Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Т П Ч К Л З Р Е П И Г ! Ч ЕЛОВЕК в коротких ипаииш ках*—книга писателя Эдуарда " Пашнева. Размышления нс давнего школьника начинаются так: «Учительница заподозрила тебя в не­ хороших действиях, в то время как ты был занят делом хорошим. Ты не оби делся... Она сама обнаружит свою ошиб ку и благодаря твоей доброте станет внимательнее и добрее...». Эта цитата не случайна. Сегодня мы поведем разговор о проблеме «корот ких штанишек» в ее современной шко льной интерпретации. А Эдуард Панг нев, по моему мнению, предложил очеш> полезную, хоть и своеобразную форму­ лу отношений между учениками и учи телями. ... Запись в дневнике была лаконич­ ной и тревожной: «Тов. родители! Вы приглашаетесь к директору школы по поводу поведения и успеваемости ваше­ го сына». Само собой разумеется, по­ ведение было вызывающим, а успевае­ мость неудовлетворительной.., Ведь ро­ дителей сравнительно редко вызывают в школу для того, чтобы поблагодарить за хорошее воспитание сына или доче­ ри. Трудно сказать, в чем выражалась успеваемость, а вызывающее поведение этого парня, назовем его Дима, заклю­ чалось в неожиданно пробившихся усах и, как следствие этого, двух пропущен­ ных без уважительных причин учебных днях. Дима, разумеется, возмущался несправедливостью, которая, по его мне­ нию, состояла в том, что сама директор не пускала Диму в школу из-за этих усов, едва заметную черноту которых можно было, как он считал, и не за. метить. Но не заметить двух пропу­ щенных дней невозможно, и приглаше­ ние родителей состоялось... Впрочем, вернемся к усам. Попробуй­ те сами* как-нибудь квалифицировать если не их наличие, то хотя бы реко­ мендации педагогов. С одной стороны это забота о внешнем виде шкбль- ннка. Можно сказать, что видеть уса­ того ученика не очень приятно, А с дру­ гой стороны —ни в одних школьных пра-. вилах не говорится об этом, наверное, неизбежном, ставшем в школе полуанек- . дбтичным явлении, начинающемся поч­ ти у каждого современного акселерата. И посему десятый «В» выступил еди­ ным фронтом. Увы, бессильным перед своим противником, разгромившим его огнем крупнокалиберной артиллерии своего авторитета. Но, тем не менее, мнение класса было категоричным —^ запись неправильна и несправедлива. Так как же быть? Согласиться с Ди­ мой или с педагогами? Право, не знаю. Тем более, что точки зрения и школь­ ников, и, как это ни удивительно, учи­ телей, весьма уязвимы, потому что пос­ пешны и оттого излишне горячны. И неожиданно сама по себе забавная си­ туация стала неоправданно серьезной, даже криминальной. В конце концов в ход пошли «могучие» аргументы типа: «Молоды, мол, со старшими спорить, этого вы еще не понимаете». Ни более ни менее — рецидив, став­ ший хрестоматийной проблемой взаимо­ отношений «отцов» и «детей». Впрочем, почему рецидив, скорее сама проблема, не изжитая еще во многих пжолах. В том числе и в одной из липецких. Кста­ ти, история с усами развивалась в ее стенах, как, впрочем, и другие. И все- таки, что же характерно для нее? Школа ’ как школа. Типовое трех­ этажное здание на одной из централь­ ных улиц города. При упоминании ее номера лица многих педагогов светле­ ют: ?«Вот там действительно порядок. Наверное, приятно работать». Школьни­ ки старших классов тоже мечтательно закатывают глаза: «В институты посту- люди 1Ш 11Ш 1Ш 111Ш 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ^ ^ пают чуть ли не все выпускники. И под­ готовка там основательнейшая». Но... Эпитеты «образцовая и показательная» возможно, долго не продержались, ес ли бы... Если бы каждый год в созда ваемые в школе спецклассы не собира лясь девятиклассники из всех школ го рода. Уточним, что ребята отбираются самые способные и прилежные. А у та ких, как известно, и поведение прилич ное’ и настоящее, большое желание учиться. Энергии и времени - на хули ганские выступления у них просто нет Да и потом, по сути своей; воспитанию н мышлению болыпияству ребят это несвойствеиио. . Но к чему все это? Да к тому, что девяти ~десятиклассники здесь, действи­ тельно. взрослые люди. И, казалось бы, именно на этой основе имеет смысл строить с ними отношения. И так они, в принципе, строятся. Вот только не всегда, к сожалению, хорошие по сути своей замыслы имеют достойное вопло­ щение. Мы далеки от мысли, чтобы кого-либо обвинить в этом. Думается, проблема интересна сама по себе, так сказать в чистом виде. Ну а для этого вспомним некоторые моменты; вызы­ вавшие самые острые разногласия меж­ ду старшими и младшими. Скажем, одежда. В своде школьных законов черным по белому написано об обязанностях ученика одеваться акку­ ратно. Формулировка, разумеется. не вызывает никаких возражений, если не считать ее некоторой расплывчатости. Не случайно в школе этому мудрому правилу решили придать полную опре­ деленность, Совместное собрание учи­ телей и родителей решило, что отныне и навсегда галстук является необходи­ мым и обязательным’ предметом для всех старшеклассников. — Вам галстук нравится? — спраши­ вает директор. ^От вопроса, прямо ска­ жу, неожиданного на секунду немею. Прямо как в школьные годы, когда пе­ дагогическая власть учителя принима­ лась как само собой разумеющееся. — Нравится, — отвечаю каким-то, наверное, растерянным голосом, прео­ долевая желание ослабить узел подвя­ занного по собственной инициативе гал­ стука. — Мне тоже. Он дисциплинирует, — констатирует моя собеседница, тоном своим давая понять, что вопрос, как говорится, исчерпан. Не станем сейчас говорить о пользе и вреде гал­ стука. Двадцатые годы, время, когда его ношение квалифицировалось как буржуазный пережиток, давно прошли. К атрибуту столь нашумевших хипци он тоже не относится. Поэтому сегод; ня, находясь в списке вещей как бы нейтральных, т. е. не ультрамодных, но и не вышедцгих из моды, он не тре­ бовал бы пространных обсуждений, ес- ли бы не эта его обязательность, хотя, думаю, и в ней ничего особенно плохо­ го нет, точнее не было бы при одном условии. Вспомните хотя бы студентов Тартусского университета. Не являясь строго обязательной, форма все же ста­ ла такой. Почему? Да потому, что обя­ зательной ее сделали сами студенты. Если хотите, в этом есть определенный элемент игры, который начисто отсутст­ вовал в нашем эксперименте; Более того, внедрение «аккуратной» одежды проходило по принципу; — «Мы — имеются в виду, директор, педагоги, школа, —запретим, а вы ­ ученики — попробуйте не выполнить». Объявила как-то директор, что модная сейчас варено-мятая одежда, мягко го­ воря, неприлична. И теперь на- школь­ ные вечера ребятам в ней лучше не по­ являться. Ну, может' быть, одежда эта действительно не очень изящна й на уроках недопустима. Но ведь речь идет о вечере, который предполагает и игру, и маленький маскарад, во всяком слу­ чае, хоть какое-то отступление от обыч ных правил. Конечно, и тут могут быть свои возражения — отступив от правил на вечере, попробуйте сохранить их на уроке. Но эти ли отступления заставля­ ют юных представительниц прекрасного пола" озарять школьные коридоры блес­ ком сережек? Не думаю. Уверен даже, что, напротив, чрезмерные требования на вечерах и определяют эту нынешнюю свободу на уроках. И, наконец, давай­ те серьезно поговорим о факторе кра­ соты и... проблеме украшений. Навер­ ное, все согласятся, что воспитывать вкус у молодых людей нужно. Но как? Пропагандируя расхожий тезис о том, будто бы «дешевые украшения — без­ вкусица»? Такое высказывание действи- телыю имело место. Или. другой, пред- ложекиый о;1Нон нз классны.х руково- .днтелей: «Вы их не за1>аботалп». Но позвольте. Школьники вообще ничего не ;эаработали, просто не успели. Вывод напрашивается довольш) комичный.. Конечно, мы все против вещизма п разбойничьего от1Юшения к зарплате родителей, но в то же время мы за кра соту и гармонию виепгнего вида моло­ дых людей. У директора точка зрения такова: «Дорогие сережки и кулоны .в девятом —десятом классах развивают не здоровые инстинкты соперничества и собственничества». Не согласиться с этим трудно и согласиться с .методами борьбы против украшений тоже невоз­ можно. Ведь воспитать или перевоспи­ тать, привить вкус и помочь разобрать­ ся в моде труднее, чем взять и запре­ тить. Но запрещают. И в результате по­ лучается, что красный галстук надева­ ют под зеленый пиджак, цепляют его на свитер. Словом, эффект прямо про- тивбцрложный. А кроме ' того, нервоз- ностй и конфликтов такие запреты и требования создают много. Если хоти­ те, они заставляют сомневаться мо.тодых людей в самой главной педагогической концепции старших, в основе которой лежит принцип взрослости и сознатель- ноет нынешних, старшеклассников.. И. видимо, нет смысла повторять баналь­ ные истины о том, что воспитание пред-. полагает прежде всего убеждение. Это очевидно. Не случайно во многих шко­ лах Риги вместо того, чтобы сокруша­ ться по поводу ранних браков, откры- ' ли факультативный курс «Основы зна­ ний о семье». На занятиях, которые , ведут медики, юристы, искусствоведы, социологи, старшеклассники знакомят­ ся с психологией семьи, правами и обя­ занностями супругов, учатся рациона­ льно распределять бюджет. Этот прин­ цип наглядного показа трудностей и определенных сложностей семейной жиз­ ни более эффективен, нежели голосова­ ние и потому неубедительные советы: «Рано, мол, не женитесь, мальчики!». В латвийском эксперименте есть и доля своеобразного педагогического рацио- ' нализма, и доля, описанных в книге Э. Пашнева отношений, которые осно- вьгааются на взаимопонимании между учителем и учеником. Правда,’ там они проявились в своей, как бы завуалиро­ ванной, но бросаюпхейся в глаза форме. В нашем случае об этом все еще при­ ходится мечтать. Точка зрения ученика, тем более, если она противоречит пусть даже отжившим канонам, никогда не будет рассматриваться всерьез, как не­ что заранее абсурдное, несостоятель­ ное. Мы просто считаем зазорным по­ лемизировать с .несовершеннолетними оппонентами. И как это ни горько сознавать, еще- часто и безуспешно пытаемся приоста­ новить развитие многих социальных про­ цессов вместо того, чтобы назшиться ими управлять. Согласитесь, что бой с джинсовой лихорадкой и длинными во-, лосами, которые, к счастью, уже утра­ тили свое магическое влияние, проиг­ ран. Те, кто учился еще пятнадцать лет назад, помнят, как пытались бороться с наручными часами, которые, якобы, отвлекали школьника от урока. Теперь же часы стали необходимостью. А те, кто работал в школе 40—50 лет назад.' долго и безрезультатно боролись с брю­ ками, пытаясь заставить школьников в летнее время ходить в коротких шта­ нишках. А они,, ребята 30—40-х и ре­ бята конца 80-х, давно выросли из этих «коротких штанишек». Разве не так?.. В. СТРОКОВ. НА ПРИЗ ГАЗЕТЫ «ПИОНЕРСКАЯ ПРАВДА» Н АПРИЗНОИ была про­ шедшая зима. Оттепель неожиданно сменялась метелью. Вот в эту непогоду в Красном были проведены об­ ластные сорейнования по лы­ жам на приз газеты «Пионер­ ская правда» среди средних и восьмилетних школ. Несмотря на плохие погод­ ные условия, оргкомитет сумел подготовить трассу, в чем боль­ шая заслуга начальника дис­ танции, учителя физкультуры Краснинской средней школы Ни­ колая Павловича Николаншна. Участники младшей возраст­ ной группы {1977—1978 годов рождения) вели борьбу на двух дистанциях. 5^ девочек два километра быстрее всех — за 10 мин. 21 сек. — прошла Людмила Пешкова из 32-ой средней .школы Липецка. Де­ сять секунд проиграла своей подруге по команде Елена Сошннна. Третье место заня­ ла измалковская школьница Ирина Белокопытова. У юношей на трехкилометро­ вой дистанции призерами ста­ ли семиклассники 32-ой липец­ кой школы Сергей Скворцов (первое место), Сергей Бедов и Денис Карпов. В старшей группе (1975— 1976 годов рождения) вновь доминировали юные лыжники из Липедка. На пять километ ров в тройку сильнейших во­ шли ^ащиеся 32-й школы Андрей Симаков, Вадим Ми- хин и Алексей Кобзев, а у де­ вушек — на три километра первой была Елизавета Фила­ това, второй — Елена Лычки- на. В. ВОЛОШИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz