Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«Сголансо инструкци..» 10 февраля в газете была опуб ликована статья «Школьная сто ловая: на обед — сто бед». Напо- иню, речь в ней шла об органи зации рационального питания в школах Левобережного района. Редакция получила ответ комбината питания НЛМК: Комбинат питания НЛМК о&лу- живает 10 общеобразовательных школ, в которых обучаются 7139 человек. В нашем ведении 7 сто ловых и 3 буфета-раздаточных с обпщм количеством посадочных мест 1205 (по норме 1257), что , составляет 95,9 процента. Значит, в целом школьным предприятиям не хватает 52-х посадочных мест. Все школьные столовые находятся в приспособленных помещениях. В течение 1989 года заменены-14 единиц торгово-технологического оборудования. Однако часто оно вы ходит из строя, а в ремторгмонта- же запасных частей к нему нет, да и механик вразу не может ра зобраться в неполадке, потому что оборудование импортного цроиз- водства. Для организации щадящего пи тания из рецептур школьных сто ловых полностью исключен кост ный бульон, уксусная кислота за менена на лимонную, кулинарный жир и маргарин — на животное масло. Питание учащихся в шко лах организовано по групповым абонементам и двухнедельному ме ню, разработанному и утвержден ному технологом по школьному пи- ташю КП НЛМК. заведующим от делом народного образования Ле- вобережного райисполкома, заве- ^ дующей отделением гигиены детей и подростков СЭС Левобережного района. Меню меняется посезонно. В разработанные рационы вклю чены мясопродукты только из го вядины — сардельки, колбаса «ос танкинская», ; полукопченая, блю да из рыбы, овощи, соки, творог, молоко соответствующей жирно сти, мучные кондитерские изде лия собственного производства. В буфетах школ отпускают про дукцию согласно ассортиментнрму перечню. По санитарным Правдам запрещается реализовывать салаты, так как буфеты к этому не при способлены. И в заключение хочется сказать о том, что качество пищи зависит Не только от добросовестного по- вара.'но и от администрации шко лы. Она не считает нужным про водить бракераж пищи перед от пуском блюд, ссылаясь на то. что у них своей работы достаточно и за это им денег не платят. О. ЛАВРОВА, технолог по школьному питанию КП НЛМК. ОТ РЕДАКЦИИ: Занимаясь под готовкой материала «Школьная столовая: на о ^ д — сто бед», у меня не было цели «разругать» комбинат общественного питания НЛМК. Наобортт, хотелось разо браться в проблеме и. прежде все го, понять самой и объяснить читателям, почему же все-такн на ши дети неохотно питаются в школьных столовых. В материале прозвучала мысль, что дело не в комбинате общест венного питания и не в действиях администрации школы. Беда в са мой системе, породившей дефицит продуктов нитания, запчастей, по мещений н всего прочего, без чего школьная столовая не может нор мально функщюнировать, не может вкусно накормить детей. Поэтому в ответе комбината пи тания НЛМК хотелось найти не оправдания в нх адрес, а какие-то реальные предложения по измене нию ситуации.' И уж совсем не кстати сваливать часть проблем на згчителей. Они должны згчить де^ тей, а не снимать пробы "блюд, контролируя таким образом «про фессионалов. Н е да в н о моя племян ница принесла из школы бутерброд. Честное сло во, мне не хотелось бы сгущать краски и . нагнетать страсти вокруг школьного питания, но бутерброд был со свежим са лом, которое зачем-то «обрз-. вали» соленыМ; Кто, где и ког да приготовил его, мне неиз вестно, но то, что у человека, предложившего подобную от раву детям, нет совести, по- моему, очевидно. Это произош ло в Лебедяни. И поэтому сра зу хочу сказать, в районных центрах и качество школьного питания, и его организация на несколько порядков, ниже, чем в областном. Возмущение ро дителей, учителей совершенно обоснованно. Спокойно смот реть на то, как детям хладно кровно портят желудки, н е возможно. .Поэтому позволю себе еще раз вернуться к фра зе из ответа комбината пита ния НЛМК: «...качеству, пищи зависит не только от добросо вестного повара, но и от ад министрации школы». Думаю, добросовестность повара — все же очень важна. . Но даже там, где качество пи щи хорошее, дети едят без охоты и относят тарелки с несъеден- ными порциями на мойку. В чем причина, и виноваты ли во всех грехах только работники общепита, предстоит выяснить. В. школьной столовой сущест вует целый комплекс проблем, многие из которых не то что не изучены, но даже и не оп ределены как проблемы. Поэтому будет вполне спра ведливо выслушать зсегда кри тикуемую сторону — общепит. Тем более, заместитель дирек тора треста общественного питания Наталья. Андреевна Грыгина охотно пошла на кон такт с нами, чтобы рассказать о своих многочисленных проб лемах, через лес которых ей и ее коллегам приходится про бираться каждый день. Еще как трудно! Н. А. Грыгина; — Не хочу оправдываться, но уж коль скоро мы начали разговор о школьном питании, он должен носить конструк тивный характер. Наша задача не в том, чтобы ущипнуть друг друга как можно больнее, нам нужно найти выход. Наш трест обслуживает 43 ШКОЛЫ: это —45 тысяч человек. Посадочных мест в столовых не хватает. Вот взять, к при меру, 24-ю школу. В ней 449 учащихся,а в столовой всего 40 мест. Значит, за день, что бы накормить всех учеников, нужно сделать одиннадцать «посадок». При таком ритме работы можно с ног свалиться. И при этом на нашу голову обрушивается огромное коли чество самых разнообразных проверок: санэпидемстанция, народный контроль, облсов- проф и так дальше. Однако, положительного эффекта от подобной законтролироваино- сти мы не получаем. Провер к и — это, прежде всего, стрес сы, затем — трата рремени. И кроме констатации фактов о недовесе, перевесе, мы от про веряющих не слышим никаких конструктивных предложений. Никто не хочет учитывать вы сокую долю ручного труда и низкую квалификацию пова ров! Не ругать нужно, это са мое простое, а создавать про думанную систему в работо наших людей: использовать быстрозамороженные блюда, кулинарные изделия, широкий ассортимент полуфабрикатов, продукты в мелкой расфасовке (хотя бы сыр, масло, мед, ва ренье, как в соцстранйх). У нас же ничего этого нет. Шко льному повару приходится го товить по 1,5—2 тысячи пор ций масла, сыра, колбасы и прочего. Нас ругают за иедовесы. Да, они есть. Но при жестких тре бованиях к работнику общест венного питания мало кто по- пейте , МОЛОКО думал о рациональной органи зации его труда, до сих пор основным «орудием» повара остается нож. Очень низок про цент механического оборудо вания — овощерезок, машин кухонных, дозаторов нет вооб ще: промышленность не выпус кает. Наша отрасль без помо щи конструкторов и машино строительной промыфленио- сти но. решит самостоятельно своих проблем. Кто знает, что любят есть наши дети? Мне кажется, ни кто, кроме их родителей. И, собственно, никого по-настоя щему не интересует эта проблема. Общепит работает абсолютно вслепую. Это не ви на его, а беда. Ведь до сих пор никто не додумался про вести опросы школьников по возрастным категориям на предмет их вкусов. Очевидно — не все дети с восторгом пьют кипяченое молоко, ■кото рое в качестве бесплатного приложения идет к их обедам и завтракам. И оно, в конечном итоге, оказывается в отходах. В итоге, «в трубу» вылетают средства, затраченные на его производство, транспортиров ку н так далее. Насколько я знаю, общепит предлагал ис ключить молоко из - меню, за менив его каким-то напитком, который бы нравился детям, но ни районные отделы народ ного образования, ни медики не позволили этого сделать. Аргументация — дети должны пить молоко. Но, как я пони маю, вкусы их не переменят ся, и, значит, деньги будут ле теть на ветер, молоко вылива ться в помои. Дети любят мороженое. Пос ле уроков они с превеликим удовольствием едят его, но в школе — «не моги». Почему? Да потому, что санэпидемстан ция, руководствуясь опреде ленными рекомендациями, запрещает продавауд в школь ных буфетах любимое детьми лакомство. Но какая принци пиальная разница в том. где съест ребенок морожаюе - - за дверьми школы или в ней? Я не хочу винить санэпидем станцию, всем нам хорошо по нятна сила спущенных инст рукций. Школьная столовая, к сожалению, не может быть исключением из общей системы. О вкусах спорят Вера Алексеевна Леженко, тех нолог треста общественного питания: — Я тоже давно пришла к мысли, что пора заняться серь езным изучением вкусов на ших детей. У каждого, кто работает в системе общепи та, есть свои соображения и наблюдения, но их кому-то нужно обобщить и вывести за кономерности'. Допустим, все знают, что к одной и той же пище у младших и старших школьников совершенно раз ное отношение. Малыши по сидят над тарелками и отне сут на мойку почти не трону тые порции, а старшие школь ники подберут все до послед ней крошки. Зато на следую щей перемене младшие 1 фибе- гут за хлебом,' набьют карма ны и будут с удовольствием уминать его, как будто им есть не даваЦи... Мы готовы накормить, но скажите нам — чем? И еще: в школьных столо вых необходима мелкая, кра сочная расфасовка продуктов. Нужно все-таки помнить, с кем мы имеем дело. Ребенку гораздо приятнее попивать ке-. фир или молоко из пакета, чем из стакана. И масло в обертке он охотнее съест, чем обыкно венный, кичем не привлекатель ный кусочек. Трудно не согласиться с Ве рой Алексеевной, тем более, что мелкая расфасовка при ятна не только детям, но и взрослым. Но речь пока не о них. В ответ на замечания технолога мне хочется сказать только одно: наша пищевая промышленность на детей не ориентируется. Разговоры о мелкой расфасовке идут не первый год и насколько всем известно — воз й ныне там. ■Точно такое же положение не производством безнитратных овощей и фруктов. В школьных столовых вечно что-то запреща ют, сейчас, например, — сала ты, из свежей капусты, потому что в ней что-то обнаружили. Не используют при приготов лении блюд кур, яйца. Не уди вляйтесь, если завтра запретят что-нибудь еще, это вполне ес тественно, потому что наши дети получают продукты с общего «нитратного огорода». Хотя не однажды агропром обещал подумать, определить хозяйства, указать поля, на которых будут выращивать^ «чистые» овощи и фрукты*для ' детей. Это часть проблемы. А вот другая (о ней, уже бы ло рассказано в материале «Школьная столовая: на обед — сто бед») — дефицит поме щений для столовых. Напри мер, вторая школа при 884-х учащихся обходится буфетом- раздатбчной. Обеды привозят из соседней, 1-й школы, при чем, всего 70 порций, только для группы продленного дня. Все остальные ученики переби ваются всухомятку. Восемь лет пшола добивается строи- тельства пристройки для сто ловой. Сейчас вроде появилась какая-то перспектива, во вся ком случае,- строительство включили в план. Промедле ние в данном деле не красит ни представителей власти в на шем городе, ни строителей. За все это, в конце концов, распла чиваются своим здоровьем де ти. И это не просто жалост ливые слова, рассчитанные на выбивание слезы у взрослых, это — правда, с которой каж дый день сталкиваются врачи. И совсем другое дело в пер вой школе. Красивый простор ный обеденный зал, большая кухня, есть даже моечная ма шина, правда, она частенько подводит людей, но это уже вопрос о качестве отечествен ной техники. Судя по отзывам родителей, учителей, школь ников, в столовой готовят вкуе- ную пищу. Кто обеспечит качество? Инна Петровна Волкова, по вар-бригадир столовой школы № 1 : — Я считаю,'что очень мно гое зависит от совести наших работников, и ни в коем слу чае не нужно сбрасывать со- счетов постоянный контроль со стороны администрации школы. Вот, допустим, наш директор очень строго контро лирует работу столовой. Я счи таю, что так и нужно,. иначе люди расслабляются. Зинаида Ивановна Ганьшн- на, повар-бригадир столовой школы № 9; — Конечно, качество пищи полностью зависит от нас. по варов. Но почему дети плох» едят в столовой, я понять не могу. Сосиски, гречку малыши на мойку несут, а 8, 9,-10 клас сы едят с удовольствием. Иног да смотришь; сидит, вилкой по ковыряет раза два —и на мойку бегом..Подойду, скажу: «Ты почему же это не ешь, ну-ка, садись за стоя». Глядишь, и все подберет. Кто его знает, что им нужно? Давно пора выяснить, что* же все-таки нужно нашим де тям? Мне кажется, им, прежде всего, необходима свобода вы бора блюд в школьной столо вой. Комплексные обеды ■— это вчерашний день. Но как объяснили мне специалисты, свободный выбор возможен в далеком будущем. Пока столовые еле-еле справляются с планом охвата всех; учащихся горячим питанием. И. КОБЗЕВА. К. СОСЕДОВ (фото). '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz