Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
ПЕРЕПОЛНЕННЫЙ ЗАЛ ЛИПЕЦ КОГО ДРАМТЕАТРА ВЗОРВАЛСЯ АПЛОДИСМЕНТАМИ, КОГДА НА СЦЕНУ ВЫШЕЛ ОЛЕГ НИКОЛАЕ ВИЧ ЕФРЕМОВ — ХУДОЖЕСТВЕН НЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МХАТа. ТЕ АТРА, КОТОРОМУ СОВСЕМ НЕДАВ НО БЫЛО ПРИСВОЕНО ИМЯ А. П. ЧЕХОВА. — ДЛЯ МЕНЯ ЧЕХОВ, — НАЧАЛ О. Н. ЕФРЕМОВ, — «ЭТО ЧЕЛОВЕК ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ». ЕГО СЛОВА ВСЕГДА БЫЛИ ОБРАЩЕНЫ НЕ В ВОЗДУХ, НЕ ВООБЩЕ, А ВСЕГДА Юбилеи, праздничная суета, громкие речи... Как всего этого не любил Антон Павло вич. Но, согласитесь; 130 лет — солидная дата! А не взять ли интервью у Чехова, — по думали мы? Ведь его герои «нередко рассуждают за счет автора, и такие рассуждения — подчас наетояйдие публицистические речи»- А письма? В них столько ответов и адресатам, и самому себе, и... нам с вами. Итак... К САМОМУ СЕБЕ. «НАДО РАБО ТАТЬ», — ПОВТОРЯЮТ НЕОДНО КРАТНО ЕГО ГЕРОИ. И ЧЕХОВ САМ ВСЕГДА РАБОТАЛ: СТРОИЛ ШКО ЛУ, ЛЕЧИЛ, СОБИРАЛ БИБЛИОТЕ КИ, ПИСАЛ... ПОЧЕМУ МЫ СОБРАЛИСЬ СЕГО ДНЯ ЗДЕСЬ, В ЛИПЕЦКЕ? ЯЛТА, ТАГАНРОГ, МОСКВА — ПОНЯТНО. НО И ЛИПЕЦК, ЭТОТ РУССКИЙ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОД ЗА СЛУЖИЛ, ЧТО ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ 130- ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ, ПРОХОДЯТ ЗДЕСЬ. ЗАСЛУЖИЛ СВОИМ ТРЭ ДОМ, СВОИМ КАЖДОДНЕВНЫМ ПОХОДОМ ЗА ЧЕХОВЫМ. ИСКУССТВО — это ТРУД НЕ РА ДИ ТЩЕСЛАВИЯ, А ТРУД ВО ИМЯ ИСТИНЫ. ХОЧЕТСЯ ПОБЛАГОДАРИТЬ ЛИП ЧАН ЗА ТЕПЛУЮ ВСТРЕЧУ. ЗА ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИОБЩИТЬСЯ К РАЗГОВОРУ ОБ АКТЕРСКОМ ТРУ ДЕ. МНЕ КАЖЕТСЯ АНТОНУ ПАВ ЛОВИЧУ ЭТО БЫЛО БЫ ПО ДУШЕ. нечего делать, что все современ ные произведения ничтожны и плохи. Но это узкий взгляд. Жизнь -изучается не по одним только плюсам, но и минусам. — «Над рассказами можно и плакать, и стенать, можно стра дать заодно со своими героями, но, полагаю, нужно это делать так, чтобы читатель не заметил. ИНТЕРВЬЮ ЧЕЕРЗ 10 ЛЕТ — Антон Павлович, как вы от носитесь к славе, успеху, овацц- ям? — «Не знаю, страдал ли я ког да-нибудь больше, чем страдают сапожники, математики, кондук торы... Меня, например, всюду приглашают в гости, везде кор мят и поят, как генерала на свадьбе; сестра возмущается, что ее всюду приглашают, за то, что она сестра писателя. Никто не. хочет любить в нас обыкновен ных людей. Отсюда следует, что если завтра мы в глазах добрых знакомых окажемся обыкновен ными смертными, то нас переста нут любить, а будут только со жалеть. А это скверно. Скверно и то, что в нас любят такое, че го мы часто в себе не любим и не уважаем. Скверно, что я был прав, когда писал рассказ «Пас сажир I класса», где у меня ин женер ИчПрофессор рассуждают о славе. ...Кстати об успехах н овациях. Все это так шумно и так мало удовлетворяет, что в результате не получается ничего кроме утом ления и желания бежать, бе жать...», — Критики считают вас «нару шителем традиционных беллетри стических канонов». Легко ли быть новатором? — «Вероятно на земле быстро вымирали первые портные, пер вые астрологи... Вообще тяжело живется тем, кто имеет дерзость, первым вступить на незнакомую дорогу. Авангарду, всегда плохо». — Как вы относитесь к крити ке? — «Скажут, что критике у нас Одно убеждение, что восьмидеся тые годы не дали ни одного пи сателя, может послужить мате риалом для пяти томов». — Антон Павлович,, отчего вы не написали ни одного романа? — «Я рад что... не слушался Григоровича и не писал роМан! Воббражаю, сколько бы добра я напортил, если бы послушался. Он говорит: «Талант и свежесть все одолеют». Талант и свежесть многое испортить могут — это вернее! Кроме изобилия материа ла и таланта нужро еще кое-что не менее важное. Нужна возму жалость — это раз; во-вторых, необходимо чувство личной сво боды, а это чувство стало разго раться во мне только недавно. Раньше его у меня не было; его заменяли с успехом мое легкомы слие, небрежность и неуважение к делу». — Какой бы вы дали совет начинающим драматургам, писа телям? «Мой сове;г: в пьесе старай ся быть оригинальным и по воз^’ можности умным, но не бойся показаться глупым; нужно воль-’ нодумство, а только тот вольно думец, кто не боится писать глу постей. Не замазывай, не шли фуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость — сестра таланта. Па мятуй кстати, что любовные объ яснения, измены жен и мужей, вдовьи, сиротские и всякие дру гие слезы давно' уже описаны. Сюжет должен быть нов, а фабу ла может отсутствовать...» — Как-то вы заметили, что «надо быть равнодушным, когда пишешь жалостные рассказы...» Чем объективнее, тем сильнее вы ходит впечатление. Вот что я хо тел сказать». — Как вы относитесь к рекла ме? — «Я знаю цену рекламе и не против нее, но для литератора скромность и литературные прие мы в отношениях к читателю и товарищам составляют самую луч шую и верную рекламу». — Антон Павлович, в чем смысл творчества, чем люди жи вы? — «...Открыть это неизведан ное, то, о чем люди тоскуют, най ти в самой жизни элементы прав ды, справедливости, красоты, сво боды...» «...Кто искренне думает, что высшие и отдаленные цели чело веку нужны так же мало, квн корове, что. в этих целях «вся на ша беда», тому остается кушать, пить, спать или, когда это надо-; ест, разбежаться и хватить лбом об угол сундука». — Ваши пожелания читателям, Антон Павлович! ^ — «Будьте зду)овы и благопо лучны. Дай вам Бог хорошего ап петита, покойного сна и кучу де нег. Не пишу вам на этот раз ни каких нежностей, потому что вы увидите в них только иронию. И, конечно, не подпишу своей ,фами лией. Из упрямства не подпишу».. В интервью использованы вт- рывки из писем А. П. Чехова к А. С. Суворину, Ал. П. Чехову, И. Л. Леонтьеву, Л. С. Мизино- вой за 1888, 1889, 1892 годы и из рассказа «Студент». Рисунок И. ЧЕМЯКИНОЙ. По исследованиям иеховедов, Ан тон Павлович определял актера сво его театра двумя качествами; новый, нервный- Но, как известно, каждое новое время дает нам свое понимание теат рального образа. Как надо яснть, чтобы выйти на сцену «чёловеком Чехова»? Что надо при "этом делать? Актеры многих те атров размышляли об этом на специ альной конференции «липецких теат ральных встреч». В. Пономарев, актер Липецкого драматического театра: —- Я люблю ломать стереотипы. А в человеческих спектаклях у меня этого не получается. Как попасть в сложный лабиринт актерских отноше ний? , Хотя бы о «Чайке». Казалось бы, ничего не происходит, а люди чем-то недовольны, мучаются.-. Человек го ворит, говорит и вдруг застрелился. Отчего он застрелился, зачем? В чеховском спектакле у актера ли бо 100-процентное попадание, либо— .увы. Чтобы быть его героем, надо смотреть на мир с высоты птичьего полета. Ведь до сих пор . все, что происхо дит в мире, Чехов предсказывает йам. А. Павлов, актер Московского дра- ШИМ выть АКТЕРУ? магического театра им. Вахтангова: — Нельзя играть Чехова «вообще»'- Нельзя быть духовным только на его спектаклях. Потому что невозможно «сыграть» духовность. Здесь уже то состояние, которое известный актер Плотников определил словами; «Я прожил жизнь в искусстве и я не знаю, что,надо делать на сцене — . казаться или быть». Г. Бессчетнов, актер Липецкого драматического театра: —- Хотя вопросы о возвращении культуры ставятся сегодня достаточ но серьезно, к ее возрождению при- . нимаются определенные усилия, эти эмоции все-таки повисают в воздухе. И ясно, что МО© поколшше в эту «но вую эпоху культуры» уже не войдет. Зачем наш театр ставит спектакли Чехова? Чтобы показывать его пьесы, надо перестать быть театром. Чтобы играть его •— перестать быть акте ром, раздеть душу донага и начинать существование на сцене с. «ничего не знаю»-.. Зачем нам все это? Обращаясь к Чехову, мы не рас считываем вернуться к той утерянной культуре. Но чтобы жить дальше, на до сдирать со своих душ наросты. И в этом нам помогает Антон Павло вич Чехов. И. Криворучко, актер Псковского драматическою театра: Я ехал на чеховские чтения в Ли пецк двое суток. Только для того, чтобы спросить: что делать с рабами, которые живут на периферии? Чеховские актеры сегодня пыта ются нести в себе крупицы духовно сти. Но она невозможна, пока не придет децентрализация культуры — Не только в Чехове, театре —• везде- Чехов невозможен, пока не появит ся хотя бы один город, где будут, лю ди с нормальными человеческими ли цами. А это зависит от. многих при чин. Этого не будет, пока люди ис кусства в своем творчестве зависимы от мизерной зарплаты, пока наши женщины работают по 8 часов в сут ки, пока каждый день они носят тя желые авоськи... От всего этого мы не можем сего-.' дня до конца понять Чехова. Р а з мышления его дяди Вайи о духовно-, сти намного выше, чем наше общест во сегодня. Объективно, в нашей жизни нет времени на такие размыш ления ™ мы голодны-.. ...Когда в дни конференции я раз говаривала е актрисой МХАТа Мар гаритой Валентиновной Юрьевой — многие зрители -до сих пор, спустя уже 30 лет, помнят ее блестящее ис полнение Маши в «Трех сестрах» она сказала: «Я бош.ше люблю че ховскую прозу, чем драматургию. Она объемней. В ней больше юмора, интеллекта и даже сарказма». И все же, несмотря на такой пово рот разговора, я увидела в этой акт рисе нечто, что мы сегодня понима ем и ищем именно в «образе чехов ской героини». В чем это проявля лось? Может быть, в наклоне головы, изломе рук-.. Не знаю. Только- после почему-то'подумалось. что «че ховский образ» непременно идет из нутри, рождается из многих качеств ~ особого воспитания, образования, если угодно, и даже уровня каждо дневного общения. Только когда все это действительно появится у нас, Чехов перестанет, наконец, олицетво рять однобокую «ностальгию по про шлому»- Вернется настоящий Антон Павлович. Тот, который создавал свой революционный театр, умел .быть очень разным — оригинальным, глу;;^ боким, скептичным... И каждый раз — «новым и нерв ным». Т. ЩЕГЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz