Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

РОССИЯ—ВИШНЕВЫЙ САД Внештагаый корреспонд«ит «Ленинца» Г. Рязанцев вел заш ей на кон ференции «Акхер в чехойском теат ре». Наигам читателям ~ доклонш- кам Аитоиа Павловича Чехова и всем, кто не смог попасть на конфе­ ренцию, возмоишо, покаисутеа интересными выстувлеяия столичных гостей, у каждого из которых свое восприятие Чехова. О' И. Пивоваров, главцыб редактор журнала «Театральная жизнь»: — В своих произведениях Чехов создает тот момент, когда рождается новая жизнь и все действующие ли­ ца предвкушают, предвосхищают ее. И мы сегодня являемся свидетелями того, как рождается новая жизнь в нашем обществе. И надо н е ‘упустить, а усльнпать голос Чехова. Чтобы то­ пор междуусобиц не вырубил Виш­ невого сада, который является как бы символом нашей России. Когда я ехал на липецкие театраль­ ные встречи, то думал, что проводят­ ся они так широко не совсем вовре­ мя. В стране много трудностей, много неразрешенных вопросов. Сегодня каждый понимает важность построе­ ния правового государства, без него дальнейшее развитие невозможно.. Каждый понимает важность создания могучей экономики, без которой на* ша страйа будет отброшена в разряд развивающихся- Но потом я подумал. что пока мы не возродим культурное государство — ничего не будет. Я воспринимаю Чехова через Блока: «Познай, где свет. Поймешь, где тьма...» Мы сегодня поднаторели в знании власти тьмы. Теперь -нужно познать свет. Нам так не хватает света. О. Н. Ефремов: — Сегодня мы схо­ димся на настроении, что с культ,у- рой у нас ПЛОХ01, с духовностью —- ужасно. Эти наши настроения, наши размышления — благотворны. Когда мы говорим: «Мы — рабы». , это' значит, мы уже не рабы. Это уже путь, это — движение. Идет великий процесс самосознания. А некоторые пугаются и восклицают: куда мы при­ шли! Сейчас необходимы общие уси­ лия и всем нужно быть, как Чехов — самоедами- В спектакле «Вишневый сад», ко­ торый поставлен в нашем театре, есть Россия ^ Вишневый сад. Кроме Фирса,, никто о нем не заботится. Но он сам этот сад, он сросся с-ним. ...Чтобы развивать тему актера в театре Чехова, надо быть все время развернутым к жизни. Давайте от­ крывать истину нашего понимания человека- А. Павлов, актер, театра им. Вах­ тангова: — На меня очень сильное впечат­ ление произвел спектакль «Три сест­ ры», который поставил режиссер Штайн. Я смотрел его во МХАТе. Занятые в спектакле актеры говори­ ли на немецком языке. Признаюсь, я не люблю этот язьш. Но через несколько минут я забыл, что гово­ рят на немецком- Меня поразила тог­ да удивительная культура. * «Какую культур'у мы потеряли!» — то была первая мысль, сразу же возникшая после просмотра спектак­ ля. Я убежден,, что все это ушло без­ возвратно: мы столько лет насилова­ ли природу человеческую, мы без­ нравственно сталкивали народ, вы­ травливали из него 'начало духовное! Как сделать, чтобы актеры проник­ ли в эту тайну, почувствовали тоску по духовному, удивительному миру? Ведь нельзя быть духовным, только на чеховском спектакле. Нельзя иг­ рать духовность. Потому что нужно- не казаться, а быть. Но как вернуть эту духовность? Как вернуть ушедшую безвозвратную культуру? . - Т. К. Щах-Азизова, кандидат ис­ кусствоведения: — Создание чеховского спектакля долгое время было монополией ре­ жиссеров, личность актера в таком процессе рождения обычно выпадала. Поэтому актеры, как люди, пере­ шивающие Чехова изнутри, сегодня могут рассказать нам о нем много нового. Что такое «чеховский человек», как совместить это качество с черта­ ми современного человека? Есть ли здесь разрыв? Может, к героям Че­ хова надо тянуться, надо настраивать себя на это сложное духовное пони­ мание? ■Я все же думаю, что «чеховского человека» нельзя только «играть». Уже в самой личности актера обяза­ тельно должны быть заложены черты близости с ним. И некоторые из них Чехов называл сам: это интеллигент­ ность, целомудрие, простота. У Толстого в Астапово ^ Гости липецких театральных встреч побывали на станции Лев Толстой (Астапово), в доме музее, где провел свои последние часы жизни великий писатель. Сфотографировались под вокзальными ча­ сами, стрелки которых гак и стоят на 6.06 (время, когда останови- , 1 ось сердце Льва Николаевича Толстого]. < 1 ^ Художественный руководитель МХАТа О. Н- Ефремов помощник по литературной части А. М. СмелянскиЙ. ^ Актер театра им. Маяковского А, Лазарев к .А. Павлов — ак тёр театра им- Шхтаиговв. ' Фоторепортаж В. КУЛИКА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz