Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

9 декабря 1989 г. М1 ,Ь1 СОЕДИНИЛИ эти , рассказы не потому, что они «на тему: о любвш». Это только внешний признак, здесь не просто взаимоотношения между мужчюой и женщиной. Че­ хов в понятие любовь вклады­ вал другой, более широкий вселенский смьжл. Искале­ ченный человеческий мир спасут любовь и красота — утверждали Толстой, Досто- шский и Чехов. «Дом с мезонином» и «Дама с собачкой» объеди­ нены темой рождения, раз­ вития души. Все тапаитли- ^ вое, подлртное рождается не в ненависти, "а в любви — буда то дети, искусство, душа. В первом рассказе л к ^ в ь послужила М 01 ЦНЫМ зарядом рождения настоящего ху­ дожника — подтолкнула его к написанию картин, отме­ ченных печатью высокого та­ ланта; во втором рассказе :— и еще более тотшому и слож- ншту процессу; перерождению самого человека, написанию нового портрета Души. НСил-бьш человек сытно: со вкусом волочился за хо- ропкнькшш ножками, удов летворяя свое гщес.. 1 ави€ многочисленными победами, тем, что у него все, как у лжедей его круга: «Ему было лестно, что у него бывают известные адвокаты и артисты и что в докторском клубе он играет в нарты с профессо­ ром». И вдруг, как удар молнии. Очередное приятное курорт­ ное увлечение перелоашло все течение его жизни: не постель соедвЕнила этих лю­ дей, а венчание душ, кото­ рое произснплр в Ореаиде, вде, сидя радом с Анной Сергеевной, « Г у ! ^ думал о ТОМ, как. в сущности, если вдуматься, все прадрасно на этом свете, вое, кроме того, что мы сами мьюлйм и дела­ ем, когда адбываем о высших целях бытия,, о своем чело- вечеоком достоинстве». «Лю- бовь изменила их обоих». И когда Гуров в финале отчаянно спрашивает у себя: «Как? Как освободиться от этих лавьюосштых пут?» — то вопрос здесь далеко не толыю о том, быть или не быть 1 ш вместе с Анной Сергеевной, а, скорее, о том. что переменить себя уже поздно, что жизнь потрачена на удовольствия, на пустяки, прожита приятно, но «мимо». Оба героя наших расска­ зе®—и художник, и Гуров— испытали необьжновеняый подъем души. Несостоявша- яся любежь, вернее, незавер-, щенное отношение любви и в том, и в другом случае — безысходаостъ. У Гурова нет вькода из этой ситуации. Душа роди- •чась и требовала выхода, но то, «что было для него важ­ но, интерыжо, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что состав­ ляло зерно его жизни, долж­ но было происходить тайно от других». У художника- есть счастли­ в у а д я ач у в , о зможность любую не­ крушение с у д йы ре­ ализовать в творчестве. Не случайно «Дом с мезо­ нином» — «рассказ худож­ ника». Здесь два главных вопроса; что есть лю ^ в ь , что есть творчество? И ка­ кова цена, которую платят сам :^дожник й окружающие его люди за м<шент этого высоча&ш-о здронеденйя подъама духа. Ничето, кроме высокого чувства любви, не произошло между Мисюсь и художни­ ком. Она полюбила его даже не к ш муняину, а как ху­ дожника, он побОДил ее севд- це своим талантом. Мужчи­ на может <®одить в ресто­ ран, купить бриллиант. Ей же хотелось, чтобы худож­ ник «ввел ее в область веч­ ного и прекрасного», она го­ ворила с ним о вечной жиз- «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратят­ ся, и языки умолкнут, и знание упразднятся». «Более же всего облекись в любовь, которая есть совокуп­ ность совершенства». Послание святого Апостола Павла. РОДИЛСЯ СПЕКТАКЛЬ.. Вчера в Липецком драматическом театре им. Л. Н. Толстого со­ стоялась премьера- спектакль «Пишу на тему о любви» по рас­ сказам А. П. Чехова «Дом с мезонином» я «Дама с собачкой». Ре­ жиссер-постановщик — народный артист РСФСР В. Пахомов,ху­ дожники—А. Лисянский. Ю. Хариков. В спектак­ ле заняты артисты; Л. Мунирова, А. Ладно- ва, Н. Сергеева, О. Ов­ чинникова, В. Кравчен­ ко, Ю, Ильин, П, Тяму- шев. Эта постановка гото­ вилась к выпуску 9 ме- СЯ 11 еп и особенно дорога коллективу театра — прежде всего как про­ должение программной линии творчества. Монологи режиссера спектакля В. Пахомова записаны в ходе репе­ тиций. Публикуемые , сегодня фрагменты из них не ставят своей целью объяснить сверх­ задачу спектакля, пол­ ноту режиссерского за­ мысла. Они ~ попытка приоткрыть занавес в мастерскую художни­ ков, высветить невиди­ мую даже для постоян­ ных поклонников теат­ ра глубину «творческо­ го айсберга», •Ао,том, каким вышел спектакль, судить нам, зрителям. ни, о боге. Это другое каче­ ство любви. При жшнн испытать ра­ дость полета души можно только в момент творчества. З ^ о ж н ш в момент творче­ ства гармоничен во всем. Он может быть невыносим в жизни, но только до тех пор, пока его «не требует к свя­ щенной жертве Аполлон». * * ♦ Очень точно понимание креста как соединения двух начал в человеке и в жизни: его вертикальная линия есть линия духовной жизни, го­ ризонтальная втдражение земной, материальной осно­ вы. Но веда, обратите вни­ мание, вертикальная линия креста намного длиннее го­ ризонтальной. Значит, под гармонии этих двух начал духовное деетаки, как нын­ че говорят, доляшо иметь приоритет. У нас этого, увы, не понимают. И не только у нас. эта ошибка повторяется во все времена и в различ­ ных общественных фор­ мациях . Поэтому до сих пор не разрешен спор Лиды и ^дожншеа . Лйэагедая этого спора в том, что оша разорвали «реет —; потому что одна ирезщ)ала пе&ажи и разговоры об исттаяом, на взглад художника, призвании человека, которое он может удовлетворить только в рели­ гии, науке, искусствах; дод- гой отрицал «эти пустяки» — больницы, -аптеки и вся­ кую практическую деятель- цоетрь,, .уходадцук) на обслу- живанИё потребностей ' тёлА.' Душа - совершенствуется любовью, познанием, верой, искусством, науками. Женщина — ретранслятор между мужчиной и Приро­ дой в том сл;учае, если ты ее любишь. Женщина, по отношению к которой вы ис­ пытываете чувство любви, связывает вас с высшиащ гармоническими началами мира. Французы не зря шут­ ливо говорят: «Ищите жен­ щину!» Три вещи надо исполнять на земле, несмотря ни на ка­ кие условия: 1. Надо жить. 2. Надо работать. 3. Надо верить. Вдохновение — момент высшей истины. И в этот миг человек равен богу. Мой коллега А . Васильев убежден, что современный театр страдает от отсутствия новой технологии и формы. Я же категорически с-ним не согласен, ^5о прежде всего художник должен зани­ маться усовершенствованием своей души. Помните Треп­ лева: «Дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потоаау' что это свободно льется из его души». • ♦ * Самое главное в этом спек­ такле — создать атмосферу. Это надо сыграть так, как будто собрались 5 актеров и расстелили коврик. И все. Чем беднее театр в своих технических средатвах, тем он гшиальнее. В кино пока­ зали бы дом с мезонином, ворота со львами, но живой, чувствующий человек — ар­ тист — изду:чает какую-то- энергию. ...В этой тональности надо не играть, а жить. Здесь н е . ружна ложная многозначительность. Нель­ зя сыграть умного, дателли- гентного человека — надо им быть. Не надо .беспокоиться о том, чтобы изображать свое «глубокое содержание» на челе, нужно беспокоиться только о своем нутре. Мало того, что у Чехова все написано гениально, и встречи с его ■творчеством ^ срверпенствуют профессио­ нальное мастерство, его пьесь! надо ставить хотя бы раз в пять лет еще и затем, чтобы остаться человеком, развить лучшее в себе. На Чехова зритель «не повалит». Конечно, можно найти способ, чтобы зазвать народ, оргаиизоадть успех. Но ведь только то «прекрас­ но, что серьезно». Никто не может определить время, когда родится спек­ такль, Можно только назна­ чить день премьеры. У меня часто спрашивают; «Зачем вы так долго держи- теспектакль? Зритель, в кон це концов, ходит на сюжет, он все равно, когда уйдет, все забудет». Но мы с вами вьшустим спектакль и лотом опять бу­ дем репетировать — месяц, два, не знаю, сколько потре буется. Будем искать. Ведь если в этом спектакле мь= разыграем только сюжет, ес ли в этой истории мы не отыщем чего-то «над», то вся наша работа — пустой номер. Записада Г. ИВАНОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz