Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
9 декабря 1989 г. М1 ,Ь1 СОЕДИНИЛИ эти , рассказы не потому, что они «на тему: о любвш». Это только внешний признак, здесь не просто взаимоотношения между мужчюой и женщиной. Че хов в понятие любовь вклады вал другой, более широкий вселенский смьжл. Искале ченный человеческий мир спасут любовь и красота — утверждали Толстой, Досто- шский и Чехов. «Дом с мезонином» и «Дама с собачкой» объеди нены темой рождения, раз вития души. Все тапаитли- ^ вое, подлртное рождается не в ненависти, "а в любви — буда то дети, искусство, душа. В первом рассказе л к ^ в ь послужила М 01 ЦНЫМ зарядом рождения настоящего ху дожника — подтолкнула его к написанию картин, отме ченных печатью высокого та ланта; во втором рассказе :— и еще более тотшому и слож- ншту процессу; перерождению самого человека, написанию нового портрета Души. НСил-бьш человек сытно: со вкусом волочился за хо- ропкнькшш ножками, удов летворяя свое гщес.. 1 ави€ многочисленными победами, тем, что у него все, как у лжедей его круга: «Ему было лестно, что у него бывают известные адвокаты и артисты и что в докторском клубе он играет в нарты с профессо ром». И вдруг, как удар молнии. Очередное приятное курорт ное увлечение перелоашло все течение его жизни: не постель соедвЕнила этих лю дей, а венчание душ, кото рое произснплр в Ореаиде, вде, сидя радом с Анной Сергеевной, « Г у ! ^ думал о ТОМ, как. в сущности, если вдуматься, все прадрасно на этом свете, вое, кроме того, что мы сами мьюлйм и дела ем, когда адбываем о высших целях бытия,, о своем чело- вечеоком достоинстве». «Лю- бовь изменила их обоих». И когда Гуров в финале отчаянно спрашивает у себя: «Как? Как освободиться от этих лавьюосштых пут?» — то вопрос здесь далеко не толыю о том, быть или не быть 1 ш вместе с Анной Сергеевной, а, скорее, о том. что переменить себя уже поздно, что жизнь потрачена на удовольствия, на пустяки, прожита приятно, но «мимо». Оба героя наших расска зе®—и художник, и Гуров— испытали необьжновеняый подъем души. Несостоявша- яся любежь, вернее, незавер-, щенное отношение любви и в том, и в другом случае — безысходаостъ. У Гурова нет вькода из этой ситуации. Душа роди- •чась и требовала выхода, но то, «что было для него важ но, интерыжо, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что состав ляло зерно его жизни, долж но было происходить тайно от других». У художника- есть счастли в у а д я ач у в , о зможность любую не крушение с у д йы ре ализовать в творчестве. Не случайно «Дом с мезо нином» — «рассказ худож ника». Здесь два главных вопроса; что есть лю ^ в ь , что есть творчество? И ка кова цена, которую платят сам :^дожник й окружающие его люди за м<шент этого высоча&ш-о здронеденйя подъама духа. Ничето, кроме высокого чувства любви, не произошло между Мисюсь и художни ком. Она полюбила его даже не к ш муняину, а как ху дожника, он побОДил ее севд- це своим талантом. Мужчи на может <®одить в ресто ран, купить бриллиант. Ей же хотелось, чтобы худож ник «ввел ее в область веч ного и прекрасного», она го ворила с ним о вечной жиз- «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратят ся, и языки умолкнут, и знание упразднятся». «Более же всего облекись в любовь, которая есть совокуп ность совершенства». Послание святого Апостола Павла. РОДИЛСЯ СПЕКТАКЛЬ.. Вчера в Липецком драматическом театре им. Л. Н. Толстого со стоялась премьера- спектакль «Пишу на тему о любви» по рас сказам А. П. Чехова «Дом с мезонином» я «Дама с собачкой». Ре жиссер-постановщик — народный артист РСФСР В. Пахомов,ху дожники—А. Лисянский. Ю. Хариков. В спектак ле заняты артисты; Л. Мунирова, А. Ладно- ва, Н. Сергеева, О. Ов чинникова, В. Кравчен ко, Ю, Ильин, П, Тяму- шев. Эта постановка гото вилась к выпуску 9 ме- СЯ 11 еп и особенно дорога коллективу театра — прежде всего как про должение программной линии творчества. Монологи режиссера спектакля В. Пахомова записаны в ходе репе тиций. Публикуемые , сегодня фрагменты из них не ставят своей целью объяснить сверх задачу спектакля, пол ноту режиссерского за мысла. Они ~ попытка приоткрыть занавес в мастерскую художни ков, высветить невиди мую даже для постоян ных поклонников теат ра глубину «творческо го айсберга», •Ао,том, каким вышел спектакль, судить нам, зрителям. ни, о боге. Это другое каче ство любви. При жшнн испытать ра дость полета души можно только в момент творчества. З ^ о ж н ш в момент творче ства гармоничен во всем. Он может быть невыносим в жизни, но только до тех пор, пока его «не требует к свя щенной жертве Аполлон». * * ♦ Очень точно понимание креста как соединения двух начал в человеке и в жизни: его вертикальная линия есть линия духовной жизни, го ризонтальная втдражение земной, материальной осно вы. Но веда, обратите вни мание, вертикальная линия креста намного длиннее го ризонтальной. Значит, под гармонии этих двух начал духовное деетаки, как нын че говорят, доляшо иметь приоритет. У нас этого, увы, не понимают. И не только у нас. эта ошибка повторяется во все времена и в различ ных общественных фор мациях . Поэтому до сих пор не разрешен спор Лиды и ^дожншеа . Лйэагедая этого спора в том, что оша разорвали «реет —; потому что одна ирезщ)ала пе&ажи и разговоры об исттаяом, на взглад художника, призвании человека, которое он может удовлетворить только в рели гии, науке, искусствах; дод- гой отрицал «эти пустяки» — больницы, -аптеки и вся кую практическую деятель- цоетрь,, .уходадцук) на обслу- живанИё потребностей ' тёлА.' Душа - совершенствуется любовью, познанием, верой, искусством, науками. Женщина — ретранслятор между мужчиной и Приро дой в том сл;учае, если ты ее любишь. Женщина, по отношению к которой вы ис пытываете чувство любви, связывает вас с высшиащ гармоническими началами мира. Французы не зря шут ливо говорят: «Ищите жен щину!» Три вещи надо исполнять на земле, несмотря ни на ка кие условия: 1. Надо жить. 2. Надо работать. 3. Надо верить. Вдохновение — момент высшей истины. И в этот миг человек равен богу. Мой коллега А . Васильев убежден, что современный театр страдает от отсутствия новой технологии и формы. Я же категорически с-ним не согласен, ^5о прежде всего художник должен зани маться усовершенствованием своей души. Помните Треп лева: «Дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потоаау' что это свободно льется из его души». • ♦ * Самое главное в этом спек такле — создать атмосферу. Это надо сыграть так, как будто собрались 5 актеров и расстелили коврик. И все. Чем беднее театр в своих технических средатвах, тем он гшиальнее. В кино пока зали бы дом с мезонином, ворота со львами, но живой, чувствующий человек — ар тист — изду:чает какую-то- энергию. ...В этой тональности надо не играть, а жить. Здесь н е . ружна ложная многозначительность. Нель зя сыграть умного, дателли- гентного человека — надо им быть. Не надо .беспокоиться о том, чтобы изображать свое «глубокое содержание» на челе, нужно беспокоиться только о своем нутре. Мало того, что у Чехова все написано гениально, и встречи с его ■творчеством ^ срверпенствуют профессио нальное мастерство, его пьесь! надо ставить хотя бы раз в пять лет еще и затем, чтобы остаться человеком, развить лучшее в себе. На Чехова зритель «не повалит». Конечно, можно найти способ, чтобы зазвать народ, оргаиизоадть успех. Но ведь только то «прекрас но, что серьезно». Никто не может определить время, когда родится спек такль, Можно только назна чить день премьеры. У меня часто спрашивают; «Зачем вы так долго держи- теспектакль? Зритель, в кон це концов, ходит на сюжет, он все равно, когда уйдет, все забудет». Но мы с вами вьшустим спектакль и лотом опять бу дем репетировать — месяц, два, не знаю, сколько потре буется. Будем искать. Ведь если в этом спектакле мь= разыграем только сюжет, ес ли в этой истории мы не отыщем чего-то «над», то вся наша работа — пустой номер. Записада Г. ИВАНОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz