Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
и ф евраля 1989 г, Л Е Н И Н Е Ц • II " "И 'И . ^ п ------- * первую половину «рошедше- й' 4 ‘'Леиишт>аде ;Я области йо вине; {Й»^оов бойее 5(Ю человек ранены, 54 погибли. Забавы юных мотоциклистов перерастают в аре- ступлення. Не слишком ли доро гая цена за удовольствие прока титься с ветерком -- человечес кая жизнь? Проблему надо решать всем миром, одни запреты не помогут. Необходимы организационные ме ры, стоит всерьез подумать о соз дании общегородского клуба ро керов, об их обучении, свое слово должны сказать ’ комсомол, ДОСААФ. НА СНИМКАХ; о 1 ш называют себя рокерами; опасные игры. (Фотохроника ТАСС). Процесс расширения гласно сти и демократизации факти чески стимулировал количе ственный и качественный рост самодеятельных объединений. Сколько и каких объединений действует сегодня в стране, каков состав их участников?- К сожалению, точных дан ных об этом нет. Распростра ненная в печати цифра — 30 тысяч I— носит^ так сказать, «среднепотолочный» характер. На основе практического опыта работы в настоящее время можно лишь предполо жить, что в состав объедине ний входит значительная (до 20—30 процентов в крупных городах) часть учащейся мо лодежи, меньшее количество интеллигенции, небольшое число молодых рабочих. В среде сельской молодежи «не формалов» практически нет. Скорее всего, это связано с территооиальной разобщенно стью молодежи. Можно согласиться с под счетами специалистов, ут-' верждающих, что в самодея тельном движении существу ет до 200 разного рода на правлений. Около половины членов объединений — моло дежь в возрасте до 30 лет. 70—80 процентов из них — комсомольцы. ДОСУГОВЫЕ ГРУППЫ Подавляющее большинство их участников занимаются прослушиванием современной музыки, физкультурно-оздо ровительной , деятельностью, увлекаются авторской пес ней, эстрадными «звездами», современными танцами, видео записями,- театром, литера турой. По сведениям Всесоюз ного научно-методического центра Министерства культу ры СССР, в 1986 году только в системе этого ведомства существовало около 100 ты сяч любительских объедине-; ний. Металлисты —^ поклонники музыки в стиле «хэви металл рок». Ребят в таких группах привлекает принадлежность к «знатокам», совместное ппослушивание и общий вос- тоог. Приверженность к «хэ ви-металл» нередко прояв ляется и в одежде, подража ющей кумирам^ западных рок-групп: кожаные куртки и безрукавки, цепи и значки, боаслеты и напульсники с ме таллическими шипами. Рокеры (музыкальные) ^ самодеятельные рок-группы. Едва научившись играть, мно гие из них стфемятся сразу выйти на концертную эстраду, записывают и распространя ют свои программы на магни- тоЛонных лентах. Идолопоклонники - - почита тели знаменитых артистов. Часть юношей и девушек при влекает возможность спеку ляции интимной информацией об известных певцах и арти стах для того, чтобы их име нами привлечь к себе внима ние окружающих, как бы са моутвердиться за их счет. Рокеры («ночные всадники») — группы молодежи, объеди ненные общей любовью к тех САМОЛЕЯТЕЛЬНЫЕ ДВИШЕИИЯ МОЛОДЕЖИ нике. Мотоциклисты в возрас те от 14 до 20 лет. ■ Нередки случаи управления мотоцик лом без водительсХих прав. Спортивные фанаты — бо лельщики ведущих футболь ных команд страны. Они име- 1 ч)т своих организаторов, по стоянные места сбора (вне стадиона), используют на бор речевок; превозносящих свою команду и унижающих команды соперников. Хайлафисты («<у 1 ивки об щества») — молодые люди, у которых потребность в само утверждении отождествляется с обладанием «престижными вещами». Они стремятся по больше и побыстрее исполь зовать средства и жизненные блага, накопленные родите лями, нередко спекулируют дефицитными товарами. Фарцовщики. Те, кто умеет достать и перепродать дефи цитные вещи. Дело, вроде бы, глубоко индивидуальное, тем не менее эти люди также объединяются. Обычно у них есть места для сбора, прове дения своих незаконных опе раций — «толкучка», «туча» и др. В Ленинграде распро странены т. н. мажоры — «ту сующиеся фарцовнщки», оде вающиеся в одежду, произво димую исключительно в од ной стране, — Франции, Ита лии, ФРГ и других. «Театральные фирмы». В Москве и некоторых других городах существуют' «фир мы», занимающиеся скупкой и распределением театраль ных билетов. Все популярные театры разделяются ими на сферы влияния. Специально назначенный дежурный подъезжает вечером накану не распродажи к кассе с гото вым списком очереди. Боль шая часть списка бывает обыч но заполнена -вымышленны ми Фамилиями. Основная часть нанятых «фирмой» для приобретения билетов —- сту денты. Между «фирмами» су ществует система обмена би летами, свои «банкиры», «кас сы взаимопомощи» и пр. «ДРАЧУНЫ» Дворовые команды. Подро стки нередко делятся на кла ны по дворам, школам, ули цам. Причём «чужому» сле дует спрашивать разрешения на пересечение «границы». Есть в группах свои прави- - ла: старшие домандуют младшими, за провинности ^ наказывают жестоко, главный инструмент управления и поддержания дисциплины — кулак. Столкновения враж дующих Трупп происходят не стихийно, а являются их целью, смыслом существова ния. Группы «Борьбы со злом». Распространение .здоровых команд и других неформаль ных группировок, особенно ме таллистов, хиппи и пр., при вело к появлению целого класса групп, специализирую щихся на «борьбе» с ними. Одни из них видят в этом форму борьбы с жульем, каз нокрадами и прочей «дря нью». В них нередко входят воины запаса, выполнявшие свой интернациональный долг в Афганистане. Методы дей ствия таких групп в основном те же, что и у противЯКков, —‘кулачные. Каратисты. Отдельных юно шей и девушек привлекают групповые занятия каратэ. В том виде, в котором им часто занимаются, каратэ пропове дует культ насилия, бездухов ность, суперменства. АУТСАЙДЕРЫ Панки. Молодежь этих групп отличает негативное отноше ние к любому Труду, соци альный паразитизм, поверх-, ностная начитанность, край не высокое самомнение. Под ражая западным панкам, они бреют виски, устраивают не- мыр,)|имые разноцветные при чески на голове и пр. «Мы — , плебеи, нам все можно». — декларируют панки. Некото рые группировки претендуют на создание некой «идеоло гии», «культуры» (контркуль туры), . системы ценностей, которые отличны от духов ных ' ценностей нашего обще ства, рассматривают себя, как некое движение. «Хиппи» («Система»). Пер вые объединения подражате лей западным хиппи появились в нашей стране в 60-е годы. «Система» в сегодняшнем виде возникла в момент взросления хиппующих и их раздела на «вписавшихся» и не «вписавшихся» в общество. ■В нее входит, например, инже нер. поругавшийся с началь ством и заживший второй жиз нью, девушка из «профессор ской семьи», сбежавшая от подобранного родителями же ниха, бывший работник мили ции. отсидевший за драку и пустившийся бродяжничать, и другие. Общая численность «хип пи» в нашей стране невелика — три—пять тысяч человек, но достаточно стабильна на протяжении последних •лет. «Системных» людей не надо путать с теми, кто исполыует символику хиппи как моду, Секты нетрадиционных ре лигий. Питательной средой для их формирования служит вера части молодых людей в приметы, ведьм, знахарей, гороскопы и сонники,. увлече ние спиритизмом, а также интерес ,к идеалистической философии, биополю, экстра сенсному общению!, «очище нию души» путем голодания и специальной гимнастики. «Любители» фашистской снмволикц. группы молодых людей, которые любят пори совать фашистскую симво- вику, использовать ее в ёво^ ей одежде или при общении, глумятся над памятью погиб ших в годы войны, фарцуют регалиями «третьего рейха», пытаются . «отмечать» день рождения Гитлера. Имеются и группки, пытающиеся воз родить идеологию фашизма, призывающие к смене наше го строя. Численность таких групп невелика. ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ (самодеятельные общественно- политические клубы) ' В последнее время к клас су неформальных стали от носить ряд типов самодея тельных объединений, кото рые уже длительное время за нимаются общественной ра ботой, вторгаясь при этом в сферу деятельности тех или иных ведомств и организаций. Многие существуют в нашей . стране десятилетия. Центры и фонды молодеж ной инициативы. Несколько сотен таких центров и фондов существует пракхически во всех регионах страны. Часть из них оформлены как люби тельские объединения, часть — как центры НТТМ, некото рые имеют статус доброволь ного общества. Центры' ' и фонды, занимаются практиче ски всеми сферами хозяйств венной деятельности, в пер вую очередь - связанной , с удовлетворением социально- экономических потребностей молодежи. Объем заказов некоторых фондов уже пре вышает миллион рублей. Экологисты. По данным Всесоюзного исследования 84 процента опрошенных юно шей и девушек считают, что охрана природы и ее ре сурсов является правом и обязанностью каждого со ветского гражданина. Эко логическое движение охваты вает практически всю стра ну. Наиболее активна в этой деятель.чости учащаяся мо лодежь. Группы по восстановлению памятников культуры суще ствуют повсеместно. Они уст раивают митинги, выставля- •ют пикеты возле обреченных на снос зданий, создают свои советы и координацион ные центры и мешают спокой ной жизни учреждений, ответ ственных за охрану памятни ков страны. Военно - патриотические клубы. Наряду с существую щими кружками этого на правления в последние годы стало заметно стихийное дви жение молодых воинов запа са. Оно стало своеобразной реакцией на бюрократические методы в военнокпатриотиче- ском воспи-?ании “молодежи', слабую ее подготовку к. служ бе, неуставные взаимоотноше ния в Вооруженных Силах и прочее. Культурно - творческие объединения. Стремятся спе цифическими средствами культуры побороться за ре шение важнейших социальных проблем общества. Более пят надцати лет существуют, на пример, коллективы полит- песни. Интердвижение. Отсчиты вает свою историю с начала 60-х годов, когда в нашей стране сформировалось мощ ное движение солидарности с народом борющейся Кубы. Включает в себя интербри гады, действующие в летний период как коммунистические отряды или отряды безвоз мездного труда, и часть клу бов интернациональной дру жбы. Общая численность дви жения — 10—20 тысяч чело век. «Милосердие». Главное на правление деятельности дви жения — патронаж над ста риками, инвалидами, всеми людьми, которые нуждаются в помощи. Наиболее мощные центры движения существуют в Москве и Ленинграде. В чи сле перспективных задач дви жения — создание хозрасчет ных центров, позволяющих обеспечить инвалидов, много детных и одиноких матерей постоянными приработками, наладить выпуск надежных и удобных средств передвиже ния для инвалидов, создакие Всесоюзного фонда милосер дия и другие, проблемы. Миротворческое движение. Данное движение объединяет т. н. «неформальных борцов» за мир. Взгляды миротвор цев нередко наивны. Многим участникам движения близки требования иацифистов, идеи нетрадиционной религиозно-, сти. «Социалистические общест венные клубы» (СОК) — груп пы и клубы, стремящиеся се годня непосредственно участ^ вовать в управлении ’ делами государства, перестройке по литической системы нашего общества. Большинство чле нов таких объединений — молодые люди в воз)засте' от 25 до 35 лет, имеюшде выс шее и незаконченное высшее образование. В отличие от правозащитных клубов и Групп СОКи не^ ставят своей задачей отказ от соцкалисти- ческого строя, но предлагают очень радикальные, нередко экстремистские решения. Их отличает неуважительное от ношение к 'комсомолу, стрем ление сотрудничать лишь с «прогрессивными ■ деятеля.мн партии». Н. ФИЛАТОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz