Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Наше прошлое и настоящее К открытию выставки Опьгь л.итерацу|рного азутешест- женщина ш Кропотоаки, с :кото- вия Вл. Петрова, который напеча-рой беседовал Вл. Петров. Вьаш- тал журнал. «Подъем» '(в 10 и 11 рает и Огневка. Стоят покинутые ню1мерах за 1989 год вышла рабо- своими хозяевами еще крепкие та «Звон бубенца»), заслуживает дома. «А ведь есть и водрцровод, особого внимания. 'Е1л. Петров еде- и 1колхо131над (усадьба, и близка лал то, что «не сделал ещё ншпю шоссейная доропа, и станция |же- в советской лшчратуре в отиоше- лезной дорюга неподалеку — а НИИ Лермонтова и ^униш : он за-люди уходят...», ставил говорить холмы, овраги, Является естественная мысль у распавшиеся камни фуцдамвнтов ревнителей русской культуры — от исчезаувашх с лица земли до- восстановеть дом а -уса ;^ы этих . мов и усадебных построек, старые, велшшх, Доропих каждому русско- беэмолвные деревья... щу, сердцу, писателей. Да, сейчас Он шаг за шагом прошел рус- ®‘ного гово{шт о реставрации и с ские села с такими «поэтически- Реставрацией свдаывают настоя­ ми» названиями: Лобанове, Лугов^ геройство. А, между тем, по­ ка, Шипово, Мценка, Кропотовка, этого шзкоцда не должно Реновка« Новоселки, Огневка, существовать. «■Здесь,—‘пишет Вл. Петров,— на Как ‘правило, реставрируют не- этой земле, среди хлебородных что вн1ешвее, а то, что живило нив, березовых и дубовых рощ и реставрируемое и. живить должно, перелесков, по склонам оврагов то,, ради чего было сотвсфеяо уси- сошлись, в волвующей ташю, судь- лием духовным, единстБОм духов­ ны двух русских писателей—Лер- вым -— а это только и значимо, — монтова и Бунина»... не учитывается забывается. Ре- „о"”во=Ган^м "^- ^ венным произведениям И Буни- лишенном на. а «проза Бушша — исключи- яь^^ания жишш, т. е ^ трупе, на- тельно точна и достоверна О п и с а - П е р е ф р а з и р у я ело- ние л а а д п ^ ш ш ^ с ^ ^ м ^ - д о е ю е й ш иш , можно ска-, повммические приметы.., полностью безводная. оосятетствуют реалиям отчего« «Цредетавить 1воздниг(нутый дам- чрая — со временем — с изме- усадьбу отда Лермонтова в Кро- нишпего свой миг»; Бл. Петров потовке и дом-усадьбу Бунина в ‘Восстановил те места, где ижги Сйиевке среда ю(бщего запусте- щюдки и родственшиби двух ;рус- ния, исчезновения жизни — ве­ ских писателей, где живали они л)епо, безумнр,;. Бл. Петров своей , сами, где творили свои бессмерт- работой сделал большее: <ш вос- ные црсшзведешия. становил именно то, торжеству- «Доверимся, - пишет Вл. Пет- _ров . — на подступах к отцоеокому ««эртъю память! ■Ш ешш Лерм<што(ва, зоркой и лю- Подобные мдета в нашей России ' бящей памяти Бунина. ...Так надо любить, знать и псшшгаь воем скатался я однажды, в конце любящим свое Отечество. А если ноября, под Ефремовырл..- И от возрояущть, «то возрождать ра^эом . Лобанова я повернул, наконец, на- не только строения, но я саму зад. Проехал Шипово, потом жизнь. Д для этого надо разом я въехал в ту самую Кроиотовку, захотеть всем вмюсте. гово- где было 1Ю(дсшое .имение Лермш;- РИл Ф. М. Достоевский, 'что если товых... Да, вот Кропотовка, этот все, в одан миг, захотят стать забытый дом, ш. который я ашт щгчше, то и отанут лучше все и когда не могу смотреть без каких- разом... то бесконечно грустньк и неизъяс- Последняя глава в ,1жботе Вл. шшых чувств... Петрова мне показалась сперва Вот бедная нолЗыбель его, даша лишнею. Деж) в том, что Петров общая с ЗЕШМ-. вот ек> начальные шш ет в шей остропублицисшиче- дни, когда так же смутно, как и у ски о нынещних проблемах села меня некогда, томилась его мла- и показывает выход из слошявшет денческая душа, «желанием груст- гося положения дел в деревне. И .чьш полна», и первые стихи, столь мне виделас» эта . часть работы же, гшк и ‘МОИ, беспомощные... А чуждой лнтера'ОТло-краеведче- лотом? А нотой вдруг «Демон»; скому исследованию. Но поразмыс- «Мцыри», «Тамань», 1«Парус», лив, я понял, что она необходи- «Дубовый листок оторвался от ма. В первом номере журнала ветки радимой»... Как сюгзать с «Компиунист» сдан из его иоррес- этой Кропотовкой все то, что есть повдентов заметил, что на II съез- Лермонтов?». «Чем же так притя- де народных дег^татов об отнюше- гивает Огневка? — пишет- далее яии человека к труду говорили Вл. Петров — Почему эта прит\^-только два человека!I). и ими ошзались представители ? е т в ^ ш в а т ^ ^ ^ п о ^ Г ^ ^ т ^ лю-' ^^льтург^ № н и т а р и и : Д . С. Ли- ■ дет волновать каждого, кто лю я Р. Быков. Странно ли это? бит Россию, любит ^ р ч е с т в о в н у т р е н ^ культура неоезразлич формирует человека, делает его (жобседным, внутренне богатым и Да, здесь жил писатель.' бро-нравственным. А от нравственно- дил по окрестным полям, ро- сти-то зависит отношешие человека щам, холмам, скакал на лошади, к другое^ человеку я отношение Да, отразил свои шечатлекшя в человека к тюгду, Х^манитарнаг пд,, произведениях. Именно сюда торо- нимают, где корни бесхозяйствен- пился и з многочисленных своих ности, безалаберности и разгиль- поездок и путешествий. Бее так. дяйства, нерадавого отношения к Но еще достоверно известно, что родной земле, п о л и т о й кровью, здесь оодданы шедев,ры его лири- слезами и потом яапжх предасш. « " « Т у з ^ Т д Г 'ч т Ь " д а ™ Люди же. общество, не знающее рения « 1у ^звезду, качала ^530^^ истории, ^л ь турны х тради- 1 ( ^ с а н ? ^ з д ё с ь ^ в ^ о щ е ш корней, — подобны ’ ?взо1дшный п е р е в о ™ ^ «без рода и племени», так — 'П-.« . « назван Места, о О Василии Ивановиче Шев­ ченко в городе рассказывают разное. Кое-кто говорит, что художник зазнался, дес­ кать, отказывается вступать в творческий союз и в большой гордости работает до сих пор в своей двухкомнатной «хру­ щевке». Другие: в легендном исполнении, передают подроб­ ности о его фантастичной творческой плодотворности: пишет в день до десятка кар­ тин — может, нетребователен к себе? Или часто раздаривает полотна — значит, легко да­ ются... ' С работами В. И. Шевченко я' впервые познакомилась в средней школе № 5, куда он, вместе с другими художника­ ми, передал их на создание картинной галереи. Наслы­ шанная об особом фантасти- Уже в первые дни н. На войны был ране чалась эпопея . госпита.тей, 'когда рисовать удавалось только урывками, не выбирая часа творчества — на него указывали перебеж­ ки времени, свободные от фи­ зической боли. После, окончания войны Шевченко поступил в Сара­ товское художественное учи­ лище, сразу на 2-й курс, ' но учебу пришлось оставить из-за очередной операции. Поэтому путь самостоятель­ ного роста не выбирался ху­ дожником, он был единствен­ но возможным. «Я более де­ сяти лет по три раза в день ходил на этюды, ~ рассказы­ вает Василий Иванович, — ри­ совал С натуры. А потом ов­ ладел инструментом краски... как клавишами*. Художник НИЧТОНЕ БЫАВЕТ СЛУЧАЙНЫМ И. Бунина и кому но его имя?»- которых пишет и «й » «да» из расскааов И. ’ Бу- эма Лонгфелао «Песнь о Г а й а н а - М е с т а , жо ис- символ ирес^нсков Росси , Что же теперь «а этих, когда-то Но, что самое важное, — эти бла- благословенных местах? Об усадь- гословещгые жеста содержат сру­ бах и старых домах, в которых стки духовной энергии, которая обитали давно умершие, пусть и является необходимой поащей для веш кие 1владельцы, — и говорить души русского'человека, подшша- не приходится. Сама жизнь теп- юшая его над суетой жизни, над лнтся едва-едва, вымгфает село, ползучим эмпиризмом бытия... - «Всего шесть дворов и осталось», с горечью в голосе поведала одна Г. РЯЗАНЦЕВ, ческом мире художника, я сразу узнала их. Огромные, подлунные динозавры, летя- пгВе в никуда русалки... У ко­ го еще возможно такое? Дверь открыл голубоглазый застенчивый человек. Дал до-' машине тапки, коротко пред­ ложил: «Проходи в дом, ко­ фе налью». И пока я мудрила с одеждой, уже принялся рас­ ставлять свои рабо-гы — на диван, табуреты и стулья, просто на пол. Вошла я уже в полыхающий красками мир, так и не увидев пресловутой, зажатой тисками стен, мастер­ ской-квартиры. О своих работах Василий Иванович рассказывает нето­ ропливо, с остановками — па­ узами. Причем, каждая такая пауза, на удивление следуя законам музыки —• продол­ жение и начало нового смыс­ ла. Наверное, переживание ре­ чевой жизни картин для ху­ дожника так же важно, как и момент их создания. Василий Иванович расска­ зывает, что впервые лопробо- вал краски, когда в родное село Воронежской области ' с ласковым названием Колы- белкнно приехал художник. Заезжий мастер оставил после работы нспользова.нные, тюби­ ки краски, и, не ведая того... нового художника. Шевченко собрал •тогда выжимки цвета и впервые попробовал писать. Свои, настоящие краски по­ явились только в 15 лет. И почти вслед за этим, сокра­ щая нормальный разрыв меж­ ду событиями и взрослением, обрушилась война. говорит так- потому, что были дни, когда играл на трубе в духовом оркестре. Многое происходило потом в жизни. В ее перипетиях по­ пал однажды в художествен­ ные мастерские Липецка, ос­ тался там работать — «чтобы писать плакаты и лозунги, а в свободное время красить для себя картинки». Часто в своей каморке устраивал «выставки». Заходили коллеги, прищелки- вали языком: «Ну ты' даешь. I здорово! Только не пройдет!» - С этой верной оценкой: «не- : пройдет» и не смог в свое вре­ мя Василий Иванович всту­ пить в Союз художников. По­ том же, когда пришло призна­ ние, вступать в союз уже : не захотел — «не осталось времени на заказ работать». Так и творит по-прежнему в своей двухкомнатной квар­ тире. На обычном школьном столе красит «картинки гуа­ шью на бумаге й маслом по картону», А когда говорят, что материал недолговечен, отвечает: «Разве важно, чем рисуешь? Если картина рож­ дает свой мир, она нужна лю­ дям». Это. действительно, так. Три гуаши работы художника приобретены Пушкинским му­ зеем изобразительных искусств, готовятся его выставки в Данин, ГДР, поступили пред­ ложения о показе работ во Франции, Зарубежные гости города, местные ценители искусства предлагают художнику за его- полотна немалые деньги. Но- Василий Иванович не спешит- яродавать работы. По-прежне­ му многие из них дарит дру­ зьям, •сохраняя в единой кол­ лекции свои главные произве­ дения. С ними мы встретимся 15" марта на персональной вы­ ставке художника. ...Тревожные, летящие в ни­ куда русалки, запечатленные экологические ' пророчества... Каждый вспомнит здесь о сво­ ем. Кто-то будет" отвлеченно’ наслаждаться красотой линий. Другие оглянутся в себя. И вновь проступит связь худож­ ника с городом, свяжутся вое­ дино дымящие трубы Новоли- пецкого комбината й предска­ зания цвета. Потому что в настоящем искусстве ничто не бывает случайным.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz