Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

16 декабря 1989 г. «КРУ ГЛЬШ с т о л » «л к ННИЦЛ) Говорят делегаты етч'девического форума !о 19 ноября в Москве )фо>оли .1 ВсгсоН13ный студенческий фор} ч. ко­ торый был призван обратить вннча |ше на нроб.темы студенчества, при- знание студенческого движения ре- а.' 1 ьной обществсмно-нолитичсской ^н- лой страны через со. 1 Лание едкиой органнзаипн. объединяющей все.\ студентов Советского Союза. Идею со.зда! 1 ня студенческоги ор гана. защнищю|дего права и интерс сы студентов, нанза газета выдвигала для обсуждсшгн еще задолго до ре­ шения о' созыве Всесоюзного студен­ ческого форума в нублкгкацнях' сгу лента исторического факультета ЛГПИ Юрия Пестова «Союз студен­ тов Реа.зьно?*. «Нужен ш стт.ден- гам свой совет?». Однако тогда их обсуждение не. вышло далее узких институтских кру­ гов: ни ко.>1сияольскис работтнен, ни вузовские активисты «е носчитв.тн нужным публично, чере.з ги.чету. вы­ сказать свое .чнеине гщ атому пово­ ду. Инициатива снизу - ие приказ сверху. От одной можно отмахну ть- др.угой надо выполнять. Студсичестао Липецкой области на форуме представляли пять человек: Михаил Ненгалов. студент-историк Липецкого пединсгигута, Вадим Ве- лопол.ьск! 1 й ЛнпПИ. Андреи По нов Липецкое медпцннскоо учн.ш «це, Светлана Долгова - Елецкнн не даюгнческий инегитут и Сергей Гту ров из Лниенк(>Г (1 машиностроитель­ ного техникума. Как ин парадоксально, но Юрия Пестова среди инх ист. На форуме, он был я качестве де.!егата от газе­ ты «Комео.мо.тьская правда», г.че бы ла опубликована его нрогра.м.ма, и в поддержку коюрой он получн.ч более 150 телефонных- ;зпонков. А на собра НИИ комсомольско профсоюзного ак тнва пединстн|ута, выдвигавшего де Первый т ш вопрос: С чем они ехали в Москву, насколько воплотились их программы в документах де­ легации и в итоговых резо­ люциях форума. В. БЕЛОПОЛЬСКИЙ; — Нас захватила мода пй- - сать программы, выдвигать платформы. Но, кшс и пред­ полагалось, на форуме были люди гораздо увшее, чем мы, более подротовленяые, чем мы. Я мог только выска­ зать свое мнвяие по тому или иному положению. Основной вопрос, который я считал нуншым отстаивать — вш - реж о самостоятельности ву. зов. Вуз. дбладающий ре­ альными юридическими правами, имеющий эко­ номическую базу. вполне сможет обеепечить защиту иитерееов своих студентов. А. ПОПОВ: — Я без иллюзий смотрел на предсто­ ящий форум и крутого пово­ рота в решении студенческих, проблем от него не ожидал. Однако оказалось еще ху­ же, чем я думал. Форум за- шшался подчас решением по­ литических вопросов, касаю­ щихся всей страны, которые решать сш, конечно же, был е е вораве. Мы ехали для практичес­ кой перестройки. Если же взять наши платформы, то ^ моя почта полностью вошла в программу нашей делега­ ции, а наши ,«проблемни«> во­ шли во все резолюции фо­ рума. Я согласен с Вади­ мом, что мы были недостаточ­ но подготовлены. Сравнить хотя бы напщг програмну и П|рагра 1 мму ярославской деле­ гации. Они дейстшггёльно думалш, с чем поедут в Мос­ кву. ‘ У меня сложилось впечат­ ление, что представители от средних специальных учеб­ ных заведений там были во­ обще ни к чему. Наши проб­ лемы хотя и связаны, но от­ личаются от вузовских. Мы не чувствуем себя студента­ ми. Да и .в училище нас счи­ тают за детишек, хотя мы кричим о соуправлевии. — Да, в резолюции липец­ ких студентов на Всесоюз- . ный форум одним и з самых главных вопросов был прйн- цип соуправления учащихся и преподавателей в руководст­ ве учебным заведением. Мож­ но ли. на ваш взгляд, быть уверенньлн в том. что в са­ мое ближайшее воемя н в ву­ зах, и в ссутах этот принцип хорошо «приживется»? А. ПОПОВ; — Вопро(Г о самоуправлении к>к наипер­ вейшей необходимости на Форуме ахмнений и протес­ тов не вызывал. Все студен­ ты, да . и. преподаватели, су­ дя по выступлению Ягодина, только «за». Но вот говорить, что в самое ближайшее вре- мя дело это восторжествует Бю»де — лично я не решился бы. Если взять наши высшие .учебные заведения, то п р о - - гресс налицо. Студенты ста­ ли весомой силой и в у ч е ­ ном совете, и на своих фа­ культетах. Пусть, конечно, не все, и не до. конца, но они знают свои права и все ча­ ще пользуются ими. В об­ щем, фундамент полного со- - управления там заложен, и процесс пойдет быстрее. Но в средне - специа.чь- яых учебных' заведениях де­ ло обстоит не так хорошо. РОДИТСЯ ли в СПОРЕ ИСТИНА? -ичатов. о«)лы||инством 1 о юсов ир». ШС .1 секретарь |.•о.чс•«'иольск(IЙ орга нв.'ицки истфака М. Жигалов. Пн в К (и ;й тлсре н с хотим умалить д о с п > - ииств студрнчс<ких .делегатов они люди .уииыс. все ионнмаюшис. и с к реинис, по крайней мерс гг. с кем мы встрети.тсь в редакции. В этой надее>гся. убедитесь и вы. прочитай интервью < ними. А и.зложенш)е пы шс .иы ,!ае« с едниствоиной це.гью как информацию к размыт,теиия 1 . Итак, наши собеседники делега­ ты ВСФ Ва, 1 им Белопольский, Анд­ реи Попов и Юрин Песп>в Вот я. к примеру, жляю сь заместителем председателя совета училйпщ (от учащих­ ся). И самым главным воп­ росом, который нам предла­ гался для о&уждения, был и остается практически один: цряшш, ведра, веники. То есть, где, когда, кешу и как заниматься уборкой помеще­ ний училища. Что же касает­ ся учейюго процесса, дру­ гих проблем — обхюдзйся и без наших мнений.* Почеа^? В техникумах и училищах и статус пониже, и прав дю- меньше у учащихся, чем у студентов вузе®. Если ещё ушееть, что немалый процент поступающих к нам — вось­ миклассники, пока не «под­ накопившие» социальной ак­ тивности, станет более по­ нятно и процветание команд­ ной системы руководства ссузами. Преподаватели и администрация видят в учаг щемся не более-менее равно­ го с ними человека, а обшаи- заую беспрекословно подчи­ няться всем — и благим, и неправильным —, решениям единш^ . И поэтому членст­ во в советах ссузов, как пра­ вило — формальность. — Неужели же нет выхо­ да в а сложившегося положе­ ния? Наверняхш ведь на Все- соижнож форуме обсуждались варианты... А. ПОПОВ; — Конечно, обоуждались. Главное — уча­ щихся ссузов необходимо уравнять в правах со студен­ тами высшЕгх у ч ^ |ы х заведе­ ний. Еще —- нам просто яе- обходт* контакт с предста­ вителями студенческих ор- гаж® соуправления — что­ бы учиться быть ^ «позубас­ тее», чтюбы чувствовать под- деряасу. И еще — кожоли-.^ ■дироватБся С’ учащейся, мо­ лодежью друшх регионов ■ страны в ассоциации по про­ филю получаемой профессии. Тут уж наш голос телышат, и не так-тр просто будет от­ махнуться. — Прежде, чем вы расска­ жете, о чем шла речь на фо­ руме, во каким вопросам раз . горелясь дискуссии и самые жаркие споры, хотелось- бы знать, какое внечатление про­ извел на вас сам процесс ра ­ боты форума, ведь, благодаря телетвансляцЯям со Съезда тародных депутатов, мы зна­ ем, насколько важны для кш нечного ре.чультата четкий по1 рядок, соблюдение регламен­ та н прочих пропедурных во­ просов. Ю. ПЕСТОВ; — Форум, чем-то и бьш похож на пёр." вый Съезд народных детута- то!В в миниатюре, Для боль- ншиства он бьш трзйуной, с «отарой каждый стремился сказать что-то свое, именно сказать, именно свое, хотя все прекрасно, знали, что време. нем форум ограничен- Форум смог бы сделать больше, если нее в выстушлениях и сдер- жаннее в эмоедях,, Из-за это. го на заклкгштельном пленар­ ном заседании удалось при- нять только резолюции дне. куссианных центров. Многие же заявления, обращения, по­ ступавшие в (редакционную комиссию от гр:едп делегатов, отдельных лиц, так и не ус­ пели вьшести на обсуждение. В. БЕЛОПОЛЬСКИЙ: — Я сделал после форума три вы- вода. Первый; нам нужно учиться понимать- друг дру. га. Когда делегаты стояли в очереди, у микрофонов, они ведь не слушали, кто что ска­ зал. Мне понравилась в этом смысле литовская делегация. Они выстушали четко и, весо­ мо, у них были свои мне­ ния, своя цель. Второй вьшод: нельзя объять необъятное. А мы, во- 1 фени мудрому Козьме Прут­ кову, это как раз и пытались сделать. На мой взгляд, ос­ новным содержанием форума должны быть все-таки проб, лемы, связанные неп&средст- вевно с самим процессам об­ разования. с тем, вокруг чего формируется, само студенче­ ство. На форуме выступили М. С. Горбачев и Н. И. Рыжков. То, что глава государства и глава правительства приняли участие в работе студенчес­ кого форума, подчеркивает его социальяб - политическую важность,, то, какое значение придается сегодня проблемам высшего и среднего образо­ вания, студенчества. Однако меня, не удовлетво.- ■рило большинство вопросов, которые задавали делегаты М. С. Горбачеву и Н. И. Ры . НОСОВУ. Почему это мы боль­ ше старались выступить в роли журналистов - междуна. родников, чем узнать . кон- креоиое мнение наших ру­ ководителей о проблемах, не.! посредственно - касаюхццхся студентов. Кстати, например, ответ на •первый вопрос, который задал член нйшей делегации Миша Шигалов, вподае мож­ но прочитать во многих стать­ ях и докладах М, С. Горба­ чева, опубликованных в пе­ чати. Я думаю, нужно было обдуманнее -задавать вопро­ сы, чтобы экономить и без этого ограннченное время. На второй день после вы­ ступления министра государ­ ственного образования СССР Ягодина, многие вопросы, ко­ торые собирались обсуждать на Форуме, вообще отпали, потому что он разрешил все. Задали, например, вопрос на­ счет сельхозработ студентов в колхозах. Он ответил: при­ каз о добровольном участии в СО мною подписан-., • На пленарньг!с, заседаниях мы занимались всем: зачем- то начали обсуждать проб, лему государственности рус- <жого язьша, а параллельно с нами ее решал Верховный Совет в этот же день; дума- бы делегаты были лаконич- ' ли, как поступить с- Прибал- тикой и к а к удалить нацио­ нальные вопросы... Все это- было интересно с точки зре­ ния обмена мнениями, но никак не для какого-то кон­ кретного результата: мы изо. бреталн ружье, которое печет пирожки, булочки, но не стре­ ляет. — А как работали дискус­ сионные центры? Наверное, там дебаты были более кон­ структивными? А. ПОПСВ: — Страсти там тоже бурлили, но все они вы . лились в резолюции, которые .яринял форум. Основными были центры «Студенческое движение» н «Перестройка высшего сФразования». Я принимал участие в работе -второго, так как считал од-' ним из главных пунктов сво­ ей программы изменение ко­ личества учебных часов в пользу специальных дисци­ плин за счет общественных- предметов, которым сейчас отводится времени больше, чем занятиям по Специаль­ ности. Я предлагал вести их или в форме дискуссионного клуба, или факультатива. Ю. ПЕСТОВ: — 'Я рабо­ тал в дискуссионном центре «Студенческое движение»- Р е ­ золюция. принятая в ре­ зультате работы этого цент­ ра, я думаю, доказывает тем, кто утверждал, что студен­ ческого движения в нашей стране нет, что оно сущест­ вует. Форум не только кон. статировал это, но и заявил о не^ходимости его органи­ зационного' оформления. А пункт второй резолюции, где говорится, что «основным принципом возможного объе­ динения студенческих органи; зазщй должно бьггь признание приоритета собственн-о студен, ческих ттер е со в» , считаю просто революционным, так как он заставит думающих студентов стремиться к еди­ нению, иначе достижение «собственно студея 1 ческих ин­ тересов» останется красивой мечтой. — Профсоюз и студенчест- во-^тема, волнующая многих. Слабая работа студенческих профкомов стала уже прнт. чей во язьщех. Авторитет — потерян. Звучали предложе­ ния о создании специального с^денческогб профсоюза. А что решено на форзгме? А. ПОПОВ;—Идею о соз­ дании «собственного» проф­ союза участники форума не поддержали. Почему? Да по., тому, ч1о возник бы еще один «мыльный пузырь», внешне такой радужный от планов, красивый по названию, но «вутри —- пустой. Даже бю­ рократический аппарат содер­ жать будет не на что — на копеечяьхе взносы <ю сти­ пендий, что ли? Сложившая­ ся система принадлежности к отраслевым профсоюзам впол­ не в состоянии защищать пра­ ва и будущих, и уже со­ стоявшихся моДодых специа. листов- Тем более, что ВЦСПС сейчас, похоже, оч­ нулся от спячки. А* нам на­ до не давать .спать ' нашим' «профбоссам» на местах. В. БЕЛОПОЛЬСКИЙ: — Кроме тематических дискус сионньк центров два дня ' были отведены встре­ чам студентов по про­ фессиональным . интересам (педагоги, медики, етроите- ли...). совещаниям с руково- дателями министерств и ве­ домств, встречам с депутата­ ми. Некоторые встречи были янтередными, некоторые—ни­ кого не привлекли. — В -чем вы видите ито­ ги форума, ведь несмотря, может быть, на некоторую сумбурность — перкБ1й блин всегда комом,—нельзя же ска­ зать, что полтора миллиона рублей, в к о т о ^ е он обо­ шелся, потрачены зря? A, ПОПОВ: — Удовлетво­ рения очень мало, а голова вот такая-.. Я говорил с председателем ассоциации студентов - медиков. Он обе. щал помощь » овганизации ассоциации студентов - меда- ков средних специальных учебных заведений. Мы, ме­ дики, собравшись, больше у з ­ нали и решили, че^г , когда 1600 делегатов в зале пыта­ лись найти сбщий язше. По­ лезной была встреча и в Минздраве СССР. Я счигаю, что самым оптимальным бу­ дет объединение студентов по- профессиональному профилю, толку будет бойьше. B. БЕЛОПОЛЬСКИЙ^ — Резолюции, принятые фору­ мом, все радикальные, все красивые: в них обнажены многие проблемы вузовской молодежи, есть предложения министерствам и ведомствам, вопрос лшпь в том, ктЪ их будет вьшолнять? Итог один: ' хорошо, что студенты обме­ нялись мнениями, приняли резолюции и обращение, пра­ вительство знает о нятшгг проблемах и, быть может, бу. дем надеяться, их учтет. -Ю. ПЕСТОВ; — Главный итог форума трудно измерить и моментально оценить, но- он существует: Страна словно всмотрелась в студенчество, а само оно сделало еще один шаг к осо­ знанию себя кая социально­ го слоя- Размеры Этого шага трудно измерить сразу, ’яо- то, что во многом они 35НВИ- сят от делегатов прошедше­ го форума — бесспорно. При­ няты обс^чндеяные и проду­ манные резолюции. КаждьШ их пункт заинтересованные организации примут к сведе­ нию, внимательно рассмотрят,, но гарантией реализации то- то, что насущно, необходашо- учаще 1 «ся молодежи, может стать только мощная под., держка этих резолюций, поч­ ти десятимийлйонным студен- . честном страны. У форума есть еще один р е ^ л ь т ат , за . ключающийся, ка ки х бы, странньш это не казалось на первый взгляд, в отсутствик решения о создании всесо­ юзной студепчесной органи­ зации, которая, очевидно, плапяровалаеь. Было учтено мнение советского студенче­ ства, увы, считающего ее создание пока нецелесообраз­ ным. Но ведь эта точка зре- Вйя обязательно изменится, студенческий сювет страны’ неиремеянЬ будет создан, и точкой отсчета в его созда­ нии может стать прошедппЛ « Москве форум. М. РУДНЕВА. А. ШАЛЬНЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz