Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

4 • Л Е Н И Н Е Ц 18 ф евраля 1989 г. т т т т ■ ^ 1 Р 7 Ж Ш Ш Г КОМАНДЙРОВКА ПО ПИОЬМУ ЧТО МОЖЕТ ^аЕЛОЗЕК; «БЕРИ, ДАПОМНИ» Учащиеся- ОПТУ Ла 23 2-го года обучения прислали в «Ле­ нинец» письмо. «Ваша газета, — последняя инстанция, куда обращаемся за помощью. Дело в том, что мы ,с июня 1988 года не получаем доплаты (сти­ пендии)». Понятко, что это про­ сьба о помощи, и редакция ре­ шила вмешаться. Так что же произошло? С 1985 года администрация - училища и базового предпрц- ятия Липецкого тракторного завода решили воспользовать­ ся разрешением высоких ин­ станций производить доплату ^-чаирьмся СПТУ. Фоомулировка несколько двусмысленная. Платить раз­ решается, но можно платить, можно 11 не платить. (Кстати сказать, почти во всех учили­ щах города учащиеся получа­ ют доплату только на третьем курсе). Итак, завод и >училище под­ писали договор, по которому завод обязался платить день­ ги учащимся 2-гб года обуче­ ния из расчета тарифной став­ ки рабочего «I разряда. Сумма - этой доплаты колеблется от 31 до 54 рублей. Вместе с тем, в училище ребят кормят, оде­ вают, живут они в общежитии- Завод еждме'сячно выплачива­ ет училищу в среднем 20 тыс. рублей, в год — 240. Суммы немалые. Легко догадаться, что делает это завод в силу своей заинте­ ресованности в профессиональ­ ных рабочих. Училище при помсшщ этого договора решило одну из ос­ новных своих проблем — про­ блему с набором. В последние т д ы в приемной комиссии та­ кой наплыв юношей и девушек, •что возникали мысли об уста: новлении здесь конкурса. Од­ нако... ‘ Все было гладко до тех пор, пока предприятие не перешло на хозрасчет. Если раньше от­ дать 200 тысяч рублей в год было пустяковым делом, то те­ перь завод начал более тща­ тельно считать свои деньги- И решил, что делать доплату второкурсникам — преждевре­ менно, потому как кратковре­ менная практика не приносит реальной прибьши предприя­ тию. Юрий Александрович Мед­ ведев, , начальник отдела тех­ нического обучения, вслух зая­ вил, что очень большие средст­ ва предприятие выбрасывает на ветер. И тут-то открылись проблемы, которые никогда не ставились с такой остротой. План по н а ^ р у с 1985 года обеспечен, но Ьлишком дорогой ценой. Другая проблема; по оконча­ нии училища ребята уходят служить в армию. Вернувшись, они совершенно свободны в выборе своей работы. С заво­ дом они оказываются ничем не связаны, разве что нравствен­ ным долгом (но это высокие материи). Социологи не под­ считывали, но на опытный взгляд начальника отдела тех­ нического обучения, на завод приходит лишь пятая часть профессиональных рабочих, обучавшихся в ОПТУ № 23. Твердыми, реальными кадра- йш являются, как оказалось, только девушки-крановщицы. Получается, что предприя­ тие, вкладывая деньги в учеб­ ный и производственный про­ цесс (мастерские училища ос­ нащены заводским оборудо­ ванием), рассчитывает полу­ чить специалистов, а они, вер­ нувшись из армии, и не да'ма- ют отдавать долги. , Практика и хозяйственный взгляд на вещи подсказывают Юрию Александровичу, что доплачивать выгодно только третьекурсникам, которые при­ носят прибыль во время длин­ ной преддипломной практики- То есть делать так, как посту­ пают почти во всех училищах города. И все-таки в этот 1986 —89 учебный год завод вновь подписал такой невыгодный для него-"договор с обязательст­ вом выплатить все доплаты- Так ч то , учащиеся, приславшие нам письмо, мбгут быть спо­ койны. Но есть одна существен­ ная оговорка: доплату- полу­ чат только . достойные. Глав­ ную роль в выявлении оных сыграет педсовет училища. ,В нем, кстати, примет участие и Медведев. Конечнб, завод совершает благородный поступок: не, сле­ дует обманывать детей да и Их гюдителей тоже, которые, отправляя своих сыновей и до­ черей, рассчитывали на денеж­ ную доплату... Но какие же они, бтн дети, которых здесь не только сбуча- 'ют профессии, но и кормят, одевают, развлекают. ' .-.Я попросил разрешения по­ присутствовать на уроке. А войдя в класс, удивился. №■ трех рядов столов и стульев был з;анят. лишь один, у окна. На среднем сидел один ученик. А занималась здесь как раз одна из групп 2-го курса. - — Что же так мало людей? — невольно спррсил к. — Хватит, грубый, само­ довольный бас послышался из самого угла. ^— - --Это -еще хорошо, — -успо­ коил меня другой, более добро­ душный.;. Наверное, правильно реши­ ли делать доплату только са­ мым лучшим ученика'м- Сидя в этом классе,' я вспом- иил молодцов из 27-го 1 ^или- ща, которые забавы ради раз­ весили свой воскресный паек на ветках деревьев, растущих вдоль училища. А паек состо­ ял из вареных цыплят. В- том же училище в туалете была найдена вместительная короб­ ка, где лежали печенье, конфе­ ты, карамель, банки консервов и прочее питание для учащих­ ся СПТУ... Признаться, стыдно было сльипать обо всем этом. И захотелось обратиться к Карлу Марксу. «Под воспитанш ём, — шкал он, — мы пони­ маем три вещи: во-первых, ум­ ственное воспитание; во-вто- рь 1 х, физическое;' в-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принци­ пами всех процессов прбизвод ства и одновременно дает ре­ бенку и подростку навыки об­ ращения с простейшими оруди­ ями производства». Это высказывание позволя­ ет осознать в полную меру гражданскую черствость. И проблемы 'с «неблагодарными», возникшие так остро сейчас, связаны именно с безответст­ венным отношением к тем предметам, которые дают ум: ственное воспитание, а значит, прежде всего, и духовное. Толь­ ко оно может научить, что «Долг платежом красен», «Бе­ ри; да помни»!, «Умел взять, умей и отдать», «Долг — пер­ вый наследник». И как жаль, что сами юные не понимают, что незаслуженные'" подаршг могут низвести их до состоя­ ния неразмьипляющей массы- Можно, конечно, обвинить взрослых в воспитании такого вот иждивенчества. Но после посеш,ения училища мгю хочет­ ся спросить ребят; а сахш вы думаете над тем, какими людь­ ми вырастите? Г. РЯЗАНЦЕВ. Грушга энтуз«шстов-пснхологов, исполь­ зуя приемы аутогенной тренировки, демон- ст 1 нчигет возможиостн человеческой па­ мяти. Эту группу образовал мо<а«искин центр развития- эйдетической памяти. Здесь под руководством психологов прохо­ дят занятия, позволяюшце раскрыть резер­ вны человеческого организма. Недавно в . московском общественио-политическом центре Пролетарского района собрались на трехдаевную встречу свыше 40 пред­ ставителей центров развишя эйдетической. пам:яти из Москвы в Московской области, Тбилиси, Риги, Пятигорска, Красноярска, Ижевска. НА СНИМКЕ: 15-летний Давид Донадзе из Грузии в результате тренировок образ­ ной памяти может свободно производить умножение трехзначных чисел в течение одной минуты или отгадывание на оп^пь цвета различных листов бумаги. НА СНИМКЕ вверху; 12-летняя Женя Гуртуджян из города Пятигорска за пол- мявуты вызывает у себя состошше «оде­ ревенения». В этом положении она запо­ минает таблицу из 30 фигур. (Фотохрюника ТАСС;. УКРАИНСКАЯ ССР. Николаевская область. Что знаем мы о действии мыслен­ ной суггестии — бессловесной формы внушения? Именно ее используют в своих экспериментах Альберт Венедиктович Йг^ натенко, Действительный член Всесоюзно­ го обш^сша пжологов, автор я нспоу Т ни - теЛь программы психологических опытов «Твои возможности, человек». Как показали опыты, проводимые А- йг- натекко, он моясет путем внушення в тече­ ние минуты переключить человека на са­ моконтроль, н тот уже сам будет управ: лять своей психикой. А если потом в тече­ ние 3 месяцев давать ему определенные упражнешя по 2 — 3 минуты два раза в день, то программа полученная человекрм через внушение, за»фепится на всю жизнь. ' Контакты с суггестологом поднимают у людей душевшпе склы, как бы дают про­ грамму на «добро». Н.А СНИМКЕ; воспитание внушением концентра 1 ЦШ внимания у человека с уста­ новкой на хорошую память. (Фотохроника 'ТАСС). В ФОКУСЕ — К01-1ФЛИКТ Дорогие девочки! Мы с вами пишем письма, даем добрые советы совершен­ но незнакомым Аллам, Танйм, Светам, а между собой... Ча­ сто ли мы бываем такими на Я — рдиа лась. Но я одна, а их все-та­ ки 30 человек. Не буду писать "тяном деле? Нет, ^аше ■-еплет -—об унижениях, которые пере- ни, грязь, шушуканье за спи­ ной. Мне это пришлось испы­ тать на себе. Вернее, не пришлось, а прихо­ дится. Дело в том, что в клас­ се меня невзлюбили с самого начала. У нас учатся дети из­ вестных- в городе продавцов, врачей и т. л. И возможно­ сти дочери скромной прачки... Я не была пассивной, боро- несла и переношу. Вы же зна­ ете, как школьники любят раз­ ного рода ссудилиша». Мало того, что в классе меня все ненавидят, обращаются лишь за тем, чтобы выкрикнуть кол­ кость, так еще стараются уче­ ников других классов настро­ ить против меня. Я чувствую, что схожу с ума. Вот уже целый месяц мне снится один и тот же сон-кошмар: поезд, который вот-вот на меня на­ едет. Нервная стала, кричу, срываюсь, не могу себя оста­ новить. И была-то, кажется, создан^ для любви и нежно- ~ сти, а теперь любимое занятие — распинать дождевых чер­ вей (весной) иголками от ши- ’ повника. Сама виновата, не смогла - вовремя им как следует отве­ тить. А теперь поздно. Госпо­ ди, неужели все потеряно? Помогите мне, умоляю! Доб рым советом. А больше ничего и не нужно. Алиса К-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz