Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
К АК-ТО устоялось мнение, что » :еопрреах воспитательной ра боты в школе, тем более на ур^тке литературы, ястш а в послед-, яей инстанции все-таки найдена: ду шеспасительные ^беседы с ребятами нужны, пример литературного героя Обязателен, темы сочиневия с попыт кой вызвать ребят на откровенность ~ необходимы... Но по-ирежнвму выходят наши-уче ники после уроков из школы — и опять опошляются наши откровенные монологи о спасении их д> 1 и. «идут 8 утиль» за ненадобностью наказа-, тельные образы литературных геро ев. желчной фальшью проинзывается 8 ребячьих.сочинениях ж л аем а я на ми их откровеяность,.. Что лрансходит? Неужели мы 1все- тани продо,лжаем работать вхолос тую? Тогда 'как выйти из т>т!ика? На мой взгляд, например, .урок ли тературы. если к нему подойти без устоявшихся стереотипов. . в состо янии плодотворно отреагирова гь на все эти «болевые темни» школьного воспитания. У К. Ушйиского в статье «О нрав ственном элементе в русском'воспи- тавии» есть такая мысль; чувство об-: щественности или. другими словами, нравственное, чувство и эгоизм в ви де микроскопических зародышей рож даются вместе с человеком. «Но тог да как первое, т. е. нравственное чувство благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требу ет большого ухода и присмотра, что бы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует для' свое го преуспеяния ни ухода, ки присмот ра и, не обуздываемое вовремя, ско ро подавляет все д^^шне, нежнейшие растения». Давайте задумаемся, что имеет в виду великий педагог под «большим уходам и присмотром» за нашим яравственным чувством? Прежде всего, не просто «уход н присмотр», а всему этому предшест вует однозначное — «болыпой». Уши нский уже из своего далека катего рично разграничивает как бы ремес ленничество и вдохновение в воспи тательном процессе. И, .безусловно, речь идет не о традиционных Д^чпе- спасительных беседах с детьми на нашем уфоке, колда часто есть мо раль, но яет литературы... Или, мап- рямер, когда вроде бы все есть: и о жизненном пути литератуфного героя поговорили, и на себя с еш*‘ точки зрения пос.мотрели, даже сделали со ответствующие выводы, а чего-то все- таки не хватает для успеха... Как, например, сейчас: - - Что тебе нравится в Рахмето ве? — спрашивает в финале ,дажа учительиица одного из учеников. — Какие черты его характера ты бы взял себе? И некий Коля м и Володя вынуж дены обязательно ответить так, как сказано на >фоке было много о том же Рахметове, я мальчишке не хочет ся показаться «пустышкой». — Мне ® Рахметове нравится сила воли, целеутаремленностъ, беско рыстие... И далее, принимая отру в откро венность. тот Же Коля или Володя, сдвинув брови, продолжают: — Особенно мне дорога его целе устремленность... Этому можно по завидовать. Так «ак не каждый из нас может похвастаться высокой це лью. какая была у Рахметова... Учительница, в восторге. Еще бы. как ска.зал. как нравственный вывод сделал! И кто же! Ее питомец! Но в ТОЙ же манере стоит только спгросить того же пито.мца: ~ Раскольников топором зарубил старушку... Но дальше не выдюжил, сломалеж «Я себя убил, а. не старуш-' ку!» ■— отчаянно признается себе он... А как он должен был убить, что бы не сломаться? Конечно, здесь подумать надо, что бы ответить. Но вот типичный отает: — Перед убийством Раскшьников был как в бреду. Можно сказать, дро жал. а шел убивать... Поэтому, если не уверен до конца в себе, — не уби вай, все равно промахнешься... Если же нет волнения, — можно убивать... Бот так-то. Как рассудочно-спокой- ио! И .страшю: 1ведь никому из ре бят, в большинстве с-тз^чаев. дшке в голову не приходит поставить под с-омнение правомерность постановки вопроса; как правильно убить?.. А учительница радуется нравст- аенному выводу... И ее даже хвалят за еепехи в воспитаниЦ. которых па самом-то деле нет... Чтобы избежать такой традицион ной участи, необходимо, «а мой взгляд, преж.д€ всего задуматься- над вопро-’ сом: нужен ли тебе самому, взрослый человек, твой запланированный «а завтра . воспитательный урок? Для «галочки» ты его проводишь или находишься в таком состоянии, ког да душа уже так изболелась, что са ма рождает этот урок? Если песлед- нее. то есть гарантия, что ребята тебе поверят, но даже это — треть дела. Надо, чтобы они еще и заговорили сами без твоих воспитательно-,про верочных вопросов, т. е. заговорили -не рассудком, а сердцем. Как, вапример, сейчас. лось» у нас за тюследнее семидеся тилетие. Поэтому предлагаю сейчас опять вврн^чься к ребятам 6 класс на урок лоатературы. ...Уже по!дходила к конгсу работа иад шучецием романа Ф. М. Досто евского к<Преступленйе и нака:за1ше», а Наташа все продолжала смотреть на Меня как-то недоверчиво, даже скептичеегки. — Не понимаю, зачем все это?. — намонец проиэН|есла она, сделав свое образный жест рукой, который как бы поставил под сомнеиие тсе, о чем говорилось на уфоках. посвящевньк великому роману. Вдруг в- ее глазах заискрился лу кавый оганек. но адаовременно по- ЕСТЬ МОРАЛЬ, НО НЕТ ЛИТЕАРТУРЫ — А ведь все-таки удивительная штука — иастерские Веры Павлов- кьй —- проиэвее вдруг один из уче- ников во время разбора ,романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». — Они у нее действительно заведены «по новому порядку»! — Они ПОТОВД5" и удивительные, что «только то и выходит хорошо, что люди сами (выделено мнод. — О. Л.) захотят делать», как говорит Чернышевский словами Веры Пав ловны,. — раздался еще сдан голос в классе. . — У нее не как -у нас долтае го ды-. человек-работник не отлучен от результатов своего труда, а нао борот — хозяин своей . прибыли; «ведь ваши деньги, а не м<ш, вам на добно и смотреть за ними...». — «С первого же раза все поня ли, что из прибыли можно делать ссуды тем участницам, которьш встре чается экстренная !надобность в день гах. и никто не захотел присчитывать проценты «а занятые деньга; бедаые люди имеют понятие, что хорошее денежное пособие бывает без про центов», — прюзвучало еще «кое- что» из Чернышевского уже в мно- гоголосице. — Вот оно. милосердие, наконец-то правомочно заявляющее о себе у ,яас в виде различных добро вольных фоняов... — А организация самих мастерс ких! Ведь свободные люди сняли в аренду помещение, ■щ'пилн на свои деньги необходима сьщье, так рсак имели желание трудиться над тем. что 1ИМ. «больше :всего нравится»... И никто им не помешал, не обвинил их в мелкособствеиничеоком предприни мательстве... Так !как, наверное, еще тогда понимали, что в .конечнотв ре зультате труда свободных -работниц вьшпрывают- все окружающие их лю ди... И разве это не наша аренда, кооперация! . Можно еще много привести уди- ветельяых находок ребят, но с чис той—совествю-могу и 1вонстатироватъ, что глаза их в этот момент горят вдохновенным блеском: -ведь, ока зывается, мы не только Ленина . ко- ыО’нствевво упростили за последние семьдесят лет, во не захотели до ищг- ца усльипать и Чернышевского!.. Как же еще объяснить тот факт, что дол- гне годы школьная программа не предусматривала роман Чернышевс кого «Что делать?» полностью, а ог раничивалась только отдельными глав- казни, довольно тенденциозными по своему содержанию, если их рассмат ривать без связи с цельш- ^романом, «ак. шприлтер, ,в случае со становле- ние.м характера профессионального революционера-аскета Рахметова... Итак, как же все-таки дост,ичь та кого уровня работы ребят «а уроке литературы? Ведь страшусь показа ться нескромным, в дамтом случае как раз и воплощается наше желае мое, »о. что и ваяшо, без нашей ав торитарной декларации. Единственное действенное средст во — анализ художественного тек ста. Здесь нет авторитарности Давно пора нау'читься слушать и слышать' именно автора книги, тех же Черны шевского, Доетоевокого. Льва Тол стого, Чехова, а не заниматься пе ресказом различных мнений ражого рода критиков —- болтунов от лите ратуры, которых так много «разве '^ветасвалась и веведамаа ранее мне цбнда: “ РашоИышмов убнл человека, даже ие одиото... А все потощу, что Наполеоном хотел сделаться, с го!р- дыней своей не смог совладать... Р е шил, что право имеет цудить: кому жить, а кому !умереть... Ох. как эю обычно для двадцатого века! Но он не смог переступить черев кровъ, раскис, впал в душевный кришге. А все по- ггсхму, что Раскольников --- физиоло гически нормальный ч€Л 01 в е к . . . И не сомненно; нормальный человек и убийство —- две вещи несовместимые, — перефрадаровала она известную фразу из Пушкира. — Нгоовмеевд- » ]е ! . . Но ведь об этом знают все нормальные люди и без романа!.. В классе вдруг воцарилась нацря- женшя тишина: ко 1Многим находасам привыкли ребята (уже не удивишь ШЮС1ГОЙ фразой), во эта поставила с ног на голову Шею ^работу над рома ном Достоевсксяо... Как быть? Я внимательно посмотрел на ребят. . И сказал в уиисоН: ,их настроению: — И тем ,не менее |роман успешно перекочевал из века ‘девятнадцатого в век двадаатый, роскошно чувствует себя в нем и даже претендует ю подебное продолжение в (веке следую щем... Действительно, почему? Вот так ,и начинается исследова тельская работа на уроке, работа- сотрудничество взрослого человека и его младших собратьев. Здесь каж дый следующий шаг — желанен ре бятам. так как они уже добровольно вчитываются в текст изучаемого про- даведения, настойчиво и самостояте льно стараются услышать .заветный голос того же Достоевского? или Тол стого, Чехова... И главное сейчас не упустить ребячий порыв, выдержать их настрой Л это как ра:? и являет-, ся главной «осйитательиой задачей и на урзке литературы, и в воспитате-*. льном прздессе школы; все предше-' ствующее ей — просто добросовест ная .черновая работа... Безусловно, .работа нелегкая, так как требует от взрослого Человека в высшей степе ни гуманизма. А этому нас за пос ледние семьдесят лот не учили.., Так давайте .учиться, а не надевать но вый кафтан на грязное |тело!.. — Разгадка живучести |романа Достоевского, мне кажется, в его эпи логе, — начала одна из девочек. ]& тут Же поддержали: — Ой, какие здесь вещие слова! Вот что уже ага. каторге говорит са мому себе Расколышков: «Ну чем МОЙ поступок (кажется им так безоб разен?.. Тем, что ои. — злодеяние? Совесть моя спокойна..'.» И далее он пытается дшгазать опять же самому себе, что )беда его в том, что он здесь, |на каторге, а другим, таким же, уда лось остаться все-тааш ага свободе. И все они по-прежнему приличные лю ди... ^ Да-,да! —; подхватили эту .мысль ребята. — Насколько глубоко вошло в наши души, зло, насилие захватило большинство (ИЗ нас, что мы. даже уличенные в преступлении, 'оставля ем спокойною совесть... Потому что таких, уличенных, много, а безнака- . ванных еще больше... — «Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь! — нрнчаии ему (другие ка торжане, но из бродяг. — О. Л.) —- Убить тебя надо». — услышая' был еще один голо; Достоевского. — Так говорят Раскольникову люди, кото рые сами шють от плоти — преступ ный мир, а вот ие понимают - оеи, что порядочного (в сравнении с ними) человека-то на злодеяние толкнуло, Не понимают, почему эти «порядоч ные»... сбегались в куши, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не рас ставаться, — «о тотчас же начинали чточнибудь совершенно .другое, чем сейчас же пре1дполагали, начинали обвинять друг (дру'га, дрались, и реза- ,тись... Все и все погибало...». • — Ответ Достоевского ясен: все-_т таки «...он (РасколНников — О. Л.) воскрес, я он авал это, чувствовал вполне всем обвинявшимся сущест вом своим...», так как «под подушкой его лежало Евангелие»; «вместо ди алектики наступила жизнь, я в соз- иавви должно было выработаться что- то совещпенно другое...». — «Слезы стояли в их (вгместе с Соней, — О. Л.) глазах. Они были бледны и ху!ды: но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обно- вгтенвого 'будущего, нолного воскре сения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердае одного заключало бес конечные источники жизни для серд ца иругого». — Как и с нами сейчас, со всем нашим обществом;.. — подвели итог сами себе в рассуждениях ребята... О. ЛЮБИМОВ, учитель литературы. В Московском театре юного зрителя состоялась премьера мюдакла композитора А. Недзвецкого «Гуд бай, Америка!». Взяв зя основу детский сюжет — известные стихи С. Маршака «Мистер-твистер»; глав ный режиссер театра Г. Яновская наставила спектакль, который надо пос- ■мотреть и детям, и взрослым. НА СНИМКЕ: сцена из «щектакля. „ (ФОТОХРОНИКА ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz