Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

- .'1еон[|д Ллексеев!1ч. наша газета уже много раз писала о том, что дела- епхя в детской колонии для того., что­ бы ее воспитанники выходили оттуда не просто людьми, понесшими наказа­ ние, гг людьми, не желающими больше сотворить зло. А вот ‘с вами —. глав­ ным «зачгшщиком» гуманизации режи­ ма этого учреждения, мы не встречались ни разу. Как вы отнеслись к пригла-' шению поговорить С'«Ленинцем>>? — Положительно. Потому что . мно­ го еще не сделано, много возможностей пока не. использовано, И на вашем мес­ те я задал бы вопрос р том, чем моло­ дежная газета может помочь нам? — Так чем же? — Прежде всего. иТо дня в день раз­ говором, даже проповедью об -вчень продуманной любви к детям. Именно . они как никакая другая категория жи­ телей нашей страны более всех безза­ щитны: как ни странно, от учителей: как ни странно, от родителей; как нй странно, от милиции — тоже и от про чих воспитателей, коих на каждую юную душу до исполнения восемнадцатилетия насчитывается, и смешно, и грустно сказать, — около пятидесяти человек. Вспомните: воспитатель в дртском са­ ду, первый учитель, классный руково­ дитель, учителя-предметники, тренер в спортивной школе, кружковод в доме- шюнеров, вожатый в пионерском ла­ гере, у кого-то - - инспектор по делам несовершеннолетних и т. д. и т, п, А в результате... В результате мы настолько недостатечно воспитываем иммунитет против зла, которое, кстати, и творим сами над детьми, Что, к большому со­ жалению, еще очень долго не обойдемся без детской колонии. Для того, чтобы среди подростков по являлось как можно меньше лреступ- ников, требуется всего-навсего.. одно: надо любить детей. Всем — и родите­ лям, и учителям, н властям. Мы же по- ка имеем в совершенстве только одно:, инструмент стра.ха, не менее отточен­ ный- чем тот, который применяем по ■отношению к взрослым. Примеров , не­ терпения .множество, каждый &ту цепочку может продолжить до беско­ нечности. Зло происходит от зла —, такую фор­ мулу вывел я для себя, и это очень по­ могает в работе. Помогает мне, моим коллегам, сотрудникам стать тем коль­ цом в цепи злоключений подростков.. которое не позволяет расти ей дальше. О том, как мы пытаемся изменить систему воспитания в детской колонии, ваша газета писала не раз, и пользу­ ясь случаем, хочу поблагодарить ее за поддержку. Тем более, экспериментиро­ вать мы начали, можно сказать, само­ вольно, не дожидаясь приказа Министер­ ства внутренних дел. Но давайте вер- Н6.МСЯ к тому, чего ■^бы я й мои колле­ ги хотели от «Ленинца» в дальнейшем. Помогите внушить .мысль о том, что тогда наши воспитанники станут нор­ мальной потенциальной силой общества, если после их освобождения к ним от­ несутся с должным вниманием. Кто-то может сказать, что именно в нашей области уже накоплен опреде- ленный опыт по трудоустройству тех- кто находился 'в местах лишения сво­ боды. о чем писала не только област­ ная, а . и центральная пресса, рассказы­ вало телевидение. Но ведь мы не можем похвастать инициативой,,'идущей,^ как говорится- снизу, от предприятий. Ис- ходила-то она, а если вернее,^ навязы­ валась правоохранительными ' органа­ ми. И поэтому нередко прием на рабо­ ту этих людей выглядит, как великое одолжение, а не как доброе, разумное дело не только по отношению к быв­ шим преступникам, а и к себе. Ну ска­ жите. кому выгодно жить рядом с вко­ нец озверевшими людьми? Наверное, не случайно в США, у коих мы, наконец, начали кое-чему уИиться, обязательна гарантия устройства лиц- освобожден­ ных из заключения, даже если з а . во­ ротами фирмы — несколько сот безра­ ботных. Знаете, о чем я мечтаю? Чтобы в на­ ше учреждение когда-нибудь по своей доброй воле пришли люди и поинтере­ совались, как ведет себя, что намерен делать дальше после освобождения их бывший оступившийся сотрудник. Но пятнадцать лет работаю я в этой сис­ теме, и ни одного такого случая не при­ помню. А вот если, бы коллектив взял на себя ответственность за осужденного сотруд­ ника. Допустим, с ЛТЗ поступает к нам токарь 4-го разряда, и завод делает сбцзаказ — повысить его разряд до 6-го. Это = уже гарантия его трудоустрой­ ства и, главное, . желание н после зак­ лючения искупить свою вину до конца. А вот если бы управление народного образования к ПТУ в колонии, которое «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ЛЕОНИД АЛЕ,КСЕЕВИЧ ШИРЯЕВ — начальник управления но исправительным делам У В Д , Липецкого облисполкома. находится в их веденни; уделяло бы внимания . гораздо больше. Хотя его работники как никто отлично понима­ ют, насколько важно этим подросткам хорошо освоить какое-либо ремесло. Но как «хорошо», если азы профессий ос­ ваивают на старом, замшелом обору­ дований? ' .А вот если бы ДОСААФ, с кем мы наметили большие планы о сотрудни­ честве, вспомнили эти планы? .А вот если бы наши пединституты систе.матически, а не разово присылали на практику студентов. А еще лучше — организовали для работы с нашими вос­ питанниками педотряды. Почему меня привлекает именно эта идея? Поагому что живут педотряды не по каким-то установкам из официальных рекоменда­ ций и приказов. Вот почему объедине­ ние такого рода было к остается наи­ более демократичной формой существо­ вания всякого явления в педагогике. Если учесть, что наша колония распо­ ложена в сельской местности, а поэто­ му очень трудно укомплектовать шта­ ты воспитателей людьми с высшим пе­ дагогическим образованием, то можете представить, насколько ощутимой была бы польза от будущих учителей, а мо­ жет, и будущих воспитателей колоний? Да если еще учесть, что за время на-- хождения в ней ребята отстают в своем развитии от своих сверстников. Несмот­ ря на достаточное количество всевоз­ можной литературы, обилие всякой де­ фицитной видео- и стереоаппаратуры в~каждом абсолютно подразделении. Но, повторяю, ничто не может заменить жи­ вого общения. — Леонид Алексеевич, зная о том, что делается для гуманизации режима в вашей колонии, да еще вот это упоми­ нание о дефицитной аппаратуре, ведь кое-кто может подумать: а уж так ли страшно попасть туда? — Страшно. Как-то один мой хоро­ ший знакомый попросил свозить своего сына в колоншо. Перед этим парень бросил институт, начал пить-' несколько раз попадал в милицию. «Экскурсия» в колонию была крайней мерой предуп­ реждения. Я показал ему все: где он, возможно, будет спать, есть, работать- отдыхать, из каких ворот выйдет после освобождения. Подействовало, да еще как! Володька восстановился в инсти­ туте, уже полгода, как женат, одним словом, пребывает в облике абсолютно нормального человека. Думаю, одной из форм профилактики правоиар>пшеннй и преступлений среди подростков должны стать вот такие «экскурсии». Вполне возможно, мы и.к буде,м организовывать. Но надо, конечно, воспитывать детей так. чтобы не из-за страха жили и от­ носились к людям достойно. ■ - Надо, бы по Евангелию; «всякий делаю­ щий злое- ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не отличились дела его, по­ тому что дела их были злы. А посту­ пающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». Так пусть дети наши, все без исключения, найдут своего Бога. — На ваш взгляд- приход священно­ служителей в колонии, тюрьмы —дань моде или действительно насухцная не­ обходимость? . — Думаю. — второе. У церкви и сис-^ темы исправительно-трудовых учрежде-* ний одна, цель: вернуть обществу заб­ лудшего человека. И как важно по­ каяться ему не только перед законом, а и перед самим собой. Но до сих пор свя­ щеннослужителей мы не приглашали. Признаться, пока не придумали, как эту процедуру обставить так, чтобы возмож­ ность исповедаться ни в коей мере не походила на формальный знак внима­ ния к оступившимся людям. Твердо знаю лишь одно: приход священнослу­ жителя должен быть не от случая к случаю. — Каких принципов в воспитании собственной дочери вы придерживае­ тесь? — Абсолютное доверие во всем. Об­ щаемся с ней почти как ровесники,.по­ этому не поучаю, а советую; не запре­ щаю. а даю возможность выбрать что- либо самой. Но самое главное, и я счи­ таю, пока редкое на сегодняшний день: мой, родительские принципы, ие расхо­ дятся с основами тех, коих придержи­ вается ее классный руководитель. Не подхалимажа ради, а просто с большим удовольствием называю его имя; Алек­ сей Васильевич Пшеничный — 25-лет­ ний преподаватель истории 12-й Липец­ кой школы. Его класс — класс семей­ ного воспитания. На собрания пригла­ шаются родители, дети, учителя. Про­ ходит оно обычно за чаепитием.. Пло­ хих детей у' Алексея Васильевича нет- есть только хорошие. Одни.м словом, находятся они в атмосфере дове­ рия и доброжелательности. И скорее всего, атмосфера эта из семьи Алексея Васильевича, в которой он сам —о,цик из одиннадцати детей. , - — Среди воспитанников детской ко­ лонии — шестьдесят процентов ребят из непо.ли1.1-к семей. Но ведь вот и-вы рау- сказывалн о том, что вам было всек> четыре года, когда умер отец, и на ру­ ках матери осталось трое детей... — На протяжении всех детских лет было сочувствие маме, которая изо всех сил старалась . сделать для нас все возможное и невозможное. Не за­ метить это ■было невозможно, что и рождало чувство большой благодарно­ сти, нежелание огорчить бе чем либо. Кстати, детство мое почти послевоен­ ное — родился я всего Через семь лет после войны, а брат мой с 1940 го­ да рождения, сестра на несколько лет младше его. Что я этим хочу сказать? .Росли мы в то ■ время, . когда вообще все люди были добрее по от­ ношению друг к другу. Именно добро помогло выстоять в войне и после нее- когда многие семьи остались без главнцх кормильцев, наставников. Думаю, озлоб­ ленности в, отношениях было меньше еще и потому, что гораздо меньше наблю­ дался процесс социального расслоения. Только не подумайте, что я призываю и сейчас всех жить бедно. — Скажите, а что помогло вам стать тем, кем стали? Я- имею в виду' вашу работу, должность. Вы ведь технарь по образованию... —С детства я- был среди тех маль­ чишек, которые успели уже нагрешить. Липчане, наверное, помнят военно-экс­ педиционный клуб подростков с очень, легкомысленным названием «Неуныва- ки» (но так назвали его сами мальчиш­ ки). Организовал его в 1965 году и ру­ ководил шм на протяжении почти деся­ ти лет мой старший брат Владислав, С' мальчишками, списки которых ему к его друзьям. вр)пили в детских комната.х милиции, пройдены, тысячи километров по местам боев, установлено около трид­ цати памятников жертвам войны- вос­ становлены подробности гибели и под­ вига более чем пяти тысяч солдат й офи­ церов. В этой трудной, работе мальчишки, заплеванные, заруганные, со дна души своей доставали все самое лучшее, чего не замечали их учителя в школе, сосе­ ди по дому и. конечно, родители. Уже тогда, мальчишкой, я понял, чта." очень мало желающих у нас помочь ос-' тупившемуся. Помню возмущение боль­ ших начальников, когда ребята поеха­ ли на Всесоюзный слет участников по­ хода по местам боевой и революционной славы: как же так, наши лучшие от­ личники сидят дома, а хулиганы поеха­ ли представлять область. Часто не вери- лИг в перерождение ребят и их учителя, многие из которых считали, что такое их объединение только поможет увели­ чению преступности в городе. ' Вот почему самое яркое впечатление от детских лет — те взрослые, которые добровольно решили помочь мальчишкам. Воспитание в клубе было «замешано» на коммунарской методике, т. е., преж­ де всего, на теории Макаренко. ,А она, сами знаете, в особенном почете в то время не была. Призывали, заставляли больше использовать инструкции, при казы, спущенные свер.ху. Наблюдая за- своими замечательными «непутевыми» — так называли в клубе вдрослых', пос­ тепенно понимал:, не должно быть в вос­ питании детей инструкций- в этом деле надо многое придумывать, изобретать самим воспитателям. Вот, наверное, по­ чему я и отважился на эксперимент в детской колоАии,. не дожидаясь приказа. — Что для вас оказалось особенно трудным зР этом эксперименте? — В колонии договорились бросить курить, а раз я — шеф, значит, тоже не должен брать сигарету в _руки. Рас­ статься с ней оказалось сложно, но не курю уже больше года. — Призывая к добру, милосердию по отношёниго к детям, что вы как руко­ водитель довольно большого коллектива делаете для облегчения участи "дочерей и оыновэй своих сотрудниц? —■ Многодетным ' матерям, которые ра­ ботают, в подразделениях нашего управ­ ления, выделяем по 300 рублей едино­ временной помощи, а матерям-одиночкам — по 200 рублей. В лечебно-трудовом профилакторип сотрудницам, находящим­ ся в декретном отпуске, до трехлетнего возраста, их детей ежемесячно выплачи­ ваем по 70 рублей. В управлении по исправительным делам женщинам, ко­ торые имеют детей в возрасте до 14 лет, рабочий день сокращен’ на два ча­ са. Считаю, и об .этом говорил уже не раз, подобные решения должны при­ нять все предприятия, организации- и учреждения области. На этот счет свое решение мог бы вынести п облисполком. Более того, не гре.х подумать и о созда­ нии фонда помощи детям осужденных,, ведь все дети — дети, Е. МИТИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz