Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
'А Р М О Н 1 Й Я Л Е Й Й Н Е а # I I Д5 г. Благослот^ы О у Ш Ш , . Смоль- ную М>УЗЬ11КУ,. сами С(ЙоЙ ис- ■•■*€. Н г," Ч ■- Когда выпускница ного института и Певербург- ской коноервитории Татдя- йа Евгеньевна Кранц всио- .мшгала » днях своей моло дости, !она сказала: «Неш- торое время я дирижв^ва- ла правым клиросом 1 шсти- тутской церквн. Это были прекрасные дни...» Я поташ не раз вспомина ла эти слова. Когда слуша-, ла Бцртняяского в Троицком соборе в Загорске, хоры в Успенской цер 1 ши Ново 1 ;^е- вичвето монастыря. Строй ные голоса уносились ввысь и дарили просветление... Недавно довелось побы- вать ,иа одной из сводных ре петиций хора в общеобразо вательной школе. Весь урок в дверяж стоял завуч — да бы не йропусшть «дезерти ров». Пели очередной блок программных пионерских песен, которые, судя по объяснению преподавателя, и бдаи нашей классикой. Не получалось элемента 1 рно- го даухголосия. В конце кон цов пропели все без разли чия голосовых партий, мо нодией. Неужели, это й еоть... наша хоровая к'ульту-,- ра? Уже не раз _в музыкеть- ных «ругах го^рода слышала о дирижерско-хоровом от делении Елецкото музыкаль ного училшца. Поэтом^', ко 1 > да представилась возмож ность, поехала познакомить ся. 5Йне повезло. Я сразу же попала на репетицию хо ра. Пели реквием Иомелли и си-бемоль мажорную мес- оу Гайдна. Затем Вайленко. «Благослови, душа моя, госпо да...» Скупая величествен ная мелодия напоминала язык дре.виих фресок. И на ее <^яе разговарввалн над земное сопрано ■и взволно ванный баритон. «Обновится, яко орля, юность твоя, щедр и милостив...» Приз наться, я, в ту минуту, прясутствовала на священ- нодейсгови. И испытала щ а - . дость, ,которая возможна лишь однажды — когда ду ша находит себя в звуках. Пртом. уже руководитель хора. Сергей Петрович По- горелов, отчитывал сопрано: «Это только-что-то, это лишь приблизительно». В который раз отрабатывал с хором на чальную фразу — «ее необ ходимо бпать на цепном ды хании». Но ушсе было глав ное в хоре — единство ду ховных помыоюв, желание петь. Когда разговаривала с про* подавателями дирижерско- харового отделения, усльша- ла немало комичных исто рий о том, как запрещЗ'Ля и с п о л н я т ь д у х о в н у ю МУЗЫ КУ. В более -впрившегиро- ванвом» положении до пос леднего дня была музыка-на католические тексты — «<змысл слов тот же, но не искушенному зрителю неиз вестно прикладное значение пения». Правда, иногда и такие ■номера «.не проходи ли». На памяти музыкаль ного \’Ч'Илиш.а еще жив слу чай, когда после исао.шения эна 1 Мекигой «Аве Марки» __ ________ кто-то из предста'вите.тей ме-. статут искусств, стной власти изрек: «Это ХОРОШО, но -есть мнение, что лучше, петь что-нибудь дру гое». Стоит ли ПОЖНЯТЬ, Ч1'0 .означали в недавние годы слова «есть мнение». «Благослови, душа моя. Господа...» Ворда появился негласный запрет на духов музыку, - , соб й ' чезли из продажи нотные сборники- с ее зашкяаш. И даже теперь, когда «Литур гия» Рахманинова, уже офи циально признанная «Литур гия», а не безгласный «ор. 31», многие щедевры: духовной музыки все еще недосягаемы для широкого круга му'зыкаятов. .«Нет нот». Слышать такое от пра- фессионалъного руководи теля хора все разно, как ес ли бы филолог произнес: «Запретили «Слово о пол ку...» ‘ Партитура исполняемого хором песнопения переписа на от .руки. Ноты добыты чудом, «по знакомству». И отмечен на них только ком позитор — «Вайленко». Все остальное, увы, неизвестно, Лтобьг добыть ноты, за вязываются знакомства, идет профессиональный обмен. «Недавно регент пообещал показать интересные ноты, — говорит С. П. По'горелов. — Приходил он и к Ней' на репетицию. Пробовал петь в нашем хоре. Правда, —- про должает Сергей Петрович с улыбкой, — регент больше Не хочет сквда ходить.. Тя жело, говорит, у вас петь». Сергей Петрович Погоре- лов работает сейчас над соз данием го.род<жого. камерного академического хора. Одной из концертных программ ко торого должна стать рус ская д^'ховдая музыка. «Ког да хор начнет свой выступ- ле® 1 я, — говорит Ое,ргей Петрович, — мы готовы по селиться в любой та отрес- тадрированных церквей, к примерт, Лучковско.й. Неко торые из руководства дума ют, что духовную музыку можно 'ИСПОЛНЯТЬ и Б До- . ме культуры. Но это не так. Эмоциональное воздей ствие нашей музьжи полно стью зависит от слидаий со держания и ф 01 рмы. Мы хо тим, чтобы любители, музы ки шяели воэможиость нас ладиться шедеврами духов ной музыкн' у нас, а яе в действующей церкви». К слову сказать, уже се годня те, кто имел возмож ность сравнить исполнение Д;}осотой музыки хором му зыкального училища с выс- туплежями- певчих Успенс кого собора, главной дейст вующей церкв.и го.рода, скло- ' няоотся в пользу' студевтов. ЭтО' л» не... первая удача? . Когда задумывался этот материал, мйе хотелось ска зать величальное слово хо ру. Потому что искусство :ЭТо некогда волновало ду ши и заставляло .людей пла кать, а сегодня на наших' гла зах превращается в прида ток к графе в отчетах.. Хору Елецшго музыкаль ного училища '20 лет — ■ СТОЛЬКО' лет и самому учи лищу. Й все это время хор э^ 'чит — на сольных вече рах и в а'кадеглнческих кон цертах, на облартнь!х и зо-' калшых конкурсах, куда, к сожалению, 'хоровой коллек тив Липецкого музыкально го училища последние годы, не выезжает... «Когда нас приглашает Воронеж,скай им- говорит заведующая дирижерско- хоренвым отделением Л. Р. Пе'трова, — мы никогда не отказываемся. На зональные конкурсы, которые ок про водит, приезжают весьма со-' лидные певческие коллекти вы: в Там^овдком хо.ре 80 человек,, в ‘Курском — - то же ас же мало, обычно человек тридцать, по «мы из Е.иьца». И еще — у нас «смешанный хор» (т. е. хор, ■имеющий' все ошовиые пев ческие голоса; сопрано, {вы сокие женские), альты (низ кие женские); тенора (вы сокие мужские) Е басы (низ кие мужские — Т. Щ.) В ртпертуаре хора дроиз- ведевия советских и зару-^ бвжных композиторов, на родная музыка. На репети ции, где мне посчастливи лось быть,, звучали народ-' ные песни: лирНческая-лро- тяшная «Горы» в обработ ке Алеьссаадрова, 1 луточная «Веники» в обработке Руб цова. Дипломница Наташа Антонен™, работала с хором' над мелодией Гершвина. «Сфилировать звук, — под- оказывала преподаватель, — пе,рейтй от звонкого к тихо- -му», —«Мягкий свет струит луна в окно...» — лилась прихотливая джазовая мело дия. ВО'г уже пО'Чги год, с фев раля 1988 года, хоровой кол- лект'ив училища постоянно выст^шает с . концертными программами в городском вы ставочном зале. И эти встре чи с прекрасньм получили у ельчан изящное название .музыкальной гостинной, на полузабытый светский манер. Как и в любом живом де ле, в хоровой жижи ута- лища, конечно же, сущест вуют свои. проблемы., кото рые, в общем-то, отражают сегодняшнее положение хо- .рового йшуоства нашей об ласти. «В училище К'риходят ребята, мало знающие в ис кусстве пения, — говорит цреподаватвдь вока.та В. Н. Несов.' — Их не обучают этой культуре в общеобра зовательных, да и нередко даже ■музыкальных шко лах» . ' Пт.авда, долгие годы Елец кое училище решало эту проблему с помощью воспи танников детского хора «Со ловушки», созданного 20 лет назад на базе училища. Лау-. той Ру'беновной Йетровой, Хор этот .вел обширную кон-' цертную деятельность, дваж ды становился лауреатом Всероссийских хоровых кон курсов. Но, конечно,' не это главное. Те, кто занимались Б «Соловушках», научились любить и понимать хоровую музыку. Многие из воспи танников решили потом стать профессиональными. музы кантами, поступили на дири жерско-хоровое отделение училища, которое возглав ляет сейчас их первый учи тель Лаура Рубеновна. ...Неутомимый Сергей Пе- ТО 0 БИЧ Погорелов, руководи тель хора, и студентка Люда Холоденко, которая уже сей час возглавила хор ветера нов во Дворце культуры за вода «Эльта», и преподава тель Валентин ■Николаевич Несов, болеющий о том, что бы «сохранилась академиче ская манера пения, которая уходит на глазах» — все эти милые неуспокоенные люди — наши духовные по движники. ■ ' И разве случайно духов ное обратилось к Д 5 ТСОВНОМУ? «Благослови, д^^па...». Пев цы открывают нам прекрас ные первоистоки русской му зыки,' ее летопись. Потому что атеизм — это не безве рие. Потому что красота спа сет мир. Т. ЩЕГЛОВА. -у Г' Рис. и . ЧЕМЯКЙНОН. Мос<еуа-|о бетрИсе^ Музыкальный словарь Мы открываем новую рубрику - ;Му;»ыкалькы» словарь». Вы «рочтете здесь о самых главных м^у- змкаяьных жанрах, об нкетрумеитах. »о;шакомнте<ъ с музыкальными термина;«н. Мы «бъисцк.'и. изкие бывают песнй, чем отличается, иарткя от партиту. ,ры. И что общего между капельмейстером н нон- цертмейстером. Мы надеемся, что наш «Музыкаль иьщ словарь» поможет вам глубже вникнуть ь пре- красный, многокрасочный .мир музыки. Итак... А РФА Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодич- яый 'звук. Он проверил свое впечатление, и звук понра вился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, — и получилось уже два музыка льных звука различной высо ты. Отало возможным сыг рать простенькую мелодию. Это было ■великое открытие; возник первый струнный щи пковый инструмент. Шли годы, десятилетия, вена. К прежним струнам ирибавлялись все новые' 'и новые; но музыкальный, инст румент продолжал иметь фо рму лука. Его' держали в ру ках и йгр'али, перебирая па льцами струны. Арфу, люби-' ли в Древнем Египте, в Фи никии и Ассирии, в .Древней Греции и Риме. В Средние дека арфа по.т^шила огромное распространение в Европе. Особенно,-славились ирланд ские арфисты, которое испо- .пияли свои сказания —- саги под аккомпанемент .мале нькой переносной арфы. Ее изображение даже вошло в ■ национальный герб Ирлан дии. Но постепенно арфа стала аристократическим инстру- ментом. - На арфе играет лишь тот, Кто свободен и знатет. Она никогда не звучит Под рукою раба... так говорили поэты. Сейчас арфа использует'-ся и как солирующий инстр 5 "- мент, и как один из инстру- ,э^ентов оркестра. Конечно, она очень сильно отличается от своих средневековых пре дков.. У нее сорок пять —сО- рок семь схруг, катякуТых на треугольную металличес кую раму изящной формы, украшенную резьбой, При .П 0 М 01 .ЦВ семи падалей, укорачиваюш.кх струны, ког- д а . это- необходимо, на арфе можно извлечь все звуки от ре ^гонтрокхавы до *фа чет- ■вертой октавы. Звучит арфа очень поэтично. .Комяоактс - ры используют ее, кох'да ну жно создать фантастичесаие- сйразы, картины спокойной мирной природы, имктнрозать звучание народных стру 1 шы.\ • инструментов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz