Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Во дворце- ярмарка 31 марта вестибюли и кори­ доры ДК профсоюзов станут местом проведения ярмарки изделий, изготовленных в мас­ терских школ, ПТУ, УПК, вне­ школьных учебных заведений - всей области. Советуем прийти сюда тем, кому необходимы слесарно- монтажные, столярные инст­ рументы, мебель для детских комнат, кухонная утварь из дерева, одежда для мальчиков и девочек самых разных раз­ меров, макраме, всевозможные игрушки. Будет здесь множе­ ство и необычных товаров. Де­ ти — фантазеры, и, как прави­ ло, когда они делают что-то для других, стараются больше, чем для себя, ^ у т на ярмар­ ке сластен: для них по особым, редким рецептам испекут тор­ ты, пирожные, кексы, печенье. Организатор ярмарки — об­ ластное управление народного образования ~ не сомневается в большой от нее выручке. Дело в том, что до этого подобные ярмарки прошли во многих рай­ онах области. Например, в Ок­ тябрьском продали товаров бо­ лее чем на семь тысяч, в Во-. ловском почти на две. Надо сказать, особым спросом поль­ зовалась детская одежда, а ее на областной ярмарке будет особенно много. Итак, двери Дворца культу­ ры профсоюзов откроются для покупателей в 14.00. Е. КАШИРИНА. « Р а д у г е »— 2 5 ! Почему педагогический клуб ЛГПИ называется «Радуга»? Может быть, потому, что в «Ра­ дуге» только на первый взгляд всего семь цветов, рука масте­ ра способна составить л з них недовторимую палитру красок, такую, какую ему захочется? Необходимо только научиться этому. Вот н в педагогике только на первый взгляд все выглядит обыденно и уныло. Стоит прикоснуться к душам мальчишек и девчонок масте­ ру, исчезнут из детства обиды, несбывшиеся надежды, жела- йие делать зло друг другу. Так что, не случайно педа­ гогический .клуб студентов на­ звали ;.«Радуга». А появился он 25 лет назад, объединив студентов — людей энергич­ ных, " искренне стремящихся стать добрыми друзьями и на­ ставниками детворы. Благо, было это в период хрущевской «оттепели», что позволило каж­ дый день в клубе начинать с новой идеи. Например, соб­ рать всех «трудных» Соколь­ ского района, организовать с ними цирк, а потом разъез­ жать с юными артистами по всей области. Можно пригла­ сить в гости семью Никитиных, над методикой воспитания которых спорят до сих пор и часто называют их систему воспитания антипедагогикой. А еще можно... В клубе поч­ та всегда было все можно, не­ смотря на то, что большая часть жизни его совпала с тем периодом, который мы сейчас ^называем застойным. Все вре­ мя можно было искать и про­ бовать в воспитании не толь­ ко детей, будущих, учителей.— тоже. И поэтому совершенно точно то, что если в нынешних школах вы встретите интерес^ ного, неординарного учителя, завуча, директора, — они быв­ шие «радужане». Давайте поздравим , всех бывших и нынешних «радужан» б 25-летним юбилеем этого за ­ мечательного клуба, пожелаем ему долгой-долгой жизни, по­ тому как он, в первую очередь, необходим детям — будущим воспитанникам - будущих учите­ лей. По просьбе его нынешнего совета напоминаем о том, что празднование дня рождения состоится сегодня, 24 марта, в 17.00 в актовом зале ЛГПИ. Каникулы. Фото М. Барабанова. НАС ВСТРЕЧАЛИ СКРЯБИН И ДАЛИ Второй р а з а нынепшем учебном году мы встречаемся С И . в . Семенюченво, зав. кабинетом истории мировой художественной культуры обаастн(н« института усюер- шенствования учителей. .г ^ гг — Наталья Викторовна, пом­ нится, предыдущая наша встреча с вами состоялась в октяб(№ нынешнего учебного года. .Тогда вы поделились очень интересными идеями в плане воспитания педагогов, взявшихся вести в школах курс истории мировой худо­ жественной культуры. Что удалось сделать за эти четы­ ре месяца? Начну, пожалуй, р глав­ ного итога. Недавно состоялся недельный семинар по пробле­ мам преподавания этого пред­ мета, потребовавшего не толь­ ко хороших знаний в области культуры, но и кропотливого усвоения методики. Впрочем, семинары-то у нас работают еще с прошлого учебного го­ да, о чем вы уже писали. Но последний особенно ценен — тем, что провели его мы сами, без приглашения консультантов из столицы и из тех городов, где история мировой художе­ ственной культуры ведется' в школах уже несколько лет. Его программа включила в се­ бя не то.чько лекции, в кото­ рых рассказывалось об исто­ рии развития культуры на тер­ ритории нашей области, чита­ ли их краеведы и преподава­ тели ЛГПИ, семинар пригласил и на открытые уроки. Это зна­ чит, что наступила пора, когда уже можно поделиться каким- то опытом, сказать о привер­ женности каждого преподава­ теля какой-либо теме. Напри­ мер, главным у Л. Г. Марша- линой из 32-й липецкой шко- * лы, ясно, станет духовная му­ зыка. Участники семинара при­ сутствовали на ее уроке, где говорилось о творчестве Борт- нянского и Бирюзовского. В. ^1. Фролов,- преподаватель истории 55-й школы областно­ го центра, пригласил в мир'^ западно-европейской культуры эпохи Просвещения. А Т. А. Самсолова,!^учитель_музыки.шз поселка Матырский, своих гог стей встретила в музыкально­ литературной гостиной. Здесь мы увидели замечательную композицию из стихов русских поэтов, в которых использован библейский сюжет. Одним словом, все присутству­ ющие стали слушателями очень продуманной, эмоциональной проповеди, призывающей к тем нравственным заповедям, о ко­ торых мы, наконец, вспомнили. Своей искренностью, печалью она задела настолько, что го­ сти школы отказались обсуж­ дать увиденное и услышанное... Неделю продолжался, семи­ нар, и каждый день дарил те­ мы для разговоров с детьми, а, главное, личностей. которых, как оказалось, немало среди этих преподавателей. — Часто, когда слышишь о каких-то начинаниях в эстети­ ческом воспитании, с горечью думаешь о том, что это не дДя сельских ребятишек... — Представьте, , в списке слушателей курса, которым я руковожу, сельских учителей чуть меньше городских. И так, кстати, с самого начала нашей работы. Это говорит о том, что и руководители многих сельских школ тоже заинтере­ сованы в появлении нового предмета. Поэтому дают воз­ можность педагогам периоди­ чески приезжать к нам, в ин­ ститут, где мы делаем все воз­ можное для освоения этой очень непростой ‘ программы, не отказывают в деньгдх для нриобретения наглядных по­ собий, оборудования помеще- ний для уроков. Кстати, поездку в Москву, о которой в прошлый раз я говорима как о предполагае-, мой, мы осуществили. Там нас встречал Центральный институт усовершенствования учителей РСФСР, и его сотрудники окончательно влюбили наших учителей в свое новое дело. Липчанам дали возможность побывать на уроках тех мос­ ковских педагогов, которые уже опытны в преподававви мировой художественной куль­ туры, встретиться - с известны­ ми искусствоведами. Аплодиро­ вали мы музыкантам в одном из кафедральных соборов, лю­ бовались произведениями жи­ вописи во многих художествен­ ных музеях столицы, были в музее-квартире ф. Шаляпина и т. д.^ Я намеренно сделала подробный отчет р наших мос­ ковских маршрутах, так как хочется еще раз сказать о том, что наш Предмет — всерьез и надолго. Знать это очень важ­ но и учителям, й их самым близким руководителям — ди­ ректорам и завучам. У меня, несмотря на кое-какне первые успехи, есть подозрения, что не во всех, школах знают о возможности взяться за новый предмет. Это я поняла, когда после первой нашей с вами .публикации прибавилось слу­ шателей на курсе. Возможно, И эта поможет прийти ко­ му-то. — Наталья Викторовна, все- таки главная обязанность ин­ ститута усовершенствования учителей — усовершенство­ вать процесс обучения... - -гг^Сове^^^ Но в данном случае институт вмес­ те с областным управлением народного образования полно­ стью взяли на себя обязан­ ность ввести в школах новый предмет. Подчеркиваю, без участия в этом деле наших педагогических вузов. Нам, думаю, одним скоро станет трудно. Вот почему очень хо­ чется, чтобы в пединститутах как можно скорее организова­ ли межфакультетские кафед­ ры, которые занимались бы не только историей мировой ху­ дожественной культуры, а и методикой ее преподавания. — О чем вы надеетесь рас­ сказать «Ленинцу» в следую­ щий раз?' — Думаю, состоится поезд­ ка ушителей в Ленинград — тоже на стажировку. Кстати, именно там находится группа )шеных-педагогов, которую возглавляет Л. М; Предтечин- ская, автор программы, по ко­ торой мы работаем. Надеюсь сообщить о том, что не только к каждой теме, — к уроку созданы методиче­ ские рекомендации. Над этим мы сейчас работаем. Е. СЕРГЕЕВА. Сами спланировали,ъ сделали Те взрослые^ кто в конце шести­ десятых начале семидесятых го­ дов был в детском возрасте, навер­ ное, очень хорошо помнят, как за ­ видовали мальчишкам и девчонкам, которым удавалось отдыхать в пио­ нерских лагерях «Радуга» и «Луче­ зарный». По одной простой причи­ не; жизнь в этих ребячьих респуб­ ликах шла без явного вмешатель­ ства взрослых. Во всяком случае, так казалось мальчишкам и девчон­ кам. На самом деле, именно здесь дети, может быть, как нигде нахо­ дились под пристальным вниманием вожатых, —^воспитателей из школьных учителей здесь не было. Й вот поче­ му: именно студенты заинтересова­ лись методикой коллективного дет­ ского творчества, которую в начале шестидесятых годов разработали ле­ нинградские педагоги И. П. Иванов и Ф. Я. Шаниро. Их единомышлен­ ником, во многом дополнившим то, что они предлагали, стал С. А. Шма­ ков, ныне заведующий^ цафедрой те­ ории и методики воспитательной ра­ боты ЛГПИ; Но, к сожалению, то, что предлагали Иванов, Шапиро и Шмаков, официально не приняли. Потому как их методика отрицала авторитарное воспитание и боролась с педагогикой чрезмерной опеки. Ведь, указать, приказать — удобнее, легче, чем дать возможность детям думать самим. 'Сейчас даже представители офи­ циальной педагогики заговорили о том, что если бы в то время начали воспитывать детей по этой системе, то среди нынешних взрослых было бы больше людей решительных, доб­ рых,-справедливых. Более того, шко­ льная реформа потребовала иных от­ ношений между , учителями и их уч^; никами; многое из того, что бВа должна осуществить, «замешано» на педагогике сотрудничества. Благодаря тому, что, в упоминаем мые годы в ЛГПИ, на заочном от­ делении училась Ф. Я. Шапиро, и ее, когда она приезжала сдавать сес­ сии, просили читать лекции не толь­ ко студентам, преподавателям — то­ же, и благодаря тому, что в Липец­ ком пединституте до сих пор работа­ ет С. А. Шмаков, в нашей области без особого труда удалось организо­ вать учебу По изучению, и, главное, применению коммунарской методики воспитания. Сначала были разовые консультации в институте усовершен­ ствования учителей и на кафедре теории и методики воспитательной работы ЛГПИ, затем, когда просьб о встречах по этому поводу стало слишком много, занятия решили ор^- ганйзовать по специальному графи­ ку. И, что особенно удобно для сель- 'Жйх"ЖдагбШ17" ^ ' вьйздаые.^^'Ць^ ющийся уже опыт разговоров о ком­ мунарской методике подсказал: пра­ вильное использование ее механизма лучше показывать на деле. Вот по­ чему встречи эти — модель всевоз­ можных детских творческих дел, в которых — -сами спланировали, ор­ ганизовали, сделали, проанализиро­ вали. А недавнее занятие не было мо­ делью. -Завучей нескольких десятков школ пригласили в 40-ю школу г. Ли­ пецка — в тот день, когда ученики здесь сами планировали жизнь сво­ ей школы — аж до конца учебного года. Их взрослые наставники дей­ ствовали здесь на правах лишь кон­ сультантов — умных и деликатных. Будет ли подобное еще где-нибудь? Д а , обязательно будет. О том, на­ сколько пришлась коммунарская Ме­ тодика по душе учителям, говорит такой факт; за неполные пять меся­ цев эти занятия прошли в пятнадца­ ти районах области. А организуют- то их пока только по заявкам. Е. РОМАХИНА.^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz