Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

и ф евраля 1989 г, Л Е Н И Н Е Ц • II " "И 'И . ^ п ------- * первую половину «рошедше- й' 4 ‘'Леиишт>аде ;Я области йо вине; {Й»^оов бойее 5(Ю человек ранены, 54 погибли. Забавы юных мотоциклистов перерастают в аре- ступлення. Не слишком ли доро­ гая цена за удовольствие прока­ титься с ветерком -- человечес­ кая жизнь? Проблему надо решать всем миром, одни запреты не помогут. Необходимы организационные ме­ ры, стоит всерьез подумать о соз­ дании общегородского клуба ро­ керов, об их обучении, свое слово должны сказать ’ комсомол, ДОСААФ. НА СНИМКАХ; о 1 ш называют себя рокерами; опасные игры. (Фотохроника ТАСС). Процесс расширения гласно­ сти и демократизации факти­ чески стимулировал количе­ ственный и качественный рост самодеятельных объединений. Сколько и каких объединений действует сегодня в стране, каков состав их участников?- К сожалению, точных дан­ ных об этом нет. Распростра­ ненная в печати цифра — 30 тысяч I— носит^ так сказать, «среднепотолочный» характер. На основе практического опыта работы в настоящее время можно лишь предполо­ жить, что в состав объедине­ ний входит значительная (до 20—30 процентов в крупных городах) часть учащейся мо­ лодежи, меньшее количество интеллигенции, небольшое число молодых рабочих. В среде сельской молодежи «не­ формалов» практически нет. Скорее всего, это связано с территооиальной разобщенно­ стью молодежи. Можно согласиться с под­ счетами специалистов, ут-' верждающих, что в самодея­ тельном движении существу­ ет до 200 разного рода на­ правлений. Около половины членов объединений — моло­ дежь в возрасте до 30 лет. 70—80 процентов из них — комсомольцы. ДОСУГОВЫЕ ГРУППЫ Подавляющее большинство их участников занимаются прослушиванием современной музыки, физкультурно-оздо­ ровительной , деятельностью, увлекаются авторской пес­ ней, эстрадными «звездами», современными танцами, видео­ записями,- театром, литера­ турой. По сведениям Всесоюз­ ного научно-методического центра Министерства культу­ ры СССР, в 1986 году только в системе этого ведомства существовало около 100 ты­ сяч любительских объедине-; ний. Металлисты —^ поклонники музыки в стиле «хэви металл рок». Ребят в таких группах привлекает принадлежность к «знатокам», совместное ппослушивание и общий вос- тоог. Приверженность к «хэ­ ви-металл» нередко прояв­ ляется и в одежде, подража­ ющей кумирам^ западных рок-групп: кожаные куртки и безрукавки, цепи и значки, боаслеты и напульсники с ме­ таллическими шипами. Рокеры (музыкальные) ^ самодеятельные рок-группы. Едва научившись играть, мно­ гие из них стфемятся сразу выйти на концертную эстраду, записывают и распространя­ ют свои программы на магни- тоЛонных лентах. Идолопоклонники - - почита­ тели знаменитых артистов. Часть юношей и девушек при­ влекает возможность спеку­ ляции интимной информацией об известных певцах и арти­ стах для того, чтобы их име­ нами привлечь к себе внима­ ние окружающих, как бы са­ моутвердиться за их счет. Рокеры («ночные всадники») — группы молодежи, объеди­ ненные общей любовью к тех­ САМОЛЕЯТЕЛЬНЫЕ ДВИШЕИИЯ МОЛОДЕЖИ нике. Мотоциклисты в возрас­ те от 14 до 20 лет. ■ Нередки случаи управления мотоцик­ лом без водительсХих прав. Спортивные фанаты — бо­ лельщики ведущих футболь­ ных команд страны. Они име- 1 ч)т своих организаторов, по­ стоянные места сбора (вне стадиона), используют на­ бор речевок; превозносящих свою команду и унижающих команды соперников. Хайлафисты («<у 1 ивки об­ щества») — молодые люди, у которых потребность в само­ утверждении отождествляется с обладанием «престижными вещами». Они стремятся по­ больше и побыстрее исполь­ зовать средства и жизненные блага, накопленные родите­ лями, нередко спекулируют дефицитными товарами. Фарцовщики. Те, кто умеет достать и перепродать дефи­ цитные вещи. Дело, вроде бы, глубоко индивидуальное, тем не менее эти люди также объединяются. Обычно у них есть места для сбора, прове­ дения своих незаконных опе­ раций — «толкучка», «туча» и др. В Ленинграде распро­ странены т. н. мажоры — «ту­ сующиеся фарцовнщки», оде­ вающиеся в одежду, произво­ димую исключительно в од­ ной стране, — Франции, Ита­ лии, ФРГ и других. «Театральные фирмы». В Москве и некоторых других городах существуют' «фир­ мы», занимающиеся скупкой и распределением театраль­ ных билетов. Все популярные театры разделяются ими на сферы влияния. Специально назначенный дежурный подъезжает вечером накану­ не распродажи к кассе с гото­ вым списком очереди. Боль­ шая часть списка бывает обыч­ но заполнена -вымышленны­ ми Фамилиями. Основная часть нанятых «фирмой» для приобретения билетов —- сту­ денты. Между «фирмами» су­ ществует система обмена би­ летами, свои «банкиры», «кас­ сы взаимопомощи» и пр. «ДРАЧУНЫ» Дворовые команды. Подро­ стки нередко делятся на кла­ ны по дворам, школам, ули­ цам. Причём «чужому» сле­ дует спрашивать разрешения на пересечение «границы». Есть в группах свои прави- - ла: старшие домандуют младшими, за провинности ^ наказывают жестоко, главный инструмент управления и поддержания дисциплины — кулак. Столкновения враж­ дующих Трупп происходят не стихийно, а являются их целью, смыслом существова­ ния. Группы «Борьбы со злом». Распространение .здоровых команд и других неформаль­ ных группировок, особенно ме­ таллистов, хиппи и пр., при­ вело к появлению целого класса групп, специализирую­ щихся на «борьбе» с ними. Одни из них видят в этом форму борьбы с жульем, каз­ нокрадами и прочей «дря­ нью». В них нередко входят воины запаса, выполнявшие свой интернациональный долг в Афганистане. Методы дей­ ствия таких групп в основном те же, что и у противЯКков, —‘кулачные. Каратисты. Отдельных юно­ шей и девушек привлекают групповые занятия каратэ. В том виде, в котором им часто занимаются, каратэ пропове­ дует культ насилия, бездухов­ ность, суперменства. АУТСАЙДЕРЫ Панки. Молодежь этих групп отличает негативное отноше­ ние к любому Труду, соци­ альный паразитизм, поверх-, ностная начитанность, край­ не высокое самомнение. Под­ ражая западным панкам, они бреют виски, устраивают не- мыр,)|имые разноцветные при­ чески на голове и пр. «Мы — , плебеи, нам все можно». — декларируют панки. Некото­ рые группировки претендуют на создание некой «идеоло­ гии», «культуры» (контркуль­ туры), . системы ценностей, которые отличны от духов­ ных ' ценностей нашего обще­ ства, рассматривают себя, как некое движение. «Хиппи» («Система»). Пер­ вые объединения подражате­ лей западным хиппи появились в нашей стране в 60-е годы. «Система» в сегодняшнем виде возникла в момент взросления хиппующих и их раздела на «вписавшихся» и не «вписавшихся» в общество. ■В нее входит, например, инже­ нер. поругавшийся с началь­ ством и заживший второй жиз­ нью, девушка из «профессор­ ской семьи», сбежавшая от подобранного родителями же­ ниха, бывший работник мили­ ции. отсидевший за драку и пустившийся бродяжничать, и другие. Общая численность «хип­ пи» в нашей стране невелика — три—пять тысяч человек, но достаточно стабильна на протяжении последних •лет. «Системных» людей не надо путать с теми, кто исполыует символику хиппи как моду, Секты нетрадиционных ре­ лигий. Питательной средой для их формирования служит вера части молодых людей в приметы, ведьм, знахарей, гороскопы и сонники,. увлече­ ние спиритизмом, а также интерес ,к идеалистической философии, биополю, экстра­ сенсному общению!, «очище­ нию души» путем голодания и специальной гимнастики. «Любители» фашистской снмволикц. группы молодых людей, которые любят пори­ совать фашистскую симво- вику, использовать ее в ёво^ ей одежде или при общении, глумятся над памятью погиб­ ших в годы войны, фарцуют регалиями «третьего рейха», пытаются . «отмечать» день рождения Гитлера. Имеются и группки, пытающиеся воз­ родить идеологию фашизма, призывающие к смене наше­ го строя. Численность таких групп невелика. ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ (самодеятельные общественно- политические клубы) ' В последнее время к клас­ су неформальных стали от­ носить ряд типов самодея­ тельных объединений, кото­ рые уже длительное время за­ нимаются общественной ра­ ботой, вторгаясь при этом в сферу деятельности тех или иных ведомств и организаций. Многие существуют в нашей . стране десятилетия. Центры и фонды молодеж­ ной инициативы. Несколько сотен таких центров и фондов существует пракхически во всех регионах страны. Часть из них оформлены как люби­ тельские объединения, часть — как центры НТТМ, некото­ рые имеют статус доброволь­ ного общества. Центры' ' и фонды, занимаются практиче­ ски всеми сферами хозяйств венной деятельности, в пер­ вую очередь - связанной , с удовлетворением социально- экономических потребностей молодежи. Объем заказов некоторых фондов уже пре­ вышает миллион рублей. Экологисты. По данным Всесоюзного исследования 84 процента опрошенных юно­ шей и девушек считают, что охрана природы и ее ре­ сурсов является правом и обязанностью каждого со­ ветского гражданина. Эко­ логическое движение охваты­ вает практически всю стра­ ну. Наиболее активна в этой деятель.чости учащаяся мо­ лодежь. Группы по восстановлению памятников культуры суще­ ствуют повсеместно. Они уст­ раивают митинги, выставля- •ют пикеты возле обреченных на снос зданий, создают свои советы и координацион­ ные центры и мешают спокой­ ной жизни учреждений, ответ­ ственных за охрану памятни­ ков страны. Военно - патриотические клубы. Наряду с существую­ щими кружками этого на­ правления в последние годы стало заметно стихийное дви­ жение молодых воинов запа­ са. Оно стало своеобразной реакцией на бюрократические методы в военнокпатриотиче- ском воспи-?ании “молодежи', слабую ее подготовку к. служ­ бе, неуставные взаимоотноше­ ния в Вооруженных Силах и прочее. Культурно - творческие объединения. Стремятся спе­ цифическими средствами культуры побороться за ре­ шение важнейших социальных проблем общества. Более пят­ надцати лет существуют, на­ пример, коллективы полит- песни. Интердвижение. Отсчиты­ вает свою историю с начала 60-х годов, когда в нашей стране сформировалось мощ­ ное движение солидарности с народом борющейся Кубы. Включает в себя интербри­ гады, действующие в летний период как коммунистические отряды или отряды безвоз­ мездного труда, и часть клу­ бов интернациональной дру­ жбы. Общая численность дви­ жения — 10—20 тысяч чело­ век. «Милосердие». Главное на­ правление деятельности дви­ жения — патронаж над ста­ риками, инвалидами, всеми людьми, которые нуждаются в помощи. Наиболее мощные центры движения существуют в Москве и Ленинграде. В чи­ сле перспективных задач дви­ жения — создание хозрасчет­ ных центров, позволяющих обеспечить инвалидов, много­ детных и одиноких матерей постоянными приработками, наладить выпуск надежных и удобных средств передвиже­ ния для инвалидов, создакие Всесоюзного фонда милосер­ дия и другие, проблемы. Миротворческое движение. Данное движение объединяет т. н. «неформальных борцов» за мир. Взгляды миротвор­ цев нередко наивны. Многим участникам движения близки требования иацифистов, идеи нетрадиционной религиозно-, сти. «Социалистические общест­ венные клубы» (СОК) — груп­ пы и клубы, стремящиеся се­ годня непосредственно участ^ вовать в управлении ’ делами государства, перестройке по­ литической системы нашего общества. Большинство чле­ нов таких объединений — молодые люди в воз)засте' от 25 до 35 лет, имеюшде выс­ шее и незаконченное высшее образование. В отличие от правозащитных клубов и Групп СОКи не^ ставят своей задачей отказ от соцкалисти- ческого строя, но предлагают очень радикальные, нередко экстремистские решения. Их отличает неуважительное от­ ношение к 'комсомолу, стрем­ ление сотрудничать лишь с «прогрессивными ■ деятеля.мн партии». Н. ФИЛАТОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz