Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 9 декабря 1989 г О а Х Х / Ь о о Н Х Л й м г л и И с ., Идея выездных концертов, выставок-продаж картин ли­ пецких художников, ярмарок старшеклассников под эги­ дой благотворительности, милосердия родилась у нас, в «Ленинце». Думается, не случайно. Был уже опыт: два года назад, в общем-то, с этой же миссией прошел по области агитпоезд «Ленинец». Но когда мы обратились к секретарю обкома партии Р. Е. Злобиной за поддержкой, помощью в оргвопросах, выяснилось, что инициатором ак­ ции Милосердия может быть иазвая не только «Лени­ нец». Многие творческие коллективы области уже ведут благотворительную деятельность. И остается то.тын>объе­ динить эти немалые силы для общего благородного дела. «Ленинец» все же оставляет за собой право инициа­ тивы. Тем более, в творческом календаре нашей газеты год 1990 (впрочем, и все последуюище)—год Милосер­ дия. Уже продуманы маршруты очередных выездов. Кста­ ти, силы удалось объединить. Это доказала поездка в Доброе. ■ Почему первый маршрут пал на Доброе? Хотелось удач.но стартовать; Л само название села, казалось, со­ путствовало удаче. Концерты, выставки, ярмарки прошли в Добром и Ратчияо, Трубетшшо и Каликшю. Весь рай­ он овациями встретил выступление и профессиональных артистов (Липецкой филармонии), и самодеятельных кол­ лективов («Грация», «Товарищ») и даугих. Все выручен­ ные средства пошли в фонд помощи ветеранам, инвали- , дам и детям-сиротам, малообеспеченным. Всем, кто сей- * час особо нуждается в нашей помощи. Запланированы новые поездки. О них мы обязательно ' расскажем, А также напомним, что главные маршруты Милосердия пролегают от сердца к сердцу каждого из нас. К. ВЛАДИМИРОВ. Фото В. Строкова, К. Соседова. 4Ш Ы , КОТОРЫЕ М ШИУТ...» На Дне милосердия, который состоялся в Добром, среди других творческих работ была представлена художественная выставка—около 50 работ — наших ведущих художников. 50 процентов авторского гонорара от приобретенных на выставке картин будут перечислены в фонд Милосердия. Художник В. П. Дворянчиков дополнительно передал в счет фонда в этот день еще пять своих работ, оцененных худо­ жественным советом на сумму в 2,5 тысячи рублей. С членом президитаа об­ ластного отделения Детского фонда художником В. П- Дво- рянчиковБгм беседует наш кор- реопондент- — Виден Дмитриевич, о чем подумалось на дне доброты в Добром? — Наверное, Милосердие не должно окончиться в этом месте. В Липецке ведь 18 рай­ онов. Может, начатое сегодня продолжится 18 месяцев, мо­ жет—18 лет... Очень хорошо, что в Дне ми­ лосердия приняли участие мно­ гие творческие коллективы — музыканты, танцоры, художни: ки. И, праздник этот состоялся не только' в само* районе, но и в ряде его хозяйств. Так что в один день о милосердии за­ говорило сразу много людей. — Судя по тому, как при­ нимали своих гостей, люди в Добром, действительно, добрые? — Наверное, здесь сыграл момент неожиданности. Зри­ тели пришли на концерт и к нам, на выставку, насторожен­ ными. Но потом. Я' надеюсь, это ощущение прошло у обеих сторон. — Беседуя с вами, я вспо­ минаю другую благотвори­ тельную выставку, которая со­ стоялась не так давно — 50 процентов авторских гонораров от лроданных~там работ так­ же были перечислены в Дет­ ский фонд.' С тех пор прошло чуть более полугода, и вот — новая инициатива. Она была встречена художниками еди­ нодушно? Или, может, люди искусства настолько много за­ рабатывают, что подобная бла­ готворительность никак не от­ ражается на бюджете? — Когда к вам приходят го­ сти и вы угощаете их, к при­ меру, конфетами, чаем, вы ть не думаете про себя, что гостя вас «объели», не сораз­ меряете угощение с семейным бюджетом. Дарить — это, наверное, большая радость, чем получать. И, конечно, ответственность, ведь даришь сотворенное то­ бой. Когда угощаешь друга ябло­ ком из- сада — это, в первую очередь, дар природы. А если отдаешь произведенное тобой — это уже переходит в кате­ горию нравственную. Ведь ху- дожнш отличается от нехудож- ника не тем, что может похо­ жим нарисовать глаз или нос. Художник, прежде всего, ост­ рее воспринимает окрзгжающий мир. Из увиденного частното он делает общий вьшод, пере­ водит его в действие. — То есть, дарениё для ху­ дожника — это своего рода очищение, необходимое, пре­ жде всего, ему самому —^для охранения чистоты творчества? И этот акт можно сравнить с молитвой, которую творили бо­ гомазы перед тем, как присту­ пить к написанию иконы? — Да, эти действия близ 1 Ш. - Дарение должно быть высо­ кой, что ли, породы, своего ро­ да святейшеством. Между ро­ зой и васильком, к примеру, нет' конфликта. Но ведь при этом роза — все-таки нечто особое. Дарить — это всегда ответ­ ственность. В подарке изна­ чально не должно быть такого, что в дальнейшем может по­ влиять плохо. Главная оц€ 1 жа при этом, конечно же, искрен­ ность. Но когда даришь, обя­ зательно надо заранее знать, во что вырастет каждое из по­ даренных качеств. На картине ведь присутствуют не только понятия живописи (критерий профессионализма), но и по­ нятия аккуратности, или, на­ против, неаккуратности (хотя бы из оформления работы). На художественном совете я предлагал, чтобы на каждой нашей выставке делались от- _ боры «малых выставок» или «картин дарения» для детских домов и интернатов. Кто-то сказал при этом: не с лкзбой выставки можно отобрать ра­ боту для детей. Почему? Те­ мы не те? Но ведь в наших картинах нет ничего «постыд- - кого». Значит, подарок здесь уже выступает как особое мерило, значит, не все на наших вы­ ставках настолько удачно, что может пройти через этот кри­ терий. — Художники часто дарят свои картины, продают нх на благотворительных выставках. Но мне, к сожалению, извест­ ны случаи, когда полотна, при­ обретенные на таких /«прода­ жах по безналичному расче­ ту», благополучно складыва­ лись потом в угол или разве­ шивались в -помещениях «абы как». Художники интересуются дальнейшей судьбой благотво­ рительных картин? — Мы пытаемся это делать. Конечно, ие всегда жизнь кар­ тин, и не только благотвори­ тельных, складывается удачно. Но случается, дарение полотен получает интересное продолже­ ние, самостоятельную жизнь. Нштример, картины, приобре­ тенные на щ>едыдущей благо­ творительной выставке шефа­ ми детского интерната в по­ селке «Дачный», стали там началом картинной галереи. И ваши художники, конечно же, приехали на ее открытие. В гости, как известно, с пу­ стыми руками не ходят, по­ этому мы подари.чи ребятам новые свои работы. А потом появилось интерес- Ш)е продолжение — художни­ ца Мария Никитична Сапрыки­ на попросила разрешение про­ вести в этом- интернате свою персональную выставку. Я ду­ маю, это дофое вачинанш продолжится. Потому что это нормальиая жизнь. — Наверное, благотворитель­ ность дарует не только ожи­ даемые, но и, порой, ишред- сказуемые контакты? — Не раз убеждался в этом. Я считаю себя заводчанином. Поэтому, когда узнал, что НЛМК шефствует над детским Интернатом № 3, пришел туда и подарил ребятам 20 своих работ. Но картинам . нужно при­ способленное помещение. И для необходимых .реконструк­ ций я обратился к Р 5 ЖОВОДСТ- ву НЛМК. Через некоторое время после этой беседы ко мне зашел сосед, заводчанин, н стал жаловаться на затеян­ ную кем-то в детском дшяе «колготу»... А потом мы вмес­ те пош.чн в детский интернат и сделали там все необходимое. — Вы постоянно передаете св т картины детским домам- интернатам, школам, делаем перечисления в благотворитель­ ные фонды. Наверное, все это имеет очень личностную осно­ ву? — Моя мама работала ди­ ректором детского дома. Мы очень долго не имели своей квартиры. И хотя у меня бы­ ли родители, я жил с детдо­ мовскими ребятами. Вместе кололи дрова, помогали на кух­ не, играли. Я уже тогда, пацаном, знал, что не должен иметь больше других. Если появлялось что- нибудь домашнее, вкуснбе, обя­ зательно делился .с ребятами. Кся-да в Липецк привезли детей из районов, пострадав­ ших от чернобыльской аварии, мама еще была жива. Я по­ ехал в пионерский лагерь, где разместили этих ребят, и от­ вез в подарок 30 своих работ. Дети уехалщ Но на про­ щанье они увезли с собой на­ рисованные мною цветы, кото­ рые уже'не завянут. — Вы часто встречаетесь с ребятами интернатов и дет­ ских домов. Это требует оп­ ределенного времени. Не вли­ яет ли такая «занятость» на служение твщ)честву? — Любая работа подразу­ мевает посвящение. То, что ты делаешь, обязательно должно кому-то принадлежать. К сожалению, я не имею возможности каждому ребенку' подарить по своей картине. Но я могу подарить всем. И это дарение —часть моей творчес­ кой принадлежности. Ведь когда певица поет, она не думает о том, что «отрыва­ ет» каждый звук от своего гор­ ла — важно, чтобы мелодия зазвучала, здкь уже нет ни­ какого деления на рождение звука и егр «отдаваниё». На­ верное, когда отдаешь, это и есть самая главная часть это­ го единства. Может, в моем творчестве и не было бы столь­ ко букетов, если бы- я так сильно не хотел дарить цве­ ты, которые не завянут. — И когда вы выбираете свой.дар, то расстаетесь с луч­ шими из своих работ? — Не все может быть са­ моценностью. Яблоко или пи­ рожок, к примеру, уже изна: чалыю пойдут «на здоровье»—- картина же прорастает в про­ цессе своей жизни. Явится ли о»а как дар искусства или нет — почти всегда неизвест­ но. Это зависит от многюс причин. Я сделаю здесь небольшое отстуиленне. Во многих детских домах у нас, к сожалению, очень раз­ вита показушносгь. Сразу, как входишь, планшеты с гервя- мн-земляками, спортивными достижениями. Как может вой- ' ти через эту «агитацию» ка­ кой-либо важный смысл, если внешне планшеты отталкивают — не тем они адресованы. Зачем, к примеду, в бане валенки? Странный вопрос — никому и не приходит в голо­ ву ставить их туда. Так и в нашем ■случае — традипион- н}пю «идеологию» в детских до­ мах необходимо поменять на очень человечные понятия. Сейчас у детских домов интернатов в изобилии имеюти;, ся шефы. У некоторых из них / даже по 14 шефствующих' предприятий. Шефы преподно­ сят богатые подарки — в дет­ ских домах сейчас есть бога­ тые шторы, шубки, посуда. Каждый год к 1 сентября ше­ фы обязательно делают ре­ монт. Но при этом то, что было плохо, тдк и остается плохим, только 5 гже в новых красках. Потому что в шеф- тжих ремонтах зачастую не­ важно, какого цвета краска, или как она. ляжет на стены. Если бы мы, архитекторы, художники, иаксшец, объеди­ нились и создали для детских домов комплексный архитек- турно-худож;ественный проект, а шефы помогли реализовать его, мы поменяли бы детям казарму на дом. Возвращаясь к вашему вой- росу, отвечу •— только в та­ кой, увы, пока что лишь «рас­ сказанной обстановке», пода­ ренная картина .может стать настоящим явлением. А сей­ час, простите за грубость, какие функция может нести, к примеру; в тепловозе натюр­ морт? “'Милосердие у нас, к сожале­ нию, пока что уходят в понятие «пожертвования». А ведь на самом деле, это иное — по­ дарок душе, если угодно — добросердие, приятие чистоты. — Какими словами вы за­ ключите нашу беседу? — Чтобы дар мог быть за­ вещан, каким о« должен бы ть ? '^ Что.надо нести в душе своей, чтобы это имело право быть передано, переросло в новое качество, стало зерном, ябло­ ком, лугом? Эти вопросы так важны... , . Дети даруют ответственность к ним. Они дают больше, чем можем дать мы — необходи­ мость нового отношения к со­ вести, труду. Дети нас осчаст­ ливливают. А мы, наверное, пока еще не умеем достойно ответить. 'Записала Т. ЩЕГЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz