Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
30' декабря 1989 г. ЛР.НЙНЕЦ • 5 XVIII ОБЛАСТНАЯ ОТЧЕТНО-ВЫБОРНАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА КОНФЕРЕНЦИИ - Г ' с. РОЛ ДУГИНА, секретарь комитета комсомола Лебедян ской средней школы № 1 Если внимательно прислу шаться к тому, за что сейчас в основном критикуют комсо мол, то чаще всего можно услышать, что он не может организовать досуг. Я соглас на, многие беды у нас в об ществе от низкой культуры. И уверена, что воспитать че ловека высокой нравственно сти нельзя на одних только дискотеках й видеосалонах, а на сегодняшний день во мно гих районах это чуть ли не основные формы организации досуга молодежи. Но мы не должны забывать о том, что ВЛКСМ ~ это прежде всего политическая организация. И основы поли тической культуры, которые необходимы для работы в та кой организации, закладыва ются уже в школе. Комсо мольские организации в шко лах должны смелее искать те новые формы, которые и бу дут способствовать полити ческому воспитанию ребят Это могут быть и политбои, конференции «послов)?, раз личные «мосты» (ролевые иг ры по типу телемостов), вик торины (наподобие телепере дачи «Что? Где? Когда?»), диспуты, суды над негативны ми явлениями (политической наивностью, фарцовкой и т. п.). Но это все одноразо вые формы. Нужна система политического воспитания А ее формированию, на мой взгляд, будет способствовать создание политклубов в учеб ных заведениях нашей обла сти. И в этом вопросе обком комсомола не должен ограни чиваться методическими ука заниями, а как можно чаще выезжать или приходить ту да, где есть желание создать такие клубы. Ведь цель их очень хорошая — вооружить ребят знаниями о современ ной политической обстановке, идеологической борьбе и по мочь им понять свое личное место в этой борьбе. Но и считаю, что нельзя увлекать ся только одними формами, нужно еще заботиться и об их содержании. А этому способ ствует глубокий анализ дея тельности каждой школьной комсомольской организации в отдельности, ибо у разных школ разные традиции и пот ребности. И то, что мы в по следнее время гнались за ка кими-то новыми формами, да ет сейчас печальные всходы. Вогт, пример. После XX съезда ВЛКСМ в школах стали создаваться обществен ные комиссии по приему в комсомол. Но, по-моему, по лучается вот какая картина; на уроке ученик отвечает пе ред учителем, так то же са мое происходит и на комис сии. А разве классное бюро и комитет сами не способны решить этот вопрос? Навер няка. многим из вас известны случаи, когда по нескольку месяцев не принимали в ком сомол ребят только из-за то го, что комиссия никак не могла набрать необходимого количества людей. Но я считаю, что сотрудни чество между комсомольской организацией школы и учите лями все равно должно быть. Сейчас кругом юворят и пш шут о .самоуправлении, но еще мало кто знает, как ему научиться, чтобы было не на словах, а на деле. И, скорее все го, мне кажется, должно быть соуправление, т. е. высшая форма руководства педагогов детским коллективом. В. в. д о н с к и х , первый секретарь обкома КПСС Большой отряд комсомола составляет сту денческая и учащаяся молодежь. На ее плечи в будущем ляжет ответственность за научно- технический, социально . экономический, ду ховный прогресс общества. И мы, коммунис ты, не только рассчитываем на вашу поддер жку, НО' и считаем д ^ о м чести поддержать вас, помочь вам, как говорится, стать «на крыло». В области только на дневных отделениях вузов и техникумов обучается сйьцде 31 ты сячи молодых людей. И материально - техни ческая база их обучения, их быт, их условия жизни—первейшая партийная забота. Только в последнее время в области пущены новые здания металлургического и Конь-Колодезоко- го техникумов, общежитие Липецкого пединститута, завершается строительство ком плекса политехнического института. На подхо де сооружение других объектов. ^ Наметились позитивные перемены в самом содёржа'нии образования. Созданный в поли техническом институте физикогехнологический центр ведет не только разработку перспектив ных пучковых технологай, но и готовит кад ровое обеспечение будущего производства. Это же специальности XXI века. Елецкий пед институт первым в РСФСР перепрофилирует ся на подготовку учителя для сельской мало комплектной школы. Начата подготовка спе циалистов в вузах и техникумах , по заказу предприятий, что должно положительно ска заться на качестве профессиональной подго товки кадров. Все это ростки нового, перест роечного опыта, и мы будем их всемерно развивать. Особый разговор, об участии студентов в научно-исследовательской работе. В своих от четах вузы чуть ли не поголовно «охватыва ют» студентов различными видами научно-ис следовательской деятельности. Но если всмот реться, то окажем, в разработке хоздоговор ных тем принимают участие лишь 300 сту дентов Липецкого педагогического и 250 по литехнического институтов в з общего количе ства 6.5 тысячи человек. Разрубить' этот «гордиев узел» можно лишь через ^ализацию ленинской мысли об инте грации образования, производства и науки. Для новых типов факультете®, для нового вы зова времени науке нужны и новые типы спе циализированных школ, новые подходы их ор ганизации. Конечно, прежде всего это забота админи страции вузов, но многое может сделать и комсомольская организация, С мая нынепшего года работает молодеж ный центр «Альянс» комитета ВЛКСМ поли технического института. За это время вьшол- нен объем работ почти на 150 тысяч рублей, преимущественно в научно-техническом направ лении. Хозрасчетный городской молодежный центр «Квант» выполняет объем .работ на 1,2 миллиона рублей. И там. и здесь работают студенты, вьшолняя сложные научно-техничес кие задачи. Таким молодежным центрам надо оказывать всяческую помощь и поддержку со стороны местных Советов, хозяйственных ру ководителей, общественности. Мы поддерживаем и деятельность обкома ВЛКСМ, направленную на развитие хоз]^счет- ных молодежных предприятий и центров. Как прозвучало в докладе, они выполняют работы почти на 2 миллиона .рублей в год. Много это или мало? Думаю, возможности их раскрыты не полностью. Эти предприятия охватывают лишь несколько городов, да и там молодежи ставят непроходимые рогатки. Мне рассказали, что недавно Усманский райисполком в обход постановления Совета Министров СССР пы тался забрать в местный бюджет 35 процен тов доходов молодежного предприятия «Ритм» 'Это, конечно, верх административного зуДа, и мы спросим с виновников по полному счету партийной взыскательности. Нужно не тормо зить, не ставить палки в колеса, а развивать, поощрять творческую инициативу молодежи. И. поверьте, дорогие друзья, мы для этого сил не пожалеем. Среди делегатов вашей конференции—нема ло молодых коммунистов. Здесь -и партийные работники, работники советских, некоторых хозяйственных органов. От их отношения к комсомолу во многом зависит уровень комсомольских организаций, сохщальяой и по литической активности молодежи. В новых условиях многие партийные коми, теты стремятся по-новому строить свои отно шения с комсомольскими организациями, боль, ше с ними советоваться, помогать в решении молодежных проблем. Однако нередко дают о себе знать и .рецидивы -безапелляционного командования, пренебрежительного отношения К-. предложениям, инициативам комсомоль цев, Не изжито представление о комсомоле как о некой--тюдсобной и послушной силе, работающей «на подхвате». Такой подход бюро обкома партии реши тельно осуждает. Секретари и члены бюро обкомд, горкомов. райкомов партии этой осенью, накануне Всесоюзного студенческого форума, встречались с молодежью, вели ожив, ленную дискуссию и договорились, что партий ные организации свое политическое, идейное влияние на комсомол должны осуществить не в режиме опек или команд, а демократичным диалогом, взаимопониманием и ^'важением, де ловым сотрудничеством. На отчетно-выборных комсомольских собра ниях и конференциях были высказаны крити ческие замечания и предложения по широко му нр^гу социально-экономических, духовных проблем. На областную конференцию вносится проект комплексной програм,мы «Молодежь». Бюро обкома, партийные комитеты на мес тах. внимательно отнесутся к поставленным во просам и примут необходимые меры для их разрешения. Думаю, что и ■коммунистам-ру- ководителям советских, профсоюзных, хозяйст венных органов, предприятий и учреждений следует круто пове|рнуться лицом к молодежи, ■к ее нуждам и заЛтам . Надо всячески способствовать расширению ее представительства в советских и профсоюз ных органах, вовлечению в управленческие про цессы. Обеапечнть обязательное участие при распределении жилья, мест в дошкольных уч реждениях, путевок для отдыха, при решении других жизненно важных вопросов. Будет правильньш также расширить строи тельство молЪяежно-жилищнь(х комплексов, принять меры по укреплению базы, развитию сферы досуга, физкультуры и спорта. Понятно, что комсомольцы, молодежь дол жны сами решительнее отстаивать свои инте ресы. Но и партийные организации обязаны поправлять тех. руководителей, которые, по просту говоря, уходят от решения молодеж ных проблем, проявляют равнодушие или черствость. И. сизых, машинист Лев-Толстовского депо, член РК ВЛКСМ Несмотря ни на что, моло дежь была и остается в сущ ности своей боевой, задор ной. Разобщенность? Да. Не хватает сегодня единства, меньше становится общих дел. Думаю, это от укоренившего ся в жизни формализма. Вот конкретный пример из нашей первичной организации. Заго релись ребята добрым, полез ным делом: старый брошен ный паровоз решили сдать в металлолом, а деньги хотели использовать на материаль ное поощрение лучших комсо мольцев, передовиков произ водства. Воодушевились. по чувствовали хоть малую, да самостоятельность. Но ведь трехсотторный паровоз преж де, чем сдать в металлолом, по меньшей мере, надо поре зать. Вот и осталась наша идея лишь решением собрания. В повседневной текучке руко водство отделалось обещани ями помочь, А мы, комсо мольцы, так и не проявили должной настойчивости. . По привычке обвинили руковод ство в бюрократии, а ведь, справедливо рассуждая, не довели дело до конца. Почему не вступают в ком сомол? Сами же и отвечают на этот вопрос. И мне кажет ся, правильно отвечают.' Да потому, что комсомол практи чески ничего не* решает, не использует свой законный статус самостоятельной об щественно-политической орга низации. Но вот другой, прямо проти воположный пример из жиз ни нашей «первички». Люди-мы семейные, детей имеем, а жить негде. Задались целью на комсомольском собрании добиться строительства жило го дома хозспособом. Нет смысла рассказывать, сколь ких сил стоило реализовать эту идею в жизнь. Но на то и привожу пример, что суме ли все же добиться. Строи тельство на нынешний момент почти' завершается. А между тем, не собирают ся комсомольцы на собрания с повестками, рекомендован ными райкомом, а райкому рекомендованными еще выше. Повестки общие для всех и не интересны для какой-либо конкретной организации. Но поскольку мы руководствуем ся Уставом, обязаны прово дить ежемесячные собрания. Поэтому выступаю с кон кретным предложением в ад рес -XXI съезда ВЛКСМ и хочу, чтобы его поддержали. Предлагаю дать право комсо мольским организациям само стоятельно регламентировать . сроки проведения собраний по мере необходимости. И тогда собрания, как в нашем кон кретном случае, перестанут быть ради собраний. А при необходимости коллективно решить свои вопросы, не бу дет проблем и с явкой комсо мольцев. А. СМАГИНА, секретарь комитета комсомола совхоза «Маяк» На сегодняшний день ком сомольские организации об ласти слабо занимаются внед рением арендного подряда виноваты в этом в первую очередь мы, секретари коми тетов комсомола. Не ставим вопросы об объединении мо лодежи в арендные звенья и бригады перед хозяйственны ми руководителями, а район ные комитеты, да и област ной тоже, это устраивает Иначе, чем можно объяснить тот факт, что из 360 комсо мольско-молодежных коллек тивов, работающих в сель ском хозяйстве области, лишь 4;з — на аренде.. Далее: действенным средст вом повышения трудовой ак тивности юношей и девушек может и должно быть социа листическое соревнование. Но и здесь накопилось немало нерешенных проблем. Сегодня большинство молодых рабо чих уже перестали различать, когда же соревнуются, а ко гда просто работают и «штур муют» план. . Чаще всего тру женики полей и ферм кашей области соревнуются сами с собой по выполнению своих же социалистических- обяза тельств. А настоящее трудо вое соперничество Ч^зк-то не ■получается. Мне кажется, можно улучшить организацию соревнования, если вовлекать в него не всех, а только дей ствительно желающих и уме ющих трудиться, тогда, на верное, наши передовики ста нут настоящими «маяками», Для повышения действенно сти соревнования необходима широкая пропаганда . опыта передовых - бригад, лучших тружеников. В отчетном док ладе были названы коллекти вы, молодые рабочие, добив шиеся успехов в труде. А как они этого добились, что им помогло ■— не знаем. Да и обком ВЛКСМ, конкретно — отдел социально-экономиче ских проблем молодежи (за ведующий ,Александр Соко лов) за отчетный период ма ло что сделал для распростра нения опыта передовиков, внедрению его в повседнев ную практику. Школы передо вого опыта на базе лучших Комсомольске - молодежных коллективов существуют лишь на бумаге, доклады обкома и райкомов на различных фору мах сообщают лишь о дости жениях, но не показывают их истоки. Требует улучшения и глас ность социалистического со ревнования. У нас в здании райкома комсомола есть планшет, где вывешиваются «молнии», «боевые листки», «сигналы тревоги». Получает ся, что он , для работников аппарата райкома да для вышестоящих над ними на чальников. Ведь рядовые ком сомольцы, откровенно говоря, в райкомах бывают крайне редко. Почему? Да потому, что не верят в возможность конкретной помощи здесь. Выход один: перестройка сти ля работы комитетов комсо мола всех уровней, и в пер вую очередь первичных орга низаций. Нет и не может быть чисто «комсомольских дел». Комитеты комсомола должны решать все производ ственные и социальные воп росы, касающиеся молодежи, тогда и авторитет ВЛКСМ будет на высоте.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz