Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н Е Ц 11 ф евр ал я 1989 г . С ЧЕМ ИДЕМ НА ВЫБОРЫ Валентина Ивановна Сун- деева, кандидат в народные депутаты СССР по ^Елецко­ му территориальному из­ бирательному округу № 221. — Может показаться, что о том, о чем много ду­ маю, о чем, волнуюсь, рас­ сказ свой начну издалека. А вспоминается мне сейчас вот что; толь1го начались заня­ тия в пединституте, куда, к великой радости, поступила, объявили набор в танцеваль­ ный кружой. Пошла. Но там девушки из города такие раскованные, такие неуны- ваюцще, а я по сравнению с ними просто «деревянная». Походила на несколько за­ нятий, бтюеила. Потом в фо­ токружок записалась. Дума­ ла, здесь меньше на людях придется быть, отсюда — легче. Но и там показалось, что н е умею . и не сумею смотреть на мир «глазами художника». Когда институт закончи­ ла, где все-таки поборола в себе многие комплексы сельского человека,,очутив­ шегося в городе, решила воспитывать своих будущих учеников так, чтобы в лю­ бом месте чувствовали они себя хозяевами жизни. Но вот уже шестой год ра­ ботаю в ш км е и не увере­ на в том, что мои ученики чувствуют себя уютйей в этом мире. Какие условия ' необ­ ходимы, прежде всего, для воспитания культуры обще­ ния? Во-первых, дети долж­ ны находиться в коллективе, «на людях», как говорится. Ну, а если в классе всего несколько человек? Ну, а рели весь уклад сельской жизни велят вос­ питывать в детях только лю­ бовь к труду да чаще всего к физическому? Взять нашу школу. Детей, способных ра­ ботать в поле, чуть больше сорока. На них. приходится школьный участок в 35 га, колхозный — в Ю, на кото­ ром обрабатывают и убира­ ют свеклу. Да еще летом мальчишки работают чаба­ нами, да еще зимой дети на овцеводческой ферме, да да­ вайте прибавим домашнее хозяйство. Да, работать почти бес­ платно они перестали. 1 жс- считываются с ними скрупу­ лезно, так, что мальчишки- старшеклассники не только магнитофон, но и мотоцикл способны купить сами. Но ведь даже это не избавляет их от того самого комплек­ са. Давно, например. уже знаем, что на экранах горо­ да идет фильм «Дорогая Елена Сергеевна». И в «Ки­ нопанораме» отрывки из не­ го видели, и рецензии на эту картину в газетах читали. А вот сам Лильм в скором бу­ дущем посмотреть не наде­ емся. Когда до нас очередь дойдет? А между тем, несмотря на школьную реформу, до сих пор главный критерий рабо­ ты сельской школы — по­ казатели ее учеников на по­ лях и фермах. К сожалению, редко кто из проверяющих спросит, а новые ли 4®ль- мы в нашем клубе идут, чем надо школу снабдить, чтоб хоть как-то сельских девчо­ нок и мальчишек воспиты­ вать эстетически. Недавно где-то прочитала о том, что деревенские жители, впер­ вые попавшие в театр, при­ ходят в него с привычками потребителя телевидения. А где они, простате, смогли бы грамотными зрителями стать, если до самого окон­ чания школы ни разу в те­ атре не были? Ладно театр, но ведь на­ ши дети и о «видиках», бас­ сейнах, игральных автома­ тах знафт только понаслыш­ ке. Конечно, резонным бу­ дет вопрос: а не слншк<ла ли дорого обойдутся эти аксес­ суары современной жизни для сельской школы, в кото­ рой учеников-то всего во­ семьдесят восемь человек? Сама понимаю: дорого. По­ нимаю и то, чтобы села на­ ши гуще были заселены детьми, их надо просто боль­ ше рожать. А ддж этого, как догадываетесь, ^обходимо много молощлх семей. Но откуда много, напри­ мер. в нашем селе, если де­ вушек гораздо меньше пар­ ней? И уезжают овд не толь­ ко из-за желания вкусить прелести городской жизни, часто из-за того, что в люд­ ной деревне им попросту не­ где работать. Между тем кол­ хоз наш овцеводчесршй, так почему бы не организовать производство по переработ­ ке шерсти, а не отправлять ее -шеведомо куда»? А не будет семей, боль­ ших и дружных, со многими селами случится то же, что случилось с нашей Волхон­ кой. Было это большое село. Кто умер, кто уехал из не­ го. Лишь заколоченные и разрушающиеся дома напо- иншпот о том, что там всего еще несколько лет назад жи­ ли люда. Вот еще — Васи­ льевна. Некогда здесь суще­ ствовала средняя школа. Постепенно необходамость в ней отпала, и всего три человека оттуда ходят в на­ шу, ПластинскуЮ. В скором будущем, видимо, останутся без жителей еще два села. Ну, скажите, не много ли на одно хозяйство? И ска­ жите, не странно ли, что вы­ мирание сел происходит не­ вдалеке от крупнейшего в Европе газопровода, кото­ рый едва не касается тер­ ритории нашего хозяйства. Газификация его намече­ на на ближайшее будущее. А сколько лет прошло с тех пор, как газопровод функци­ онирует? Ну разве не абсурдом яв­ ляется то, что у сельских школьников, этих трудяг с детства, нет возможности получить азы эстетического воспитания, от чего мы все так страдаем? А почему бы, например, не поискать вы­ ход в том, чтобы тот же рай- оннь 1 й отдел народного об­ разования имел всего не­ сколько автобусов специаль­ но для поездки сельских ре­ бятишек на выставки, в те­ атр, кино? Думаю, на содер­ жание этого небольшого автопарка ни одно хозяйст­ во не отказалось бы пере­ числить деньги. Как видите, одна пробле­ ма цепляется за другую. На­ доело смотреть на эту все увеличивающуюся " цепочку. П оэтому даже если не ста­ ну депутатом, очень серьез­ но, с позиции воспитателя детей, просто сельского жи­ теля, буду говорить о проб­ лемах сельской школы, об улучшении социально-эко­ номического уровня дерев­ ни. И не только говорить, прежде всего, действовать. Учитель ПластинсКой шко­ лы Вера Ивановна Зайцева, доверенное лицо В. Сундее- вой: — В то время, когда Ва­ лентина Ивановна пришла работать в нашу шКолу, я была ее директором. И, ес­ тественно, мое положение заставило познакомиться с ней, прежде всего, как с учи­ телем. ПоизнаюсБ, с чувст­ вом радости, помню, вы-, шла с ее урока. Оказалась она человеком очень нерав­ нодушным к своему предме­ ту, а отсюда — и знание ис­ тории, методики ее препода­ вания, умение заинтересо­ вать детей в изучении этого очень сложного предмета. Первые годы работы Ва­ лентины Ивановны осложня­ лись тем, что историю она вела сразу в пяти паралле­ лях классов, а это требова­ ло очень много времени на подготовку к урокам. И тем более, ^ меня пб-хорошему удивляла ее работа е ^'чени-- камй, у которых она была классным руководителем. А класс, помню, до ее при- • хода вечно тревожил неуспе­ ваемостью, пропусками, ссорами между собой. 'Не буду вдаваться в ' подробно­ сти того, что делала с ребя­ тами Валентина Ивановна, тем более, о своих педагоги­ ческих хитростях она и не очень распространялась, г Больше всего мне запомни­ лось частое хождение по до­ кам учеников. Почему именно это? -*Я все удивля­ лась тому, откуда и на это у нее беретсИ • время. А, Удивляясь, ждала, когда она пожалуется на усталость. Много к тому времени виде-! ла я молодых специалистов, которые больше помнили о % своих правах, чем об обя­ занностях. Но Валентина Ивановна не пожаловалась. - Не жаловалась и тогда, ког­ да взялась заведовать крас-: ным уголком в одной из бригад, которая почти в п я - . ти километрах от школы. Понимаю, почему. В силу своих возможностей она старается все делать для того, чтобы жители нашего села знали не только одну ; работу. Вот почему Валенти­ на Ивановна —- и первая пе­ вунья в 'сельском хоре, и первая советчица молодых домохозяек, и первый друг людей пожилых, особенно бывших фронтовиков. К людям, умеюпщм брать на себя больше, чем другие, невозможно не тянуться. Не случайно, наверное, еще в институте Валя Сундеева возглавляла студсовет обще- •жития, не случайно и то, что в школе с большим одобре­ нием отнеслись к назначе­ нию ее завучем. На этой должности она уже второй год. Муж ее, Сергей Николае­ вич, тоже работает в школе военруком. Ничего не имеет против общественных нагру­ зок своей супруги, наоборот, во многом ей помогает., Кстати, он ведущий всех концертов в нашем сельском клубе,,. Растет у них дочь Виктория, ей третий год. Как и многие дети, бывает, боле­ ет. но это никогда не явля­ ется причиной невыхода ее мамы на работу. Каким об­ разом? Это для меня, тоже матери, остается загадкой. Конечно то, что Валенти­ ну Ивановну Сундееву вы­ брали кандидатом в народ­ ные депутаты СССР, для на­ шего села событие большое. Уверена, в каждом доме ве­ черами обсуждается, пред­ полагается исход выборов. Записала Е. СЕРГЕЕВА. Фото В. Строкова. ОБРАЩЕНИЕ участников сургутской встречи ко всем комсо- мольцалА, первичным ком> сомольским организациямг выборным комсомольским органам. Наша организация находится в кризисном состоянии. Волна активно­ сти, поднявшаяся в комсомольских организациях страны при подготовке XX съезда ВЛКСМ, быстро спала. Изменения в жизни союза, которые произошли после съезда, не стали решающими. Если мы и дальше так робко будем двшаться вперед, то потеряем организацию. Авторитет комсомола в целом крайне низок в молодежной среде. Большинство членов вашего .союза состоит в нем лишь формально,, Идущая в-стране перестройка, ре­ шения XIX парткоиференции тре­ буют от молодежи более активной гражданской и политической пози­ ции. Однако излишний централизм нашей организации, узкие рамки действующего Устава и бюрократи­ ческих инструкций не позволяют , нам дышать полной грудью. Пас­ сивность, выжидательная позиция не­ малой части молодежи играют на руку консервативным силам, кото­ рые еще сильны и не утратили на­ дежд на возвращение прежних по­ рядков. Время требует от нас активных и решительных действий. Мы убежде- . ны в том, что назревшие проблемы развития комсомола необходимо вы­ нести на широкую комсомольскую, дискуссию, проведение которой нель­ зя откладывать. Более того, дискус­ сия уже началась, и сургутская встреча подтверждение этому. Мы призываем все комсомольские орга­ низации включиться в дискуссию- и открыто высказать свое мнение по иринципиа.чьньш вопросам деятель- кости Коммунистического Союза Мо­ лодежи. Мы считаем, что требуют широко­ го обсуждения следующие вопросы: 1. Цели и задачи коммунистиче­ ского союза молодежи. 2. Место и роль комсомола в по­ литической системе общества. 3. Место комсомола в молодежном движении страны: должен ли ком­ сомол как политическая организа­ ция защищать интересы всей моло­ дежи? 4. Принципы и конкретные ^ р м ы взаимодействия Коммунистической партии и комсомола. ^ . 5. Взаимоотношения комсомола н молодежных средств массовой ин­ формации. Принципы руководства комсомольской печатью. 6. Соотношение политической и экономической деятельности ВЛКСМ. Признавая марксизм-ленинизм. Программу КПСС своей идеологиче­ ской основой и учитывая политиче­ ский характер, срганизациониую са­ мостоятельность и специфичность комсомола как молодежной ерганн- зацин, мы считаем, что ВЛКСМ дол­ жен • иметь свою собственную про­ грамму, определяющую цели и зада­ чи союза, средства и методы их до-, стижения, место комсомола в поли­ тической системе. Надеемся, что дискуссия сможет определить основ­ ные положения такой программы. Реальная практика нашей ком­ сомольской жизни показывает, что ныне действующий Устав требует пересмотра, поскольку он сдержива­ ет дальнейшее развитие н демежра- тизацию комсомола. Мы обращаемся к ЦК ВЛКСМ с предложением определить порядок работы над проекта.ми нового Ус­ тава, П|рограммы ВЛКСМ, предус­ мотрев широкое демократическое их обсуждение, и принять решение о проведении в йачале 1990 года ЗСХ1 съезда комсомола, на котором рас­ смотреть вопросы о Программе и Ус­ таве ВЛКСМ. ПЕРЕМЕНЫ НЕОБХОДИМЫ, ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ ДЕЙСТВИИ!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz