Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
2 декабря 1989 г> ЛЕНИНЕЦ ® и У ■ ■' / . V ; Л Ф , ■ ■ 1 - Б. 10 \ 1111 »а. а 1 Ю' 11 'М> ,' 1 Я. л !1 1 > '.атках. 1 Ю Гнм шанкнР'У н ет чю, голоиа ис мерзнс!-' — снрашиваег мзлеш.кая девочка, притоптывая но гами от мороза. Дейггвите.!Ы 1 о, почему не мер.тнет-' ■Л. может, и мерзнет, но не объяс шипь же веем, что ие.тавпо шапкх потерял Как не мог обьяеннт 1 . пеем ножн.юй Т0.1СТЯК; почему живого гу ся в сетке нсссг. Л т о . лучше за на.п.чой й.ш На веревочку привя зать?. П.' 1 и как объмсш 1 Т|, этой 6 е .1 домной дворняге, что бегать но ста Лиону можно, но не сейчас. Сейчас здесь важное мероприятие, .как го ворят, во славу массовой физкульту ре. А собачка возьми и выбеж’н на га.юн перс.! спортсменами. Трибуны конечно, носчся.шсь, гостевая ложа номорнш-тась. а три дружинника пол часа эгу Жучку ловили. Ну и набе- .-ались... А может. увидйз курьез, не нужно отвечать на" вопрос: «.Л почему?», н.ш еще лучше- «А кто разрезиял..» Фотоулыбки В. Строкова. Бедность не порок ? Налисать об этой встрече меня побудила недавняя бе седа с одним партийным ра ботником. Речь зашла 0 том,, есть ли нвдциё в нашей стра не. Я услышала безапелля ционное — разумеется, нет. А когда поведала о зна комстве с человеком. рас сказ о котором пойдет нише, последовало резюме; если у нас сегодня кто-то плохо жи вет, стало быть, виноват только от сам. И нечего жа ловаться пенсионерам — не смогли в Трудовые годы от ложить в ку&лшку — пусть на себя и пеняют. ...Холодный осенний пол день. В аллее сквера обра щаю внимание на худенькую старушку. Не знаю, что имен но сработало, но между на ми сразу протянулась какая- то незримая нить; я уверена — сейчас мы приблизимся друг к другу, и она обяза тельно обратится ко мне с какими-то словами, А пока гляжу на нее с невольньш осуждением; валенки похо жи на куски старого фетра, обмотанного. шкруг ног, из- под- легонького пальтеца — полы ситцевого халата. В руках — доисторическая сум ка. Тут же ловлю себя на мьюля; кшше я имею право осуждать человека' за убогое одеяние, может, другОго-то и нет... Мы поравнялись. Теперь я не только на уротне ин туиции, НО уже сознательно твердо знаю — бабушка хо чет мне что<го сказать, но... что ей мешает? Сть|Д, самый элементар ный стыд. Не поворачивает ся у нее язык просить ми лостыню, и каждый раз, ког да она вынунадена это де лать, ей приходится преодо левать тот барьер унижения, который так жестоко попира- , ег человечежое достоинст- во. Но я понимаю это не сразу. Ибо в тот момент для 'Меня нищие — это люди с протянутой рукой, стошцве в людных местах и явно свык шиеся со своим способом за рабатывать на пропитание, ^ . чтобы вот так, в безлюд ной аллее... И, тем не менее, я сльппу умолжоше-стыдли- вое; «Доченька, ты не мо жешь дать мне двадцать ко пеек?» Как передать ту гамму пе реживаний, которую довелось прочувствовать? Мне стьвдно за мои теплые новые сапога, за свитер, что под пальто, за мою благополучность по срав нению с этой ветхой бабуш кой, А ей стыдно за с ^ я — такую, за то, что беспокоит лкдей, что зажилась на этой свете. Нам'т^беим неловко во цремя того разговора, кото рый невольно завязьшается. История бабушки проста. Родных нет никого. Живет в коммуналке. Пенсия 50 руб лей <первую увеличенную пенсию получить еще не ус пела). На себя тратит рубль в день — остальное уходит на оплату квартиры, т е л ^ о - на, лекарств. Когда была помоложе, здоровее, сидела с соседским ребенком время от времени— «давали копеек по 20», инш-да сдавала соседскую посуду — тоже копеек 10 в бюджет. Сейчас сил нет, да н ребенок сосед ский вырос... Оказалось, другото выхо да, кроме как просить мило- стьшю, нет. Меня поразили -слова женщшы, когда я про тянула ей трешку — «теперь я три дня проживу». Ока- зьшается, это так просто, это силах каждого и.-^ нас — подарить человеку несколь ко дней зкизни. На следующий день . мы встретились вновь — мне хотелось порадовать бабуш ку — птшнесла ей большую чайную чашку (в разговоре она обмолвилась, что чай пить не из чего — приобре тения посуды ее бюджет не выдержит), кое-что из теплых вещей. Когда предложила еще немного денег — бабуш ка отказалась. Потому, как я поняла, что имея средства весьма ограниченные, зная Кужду, она не желала за труднять меня, считая, что пять рублей — это солидное состояние. И все время спра шивала; «Я не обидела те бя, дочетька?» На прощанье мы зашли в булочную. Стар 5 чпка не ста ла укладьшатъ хлеб в сумку, я решила помочь. И... поня ла, что делать этого не сле довало. В сумке лежала пу стая бутылка — 20 копеек, — а женщине, пусть уже от крывшей мне все свои беды, это очередное подтвернще- яие ее нищенского промысла бьшо крайне унизительным... Волыпе месяца прошло с той встречи, а я не могу за быть эту Обушку. И дума ется обо всех других бабуш ках, которые «сами винова ты, что не смогли отложить себе на старость». Мы зна ем, какую «зарплату» на трудодни получали крестья не (а моя старушка — не коренная горожанка), мы знаем, что даже на самом вьюшем уровне признано, что масса людей у нас живет ни же черты бедности. Так что, выходит, все они — лодыри и лентяй, сродни той стре козе, ^ т о _ ^ 1 ето^красное_лро 1 _ пела? А кто из нас, полных сил сегодня, способен уже сейчас откладывать на ста-' рость? Уверена, единицы. Да если бы и прав был мой оппонент, уверяя, что только бездельник может до пустить себя до нищеты в стартсти, разве не по-челове чески это — иметь сострада ние к немощному? Ведь не за какие-то особые заслуги достоин человек жить по-че ловечески, а уже в силу то го, что он человек. И если -сегодня мы признаем огром ные трудовые и ратные под виги старшего поколения, не делом ли чести для нас яв ляется обеспечение достой ного существования наших бабушек и дедушек на скло не лет? В Ленинграде, знаю, в - универмаге «Пассаж» открыт специальный отдел для ма лообеспеченных престарелых людей, где они могут отова риваться по приглашениям райсобесов. Однако, уверена, моей знакомой было бы не по карману кугшть необхо димую вещь даже здесь. А выход есть. Помню, как в дни тяжелого горя, постиг шего Армению, шли в рай ком комсомола люди, жела ющие помочь пострадавшим. Несли теплые вещи, пред меты домашнего обихода. Ведь в каждой семье есть вполне приличные вещи, ко торые уже никто не носит: не модны, размер стал мал. . Уверена, моя бабушка и те,- кто живет так же, как она (а таких, увы, немало), охот но бы воспользовалась такой формой милосердия. Сейчас комсомол в поис ке. как строить работу, какую конкретную сферу деятельности избрать. Ду маю, что со мной многие со гласятся, что именно помощь старикам, малошяупцш се годня как никогда своевре менна, особенно на селе Да и не только люди по жилого возраста могли бы быть взяты под опеку таким образом. Многодетные семьи, одинокие матери — им тоже ой как недагно в жизни. Тем более, детские вещи сей час купить, очень непросто, да и недешевы они. Но опять же в каждой семье, имеющей ребенка, одежды хватит, на верняка, на двоих. Дети ра стут быстро, бывает, и сезо на не носят одежку — уже мала. Здесь тшке есть о чем подумать — можно и ярмах)- ки, и распродажи устраивать, а лучше на добровольных началах организовать центр^ куда, мы могли бьг отдать не нужные вещи 1 {в хорошем состоянии, разумеется), а те, кто захочет воспользоваться услугами этого центра, вы брали бы себе там все необ ходимое. Пользуемся же мы услугами комиссионных ма газинов, почему бы не соз дать такой же магазин, тол.ъ- ко бесплатный? И, думается, именно комсомолу такое де ло по плечу. А пока... Пока бродит по> уже заснежегоагм аллеям моя знакомая. И стыдится, каждую минуту стыдится, что . досаждает людям своим пре быванием на этом свете. И молит бога, чтобы- прибрал ее поскорее. Т. ГОРЯЧЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz