Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Конечно, чтобы по-настожцему понять го­ род, его людей и историю.' этого мало, И все же... Когда я узнала, что еду на семинар те- ; атральных критиков в Рязань, интересовали ; уже не только театральные проблемы. Ведь ■сегодня, среди поисков наших истоков, «взгля­ да в себя», как никогда важна жизнь провин­ ции, исконно русских городов. Происходящие в них перемены, духовное дви­ жение во многом определяют наш завтрашний день. Общаясь с городом и его людьми, как журналист,'я пыталась понять это. ...Уже первый прохожий сказал о городской ; жизни так: «У нас нет обычных на сегодня политически альтернативных движений ~ на­ родного фронта, демократического союза... Может оттого, что город «закормлен^ — в продуктовых магазинах есть практически все. : Правда, эта видимая «рутина» вовсе не озна­ чает отсутствия'перемен». Действительно, несмотря на явную «сы- ■тость», перемены происходят. Коротко я оха­ рактеризовала бы их здесь' как возрождение I гражданского голоса. Именно это заставило местный партийный аппарат в первых числах февраля отказаться от нового высотного зда­ ния — вероятно, в скором времени там ра< местится молодежный центр, ликвидировать спецбольницы и даже пойти на упра.здисние персонального транспорта... Движение общсст венной мысли города, ее усилия, не перешедшие в традиционный иа сегодня раскол, проявляются здесь в измерении любых проблем с то>1КИ :1рения здравого смыс­ ла и общечеловеческих ценностей. Я выделила бы здесь три основные ветви. Это возрождение национальной культуры на базе христианского просвсгительства {к дви­ жению примыкает, большей частью, молодая интеллигенция города); поиск духовного об­ новления в открытии неизвестных ранее плас тов духовной культуры, теперь уже с полью их обмирщения и выхода к широкому зрию- лю. И повышение роли собелвенно искусства. В своих заметках я попытаюсь коротко кос­ нуться этих трех состояний, Т. ЩЕГЛОВА, П Я Т Ь д н е й в Р Я З А Н И НАМЕРШ М НЕ повезло, я попала на фестиваль духовной и старинной музыки. Он ■ проходил в зале Рязанской .фи­ лармонии;, где в ' течение трех дней перед слушателями высту­ пили Хор 1000-летия православ­ ной церкви на Руси, мужской хор при издательском отделе Московской патриархии «Хоро­ вая академия», хор духовной музыки г. Москвы «Распев». Фестиваль стал событием для город а /0 нем говощли на ули- его номера обсукдали в общественном транспорте. Трех­ дневные выступления собрали вокруг себя подвижников ду­ ховного возрождения города^ В перерывах концерта я видела, как люди знакомятся, обсуж­ дают перспективы совместного творчества. Можно спорить о вокальном мастерстве музыкантов, срав­ нивать их- умение «концертно» держаться на сцене. Несомнен­ но одно. Фестиваль познакомил слушателя с богатейшим и для широкой аудитории все еще • малоизвестным пластом рус­ ской музыкальной культуры. Потому что каждое выступле­ ние, помимо собственно вока- , льных номеров, давало лектор­ ские экскурсы, где были от­ ражены основные этапы раз­ вития духовной музыки. Вспоминая специфику про­ ведения концертов классиче­ ской музыки в нашем городе, могу сказать, что в таком срав­ нении рязанский фестиваль выгодно отличался. Не говорю уже здесь о рекламе, с кото­ рой можно было ознакомить­ ся в любой точке города. Под­ купало то. что устроители фес­ тиваля позаботились даж;е о создании у зрителя особого, адекватного назначению кон­ цертов, настроения. — в фойе филармонии действовала ху­ дожественная экспозиция с копиями фресок Дионисия и видами Кремля. После концерта я познако­ милась с ее автором, худож­ ником Юрием Павловичем Куз­ нецовым. Давно уже погас свет во всем здании, а мы все переходили от одного полотна к другому, и Юрий Павлович рассказывал об ибтории их создания, потому как каждое полотно имело свою жизнь. Художник показывал кар- . тины, запечатлевшие Русский Север — часовни староверов, гйе день и ночь горит лампа­ да. Чтобы сохранить их во времена погромов, местные жи­ тели выкупали постройки у государства и превращали их 8 личную собственность. Рас­ сказывал про Усть-Кожский погост и редкий на сегодня ан­ самбль: часовни, церкви и трой­ ника-зубчатки... —Соловки, Оне­ га. Кеноозеро. Ночуя в сто­ рожках, добывая вместе с ис­ кателями прик.зючений Онеж­ ские ламинтарнн, художник ри­ совал н записывал увиденное. Чтобы... вернуться потом к Ря­ занскому Кре.члю. Работы, Запечатлевшие Кремль даже в одном его ра­ курсе, у Юрия Павловича обя­ зательно разные. «Иное состо­ яние воздуха, погода —- и вы­ является уже новая грань ше­ девров, на полотно ложатся другие краски», — рассказы­ вает художник. Но . качество их посто­ янно — темпера. Природная краска, любовь к которой ху­ дожник сохранил не столько от времени ученичества в классе Дейнеки, как от самостоятель­ ного знакомства с- традицией фрескового письма, когда ко­ пировал старинные лики. Копии работ Дионисия, пред­ ставленные к фестивалю ду­ ховной музыки, выполнены ху- 'дожником еще 27 лет назад.' Нб только сейчас состоялась их первая встреча со зрителем. Конечно, для зрителя, уви­ девшего в пластичных линиях продолжение духовной музыки, не столь важно, когда созда­ вались эти работы., И все же такая деталь «первооткрыва- ния» еще более укрепила же­ лание встретиться с устроите­ лями фестиваля. Организатором праздника оказалась..; хозрасчетная сту­ дия «Камертон»' Рязанского от­ деления фонда ■культуры. Ее руководитель, Сергей Алексе­ евич Мартынов, рассказал, что «Камертон» создали солисты об­ ластной филармонии. То есть люди концертирующие, — как исполнители они сотрудничают даже с коллективом Большого театра. Студия «Камертон» существу­ ет еще меньше года, а, между тем, ее силами уже проведен ряд блестящих, на мой взгляд, концертов. Состоялись выступ­ ления Евгения Кисина. Алек­ сея Любимова (к его концерту из Москвы® был доставлен вен­ ский клавир), провели фести­ валь хоровой музыки. А по­ том... даже подготовили ({щльм о певческом коллективе изда­ тельского отдела Московской патриархии. Знакомство с хозрасчетной студией показалось тем более важным, что .основным своим занятием она видит пропаган­ ду классической музыки. То есть, уже самим фактом своего существования опровергает постулат о том, что искусство изначально «убыточно». Система контрактов, на ба­ зе которой сегодня работает студия, ее ведущее правило «Артист не обязан отрабаты­ вать свое искусство по графику. Единственно верный критерий оплаты -^«от профессионализ­ ма и зрительского успеха», я думаю, заинтересует и наших филармонистов. Надеясь на то, что артисты не оставят информацию без внимания, и мы, наконец, смо­ жем насладиться полноценной концертной жизнью, предлагаю телефон студии. . 76-93-39 (г. Рязань) — «Ка­ мертон» .поможет настроиться! Некогда Рязань была одним из центров православной куль­ те городе много верующих, ошбенио среди молодежи. В кэфедральном со^боре Бориса и Глеба большая часть прихо­ жан — люди в возрасте до 30 лет. В основном, это пред­ ставители интеяяиг'енц'ия. Последнее событие в клери­ кальной жизни города, несмо­ тря на свой уже годовой срок, до сих пор перекрывает новос­ ти филармонической и теат­ ральной жизни, Это открытие Иоанио-Богословского монасты­ ря, который находится по до­ роге-в село Константиново, в трех километрах от Оки. С Иоаино-Богословским мо- рии. По устным сказаниям, обитель существовала уже до пер.вой четверти XIII века. Хая Батый, отправляясь на Москву, появился у монасты­ ря, чтобы разорить его. Хана остадавило явление аяостола Иоанна Богослова. Пора 1 жан- ный чудом, Батый тогда не тронул обители и приложил к- иконе свою золотую гербовую печать. Трагические события связа­ ны с жизнью монастыря 30-х ГОДОВ. В ночь под Троицу 1931 года оттуда были выве­ зены все его насельники, около 50 человек, и храм опечатан. В 1936 году расстрелян священноархимандрит Иоанно- Богословской обители, архие­ пископ РязансК 1 ИЙ и Шацкий 10веналий. После войны монастырь был отдан механизаторам. Успенс­ кий храм служил зернохрави- лищем, а затем и гаражом для техники местного профтехучи­ лища.' Учащимся тогда вме­ нялось в обязанность уничто­ жать за учебный год по квад­ ратному метру старинной ,рос- , Эти’ последние события вос­ принимаются сАюдня многими рязанцами сквозь призму все­ общей, а, значит, и личной от­ ветственности. В возрождении монастырского комплекса, не­ которые из шедевров которого относятся к ХУП веку, участ­ вуют архитекторы и художни­ ки, творческая молодежь горб- ...Обитель Ж 1 ивет рестав'ра- циёй. Завершены работы по’ устройству крыши Богословс­ кого собора — вызолочены крест, гла,вка и подзори, укре­ плены стены, ведутся работы •по. В1нутреннем1у устройству храма. Завершено укрепление сводов и реставрация 1 крьшш Успенской церкви. Отреставри­ рована колокольня — чудес­ ные звуки уже плывут над окрестностями, оповещая о событиях духовной службы. ' Богослужение в монастыре совершается со времени его открытия. Освещены два пре­ стола —’ в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Ни­ колая Чудотворца в помеще­ нии бывшей шатровой колоко­ льни, и в честь святого Апос­ тола Иоанна Богослова в Бо- гословсмом соборе. Богослужение в неириспосо- бленном помещении шатровой колоколынн оставляет глубокое и волиующее впечатление. Люди стоят очень близко друг к другу среди древних проко­ пченых сводов — временами, в отблеске свечей, старинные лики сливаются с лицами. ...В числе других мирян я была приглашена наместником монастыря на обеденную тра­ пезу. Ей предшествовало об­ щее чтение молитвы и благо­ словение наместника. Во время трапезы один из мона­ хов читал письма старца Ам­ вросия, которые архимандрит изредка' прерывал своими за­ мечаниями. Против утверждения наших классиков, пища монастырско­ го духовенства мало отлича­ лась от стола всей братии. Обед завершился назначени­ ем послушаний. А мне было предложено осмотреть монас­ тырский святой источник. ...Источник — гордость оби­ тели. С его появлением связа­ но множество поэтичнейших преданий. Уже сама дорога к святому месту — вдоль лебя­ жьего силуэта береговой кром­ ки Оки, среди равновесия зе­ мли и неба ■— настраивает на душевное очищение. ..Одно из самых глубоких впечатлений от посещбния мо­ настыря оставляет беседа с его наместником, отцом Авелем. Об архимандрите в разных кругах города говорят с оди­ наковым уважением. Пропове­ ди отца Авеля собирают небы­ валое число прихожан. Для беседы с наместником, в стре­ млении разрешить 'душевные сомнения, люди едут в монас­ тырь из дальних мест. Верую- ющие рассказывают, что моли­ твы отца Авеля исцеляют от недугов. Я ‘передаю здесь лишь об­ щую часть нашей беседы с наместником: — Святой отец, я знаю, что до недавнего времени вы бы­ ли настоятелем русского мо­ настыря в Греции. После возв ращения на Родину вы выбра ли Иоаино-Богословскую . тель. Это не случайно? — Я уроженец здешних мест Моя мама еще, девушкой ходи ла .молиться в Иоанно-Богосл вский .монастырь. Когда-т здесь был сущий рай — рос ли чудесные цветы, были кра­ сивые аллеи. Обитель жила глубокой внутренней жизнью, которая позволяла мо'настьтрю ' быть духовным центром о«|руги, Афонский монастырь в Греции — единственный рус­ ский монастырь за границей. Каким образом назначается его настоятель? — Учитывается, прежде всего, личное желание. Ведь эта должность —-пожизненная. Уже через год обитания на Афоне принимается греческое подда'жтво. Я был отозван на Родину из-за перенесенной тяжелой болезни, — И вы, действительно, были готовы к пожизненной эмигра- — Монашеская республика на 'Афоне удел Матери Божией, жить там — счастье для веру­ ющего, В Афонском русском монас­ тыре уже 800 лет горит лам­ пада моления за Россию, Игу­ мен, у которого я принимал обитель, тоже был из Рязани. — Сейчас вы имеете >возмо­ жность сравнить уставы двух русских монастырей. В чем их основное различие? — В обители Иоанна Богос­ лова действует афонский ус- Но, пожалуй, на Афо;не ис­ полнение всех служб от­ личается большей пунктуаль­ ностью, Всенощная, к приме­ ру, служится не как в России —фрапмвнтарио, вечером, а по первоначальному исполнению— с часу ночи до утра, зака'нчи- ваясь с лучами солнца. — Хочется узнать, сколько сейчас монахов в обители? И что необходимо для того, чтобы стать членом братии? — Число желающих войта в братство достаточно велико. Но,-к сржалеиию, мы не мо­ жем пока что принять их — ведутся строительные рз'боты, не хватает жилых помещений. Поэтому сейчас в обители то­ лько 12 монахов и послушников. А 1 о 1 гу добавить при этом, что не все из желающих войти в братство выдерживают необхо­ димые испытания. ~ Какие же из пороков ча­ ще всего влекут «отсев» жела­ ющих вступить в братию? — Наиболее часто — это приверженность к спиртному, привязаиность к женщинам— ведь еще старец Парфирийска- зал: «Всех люби и всех беги»; сейчас появилась , даже нарко- Коне; 1 яо: братия готова,.^ по­ мочь "'тому, кто встал на.гяуть служения Гооподу. Но здесь необходима и своя. воля. Чело­ век сам выбирает: или бог— или. страсть. — Одной из граней духов­ ной жизни монастыря на Ру­ си издревне был его выход 'к мирянам. Силами Иоанно-Бо- гословскОй обители в свое вре­ мя были построены два учили’- ща, где обучались 100 маль­ чиков близлежащих деревень... Монастыри давали окрест­ ным жителям и примеры своей хозяйственной жизни. Какие в этом плане перспективы у вос­ становленной. обители? — Основным видом послу­ шания будут работы по сель­ скому хозяйству. Монастырю возвращено озеро — в нем мы планируем разводить рыбу, думаем наладить работы п по пчеловодству, возделывать ра­ стениеводческие ку.чьтуры, — Отец Авель, последний вопрос — личного характера. Среди многих своих дел, ис­ пытывается ли потребность следить за светской литерату­ рой? И если да, то чему отда­ ется предпочтение? — На сегодня это «корон ный» вопрос журналистов. К сожалению, он идет от непони­ мания назначения нашей слу- Люди обращаются к священ­ нослужителям в поиске утеше­ ния и духовного наставления, за разрешением внутренних со­ мнений. Ответы на эти вопро­ сы можно найти только в бо­ гословских книгах... ■ ' Возвратившись в Липецк, я все еще остаюсь под впечатле­ нием от Иоанно-Богословского монастыря. Остался в памяти весь мю облик. Красота природы и хра­ мов. Отношения между людь­ ми — как милосердно встреча­ ют они каждое слово друг друга, как проводят свой день в осмысленном труде. Можно, конечно, говорить, что тема русей-ой церкви на сегодня -кОмногом конъюнктур­ на. И, бывает, нездоровый интерес приводит людей в сте­ ны храмов. Но этот бум пройдет. И все встанет на свои места. Займет, свое веками определенное' до-'* стойное место. В городе три областных театра: дра­ матический, ТЮЗ и театр кукол. И если на фоне всеобщего сни­ жения интереса к театральному искус­ ству их залы не всегда собирают «пол­ ного» зрителя, то значение театра в „жизни города вне сомнений. Это про- ”является и в заинтересованном отноше­ нии к нему местных властей, в рецен­ зировании областной прессой почти что каждой премьеры, зрительских обсужде- Особенным событием для .зрителя раз­ ного возраста, как я, заметила, стано­ вятся в Рязани спектакли театра кукол. И к этому многое располагает. Пр-Отливаясь по светоносному фойе театра •— мимо выставки кукол, уголка природы с суетящейся живностью, я с невольной грустью вспоминала беспри­ ютный Липецкий театр. И думала о том, как все-таки важно, чтобы сказка встре­ чала детей сразу у входа, как необхо­ димо это для совместного творчества актеров и зрителей. Коллектив театра кукол возглавляет сегодня режиссер В, Н. Шадский, О его творческой програ.мме в городе говорят много. Репертуар театра отличается ши­ роким диапазоном, постановки —• раз­ нообразием творческих приемов. Спек­ такль, который показали нам на семи­ наре — «Волшебное кольцо» по моти­ вам сказок Б. Шергина недавно де­ монстрировался театром на гастролях в Японии,' Наслаждаясь упругой внутренней ди­ намикой, которая обращает отдельные удачные эпизоды в полновесный спек-, такль, я, думается, верно угадала ее основу. Это духовное единомыслие, «творче­ ская совместимость» членов коллектива, которая определяется, прежде всего, верой в интуицию и духовную правоту лидеров театра. Знакомство с заведу­ ющей литературной частью театра Э. К. Киселевой (с главным режиссером те­ атра, к сожалению, встретиться тогда не удалось), подтвердило мою мысль. Потому что каждый сотворенный на сцене спектакль — это не только сегод­ няшняя жизнь театра, но и отражение меры таланта его каждодневного внут­ реннего общения. ...Знакомство с Элеонорой Констан­ тиновной даже сейчас, по возвращении в Липецк, настолько дорого мне, обая- 'ние ее личности представляется столь важным для ее города, ее дела, что рассказывая об этом удивительном че­ ловеке, пишу «режиссурно», по кадрам, как запомнилась эта встреча. Почти что хронологически,.. П ЕРВОЕ, одностороннее общение состоялось, когда маленькая хруп­ кая женщина очень неожиданно, перед самым раздергиванием занавеса, появилась на сцене и произнесла нара- . спев, мягким голос'Ь'м сказочницы: «Не­ видимые серебряные нити уже протяну­ лись от каждого зрителя к сцене. И если кто-нибудь из нас порвет эту нить громким словом или толканием соседа, сказка .может уйти...». Удивительно, но после этого уже никто не мешал спек­ таклю. . Нет, настоящей,’ живой сказке, потому что лицедейство-спектакль ]зас- гворился во всеобщем переживании, стремлении помочь происходящему. Вместе с участниками семинара я встретилась с Элеонорой Константинов­ ной на традиционных посиделках после спектакля. Остались в театре на пол­ часа, чтобы попить чаю и отдохнуть. И полчаса, увеличились... пятнкратн^„._ По­ тому что сначала, разговорившись об изящной 1 Ц)еамбуле постановки, узнали, что подобные «Мостики в сказку» — импровизация Элеоноры Константинов­ ны, которые для каждого спектакля у нее — свои. А, потом... попались на вопрос-крючок; «Почему в Рязани гри­ бы с глазами?» Чтобы прояснить при­ сказку, которую уже слышали, не по­ лучая ответа, рт многих рязанцев, по мнению Элеоноры Константиновны прос­ то необходимо было познакомиться... с основными легендами рязанского края. Мы узнали о защитнице русской гор­ дости ■Авдотье-Рязаночке, оДобрыне Никитиче, о епископе Василии^ Рязан­ ском.„ И только тогда, наконец, полу­ чили «фирменный» ответ., Думаю, его можно привести здесь как специфичный штрих к портрету края'. ...Однажды, совершая объезд мона­ стырей, Сергий Радонежский остался отобедать у местной братии. К трапезе подавали грибы. Желая проверить ка­ чество всего посола ~ по тем временам оно определялось величиной грибов, чтоб были не больше ногтя — старец копнул “верхний слой бочки.,, и увидел там девицу. Деликатный отец Сергий оставил это происшествие «без админи­ стративных последствий». Правда, не­ льзя сказать, что репутация монастыря от этого выиграла. Ведь слова Радонеж- ско.го; «А в Рязани грибы с глазами, их едят — они глядят» пережили воз­ можные указы... Когда я узнала, что помимо удиби- тельного у.мения перекидывать «мости­ ки» в сказку н красоту легенд, .Элеоно- исхождении. А я, по своей привычке до всего докапываться, отыскала му­ зыку, Нашла старика, который, увидев одинокого путника, играл на самодель­ ных рожках, а потом прятался, чтобы не разрушить очарования рожденного волшебства... Когда туман разносит над холмами чудесные звуки, предназначен­ ные только ему, одиноко шагающему страннику.;. Мы потом подружились со сказочником, И я до сих пор бережно храню подаренный рожок — память о его музыке. Мне всегда везло на хороших людей. И это, наверное, заменяло внешние со­ бытия. которых не так уж много в мо­ ей жизни. После окончания филфака Рязанского пединститута, я некоторое время жила в селе, а потом вернулась в Рязань и работала в историческом музее — там .и началось собирание ле­ генд. И там же я стала записывать свои сказки. ( ш ш а р.а Константиновна и сама создает сказ­ ки. конечно, не удержалась от продол­ жения нашего знакомства. В рождении сказки, как известно, ни­ что не бывает случайным — ни слово автора, ни его судьба, В беседе с Эле­ онорой Константиновной, я попыталась прикоснуться именно к этой «тайне не­ случайности». — Скорее всего, — рассказывает Эле­ онора Константиновна, — желание пи­ сать сказки пришло от привычки во всем доходить до самой сути. Просто я такой человек — если что-нибудь не­ понятно, начинаю копать «вглубь». Как- то в одной из книг прочитала ■об эпи--* тафии на могиле Грина: «Сказки пищут для храбрых». Тут же задумалась —• как это? И поняла, что тоже пуглива. Когда жила, к примеру, в деревне, в округе которой случались нападения волков, и увидела на дороге ' большую собаку — она тут же показалась мне чудовищем, то... до коща дня не мог­ ла разговаривать. Представляете, как струсила? А, может, сказки начались для меня даже не с этого «посвящения храбро­ сти», а раньше — с первого знакомства с природой. Моя семья жила сначала' на Урале. Нам, детям, повезло, дома была огромная собака (вот, пожалуй­ ста, другой вариант), с которой роди­ тели безбоязненно отпускали нас, шес­ терых ребят, бродить по окрестностям. Где мы только ни побывали! Один раз чуть было даже на льдине не уплыли. Природа — кладезь сказки и ее вол­ шебства. Поэтому, когда человек идет навстречу ей, независимо от понимания или непонимания этого, на душе ста­ новится легче. Когда ко мне подступа­ ет хандра, я обязательно иду бродить. Иногда даже по 25 километров шагаю по кольцевой дороге. Вот так путешест­ вуя и общаясь с людьми, я записала легенды рязанского края. И так рожда­ лись мои сказки. Ведь многие из них под­ сказаны обитателями природы, их жиз­ нью. Надо только захотеть ее видеть. Если ночью, к примеру, накалить у озе­ ра железный лист, можно узнать це­ лый мир и увидеть, как спят рыбы. А еще в таких походах можно позна­ комиться с самими сказочниками. Од­ нажды, прошагав далеко за Константи­ ново, я услышала .>удивительно красивый звук, "плывущий над холмами. Мне давно уже рассказывали об этой зага­ дочной музыке, появляющейся вместе с тума]^ом, но. никто не знал о ее про- Подрастал сын, вместе со сказками я перешла в кукольный театр. Потому что все, кто здесь работает, уже так или иначе — сказочники. У нас почему-то не принято задумы­ ваться над сказкой, отыскивать ее муд­ рость. В основном, она все еще воспри­ нимается как некий сюжетный ряд. А ведь каждая сказка — это метафора, в кукольном театре, тем более, —■ мета­ фора овеществленная. И, в конечном счете, все герои подразумевают чело­ века — и зайчики, и лисички, и волки... Наверное, от такого положения я и на­ чала придумывать свои «мостики», вы­ ступать с ними перед спектаклем. Многие взрослые до сих пор, объяс­ няя ребятам сказку, искренне думают, что ее цари, воеводы и королевичи — понятия социальные. Это ни в Коем случае не так! Ведь очень часто неско­ лько героев сказки означают один со­ бирательный образ — например, Иван из «Конька-Горбунка». Ленивый вро­ де бы парень. Но недаром же Горбунок выбрал хозяином именно его! В этой сказке Горбунок — другая, неделимая сторона Ивана, И' только вместе с ним Иван — цельная личность. • Сейчас, за 12 лет работы в театре, я расшифровала почти все сказочные сим­ волы. И во время выступлений перед спектаклем стараюсь подвести ребят к их живому пониманию. Что означает, к примеру, «Царевна- Лягушка»? В этой сказке • уродливое сначала существо преображается в ца­ ревну во время своей рукодельной ра­ боты.. Только после показа мно­ гих умений Иван по-настоящему по­ любил свою царевну. Потому что глав­ ное в девушке — не только красота, но и умение. / ■ Каждая сказка ждет от человека со­ вершенства, и каждая обозначает со­ бою путь к совершению поступка. С е й ч а с , заканчивав писать, я думаю, что совсем не случайно, как казалось мне раньше, встре­ тилась с Элеонорой Константиновной. Как не случайно, приехав в Рязань, на­ ходят ее другие журналисты, и йеиз- бежно попав в поле духовного притя­ жения, еще не раз цриходят к ней в А потом, возвратившись в разные го­ рода, в меру сил, готовят свои мате­ риалы. Кто-то пишет рассказ с роман­ тическим названием «Эль», другие пуб­ ликуют записи монологов или же свои размышления. Они появляются потом в толстых журналах, областных газетах. на радио. Потому что,* помимо Храбро­ сти создавать сказки, Элеонора Кон­ стантиновна обладает особым даром ду­ шевной щедрости. И это, проявляется в очень разных вещах — в бесконечном желании дарить талант рассказчицы, выступая чаще даже не от общества «Знание», а «за просто так» — для всех, кто хочет слушать, ’в умении встречать людей, знакомых и незнако­ мых, за чашкой чая. А еще — дарить свои новые сказки. Сказку «Какого цвета мышонок?...» Элеонора Константи­ новна Киселева дарит сегодня . читатет лям «Ленинца». КАКОГО ЦВЕТА МЫШОНОК1 Жили-были три осы, три .ослепительно» рыжие, полосатые, перетянутые в тали­ ях красавицы. ’ Однажды им попался на глаза ушас­ тый мышонок. Он раскачивался на гиб­ ком прутике, довольно посматривал вокруг, мотал хвостиком и даже пел, -будто маленький гном насвистывал в- серебряную дудочку. — Вззз.., — возмущенно прогудела одна оса. - - Какая бескрылая серость. — Вззз.,., — поддержала ее подруга. — Совсем нет талии... — Вззз..., презрительно добавила третья. — Смотреть не на что. Ушастый как-то не понял, что это про- него. Он раскачивался, плыл, летел. В мире были подснежники, зеленая тра­ ва, солнце, небо... и он. "Гут осы «бац!» на него. Одна ужалил» ему нос, другая —макушку, а третья то- место, откуда начинается хвостик. Мышонок свалился с ветки, всхлип­ нул, тут же вскочил, ргляделся, вздра­ гивая, нашел укрытие —старый лист,—,, влез под него и, неудобно скрючившись сел там спиной ко всему белому свету» Стало тихо. Так тихо. И в тишине- прошуршал голос: • — Ус-спокойся.„ Пус-стяки... — Кто со мной говорит? Кто? — не- понял ушастый. '— Это я, с-старый лис-ст... Не плачь. Голос , звучал мягко й размеренно» Мышонку жгло нос и макушку, и то место, откуда начинается хвостик, не­ участие обволакивало, прогоняло дрожь, — Это все пус-стяки.., — задумчиво- повторил лист. • , Он, как мог, обнял обиженного ма­ лыша, лаская его и грея. Ушастик бла­ годарно потерся мордочкой о его пле­ чо и, всхлипывая, поклялся: — Чтоб я еЩе... Никогда!.. Внутри у него опять все зябко вздрог­ нуло. Пригреться бы и заснуть... — Нет, — холодно отрезал лист в отстранился от малыша. — Но тогда что?.. — растерянно спро­ сил тот. Лист неодобрительно промолчал. Мы­ шонок задумался. Немного погодя, он покинул укрытие,, нашел два звонких сучка и начал их тереть один о другой. Долго трудился. Наконец, заструился дым, и вспыхнул огонь. Ушастый довольно потянул но­ сом, засуетился, нажег угольков и вот что написал ими на помягчевшем листе; «Дождь ставит точки на землю. Река моргает глазами-волнами. Ветер летит. Листья щелкают. Небо везде...» Поставил он точку, погрыз уголек и написал еще одну небольшую, как сам. фразу: «У месяца есть нос...». Полюбовался он на свою сказку, по­ весил ее на ветку и отошел. Увидели лист осы, прочитали сказку и вытаращили глаза, будто в первый раз увидели воду, землю, небо. Стали ночь ждать, чтоб еще и месяц носатый увидеть. Но вместо месяца взошла лу­ на, Большая, желтая, круглая. «А, мо­ жет, у нее глаза?..» ■— неуверенно по­ думали все трое. —■Вззз.., — озадаченно ирожужжала- Вззз..., -— поддержала ее другая. .А третья торопливо ощупала свою талию и крылья. Они переглянулись; «Так какого же цвета мышонок?..» А ему было все равно, какого о», цвета. Он снова взобрался на гибкий' прутик, раскачивался, плыл- летел к снова пел, будто маленький лесной гном насвистывал в серебряную дудочку.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz