Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
Т П Ч К Л З Р Е П И Г ! Ч ЕЛОВЕК в коротких ипаииш ках*—книга писателя Эдуарда " Пашнева. Размышления нс давнего школьника начинаются так: «Учительница заподозрила тебя в не хороших действиях, в то время как ты был занят делом хорошим. Ты не оби делся... Она сама обнаружит свою ошиб ку и благодаря твоей доброте станет внимательнее и добрее...». Эта цитата не случайна. Сегодня мы поведем разговор о проблеме «корот ких штанишек» в ее современной шко льной интерпретации. А Эдуард Панг нев, по моему мнению, предложил очеш> полезную, хоть и своеобразную форму лу отношений между учениками и учи телями. ... Запись в дневнике была лаконич ной и тревожной: «Тов. родители! Вы приглашаетесь к директору школы по поводу поведения и успеваемости ваше го сына». Само собой разумеется, по ведение было вызывающим, а успевае мость неудовлетворительной.., Ведь ро дителей сравнительно редко вызывают в школу для того, чтобы поблагодарить за хорошее воспитание сына или доче ри. Трудно сказать, в чем выражалась успеваемость, а вызывающее поведение этого парня, назовем его Дима, заклю чалось в неожиданно пробившихся усах и, как следствие этого, двух пропущен ных без уважительных причин учебных днях. Дима, разумеется, возмущался несправедливостью, которая, по его мне нию, состояла в том, что сама директор не пускала Диму в школу из-за этих усов, едва заметную черноту которых можно было, как он считал, и не за. метить. Но не заметить двух пропу щенных дней невозможно, и приглаше ние родителей состоялось... Впрочем, вернемся к усам. Попробуй те сами* как-нибудь квалифицировать если не их наличие, то хотя бы реко мендации педагогов. С одной стороны это забота о внешнем виде шкбль- ннка. Можно сказать, что видеть уса того ученика не очень приятно, А с дру гой стороны —ни в одних школьных пра-. вилах не говорится об этом, наверное, неизбежном, ставшем в школе полуанек- . дбтичным явлении, начинающемся поч ти у каждого современного акселерата. И посему десятый «В» выступил еди ным фронтом. Увы, бессильным перед своим противником, разгромившим его огнем крупнокалиберной артиллерии своего авторитета. Но, тем не менее, мнение класса было категоричным —^ запись неправильна и несправедлива. Так как же быть? Согласиться с Ди мой или с педагогами? Право, не знаю. Тем более, что точки зрения и школь ников, и, как это ни удивительно, учи телей, весьма уязвимы, потому что пос пешны и оттого излишне горячны. И неожиданно сама по себе забавная си туация стала неоправданно серьезной, даже криминальной. В конце концов в ход пошли «могучие» аргументы типа: «Молоды, мол, со старшими спорить, этого вы еще не понимаете». Ни более ни менее — рецидив, став ший хрестоматийной проблемой взаимо отношений «отцов» и «детей». Впрочем, почему рецидив, скорее сама проблема, не изжитая еще во многих пжолах. В том числе и в одной из липецких. Кста ти, история с усами развивалась в ее стенах, как, впрочем, и другие. И все- таки, что же характерно для нее? Школа ’ как школа. Типовое трех этажное здание на одной из централь ных улиц города. При упоминании ее номера лица многих педагогов светле ют: ?«Вот там действительно порядок. Наверное, приятно работать». Школьни ки старших классов тоже мечтательно закатывают глаза: «В институты посту- люди 1Ш 11Ш 1Ш 111Ш 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ^ ^ пают чуть ли не все выпускники. И под готовка там основательнейшая». Но... Эпитеты «образцовая и показательная» возможно, долго не продержались, ес ли бы... Если бы каждый год в созда ваемые в школе спецклассы не собира лясь девятиклассники из всех школ го рода. Уточним, что ребята отбираются самые способные и прилежные. А у та ких, как известно, и поведение прилич ное’ и настоящее, большое желание учиться. Энергии и времени - на хули ганские выступления у них просто нет Да и потом, по сути своей; воспитанию н мышлению болыпияству ребят это несвойствеиио. . Но к чему все это? Да к тому, что девяти ~десятиклассники здесь, действи тельно. взрослые люди. И, казалось бы, именно на этой основе имеет смысл строить с ними отношения. И так они, в принципе, строятся. Вот только не всегда, к сожалению, хорошие по сути своей замыслы имеют достойное вопло щение. Мы далеки от мысли, чтобы кого-либо обвинить в этом. Думается, проблема интересна сама по себе, так сказать в чистом виде. Ну а для этого вспомним некоторые моменты; вызы вавшие самые острые разногласия меж ду старшими и младшими. Скажем, одежда. В своде школьных законов черным по белому написано об обязанностях ученика одеваться акку ратно. Формулировка, разумеется. не вызывает никаких возражений, если не считать ее некоторой расплывчатости. Не случайно в школе этому мудрому правилу решили придать полную опре деленность, Совместное собрание учи телей и родителей решило, что отныне и навсегда галстук является необходи мым и обязательным’ предметом для всех старшеклассников. — Вам галстук нравится? — спраши вает директор. ^От вопроса, прямо ска жу, неожиданного на секунду немею. Прямо как в школьные годы, когда пе дагогическая власть учителя принима лась как само собой разумеющееся. — Нравится, — отвечаю каким-то, наверное, растерянным голосом, прео долевая желание ослабить узел подвя занного по собственной инициативе гал стука. — Мне тоже. Он дисциплинирует, — констатирует моя собеседница, тоном своим давая понять, что вопрос, как говорится, исчерпан. Не станем сейчас говорить о пользе и вреде гал стука. Двадцатые годы, время, когда его ношение квалифицировалось как буржуазный пережиток, давно прошли. К атрибуту столь нашумевших хипци он тоже не относится. Поэтому сегод; ня, находясь в списке вещей как бы нейтральных, т. е. не ультрамодных, но и не вышедцгих из моды, он не тре бовал бы пространных обсуждений, ес- ли бы не эта его обязательность, хотя, думаю, и в ней ничего особенно плохо го нет, точнее не было бы при одном условии. Вспомните хотя бы студентов Тартусского университета. Не являясь строго обязательной, форма все же ста ла такой. Почему? Да потому, что обя зательной ее сделали сами студенты. Если хотите, в этом есть определенный элемент игры, который начисто отсутст вовал в нашем эксперименте; Более того, внедрение «аккуратной» одежды проходило по принципу; — «Мы — имеются в виду, директор, педагоги, школа, —запретим, а вы ученики — попробуйте не выполнить». Объявила как-то директор, что модная сейчас варено-мятая одежда, мягко го воря, неприлична. И теперь на- школь ные вечера ребятам в ней лучше не по являться. Ну, может' быть, одежда эта действительно не очень изящна й на уроках недопустима. Но ведь речь идет о вечере, который предполагает и игру, и маленький маскарад, во всяком слу чае, хоть какое-то отступление от обыч ных правил. Конечно, и тут могут быть свои возражения — отступив от правил на вечере, попробуйте сохранить их на уроке. Но эти ли отступления заставля ют юных представительниц прекрасного пола" озарять школьные коридоры блес ком сережек? Не думаю. Уверен даже, что, напротив, чрезмерные требования на вечерах и определяют эту нынешнюю свободу на уроках. И, наконец, давай те серьезно поговорим о факторе кра соты и... проблеме украшений. Навер ное, все согласятся, что воспитывать вкус у молодых людей нужно. Но как? Пропагандируя расхожий тезис о том, будто бы «дешевые украшения — без вкусица»? Такое высказывание действи- телыю имело место. Или. другой, пред- ложекиый о;1Нон нз классны.х руково- .днтелей: «Вы их не за1>аботалп». Но позвольте. Школьники вообще ничего не ;эаработали, просто не успели. Вывод напрашивается довольш) комичный.. Конечно, мы все против вещизма п разбойничьего от1Юшения к зарплате родителей, но в то же время мы за кра соту и гармонию виепгнего вида моло дых людей. У директора точка зрения такова: «Дорогие сережки и кулоны .в девятом —десятом классах развивают не здоровые инстинкты соперничества и собственничества». Не согласиться с этим трудно и согласиться с .методами борьбы против украшений тоже невоз можно. Ведь воспитать или перевоспи тать, привить вкус и помочь разобрать ся в моде труднее, чем взять и запре тить. Но запрещают. И в результате по лучается, что красный галстук надева ют под зеленый пиджак, цепляют его на свитер. Словом, эффект прямо про- тивбцрложный. А кроме ' того, нервоз- ностй и конфликтов такие запреты и требования создают много. Если хоти те, они заставляют сомневаться мо.тодых людей в самой главной педагогической концепции старших, в основе которой лежит принцип взрослости и сознатель- ноет нынешних, старшеклассников.. И. видимо, нет смысла повторять баналь ные истины о том, что воспитание пред-. полагает прежде всего убеждение. Это очевидно. Не случайно во многих шко лах Риги вместо того, чтобы сокруша ться по поводу ранних браков, откры- ' ли факультативный курс «Основы зна ний о семье». На занятиях, которые , ведут медики, юристы, искусствоведы, социологи, старшеклассники знакомят ся с психологией семьи, правами и обя занностями супругов, учатся рациона льно распределять бюджет. Этот прин цип наглядного показа трудностей и определенных сложностей семейной жиз ни более эффективен, нежели голосова ние и потому неубедительные советы: «Рано, мол, не женитесь, мальчики!». В латвийском эксперименте есть и доля своеобразного педагогического рацио- ' нализма, и доля, описанных в книге Э. Пашнева отношений, которые осно- вьгааются на взаимопонимании между учителем и учеником. Правда,’ там они проявились в своей, как бы завуалиро ванной, но бросаюпхейся в глаза форме. В нашем случае об этом все еще при ходится мечтать. Точка зрения ученика, тем более, если она противоречит пусть даже отжившим канонам, никогда не будет рассматриваться всерьез, как не что заранее абсурдное, несостоятель ное. Мы просто считаем зазорным по лемизировать с .несовершеннолетними оппонентами. И как это ни горько сознавать, еще- часто и безуспешно пытаемся приоста новить развитие многих социальных про цессов вместо того, чтобы назшиться ими управлять. Согласитесь, что бой с джинсовой лихорадкой и длинными во-, лосами, которые, к счастью, уже утра тили свое магическое влияние, проиг ран. Те, кто учился еще пятнадцать лет назад, помнят, как пытались бороться с наручными часами, которые, якобы, отвлекали школьника от урока. Теперь же часы стали необходимостью. А те, кто работал в школе 40—50 лет назад.' долго и безрезультатно боролись с брю ками, пытаясь заставить школьников в летнее время ходить в коротких шта нишках. А они,, ребята 30—40-х и ре бята конца 80-х, давно выросли из этих «коротких штанишек». Разве не так?.. В. СТРОКОВ. НА ПРИЗ ГАЗЕТЫ «ПИОНЕРСКАЯ ПРАВДА» Н АПРИЗНОИ была про шедшая зима. Оттепель неожиданно сменялась метелью. Вот в эту непогоду в Красном были проведены об ластные сорейнования по лы жам на приз газеты «Пионер ская правда» среди средних и восьмилетних школ. Несмотря на плохие погод ные условия, оргкомитет сумел подготовить трассу, в чем боль шая заслуга начальника дис танции, учителя физкультуры Краснинской средней школы Ни колая Павловича Николаншна. Участники младшей возраст ной группы {1977—1978 годов рождения) вели борьбу на двух дистанциях. 5^ девочек два километра быстрее всех — за 10 мин. 21 сек. — прошла Людмила Пешкова из 32-ой средней .школы Липецка. Де сять секунд проиграла своей подруге по команде Елена Сошннна. Третье место заня ла измалковская школьница Ирина Белокопытова. У юношей на трехкилометро вой дистанции призерами ста ли семиклассники 32-ой липец кой школы Сергей Скворцов (первое место), Сергей Бедов и Денис Карпов. В старшей группе (1975— 1976 годов рождения) вновь доминировали юные лыжники из Липедка. На пять километ ров в тройку сильнейших во шли ^ащиеся 32-й школы Андрей Симаков, Вадим Ми- хин и Алексей Кобзев, а у де вушек — на три километра первой была Елизавета Фила това, второй — Елена Лычки- на. В. ВОЛОШИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz