции, а вернувшись домой, в Ию ле 1975 г. дали очень успешный концерт в театре Дворца Виктории. Первым ^льбомом, вьшу- щенньш группой в этот период, был «Годблафф» (1975). За время суще ствования «Генератора Ван дер Граафа» в нем играло немало музыкан тов. Это Ник Поттер (бас- гитара)’ Грэхем Смит (электроскрипка), Кит Эллис (бас-гитара). Дэйв Джексон (саксофон) и др. В периоды между распа дами и воссозданиями «В. Г. Г.» Хеммил. рабо тая над сольными альбо мами, лучшими из которых считается вышедший в 1975 г. «Большой шанс Надира» (рок-сатира), под держивал постоянную связь с бывшими коллега ми по группе, а с одним из них, Крисом Джаджем Смитом, даже писал му зыку. ВАРЛАМОВ Алек сандр Владияшррвнч — известный советский джа зовый музыкант, компо зитор, аранжировщик и певец (правнук знамени того русского композито ра Александра Егорови ча Варламова, автора |ю- мансов «Красный сара фан», «Ш заре ты ее не буди» и др.), цдин из лиде ров так называемого ш - струментального направ ления довоенного совет ского джаза. Стоял у ис токов оркестрового джа за в СССР. Родился в 1904 г. в Симбирске. Учил ся в ГИТИСе. Там он ув лекся джазом и перевелся в музыкальный техникум имени Гнесиных (класс К01Щ03ИЦИИ). который окончил в 1933 г. Сразу Же после окончания тех никума Варламов орга низовал 1 джаз-оркестр, первое вьгступление кото рого состоялось в мае 1934 г. е бывшей солист кой оркестра Дюка Эл лингтона Целестшюй Кооп. Затем он создал очвнь пшулярный в свое время джазовый септет, который в 1937—1938 гг. записал ряд пластинок с танцевальными произве дениями, ставшими джа зовой классикой. В пос ледующие годы Варламов' создал немало джазовых коллективов, был первым , руководителем джаз-ор кестра Всесоюзного ра- дйокомитета. одним из создателей государствен ного джаз-оркестра Со юза ССР. Он является также одним из первых отечественных экспери- менТаторФ) симфо-джаза и работает в этом направ лении до сих пор. Диско графия; «Джаз-оркестры п/у Александра Варламо ва» (1975), «Варламов Александр» (1980), «ВЕЗКЛИВЫИ ОТКАЗ» — советская рок-группа. Создана осенью 1985 г. по Инициативе студента МИФИ гитариста Рома на Суслова (до этого иг рал в группе «25-й кило метр») и еще одного сту дента МИФИ, клавишника Петра Плавинского (до этого, вместе с пианистом и певцом Дмитрием ^Шу миловым составлял дуэт, название которого впос ледствии перешло ко вновь созданному коллективу — «Вежливый отказ»). В пер воначальный состав груп пы кроме Суслова я Пла винского входили Шуми- Ронсара, Ламартина, Вер лена, Рембо, АрагОна и других. Писал он ,музыку к кинофильмам (даже снимался в некоторых из них, например, в кино картинах «Сиреневые во рота» и «Потр де Лила», которая в советском про- кате называлась «На ок раине Парижа»), О твор честве Брассенса расска зывается в документаль ном фильме «Франция — песня». ^БРЕГВАДЗЕ Нави Ге оргиевна — популярная советокая певица, народ ная артистка СССР. Роди лась в 1938 г. в Тбили- си. В 1961 ц окончила Тбилисскую консервато рию по классу ф-но, од нако судьбе было угодно прославить ее как певи цу. Еще студенткой (с 1959 г.) Врегвадзе пела в эстрадном оркестре Грузии «Рэро», из кото рого в 1964 г. перешла в знаменитый ансамбль «Орэра». Через несколь ко лет она начала высту пать самостоятельно и вскоре окончательно по- кйнула ансамбль, предпо чтя сольную карьеру певицы. Брегвадае наибо лее близки песни ярко выраженного лирическо го плана. Это современ ные и народные грузин ские песни, старинные русские романсы («Ка литка». «Дорогой длин ною», «Я помню ва л ь с а ' звук прелестный» и Др.), и песни советских компо зиторов («Снегопад» и др.). «БРЕИКАУТ» — зна менитая польская рок- группа, ветеран польско го рока. Образована в феврале 1968 г. компози- торо|к, певцом и гитари стом Тадеушем Налепой путем преобразования предшествовавшей ей (с 1965 г.) любительской группы «Блэкаут», кото рая поначалу исполняла рок с элементами аван гарда, затем джаз-рок и, наконец, с приходом в 1967 г. Налецы, остано вилась на блюз-роке. Впервые группа заявила о себе в 1966 г. на «Ве сеннем фестивале моло дежной музьши» (вместе со «Скальдами»), а ц 1969 г. стала уже поль ской супер-группой (прав да, в первое времА все, что она делала, напоми нало музыку британских блюз-роковых групп «Крим» и «Блюзбрей- керз»). Единоличным ли дером «Врейкаута», его вокалистом и автором практически всей музыки (тексты писал поэт Бог дан Лоэбл) был Налепа, беспрерывно менявший состав группы, в которой за время ее существова ния перебьшало около трех десятков музыкантов, сре ди которьк были, ставшие впоследствии «звездами» польского рока Юзеф Хай- даш, Витольд Хруст, Дар- гиуш Казакевич и руково дитель шаменитой груп пы «СВВ» Юзеф Скжек. Среди этой плеяды осо бое место занимает очеНь своеобразная певица, вме сте с Налепой составляв шая стабильную пару, костяк группы. Мира Ку- бачиньска (его жена). «Брейкаутом» было запи сано немало интересных альбомов; «По другую сто г н у дождя» (1968). «70 А» (1970), «Блюз» (1970) , «Мира» (1971), «Каратэ» (1972), «Огонь» (1978), «Камни» (1974), «Неопознанные летаю щие объекты» (1974), «Опознанные летающие объекты» (1978). «Па рус Земли» (1679) и др. Б РЕЛ Ь Ж ак — знаме нитый французский шан сонье. поэт, кбмпозитор. актер и режиссер, бель гиец по происхождению. Родился в 1929 г. в Брюсселе в семье фабри кантов. После службы в армии занялся бизнесом; некоторое время участво вал в управлении принад лежащего семье предпри ятия. В свободное же время пел. В 2^ года Брель понял, что деловая жизнь не для него. В 1953 г. он отправился в Париж, который принял его довольно холодно. Лишь осенью ему пред ложили по вечерам петь в кабаре «Три осла». Еще через некоторое вре мя к его услугам стали прибегать другие кабаре и мюзик-холлы. В 1954 г. вышел первь 1 Й, не при нятый публикой и раз громленный * критикой лонг-плэй Бреля. Но пе вец не нал духом, и летом 1954 г. вместе с другими артистами отправидся в гастрольное турне по Франции, с которого по немногу и начался его успех. С тех пор Брель пристрастился к публич ным выступлениям и га стролям, давая свыше 300 концертов в год. По-настоящему крупный успех ожидал его в 1957 г.. когда вместе с Мише лем Леграном он высту- пид в парижском мюзик- холле «Альгамбра», Но триумф был еще впереди. Им стал концерт К мюзик- холле «Вобино» в 1959 г. В 1059 г. Врель совер шил турне по Советско му Союзу, а уже в нача ле 1966 г. неожиданно объявил о намерении за кончить концертную дея тельность. И сдержал СЛОВО: вьшолнив все обя зательства по контрак там (в них, в частности, входили концерты в нью- йоркском «Карнегичхол- ле» и лондонском «Аль- берт-холле»), после сво- его последнего концерта, состоявшегося 16 мая 1967 г. в городе Рубе, он навсегда ушед с эст рады, не перестав, одна ко, ни петь, ни сочинять песни. Более того, начав с 1967 г. сниматься в кино, а с 1968 г. ра ботать На театральной сцене, Врель стал теперь писать музыку для кино фильмов и театральных постановок. Первой изве стной его работой на сце не были 1 ЮЛИ Дон Кихо та и С!ервантеса в мюзик ле «Человек из Ламанчи», а лучшей его работой, в кино была роль Бенджа мена в фильме Э. Молина- ,ро «Мой дядя Бенджа мен». Кроме того. Брель снял ся в фильмах «Професси ональный риск», «Убий цы именем порядка» и др. (всего десять), а так же сам постаиил два фильма: «Франц» и «Дальний Запад». Совет скому зрителю Врельак- тер известен, в частно сти, и по комедии, изве стной в нашем прокате под названием «Зануда», где он снялся в царе с Лино Вентура. Умер Брель 9 октября 1978 г. в Париже, а похоронен на Маркизских, островах, рядом с выдающимся ху дожником Полем Гоге ном. В 1988 г. издатель ство «Радуга» вьшустнло сборник «Жак Брель. Стихи и песни» (на фран цузском языке с прило жением переводов, отдель ных произведен|б1 на русский язык). «БРИГАДА С» — по пулярная московская рок-группа. Основана в декабре 1985 г. ИгЬрем Сукачевым, кбторый до этого был членом группы «Постскриптум», а затем короткое время вокали стом первого состава группы «Браво». До 1987 г. «Бригада С» входила в Московскую рок-лабо раторию. В перври ее со ставе с Сукачевым рабо тали гитарист Кирилл 'Трусов, ударник Игорь Я р ц й . ’а также даое од нокашников Сукачева из Задонского (Липецкой об ласти) культпросветучи- лища бас-гитарнст Сергей Галанин и гитарист Алек сандр Горячев,, вскоре ушедший в «Динамик». Дебютировала «Бригада С» на одном из фестива лей рок-лаборатории и иг рала она тогда музыку, стилистически напоми навшую панк-рок. Свой нынешний стиль, весе лый, ироничный, време нами оптимистическн-ро- мантический, с заметным влиянием джаза и пре красным шоу, она «на щупала» не сразу^ Усто явшийся к 1987 г. состав группы, сами музыканты, ее участники, стали на зывать «оркестром про летарского джаза», в ко тором в 1988 г. играли Сукачев (вокал), Галаввн (бас-гитара), Трусов (ги- . тара), Ярцев (ударные), Сергей Тенинберг (клави шные), Евгений Коротков и Игорь Марков (труба), Сергей Секретарев и Максим Лихачев (тром бон). Музыкальные темы пишет Сукачев, а их ор кестровкой занимался
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz