Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н Е Ц 11 ф евр ал я 1989 г . С ЧЕМ ИДЕМ НА ВЫБОРЫ Валентина Ивановна Сун- деева, кандидат в народные депутаты СССР по ^Елецко му территориальному из бирательному округу № 221. — Может показаться, что о том, о чем много ду маю, о чем, волнуюсь, рас сказ свой начну издалека. А вспоминается мне сейчас вот что; толь1го начались заня тия в пединституте, куда, к великой радости, поступила, объявили набор в танцеваль ный кружой. Пошла. Но там девушки из города такие раскованные, такие неуны- ваюцще, а я по сравнению с ними просто «деревянная». Походила на несколько за нятий, бтюеила. Потом в фо токружок записалась. Дума ла, здесь меньше на людях придется быть, отсюда — легче. Но и там показалось, что н е умею . и не сумею смотреть на мир «глазами художника». Когда институт закончи ла, где все-таки поборола в себе многие комплексы сельского человека,,очутив шегося в городе, решила воспитывать своих будущих учеников так, чтобы в лю бом месте чувствовали они себя хозяевами жизни. Но вот уже шестой год ра ботаю в ш км е и не увере на в том, что мои ученики чувствуют себя уютйей в этом мире. Какие условия ' необ ходимы, прежде всего, для воспитания культуры обще ния? Во-первых, дети долж ны находиться в коллективе, «на людях», как говорится. Ну, а если в классе всего несколько человек? Ну, а рели весь уклад сельской жизни велят вос питывать в детях только лю бовь к труду да чаще всего к физическому? Взять нашу школу. Детей, способных ра ботать в поле, чуть больше сорока. На них. приходится школьный участок в 35 га, колхозный — в Ю, на кото ром обрабатывают и убира ют свеклу. Да еще летом мальчишки работают чаба нами, да еще зимой дети на овцеводческой ферме, да да вайте прибавим домашнее хозяйство. Да, работать почти бес платно они перестали. 1 жс- считываются с ними скрупу лезно, так, что мальчишки- старшеклассники не только магнитофон, но и мотоцикл способны купить сами. Но ведь даже это не избавляет их от того самого комплек са. Давно, например. уже знаем, что на экранах горо да идет фильм «Дорогая Елена Сергеевна». И в «Ки нопанораме» отрывки из не го видели, и рецензии на эту картину в газетах читали. А вот сам Лильм в скором бу дущем посмотреть не наде емся. Когда до нас очередь дойдет? А между тем, несмотря на школьную реформу, до сих пор главный критерий рабо ты сельской школы — по казатели ее учеников на по лях и фермах. К сожалению, редко кто из проверяющих спросит, а новые ли 4®ль- мы в нашем клубе идут, чем надо школу снабдить, чтоб хоть как-то сельских девчо нок и мальчишек воспиты вать эстетически. Недавно где-то прочитала о том, что деревенские жители, впер вые попавшие в театр, при ходят в него с привычками потребителя телевидения. А где они, простате, смогли бы грамотными зрителями стать, если до самого окон чания школы ни разу в те атре не были? Ладно театр, но ведь на ши дети и о «видиках», бас сейнах, игральных автома тах знафт только понаслыш ке. Конечно, резонным бу дет вопрос: а не слншк<ла ли дорого обойдутся эти аксес суары современной жизни для сельской школы, в кото рой учеников-то всего во семьдесят восемь человек? Сама понимаю: дорого. По нимаю и то, чтобы села на ши гуще были заселены детьми, их надо просто боль ше рожать. А ддж этого, как догадываетесь, ^обходимо много молощлх семей. Но откуда много, напри мер. в нашем селе, если де вушек гораздо меньше пар ней? И уезжают овд не толь ко из-за желания вкусить прелести городской жизни, часто из-за того, что в люд ной деревне им попросту не где работать. Между тем кол хоз наш овцеводчесршй, так почему бы не организовать производство по переработ ке шерсти, а не отправлять ее -шеведомо куда»? А не будет семей, боль ших и дружных, со многими селами случится то же, что случилось с нашей Волхон кой. Было это большое село. Кто умер, кто уехал из не го. Лишь заколоченные и разрушающиеся дома напо- иншпот о том, что там всего еще несколько лет назад жи ли люда. Вот еще — Васи льевна. Некогда здесь суще ствовала средняя школа. Постепенно необходамость в ней отпала, и всего три человека оттуда ходят в на шу, ПластинскуЮ. В скором будущем, видимо, останутся без жителей еще два села. Ну, скажите, не много ли на одно хозяйство? И ска жите, не странно ли, что вы мирание сел происходит не вдалеке от крупнейшего в Европе газопровода, кото рый едва не касается тер ритории нашего хозяйства. Газификация его намече на на ближайшее будущее. А сколько лет прошло с тех пор, как газопровод функци онирует? Ну разве не абсурдом яв ляется то, что у сельских школьников, этих трудяг с детства, нет возможности получить азы эстетического воспитания, от чего мы все так страдаем? А почему бы, например, не поискать вы ход в том, чтобы тот же рай- оннь 1 й отдел народного об разования имел всего не сколько автобусов специаль но для поездки сельских ре бятишек на выставки, в те атр, кино? Думаю, на содер жание этого небольшого автопарка ни одно хозяйст во не отказалось бы пере числить деньги. Как видите, одна пробле ма цепляется за другую. На доело смотреть на эту все увеличивающуюся " цепочку. П оэтому даже если не ста ну депутатом, очень серьез но, с позиции воспитателя детей, просто сельского жи теля, буду говорить о проб лемах сельской школы, об улучшении социально-эко номического уровня дерев ни. И не только говорить, прежде всего, действовать. Учитель ПластинсКой шко лы Вера Ивановна Зайцева, доверенное лицо В. Сундее- вой: — В то время, когда Ва лентина Ивановна пришла работать в нашу шКолу, я была ее директором. И, ес тественно, мое положение заставило познакомиться с ней, прежде всего, как с учи телем. ПоизнаюсБ, с чувст вом радости, помню, вы-, шла с ее урока. Оказалась она человеком очень нерав нодушным к своему предме ту, а отсюда — и знание ис тории, методики ее препода вания, умение заинтересо вать детей в изучении этого очень сложного предмета. Первые годы работы Ва лентины Ивановны осложня лись тем, что историю она вела сразу в пяти паралле лях классов, а это требова ло очень много времени на подготовку к урокам. И тем более, ^ меня пб-хорошему удивляла ее работа е ^'чени-- камй, у которых она была классным руководителем. А класс, помню, до ее при- • хода вечно тревожил неуспе ваемостью, пропусками, ссорами между собой. 'Не буду вдаваться в ' подробно сти того, что делала с ребя тами Валентина Ивановна, тем более, о своих педагоги ческих хитростях она и не очень распространялась, г Больше всего мне запомни лось частое хождение по до кам учеников. Почему именно это? -*Я все удивля лась тому, откуда и на это у нее беретсИ • время. А, Удивляясь, ждала, когда она пожалуется на усталость. Много к тому времени виде-! ла я молодых специалистов, которые больше помнили о % своих правах, чем об обя занностях. Но Валентина Ивановна не пожаловалась. - Не жаловалась и тогда, ког да взялась заведовать крас-: ным уголком в одной из бригад, которая почти в п я - . ти километрах от школы. Понимаю, почему. В силу своих возможностей она старается все делать для того, чтобы жители нашего села знали не только одну ; работу. Вот почему Валенти на Ивановна —- и первая пе вунья в 'сельском хоре, и первая советчица молодых домохозяек, и первый друг людей пожилых, особенно бывших фронтовиков. К людям, умеюпщм брать на себя больше, чем другие, невозможно не тянуться. Не случайно, наверное, еще в институте Валя Сундеева возглавляла студсовет обще- •жития, не случайно и то, что в школе с большим одобре нием отнеслись к назначе нию ее завучем. На этой должности она уже второй год. Муж ее, Сергей Николае вич, тоже работает в школе военруком. Ничего не имеет против общественных нагру зок своей супруги, наоборот, во многом ей помогает., Кстати, он ведущий всех концертов в нашем сельском клубе,,. Растет у них дочь Виктория, ей третий год. Как и многие дети, бывает, боле ет. но это никогда не явля ется причиной невыхода ее мамы на работу. Каким об разом? Это для меня, тоже матери, остается загадкой. Конечно то, что Валенти ну Ивановну Сундееву вы брали кандидатом в народ ные депутаты СССР, для на шего села событие большое. Уверена, в каждом доме ве черами обсуждается, пред полагается исход выборов. Записала Е. СЕРГЕЕВА. Фото В. Строкова. ОБРАЩЕНИЕ участников сургутской встречи ко всем комсо- мольцалА, первичным ком> сомольским организациямг выборным комсомольским органам. Наша организация находится в кризисном состоянии. Волна активно сти, поднявшаяся в комсомольских организациях страны при подготовке XX съезда ВЛКСМ, быстро спала. Изменения в жизни союза, которые произошли после съезда, не стали решающими. Если мы и дальше так робко будем двшаться вперед, то потеряем организацию. Авторитет комсомола в целом крайне низок в молодежной среде. Большинство членов вашего .союза состоит в нем лишь формально,, Идущая в-стране перестройка, ре шения XIX парткоиференции тре буют от молодежи более активной гражданской и политической пози ции. Однако излишний централизм нашей организации, узкие рамки действующего Устава и бюрократи ческих инструкций не позволяют , нам дышать полной грудью. Пас сивность, выжидательная позиция не малой части молодежи играют на руку консервативным силам, кото рые еще сильны и не утратили на дежд на возвращение прежних по рядков. Время требует от нас активных и решительных действий. Мы убежде- . ны в том, что назревшие проблемы развития комсомола необходимо вы нести на широкую комсомольскую, дискуссию, проведение которой нель зя откладывать. Более того, дискус сия уже началась, и сургутская встреча подтверждение этому. Мы призываем все комсомольские орга низации включиться в дискуссию- и открыто высказать свое мнение по иринципиа.чьньш вопросам деятель- кости Коммунистического Союза Мо лодежи. Мы считаем, что требуют широко го обсуждения следующие вопросы: 1. Цели и задачи коммунистиче ского союза молодежи. 2. Место и роль комсомола в по литической системе общества. 3. Место комсомола в молодежном движении страны: должен ли ком сомол как политическая организа ция защищать интересы всей моло дежи? 4. Принципы и конкретные ^ р м ы взаимодействия Коммунистической партии и комсомола. ^ . 5. Взаимоотношения комсомола н молодежных средств массовой ин формации. Принципы руководства комсомольской печатью. 6. Соотношение политической и экономической деятельности ВЛКСМ. Признавая марксизм-ленинизм. Программу КПСС своей идеологиче ской основой и учитывая политиче ский характер, срганизациониую са мостоятельность и специфичность комсомола как молодежной ерганн- зацин, мы считаем, что ВЛКСМ дол жен • иметь свою собственную про грамму, определяющую цели и зада чи союза, средства и методы их до-, стижения, место комсомола в поли тической системе. Надеемся, что дискуссия сможет определить основ ные положения такой программы. Реальная практика нашей ком сомольской жизни показывает, что ныне действующий Устав требует пересмотра, поскольку он сдержива ет дальнейшее развитие н демежра- тизацию комсомола. Мы обращаемся к ЦК ВЛКСМ с предложением определить порядок работы над проекта.ми нового Ус тава, П|рограммы ВЛКСМ, предус мотрев широкое демократическое их обсуждение, и принять решение о проведении в йачале 1990 года ЗСХ1 съезда комсомола, на котором рас смотреть вопросы о Программе и Ус таве ВЛКСМ. ПЕРЕМЕНЫ НЕОБХОДИМЫ, ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ ДЕЙСТВИИ!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz