Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
Во дворце- ярмарка 31 марта вестибюли и кори доры ДК профсоюзов станут местом проведения ярмарки изделий, изготовленных в мас терских школ, ПТУ, УПК, вне школьных учебных заведений - всей области. Советуем прийти сюда тем, кому необходимы слесарно- монтажные, столярные инст рументы, мебель для детских комнат, кухонная утварь из дерева, одежда для мальчиков и девочек самых разных раз меров, макраме, всевозможные игрушки. Будет здесь множе ство и необычных товаров. Де ти — фантазеры, и, как прави ло, когда они делают что-то для других, стараются больше, чем для себя, ^ у т на ярмар ке сластен: для них по особым, редким рецептам испекут тор ты, пирожные, кексы, печенье. Организатор ярмарки — об ластное управление народного образования ~ не сомневается в большой от нее выручке. Дело в том, что до этого подобные ярмарки прошли во многих рай онах области. Например, в Ок тябрьском продали товаров бо лее чем на семь тысяч, в Во-. ловском почти на две. Надо сказать, особым спросом поль зовалась детская одежда, а ее на областной ярмарке будет особенно много. Итак, двери Дворца культу ры профсоюзов откроются для покупателей в 14.00. Е. КАШИРИНА. « Р а д у г е »— 2 5 ! Почему педагогический клуб ЛГПИ называется «Радуга»? Может быть, потому, что в «Ра дуге» только на первый взгляд всего семь цветов, рука масте ра способна составить л з них недовторимую палитру красок, такую, какую ему захочется? Необходимо только научиться этому. Вот н в педагогике только на первый взгляд все выглядит обыденно и уныло. Стоит прикоснуться к душам мальчишек и девчонок масте ру, исчезнут из детства обиды, несбывшиеся надежды, жела- йие делать зло друг другу. Так что, не случайно педа гогический .клуб студентов на звали ;.«Радуга». А появился он 25 лет назад, объединив студентов — людей энергич ных, " искренне стремящихся стать добрыми друзьями и на ставниками детворы. Благо, было это в период хрущевской «оттепели», что позволило каж дый день в клубе начинать с новой идеи. Например, соб рать всех «трудных» Соколь ского района, организовать с ними цирк, а потом разъез жать с юными артистами по всей области. Можно пригла сить в гости семью Никитиных, над методикой воспитания которых спорят до сих пор и часто называют их систему воспитания антипедагогикой. А еще можно... В клубе поч та всегда было все можно, не смотря на то, что большая часть жизни его совпала с тем периодом, который мы сейчас ^называем застойным. Все вре мя можно было искать и про бовать в воспитании не толь ко детей, будущих, учителей.— тоже. И поэтому совершенно точно то, что если в нынешних школах вы встретите интерес^ ного, неординарного учителя, завуча, директора, — они быв шие «радужане». Давайте поздравим , всех бывших и нынешних «радужан» б 25-летним юбилеем этого за мечательного клуба, пожелаем ему долгой-долгой жизни, по тому как он, в первую очередь, необходим детям — будущим воспитанникам - будущих учите лей. По просьбе его нынешнего совета напоминаем о том, что празднование дня рождения состоится сегодня, 24 марта, в 17.00 в актовом зале ЛГПИ. Каникулы. Фото М. Барабанова. НАС ВСТРЕЧАЛИ СКРЯБИН И ДАЛИ Второй р а з а нынепшем учебном году мы встречаемся С И . в . Семенюченво, зав. кабинетом истории мировой художественной культуры обаастн(н« института усюер- шенствования учителей. .г ^ гг — Наталья Викторовна, пом нится, предыдущая наша встреча с вами состоялась в октяб(№ нынешнего учебного года. .Тогда вы поделились очень интересными идеями в плане воспитания педагогов, взявшихся вести в школах курс истории мировой худо жественной культуры. Что удалось сделать за эти четы ре месяца? Начну, пожалуй, р глав ного итога. Недавно состоялся недельный семинар по пробле мам преподавания этого пред мета, потребовавшего не толь ко хороших знаний в области культуры, но и кропотливого усвоения методики. Впрочем, семинары-то у нас работают еще с прошлого учебного го да, о чем вы уже писали. Но последний особенно ценен — тем, что провели его мы сами, без приглашения консультантов из столицы и из тех городов, где история мировой художе ственной культуры ведется' в школах уже несколько лет. Его программа включила в се бя не то.чько лекции, в кото рых рассказывалось об исто рии развития культуры на тер ритории нашей области, чита ли их краеведы и преподава тели ЛГПИ, семинар пригласил и на открытые уроки. Это зна чит, что наступила пора, когда уже можно поделиться каким- то опытом, сказать о привер женности каждого преподава теля какой-либо теме. Напри мер, главным у Л. Г. Марша- линой из 32-й липецкой шко- * лы, ясно, станет духовная му зыка. Участники семинара при сутствовали на ее уроке, где говорилось о творчестве Борт- нянского и Бирюзовского. В. ^1. Фролов,- преподаватель истории 55-й школы областно го центра, пригласил в мир'^ западно-европейской культуры эпохи Просвещения. А Т. А. Самсолова,!^учитель_музыки.шз поселка Матырский, своих гог стей встретила в музыкально литературной гостиной. Здесь мы увидели замечательную композицию из стихов русских поэтов, в которых использован библейский сюжет. Одним словом, все присутству ющие стали слушателями очень продуманной, эмоциональной проповеди, призывающей к тем нравственным заповедям, о ко торых мы, наконец, вспомнили. Своей искренностью, печалью она задела настолько, что го сти школы отказались обсуж дать увиденное и услышанное... Неделю продолжался, семи нар, и каждый день дарил те мы для разговоров с детьми, а, главное, личностей. которых, как оказалось, немало среди этих преподавателей. — Часто, когда слышишь о каких-то начинаниях в эстети ческом воспитании, с горечью думаешь о том, что это не дДя сельских ребятишек... — Представьте, , в списке слушателей курса, которым я руковожу, сельских учителей чуть меньше городских. И так, кстати, с самого начала нашей работы. Это говорит о том, что и руководители многих сельских школ тоже заинтере сованы в появлении нового предмета. Поэтому дают воз можность педагогам периоди чески приезжать к нам, в ин ститут, где мы делаем все воз можное для освоения этой очень непростой ‘ программы, не отказывают в деньгдх для нриобретения наглядных по собий, оборудования помеще- ний для уроков. Кстати, поездку в Москву, о которой в прошлый раз я говорима как о предполагае-, мой, мы осуществили. Там нас встречал Центральный институт усовершенствования учителей РСФСР, и его сотрудники окончательно влюбили наших учителей в свое новое дело. Липчанам дали возможность побывать на уроках тех мос ковских педагогов, которые уже опытны в преподававви мировой художественной куль туры, встретиться - с известны ми искусствоведами. Аплодиро вали мы музыкантам в одном из кафедральных соборов, лю бовались произведениями жи вописи во многих художествен ных музеях столицы, были в музее-квартире ф. Шаляпина и т. д.^ Я намеренно сделала подробный отчет р наших мос ковских маршрутах, так как хочется еще раз сказать о том, что наш Предмет — всерьез и надолго. Знать это очень важ но и учителям, й их самым близким руководителям — ди ректорам и завучам. У меня, несмотря на кое-какне первые успехи, есть подозрения, что не во всех, школах знают о возможности взяться за новый предмет. Это я поняла, когда после первой нашей с вами .публикации прибавилось слу шателей на курсе. Возможно, И эта поможет прийти ко му-то. — Наталья Викторовна, все- таки главная обязанность ин ститута усовершенствования учителей — усовершенство вать процесс обучения... - -гг^Сове^^^ Но в данном случае институт вмес те с областным управлением народного образования полно стью взяли на себя обязан ность ввести в школах новый предмет. Подчеркиваю, без участия в этом деле наших педагогических вузов. Нам, думаю, одним скоро станет трудно. Вот почему очень хо чется, чтобы в пединститутах как можно скорее организова ли межфакультетские кафед ры, которые занимались бы не только историей мировой ху дожественной культуры, а и методикой ее преподавания. — О чем вы надеетесь рас сказать «Ленинцу» в следую щий раз?' — Думаю, состоится поезд ка ушителей в Ленинград — тоже на стажировку. Кстати, именно там находится группа )шеных-педагогов, которую возглавляет Л. М; Предтечин- ская, автор программы, по ко торой мы работаем. Надеюсь сообщить о том, что не только к каждой теме, — к уроку созданы методиче ские рекомендации. Над этим мы сейчас работаем. Е. СЕРГЕЕВА. Сами спланировали,ъ сделали Те взрослые^ кто в конце шести десятых начале семидесятых го дов был в детском возрасте, навер ное, очень хорошо помнят, как за видовали мальчишкам и девчонкам, которым удавалось отдыхать в пио нерских лагерях «Радуга» и «Луче зарный». По одной простой причи не; жизнь в этих ребячьих респуб ликах шла без явного вмешатель ства взрослых. Во всяком случае, так казалось мальчишкам и девчон кам. На самом деле, именно здесь дети, может быть, как нигде нахо дились под пристальным вниманием вожатых, —^воспитателей из школьных учителей здесь не было. Й вот поче му: именно студенты заинтересова лись методикой коллективного дет ского творчества, которую в начале шестидесятых годов разработали ле нинградские педагоги И. П. Иванов и Ф. Я. Шаниро. Их единомышлен ником, во многом дополнившим то, что они предлагали, стал С. А. Шма ков, ныне заведующий^ цафедрой те ории и методики воспитательной ра боты ЛГПИ; Но, к сожалению, то, что предлагали Иванов, Шапиро и Шмаков, официально не приняли. Потому как их методика отрицала авторитарное воспитание и боролась с педагогикой чрезмерной опеки. Ведь, указать, приказать — удобнее, легче, чем дать возможность детям думать самим. 'Сейчас даже представители офи циальной педагогики заговорили о том, что если бы в то время начали воспитывать детей по этой системе, то среди нынешних взрослых было бы больше людей решительных, доб рых,-справедливых. Более того, шко льная реформа потребовала иных от ношений между , учителями и их уч^; никами; многое из того, что бВа должна осуществить, «замешано» на педагогике сотрудничества. Благодаря тому, что, в упоминаем мые годы в ЛГПИ, на заочном от делении училась Ф. Я. Шапиро, и ее, когда она приезжала сдавать сес сии, просили читать лекции не толь ко студентам, преподавателям — то же, и благодаря тому, что в Липец ком пединституте до сих пор работа ет С. А. Шмаков, в нашей области без особого труда удалось организо вать учебу По изучению, и, главное, применению коммунарской методики воспитания. Сначала были разовые консультации в институте усовершен ствования учителей и на кафедре теории и методики воспитательной работы ЛГПИ, затем, когда просьб о встречах по этому поводу стало слишком много, занятия решили ор^- ганйзовать по специальному графи ку. И, что особенно удобно для сель- 'Жйх"ЖдагбШ17" ^ ' вьйздаые.^^'Ць^ ющийся уже опыт разговоров о ком мунарской методике подсказал: пра вильное использование ее механизма лучше показывать на деле. Вот по чему встречи эти — модель всевоз можных детских творческих дел, в которых — -сами спланировали, ор ганизовали, сделали, проанализиро вали. А недавнее занятие не было мо делью. -Завучей нескольких десятков школ пригласили в 40-ю школу г. Ли пецка — в тот день, когда ученики здесь сами планировали жизнь сво ей школы — аж до конца учебного года. Их взрослые наставники дей ствовали здесь на правах лишь кон сультантов — умных и деликатных. Будет ли подобное еще где-нибудь? Д а , обязательно будет. О том, на сколько пришлась коммунарская Ме тодика по душе учителям, говорит такой факт; за неполные пять меся цев эти занятия прошли в пятнадца ти районах области. А организуют- то их пока только по заявкам. Е. РОМАХИНА.^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz