Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ 9 декабря 1989 г О а Х Х / Ь о о Н Х Л й м г л и И с ., Идея выездных концертов, выставок-продаж картин ли пецких художников, ярмарок старшеклассников под эги дой благотворительности, милосердия родилась у нас, в «Ленинце». Думается, не случайно. Был уже опыт: два года назад, в общем-то, с этой же миссией прошел по области агитпоезд «Ленинец». Но когда мы обратились к секретарю обкома партии Р. Е. Злобиной за поддержкой, помощью в оргвопросах, выяснилось, что инициатором ак ции Милосердия может быть иазвая не только «Лени нец». Многие творческие коллективы области уже ведут благотворительную деятельность. И остается то.тын>объе динить эти немалые силы для общего благородного дела. «Ленинец» все же оставляет за собой право инициа тивы. Тем более, в творческом календаре нашей газеты год 1990 (впрочем, и все последуюище)—год Милосер дия. Уже продуманы маршруты очередных выездов. Кста ти, силы удалось объединить. Это доказала поездка в Доброе. ■ Почему первый маршрут пал на Доброе? Хотелось удач.но стартовать; Л само название села, казалось, со путствовало удаче. Концерты, выставки, ярмарки прошли в Добром и Ратчияо, Трубетшшо и Каликшю. Весь рай он овациями встретил выступление и профессиональных артистов (Липецкой филармонии), и самодеятельных кол лективов («Грация», «Товарищ») и даугих. Все выручен ные средства пошли в фонд помощи ветеранам, инвали- , дам и детям-сиротам, малообеспеченным. Всем, кто сей- * час особо нуждается в нашей помощи. Запланированы новые поездки. О них мы обязательно ' расскажем, А также напомним, что главные маршруты Милосердия пролегают от сердца к сердцу каждого из нас. К. ВЛАДИМИРОВ. Фото В. Строкова, К. Соседова. 4Ш Ы , КОТОРЫЕ М ШИУТ...» На Дне милосердия, который состоялся в Добром, среди других творческих работ была представлена художественная выставка—около 50 работ — наших ведущих художников. 50 процентов авторского гонорара от приобретенных на выставке картин будут перечислены в фонд Милосердия. Художник В. П. Дворянчиков дополнительно передал в счет фонда в этот день еще пять своих работ, оцененных худо жественным советом на сумму в 2,5 тысячи рублей. С членом президитаа об ластного отделения Детского фонда художником В. П- Дво- рянчиковБгм беседует наш кор- реопондент- — Виден Дмитриевич, о чем подумалось на дне доброты в Добром? — Наверное, Милосердие не должно окончиться в этом месте. В Липецке ведь 18 рай онов. Может, начатое сегодня продолжится 18 месяцев, мо жет—18 лет... Очень хорошо, что в Дне ми лосердия приняли участие мно гие творческие коллективы — музыканты, танцоры, художни: ки. И, праздник этот состоялся не только' в само* районе, но и в ряде его хозяйств. Так что в один день о милосердии за говорило сразу много людей. — Судя по тому, как при нимали своих гостей, люди в Добром, действительно, добрые? — Наверное, здесь сыграл момент неожиданности. Зри тели пришли на концерт и к нам, на выставку, насторожен ными. Но потом. Я' надеюсь, это ощущение прошло у обеих сторон. — Беседуя с вами, я вспо минаю другую благотвори тельную выставку, которая со стоялась не так давно — 50 процентов авторских гонораров от лроданных~там работ так же были перечислены в Дет ский фонд.' С тех пор прошло чуть более полугода, и вот — новая инициатива. Она была встречена художниками еди нодушно? Или, может, люди искусства настолько много за рабатывают, что подобная бла готворительность никак не от ражается на бюджете? — Когда к вам приходят го сти и вы угощаете их, к при меру, конфетами, чаем, вы ть не думаете про себя, что гостя вас «объели», не сораз меряете угощение с семейным бюджетом. Дарить — это, наверное, большая радость, чем получать. И, конечно, ответственность, ведь даришь сотворенное то бой. Когда угощаешь друга ябло ком из- сада — это, в первую очередь, дар природы. А если отдаешь произведенное тобой — это уже переходит в кате горию нравственную. Ведь ху- дожнш отличается от нехудож- ника не тем, что может похо жим нарисовать глаз или нос. Художник, прежде всего, ост рее воспринимает окрзгжающий мир. Из увиденного частното он делает общий вьшод, пере водит его в действие. — То есть, дарениё для ху дожника — это своего рода очищение, необходимое, пре жде всего, ему самому —^для охранения чистоты творчества? И этот акт можно сравнить с молитвой, которую творили бо гомазы перед тем, как присту пить к написанию иконы? — Да, эти действия близ 1 Ш. - Дарение должно быть высо кой, что ли, породы, своего ро да святейшеством. Между ро зой и васильком, к примеру, нет' конфликта. Но ведь при этом роза — все-таки нечто особое. Дарить — это всегда ответ ственность. В подарке изна чально не должно быть такого, что в дальнейшем может по влиять плохо. Главная оц€ 1 жа при этом, конечно же, искрен ность. Но когда даришь, обя зательно надо заранее знать, во что вырастет каждое из по даренных качеств. На картине ведь присутствуют не только понятия живописи (критерий профессионализма), но и по нятия аккуратности, или, на против, неаккуратности (хотя бы из оформления работы). На художественном совете я предлагал, чтобы на каждой нашей выставке делались от- _ боры «малых выставок» или «картин дарения» для детских домов и интернатов. Кто-то сказал при этом: не с лкзбой выставки можно отобрать ра боту для детей. Почему? Те мы не те? Но ведь в наших картинах нет ничего «постыд- - кого». Значит, подарок здесь уже выступает как особое мерило, значит, не все на наших вы ставках настолько удачно, что может пройти через этот кри терий. — Художники часто дарят свои картины, продают нх на благотворительных выставках. Но мне, к сожалению, извест ны случаи, когда полотна, при обретенные на таких /«прода жах по безналичному расче ту», благополучно складыва лись потом в угол или разве шивались в -помещениях «абы как». Художники интересуются дальнейшей судьбой благотво рительных картин? — Мы пытаемся это делать. Конечно, ие всегда жизнь кар тин, и не только благотвори тельных, складывается удачно. Но случается, дарение полотен получает интересное продолже ние, самостоятельную жизнь. Нштример, картины, приобре тенные на щ>едыдущей благо творительной выставке шефа ми детского интерната в по селке «Дачный», стали там началом картинной галереи. И ваши художники, конечно же, приехали на ее открытие. В гости, как известно, с пу стыми руками не ходят, по этому мы подари.чи ребятам новые свои работы. А потом появилось интерес- Ш)е продолжение — художни ца Мария Никитична Сапрыки на попросила разрешение про вести в этом- интернате свою персональную выставку. Я ду маю, это дофое вачинанш продолжится. Потому что это нормальиая жизнь. — Наверное, благотворитель ность дарует не только ожи даемые, но и, порой, ишред- сказуемые контакты? — Не раз убеждался в этом. Я считаю себя заводчанином. Поэтому, когда узнал, что НЛМК шефствует над детским Интернатом № 3, пришел туда и подарил ребятам 20 своих работ. Но картинам . нужно при способленное помещение. И для необходимых .реконструк ций я обратился к Р 5 ЖОВОДСТ- ву НЛМК. Через некоторое время после этой беседы ко мне зашел сосед, заводчанин, н стал жаловаться на затеян ную кем-то в детском дшяе «колготу»... А потом мы вмес те пош.чн в детский интернат и сделали там все необходимое. — Вы постоянно передаете св т картины детским домам- интернатам, школам, делаем перечисления в благотворитель ные фонды. Наверное, все это имеет очень личностную осно ву? — Моя мама работала ди ректором детского дома. Мы очень долго не имели своей квартиры. И хотя у меня бы ли родители, я жил с детдо мовскими ребятами. Вместе кололи дрова, помогали на кух не, играли. Я уже тогда, пацаном, знал, что не должен иметь больше других. Если появлялось что- нибудь домашнее, вкуснбе, обя зательно делился .с ребятами. Кся-да в Липецк привезли детей из районов, пострадав ших от чернобыльской аварии, мама еще была жива. Я по ехал в пионерский лагерь, где разместили этих ребят, и от вез в подарок 30 своих работ. Дети уехалщ Но на про щанье они увезли с собой на рисованные мною цветы, кото рые уже'не завянут. — Вы часто встречаетесь с ребятами интернатов и дет ских домов. Это требует оп ределенного времени. Не вли яет ли такая «занятость» на служение твщ)честву? — Любая работа подразу мевает посвящение. То, что ты делаешь, обязательно должно кому-то принадлежать. К сожалению, я не имею возможности каждому ребенку' подарить по своей картине. Но я могу подарить всем. И это дарение —часть моей творчес кой принадлежности. Ведь когда певица поет, она не думает о том, что «отрыва ет» каждый звук от своего гор ла — важно, чтобы мелодия зазвучала, здкь уже нет ни какого деления на рождение звука и егр «отдаваниё». На верное, когда отдаешь, это и есть самая главная часть это го единства. Может, в моем творчестве и не было бы столь ко букетов, если бы- я так сильно не хотел дарить цве ты, которые не завянут. — И когда вы выбираете свой.дар, то расстаетесь с луч шими из своих работ? — Не все может быть са моценностью. Яблоко или пи рожок, к примеру, уже изна: чалыю пойдут «на здоровье»—- картина же прорастает в про цессе своей жизни. Явится ли о»а как дар искусства или нет — почти всегда неизвест но. Это зависит от многюс причин. Я сделаю здесь небольшое отстуиленне. Во многих детских домах у нас, к сожалению, очень раз вита показушносгь. Сразу, как входишь, планшеты с гервя- мн-земляками, спортивными достижениями. Как может вой- ' ти через эту «агитацию» ка кой-либо важный смысл, если внешне планшеты отталкивают — не тем они адресованы. Зачем, к примеду, в бане валенки? Странный вопрос — никому и не приходит в голо ву ставить их туда. Так и в нашем ■случае — традипион- н}пю «идеологию» в детских до мах необходимо поменять на очень человечные понятия. Сейчас у детских домов интернатов в изобилии имеюти;, ся шефы. У некоторых из них / даже по 14 шефствующих' предприятий. Шефы преподно сят богатые подарки — в дет ских домах сейчас есть бога тые шторы, шубки, посуда. Каждый год к 1 сентября ше фы обязательно делают ре монт. Но при этом то, что было плохо, тдк и остается плохим, только 5 гже в новых красках. Потому что в шеф- тжих ремонтах зачастую не важно, какого цвета краска, или как она. ляжет на стены. Если бы мы, архитекторы, художники, иаксшец, объеди нились и создали для детских домов комплексный архитек- турно-худож;ественный проект, а шефы помогли реализовать его, мы поменяли бы детям казарму на дом. Возвращаясь к вашему вой- росу, отвечу •— только в та кой, увы, пока что лишь «рас сказанной обстановке», пода ренная картина .может стать настоящим явлением. А сей час, простите за грубость, какие функция может нести, к примеру; в тепловозе натюр морт? “'Милосердие у нас, к сожале нию, пока что уходят в понятие «пожертвования». А ведь на самом деле, это иное — по дарок душе, если угодно — добросердие, приятие чистоты. — Какими словами вы за ключите нашу беседу? — Чтобы дар мог быть за вещан, каким о« должен бы ть ? '^ Что.надо нести в душе своей, чтобы это имело право быть передано, переросло в новое качество, стало зерном, ябло ком, лугом? Эти вопросы так важны... , . Дети даруют ответственность к ним. Они дают больше, чем можем дать мы — необходи мость нового отношения к со вести, труду. Дети нас осчаст ливливают. А мы, наверное, пока еще не умеем достойно ответить. 'Записала Т. ЩЕГЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz