Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 9 декабря 1989 г. ЛЕНИН ЕЦ . • I ВПЕРВЫЕ В ОБЛАСТИ - СЪЕЗД ДЕТСКИХ ВРАЧЕЙ Несколько дней назад завершил работу первый областной съезд детских врачей, акушеров-гинеко- логов и женсоветов. На нем оценены существую­ щие и новые формы медицинской помощи детям и матерям. Много внимания съезд уделил организации по­ мощи семьям социального риска, роли женсоветов в оздоровлении женщин, работающих на промыш­ ленных п р едпри ятищ ^^^еди выступающих, а их было около сорока — представители Министерст­ ва здравоохранения-^РСФСР, сотрудники «Центра здоровья», ученые-медики из Воронежского медин­ ститута. детские врачи области. Вот если бы так было всегда: и сон спокойный, и смех, и вообще сплошное удовольствие от жизни. Так давайте же мы, взрослые, все сделаем для того, чтобы наши дети были всегда здоровыми. ЦИФРЫ И ФАКТЫ За последние несколько лет в новые помещения перешли дет­ ские отделения Чаплыгинской, Красвинской, Лебедянской, Доб- ровской, Добринской, Станоалян- ской, Усманской ЦРБ. Строятся родильные дома в Д ан­ кове и Усманй, Уже готов проект Добровского. % 1991 году будет сдан акушерский корпус в област­ ной больнице № 1, на 100 коек проектируется родильдое отделе­ ние в медсанчасти НЛМК, типо­ вые в ' Становлянской, Лебедян­ ской и Долгоруковской ЦРБ. * * • В ГрязинскО'М районе особое внимание обращено на организа­ цию горячего питания в сельских школах. Решен вопрос о кольце­ вом завозе в них продуктов, раз­ работано 2-недельное меню, про­ водятся семинары поваров, рабо­ тающих в детских столовых. * ♦ * Вот уже-два года, как в детской ' городской больнице № 2 г. Ли­ пецка работает дневной стационар. Режим §десь приближен к режи- *му дошкольного учреждения. Д е ­ ти получают здесь полноценное питание, ежедневно осматривают­ ся лечащим врачом, получают ме­ дикаментозное . лечение, кислород­ ный коктейль, массаж, физиоле­ чение. Обязательно осматриваются лором, стоматологом, другими у з ­ кими специалистами. Если есть необходимость, проходят ■лабора­ торное ■обследование, санируют­ ся хронические очаги инфекции. В последние годы отмечается . увеличение количества тяжелых черепно-мозговых травм у детей. Основные причины этого явления; транспортные происшествия, паде­ ние с высоты, удары твердыми предметами. Во всех случаях о транспорти­ ровке детей е такими травмами сообщается в областную детскую больницу. К моменту доставки пострадавшего в приемном отде­ лении находится бригада в соста­ ве травматолога и анестезиолога- реаниматора. Почти 39 процентам пострадавших помощь с момента поступления в больницу оказыва­ ется в реанимационном отделении. На НЛМК по ходатайству жен- совет'а выделен автобус для пат­ ронажа , на дому беременных и больных женщин. Ежегодно в* профилактории «Па­ рус» организуется смена «Мать и На кафедре педиатрии факуль-_ тета усовершенствования врачей Воронежского медицинского ин­ ститута на протяжении послед­ них пяти лет пр 0 во 1 дится изучение социального статуса и профессио­ нального уровня участковых пе­ диатров — слушателей ФУВ Во­ ронежской, Липецкой, Тамбовской и Белгородской областей. Вот некоторые результаты: в оценке организации своей деятель-, ности врачи отмечают постоянную перегрузку (80 процентов) и боль­ шой объем работы с документа­ цией' (100 процентов). В основном вследствие этих двух причин 72 . процента участковых педиатров не укладываются в границы своего рабочего дня. Среди слушателей, прошедших за 5 лет усовершенствование на кафедре педиатрии, только 37 про­ центов занимались общественной работой, причем, в' подавляющем большинстве на уровне своей по­ ликлиники. Обращает внимание тот факт, что 48 процентов участ­ ковых врачей не удовлетворены взаимоотношениями с админирт- ; рацией поликлиник, тогда как только единицы из них испытыва­ ют затруднение в общении с кол­ легами. лА. О*® ВАЛЕНТИНА Василь Севиа, что, на ваш ^взгляд , явилось гла. иным результатом работы это­ го необычного для нашей об­ ласти съезда? — Абсолютное понимание, что здоровье детей — один из важнейших социальных факто­ ров общественного развития. Поэтому все, что накоплено в методах лечения детей и мате­ рей в нашей области, было представлено на .этом съезде. Не ради отчета и успокоения, вот, мол, и мы не лыком ши­ ты, а для того, чтобы имею­ щийся опыт распространился по всем поликлиникам и больни­ цам области. Лично я назвала бы этот съезд очень продуман­ ной, квалифицированной учебой. А отсюда — и подведение ито­ гов дня сегодняшнего, и пла- яаходится в очень большой висймости от течения бере- меннасги и родов, состояния эдор,оаья их родителей. По­ этому самого пристального внимания потребовали к себе акушерско - терапевто-педиатри­ ческие комплексы. Это такая система наблюдения за бере­ менной женщиной, когда в ней участвуют и акушер-гинеколог, и терапевт, и педиатр. Она позволяет прогнозировать про­ цесс родов, здоровье будущего ребенка, что очень помогает облегчить страдания матери при родах. Такие комплексы'внедрены в Липецке и Ельце^ В 1990 году они должны появиться во всех районах. И тогда намного уменьшится группа риска сре­ ди детей. Но нас очень беспокоят, се­ мьи, которые мы называем ас- социальными. Вот почему ра­ бота педиатров все чаще со­ прикасается с женскими сове­ тами.. Например, акушерско-те­ рапевто-педиатрический комп­ лекс в женской консультации медобъединения завода «Сво­ бодный сокол» включает в се­ бя и женские советы, находя­ щиеся на территории жилого поселка. Это помогает решать вопросы материальной помощи малообеспеченным семьям, . где должен родиться ребенок; о своевременном выводе дет'ей из тех семей, где их прожива­ ние просто невозможно. Мне, как главному врачу областной детской больницы, как челове­ ку, очень хорошо знающему, насколько часто бывают вино­ ваты родители в плохом здо­ ровье детей, очень хочется, чтобы все без исключения жен^ советы работали в тесном кон­ такте с педиатрами. — Представитель кафедры педиатрии факультета уеовер- шенствования врачей Воронеж­ ского мединститута, присутст­ вовавший на съезде, очень убе­ дительно говорил о том, что половина врачей, к ним приез­ жающих, считают плохой ор- НАШ СОБЕСЕДНИК - ГЛАВНЫЙ ВРАЧ ОБЛАСТНОЙ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ В. В. САВИНОВА_________ австошо в зшстстк... гаиизацию участковой педиат­ рической службы... — Да , проблем здесь много: большой о(^ем работы с доку­ ментацией, невозможность уло­ житься в границы своего ра­ бочего дня... Сами понимаете, в рамках области невоз^иожно документацию уменьшить, да и какие советы дашь по поводу того, чтобы все успевали? Дру ­ гое дело, ес) 1 и издержки ком­ пенсируются. Но с этим имен­ но у врачей трудности пока очень ^льш ие . Поэтому нам особенно интересен опыт, которым врачи поделились на .съезде . Здесь внедрен бри­ гадный метод работы, позво­ ливший более продуманно осу­ ществлять медицинское об­ служивание, кстати, увеличив территорию педиатрического участка за счет обслуживания дошкольных учреждений. Зна­ чит, увеличилась сумма на вы­ плату зарплат. Но зарплата начисляется здесь дифференци­ рованно, с учетом р^ультатов работы. Каковы они? Давайте посмотрим по сумме - выплат медсестрам: 170— 180 рублей получают они ежемесячно. Читателям, особенно мо­ лодым мамам, интересно будет узнать, на что способна сейчас областная детская больница... —На очёнь многое. И, по­ жалуй, расскажу о том, за что мы взялись в последние годы. В нашей больнице внедрены ультрафиолетовое 'облучение крови при гнойно-септических заболеваниях, гемосорпция, плазмоферез при острейших от­ равлениях у детей. В ортопедо­ травматологическом отделе­ нии, где раньше лечились толь­ ко травмы, сейчас корректи­ руются и врожденные анома- . ЛИИ костной системы. С учетам * того, что из всех районов об­ ласти тяжелые болезни детей областная больница берет на себя, мьь организовали инфек­ ционно-диагностическое отде­ ление, здесь же находятся два бокса для новорожденных с кишечными и респираторно-ви­ русными ;шболенаииями. Боль­ шое, внимание уделяем органи­ зации нашей службы, особенно в хирургии и реанимации. Вы­ ездная бригада реаниматоров сыграла большую роль в сив- жении детской смертности. Те­ перь круглосуточно оказывает­ ся хирургическая помощь, в больнице и днем, и ио« 1 ью де­ журит бригада по оказанию экстренной помощи. Ввиду от­ сутствия узких специалистов в сельских районах, уже несколь­ ко лет работает выездная по­ ликлиника «Здоровье». Слабым местом в .своей работе счита­ ем пока реанимационную слу­ жбу новорожденным. Поэтому планируем учебу врачей именно по оказанию реанимационных пособий этим детям. Но .это то, что можно исправить благодаря своему ■желанию н своим силам. Самый сложный вопрос — с аипаратурой. Обеспеченность сю не соответствует современ иым требованиям. Отсутствует ультразвуковая, 'эидоскопичес- кая аппаратура. хотя наши врачи подготовлены к работе на ней, и отдача была бы ■юлыпая. Правда, нам предо­ ставили возможность пользо­ ваться этой аппаратурой в об- ..тастной больнвде для взрос­ лых, но всего один час в день. Понимаете, как мизерно это время. Возможно, в недалеком будущем дело сдвинется с мертвой точки: областное от­ деление Детжого фонда о&- щает заплатить за детский эн­ доскоп и ультразвуковой ап­ парат «Алока» японского про­ изводства. Спасибо, конечно, этому .фонду, но может, все- таки, предприятия вместе с хозяйствами каким-то образом скооперируются да в купят эту аппаратуру, а деньги Дет­ ского фонда, н так не очень большие, пойдут ’на другие «дыры»? — Валентина Ваенл1^виа, какие болезни у детей прогрес­ сируют в последнее время? — Заметно увеличился рост аллергических заболеваний. Много мнокардй’гов в возрас­ те 3—6 лет -чащ е , всего в ре­ зультате вирусного заболева­ ния. А с вирусным ^аболсванн• ем трудно бороться из-за боль­ шой скученности в детских са­ дах. Да и -участившаяся аллер­ гия бо,чьше всего- от химичес­ ких удобрений на полях и ого­ родах, где выращиваются, ово­ щи. Как видите, многие бо­ лезни просто результат несу­ разности нашей жизни. В гам числе, кстати, и болезни желу­ дочно-кишечного тракта. Боль­ ше всего ими страдают дети в возрасте 10— 14 лет. Отсюда можно сделать вывод; неважное питание в школах. Д а и ж ро­ дителям .много претензий из- за отсутствия понятия о куль­ туре питания. Чаще всего цель они преследуют одну: накор­ мить так, чтобы еле-еле встал из-за стола. Ведь вот в нашем кардиологическом отделении ча­ сто идет борьба с теми боЛез- нями, которые связаны с ожи­ рением. Это эндокринные боль­ ные. У них высокое давление, головные боли, повышенная утомляемость, раздражитель­ ность. И ведь вот что интересно; сажая этих детей на строгое дие­ тическое питание у себя а боль­ нице, нам приходится вести по­ стоянную борьбу с Их родите­ лями, которым кажется, что больных здесь специально го­ лодом морят. Недавно одна ма­ ма после того, как медсестра не приняла у нее огромное ко­ личество мясных жирных про­ дуктов. пыталась все это пе­ редать на верхний этаж сыну по веревке. Увидев эту процеду­ ру, написали той маме на ра­ боту. И сейчас хочу сказать: тех родителей, кто будет вести себя подобным образом, ждет' такая же участь яо имя здо­ ровья их детей. А вообще, если без частнос­ тей, необходимо как можно больше пропагандировать куль­ туру питания. Мне кажется, в этом может помочь и ваша га­ зета. В выпусках клуба «Мо- лодой семьи» можно рассказать о том, как правильно кормить хотя бы маленьких детей. — Редакция газеты непре* менно подумает над этим пред­ ложением. А о чем вам хочет­ ся еще поговорить именно че­ рез газету? — Опять-таки не в масштаб бах области это можно решить, но все-таки скажу. Давно пора подумать над тем, как работу медсестры именно детской боль­ ницы сделать хоть чуточку пре­ стижнее. Ведь то, что она де ­ лает у нас ,, гораздо сложнее, чем в любой взрослой больни­ це. Возьмем, к примеру, медсест­ ру грудничкового отделения.. За день в общей сложности она поднимает тонну. Ведь каждого ребенка, чтобы пере­ пеленать, просто успокоить, на­ до много раз взять на руки. Я уже не говорю о трёбованни особого состояния духа^. мане­ ры общения с нашими крошеч­ ными и просто маленькими больными. Но если здоровье детей, дей­ ствительно, считать проблемой № 1. то и внутри области мож­ но что-то придумать. Напри­ мер, хотя бы за общежития, в которых нам, слава богу, пока не отказывают, платить не по 15 рублей из 80-рублевой зар- ^, На этом просто настаиваю, ‘ нагюминая о том, что наша больница — для детей всех без исключения. Е. СЕРГЕЕВА. У НАС ТАК! А КАК У ВАС? ческие изменения, произошедшие за послед­ ние пять лет , мы не менее пристально всматриваемся, как ш ю ет мир. Недавно в нашем педаго­ гическом институте побыва­ ли гбсти из Чехословакии, преподаватели Нитрйнского педагогйчеокого института. Мы встретились с литерату­ роведом, кандидатом наук, преподавателем кафедры р у ­ систики и западной филоло­ гии Ольгой Энгелов'ой; до­ центом, кандидатом наук, преподавателем кафедры би­ ологии и химии Верой Сто- ларовой; преподавателем ка­ федры физики, отделения дидактической техники Сте­ н н о м Челинаком; Габриэлой Енапшовой, преподавателем истории рабочего движения и коммунистической партия Чехословакии. Наша беседа касалась не только вопросов педагогики, мы с интересом выслушали впечатления гос­ тей о нашем городе, о пое зд­ ке в ЛевТолс'гой, в котором они побьшали в день нашей МЫ ВИДИМ ВАС ТАК ... длыи Энгелова: — Я давно мечтала побы­ вать _в Асталово. Мой инте­ рес объясняется не только тем, что я преподаю русскую литературу. Если бы вы зна­ ли, что значит имя Толстого у нас в Чехословакии, во всем мире.. Мне поправился Музей, но показалось, что в его экспозиции недостаточно материалов о последних днях писателя, людях, его окру­ жавших. Нас очень интере­ совала личиость Маковицко- го, вашего земляка. Он был рядом со Львом Николаевич чем и в Ясной Поляне, и в Асталово. Он оставил -заме­ чательные дневниковые еапи- си, пусть не подлинники, а копии, которые могли бы существенно пополнить " ма­ териалы музея. Но, к наше­ му веяиком.у сожалению,, о Маковицком зд есь знают очень мало. Вера Столарова: — Кстати, у нас даж е на-. ши дети в школе знают, что Лев Толстой умер в Астапо- ,БО. Мне кажется, хотя это ваше внутреннее дело, нуж-' но было сохранить именно это на.звание станции. По­ тому что несколько нелепо звучит: «Где. вы были?» «Мы были во Л м е Толстом». Ольга Энгелова; — Когда мы ехали сюда, нас предупреждали, что с продуктами в городе совсем плохо. Мы так не считаем и очень рады, что сшасения не сбылись. Но нам кажется, что вы не умеете предлагать товары, которые есть в мага­ зинах. Не хватает информа­ ции, рекламы. Очень скуч­ ные витрины, которые, по-мо­ ему , редко обновляются. Мы по привычке смотрели в них, а когда заходили в магазин, не видели того, что реклами­ руется. Очень неудобно. Но это ш:е вопросы вто­ ростепенные. Нам очень по­ нравились люди: доброж ела­ тельные, вежливые. Перед Липецком были в Москве, там совсем по-другому, все какие-то замотанные, на воп- рою .1 не отвечают, спешат. А устали мы оттого, что у в ас очень плохие дороги. Ко­ гда вьшал снег, мы боялись- ходить по тротуарам, их не чистят, и очень легко мож- цо упасть. У нас довольно быстро сумели 'решить проб­ лемы дорог. Нам очень нра­ вится здесь, хотя мы сильно скучаем по Нитре. большой бу Корр.: У нас существует А КАК У ВАС? Корр.: Помимо теоретичес­ кой подготовки кадров ваш институт ставит перед собой еще какие-то цели? Расска­ жите о них. О. Энгелова: — .Главное, ;к чему стремимся и мы, и преподаватели вашего ин­ ститута — научить студен­ тов вести диалог с будущи­ ми учениками. Обучаем при­ емам, .методам, как привлечь ученика к сотрудничеству с Зрителем . И самая важная задача, на мой взгляд, вос­ питать Личность, Учителя с ' та У такая проблема: вьп^скинкн педагогического института с большой неохотой едут рЗ- ботать в село , а как у вас? В. Столароэа: — О, у нас те ж е самые проблемы. На­ ши выпускники тоже стара­ ются остаться в больших го­ родах или поблизости к ним. Никто сейчас не хочет жить в селе, хотя наши сель­ ские центры заметно отлича­ ются от ваших. Там молодежь -не ощущает дефицита ни с видеомагнитофонами, ни с компьютерами, разницы меж ­ ду сельской и городской шко­ лой практически не сущест­ вует. Но взрослые люди хо­ лят быть поближе к культур­ ным центрам, чтобы можно было спокойно, когда тебе захочется посещать театры, (Концертные залы. Корр.: Нашим учителжн сейчас повысили заработную плату. И это тоже повысило интерес к профессии у мо­ лодых людей. Сколько полу­ чают ваши учителя? О. Энгелова: У наших учи­ телей невысокая заработная плата, но правительство при­ думало н ебм ьш ую хитрость. У начинающих , учителей очень высокий заработок, но весь секрет в том, что потом о(н долго не повышается и остается йа том ж е уровне. Корр.: А как с квартира­ ми дл я учителей? Г. Ёнашкова; — С квар­ тирами очень плохо. И по­ этому, кстати, огромный де ­ фицит преподавателей в рай­ онах Братиславы, Сенницы. Снимать ж е квартиру у нас, очень дор ою , это не по кар­ ману молодым людям. Корр.: Как живут ваши они получаю 1 О, Энгелова: — Студенты живут прекрасно. Комнаты общежития рассчитаны ца даух человек, есть все усло­ вия для отдыха и занятий. А социальных стипендий по типу ваших у нас очень ма­ ло, такая стипендия вьшла- чивается студенту, если до­ ход его семьи не прещ>ппает 1 0 0 0 крон в месяц. Женатые люди получают обязательную социальную стипендию. Я вот приглядывалась -к вашим студентам и заметила, одеты они лучше наших, хотя все говорят, они получают невы­ сокую стипендию. Корр.: Расскажите, пожа­ луйста, с какими трудностя- рая студентов в институт? О . Энгелова: — Ну, наби­ раем мы на первый курс 3 5 0— 4 0 0 человек. Половина — будущ ие учителя основ­ ной школы, они обучаются четыре года, остальные — преподаватеда средней шко­ лы, они учатся по пять лет по двум специальностям. Нас очень беспокоит, что послед­ ние годы увеличилось количе­ ство поступаювдих ребят оо средними результатами. То есть, к нам идут не лучшие. Знаете , родатели боятся за своих детей, а вдруг не по с ­ тупит в институт, время по­ теряет, так лучше наверня­ ка отрравить ребенка после средней школы в какой-нн ^ д ь техникум, вот так мы и теряем сильных ребят. Есть у нас слециальцоети, на ко­ торые всегда большой коя курс, есть из кого выбирать, это 'В основном, как и у вас, гуманитарные дисциплины. Корр.; Вы упомянули в своем ответе основную и среднюю школы, что это т» О. Энгелова:, — В основ­ ной школе дети обучаются . восемь лет (с шести до четырнадцати). Первые че­ тыре года им прививают ос­ новные навыки чтения и пись­ ма. С пятого класса начина­ ется специальное обучение. Школа кончается бе з , экза-, менов- Дал ее дети, в зависн ' мости от своих способностей, сдают эдюамены в среднюю школу или училище. Д а .'ещ е . я очень бы хотела сказать о том, что у нас все родители,, у которых дети учатся в шко­ ле, получадбт детские доба-' вочные деньги. Первый ребе- нш , почмоему, 2 0 0 крон, вто рой —- 4 4 0 и так дальше. Мать-одиночка получает еще больше. Корр.: Есть ли у вас при школах какие-нибудь центры или службы , помогающие ученшеам сориентироваться в выборе будущ ей профессии? С. Челинак; — Да, в шко лах работают специалисты, которые дают компетентные . советы детям, где и как км лучше устроиться. Корр.: А какой кбитикгеш поступает в училища? О. Энгелова: Туда идут те дети, которые не могут продолжить курс обучения в средней школе. Ест'ь попу­ лярные, есть и не популяр­ ные училища, как у вас. На каменщика, например, мало кто хочет идтц учиться. Функционируют з^чилища с двухгодичным сроком обуче­ ния, они дают неполное сред­ нее образование. Корр.; Мне хочется задать вопрос Габриэль Енашковой. Вы , Габриэль, преподаете ис­ торию международното рабо­ чего движения и историю коммунистической партии Чехословакии, работаете на отделении марксизма-ленЯ- иизма. Скажите, по каким учебникам студенты изучают ваш предмет? Г. Ёнашкова: Если учесть все последние события, то многие учебники, написанные и составленные раньше, ним, конечно ж е , нельзя. Поэтому мы пользуемся вре­ менными учеф 1 ыми текста­ ми. И еще хочу отметить большой интерес наших сту­ денте® к полтгтической эко­ номии. Корр.; А что вам понрави­ лось в нашем педагогическом институте, что бы вы хотели увезти с собой и з полезного О. Энгелова: Мы нашли зд есь для себя очень много полезных моментов. Нас во-. ' 1 ДИЛИ в школы на занятия. И главное, на что мы обргйиля особое внимание и о чем уж е говорили в начале бесе ды, — студенты и препода­ ватели вуза очень успешно работают в направлении по­ иска новых форм содружест­ ва ученика и учителя. Это , главное! ^ !2орр.: Спасибо за интерес ную беседу . Записала И . КОВ ЗЕВА , *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz