Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
2 декабря 1989 г- 12 ЛЕНИНЕЦ ВНИМАНИЕ: КОНКУРС! Близится конец текущего гоца. Провожая год минув ший. принято оглядываться назад, подводить' итоги, пла- ниргтвать будущее. Мы приглашаем всех наших читателей рассказать о са мом вайшо.м для них событии, имевшем место в 1989-м го ду'. Причем подчеркивает, что это будет не только кон курс интересных инеем, по и своеобразное социологическое исслелование, ведь для разных людей важными могут ока заться самые различные события. Второй вопрос, на который мы хотели бы получить от вет, чего вы ждете от наступающего года? Итак, за дело! К{де.м писем до 20 декабря. В О З В Р АЩ А Я С Ь К Н А П Е Ч А Т АН Н ОМ ^ Сберечь нашу память Прочитав в «Ленинце» за метку В. Ланикина «Память в макулатуру?», я до т-луби- ны души возму'щен варвар ским отношением к памяти защитников Родины. Все меньше и меньше остается их на земле, и как важно сох ранить воспоминания о гроз ных военных годах тружени ков фронта и тыла, сберечь фотографии, письма, дневни ки. Миллионы следсшытов Охвачены стремлением ис кать, открывать все новые факты необъятной военной летописи. Этому же посвяти ли себя педагоги, истортки, старые солдаты. Собраны вол нующие человеческие доку менты. Как их сберечь? Как сде лать, чтобы они не лежали мертвым грузом, а были до ступны людям? Эту миссию выполняют го сударственные архивы. В Го- су,да|)ственном архиве Липец кой области хранятся архив ные фонды Героев Советско го Союза И. Ф. Кованева, В, М. Игнатьева, И. М. Ма- -каренкова. Большую ценность представляют материалы во енного фотокорреспондента, 'члена Союза . журналистов СССР И. А, Нарциссова. Ин тересные документы присла ли житель с. Замартынье Доб- ровского района М. Е. Пет ров, т. Артамонова из Коць- Колодезя, Л. С. Иванова из Лебедяни, В. Т. Чернов из с. Верхне-Чесночное Волов- ского района и многие другие жители нашей области. Всем им работники архива выра жают искреннюю благодар ность. В 1990 году наша страна будет отмечать 45*;ю годовщи ну Пс^еды над гитлеровской Германией. И пользуясь слу чаем, мы еще раз обращаем ся к участникам Великой Оте чественной: передавайте до кументы в областной архив. Наш долг сделать неповто римые свидетельства грозно го времени доступньши для лшчан. В. ПОЛЯКОВ, старший редактор Государственного архива Липецкой области. МЫСЛИ ВСЛУХ что Щ ДАЛЬШЕ? Здравствуй, редакция. Хо чу поделиться своими мыс лями. На подходе 15 лет. И сейчас |Я нередао задумы ваюсь о политике нашего го сударства. Люблю спорить на эту тему. Родители никогда не внушали того, что с упор ством и усердием вбивали в каши головы учителя, школь ная программа, телевизоры, радио и другие средства мас совой информации. Хочу высказать свою точку зрюния на политику СССР. Все 72 года говорили, что капитализм-^это строй, при котором существование чело века , унизительно. Теперь же стали потихоньку высказы ваться о нашем положении. Неужели не унизительно тра тить время на очереди,' не ужели не унизительно пре^ клонять головы перед началь ством. Разве это не позор— платить ребенку за его труд не больше пяти рублей (при м е р -л а ге р я труда и отдыха). Ведь лоэтому-то с детства вы рабатывается ненависть к труду. Разве не пора признаться в том, что А^анистан — же стокая ошибка. Как горько теперь смотреть на 1 фасивопо парня с протезами. Е^дь каж дый из них болен, и очень болен, пусть не физически. Но еще горше смотреть на матерей .погибших ребят, ко гда каждая из них понимает, что сьш ее погиб ни за что. Не решен еще вопрос о ребятах, которые в плену. Да- и вообще сколько проблем! Остро стоит вопрос эколо гии, значения ВЛКСМ, во локиты и бюрократии, куль туры. Сейчас все республики яро стно бросились возрождать свою культуру, так почему бы и йам, русским, всерьез не заняться этим важным во просом? Полностью утеряно Значение слов: русская ин теллигенция, русская, а не советская. Ведь сейчас рус ский и советский просто срослись. Я не хочу кршать, как это делают многие: «Перестрой ка, гласность, демократия». Я и здесь смысла большого не вижу. Дали свободу сло ва. Говори, говори, ну и что? Толкуэто мало, вас подбадри вают: «Назад возврата не будет!». Не возврат ли это, что опять открыты все винно водочные магазины, да много и ;других примеров. Мы дол го витали в облаках, ие по ра ли спуститься на землю, оглянуться и всерьез заду маться. Неужели нам и нашим де тям тоже придется жить в ожидании светлого будущего? Не существует этих прекрас ных далей, при нашем строе—тем более. Сколько же можно обманывать самих себя? Я знаю, как сейчас перекашиваются лица людей «старой закалки». Но пойми те и вы нас, ведь нам жить дальше, пдатому надо нам сейчас уже возводить себе почву для возделывания. Да, трудно нам понять вас,, дай вам нелегко сделать, это. Бо льшая разница в годах или нежелание усльппать друг друга? Нам нужно знать ва- щу точку зрения, хотя она не всегда верна, на наш взгляд. Я для того и пищу, чтобы узнать точку зрения людей старшего поколения, ровес ников; Упреков не боюсь. По- это 1 У^ и укрываю обратный адрес. Желаете — поспорим? С уважением Жанна БОГАЧЕВА. ИЛЛЮЗИОН. Фото М. Барабанова. МЫ ЛЮБИМ ДРУГ ДРУГА Здравствуй, ув-ажаемая ре дакция! Пишу вам только нз-за того, что меня не хотят 01 >- нять. Надеюсь, что вы мне посоветуете, как быть даль ше. Мои родители полагают, что в мое 1 и возрасте не мо-. жет быть и речи ни о какой любви, считают, что раз ме ня одевают и кормят, то я должна хорошо учиться -и больше ничего. Говорят; это го нельзя. Того нельзя. Тогда вообще, что можно? Для чего я существую в атом прекрасном мире? Что бы они меня постоянно свер ну ладно, зго все еще ничего. Теперь о самом глав ном. Мне ие разретаю! дру- жи1ь с парне.4, который мне нравится. Мы . 1 юбнм друт друга. И вообще, кыкеи'я. мы не можем прожить н дня, не повидавшись, не но- юворин . 1 РУ 1 с другом. Он УЧИ1СН вместе со мной в Одном классе. р(|ди 1 елн? Ну с О'шом у меня все 01 - .1ИЧМО. Он понимаег меня, а к некотором с. 1 >члг мо жет постоять за меня. А вот мама... Г.й Июрь не очень- то н нранигся. Как только она застает нас вместе .тома, делающих уроки, так сразу (пос.те его ухода) сыплются ручань, уп реки. Но в общем-ю мы с ним больше не встречаемся, (кроме школьною времени). Правда, каждый день по 1н мину! можем поболтать по телефону. Но сначала пн должен попросигь свою че- гырнадцагилеIнюю сестру, чтобы она меня позвала и предсгавилась моей подру- юй. Только г( 1 гла МОН мама верит «подрую» и сооб|цагт мне. Я повторяю, мы любим друг друга. Ну что в этом П. 10 ХЗЛО? 1ё лег—310 вполне в(рослый, самоетомгельный возраст. В один из очередных скан далов .мне мама сказала: «Я стала дружить с парнем в первый раз, как только за кончила {О классов- А в твоем возрасте, я думала то.тько об учебе. С твоей-то учебой.-.». Но разве я плохо учусь? Я больше так жить не мо гу. когда постоянно унижа ют и не понимают. ОЛЕСЯ, 16 лет. , ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Людям, закон не преступившим Самый частый вопрос, который за дают осужденным, пытаясь разобра ться в их судьбе, из-за чего стал пре ступником? На вопрос можно отве тить так: из-за воспитания. Если человеку с пеленок вдалбли вают библейские заповеди, а в жиз ни он видит обратное, то от этого внушения ничего хорошего не полу чится. Ведь одним в 15 лет покупают мотоциклы, а другим—с трудом вы деляют из скромного семейного бюд^ жета на билет в кинотеатр. Но вот человек переступил закон. Суд присудил ему энное количество лет лишения свободы. Здесь и начи нается убивание в человеке человека. ...Однажды в детстве мы со своим товарищем разговорились о тех, кто сидит в тюрьме. И на его вопрос, как это можно сидеть целые годы в тюрь ме, я ответил: — Если бы меня закрыли на месяц в этой комнате, (гостиная, в кото рой, находились телевизор, магнито фон, неплохая библиотека), я бы со шел с ума—видцть улицу, чувство вать себя здоровый и бессильным попасть туда. Авышедши из детского возраста, провел почти полгода под следстви ем—в тесной и переполненной каме ре, отсидел на тюремном режиме го ды — и ничего... А ведь в колонии начинается уби вание человека однообразием—одеж да, пища, повседневность. Серый, черный или синий бушлаты, одежда, которая продается в мага зинах с вывеской; «Спецодежда». А питание? Нам не надо осетрину и каппуччино. Здесь необходим хоть какой-нибудь ассортимент, чтобы осу жденный имел возможность выбора. А пресловутая диета? Одна на всех — и туберкулезникам, и жёлудочки- кам, и сердечникам. • Кое-где в колониях дают изредка лук, помидоры, огурцы. Но эти ред кие «деликатесы» не заменят по стоянного голода организма по ви таминам. Кроме питания есть еще немало важных проблем—работа, учеба ~и отдых. Работают в местах лишения сво боды не по желанию и в основном не по профессии, а там, где нужны рабочие руки. А ведь буквально все знают, как действует на человека не любимая работа или работа нз-под палки. После работы—в щколу (для тех, у кого нет среднего образования). До ма родители не могли сына заста вить учиться, А здесь он какие возь мет знания?.. Школу надо сделать именно добровольной. Но для этого необходим стимул, чтобы у осужден ных был интерес к науке — различ ные поощрения. В том числе частый показ художественных и докумен тальных фильмов. И осужденный, видя, что со знаниями он приобрета ет еще какую-то для себя ценность, будет стремиться к учению. Вот из- за чего многие группы в училищах , переполнены. А отдых? Одни спят, другие сло^ няются из угла в угол, третьих не оторвешь от экрана телевизора, чет вертые... Где занимательные еже недельные лекции с участием при езжих лекторов, где добровольные мероприятия, типа постановки не больших пьес, с показом их в выход ные дни, где кружки умелых рук, в которых осужденные могли бы от крыто, не таясь, в свободное от ра боты время изготавливать ширпот реб?-. И этот перечень «где» можно еще долго перечислять^ Рано или поздно приходит оконча ние срока. Люди за годы привыкают к здешнему образу жизни—им при вычен местный «разговор», привычно поведение, которое долгие годы вы рабатывается для выживания в зо не... И во всех колониях упущена одна немаловажная деталь—нет штатн(|й единицы психологов. За три месяца до освобождения осужденного вы зывают в спецчасть, чтобы узнать, куда он намерен ехать после окон чания срока. Почему бы психоло гам, помимо обычного приема, не поработать с освобождающимися заново учить, как вести себя в об ществе, как поступать в тех или иных случаях, в сложных экстремальных ситуациях. Мне жаль потерянные здесь годы. Жаль себя, когда смотрю на бес крайние поля и леса с тоскою. И знаю, что, освободившись, придется «зубами держаться за землю», лишь бы не оторваться от нее и не по пасть вновь в преступную среду. Бу ду держаться, несмотря на презри тельные взгляды, на отчуждение, на скудность будущей зарплаты, на не- благоустроенность с жильем. ‘ Ятс буду! А другие..? Не получится ли так, как в Пикулевой «Каторге»: «...Но, по мнению сахалинских жи телей, каторга начинается лишь то гда, когда она кончается...» С, НЕВЕДРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz