Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
16 декабря 1989 г. «КРУ ГЛЬШ с т о л » «л к ННИЦЛ) Говорят делегаты етч'девического форума !о 19 ноября в Москве )фо>оли .1 ВсгсоН13ный студенческий фор} ч. ко торый был призван обратить вннча |ше на нроб.темы студенчества, при- знание студенческого движения ре- а.' 1 ьной обществсмно-нолитичсской ^н- лой страны через со. 1 Лание едкиой органнзаипн. объединяющей все.\ студентов Советского Союза. Идею со.зда! 1 ня студенческоги ор гана. защнищю|дего права и интерс сы студентов, нанза газета выдвигала для обсуждсшгн еще задолго до ре шения о' созыве Всесоюзного студен ческого форума в нублкгкацнях' сгу лента исторического факультета ЛГПИ Юрия Пестова «Союз студен тов Реа.зьно?*. «Нужен ш стт.ден- гам свой совет?». Однако тогда их обсуждение не. вышло далее узких институтских кру гов: ни ко.>1сияольскис работтнен, ни вузовские активисты «е носчитв.тн нужным публично, чере.з ги.чету. вы сказать свое .чнеине гщ атому пово ду. Инициатива снизу - ие приказ сверху. От одной можно отмахну ть- др.угой надо выполнять. Студсичестао Липецкой области на форуме представляли пять человек: Михаил Ненгалов. студент-историк Липецкого пединсгигута, Вадим Ве- лопол.ьск! 1 й ЛнпПИ. Андреи По нов Липецкое медпцннскоо учн.ш «це, Светлана Долгова - Елецкнн не даюгнческий инегитут и Сергей Гту ров из Лниенк(>Г (1 машиностроитель ного техникума. Как ин парадоксально, но Юрия Пестова среди инх ист. На форуме, он был я качестве де.!егата от газе ты «Комео.мо.тьская правда», г.че бы ла опубликована его нрогра.м.ма, и в поддержку коюрой он получн.ч более 150 телефонных- ;зпонков. А на собра НИИ комсомольско профсоюзного ак тнва пединстн|ута, выдвигавшего де Первый т ш вопрос: С чем они ехали в Москву, насколько воплотились их программы в документах де легации и в итоговых резо люциях форума. В. БЕЛОПОЛЬСКИЙ; — Нас захватила мода пй- - сать программы, выдвигать платформы. Но, кшс и пред полагалось, на форуме были люди гораздо увшее, чем мы, более подротовленяые, чем мы. Я мог только выска зать свое мнвяие по тому или иному положению. Основной вопрос, который я считал нуншым отстаивать — вш - реж о самостоятельности ву. зов. Вуз. дбладающий ре альными юридическими правами, имеющий эко номическую базу. вполне сможет обеепечить защиту иитерееов своих студентов. А. ПОПОВ: — Я без иллюзий смотрел на предсто ящий форум и крутого пово рота в решении студенческих, проблем от него не ожидал. Однако оказалось еще ху же, чем я думал. Форум за- шшался подчас решением по литических вопросов, касаю щихся всей страны, которые решать сш, конечно же, был е е вораве. Мы ехали для практичес кой перестройки. Если же взять наши платформы, то ^ моя почта полностью вошла в программу нашей делега ции, а наши ,«проблемни«> во шли во все резолюции фо рума. Я согласен с Вади мом, что мы были недостаточ но подготовлены. Сравнить хотя бы напщг програмну и П|рагра 1 мму ярославской деле гации. Они дейстшггёльно думалш, с чем поедут в Мос кву. ‘ У меня сложилось впечат ление, что представители от средних специальных учеб ных заведений там были во обще ни к чему. Наши проб лемы хотя и связаны, но от личаются от вузовских. Мы не чувствуем себя студента ми. Да и .в училище нас счи тают за детишек, хотя мы кричим о соуправлевии. — Да, в резолюции липец ких студентов на Всесоюз- . ный форум одним и з самых главных вопросов был прйн- цип соуправления учащихся и преподавателей в руководст ве учебным заведением. Мож но ли. на ваш взгляд, быть уверенньлн в том. что в са мое ближайшее воемя н в ву зах, и в ссутах этот принцип хорошо «приживется»? А. ПОПОВ; — Вопро(Г о самоуправлении к>к наипер вейшей необходимости на Форуме ахмнений и протес тов не вызывал. Все студен ты, да . и. преподаватели, су дя по выступлению Ягодина, только «за». Но вот говорить, что в самое ближайшее вре- мя дело это восторжествует Бю»де — лично я не решился бы. Если взять наши высшие .учебные заведения, то п р о - - гресс налицо. Студенты ста ли весомой силой и в у ч е ном совете, и на своих фа культетах. Пусть, конечно, не все, и не до. конца, но они знают свои права и все ча ще пользуются ими. В об щем, фундамент полного со- - управления там заложен, и процесс пойдет быстрее. Но в средне - специа.чь- яых учебных' заведениях де ло обстоит не так хорошо. РОДИТСЯ ли в СПОРЕ ИСТИНА? -ичатов. о«)лы||инством 1 о юсов ир». ШС .1 секретарь |.•о.чс•«'иольск(IЙ орга нв.'ицки истфака М. Жигалов. Пн в К (и ;й тлсре н с хотим умалить д о с п > - ииств студрнчс<ких .делегатов они люди .уииыс. все ионнмаюшис. и с к реинис, по крайней мерс гг. с кем мы встрети.тсь в редакции. В этой надее>гся. убедитесь и вы. прочитай интервью < ними. А и.зложенш)е пы шс .иы ,!ае« с едниствоиной це.гью как информацию к размыт,теиия 1 . Итак, наши собеседники делега ты ВСФ Ва, 1 им Белопольский, Анд реи Попов и Юрин Песп>в Вот я. к примеру, жляю сь заместителем председателя совета училйпщ (от учащих ся). И самым главным воп росом, который нам предла гался для о&уждения, был и остается практически один: цряшш, ведра, веники. То есть, где, когда, кешу и как заниматься уборкой помеще ний училища. Что же касает ся учейюго процесса, дру гих проблем — обхюдзйся и без наших мнений.* Почеа^? В техникумах и училищах и статус пониже, и прав дю- меньше у учащихся, чем у студентов вузе®. Если ещё ушееть, что немалый процент поступающих к нам — вось миклассники, пока не «под накопившие» социальной ак тивности, станет более по нятно и процветание команд ной системы руководства ссузами. Преподаватели и администрация видят в учаг щемся не более-менее равно го с ними человека, а обшаи- заую беспрекословно подчи няться всем — и благим, и неправильным —, решениям единш^ . И поэтому членст во в советах ссузов, как пра вило — формальность. — Неужели же нет выхо да в а сложившегося положе ния? Наверняхш ведь на Все- соижнож форуме обсуждались варианты... А. ПОПОВ; — Конечно, обоуждались. Главное — уча щихся ссузов необходимо уравнять в правах со студен тами высшЕгх у ч ^ |ы х заведе ний. Еще —- нам просто яе- обходт* контакт с предста вителями студенческих ор- гаж® соуправления — что бы учиться быть ^ «позубас тее», чтюбы чувствовать под- деряасу. И еще — кожоли-.^ ■дироватБся С’ учащейся, мо лодежью друшх регионов ■ страны в ассоциации по про филю получаемой профессии. Тут уж наш голос телышат, и не так-тр просто будет от махнуться. — Прежде, чем вы расска жете, о чем шла речь на фо руме, во каким вопросам раз . горелясь дискуссии и самые жаркие споры, хотелось- бы знать, какое внечатление про извел на вас сам процесс ра боты форума, ведь, благодаря телетвансляцЯям со Съезда тародных депутатов, мы зна ем, насколько важны для кш нечного ре.чультата четкий по1 рядок, соблюдение регламен та н прочих пропедурных во просов. Ю. ПЕСТОВ; — Форум, чем-то и бьш похож на пёр." вый Съезд народных детута- то!В в миниатюре, Для боль- ншиства он бьш трзйуной, с «отарой каждый стремился сказать что-то свое, именно сказать, именно свое, хотя все прекрасно, знали, что време. нем форум ограничен- Форум смог бы сделать больше, если нее в выстушлениях и сдер- жаннее в эмоедях,, Из-за это. го на заклкгштельном пленар ном заседании удалось при- нять только резолюции дне. куссианных центров. Многие же заявления, обращения, по ступавшие в (редакционную комиссию от гр:едп делегатов, отдельных лиц, так и не ус пели вьшести на обсуждение. В. БЕЛОПОЛЬСКИЙ: — Я сделал после форума три вы- вода. Первый; нам нужно учиться понимать- друг дру. га. Когда делегаты стояли в очереди, у микрофонов, они ведь не слушали, кто что ска зал. Мне понравилась в этом смысле литовская делегация. Они выстушали четко и, весо мо, у них были свои мне ния, своя цель. Второй вьшод: нельзя объять необъятное. А мы, во- 1 фени мудрому Козьме Прут кову, это как раз и пытались сделать. На мой взгляд, ос новным содержанием форума должны быть все-таки проб, лемы, связанные неп&средст- вевно с самим процессам об разования. с тем, вокруг чего формируется, само студенче ство. На форуме выступили М. С. Горбачев и Н. И. Рыжков. То, что глава государства и глава правительства приняли участие в работе студенчес кого форума, подчеркивает его социальяб - политическую важность,, то, какое значение придается сегодня проблемам высшего и среднего образо вания, студенчества. Однако меня, не удовлетво.- ■рило большинство вопросов, которые задавали делегаты М. С. Горбачеву и Н. И. Ры . НОСОВУ. Почему это мы боль ше старались выступить в роли журналистов - междуна. родников, чем узнать . кон- креоиое мнение наших ру ководителей о проблемах, не.! посредственно - касаюхццхся студентов. Кстати, например, ответ на •первый вопрос, который задал член нйшей делегации Миша Шигалов, вподае мож но прочитать во многих стать ях и докладах М, С. Горба чева, опубликованных в пе чати. Я думаю, нужно было обдуманнее -задавать вопро сы, чтобы экономить и без этого ограннченное время. На второй день после вы ступления министра государ ственного образования СССР Ягодина, многие вопросы, ко торые собирались обсуждать на Форуме, вообще отпали, потому что он разрешил все. Задали, например, вопрос на счет сельхозработ студентов в колхозах. Он ответил: при каз о добровольном участии в СО мною подписан-., • На пленарньг!с, заседаниях мы занимались всем: зачем- то начали обсуждать проб, лему государственности рус- <жого язьша, а параллельно с нами ее решал Верховный Совет в этот же день; дума- бы делегаты были лаконич- ' ли, как поступить с- Прибал- тикой и к а к удалить нацио нальные вопросы... Все это- было интересно с точки зре ния обмена мнениями, но никак не для какого-то кон кретного результата: мы изо. бреталн ружье, которое печет пирожки, булочки, но не стре ляет. — А как работали дискус сионные центры? Наверное, там дебаты были более кон структивными? А. ПОПСВ: — Страсти там тоже бурлили, но все они вы . лились в резолюции, которые .яринял форум. Основными были центры «Студенческое движение» н «Перестройка высшего сФразования». Я принимал участие в работе -второго, так как считал од-' ним из главных пунктов сво ей программы изменение ко личества учебных часов в пользу специальных дисци плин за счет общественных- предметов, которым сейчас отводится времени больше, чем занятиям по Специаль ности. Я предлагал вести их или в форме дискуссионного клуба, или факультатива. Ю. ПЕСТОВ: — 'Я рабо тал в дискуссионном центре «Студенческое движение»- Р е золюция. принятая в ре зультате работы этого цент ра, я думаю, доказывает тем, кто утверждал, что студен ческого движения в нашей стране нет, что оно сущест вует. Форум не только кон. статировал это, но и заявил о не^ходимости его органи зационного' оформления. А пункт второй резолюции, где говорится, что «основным принципом возможного объе динения студенческих органи; зазщй должно бьггь признание приоритета собственн-о студен, ческих ттер е со в» , считаю просто революционным, так как он заставит думающих студентов стремиться к еди нению, иначе достижение «собственно студея 1 ческих ин тересов» останется красивой мечтой. — Профсоюз и студенчест- во-^тема, волнующая многих. Слабая работа студенческих профкомов стала уже прнт. чей во язьщех. Авторитет — потерян. Звучали предложе ния о создании специального с^денческогб профсоюза. А что решено на форзгме? А. ПОПОВ;—Идею о соз дании «собственного» проф союза участники форума не поддержали. Почему? Да по., тому, ч1о возник бы еще один «мыльный пузырь», внешне такой радужный от планов, красивый по названию, но «вутри —- пустой. Даже бю рократический аппарат содер жать будет не на что — на копеечяьхе взносы <ю сти пендий, что ли? Сложившая ся система принадлежности к отраслевым профсоюзам впол не в состоянии защищать пра ва и будущих, и уже со стоявшихся моДодых специа. листов- Тем более, что ВЦСПС сейчас, похоже, оч нулся от спячки. А* нам на до не давать .спать ' нашим' «профбоссам» на местах. В. БЕЛОПОЛЬСКИЙ: — Кроме тематических дискус сионньк центров два дня ' были отведены встре чам студентов по про фессиональным . интересам (педагоги, медики, етроите- ли...). совещаниям с руково- дателями министерств и ве домств, встречам с депутата ми. Некоторые встречи были янтередными, некоторые—ни кого не привлекли. — В -чем вы видите ито ги форума, ведь несмотря, может быть, на некоторую сумбурность — перкБ1й блин всегда комом,—нельзя же ска зать, что полтора миллиона рублей, в к о т о ^ е он обо шелся, потрачены зря? A, ПОПОВ: — Удовлетво рения очень мало, а голова вот такая-.. Я говорил с председателем ассоциации студентов - медиков. Он обе. щал помощь » овганизации ассоциации студентов - меда- ков средних специальных учебных заведений. Мы, ме дики, собравшись, больше у з нали и решили, че^г , когда 1600 делегатов в зале пыта лись найти сбщий язше. По лезной была встреча и в Минздраве СССР. Я счигаю, что самым оптимальным бу дет объединение студентов по- профессиональному профилю, толку будет бойьше. B. БЕЛОПОЛЬСКИЙ^ — Резолюции, принятые фору мом, все радикальные, все красивые: в них обнажены многие проблемы вузовской молодежи, есть предложения министерствам и ведомствам, вопрос лшпь в том, ктЪ их будет вьшолнять? Итог один: ' хорошо, что студенты обме нялись мнениями, приняли резолюции и обращение, пра вительство знает о нятшгг проблемах и, быть может, бу. дем надеяться, их учтет. -Ю. ПЕСТОВ; — Главный итог форума трудно измерить и моментально оценить, но- он существует: Страна словно всмотрелась в студенчество, а само оно сделало еще один шаг к осо знанию себя кая социально го слоя- Размеры Этого шага трудно измерить сразу, ’яо- то, что во многом они 35НВИ- сят от делегатов прошедше го форума — бесспорно. При няты обс^чндеяные и проду манные резолюции. КаждьШ их пункт заинтересованные организации примут к сведе нию, внимательно рассмотрят,, но гарантией реализации то- то, что насущно, необходашо- учаще 1 «ся молодежи, может стать только мощная под., держка этих резолюций, поч ти десятимийлйонным студен- . честном страны. У форума есть еще один р е ^ л ь т ат , за . ключающийся, ка ки х бы, странньш это не казалось на первый взгляд, в отсутствик решения о создании всесо юзной студепчесной органи зации, которая, очевидно, плапяровалаеь. Было учтено мнение советского студенче ства, увы, считающего ее создание пока нецелесообраз ным. Но ведь эта точка зре- Вйя обязательно изменится, студенческий сювет страны’ неиремеянЬ будет создан, и точкой отсчета в его созда нии может стать прошедппЛ « Москве форум. М. РУДНЕВА. А. ШАЛЬНЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz