Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
В АНЬКА Жуков, щуп ленький парнишка, от данные семь месяцев Т1>- ■ыу назад в ученье к мастерам #3 ПТУ-26, в ночь на поне дельник не ложился спать. До ждавшись, когда воспитатели и комендант уйдут домой, он достал шариковую !ручку и. разложив перед собой лист бумаги,' стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз оглянулся на трех своих товарищей по ком нате, вроде уже'уснувших, и прерывисто вздохнул: эх, была бы настольная лампа. Ребятам общий свет может помешать, а ведь завтра рано вставать. Бу мага лежала на столе, а сам он тянулся к нему, сидя на кро вати. В комнате не было сту ла. . «Дорогой «Ленинец», — пи сал он. — И пишу тебе пись мо. Нету у меня ни отца, ни маменьки, а таким, как я, ты. я сльппал. иногда помогаешь». Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мель кало отражение лампочки, све тившей с потолка, и живо вспомнил, как в их детский дом, где он воспитывался до училища,' приезжали солидные дяди и тети и интересовались, как живется здесь воспитанни кам. Сшчала, когда он был сов сем маленьким,. после их при езда почти ничего ие менялось, в последние годы менялось очень многое: И детский дом лучше ремонтировали, и корми ли вкуснее, и одежду давали красивее. А здесь, в училише... Ванька вздохнул и продол жал писать: «А сегодня я поел в пять часов вечера, а сейчас опять хочется есть. Я читал цце-то, что нахожусь в том воз расте, когда мой организм рас тет не по дням, а по часам, пото му и есть часто хочется. Наш ди ректор училища Ю. И.._Грязев ,,?щает про это и велит нам .за играть остатки с ужина, йото- му как не все городские ребя та приходят в столовую вече ром. Мы, конечно, их берем, но этого мало, ведь нас, детдо мовских. здесь, в училище, 65 человек. Мы, конечно, стараемся яаа свою стипендию покупать кое- какие продукты. Но на чем го товить? В общежитии всего не сколько электрических плиток, а ну, есйи все сразу захотят жарить картошку? Чай согреть? Да и чайников - электрических — по пальцам перечесть. Прав да, есть самовар, но один-един- ствённый. Мы его бережем, и чай в нем кипятим только по праздникам и тогда, когда у ко го-то день рож;дения. А недавно на д е т рож,дения пригласил меня один домашний парень из нашей группы. При шел я к нему немного раньше, мать его на ч^хн е еще хлопо чет, еду .всякую .для гостей го товит. Вань. — говорит, .помо ги .почистить селедку, а я на чал с хвоста, а она взяла се ледку и нач ала ' мне объяснять, что чистить ее надо с головы. Стьщно мне стало: такой здо- оовый и не знаю.щроетых ве щей. А где я ПРО все это уз наю? Всю жизнь повара нам готовят, я иногда бы и сам рад, это сделать, но на чем? Юрий Иванович объяснял нам, что ■много раз у всяких началъни-. ков просил большие электриче ские плиты, такие, как в самых современных квартирах. Но нет их. — говорят ему' посто янно. Но ■как |же так, для квартир; где всего по несколь ку человек живут, находят, а в (йщежитие. где по вечерам мно гим ребятам тоже есть хочется — нет? А потом на том дне рождения мне стыдно стало за свою за сти,раннш) р^’башку, остальные- то ПРИШЛИ — загляденье. Моя рубашка .«роде бы белая, нам чаще всего белые и выдают, по этому что их больше всех в ка- комгто управлении снабжения и сбыта, а цветных — меньше. Ну ладно, пусть будут бёлые. Но разве будут они чистыми. П И С Ь М О если стирают их сами мальчаиш- ки? Нам йшпину бы стиральную в общежитие, а ее тоже, гово рят, никак купить не могут. Диваны ие,давно привезли. Поставили их в вестибюле. И всем детдомовским ребятам за хотелось на них стать, потому что никогда ни -Диванах не спа ли, Сначалй чуть- ли не .в дра ку эа место. Потом Юрий Ива нович оказал: спите на них по очереди. Мы так и сделали, те перь не ругаемся. А еще дирек тор разрешил из кроватей дива ны сделать. Хотите, научу? Пан- Пир|Ную сетку ставите на пол, спинки от нее — к стенке, по том и сетку, и спинку накрыва ете одеялом. Когда мы так де лаем, наши комнаты становятся похожими на домашние. Милый • «Лешшеп», сделай так, чтобы к нам в общежитие тоже приехали солидные дади и тети, такие, какие приезжали в детский дом. Может, после их распоряжений помогут обще житию, в не только нашему, а всем тем. где живут ребята, не имеющие ни ро.ди'гелей, ни близких родственников?» Ванька покривил рот, потер своей уже затвердевшей от ра боты на практике ладонью гла за и всхлипнул: «Я и все наши ребята будут благодарны за помощь, а если что, назовите нас последшши словами». Ванька свернул вчетверо ис писанный лист и вложил его Б конверт, купленный накану- .не. Отправить его в ,редакцию он решил завтра, по дороге на практику. Выходить ' из дома надо будет рано, так что он еще успеет до того момента, •когда извлекут содержимое поя- товых ящиков. Шаль только, что на завтрак он опять не -ус пеет. А если успеет, то опозда ет на работу. Убаюканный сладкими. ^ на деждами. он час спустя креп ко спал. Ему снилось, как ^ в комнату тихо вошла воспита тельница, погладила его по го лове и рядом с сто кроватью поставила новые >мяпше домаш ние тапочки... * * * Вот так. Несмотря на то, что чеховский Ванька Жуков — ге рой образца 1886 года, н в на ше время есть дети, чьи жало бы на жисть не менее пронзи тельны. Хотя нынешний Вань ка, безусловно, счастливее че ховского. Но вот в чем дело: он мог быть еще счастливее, знай, что мы, взрослые, дела ем для него все возможное. А мы не делаем — вот в чем бе да. Этот мальчишка. как и шестьдесят четыре соседствую щих с ним по общежитию си рот пришли в училище из детских домЬв и интернатов. А там-то они жили довольно нор мально (если таковой можно считать жизнь без родителей); Для многих не секрет, что в на шей области еще до известно го постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 года «О мерах по коренному улучшению воспита ния, обучения и материально го обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попече ния родителей», начали делать очень многое для того, чтобы привести в порядок обветша лые. заброшенные за многие десятилетня интернаты и дс 1 У ские дома. Последние годы са мые лучшие краски, обои — сюда, самые красивые шторы, скатерти — тоже сюда, не ста ло здесь проблей с питанием, намного меньше теперь нужда в мебели. Пожалуй, ни в одном ведомстве нашей области не было столько капитальных ре монтов зданий. Одним словом, за жизнь девчонок и мальчишек в детских домах и интернатах стали ответственны многие об ластные службы и управления. Их представители — непремен ные участники традиционных кропотливых рейдов по этим учреждениям, которые прово дятся иногда и по нескольку рад в год. , Почему же столь неудобно, а оттого и грустно жить быв шим воспитанникам интернатов и детских домов в общежити ях училищ, где нет хотя бы элементарного комфорта и ую та? Легче всего, конечно, предъ явить претензии директору и коменданту, что чаще всего ребята и делают. Но мальчиш кам и девчонкам невдомек, Ш 1 - сколько трудно приобрести хо тя бы самое необходимое. А все потому, что даже те учили ща,* которые можно считать мини-детдомами, в приобретении чего-либо не имеют тех приви легий, которые есть у детских учреждений закрытого типа. Стыдно сказать, на протяже нии нескольких тнесяцев руко водство 26-го училшца ведет переписи е V самыми ож т с т - венными ,лицами Липецкого гор исполкома в надежде на разре шение приобретать товары в мелкооптовом магазине № 21 Липецкого горпромторга. ТТо- следашй ответ оттуда опять: «Нет, такое невозможно». Но очень хочется рассказать, вот о чем: до того, как в училище получили этот ответ, кое-что из необходимых товаров 21-й мага зин училищу отпустил по рас поряжению начальника гор- топга... ЧЭказывается, все-таки моясно... А разве не стыдно рассказы вать о том, что вопрос о четы рех стиральных машинах для 26-го училшца, вместившего . в себя, целый детский дом, ре шался на заседании облсовпро- фа еще несколько месяцев назад и до сих пор не решил ся? И профорг училища никак не может выяснить, к кому кош кретно надо обращаться поэто му поводу ~ в столь имсокой и влиятельной инстанции? И. наконец, пока не ясно вов се, кто поможет в приобрете нии электрических плит. ? сто лов, стульев, электрочайников, самоваров, тумбочек, платяных шкафов, спортинвентаря, да же канцтоваров. Список е же лаемыми приобретениями от правляется из училища то в горторг, то в управление снаб жения и сбыта облисполкома. А толку пока нет... Прав Ванька. Надо сделать так, чтобы в его общежитие 'то же приехали солидные дяди и тети, такие, какие приезжали в детский дом. Может, после уви денного и услышанного они захотят помочь сиротам, хоть и оказавшимся в училнпщх, а все равно пока еще очень дет ского возраста. Е. МИТИНА. Впереди — кпижкииа педеля Р ' О! ЕСЕННИЕ ка- НИ10:ЛЫ С.УЛЯТ ' школън и к а- м сюрприз — Неделю детской и юношеской книги. Месяц тому назад в школах области объя вили . конкурс на ру кописную книгу, ■про должая давнюю тради цию и, к сожалению, по- - чти утраченную в на^ ше время. Для того, чтобы заработало вооб ражение детей, им бы ли пре,длюж€ны са мые разноейраэные те мы: - «Ннига о родном городе, селе», «Моя мама», «Бабушкины сказки», «Как жить ^стойко», «Что я ду маю о взрослых», «По эзия ■рбк-групп», «Ав торы и исполнители», -литературные опыты самих учащихся - — сказки, рассказы, сце нарии, репортажи, ин тервью. Общешкольные и районнцре выставки-кон курсы определят по бедителей. Лучшие нниги появятся на праздничной выставке в фойе Дворца спорта «Звездный». Их авто ры получат в награду библиотечки, а книги продолжат свой путь в Москву, "на Всесоюз ный конкурс, который состоится в рамках Ев ропейской недели кни ги. Победители будут' отмечены премиями правления Всесоюзно-, го добровольного обще ства любителей книги и представлены ца Мос- ' ковской шижной вы ставке в 1891 году. А 25 .марта красоч ной афишей и четырь мя тысячами пригласи тельных билетов Дво рец спорта «Звездный» соберет девчонок и мальчишек на’ празд ник, посвященный от крытию Недели. Здесь состоится театрализо-. ванное цредставление с участием писателей и артистов, на котором и будут подведены итоги областного конкурса рукописной книги. Разделят радость об щения с ребятами сла стена Карлсон, владе лец харчевня «Три пес каря» и многие другие сказочные и литератур ные герои. Ждут юных читателей в этот дёнь компьютерные игры и программа мультфиль. мов. Да мало ли что ещ ё . может быть в ми ре чудес и детства, сказок и книг. Праздник - может ‘ иметь' продолжение, ес ли его посетят и взро слые. Е. ПЕТРУНЬКИНА, методист Липецкой областной организации общества книголюбов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz