Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

2 декабря 1989 г- 12 ЛЕНИНЕЦ ВНИМАНИЕ: КОНКУРС! Близится конец текущего гоца. Провожая год минув­ ший. принято оглядываться назад, подводить' итоги, пла- ниргтвать будущее. Мы приглашаем всех наших читателей рассказать о са­ мом вайшо.м для них событии, имевшем место в 1989-м го­ ду'. Причем подчеркивает, что это будет не только кон­ курс интересных инеем, по и своеобразное социологическое исслелование, ведь для разных людей важными могут ока­ заться самые различные события. Второй вопрос, на который мы хотели бы получить от­ вет, чего вы ждете от наступающего года? Итак, за дело! К{де.м писем до 20 декабря. В О З В Р АЩ А Я С Ь К Н А П Е Ч А Т АН Н ОМ ^ Сберечь нашу память Прочитав в «Ленинце» за­ метку В. Ланикина «Память в макулатуру?», я до т-луби- ны души возму'щен варвар­ ским отношением к памяти защитников Родины. Все меньше и меньше остается их на земле, и как важно сох­ ранить воспоминания о гроз­ ных военных годах тружени­ ков фронта и тыла, сберечь фотографии, письма, дневни­ ки. Миллионы следсшытов Охвачены стремлением ис­ кать, открывать все новые факты необъятной военной летописи. Этому же посвяти­ ли себя педагоги, истортки, старые солдаты. Собраны вол­ нующие человеческие доку­ менты. Как их сберечь? Как сде­ лать, чтобы они не лежали мертвым грузом, а были до­ ступны людям? Эту миссию выполняют го­ сударственные архивы. В Го- су,да|)ственном архиве Липец­ кой области хранятся архив­ ные фонды Героев Советско­ го Союза И. Ф. Кованева, В, М. Игнатьева, И. М. Ма- -каренкова. Большую ценность представляют материалы во­ енного фотокорреспондента, 'члена Союза . журналистов СССР И. А, Нарциссова. Ин­ тересные документы присла­ ли житель с. Замартынье Доб- ровского района М. Е. Пет­ ров, т. Артамонова из Коць- Колодезя, Л. С. Иванова из Лебедяни, В. Т. Чернов из с. Верхне-Чесночное Волов- ского района и многие другие жители нашей области. Всем им работники архива выра­ жают искреннюю благодар­ ность. В 1990 году наша страна будет отмечать 45*;ю годовщи­ ну Пс^еды над гитлеровской Германией. И пользуясь слу­ чаем, мы еще раз обращаем­ ся к участникам Великой Оте­ чественной: передавайте до­ кументы в областной архив. Наш долг сделать неповто­ римые свидетельства грозно­ го времени доступньши для лшчан. В. ПОЛЯКОВ, старший редактор Государственного архива Липецкой области. МЫСЛИ ВСЛУХ что Щ ДАЛЬШЕ? Здравствуй, редакция. Хо­ чу поделиться своими мыс­ лями. На подходе 15 лет. И сейчас |Я нередао задумы­ ваюсь о политике нашего го­ сударства. Люблю спорить на эту тему. Родители никогда не внушали того, что с упор­ ством и усердием вбивали в каши головы учителя, школь­ ная программа, телевизоры, радио и другие средства мас­ совой информации. Хочу высказать свою точку зрюния на политику СССР. Все 72 года говорили, что капитализм-^это строй, при котором существование чело­ века , унизительно. Теперь же стали потихоньку высказы­ ваться о нашем положении. Неужели не унизительно тра­ тить время на очереди,' не­ ужели не унизительно пре^ клонять головы перед началь­ ством. Разве это не позор— платить ребенку за его труд не больше пяти рублей (при­ м е р -л а ге р я труда и отдыха). Ведь лоэтому-то с детства вы­ рабатывается ненависть к труду. Разве не пора признаться в том, что А^анистан — же­ стокая ошибка. Как горько теперь смотреть на 1 фасивопо парня с протезами. Е^дь каж­ дый из них болен, и очень болен, пусть не физически. Но еще горше смотреть на матерей .погибших ребят, ко­ гда каждая из них понимает, что сьш ее погиб ни за что. Не решен еще вопрос о ребятах, которые в плену. Да- и вообще сколько проблем! Остро стоит вопрос эколо­ гии, значения ВЛКСМ, во­ локиты и бюрократии, куль­ туры. Сейчас все республики яро­ стно бросились возрождать свою культуру, так почему бы и йам, русским, всерьез не заняться этим важным во­ просом? Полностью утеряно Значение слов: русская ин­ теллигенция, русская, а не советская. Ведь сейчас рус­ ский и советский просто срослись. Я не хочу кршать, как это делают многие: «Перестрой­ ка, гласность, демократия». Я и здесь смысла большого не вижу. Дали свободу сло­ ва. Говори, говори, ну и что? Толкуэто мало, вас подбадри­ вают: «Назад возврата не будет!». Не возврат ли это, что опять открыты все винно водочные магазины, да много и ;других примеров. Мы дол­ го витали в облаках, ие по­ ра ли спуститься на землю, оглянуться и всерьез заду­ маться. Неужели нам и нашим де тям тоже придется жить в ожидании светлого будущего? Не существует этих прекрас­ ных далей, при нашем строе—тем более. Сколько же можно обманывать самих себя? Я знаю, как сейчас перекашиваются лица людей «старой закалки». Но пойми­ те и вы нас, ведь нам жить дальше, пдатому надо нам сейчас уже возводить себе почву для возделывания. Да, трудно нам понять вас,, дай вам нелегко сделать, это. Бо­ льшая разница в годах или нежелание усльппать друг друга? Нам нужно знать ва- щу точку зрения, хотя она не всегда верна, на наш взгляд. Я для того и пищу, чтобы узнать точку зрения людей старшего поколения, ровес­ ников; Упреков не боюсь. По- это 1 У^ и укрываю обратный адрес. Желаете — поспорим? С уважением Жанна БОГАЧЕВА. ИЛЛЮЗИОН. Фото М. Барабанова. МЫ ЛЮБИМ ДРУГ ДРУГА Здравствуй, ув-ажаемая ре­ дакция! Пишу вам только нз-за того, что меня не хотят 01 >- нять. Надеюсь, что вы мне посоветуете, как быть даль­ ше. Мои родители полагают, что в мое 1 и возрасте не мо-. жет быть и речи ни о какой любви, считают, что раз ме­ ня одевают и кормят, то я должна хорошо учиться -и больше ничего. Говорят; это­ го нельзя. Того нельзя. Тогда вообще, что можно? Для чего я существую в атом прекрасном мире? Что­ бы они меня постоянно свер­ ну ладно, зго все еще ничего. Теперь о самом глав­ ном. Мне ие разретаю! дру- жи1ь с парне.4, который мне нравится. Мы . 1 юбнм друт друга. И вообще, кыкеи'я. мы не можем прожить н дня, не повидавшись, не но- юворин . 1 РУ 1 с другом. Он УЧИ1СН вместе со мной в Одном классе. р(|ди 1 елн? Ну с О'шом у меня все 01 - .1ИЧМО. Он понимаег меня, а к некотором с. 1 >члг мо­ жет постоять за меня. А вот мама... Г.й Июрь не очень- то н нранигся. Как только она застает нас вместе .тома, делающих уроки, так сразу (пос.те его ухода) сыплются ручань, уп­ реки. Но в общем-ю мы с ним больше не встречаемся, (кроме школьною времени). Правда, каждый день по 1н мину! можем поболтать по телефону. Но сначала пн должен попросигь свою че- гырнадцагилеIнюю сестру, чтобы она меня позвала и предсгавилась моей подру- юй. Только г( 1 гла МОН мама верит «подрую» и сооб|цагт мне. Я повторяю, мы любим друг друга. Ну что в этом П. 10 ХЗЛО? 1ё лег—310 вполне в(рослый, самоетомгельный возраст. В один из очередных скан­ далов .мне мама сказала: «Я стала дружить с парнем в первый раз, как только за­ кончила {О классов- А в твоем возрасте, я думала то.тько об учебе. С твоей-то учебой.-.». Но разве я плохо учусь? Я больше так жить не мо­ гу. когда постоянно унижа­ ют и не понимают. ОЛЕСЯ, 16 лет. , ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Людям, закон не преступившим Самый частый вопрос, который за­ дают осужденным, пытаясь разобра­ ться в их судьбе, из-за чего стал пре­ ступником? На вопрос можно отве­ тить так: из-за воспитания. Если человеку с пеленок вдалбли­ вают библейские заповеди, а в жиз­ ни он видит обратное, то от этого внушения ничего хорошего не полу­ чится. Ведь одним в 15 лет покупают мотоциклы, а другим—с трудом вы­ деляют из скромного семейного бюд^ жета на билет в кинотеатр. Но вот человек переступил закон. Суд присудил ему энное количество лет лишения свободы. Здесь и начи­ нается убивание в человеке человека. ...Однажды в детстве мы со своим товарищем разговорились о тех, кто сидит в тюрьме. И на его вопрос, как это можно сидеть целые годы в тюрь­ ме, я ответил: — Если бы меня закрыли на месяц в этой комнате, (гостиная, в кото­ рой, находились телевизор, магнито­ фон, неплохая библиотека), я бы со­ шел с ума—видцть улицу, чувство­ вать себя здоровый и бессильным попасть туда. Авышедши из детского возраста, провел почти полгода под следстви­ ем—в тесной и переполненной каме­ ре, отсидел на тюремном режиме го­ ды — и ничего... А ведь в колонии начинается уби­ вание человека однообразием—одеж­ да, пища, повседневность. Серый, черный или синий бушлаты, одежда, которая продается в мага­ зинах с вывеской; «Спецодежда». А питание? Нам не надо осетрину и каппуччино. Здесь необходим хоть какой-нибудь ассортимент, чтобы осу­ жденный имел возможность выбора. А пресловутая диета? Одна на всех — и туберкулезникам, и жёлудочки- кам, и сердечникам. • Кое-где в колониях дают изредка лук, помидоры, огурцы. Но эти ред­ кие «деликатесы» не заменят по­ стоянного голода организма по ви­ таминам. Кроме питания есть еще немало важных проблем—работа, учеба ~и отдых. Работают в местах лишения сво­ боды не по желанию и в основном не по профессии, а там, где нужны рабочие руки. А ведь буквально все знают, как действует на человека не­ любимая работа или работа нз-под палки. После работы—в щколу (для тех, у кого нет среднего образования). До­ ма родители не могли сына заста­ вить учиться, А здесь он какие возь­ мет знания?.. Школу надо сделать именно добровольной. Но для этого необходим стимул, чтобы у осужден­ ных был интерес к науке — различ­ ные поощрения. В том числе частый показ художественных и докумен­ тальных фильмов. И осужденный, видя, что со знаниями он приобрета­ ет еще какую-то для себя ценность, будет стремиться к учению. Вот из- за чего многие группы в училищах , переполнены. А отдых? Одни спят, другие сло^ няются из угла в угол, третьих не оторвешь от экрана телевизора, чет­ вертые... Где занимательные еже­ недельные лекции с участием при­ езжих лекторов, где добровольные мероприятия, типа постановки не­ больших пьес, с показом их в выход­ ные дни, где кружки умелых рук, в которых осужденные могли бы от­ крыто, не таясь, в свободное от ра­ боты время изготавливать ширпот­ реб?-. И этот перечень «где» можно еще долго перечислять^ Рано или поздно приходит оконча­ ние срока. Люди за годы привыкают к здешнему образу жизни—им при­ вычен местный «разговор», привычно поведение, которое долгие годы вы­ рабатывается для выживания в зо­ не... И во всех колониях упущена одна немаловажная деталь—нет штатн(|й единицы психологов. За три месяца до освобождения осужденного вы­ зывают в спецчасть, чтобы узнать, куда он намерен ехать после окон­ чания срока. Почему бы психоло­ гам, помимо обычного приема, не поработать с освобождающимися заново учить, как вести себя в об­ ществе, как поступать в тех или иных случаях, в сложных экстремальных ситуациях. Мне жаль потерянные здесь годы. Жаль себя, когда смотрю на бес­ крайние поля и леса с тоскою. И знаю, что, освободившись, придется «зубами держаться за землю», лишь бы не оторваться от нее и не по­ пасть вновь в преступную среду. Бу­ ду держаться, несмотря на презри­ тельные взгляды, на отчуждение, на скудность будущей зарплаты, на не- благоустроенность с жильем. ‘ Ятс буду! А другие..? Не получится ли так, как в Пикулевой «Каторге»: «...Но, по мнению сахалинских жи­ телей, каторга начинается лишь то­ гда, когда она кончается...» С, НЕВЕДРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz