Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
6 января 1990 г. Л Е Н И Н Е Ц • 6 ПОЕССЛОЛИВЕ ИЛИПРЕЛЮДИЯ Теперь уж е в прошлом , 1989 году, 15 д е к аб р я состоялась ито говая встреча аел ет зто в Все союзного студ ен ч ескою форума со студентами высших и средне- специальных учебных заведений области . К сож алению , пришли только три из шести наших фо - рум ских «полпредов» ; студент и стф ака Л ГП И Юрий Пестов и учащ иеся Л ипецкого м едучили щ а Андрей Попов и м аш ино строительного техникум а Сергей Стуров. О дн ако с к а з а ть , что ко личество повлияли на качество, было бы н есправедливым ; а к то вый з а л о б л зд р а в о тд е л а стал ареной довольно острых дискус сий. Соуправление , учебный п ро цесс, вузовские ком сомол и профсою зы , соци альны е пробл е мы студенчества ... и т а к д а л е е — все это с тало главным н ап р а в л е нием в обсуждении итогов фору - .ма. , Спорили , до к а зы в а л и , во зм у щ ались , со глаш али сь .. . Д ав ай т е , р еб я та , ' заду.маемся. И съ е зды н ародных д епутатов С СС Р , и Всесою зный студ ен че ский форум со всем н а ни.х п р о исходившим — это ведь з ер к а л о жизни и наш ей страны , и нашей учащ ейся .молодежи. Очень мно го крайностей : и тут, й там . Это хорошо, что мы мож ем теперь во всеуслыш анье з а я в л я т ь и о своей национальной .: гордости , и о политических в з гл яд ах . Н о к а к найти объединяющ ее н ач ало , ес-^ ли чуть ли не к аж ды й н ачин ает «тянуть од еяло н а себя»? Тезис о том , что без кон соли дации студенчество вр яд ли добьется реш ения наболевш их проблем , бесспорен. Ну а д а в а й те поглядим , каки е с в я зи н а л а ж ены у студен тов наш ей о б л а сти? В -том -то й дело , что с в я зей нет почти никаких . В р яд ли все мы считаем всерьез к а л е н д арны е праздники и плановы е конкурсы проявлением : един ст ва «племени м ладо го» д а ж е в р ам к ах одного учебного з а в е д е ния. Ч ащ е всего надеем ся н а то, что вот соберутся там , «навер- х \ '» , и на блю дечке с голубой каемочкой поднесут п р ав а и д а ры. Зн ачит , надо объединяться , чтобы зн ать , уметь и д о б и в а т ь ся . Но к ак ? Кто будет иници а тором? . ^ Комсомол? Е.му эго, конечно, по силам , д а и просто п о лож е но. Только необходи.мо вд ум ат1>- ся : почё.му со зд аваемы е во .мно гих регионах страны ассоциации вузов по профилю профессии , программы которы.х , интересны и конструктивны , нередко о т к а зы ваю тся от взаимного к он так та с ВЛКСМ ? З н ачи т , прошло время собраний «для галочки» , адм и нистративных «кнутов й пр ян и ков» впере.межку с кое -какими « р а звл екуш кам и » . Н уж но кон кретное, зн ачимое дело , р а вн о правны й ди ало г со всеми ини циативными людьми , пусть д а ж е не ра зд ел яющ им и твою точ ку зрения , д а просто быть не «над...», а «вместе - с...» Мы совсем было з а п ам я то в ал и о д е л е г ат а х Всесою зного ф ору ма. Р е б я т а всеми рукам и за со здани е , и «неф ормальных» , студенческих объединений с а к тивной общ ественной позицией . Но вот тут все зави си т от вас , дорогие читатели , есть ли она, эта с ам а я позиция? П о к а хочет ся с к а з а т ь : н едовольство фору- МО.М — это •недовольство самим собой, если по больш ому счету. А. БО РИ СО В . С ЕГОДНЯ мы потихоньку отме жевывасмся от эпох» застоя. Про- ' сьшаемся, п. протирая глаза, от крываем для себя старые истины. Вот одна из них: (нельзя двигаться вперед без творческого, активного подхо.да каж дого к своему деду. Раздаются, правда, возг-тасы, что, мол, российский мужик- лапотник ничего за душой не имеет и не худо бы ему, на Запад гля,щочи, ума набираться. Мне в это как-то не верит ся, и поэтому я с особым интересом от неслась к об.тастной выставке творчест ва средних специальных учебных заве дений. Такие выставки для нашего го-* рода не редкость, они проходят в зда- иш! строительного техникума уже более 15 лет. р выставке 1989 года, прохо дившей с 6 по 8 декабря, я попросила рассказать ответственного за ее органи зацию и пповедение В.чадимира Никола евича Ор.пова, заместителя директора по пронзводственно.му «обучению строитель ного технику,ма. Владимир Николаевич, традиционный первый вопрос: каким было главное ус ловие, какие цели ставили перед собой организаторы выставки? — Условие; гфедставить .все техни ческие творческие работы учащихся за 1988—1989 учебный год. На вопрос о целях однозначно не ответить. Было их всего три. Первая — приобщение ребят к тех ническому творчеству. На выставке бы ли иредставлены не то.ш»ко всевозмож ные макеты, конструкции, но и вязание, чеканки, вышивки, рисование по дере ву... Поэтому вторую цель можно обо значить как приобщение к прекрасно.му. эстетическое воспитание, обращение к нзродны-м промыслам. Выставка проводилась не только для подведения итогов. Третья, самая ос новная цель — профориентационная ра бота. Выставку посетжш многие школь ники, учащиеся ПТУ, а вдруг у кого- то, да и дрогнуло сердце перед одной из экспозиций?! — В самом названии выставки присут ствует указание на творческий характср. А не было* ли, увы, обычного нажима на ребят: надо — будь любезен предста вить работу? — Нет, такого у нас никогда не было. Ребята рабо тав с интересом. Перво курсники в* изготовлении экспонатов не участвовали, но активно помогали в ус тройстве выставкн.- — Владимир Николаевич, какой итог прошедшей выставки вы считаете глав-' — Для подведения итогов работали три комиссии — по сельскохозяйствен ным, техническим и гуманитарным ссу- зам. Много хороших работ было отмечено НЕ ТОЛКОЬ НАМАКЕТЕ грамотами и даже небольшими денежны ми премиями, :НО, по-моему, не это глав ное. Я лучше могу судить о своих ребя тах и хочу заметить, что, приложив свои знания; не пожалев ни времени, ни сил, они сделали макеты современных высот ных домов, целых микрорайонов нашего города, что в их экспозиции можно было увидеть то, какими будут строящиеся еще здания вокзала и кинотеатра «Ок тябрь», и даже заглянуть в будущее, поамотрев макет энергосберегающего, дома. Но была работа, которая затронула их душу. Ребята собрали редкие старинныг. фоФОграфии н оформили стевд «Родно го города минувшая судьба». Запомнилась шмаоковая работа уча щихся кооперативного техникума. Они офор.мияи альбом «История одной фо тографии». , История эта уводит нас в путь по дорогам Великой Отечественной войны. Без такого обращения к истории сво его города,- к жизни своих предков, 'к этому неиссякаемому источнику скорби и возвышения—Вуликой Отечественной— невозможно вырастить настоящего чело(- века. гражданина, мастера своего дела. — Владимир Николаевич, лично ваши впечатления, капсой была эта выставка по сравнению с прошлой? — По сравнению с прошлой (она про* ходила осенью 1987 г.) выставка этого года была более «асыщенной и качест венно, и количественно, отличалась нс- тишю заинтересованным подходом ре бят к ^астию в ней. О личных впечатлениях особенно за думываться было некогда; столько было колготы по устройству выставки..." Но все же воспоминания вызывают только положительные эмоции. — Спасибо за рассказ. Остается толь- ко пожелать, чт^ы пусть не все, но большинство интересных задумок ребят получили в будущем уже не макетное, а реальное воплощение в жизни. Кто знает, может быть, почти незнакмиые сегодня имена юных мастеров станут всемирно известными? Р. НАДЕЖДИНА. У ЧИТЕЛЬ... Стопки тет радей, неустроенный быт, ~ низкая зарплата, прйггиж, :-соторый ниже, чем у горот(скнх, начинающих и со стажем учи телей, обсуждаются на стра ницах газет и журналов. Но вопрос: «Какой он, современ ный учитель?» ^ звучит до вольно редко. Радужное впечатление мо жет создаться от чтения школь ных работ и вступительных со чинений на тему: «Мой лучший учитель». НотКа неблагополу чия появляется лишь в пись менных работах студентов. Она вырастает в криках о помощи, в отчаянных и. увы, не ред ких письмах в редакцию «Ленин ца» о безразличии, неприятии и оскорблениях учителя. Чи тая их, задумываешься: а толь ко ли от неразделенной любви подростки кончают жизнь са моубийством? Да и из своей недавней школьной ^ з н и я помню, что не раз приходила домой с чувством незащищен ности, униженности, обиды, причем, полученной совершен но незаслуженно. Откуда же у нас берутся та кие горе-учителя? Легче рсего ответить, что их воспитали ка кие-то годы, неполадки в обра зовании, обществе... Но все же последний шаг на пути к про фессии учителя они делают, поступая в институт. Думая обо всем этом, я ча сто задаю вопрос себе; <<Асмо гу ли я?» И однозначно отве тить — не полг'чается. А по^ . том, ог.лядьюая аудиторию, пытаюсь понять, м(нагие ли из моих сокурсниксш пришли в институт хотя - бы с интересом к свой будущей профессии? Кто из «их может в будущем дарить детям свет знаний и свет человечности? Увы, таких да.чеко не большинство... Тем большее уважение вы^ зьшают те, кто уже сейчас применяет свои знания и си.чы, тем более, что выбрали они для этого яе&1агополучные школы, а школы-интернаты. Чем же отличаются дети, воспитываю щиеся там? И тогда уже свет взгляда, не уловимая легкость черт оста вили в душе образ, который можно определить как вопло щение доброты... В группе Галя сразу вошла в шефский сектор. П<к:тоянные поиски несен, загадок, вопросов для каких-то необыкновенных вечеров, КВНов и т. д., взвол нованные разговоры_ о своих ребятах-— все это укрепило возникшее когда-то смутное ([увство, что 1шенш) ей необхо- можность узнать что-то новое, пообщаться с интересными людьми, почитать книги извест ных педагогов, чтобы больше отдавать своим ребятам. Как и всякий болеющий за свое дело человек, она считает, что слишком мало успевает, что ничего не меняется... Но наблюдая со стороны искрен нюю радость, с которой встре чают ее ребята, как возникает ответный свет в ее глазах, за мечая, что самые «непокорные» А СМОГУ ЛИ Я?» Трагическое восприятие ими .своего положения выражается даже в том, что они называют интернат «инкубатором», а се бя «государственными детьми». Ни один, даже самый лучший воспитатель, не заменит каждо му из ребят родителей, кото рые любили бы" только его, ра стили, воспитывали... Нет этой естественной и необходи мой каждому духовной связи, ,й в результате у ребят часто -отсутствует чувство ответствен ности перед др>тим че.човеком, ■уважение к нему. Галя Крылова, — одна из тех, кто пытается решить зада чу возрождения светлого ' на чала в детских душах-. Мне давно хотелось написать о ней. Первый раз я увидела ее на вступительных экзаменах. ди.мо было поступить в инсти тут, и оно превратилось в убе- |юнно1Сть, что вместе с нами учится будущий настоящий пе дагог. В интернат ома начала хо дить. в 10 классе. Сейчас с улыбкой вспоминает о том, как начинала. Были и обиды на ребят из-за непонимания, и ■дневники на каждого, записи которых ей кажутся теперь смешными, а выводы о харак терах — субъективными, были кучи анкет по психологии,, ко торые надоели, наконец, даже детям... О своих ребятах Галя мо жет говорить часами, в каждом отыщет хорошее и знает о них то, чего «е знает иногда, даже мать... Галя использует любую воз- открыты для нее, я понимаю, что все они любят Галю, и общаясь с ней, подучают то, чего им недостает с детства: простое человеческое тепло, неподдельное участие н доброе общение... Вначале было романтичес кое представление, что стоит только начать... Теперь Галя пытается понять все глубже, обращается к уже накопленно му опыту (начиная с колоний А. С. Макаренко- и кончая со временными детскими домами и интернатами) и выделяет две основы воспитания детей там: уважение, доверие к ребятам я обязательное приойценке к труду. * Галя рассказьшала, что в прошлом году 5 девчонок ре шили провести поход с ночев кой со старшими классами. Воспитатели пугали, но они решились... Ребята повади себя совершенно неожиданно — сами делали все, заботились друг о друге и даже о своих руководителях. Все прошло-, прекрасаю! Такими вот конкрет ными делами и закрепляется, ■наверное, положительное в детском сознании: Я" с недоверием отношусь к возможности повального внед рения опыта передовых учи телей. Человек, учитель преж де всего, должен, иметь что-то за душой к своим г.чавным вы водам он приходит сам, а мудрость друтих только укреп ляет его позиции. Но надо заметить, что всех настоящих педагогов объеди няет одна черта, которую мож но определить как помудрев- шее детство. Она помогает им жить жизнью ребенка. Это можно сказать и о Га; ле. И совсем- не случайно соз данный в ее мечтах интернат напоминает «школу радости» СухоМДинского. Новое, свет лое, не напоминающее казарму здание,. коллектив единомьпп- ленннков, единое воспитание ребят с самого раннего возра ста, решение проблемы отсут ствия отцов с помощью знаю щих и любящих свое дело тре-' яеров... Все очень просто н к , то же время чувствуется, ' как много мыслей и переживацин вложено в это здание «школы будущего». Н. ШАЛЬНЕВА, студентка ЛГПИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz