Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Б УЛОЧКИ выпе,каются «до вертикали» — об этом мы узнали, когда «ноч­ ная редакция» побывала яа хле­ бозаводе № 3. на дежурстве третьей смены пекарей. Контролу за качеством про­ дукции Нина Ивановна Крово- пускова показала нам весь комп­ лекс изготовления выпечки — от замеса теста до выхода из печей румяных пышных булочек, которые с'интервалом в час до­ ставляются затем в магазины. Оказывается,, процесс их из­ готовления —дело многосту­ пенчатое. Сначала, поднявшись на верхний этаж, мы увидели, как «вздыхает» опара, замес разбавленной в воде муки и дрожжей. Затем, следуя движе­ нию механического' спуска, ока­ зались этажом ниже — там уже добавлялось в. тесто «сдобное» сырье. Приходилось ли кому-нибудь в домашних заботах мерить про­ порции килограммами? На хле­ бозаводе я вспомнила Гулливера, попавшего на кухню великанов. Для булочки «рожок к чаю», например, на 50 кг опарЫ здесь добавили 14 кг сахара, 1'2 кг жира... Потом уже готовое те­ сто важно течет по следующему спуску, чтобы через воронки поступить в тестоделитель. Для каждой булочки тесто­ делитель определяет свой вес. «Проверим. — предлагает наш «экскурсовод»,—каждый кусо- чек должен весить сейчас 220 граммов: 200 — на вес булочки и 20 граммов на усушку.» При­ кинули на весах — все точно. За разделочным столом рабо­ тают мастерицы. Одни женщи­ ны умело раскатывают тесто, другие—придают ему необходи­ мую форму. Особенно интерес­ но, пожалуй, создается «булоч­ ка-плетенка». Она приготавли- . вается из трех кусочков теста, которые выплетаются «косич­ кой». Такая процедура очень похожа на неспешное домашнее рукоделье. Какая же из операций цеха самая главная? Нина Ивановна считает, что выпечка. Не толь­ ко потому, что она подводит итог всей работе — дело это кропотливое и трудное. Вроде бы, печи сами регулируют тем- пературу, а «передержать или недодержать» выпечку — вещь нехитрая, зазеваться немудре­ но: всю смену приходится сто­ ять у горячей плиты.да еще противни с выпечкой идут «через руки», самой надо зак­ ладывать изделия, затем выгру­ жать их. Полностью немеханизиро- ванной в цехе считается толь­ ко одна операция — комплек­ ПЕКАРИ тация готовых булочек в лотки, по количеству. Когда экскурсия подходила к концу, мы попросили Нину Ива­ новну ответить на ряд общих, «нетехнологических» вопросов. — Нина Ивановна, как конт­ ролер, ВЫ умеете «на вкус» оп­ ределить качествевошй состав любой' булочки. Какие те из­ делия предпочитаете покупать домой? — Особенно нравится бу­ лочка «кунцевская». - — Мне сказали, что на хле­ бозаводе вы работаете уже 30 лет. Знаете многие технологи­ ческие операции. Чем привлекает эта профессия? — Выпекать хлеб — это кра­ сивое, доброе дело. Издавна оно было занятием женщин. — Вапш дети разделяют тщ кое мнение? — Старшие уже получили специальность. А младшая дочь часто заходит^, на работу, при­ сматривается. — Побывав на ночной вы­ печке, увидев красивые пышные булочки, я в некоторой расте­ рянности. Неужели они, и те черствые кирпичики, которые покупаем утром в магазинах—- одно и то же? К такому вопро- су, я думаю, присоединятся мно­ гие покупатели. ‘ — Подобные «превращения» ни в коей мере- не зависят от нашей технологий, условий ее соблюдения. «Кирпичики» на совести магазинов. Если умеют КАБИНЕТ НА УЛИЦЕ ГРИШИНА там хранить хлеб, «ночная вы­ печка» только порадует поку­ пателя. К моим словам, я думаю, присоединятся покупатели ма­ газинов №№ 55, 69, 81, 88 — там хорошо знают секреты со­ хранения выпечки. — В последнем вопросе хо­ телось бы узнать о п ерспекш - ных новинках хлебозавода. — Могу сказать, что совсем недавно появилась в продаже «витушка липецкая». Покупа. тели уже успели отметить ее оригинальные вкусовые качест­ ва. ... Труд хлебопека нелегок. Тем более, когда работать приходит­ ся в ночную смену: уже одна бригада из 20 женщин выпекает нам к утру 6 тонн булочек! По­ этому, когда узнала, что сами пекари не могут получить в ви­ де регламентированного поощ­ рения своей выпечки, даже купить ее, признаться, удиви­ лась. Участковый милиционер, С. С. Шацких, курирующий хлебозавод № 3, показал на про- ходной «Книгу учета», где ре­ гистрируются «выносы» с заво­ да и, соответственно, штрафы за них. За две булочки по 22 копейки одна из женщин, к при­ меру,- уплатила 100 рублей. После этого «выносы», естест­ венно. не прекратились. Мо­ жет, такая система покупки до сих пор устраивает обе сторо­ ны? . Т. ЮРЬЕВА. Фото К. СОСЕДОВА. Ночной двор. Фото М. ВАРАВАНОВА Когда у вас неожиданно заболят зубы — 8 празднич­ ный день, или, еще хуже, ночью, где получить меди­ цинскую помощь? Чтобы ответить на этот во­ прос, «ночная редакция» от­ правилась на поиски дежур­ ного стоматологического пункта. ' На удивление, нашли его достаточно быстро. Таксист Николай. сопровождавший нас, пояснил, что водители знают «кабинет на Гришина» по посту ГАН, что находится напротив. Ну а просто пе- шеходы? Поздно вечером .спросить дорогу в «пункт по­ мощи» не у кого — улицы безлюдны при тусклых фо­ нарях. Светящейся вывески, которая помогла бы здесь, нет. И в мучениях зубной боли легко пробежать ми­ мо барака со скромными таб­ личками «Кабинет по оказа­ нию экстренной стомато­ логической помощи» и «От. деление хирургической стома, тологии медсанчасти треста «Липецкстрой». На месте встретила врач Татьяна Михайловна Митю- щина. Это одна из восьми «де. журантов», на которых дер­ жится «страдпункт». Врачей с постоянными ставками здесь нет. Кто захочет каж- дую ночь дежурить? Поэтому обслуживают кабинет только совместители, работая попе­ ременно в ночное время, а по праздникам и в выходные дни — круглосуточно. Когда приехали в кабинет, очереди не было. И в этот короткий промежуток мы по­ просили Татьяну Михайловну ответить на несколько вопро­ сов. — Преще всего, .чем мо- жет помочь «пункт помощи»? — Чаще, — рассказывает Татьяна Михайловна, — это экстренное, хирургическое вмешательство. К нам обра­ щаются либо с пульпитами — накладываем мышьяк, ли- •бо с передонтитом. * Служба предполагает толь­ ко крайнюю, экстренную по. мощь. Главное — снять боль. Основное лечение осуществ­ ляется уже в поликлиниках. Иначе и невозможно. За день врач принимает уже 50—60 пациентов. — Кто эти люди? — Те, кто «запустил зу­ бы»,— отвечает Татьяна Ми- хайловяа, — вовремя не об- ратился к врачу, По регист­ рационному журналу, чаще приходят представители ра­ бочего класса, реже, — ин- теллигенция и служащие., Кто хотя бы раз побывал в стоматологическом кабине, те на Гришина, я думаю, уже внимательнее будет относить­ ся к своему здоровью. По­ пасть сюда второй раз... Сра- зу ,же вспомнятся устаревшее его оборудование, допотоп. ная «козья ножка» (в боль­ шинстве поликлиник ее давно уже сменила «турбинка»), ту. пые сверла. Такое ли • осна. щение должно быть у кабине­ та, нуда все пациенты обра- щаются только с острой, не­ стерпимой болью? —Близкое к этому положе­ ние, к сожалению, характер­ но для всей нашей стомато. логии, — говорит Татыша Михайловна. — В областной стоматологической поликли­ нике, где я постоянно рабо. таю. качество оборудования, правда, несколько лучше. И все-же проблемы близки. Па. циенты жалуются, что часто приходится обращаться к вра. чам ^ не держатся цемент­ ные пломбы. Да и нам тру­ дно работать на устаревшем оборудовании. ' Тогда зачем принято ре­ шение работать -на «козьей ножке» и в «кабинете на Гришина»? Не от каприза, конечно. Как и с устарев­ шим оборудованием, здесь отразилось «положение дел в нашей стоматологии». Зар­ плата профессионала-медика с высшим образованием до сих пор близка к оплате уборщицы, работающей по часу в сутки. Поэтому и идут врачи в «дежуранты». Хотя , это очень нелегко. Татьяна Михайловна рас­ сказывает, что в редкую су­ точную вахту удается немно­ го поспать. Обедать и ужи- нать приходится «на ходу», в ординаторской — боль па­ циентов не ждет. Телевизор работает «символически». И книга Стругацких, которую взяла с собой на дежурство, весь день открыта на одной странице. ^ Люди идут в кабинет яа Гришина только с ‘острой болью, В особенно сложных случаях, при челюстно-лице­ вых травмах, пациентов гос­ питализируют в стационар,. отдел' хирургии стоматологи­ ческой. медсанчасти треста «Липецкстрой», который на­ ходится тут же — общий с амбулаторией коридор и да- же один телефонный номер. Связь амбулатории и ста­ ционара довольно интересна. Три врача, обслуживающие больницу, в дневное время принимают и в кабинете. Медсестра амбулатории Л. Л, Проваторова за нехваткой медицинского персонала ра- ботает и в больнице. Поэто­ му, хотя амбулатория и нуж­ дается в статусе «независимо­ сти», соседство с больницей больше помогает. Тем более, что такой «тандем» уже по- зволяет назвать барак на улице Гришина стоматологи, ческим 'центром — ведь че­ люстно-лицевой стационар в • городе один. И такое название, я ду­ маю, уже ко многому- обязы­ вает. К сожалению, с ним на сегодня не стыкуются многие характеристики. Почему, к примеру, «центр стоматоло- ГИИ» размещен в бараке, а не в современном здании? , Почему кабинет экстренной ' помощи, одна из задач кото­ рого — дежурство ночью — не имеет заметной вывески? Почему, наконец, находит­ ся он в таком месте, что таксисты на вызов отвеча­ ют «глушь» и не хотят туда ехать, а транспортная оста- иовка настолько далека, что скорее будешь блуждать в ночи, чем доберешься до по­ мощи?. Я думаю, ответы на эти вопросы .будут интересны чи- тателям «Ленинца», всем нам, пациентам большого го­ рода. И потому обращаюсь в облздравотдел с единствен, ным вопросом; «Что делать, когда у вас зубы разболе- лись неожиданно?», ЩЕШОВА^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz