Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
2 декабря 1989 г- ЛЕНИНЕЦ • 15 ,0Й и- ЛЕБЕДЯМИ В ПОЛНОЙ СТЕПИ. .. М. Ц ш ии-на. (Окончание. Начало на 1-й стр.). Преображенская церковь. каждого из нас, о той абстра ктной субстанции, которой вро де бы и нет, но которая болит и страдает. И жизнь наших душ, проповедовал отец Игна тий, похожа на жизнь нашего Храма. Долгие годы никому ненужный, варварски разоряе мый. отверженный, он дождал ся своего часа. Но теперь нам всем нужно проявить - макси мум усилий, чтобы расчистить его от грязи и возродить вновь. Пришло время воссоздавать се бя, собирать по крупицам все доброе, светлое, что уцелело и сохранилось в нас самих. Но вый Казанский Собор нужен не только верующим, он нужен всем нам, кто родился, вырос и живет в этом городе. , Здесь наши корни, наша история, на ша душа... «Город Лебедянь, по преда ниям, возник в XV веке при Е. И. Замятин. (1884—1937 гг.) следующих обстоятельствах. К высокому и крутому берегу Дона, на котором ныне распо ложена лучшая часть города с ея церквами, подходили с се вера и юга девственные леса. Е них водились во множестве медведи, волки, лоси, козы, выдры и пр. В этих же лесах гнездился в земляном городке разбойник Кунам, имевший двух сыновей, из которых старший за необыкновенную силу и ловкость получил про звание Тяпка, т. е. р^ака. 1^- нам со своими сыновьями хо дил для храбежей на татар и своими набегами наводил на них ужас... В то же время жил на месте нынешнего Лебедян ского Троицкого монастыря, в темном лесу пустынник Петр, слава о христианских подви гах которого распространилась далеко по всей Рязанской зем ле. Атаман Тяпка со своими разбойниками выстроил пустын нику церковь во имя святето Ильи, в нижнем этаже которой помещался сам пустынник Петр, а в верхнем — отправ лял божественную службу. Впоследствии оба сына раз бойника Кунама обратились в иноков, а городок свой обра тили в сторожевой, поручив его защиту своей шайке, ос тавшейся от грабежей...» По том появился в монастдае, не кий владетельный князЬ, ли шенный своей отчины, на ус покоение души своей он обо гатил церковь значительными вкладами. Время скрыло от наст имя князя, но остался сам монастырь, выстроенный позд нее на месте проживания Пет ра. На его террито'рии сейчас находится сельскохозяйствен ный техникум, естественно, что большая половина построек бы ла разрушена, совсем недавно исчез монастыросий сад,- спу щены пруды, не найти теперь следов монастырского кладби ща. Хотя лет пятнадцать на зад во времена моего детства у крепостной стены еще валя лись- бесхозно надгробные пли ты. Я помню, с- каким стара нием мы пытались разгадать тайны тех, чьи имена с трудом можно было . прочитать на черном мраморе, В саду по строены новые дома, нелепые огромные гаражи. Все пра вильно, люди должны где-то жить. Но почему мы с каким- то невежественйым упрямст вом строим там, где строить нельзя, где находятся наша святые места. И станем ли мы счастливее, поселившись на могилах наших предков? Нуж но уметь думать. Мне всегда было непонятно, почему на старом Преображен ском кладбище практически не осталось старых захороне ний. Сдвинуты поближе к церкви памятники погребенных здесь представителей рода Игумновых. Почетные гражда не города, жертвовавшие со лидные средства на строитель ство Преображенской церкви. Казанского собора, подарив шие нам пианиста Константи на Ийумнова, они оказались лишены последнего — могилы и холмика над ней. Может быть, имеет смысл совершить символическое перезахоронение этого рода, отдав' им последний долг памяти. В Лебедяни, как и во мно гих других русских городах, сейчас по кусочкам собирают разбитое зерка.чо своей исто рии. К великому сожалению. •.г-4: г- ' МГс',' у/4?'" Ч.У-. \. I Ь -•1^. Врага старого кладбища. нам уже никогда не удастся восстановить его полный об лик, по.тому что многих оскол ке» Мы уже никогда не най дем. «...По смерти пустынника Петра и кяязя-инока, Церковь обеднела, и кельи ея опустели, но благословение праведника, умевшего давать обновленную жизнь и вечный покой самым страшным разбойникам и пре ступникам, осталось за Лебе дянью. Город на «Тяпквной го ре» был восстановлен в XVI веке Иваном Грозным как один из сторожевых городов рус- Тяпкина гора. ской окраины». А в 1621 году монах Савватий получил бла гословение на территории Яб лоновой пустыни, месте обита ния пустынника Петра, строить Троицкий монастырь. Сохрани лась до наших дней пятигла вая соборная церковь, постро енная в 1665 году. В настоя щее время она реставрирует ся. Восстанавливается Старо- Казанская церковь, построен ная в 1771 году. Лебедянцы выбрали для нее самое кра- ^сивое место. Она стоит на са- Кбгда-то этот дом принадле жал купцу Проскурину, за тем он был продан земству под больницу. Кто приезжает в наш город Впервые, сразу же обращает внимание на магазин, который горожане до сих пор называют «Щукой». Над зуйатой кры шей этого здания возвышается флюгер в виде огромной ры бины. Сейчас здесь распрода ют уцененные товары, а когда- то в этом магазинчике поме щалась рыбная лавка Масло- «Щука». ва, и продавали здесь прямо из аквариумов свежих суда ков, карпов, стерлядь, белу гу... Если вернуться к тради циям и вновь открыть здесь рыбный магазин? Торговать здесь, конечно же, в эпоху де фицита будет нечем, кроме хег ка и спинок минтая, но все- таки, все-таки напрасно мы спешим переустраивать то, что не нужно переустраивать. Кста ти, о флюгере, который до сих пор находится на крыше мага зина., Его не так давно заме нили, старый совсем рассыпал ся, и тогда известный в горо де коллекционер Аллеей Ива нович Коротеев со своей же ной решили сделать новый по точному образу и подобию прежнего. мой вершине Тяпкиной горы, внизу течет Дон. И когда смот ришь на нее, а видно ее прак тически отовсюду, не устаешь восхищаться вкусом наших де- ^ дов и прадедов, с такой лю бовью обустроивших свой го род. Мы, к сожалению, не мо жем похвастаться этим. Вот было же кому-то нужно рядом со Старо-Казанской церковью построить четырехэтажное зда ние общежития для педагогн- чеокого училища, так обезо бразившего этот пейзаж! Зато как органично вписывается в облик города здание больницы. Старо-Казанская церковь. Алексей Иванович Коротеев сохранил и реставрировал мно-' гие вещи, оставшиеся нам , от тех давних времен. Некоторые экспонаты своей коллекции он передал в краеведческий музей. Основная же ее часть распо- . лагается у него дома в трех небольших комнатушках, в по луподвальном помещении. Мне кажется, в интересах города выделить Алексею Ивановичу Коротееву более подходящее помещение для его коллекции. Я мог 5 ^ бесконечно расска зывать о своем городе, . его 375-летняя история заслужи вает того. Скольких людей вдох новил он на прекрасные опи сания, восхищались городом' Иван Тургенев, Лев Толстой. Удивительный его облик запе чатлел в своих рассказах Ев гений Замятин, родившийся в Лебедяни. Кстати, дом, в ко тором он вырос, сейчас реста#' рируется. Месяц с небольшим прожил в Лебедяни Михаил Булгаков, он снимал дачу не подалеку от замятинского до ма. Недавно здесь установили мемориальную доску. Прекрас ные строчки о поэте • Тихоне Васильевиче Чурилине остави ла Марина Цветаева в произ ведении «Наталья Гончарова. Жизнь и творчество». Пожа луй, никто ни до неё’ ни ПОС-. ле ■не сказал о Лебедяни так красиво и поэтично: «Был Чу рилин родом из Лебедяни, и помещала я ето в своем вос приятии между лебедой и ле- ■ бедями, в полной степи». Эта строчки мы и вынесли в наз вание нашего изоочерка. А закончить мне хочется строчками из романа Евгения . Замятина «Мы»: «На другой день я, Д-503 явился к Бяа-> годетелю и рассказал ему все, ■что мне было известно о вра гах счастья. Почему раньше это могло мне казаться труд- ' ным? Непонятно. Единственное объяснение: прежняя моя бо лезнь (душа)». Так вот, пусть .мы всегда будем больны ду шой за свой город, за свою историю, за каждого, кто жи вет рядом. - И ПУСТЬ НАША ДУША ХРАНИТ ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ О ЗЕМЛЕ НАШЕЙ. И. КОБЗЕВА. И. ЧЕМЯКИНА (рисунки). Лебедянь, 1989. Добровольные пожертвования на восстановление Нового Казанского Собора перечисляйте на счет № 00701801 Преображенской церкви {отделение «Агропромбанка») '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz