Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

'А Р М О Н 1 Й Я Л Е Й Й Н Е а # I I Д5 г. Благослот^ы О у Ш Ш , . Смоль- ную М>УЗЬ11КУ,. сами С(ЙоЙ ис- ■•■*€. Н г," Ч ■- Когда выпускница ­ ного института и Певербург- ской коноервитории Татдя- йа Евгеньевна Кранц всио- .мшгала » днях своей моло­ дости, !она сказала: «Неш- торое время я дирижв^ва- ла правым клиросом 1 шсти- тутской церквн. Это были прекрасные дни...» Я поташ не раз вспомина­ ла эти слова. Когда слуша-, ла Бцртняяского в Троицком соборе в Загорске, хоры в Успенской цер 1 ши Ново 1 ;^е- вичвето монастыря. Строй­ ные голоса уносились ввысь и дарили просветление... Недавно довелось побы- вать ,иа одной из сводных ре­ петиций хора в общеобразо­ вательной школе. Весь урок в дверяж стоял завуч — да­ бы не йропусшть «дезерти­ ров». Пели очередной блок программных пионерских песен, которые, судя по объяснению преподавателя, и бдаи нашей классикой. Не получалось элемента 1 рно- го даухголосия. В конце кон­ цов пропели все без разли­ чия голосовых партий, мо­ нодией. Неужели, это й еоть... наша хоровая к'ульту-,- ра? Уже не раз _в музыкеть- ных «ругах го^рода слышала о дирижерско-хоровом от­ делении Елецкото музыкаль­ ного училшца. Поэтом^', ко 1 > да представилась возмож­ ность, поехала познакомить­ ся. 5Йне повезло. Я сразу же попала на репетицию хо­ ра. Пели реквием Иомелли и си-бемоль мажорную мес- оу Гайдна. Затем Вайленко. «Благослови, душа моя, госпо­ да...» Скупая величествен­ ная мелодия напоминала язык дре.виих фресок. И на ее <^яе разговарввалн над­ земное сопрано ■и взволно­ ванный баритон. «Обновится, яко орля, юность твоя, щедр и милостив...» Приз­ наться, я, в ту минуту, прясутствовала на священ- нодейсгови. И испытала щ а - . дость, ,которая возможна лишь однажды — когда ду­ ша находит себя в звуках. Пртом. уже руководитель хора. Сергей Петрович По- горелов, отчитывал сопрано: «Это только-что-то, это лишь приблизительно». В который раз отрабатывал с хором на­ чальную фразу — «ее необ­ ходимо бпать на цепном ды­ хании». Но ушсе было глав­ ное в хоре — единство ду­ ховных помыоюв, желание петь. Когда разговаривала с про* подавателями дирижерско- харового отделения, усльша- ла немало комичных исто­ рий о том, как запрещЗ'Ля и с п о л н я т ь д у х о в н у ю МУЗЫ­ КУ. В более -впрившегиро- ванвом» положении до пос­ леднего дня была музыка-на католические тексты — «<змысл слов тот же, но не­ искушенному зрителю неиз­ вестно прикладное значение пения». Правда, иногда и такие ■номера «.не проходи­ ли». На памяти музыкаль­ ного \’Ч'Илиш.а еще жив слу­ чай, когда после исао.шения эна 1 Мекигой «Аве Марки» __ ________ кто-то из предста'вите.тей ме-. статут искусств, стной власти изрек: «Это ХОРОШО, но -есть мнение, что лучше, петь что-нибудь дру­ гое». Стоит ли ПОЖНЯТЬ, Ч1'0 .означали в недавние годы слова «есть мнение». «Благослови, душа моя. Господа...» Ворда появился негласный запрет на духов­ музыку, - , соб й ' чезли из продажи нотные сборники- с ее зашкяаш. И даже теперь, когда «Литур­ гия» Рахманинова, уже офи­ циально признанная «Литур­ гия», а не безгласный «ор. 31», многие щедевры: духовной музыки все еще недосягаемы для широкого круга му'зыкаятов. .«Нет нот». Слышать такое от пра- фессионалъного руководи­ теля хора все разно, как ес­ ли бы филолог произнес: «Запретили «Слово о пол­ ку...» ‘ Партитура исполняемого хором песнопения переписа­ на от .руки. Ноты добыты чудом, «по знакомству». И отмечен на них только ком­ позитор — «Вайленко». Все остальное, увы, неизвестно, Лтобьг добыть ноты, за­ вязываются знакомства, идет профессиональный обмен. «Недавно регент пообещал показать интересные ноты, — говорит С. П. По'горелов. — Приходил он и к Ней' на репетицию. Пробовал петь в нашем хоре. Правда, —- про­ должает Сергей Петрович с улыбкой, — регент больше Не хочет сквда ходить.. Тя­ жело, говорит, у вас петь». Сергей Петрович Погоре- лов работает сейчас над соз­ данием го.род<жого. камерного академического хора. Одной из концертных программ ко­ торого должна стать рус­ ская д^'ховдая музыка. «Ког­ да хор начнет свой выступ- ле® 1 я, — говорит Ое,ргей Петрович, — мы готовы по­ селиться в любой та отрес- тадрированных церквей, к примерт, Лучковско.й. Неко­ торые из руководства дума­ ют, что духовную музыку можно 'ИСПОЛНЯТЬ и Б До- . ме культуры. Но это не так. Эмоциональное воздей­ ствие нашей музьжи полно­ стью зависит от слидаий со­ держания и ф 01 рмы. Мы хо­ тим, чтобы любители, музы­ ки шяели воэможиость нас­ ладиться шедеврами духов­ ной музыкн' у нас, а яе в действующей церкви». К слову сказать, уже се­ годня те, кто имел возмож­ ность сравнить исполнение Д;}осотой музыки хором му­ зыкального училища с выс- туплежями- певчих Успенс­ кого собора, главной дейст­ вующей церкв.и го.рода, скло- ' няоотся в пользу' студевтов. ЭтО' л» не... первая удача? . Когда задумывался этот материал, мйе хотелось ска­ зать величальное слово хо­ ру. Потому что искусство :ЭТо некогда волновало ду­ ши и заставляло .людей пла­ кать, а сегодня на наших' гла­ зах превращается в прида­ ток к графе в отчетах.. Хору Елецшго музыкаль­ ного училища '20 лет — ■ СТОЛЬКО' лет и самому учи­ лищу. Й все это время хор э^ 'чит — на сольных вече­ рах и в а'кадеглнческих кон­ цертах, на облартнь!х и зо-' калшых конкурсах, куда, к сожалению, 'хоровой коллек­ тив Липецкого музыкально­ го училища последние годы, не выезжает... «Когда нас приглашает Воронеж,скай им- говорит заведующая дирижерско- хоренвым отделением Л. Р. Пе'трова, — мы никогда не отказываемся. На зональные конкурсы, которые ок про­ водит, приезжают весьма со-' лидные певческие коллекти­ вы: в Там^овдком хо.ре 80 человек,, в ‘Курском — - то­ же ас же мало, обычно человек тридцать, по «мы из Е.иьца». И еще — у нас «смешанный хор» (т. е. хор, ■имеющий' все ошовиые пев­ ческие голоса; сопрано, {вы­ сокие женские), альты (низ­ кие женские); тенора (вы­ сокие мужские) Е басы (низ­ кие мужские — Т. Щ.) В ртпертуаре хора дроиз- ведевия советских и зару-^ бвжных композиторов, на­ родная музыка. На репети­ ции, где мне посчастливи­ лось быть,, звучали народ-' ные песни: лирНческая-лро- тяшная «Горы» в обработ­ ке Алеьссаадрова, 1 луточная «Веники» в обработке Руб­ цова. Дипломница Наташа Антонен™, работала с хором' над мелодией Гершвина. «Сфилировать звук, — под- оказывала преподаватель, — пе,рейтй от звонкого к тихо- -му», —«Мягкий свет струит луна в окно...» — лилась прихотливая джазовая мело­ дия. ВО'г уже пО'Чги год, с фев­ раля 1988 года, хоровой кол- лект'ив училища постоянно выст^шает с . концертными программами в городском вы­ ставочном зале. И эти встре­ чи с прекрасньм получили у ельчан изящное название .музыкальной гостинной, на полузабытый светский манер. Как и в любом живом де­ ле, в хоровой жижи ута- лища, конечно же, сущест­ вуют свои. проблемы., кото­ рые, в общем-то, отражают сегодняшнее положение хо- .рового йшуоства нашей об­ ласти. «В училище К'риходят ребята, мало знающие в ис­ кусстве пения, — говорит цреподаватвдь вока.та В. Н. Несов.' — Их не обучают этой культуре в общеобра­ зовательных, да и нередко даже ■музыкальных шко­ лах» . ' Пт.авда, долгие годы Елец­ кое училище решало эту проблему с помощью воспи­ танников детского хора «Со­ ловушки», созданного 20 лет назад на базе училища. Лау-. той Ру'беновной Йетровой, Хор этот .вел обширную кон-' цертную деятельность, дваж­ ды становился лауреатом Всероссийских хоровых кон­ курсов. Но, конечно,' не это главное. Те, кто занимались Б «Соловушках», научились любить и понимать хоровую музыку. Многие из воспи­ танников решили потом стать профессиональными. музы­ кантами, поступили на дири­ жерско-хоровое отделение училища, которое возглав­ ляет сейчас их первый учи­ тель Лаура Рубеновна. ...Неутомимый Сергей Пе- ТО 0 БИЧ Погорелов, руководи­ тель хора, и студентка Люда Холоденко, которая уже сей­ час возглавила хор ветера­ нов во Дворце культуры за ­ вода «Эльта», и преподава­ тель Валентин ■Николаевич Несов, болеющий о том, что­ бы «сохранилась академиче­ ская манера пения, которая уходит на глазах» — все эти милые неуспокоенные люди — наши духовные по­ движники. ■ ' И разве случайно духов­ ное обратилось к Д 5 ТСОВНОМУ? «Благослови, д^^па...». Пев­ цы открывают нам прекрас­ ные первоистоки русской му­ зыки,' ее летопись. Потому что атеизм — это не безве­ рие. Потому что красота спа­ сет мир. Т. ЩЕГЛОВА. -у Г' Рис. и . ЧЕМЯКЙНОН. Мос<еуа-|о бетрИсе^ Музыкальный словарь Мы открываем новую рубрику - ;Му;»ыкалькы» словарь». Вы «рочтете здесь о самых главных м^у- змкаяьных жанрах, об нкетрумеитах. »о;шакомнте<ъ с музыкальными термина;«н. Мы «бъисцк.'и. изкие бывают песнй, чем отличается, иарткя от партиту. ,ры. И что общего между капельмейстером н нон- цертмейстером. Мы надеемся, что наш «Музыкаль иьщ словарь» поможет вам глубже вникнуть ь пре- красный, многокрасочный .мир музыки. Итак... А РФА Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодич- яый 'звук. Он проверил свое впечатление, и звук понра­ вился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, — и получилось уже два музыка­ льных звука различной высо­ ты. Отало возможным сыг­ рать простенькую мелодию. Это было ■великое открытие; возник первый струнный щи­ пковый инструмент. Шли годы, десятилетия, вена. К прежним струнам ирибавлялись все новые' 'и новые; но музыкальный, инст­ румент продолжал иметь фо­ рму лука. Его' держали в ру­ ках и йгр'али, перебирая па­ льцами струны. Арфу, люби-' ли в Древнем Египте, в Фи­ никии и Ассирии, в .Древней Греции и Риме. В Средние дека арфа по.т^шила огромное распространение в Европе. Особенно,-славились ирланд­ ские арфисты, которое испо- .пияли свои сказания —- саги под аккомпанемент .мале­ нькой переносной арфы. Ее изображение даже вошло в ■ национальный герб Ирлан­ дии. Но постепенно арфа стала аристократическим инстру- ментом. - На арфе играет лишь тот, Кто свободен и знатет. Она никогда не звучит Под рукою раба... так говорили поэты. Сейчас арфа использует'-ся и как солирующий инстр 5 "- мент, и как один из инстру- ,э^ентов оркестра. Конечно, она очень сильно отличается от своих средневековых пре­ дков.. У нее сорок пять —сО- рок семь схруг, катякуТых на треугольную металличес­ кую раму изящной формы, украшенную резьбой, При .П 0 М 01 .ЦВ семи падалей, укорачиваюш.кх струны, ког- д а . это- необходимо, на арфе можно извлечь все звуки от ре ^гонтрокхавы до *фа чет- ■вертой октавы. Звучит арфа очень поэтично. .Комяоактс - ры используют ее, кох'да ну­ жно создать фантастичесаие- сйразы, картины спокойной мирной природы, имктнрозать звучание народных стру 1 шы.\ • инструментов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz