Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

ПЕРЕПОЛНЕННЫЙ ЗАЛ ЛИПЕЦ­ КОГО ДРАМТЕАТРА ВЗОРВАЛСЯ АПЛОДИСМЕНТАМИ, КОГДА НА СЦЕНУ ВЫШЕЛ ОЛЕГ НИКОЛАЕ­ ВИЧ ЕФРЕМОВ — ХУДОЖЕСТВЕН­ НЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МХАТа. ТЕ­ АТРА, КОТОРОМУ СОВСЕМ НЕДАВ­ НО БЫЛО ПРИСВОЕНО ИМЯ А. П. ЧЕХОВА. — ДЛЯ МЕНЯ ЧЕХОВ, — НАЧАЛ О. Н. ЕФРЕМОВ, — «ЭТО ЧЕЛОВЕК ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ». ЕГО СЛОВА ВСЕГДА БЫЛИ ОБРАЩЕНЫ НЕ В ВОЗДУХ, НЕ ВООБЩЕ, А ВСЕГДА Юбилеи, праздничная суета, громкие речи... Как всего этого не любил Антон Павло­ вич. Но, согласитесь; 130 лет — солидная дата! А не взять ли интервью у Чехова, — по­ думали мы? Ведь его герои «нередко рассуждают за счет автора, и такие рассуждения — подчас наетояйдие публицистические речи»- А письма? В них столько ответов и адресатам, и самому себе, и... нам с вами. Итак... К САМОМУ СЕБЕ. «НАДО РАБО­ ТАТЬ», — ПОВТОРЯЮТ НЕОДНО­ КРАТНО ЕГО ГЕРОИ. И ЧЕХОВ САМ ВСЕГДА РАБОТАЛ: СТРОИЛ ШКО­ ЛУ, ЛЕЧИЛ, СОБИРАЛ БИБЛИОТЕ­ КИ, ПИСАЛ... ПОЧЕМУ МЫ СОБРАЛИСЬ СЕГО­ ДНЯ ЗДЕСЬ, В ЛИПЕЦКЕ? ЯЛТА, ТАГАНРОГ, МОСКВА — ПОНЯТНО. НО И ЛИПЕЦК, ЭТОТ РУССКИЙ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОД ЗА­ СЛУЖИЛ, ЧТО ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ 130- ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ, ПРОХОДЯТ ЗДЕСЬ. ЗАСЛУЖИЛ СВОИМ ТРЭ­ ДОМ, СВОИМ КАЖДОДНЕВНЫМ ПОХОДОМ ЗА ЧЕХОВЫМ. ИСКУССТВО — это ТРУД НЕ РА­ ДИ ТЩЕСЛАВИЯ, А ТРУД ВО ИМЯ ИСТИНЫ. ХОЧЕТСЯ ПОБЛАГОДАРИТЬ ЛИП­ ЧАН ЗА ТЕПЛУЮ ВСТРЕЧУ. ЗА ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИОБЩИТЬСЯ К РАЗГОВОРУ ОБ АКТЕРСКОМ ТРУ­ ДЕ. МНЕ КАЖЕТСЯ АНТОНУ ПАВ­ ЛОВИЧУ ЭТО БЫЛО БЫ ПО ДУШЕ. нечего делать, что все современ­ ные произведения ничтожны и плохи. Но это узкий взгляд. Жизнь -изучается не по одним только плюсам, но и минусам. — «Над рассказами можно и плакать, и стенать, можно стра­ дать заодно со своими героями, но, полагаю, нужно это делать так, чтобы читатель не заметил. ИНТЕРВЬЮ ЧЕЕРЗ 10 ЛЕТ — Антон Павлович, как вы от­ носитесь к славе, успеху, овацц- ям? — «Не знаю, страдал ли я ког­ да-нибудь больше, чем страдают сапожники, математики, кондук­ торы... Меня, например, всюду приглашают в гости, везде кор­ мят и поят, как генерала на свадьбе; сестра возмущается, что ее всюду приглашают, за то, что она сестра писателя. Никто не. хочет любить в нас обыкновен­ ных людей. Отсюда следует, что если завтра мы в глазах добрых знакомых окажемся обыкновен­ ными смертными, то нас переста­ нут любить, а будут только со­ жалеть. А это скверно. Скверно и то, что в нас любят такое, че­ го мы часто в себе не любим и не уважаем. Скверно, что я был прав, когда писал рассказ «Пас­ сажир I класса», где у меня ин­ женер ИчПрофессор рассуждают о славе. ...Кстати об успехах н овациях. Все это так шумно и так мало удовлетворяет, что в результате не получается ничего кроме утом­ ления и желания бежать, бе­ жать...», — Критики считают вас «нару­ шителем традиционных беллетри­ стических канонов». Легко ли быть новатором? — «Вероятно на земле быстро вымирали первые портные, пер­ вые астрологи... Вообще тяжело живется тем, кто имеет дерзость, первым вступить на незнакомую дорогу. Авангарду, всегда плохо». — Как вы относитесь к крити­ ке? — «Скажут, что критике у нас Одно убеждение, что восьмидеся­ тые годы не дали ни одного пи­ сателя, может послужить мате­ риалом для пяти томов». — Антон Павлович,, отчего вы не написали ни одного романа? — «Я рад что... не слушался Григоровича и не писал роМан! Воббражаю, сколько бы добра я напортил, если бы послушался. Он говорит: «Талант и свежесть все одолеют». Талант и свежесть многое испортить могут — это вернее! Кроме изобилия материа­ ла и таланта нужро еще кое-что не менее важное. Нужна возму­ жалость — это раз; во-вторых, необходимо чувство личной сво­ боды, а это чувство стало разго­ раться во мне только недавно. Раньше его у меня не было; его заменяли с успехом мое легкомы­ слие, небрежность и неуважение к делу». — Какой бы вы дали совет начинающим драматургам, писа­ телям? «Мой сове;г: в пьесе старай­ ся быть оригинальным и по воз^’ можности умным, но не бойся показаться глупым; нужно воль-’ нодумство, а только тот вольно­ думец, кто не боится писать глу­ постей. Не замазывай, не шли­ фуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость — сестра таланта. Па­ мятуй кстати, что любовные объ­ яснения, измены жен и мужей, вдовьи, сиротские и всякие дру­ гие слезы давно' уже описаны. Сюжет должен быть нов, а фабу­ ла может отсутствовать...» — Как-то вы заметили, что «надо быть равнодушным, когда пишешь жалостные рассказы...» Чем объективнее, тем сильнее вы­ ходит впечатление. Вот что я хо­ тел сказать». — Как вы относитесь к рекла­ ме? — «Я знаю цену рекламе и не против нее, но для литератора скромность и литературные прие­ мы в отношениях к читателю и товарищам составляют самую луч­ шую и верную рекламу». — Антон Павлович, в чем смысл творчества, чем люди жи­ вы? — «...Открыть это неизведан­ ное, то, о чем люди тоскуют, най­ ти в самой жизни элементы прав­ ды, справедливости, красоты, сво­ боды...» «...Кто искренне думает, что высшие и отдаленные цели чело­ веку нужны так же мало, квн корове, что. в этих целях «вся на­ ша беда», тому остается кушать, пить, спать или, когда это надо-; ест, разбежаться и хватить лбом об угол сундука». — Ваши пожелания читателям, Антон Павлович! ^ — «Будьте зду)овы и благопо­ лучны. Дай вам Бог хорошего ап­ петита, покойного сна и кучу де­ нег. Не пишу вам на этот раз ни­ каких нежностей, потому что вы увидите в них только иронию. И, конечно, не подпишу своей ,фами­ лией. Из упрямства не подпишу».. В интервью использованы вт- рывки из писем А. П. Чехова к А. С. Суворину, Ал. П. Чехову, И. Л. Леонтьеву, Л. С. Мизино- вой за 1888, 1889, 1892 годы и из рассказа «Студент». Рисунок И. ЧЕМЯКИНОЙ. По исследованиям иеховедов, Ан­ тон Павлович определял актера сво­ его театра двумя качествами; новый, нервный- Но, как известно, каждое новое время дает нам свое понимание теат­ рального образа. Как надо яснть, чтобы выйти на сцену «чёловеком Чехова»? Что надо при "этом делать? Актеры многих те­ атров размышляли об этом на специ­ альной конференции «липецких теат­ ральных встреч». В. Пономарев, актер Липецкого драматического театра: —- Я люблю ломать стереотипы. А в человеческих спектаклях у меня этого не получается. Как попасть в сложный лабиринт актерских отноше­ ний? , Хотя бы о «Чайке». Казалось бы, ничего не происходит, а люди чем-то недовольны, мучаются.-. Человек го­ ворит, говорит и вдруг застрелился. Отчего он застрелился, зачем? В чеховском спектакле у актера ли­ бо 100-процентное попадание, либо— .увы. Чтобы быть его героем, надо смотреть на мир с высоты птичьего полета. Ведь до сих пор . все, что происхо­ дит в мире, Чехов предсказывает йам. А. Павлов, актер Московского дра- ШИМ выть АКТЕРУ? магического театра им. Вахтангова: — Нельзя играть Чехова «вообще»'- Нельзя быть духовным только на его спектаклях. Потому что невозможно «сыграть» духовность. Здесь уже то состояние, которое известный актер Плотников определил словами; «Я прожил жизнь в искусстве и я не знаю, что,надо делать на сцене — . казаться или быть». Г. Бессчетнов, актер Липецкого драматического театра: —- Хотя вопросы о возвращении культуры ставятся сегодня достаточ­ но серьезно, к ее возрождению при- . нимаются определенные усилия, эти эмоции все-таки повисают в воздухе. И ясно, что МО© поколшше в эту «но­ вую эпоху культуры» уже не войдет. Зачем наш театр ставит спектакли Чехова? Чтобы показывать его пьесы, надо перестать быть театром. Чтобы играть его •— перестать быть акте­ ром, раздеть душу донага и начинать существование на сцене с. «ничего не знаю»-.. Зачем нам все это? Обращаясь к Чехову, мы не рас­ считываем вернуться к той утерянной культуре. Но чтобы жить дальше, на­ до сдирать со своих душ наросты. И в этом нам помогает Антон Павло­ вич Чехов. И. Криворучко, актер Псковского драматическою театра: Я ехал на чеховские чтения в Ли­ пецк двое суток. Только для того, чтобы спросить: что делать с рабами, которые живут на периферии? Чеховские актеры сегодня пыта­ ются нести в себе крупицы духовно­ сти. Но она невозможна, пока не придет децентрализация культуры — Не только в Чехове, театре —• везде- Чехов невозможен, пока не появит­ ся хотя бы один город, где будут, лю­ ди с нормальными человеческими ли­ цами. А это зависит от. многих при­ чин. Этого не будет, пока люди ис­ кусства в своем творчестве зависимы от мизерной зарплаты, пока наши женщины работают по 8 часов в сут­ ки, пока каждый день они носят тя­ желые авоськи... От всего этого мы не можем сего-.' дня до конца понять Чехова. Р а з ­ мышления его дяди Вайи о духовно-, сти намного выше, чем наше общест­ во сегодня. Объективно, в нашей жизни нет времени на такие размыш­ ления ™ мы голодны-.. ...Когда в дни конференции я раз­ говаривала е актрисой МХАТа Мар­ гаритой Валентиновной Юрьевой — многие зрители -до сих пор, спустя уже 30 лет, помнят ее блестящее ис­ полнение Маши в «Трех сестрах» она сказала: «Я бош.ше люблю че­ ховскую прозу, чем драматургию. Она объемней. В ней больше юмора, интеллекта и даже сарказма». И все же, несмотря на такой пово­ рот разговора, я увидела в этой акт­ рисе нечто, что мы сегодня понима­ ем и ищем именно в «образе чехов­ ской героини». В чем это проявля­ лось? Может быть, в наклоне головы, изломе рук-.. Не знаю. Только- после почему-то'подумалось. что «че­ ховский образ» непременно идет из­ нутри, рождается из многих качеств ~ особого воспитания, образования, если угодно, и даже уровня каждо­ дневного общения. Только когда все это действительно появится у нас, Чехов перестанет, наконец, олицетво­ рять однобокую «ностальгию по про­ шлому»- Вернется настоящий Антон Павлович. Тот, который создавал свой революционный театр, умел .быть очень разным — оригинальным, глу;;^ боким, скептичным... И каждый раз — «новым и нерв­ ным». Т. ЩЕГЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz