Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

30' декабря 1989 г. ЛР.НЙНЕЦ • 5 XVIII ОБЛАСТНАЯ ОТЧЕТНО-ВЫБОРНАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА КОНФЕРЕНЦИИ - Г ' с. РОЛ ДУГИНА, секретарь комитета комсомола Лебедян­ ской средней школы № 1 Если внимательно прислу­ шаться к тому, за что сейчас в основном критикуют комсо­ мол, то чаще всего можно услышать, что он не может организовать досуг. Я соглас­ на, многие беды у нас в об­ ществе от низкой культуры. И уверена, что воспитать че­ ловека высокой нравственно­ сти нельзя на одних только дискотеках й видеосалонах, а на сегодняшний день во мно­ гих районах это чуть ли не основные формы организации досуга молодежи. Но мы не должны забывать о том, что ВЛКСМ ~ это прежде всего политическая организация. И основы поли­ тической культуры, которые необходимы для работы в та­ кой организации, закладыва­ ются уже в школе. Комсо­ мольские организации в шко­ лах должны смелее искать те новые формы, которые и бу­ дут способствовать полити­ ческому воспитанию ребят Это могут быть и политбои, конференции «послов)?, раз­ личные «мосты» (ролевые иг­ ры по типу телемостов), вик­ торины (наподобие телепере­ дачи «Что? Где? Когда?»), диспуты, суды над негативны­ ми явлениями (политической наивностью, фарцовкой и т. п.). Но это все одноразо­ вые формы. Нужна система политического воспитания А ее формированию, на мой взгляд, будет способствовать создание политклубов в учеб­ ных заведениях нашей обла­ сти. И в этом вопросе обком комсомола не должен ограни­ чиваться методическими ука­ заниями, а как можно чаще выезжать или приходить ту­ да, где есть желание создать такие клубы. Ведь цель их очень хорошая — вооружить ребят знаниями о современ­ ной политической обстановке, идеологической борьбе и по­ мочь им понять свое личное место в этой борьбе. Но и считаю, что нельзя увлекать­ ся только одними формами, нужно еще заботиться и об их содержании. А этому способ­ ствует глубокий анализ дея­ тельности каждой школьной комсомольской организации в отдельности, ибо у разных школ разные традиции и пот­ ребности. И то, что мы в по­ следнее время гнались за ка­ кими-то новыми формами, да­ ет сейчас печальные всходы. Вогт, пример. После XX съезда ВЛКСМ в школах стали создаваться обществен­ ные комиссии по приему в комсомол. Но, по-моему, по­ лучается вот какая картина; на уроке ученик отвечает пе­ ред учителем, так то же са­ мое происходит и на комис­ сии. А разве классное бюро и комитет сами не способны решить этот вопрос? Навер­ няка. многим из вас известны случаи, когда по нескольку месяцев не принимали в ком­ сомол ребят только из-за то­ го, что комиссия никак не могла набрать необходимого количества людей. Но я считаю, что сотрудни­ чество между комсомольской организацией школы и учите­ лями все равно должно быть. Сейчас кругом юворят и пш шут о .самоуправлении, но еще мало кто знает, как ему научиться, чтобы было не на словах, а на деле. И, скорее все­ го, мне кажется, должно быть соуправление, т. е. высшая форма руководства педагогов детским коллективом. В. в. д о н с к и х , первый секретарь обкома КПСС Большой отряд комсомола составляет сту­ денческая и учащаяся молодежь. На ее плечи в будущем ляжет ответственность за научно- технический, социально . экономический, ду­ ховный прогресс общества. И мы, коммунис­ ты, не только рассчитываем на вашу поддер­ жку, НО' и считаем д ^ о м чести поддержать вас, помочь вам, как говорится, стать «на крыло». В области только на дневных отделениях вузов и техникумов обучается сйьцде 31 ты­ сячи молодых людей. И материально - техни­ ческая база их обучения, их быт, их условия жизни—первейшая партийная забота. Только в последнее время в области пущены новые здания металлургического и Конь-Колодезоко- го техникумов, общежитие Липецкого пединститута, завершается строительство ком­ плекса политехнического института. На подхо­ де сооружение других объектов. ^ Наметились позитивные перемены в самом содёржа'нии образования. Созданный в поли­ техническом институте физикогехнологический центр ведет не только разработку перспектив­ ных пучковых технологай, но и готовит кад­ ровое обеспечение будущего производства. Это же специальности XXI века. Елецкий пед­ институт первым в РСФСР перепрофилирует­ ся на подготовку учителя для сельской мало­ комплектной школы. Начата подготовка спе­ циалистов в вузах и техникумах , по заказу предприятий, что должно положительно ска­ заться на качестве профессиональной подго­ товки кадров. Все это ростки нового, перест­ роечного опыта, и мы будем их всемерно развивать. Особый разговор, об участии студентов в научно-исследовательской работе. В своих от­ четах вузы чуть ли не поголовно «охватыва­ ют» студентов различными видами научно-ис­ следовательской деятельности. Но если всмот­ реться, то окажем, в разработке хоздоговор­ ных тем принимают участие лишь 300 сту­ дентов Липецкого педагогического и 250 по­ литехнического институтов в з общего количе­ ства 6.5 тысячи человек. Разрубить' этот «гордиев узел» можно лишь через ^ализацию ленинской мысли об инте­ грации образования, производства и науки. Для новых типов факультете®, для нового вы­ зова времени науке нужны и новые типы спе­ циализированных школ, новые подходы их ор­ ганизации. Конечно, прежде всего это забота админи­ страции вузов, но многое может сделать и комсомольская организация, С мая нынепшего года работает молодеж­ ный центр «Альянс» комитета ВЛКСМ поли­ технического института. За это время вьшол- нен объем работ почти на 150 тысяч рублей, преимущественно в научно-техническом направ­ лении. Хозрасчетный городской молодежный центр «Квант» выполняет объем .работ на 1,2 миллиона рублей. И там. и здесь работают студенты, вьшолняя сложные научно-техничес­ кие задачи. Таким молодежным центрам надо оказывать всяческую помощь и поддержку со стороны местных Советов, хозяйственных ру­ ководителей, общественности. Мы поддерживаем и деятельность обкома ВЛКСМ, направленную на развитие хоз]^счет- ных молодежных предприятий и центров. Как прозвучало в докладе, они выполняют работы почти на 2 миллиона .рублей в год. Много это или мало? Думаю, возможности их раскрыты не полностью. Эти предприятия охватывают лишь несколько городов, да и там молодежи ставят непроходимые рогатки. Мне рассказали, что недавно Усманский райисполком в обход постановления Совета Министров СССР пы­ тался забрать в местный бюджет 35 процен­ тов доходов молодежного предприятия «Ритм» 'Это, конечно, верх административного зуДа, и мы спросим с виновников по полному счету партийной взыскательности. Нужно не тормо­ зить, не ставить палки в колеса, а развивать, поощрять творческую инициативу молодежи. И. поверьте, дорогие друзья, мы для этого сил не пожалеем. Среди делегатов вашей конференции—нема­ ло молодых коммунистов. Здесь -и партийные работники, работники советских, некоторых хозяйственных органов. От их отношения к комсомолу во многом зависит уровень комсомольских организаций, сохщальяой и по­ литической активности молодежи. В новых условиях многие партийные коми, теты стремятся по-новому строить свои отно­ шения с комсомольскими организациями, боль, ше с ними советоваться, помогать в решении молодежных проблем. Однако нередко дают о себе знать и .рецидивы -безапелляционного командования, пренебрежительного отношения К-. предложениям, инициативам комсомоль­ цев, Не изжито представление о комсомоле как о некой--тюдсобной и послушной силе, работающей «на подхвате». Такой подход бюро обкома партии реши­ тельно осуждает. Секретари и члены бюро обкомд, горкомов. райкомов партии этой осенью, накануне Всесоюзного студенческого форума, встречались с молодежью, вели ожив, ленную дискуссию и договорились, что партий­ ные организации свое политическое, идейное влияние на комсомол должны осуществить не в режиме опек или команд, а демократичным диалогом, взаимопониманием и ^'важением, де­ ловым сотрудничеством. На отчетно-выборных комсомольских собра­ ниях и конференциях были высказаны крити­ ческие замечания и предложения по широко­ му нр^гу социально-экономических, духовных проблем. На областную конференцию вносится проект комплексной програм,мы «Молодежь». Бюро обкома, партийные комитеты на мес­ тах. внимательно отнесутся к поставленным во­ просам и примут необходимые меры для их разрешения. Думаю, что и ■коммунистам-ру- ководителям советских, профсоюзных, хозяйст­ венных органов, предприятий и учреждений следует круто пове|рнуться лицом к молодежи, ■к ее нуждам и заЛтам . Надо всячески способствовать расширению ее представительства в советских и профсоюз­ ных органах, вовлечению в управленческие про­ цессы. Обеапечнть обязательное участие при распределении жилья, мест в дошкольных уч­ реждениях, путевок для отдыха, при решении других жизненно важных вопросов. Будет правильньш также расширить строи­ тельство молЪяежно-жилищнь(х комплексов, принять меры по укреплению базы, развитию сферы досуга, физкультуры и спорта. Понятно, что комсомольцы, молодежь дол­ жны сами решительнее отстаивать свои инте­ ресы. Но и партийные организации обязаны поправлять тех. руководителей, которые, по­ просту говоря, уходят от решения молодеж­ ных проблем, проявляют равнодушие или черствость. И. сизых, машинист Лев-Толстовского депо, член РК ВЛКСМ Несмотря ни на что, моло­ дежь была и остается в сущ­ ности своей боевой, задор­ ной. Разобщенность? Да. Не хватает сегодня единства, меньше становится общих дел. Думаю, это от укоренившего­ ся в жизни формализма. Вот конкретный пример из нашей первичной организации. Заго­ релись ребята добрым, полез­ ным делом: старый брошен­ ный паровоз решили сдать в металлолом, а деньги хотели использовать на материаль­ ное поощрение лучших комсо­ мольцев, передовиков произ­ водства. Воодушевились. по­ чувствовали хоть малую, да самостоятельность. Но ведь трехсотторный паровоз преж­ де, чем сдать в металлолом, по меньшей мере, надо поре­ зать. Вот и осталась наша идея лишь решением собрания. В повседневной текучке руко­ водство отделалось обещани­ ями помочь, А мы, комсо­ мольцы, так и не проявили должной настойчивости. . По привычке обвинили руковод­ ство в бюрократии, а ведь, справедливо рассуждая, не довели дело до конца. Почему не вступают в ком­ сомол? Сами же и отвечают на этот вопрос. И мне кажет­ ся, правильно отвечают.' Да потому, что комсомол практи­ чески ничего не* решает, не использует свой законный статус самостоятельной об­ щественно-политической орга­ низации. Но вот другой, прямо проти­ воположный пример из жиз­ ни нашей «первички». Люди-мы семейные, детей имеем, а жить негде. Задались целью на комсомольском собрании добиться строительства жило­ го дома хозспособом. Нет смысла рассказывать, сколь­ ких сил стоило реализовать эту идею в жизнь. Но на то и привожу пример, что суме­ ли все же добиться. Строи­ тельство на нынешний момент почти' завершается. А между тем, не собирают­ ся комсомольцы на собрания с повестками, рекомендован­ ными райкомом, а райкому рекомендованными еще выше. Повестки общие для всех и не интересны для какой-либо конкретной организации. Но поскольку мы руководствуем­ ся Уставом, обязаны прово­ дить ежемесячные собрания. Поэтому выступаю с кон­ кретным предложением в ад­ рес -XXI съезда ВЛКСМ и хочу, чтобы его поддержали. Предлагаю дать право комсо­ мольским организациям само­ стоятельно регламентировать . сроки проведения собраний по мере необходимости. И тогда собрания, как в нашем кон­ кретном случае, перестанут быть ради собраний. А при необходимости коллективно решить свои вопросы, не бу­ дет проблем и с явкой комсо­ мольцев. А. СМАГИНА, секретарь комитета комсомола совхоза «Маяк» На сегодняшний день ком­ сомольские организации об­ ласти слабо занимаются внед рением арендного подряда виноваты в этом в первую очередь мы, секретари коми­ тетов комсомола. Не ставим вопросы об объединении мо­ лодежи в арендные звенья и бригады перед хозяйственны­ ми руководителями, а район­ ные комитеты, да и област­ ной тоже, это устраивает Иначе, чем можно объяснить тот факт, что из 360 комсо­ мольско-молодежных коллек­ тивов, работающих в сель­ ском хозяйстве области, лишь 4;з — на аренде.. Далее: действенным средст­ вом повышения трудовой ак­ тивности юношей и девушек может и должно быть социа­ листическое соревнование. Но и здесь накопилось немало нерешенных проблем. Сегодня большинство молодых рабо чих уже перестали различать, когда же соревнуются, а ко­ гда просто работают и «штур­ муют» план. . Чаще всего тру­ женики полей и ферм кашей области соревнуются сами с собой по выполнению своих же социалистических- обяза­ тельств. А настоящее трудо­ вое соперничество Ч^зк-то не ■получается. Мне кажется, можно улучшить организацию соревнования, если вовлекать в него не всех, а только дей­ ствительно желающих и уме­ ющих трудиться, тогда, на­ верное, наши передовики ста­ нут настоящими «маяками», Для повышения действенно­ сти соревнования необходима широкая пропаганда . опыта передовых - бригад, лучших тружеников. В отчетном док­ ладе были названы коллекти­ вы, молодые рабочие, добив­ шиеся успехов в труде. А как они этого добились, что им помогло ■— не знаем. Да и обком ВЛКСМ, конкретно — отдел социально-экономиче­ ских проблем молодежи (за­ ведующий ,Александр Соко­ лов) за отчетный период ма­ ло что сделал для распростра­ нения опыта передовиков, внедрению его в повседнев­ ную практику. Школы передо­ вого опыта на базе лучших Комсомольске - молодежных коллективов существуют лишь на бумаге, доклады обкома и райкомов на различных фору­ мах сообщают лишь о дости­ жениях, но не показывают их истоки. Требует улучшения и глас­ ность социалистического со­ ревнования. У нас в здании райкома комсомола есть планшет, где вывешиваются «молнии», «боевые листки», «сигналы тревоги». Получает­ ся, что он , для работников аппарата райкома да для вышестоящих над ними на­ чальников. Ведь рядовые ком­ сомольцы, откровенно говоря, в райкомах бывают крайне редко. Почему? Да потому, что не верят в возможность конкретной помощи здесь. Выход один: перестройка сти­ ля работы комитетов комсо­ мола всех уровней, и в пер­ вую очередь первичных орга­ низаций. Нет и не может быть чисто «комсомольских дел». Комитеты комсомола должны решать все производ­ ственные и социальные воп­ росы, касающиеся молодежи, тогда и авторитет ВЛКСМ будет на высоте.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz