Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
2 декабря 1989 г Л К Н И Н Е Ц ф 9 На трибуну областной комсомольской копферспции Изучаем проблему Каким быть областному совету пионерской Этогг и многие другие во просы волнуют сейчас пионе ров и школьников, родиуелей и педагогов, ученых, пионер- ских и ксхмоомолЬских работ ников. С интересом слежу за всем происходящим сегодня во Всесоюзной пионерской органи зации, особенно- на ее «горя чих точках> — в Эстонии. Пя тигорске, Свердловской облас ти. И невольно задаю себе вопрос: а есть перемены у нас? Думаю, есть. В чем именно? Прежде всего в главном— в стремлении взрослых прислу шаться к мнению ребят, учесть их предложения и постараться их выполнить... Во все район ные, городские, областные со веты пионерских организаций введены лучшие представители' пионерских дружин. Члены со ветов участвуют в подготовке вопросов на бюро, пленумах пионерских организаций. На кануне принятия важных ре шений традиционными стали «прямые линии> с членами бю ро областного совета пионер ской организации в молодеж ной редакции областного ра дио и газете «Ленинец». При вычные дела, в которых рань ше участвовали только взрос лые, сегодня с большим ус пехом проходят при участии ребят. К примеру, в прошлом году состоялась областная на учно-практическая конференция пионерских работников внеш кольных учреждений. Из 252 ее участников—57 были «прак тики» из пионерских дружин и отрядов. Участвуя на равных со взро слыми в работе секционных и пленарных заседаний^ ребята здорово нам помогли как-то но-новому взглянуть на про цессы, происходящие в жизни пионерии. Ответить на вопро сы. почему же так медленно идет перестройка в пионерской организации, почему так мало меняется содержание ее рабо ты? Участие в конференции ребят лично мне помогло сде лать еще один вывод; взрос- , лые привыкли больше гово рить о проблемах и недо статках, а дети хотели гово рить в первую очередь об ин тересном опыте, о . том, что у них получилось... Пусть этот опыт даже повторяется, но главное, что они что-то попро бовали сделать, н получи лось!.. Потому-то, по предложению ребят, областной совет пионер- ' ской организаций подготовил небольшой еборник адресов по иска опыта, рожденного в пионерских отрядах, дружинах, внешкольных учреждениях по сле IX Всесоюзного слета пио неров. Это хорошая подсказка всем—и ребятам, и взрослым. Бюро Липецкого городского совета пионерской организации провело анкетирование среди 206 пионеров 4—7-х классов в Ц -ТИ пионерских дружинах города. С целью уточнить от ношение ребят к пионерской организации, ее структуре, со держанию работы. Оказалось, ^ что подавляющее большинство (86 процентов анкетируемых) считают пионерскую организа цию необходимой, хотя с воз растом увеличивается количест во неопределенных ответов.- А вот серьезных перемен в ней ждут 69 процентов. И боль шинство из них считают, что главным проводником и коор динатором всех перемен должен стать районный, городской со вет пионерской организации. Ярко выражена потребность ребят (40 процентов) в . том, чтобы он разрабатьшал новые идеи и предлагал их пионерам, был настойчив в реализации задуманного. За совет, состо ящий из взрослых, комсомоль цев и пионеров,—§1 процент, 15 процентов ребят предлагают включить в него только пи онеров. Членов совета, счита ют дети, надо выоирать всем пионерам города! Пленум городского совета пионерской организации при нял решение об утверждении новой структуры; половина в нем — будут пионеры, од на четвертая — вожатые, и столько же взрослых, работа ющих с пйонерами. В настоящее время в обла сти проходят пионерские кон ференции, цель которых — подвести итог сделанному пос ле IX Всесоюзного слета пио неров и пересмотреть структу ру совета пионерской органи зации. ■ Конференция в г. Ельце прошла очень заинтересованно, живо. Здесь заранее бьи раз работан проект программы работы, .городской пионерской организации, который предло жили на Обсуждение дружи нам, отрядам. Одновременно ребята выдвинули своих луч ших представителей в состав городского совета пионерской организации. Сегодня полови на его членов— сами пионерьИ Да и выборы председателя бы ли альтернативными. В Октябрьской районной пионерской организации ребя та тоже избрали нового пред седателя Е. Коротееву, стар шую пионерскую вожатую средней школы № 21. По их же рекомендации Елена избра на в состав Октябрьского рай кома ВЛКСМ, членом бюро. Почему такое произошло? Ведь раньше председателем районного (городского) совета утверждался на оргпленуме РК, ГК ВЛКСМ только сек ретарь райкома, = горкома ВЛКСМ по работе с учащейся молодежью. Пионеры, старшие вожатые никогда не' участво вали в выборах председателя совета, и решение пленума- принимали как должное. Се годняшнее' время заставляет нас по-иному смотреть на мно гие привычные вещи. Уверена, что и на предстоящей отчет но-выборной комсомольской конференций председателя об ластного совета пионерской ' организации не придется из бирать но старой инструк ции!.. Его должны избрать сами пионеры. Поэтому ооком ВЛКСМ, об ластной совет пионерской ор ганизации предлагают прове сти 13 декабря 1989 года, об ластную пионерскую конферен цию с повесткой дня: 1. Отчет областного совета пионерской организации о про деланной работе после IX Все союзного слета пионеров. 2. Выборы председателя об ластного совета. Кого будем рекомендовать председателем ОС ВПр име ни В. И. .Ленина?' .. Обком ВЛКСМ вносит пре- 0 дяожение рекомендовать из- !! брать председателем ОС ВПО- имени В. И. Ленина Светлану Брежневу, . заместителя заве дующего отделом учащейся -■молодежи й,. пионеров обкома ВЛКСМ^ ответственного сек ретаря областного совета пио нерской организации. Светла на закончила Елецкий госу дарственный педагогический институт. После окончания ин ститута работала по специаль ности в дошкольном учрежде нии, затем была избрана ди ректором Измалковского Дома пионеров. В 1986 году избра на секретарем Измалковского райкома ВЛКСМ по работе с учащейся молодежью и пионе- •рами, председателем районно го совета пионерской органи зации. Предлагаем обсудить пред ложение обкома ВЛКСМ На страницах «Ленинца». Но мы предполагаем, что возможны и другие кандида туры. Ждем ваши предложения до 10 декабря 1989 года. Наш адрес: 398050, г. Ли пецк, пл. Плеханова, 1. ком. 318. Телефон для справок: 24-85-88, 24-41-99. И. ГОРЧАКОВА, секретарь обкома ВЛКСМ, председатель областного совета пионерской организации. ПОНАРОШКУ НЕ УМИРАЮТ ФИЗКУЛЬТУРНИКИ. Фото М. БАРАБАНОВА. В одной только Москве еже годно регистрируется 600—7 0 0 п(Шьгаок самоубийства среди де тей и подростков. А если учи тывать и те, что не регистриру ются. то показатель, считают специалистьг, увеличится вдвое. Что происходит с детьми? Что подводит их к страшному реше нию? — Ребенок, посягнувший на собственную жизнь, — считает Елена Моисеевна Вроно, канди- датУмедицинских наук, старший научный сотрудник Всесоюзно го,'центра по изучению и преду преждению экстремальных со стояний, — все-таки надеется, что умрет не до конца. Напуга ет близких, заставит себя пожа леть, а потом встанет и скажет; «Хватит плакать, я пошутил!» В- этом состоит, по мнению сотрудников центра, главное от- ^ личие детских самоубийств от взрослых. Дети видят в этом шаге возможность выйти из трудной ситуации — не более того. Стремлейие к смерти у них бывает кратковременным, импульсивным, затем следует панический страх — чисто дет ский. Но поводом к покушению на свою жизнь У ребенка часто становится обида, нанесенная взрослыми. Еще несколько лет назад ре бенку, покушавшемуся ца свою жизнь, был уготован один путь — в психиатрическую лечебни цу с последующей постановкой на ?юответствующий учет. Не трудно догадаться, чем о ^ р а - чивалась подобная «перестра ховка» для подростка. Тем бо лее что, по заключению специа листов. две , трети таких детей — абсолютно здоровы. Говорит руководитель цент ра. прс^ессор Айна Григорьев на Амбрумова: — Знали бы вы, сколько, вре мени 'и сил пришлось потра тить, чтобы добиться права ока зывать таким детям реальную помощь. И вот открыли в Мо скве анонимный кабинет для подростков. Сюда мы «пере ключили» поток юных суици- дентов, взяв на себя полную ответственность з а их судьбу. Даже после тяжелых попыток самоубийства детей теперь вьь письшают домой и дают направ ление в подростковый кабинет. Прием здесь ведут врач и психолог. Если подросток снача- , ла и приходит один, рано или поздно приходится приглашать родителей; Ведь помочь ему; не подключая семью, просто невоз можно. Кандидат психологических на ук Ирина Геннадьевна Чеснова не сразу решается пустить ме ня к себе на прием. Не каждый подросток согласится откровен но разговаривать при посторон них. ' . В кабинете — худенький за стенчивый мальчик. Причина покушения на свою жизнь? «Двойка» в школе. Боялся, что его будет ругать мама. Мама — симпатичная. интеллигентная на вид женщина. Всю себя она посвятила сьшу. Весь день мальчика расписан по минутам, и она всегда рядом, строго сле дит за вьшолнением |расписа- ния... Потом Чеснова скажет мне, что труднее всего работать с такими вот внешне благополуч ными семьями. Ребенок в них , — способ утоления родитель ских амбиций. Для него созда ется до предела заорганизован ная жизнь, жестко поделенная на «хорошо» и «плохо». Право . на минимальную свободу и уж тем более на ошибку исключа ется. Нервные, психологические перегрузки дети переносят сов сем не так, как взрослые. Они не ложатся носом к стенке, не . жалуются на судьбу. Им просто все становится безразлично. Ни чего не хочется. Работоспособ ности никакой, ужасающая рас сеянность и несобранность. А мы, взрослые, так любим их в такие минуты ругать за лень и инфантильность. На приеме снова мальчик, чуть старше предыдущего. Две попытки самоубийства из-за кон фликта с учительницей. Перед всем классом она называет его дураком, грозит перевести во вспомогательную школу. Рода- тели целиком на стороне учи тельницы, постоянно наказыва ют сьша. Далеко не сразу уда ется убедить его маму, что бла гополучие сына, его душевное равновесие куда важнее хоро- ших отметок... — Школьные конфликты, — поясняет И. Г. Чеснова. — причина многих драм, особенно у младших школьников. Излиш няя живость или, напротив, мед лительность ученика вызывают у педагогов раздражение — ведь , он отличается от средней нор-' мы, требует индивидуального подхода. Педагоги почти не го ворят с родителями о самом учени.ке, только о его успева емости. Против такого упрощенного до бесчеловечности взгляда под ростки отчаянно протестуют: убегают из дома^ бродяжничают, ищут поддержки у неформалов, а то и решают свести счеты с жизнью. Давно говорится о том, что школе нужен штатный пси холог. занятый не отметками, а судьбами ребят. С психологом, а не с учителем должны беседо вать родители о состоянии сына или дочери, у него, профессио нала, просить совета. В конце приема пришла шест надцатилетняя девушка с ма мой. Пока дочь ждет в коридо ре, мама рассказьтает, что ее чадо все дни проводит в сомни тельной компании рокеров. Ра ди своего возлюбленного броси ла училище, нё слушается ро дителей, не ночует дома. Все планы на будущее сводятся к замужеству. Потом говорит девушка, а мама ждет за дверью. Мило видное лицо, женственность в - движениях. Резкость и озлоб ленность появляются в, девуш ке лишь когда ей кажется, что «читают мораль». Видимо', ро дители привыкли во всем под черкивать ее несостоятельность, выставляя себя примером для подражания. И дочь решила; ес ли вы хотите быть лучше всех, то я буду хуже всех. Принцип на принцип! — Не думайте, что в шест надцать лет любовь ненастоя щая. — комментирует визит мамы й дочери Ирина Геннадь евна. — ЕЛце какая настоящая! Каждый, наверное, помнит свою детскую веру в ' бессмер тие. Все умрут, для меня бу дет сделано исключение. Не мо гу же я. такой живой, полный сил, обратиться в ничто! Приро да сознательно вычеркивает- мысли о смерти из детского со знания, чтобы не было преград мощному току созидательных сил, питающих растущего чело века. Тогда почему вознйкает желание детей расстаться с - жизнью? Несмотря на калейдоскоп лиц и ситуаций, прошедших передо мной в кабинете для под ростков, все посетители показа лись мне действующими лица ми одной драмы. Драмы разъ единенности самых блшких лю дей. Все трагедии ребят в кон це концов замьшаются на семье. Отсутствие родительской любви и милосердия — первый акт драмы. Желание ребенка поки нуть нёдобрый и равнодушный к нему мир — акт последний. Взрослые могут предотвратить трагедию. Л. САЛЬНИКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz