Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
Конечно, чтобы по-настожцему понять го род, его людей и историю.' этого мало, И все же... Когда я узнала, что еду на семинар те- ; атральных критиков в Рязань, интересовали ; уже не только театральные проблемы. Ведь ■сегодня, среди поисков наших истоков, «взгля да в себя», как никогда важна жизнь провин ции, исконно русских городов. Происходящие в них перемены, духовное дви жение во многом определяют наш завтрашний день. Общаясь с городом и его людьми, как журналист,'я пыталась понять это. ...Уже первый прохожий сказал о городской ; жизни так: «У нас нет обычных на сегодня политически альтернативных движений ~ на родного фронта, демократического союза... Может оттого, что город «закормлен^ — в продуктовых магазинах есть практически все. : Правда, эта видимая «рутина» вовсе не озна чает отсутствия'перемен». Действительно, несмотря на явную «сы- ■тость», перемены происходят. Коротко я оха рактеризовала бы их здесь' как возрождение I гражданского голоса. Именно это заставило местный партийный аппарат в первых числах февраля отказаться от нового высотного зда ния — вероятно, в скором времени там ра< местится молодежный центр, ликвидировать спецбольницы и даже пойти на упра.здисние персонального транспорта... Движение общсст венной мысли города, ее усилия, не перешедшие в традиционный иа сегодня раскол, проявляются здесь в измерении любых проблем с то>1КИ :1рения здравого смыс ла и общечеловеческих ценностей. Я выделила бы здесь три основные ветви. Это возрождение национальной культуры на базе христианского просвсгительства {к дви жению примыкает, большей частью, молодая интеллигенция города); поиск духовного об новления в открытии неизвестных ранее плас тов духовной культуры, теперь уже с полью их обмирщения и выхода к широкому зрию- лю. И повышение роли собелвенно искусства. В своих заметках я попытаюсь коротко кос нуться этих трех состояний, Т. ЩЕГЛОВА, П Я Т Ь д н е й в Р Я З А Н И НАМЕРШ М НЕ повезло, я попала на фестиваль духовной и старинной музыки. Он ■ проходил в зале Рязанской .фи лармонии;, где в ' течение трех дней перед слушателями высту пили Хор 1000-летия православ ной церкви на Руси, мужской хор при издательском отделе Московской патриархии «Хоро вая академия», хор духовной музыки г. Москвы «Распев». Фестиваль стал событием для город а /0 нем говощли на ули- его номера обсукдали в общественном транспорте. Трех дневные выступления собрали вокруг себя подвижников ду ховного возрождения города^ В перерывах концерта я видела, как люди знакомятся, обсуж дают перспективы совместного творчества. Можно спорить о вокальном мастерстве музыкантов, срав нивать их- умение «концертно» держаться на сцене. Несомнен но одно. Фестиваль познакомил слушателя с богатейшим и для широкой аудитории все еще • малоизвестным пластом рус ской музыкальной культуры. Потому что каждое выступле ние, помимо собственно вока- , льных номеров, давало лектор ские экскурсы, где были от ражены основные этапы раз вития духовной музыки. Вспоминая специфику про ведения концертов классиче ской музыки в нашем городе, могу сказать, что в таком срав нении рязанский фестиваль выгодно отличался. Не говорю уже здесь о рекламе, с кото рой можно было ознакомить ся в любой точке города. Под купало то. что устроители фес тиваля позаботились даж;е о создании у зрителя особого, адекватного назначению кон цертов, настроения. — в фойе филармонии действовала ху дожественная экспозиция с копиями фресок Дионисия и видами Кремля. После концерта я познако милась с ее автором, худож ником Юрием Павловичем Куз нецовым. Давно уже погас свет во всем здании, а мы все переходили от одного полотна к другому, и Юрий Павлович рассказывал об ибтории их создания, потому как каждое полотно имело свою жизнь. Художник показывал кар- . тины, запечатлевшие Русский Север — часовни староверов, гйе день и ночь горит лампа да. Чтобы сохранить их во времена погромов, местные жи тели выкупали постройки у государства и превращали их 8 личную собственность. Рас сказывал про Усть-Кожский погост и редкий на сегодня ан самбль: часовни, церкви и трой ника-зубчатки... —Соловки, Оне га. Кеноозеро. Ночуя в сто рожках, добывая вместе с ис кателями прик.зючений Онеж ские ламинтарнн, художник ри совал н записывал увиденное. Чтобы... вернуться потом к Ря занскому Кре.члю. Работы, Запечатлевшие Кремль даже в одном его ра курсе, у Юрия Павловича обя зательно разные. «Иное состо яние воздуха, погода —- и вы является уже новая грань ше девров, на полотно ложатся другие краски», — рассказы вает художник. Но . качество их посто янно — темпера. Природная краска, любовь к которой ху дожник сохранил не столько от времени ученичества в классе Дейнеки, как от самостоятель ного знакомства с- традицией фрескового письма, когда ко пировал старинные лики. Копии работ Дионисия, пред ставленные к фестивалю ду ховной музыки, выполнены ху- 'дожником еще 27 лет назад.' Нб только сейчас состоялась их первая встреча со зрителем. Конечно, для зрителя, уви девшего в пластичных линиях продолжение духовной музыки, не столь важно, когда созда вались эти работы., И все же такая деталь «первооткрыва- ния» еще более укрепила же лание встретиться с устроите лями фестиваля. Организатором праздника оказалась..; хозрасчетная сту дия «Камертон»' Рязанского от деления фонда ■культуры. Ее руководитель, Сергей Алексе евич Мартынов, рассказал, что «Камертон» создали солисты об ластной филармонии. То есть люди концертирующие, — как исполнители они сотрудничают даже с коллективом Большого театра. Студия «Камертон» существу ет еще меньше года, а, между тем, ее силами уже проведен ряд блестящих, на мой взгляд, концертов. Состоялись выступ ления Евгения Кисина. Алек сея Любимова (к его концерту из Москвы® был доставлен вен ский клавир), провели фести валь хоровой музыки. А по том... даже подготовили ({щльм о певческом коллективе изда тельского отдела Московской патриархии. Знакомство с хозрасчетной студией показалось тем более важным, что .основным своим занятием она видит пропаган ду классической музыки. То есть, уже самим фактом своего существования опровергает постулат о том, что искусство изначально «убыточно». Система контрактов, на ба зе которой сегодня работает студия, ее ведущее правило «Артист не обязан отрабаты вать свое искусство по графику. Единственно верный критерий оплаты -^«от профессионализ ма и зрительского успеха», я думаю, заинтересует и наших филармонистов. Надеясь на то, что артисты не оставят информацию без внимания, и мы, наконец, смо жем насладиться полноценной концертной жизнью, предлагаю телефон студии. . 76-93-39 (г. Рязань) — «Ка мертон» .поможет настроиться! Некогда Рязань была одним из центров православной куль те городе много верующих, ошбенио среди молодежи. В кэфедральном со^боре Бориса и Глеба большая часть прихо жан — люди в возрасте до 30 лет. В основном, это пред ставители интеяяиг'енц'ия. Последнее событие в клери кальной жизни города, несмо тря на свой уже годовой срок, до сих пор перекрывает новос ти филармонической и теат ральной жизни, Это открытие Иоанио-Богословского монасты ря, который находится по до роге-в село Константиново, в трех километрах от Оки. С Иоаино-Богословским мо- рии. По устным сказаниям, обитель существовала уже до пер.вой четверти XIII века. Хая Батый, отправляясь на Москву, появился у монасты ря, чтобы разорить его. Хана остадавило явление аяостола Иоанна Богослова. Пора 1 жан- ный чудом, Батый тогда не тронул обители и приложил к- иконе свою золотую гербовую печать. Трагические события связа ны с жизнью монастыря 30-х ГОДОВ. В ночь под Троицу 1931 года оттуда были выве зены все его насельники, около 50 человек, и храм опечатан. В 1936 году расстрелян священноархимандрит Иоанно- Богословской обители, архие пископ РязансК 1 ИЙ и Шацкий 10веналий. После войны монастырь был отдан механизаторам. Успенс кий храм служил зернохрави- лищем, а затем и гаражом для техники местного профтехучи лища.' Учащимся тогда вме нялось в обязанность уничто жать за учебный год по квад ратному метру старинной ,рос- , Эти’ последние события вос принимаются сАюдня многими рязанцами сквозь призму все общей, а, значит, и личной от ветственности. В возрождении монастырского комплекса, не которые из шедевров которого относятся к ХУП веку, участ вуют архитекторы и художни ки, творческая молодежь горб- ...Обитель Ж 1 ивет рестав'ра- циёй. Завершены работы по’ устройству крыши Богословс кого собора — вызолочены крест, гла,вка и подзори, укре плены стены, ведутся работы •по. В1нутреннем1у устройству храма. Завершено укрепление сводов и реставрация 1 крьшш Успенской церкви. Отреставри рована колокольня — чудес ные звуки уже плывут над окрестностями, оповещая о событиях духовной службы. ' Богослужение в монастыре совершается со времени его открытия. Освещены два пре стола —’ в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Ни колая Чудотворца в помеще нии бывшей шатровой колоко льни, и в честь святого Апос тола Иоанна Богослова в Бо- гословсмом соборе. Богослужение в неириспосо- бленном помещении шатровой колоколынн оставляет глубокое и волиующее впечатление. Люди стоят очень близко друг к другу среди древних проко пченых сводов — временами, в отблеске свечей, старинные лики сливаются с лицами. ...В числе других мирян я была приглашена наместником монастыря на обеденную тра пезу. Ей предшествовало об щее чтение молитвы и благо словение наместника. Во время трапезы один из мона хов читал письма старца Ам вросия, которые архимандрит изредка' прерывал своими за мечаниями. Против утверждения наших классиков, пища монастырско го духовенства мало отлича лась от стола всей братии. Обед завершился назначени ем послушаний. А мне было предложено осмотреть монас тырский святой источник. ...Источник — гордость оби тели. С его появлением связа но множество поэтичнейших преданий. Уже сама дорога к святому месту — вдоль лебя жьего силуэта береговой кром ки Оки, среди равновесия зе мли и неба ■— настраивает на душевное очищение. ..Одно из самых глубоких впечатлений от посещбния мо настыря оставляет беседа с его наместником, отцом Авелем. Об архимандрите в разных кругах города говорят с оди наковым уважением. Пропове ди отца Авеля собирают небы валое число прихожан. Для беседы с наместником, в стре млении разрешить 'душевные сомнения, люди едут в монас тырь из дальних мест. Верую- ющие рассказывают, что моли твы отца Авеля исцеляют от недугов. Я ‘передаю здесь лишь об щую часть нашей беседы с наместником: — Святой отец, я знаю, что до недавнего времени вы бы ли настоятелем русского мо настыря в Греции. После возв ращения на Родину вы выбра ли Иоаино-Богословскую . тель. Это не случайно? — Я уроженец здешних мест Моя мама еще, девушкой ходи ла .молиться в Иоанно-Богосл вский .монастырь. Когда-т здесь был сущий рай — рос ли чудесные цветы, были кра сивые аллеи. Обитель жила глубокой внутренней жизнью, которая позволяла мо'настьтрю ' быть духовным центром о«|руги, Афонский монастырь в Греции — единственный рус ский монастырь за границей. Каким образом назначается его настоятель? — Учитывается, прежде всего, личное желание. Ведь эта должность —-пожизненная. Уже через год обитания на Афоне принимается греческое подда'жтво. Я был отозван на Родину из-за перенесенной тяжелой болезни, — И вы, действительно, были готовы к пожизненной эмигра- — Монашеская республика на 'Афоне удел Матери Божией, жить там — счастье для веру ющего, В Афонском русском монас тыре уже 800 лет горит лам пада моления за Россию, Игу мен, у которого я принимал обитель, тоже был из Рязани. — Сейчас вы имеете >возмо жность сравнить уставы двух русских монастырей. В чем их основное различие? — В обители Иоанна Богос лова действует афонский ус- Но, пожалуй, на Афо;не ис полнение всех служб от личается большей пунктуаль ностью, Всенощная, к приме ру, служится не как в России —фрапмвнтарио, вечером, а по первоначальному исполнению— с часу ночи до утра, зака'нчи- ваясь с лучами солнца. — Хочется узнать, сколько сейчас монахов в обители? И что необходимо для того, чтобы стать членом братии? — Число желающих войта в братство достаточно велико. Но,-к сржалеиию, мы не мо жем пока что принять их — ведутся строительные рз'боты, не хватает жилых помещений. Поэтому сейчас в обители то лько 12 монахов и послушников. А 1 о 1 гу добавить при этом, что не все из желающих войти в братство выдерживают необхо димые испытания. ~ Какие же из пороков ча ще всего влекут «отсев» жела ющих вступить в братию? — Наиболее часто — это приверженность к спиртному, привязаиность к женщинам— ведь еще старец Парфирийска- зал: «Всех люби и всех беги»; сейчас появилась , даже нарко- Коне; 1 яо: братия готова,.^ по мочь "'тому, кто встал на.гяуть служения Гооподу. Но здесь необходима и своя. воля. Чело век сам выбирает: или бог— или. страсть. — Одной из граней духов ной жизни монастыря на Ру си издревне был его выход 'к мирянам. Силами Иоанно-Бо- гословскОй обители в свое вре мя были построены два учили’- ща, где обучались 100 маль чиков близлежащих деревень... Монастыри давали окрест ным жителям и примеры своей хозяйственной жизни. Какие в этом плане перспективы у вос становленной. обители? — Основным видом послу шания будут работы по сель скому хозяйству. Монастырю возвращено озеро — в нем мы планируем разводить рыбу, думаем наладить работы п по пчеловодству, возделывать ра стениеводческие ку.чьтуры, — Отец Авель, последний вопрос — личного характера. Среди многих своих дел, ис пытывается ли потребность следить за светской литерату рой? И если да, то чему отда ется предпочтение? — На сегодня это «корон ный» вопрос журналистов. К сожалению, он идет от непони мания назначения нашей слу- Люди обращаются к священ нослужителям в поиске утеше ния и духовного наставления, за разрешением внутренних со мнений. Ответы на эти вопро сы можно найти только в бо гословских книгах... ■ ' Возвратившись в Липецк, я все еще остаюсь под впечатле нием от Иоанно-Богословского монастыря. Остался в памяти весь мю облик. Красота природы и хра мов. Отношения между людь ми — как милосердно встреча ют они каждое слово друг друга, как проводят свой день в осмысленном труде. Можно, конечно, говорить, что тема русей-ой церкви на сегодня -кОмногом конъюнктур на. И, бывает, нездоровый интерес приводит людей в сте ны храмов. Но этот бум пройдет. И все встанет на свои места. Займет, свое веками определенное' до-'* стойное место. В городе три областных театра: дра матический, ТЮЗ и театр кукол. И если на фоне всеобщего сни жения интереса к театральному искус ству их залы не всегда собирают «пол ного» зрителя, то значение театра в „жизни города вне сомнений. Это про- ”является и в заинтересованном отноше нии к нему местных властей, в рецен зировании областной прессой почти что каждой премьеры, зрительских обсужде- Особенным событием для .зрителя раз ного возраста, как я, заметила, стано вятся в Рязани спектакли театра кукол. И к этому многое располагает. Пр-Отливаясь по светоносному фойе театра •— мимо выставки кукол, уголка природы с суетящейся живностью, я с невольной грустью вспоминала беспри ютный Липецкий театр. И думала о том, как все-таки важно, чтобы сказка встре чала детей сразу у входа, как необхо димо это для совместного творчества актеров и зрителей. Коллектив театра кукол возглавляет сегодня режиссер В, Н. Шадский, О его творческой програ.мме в городе говорят много. Репертуар театра отличается ши роким диапазоном, постановки —• раз нообразием творческих приемов. Спек такль, который показали нам на семи наре — «Волшебное кольцо» по моти вам сказок Б. Шергина недавно де монстрировался театром на гастролях в Японии,' Наслаждаясь упругой внутренней ди намикой, которая обращает отдельные удачные эпизоды в полновесный спек-, такль, я, думается, верно угадала ее основу. Это духовное единомыслие, «творче ская совместимость» членов коллектива, которая определяется, прежде всего, верой в интуицию и духовную правоту лидеров театра. Знакомство с заведу ющей литературной частью театра Э. К. Киселевой (с главным режиссером те атра, к сожалению, встретиться тогда не удалось), подтвердило мою мысль. Потому что каждый сотворенный на сцене спектакль — это не только сегод няшняя жизнь театра, но и отражение меры таланта его каждодневного внут реннего общения. ...Знакомство с Элеонорой Констан тиновной даже сейчас, по возвращении в Липецк, настолько дорого мне, обая- 'ние ее личности представляется столь важным для ее города, ее дела, что рассказывая об этом удивительном че ловеке, пишу «режиссурно», по кадрам, как запомнилась эта встреча. Почти что хронологически,.. П ЕРВОЕ, одностороннее общение состоялось, когда маленькая хруп кая женщина очень неожиданно, перед самым раздергиванием занавеса, появилась на сцене и произнесла нара- . спев, мягким голос'Ь'м сказочницы: «Не видимые серебряные нити уже протяну лись от каждого зрителя к сцене. И если кто-нибудь из нас порвет эту нить громким словом или толканием соседа, сказка .может уйти...». Удивительно, но после этого уже никто не мешал спек таклю. . Нет, настоящей,’ живой сказке, потому что лицедейство-спектакль ]зас- гворился во всеобщем переживании, стремлении помочь происходящему. Вместе с участниками семинара я встретилась с Элеонорой Константинов ной на традиционных посиделках после спектакля. Остались в театре на пол часа, чтобы попить чаю и отдохнуть. И полчаса, увеличились... пятнкратн^„._ По тому что сначала, разговорившись об изящной 1 Ц)еамбуле постановки, узнали, что подобные «Мостики в сказку» — импровизация Элеоноры Константинов ны, которые для каждого спектакля у нее — свои. А, потом... попались на вопрос-крючок; «Почему в Рязани гри бы с глазами?» Чтобы прояснить при сказку, которую уже слышали, не по лучая ответа, рт многих рязанцев, по мнению Элеоноры Константиновны прос то необходимо было познакомиться... с основными легендами рязанского края. Мы узнали о защитнице русской гор дости ■Авдотье-Рязаночке, оДобрыне Никитиче, о епископе Василии^ Рязан ском.„ И только тогда, наконец, полу чили «фирменный» ответ., Думаю, его можно привести здесь как специфичный штрих к портрету края'. ...Однажды, совершая объезд мона стырей, Сергий Радонежский остался отобедать у местной братии. К трапезе подавали грибы. Желая проверить ка чество всего посола ~ по тем временам оно определялось величиной грибов, чтоб были не больше ногтя — старец копнул “верхний слой бочки.,, и увидел там девицу. Деликатный отец Сергий оставил это происшествие «без админи стративных последствий». Правда, не льзя сказать, что репутация монастыря от этого выиграла. Ведь слова Радонеж- ско.го; «А в Рязани грибы с глазами, их едят — они глядят» пережили воз можные указы... Когда я узнала, что помимо удиби- тельного у.мения перекидывать «мости ки» в сказку н красоту легенд, .Элеоно- исхождении. А я, по своей привычке до всего докапываться, отыскала му зыку, Нашла старика, который, увидев одинокого путника, играл на самодель ных рожках, а потом прятался, чтобы не разрушить очарования рожденного волшебства... Когда туман разносит над холмами чудесные звуки, предназначен ные только ему, одиноко шагающему страннику.;. Мы потом подружились со сказочником, И я до сих пор бережно храню подаренный рожок — память о его музыке. Мне всегда везло на хороших людей. И это, наверное, заменяло внешние со бытия. которых не так уж много в мо ей жизни. После окончания филфака Рязанского пединститута, я некоторое время жила в селе, а потом вернулась в Рязань и работала в историческом музее — там .и началось собирание ле генд. И там же я стала записывать свои сказки. ( ш ш а р.а Константиновна и сама создает сказ ки. конечно, не удержалась от продол жения нашего знакомства. В рождении сказки, как известно, ни что не бывает случайным — ни слово автора, ни его судьба, В беседе с Эле онорой Константиновной, я попыталась прикоснуться именно к этой «тайне не случайности». — Скорее всего, — рассказывает Эле онора Константиновна, — желание пи сать сказки пришло от привычки во всем доходить до самой сути. Просто я такой человек — если что-нибудь не понятно, начинаю копать «вглубь». Как- то в одной из книг прочитала ■об эпи--* тафии на могиле Грина: «Сказки пищут для храбрых». Тут же задумалась —• как это? И поняла, что тоже пуглива. Когда жила, к примеру, в деревне, в округе которой случались нападения волков, и увидела на дороге ' большую собаку — она тут же показалась мне чудовищем, то... до коща дня не мог ла разговаривать. Представляете, как струсила? А, может, сказки начались для меня даже не с этого «посвящения храбро сти», а раньше — с первого знакомства с природой. Моя семья жила сначала' на Урале. Нам, детям, повезло, дома была огромная собака (вот, пожалуй ста, другой вариант), с которой роди тели безбоязненно отпускали нас, шес терых ребят, бродить по окрестностям. Где мы только ни побывали! Один раз чуть было даже на льдине не уплыли. Природа — кладезь сказки и ее вол шебства. Поэтому, когда человек идет навстречу ей, независимо от понимания или непонимания этого, на душе ста новится легче. Когда ко мне подступа ет хандра, я обязательно иду бродить. Иногда даже по 25 километров шагаю по кольцевой дороге. Вот так путешест вуя и общаясь с людьми, я записала легенды рязанского края. И так рожда лись мои сказки. Ведь многие из них под сказаны обитателями природы, их жиз нью. Надо только захотеть ее видеть. Если ночью, к примеру, накалить у озе ра железный лист, можно узнать це лый мир и увидеть, как спят рыбы. А еще в таких походах можно позна комиться с самими сказочниками. Од нажды, прошагав далеко за Константи ново, я услышала .>удивительно красивый звук, "плывущий над холмами. Мне давно уже рассказывали об этой зага дочной музыке, появляющейся вместе с тума]^ом, но. никто не знал о ее про- Подрастал сын, вместе со сказками я перешла в кукольный театр. Потому что все, кто здесь работает, уже так или иначе — сказочники. У нас почему-то не принято задумы ваться над сказкой, отыскивать ее муд рость. В основном, она все еще воспри нимается как некий сюжетный ряд. А ведь каждая сказка — это метафора, в кукольном театре, тем более, —■ мета фора овеществленная. И, в конечном счете, все герои подразумевают чело века — и зайчики, и лисички, и волки... Наверное, от такого положения я и на чала придумывать свои «мостики», вы ступать с ними перед спектаклем. Многие взрослые до сих пор, объяс няя ребятам сказку, искренне думают, что ее цари, воеводы и королевичи — понятия социальные. Это ни в Коем случае не так! Ведь очень часто неско лько героев сказки означают один со бирательный образ — например, Иван из «Конька-Горбунка». Ленивый вро де бы парень. Но недаром же Горбунок выбрал хозяином именно его! В этой сказке Горбунок — другая, неделимая сторона Ивана, И' только вместе с ним Иван — цельная личность. • Сейчас, за 12 лет работы в театре, я расшифровала почти все сказочные сим волы. И во время выступлений перед спектаклем стараюсь подвести ребят к их живому пониманию. Что означает, к примеру, «Царевна- Лягушка»? В этой сказке • уродливое сначала существо преображается в ца ревну во время своей рукодельной ра боты.. Только после показа мно гих умений Иван по-настоящему по любил свою царевну. Потому что глав ное в девушке — не только красота, но и умение. / ■ Каждая сказка ждет от человека со вершенства, и каждая обозначает со бою путь к совершению поступка. С е й ч а с , заканчивав писать, я думаю, что совсем не случайно, как казалось мне раньше, встре тилась с Элеонорой Константиновной. Как не случайно, приехав в Рязань, на ходят ее другие журналисты, и йеиз- бежно попав в поле духовного притя жения, еще не раз цриходят к ней в А потом, возвратившись в разные го рода, в меру сил, готовят свои мате риалы. Кто-то пишет рассказ с роман тическим названием «Эль», другие пуб ликуют записи монологов или же свои размышления. Они появляются потом в толстых журналах, областных газетах. на радио. Потому что,* помимо Храбро сти создавать сказки, Элеонора Кон стантиновна обладает особым даром ду шевной щедрости. И это, проявляется в очень разных вещах — в бесконечном желании дарить талант рассказчицы, выступая чаще даже не от общества «Знание», а «за просто так» — для всех, кто хочет слушать, ’в умении встречать людей, знакомых и незнако мых, за чашкой чая. А еще — дарить свои новые сказки. Сказку «Какого цвета мышонок?...» Элеонора Константи новна Киселева дарит сегодня . читатет лям «Ленинца». КАКОГО ЦВЕТА МЫШОНОК1 Жили-были три осы, три .ослепительно» рыжие, полосатые, перетянутые в тали ях красавицы. ’ Однажды им попался на глаза ушас тый мышонок. Он раскачивался на гиб ком прутике, довольно посматривал вокруг, мотал хвостиком и даже пел, -будто маленький гном насвистывал в- серебряную дудочку. — Вззз.., — возмущенно прогудела одна оса. - - Какая бескрылая серость. — Вззз.,., — поддержала ее подруга. — Совсем нет талии... — Вззз..., презрительно добавила третья. — Смотреть не на что. Ушастый как-то не понял, что это про- него. Он раскачивался, плыл, летел. В мире были подснежники, зеленая тра ва, солнце, небо... и он. "Гут осы «бац!» на него. Одна ужалил» ему нос, другая —макушку, а третья то- место, откуда начинается хвостик. Мышонок свалился с ветки, всхлип нул, тут же вскочил, ргляделся, вздра гивая, нашел укрытие —старый лист,—,, влез под него и, неудобно скрючившись сел там спиной ко всему белому свету» Стало тихо. Так тихо. И в тишине- прошуршал голос: • — Ус-спокойся.„ Пус-стяки... — Кто со мной говорит? Кто? — не- понял ушастый. '— Это я, с-старый лис-ст... Не плачь. Голос , звучал мягко й размеренно» Мышонку жгло нос и макушку, и то место, откуда начинается хвостик, не участие обволакивало, прогоняло дрожь, — Это все пус-стяки.., — задумчиво- повторил лист. • , Он, как мог, обнял обиженного ма лыша, лаская его и грея. Ушастик бла годарно потерся мордочкой о его пле чо и, всхлипывая, поклялся: — Чтоб я еЩе... Никогда!.. Внутри у него опять все зябко вздрог нуло. Пригреться бы и заснуть... — Нет, — холодно отрезал лист в отстранился от малыша. — Но тогда что?.. — растерянно спро сил тот. Лист неодобрительно промолчал. Мы шонок задумался. Немного погодя, он покинул укрытие,, нашел два звонких сучка и начал их тереть один о другой. Долго трудился. Наконец, заструился дым, и вспыхнул огонь. Ушастый довольно потянул но сом, засуетился, нажег угольков и вот что написал ими на помягчевшем листе; «Дождь ставит точки на землю. Река моргает глазами-волнами. Ветер летит. Листья щелкают. Небо везде...» Поставил он точку, погрыз уголек и написал еще одну небольшую, как сам. фразу: «У месяца есть нос...». Полюбовался он на свою сказку, по весил ее на ветку и отошел. Увидели лист осы, прочитали сказку и вытаращили глаза, будто в первый раз увидели воду, землю, небо. Стали ночь ждать, чтоб еще и месяц носатый увидеть. Но вместо месяца взошла лу на, Большая, желтая, круглая. «А, мо жет, у нее глаза?..» ■— неуверенно по думали все трое. —■Вззз.., — озадаченно ирожужжала- Вззз..., -— поддержала ее другая. .А третья торопливо ощупала свою талию и крылья. Они переглянулись; «Так какого же цвета мышонок?..» А ему было все равно, какого о», цвета. Он снова взобрался на гибкий' прутик, раскачивался, плыл- летел к снова пел, будто маленький лесной гном насвистывал в серебряную дудочку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz