Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

2 декабря 1989 г Л К Н И Н Е Ц ф 9 На трибуну областной комсомольской копферспции Изучаем проблему Каким быть областному совету пионерской Этогг и многие другие во­ просы волнуют сейчас пионе­ ров и школьников, родиуелей и педагогов, ученых, пионер- ских и ксхмоомолЬских работ­ ников. С интересом слежу за всем происходящим сегодня во Всесоюзной пионерской органи­ зации, особенно- на ее «горя­ чих точках> — в Эстонии. Пя­ тигорске, Свердловской облас­ ти. И невольно задаю себе вопрос: а есть перемены у нас? Думаю, есть. В чем именно? Прежде всего в главном— в стремлении взрослых прислу­ шаться к мнению ребят, учесть их предложения и постараться их выполнить... Во все район­ ные, городские, областные со­ веты пионерских организаций введены лучшие представители' пионерских дружин. Члены со­ ветов участвуют в подготовке вопросов на бюро, пленумах пионерских организаций. На­ кануне принятия важных ре­ шений традиционными стали «прямые линии> с членами бю­ ро областного совета пионер­ ской организации в молодеж­ ной редакции областного ра­ дио и газете «Ленинец». При­ вычные дела, в которых рань­ ше участвовали только взрос­ лые, сегодня с большим ус­ пехом проходят при участии ребят. К примеру, в прошлом году состоялась областная на­ учно-практическая конференция пионерских работников внеш­ кольных учреждений. Из 252 ее участников—57 были «прак­ тики» из пионерских дружин и отрядов. Участвуя на равных со взро­ слыми в работе секционных и пленарных заседаний^ ребята здорово нам помогли как-то но-новому взглянуть на про­ цессы, происходящие в жизни пионерии. Ответить на вопро­ сы. почему же так медленно идет перестройка в пионерской организации, почему так мало меняется содержание ее рабо­ ты? Участие в конференции ребят лично мне помогло сде­ лать еще один вывод; взрос- , лые привыкли больше гово­ рить о проблемах и недо­ статках, а дети хотели гово­ рить в первую очередь об ин­ тересном опыте, о . том, что у них получилось... Пусть этот опыт даже повторяется, но главное, что они что-то попро­ бовали сделать, н получи­ лось!.. Потому-то, по предложению ребят, областной совет пионер- ' ской организаций подготовил небольшой еборник адресов по­ иска опыта, рожденного в пионерских отрядах, дружинах, внешкольных учреждениях по­ сле IX Всесоюзного слета пио­ неров. Это хорошая подсказка всем—и ребятам, и взрослым. Бюро Липецкого городского совета пионерской организации провело анкетирование среди 206 пионеров 4—7-х классов в Ц -ТИ пионерских дружинах города. С целью уточнить от­ ношение ребят к пионерской организации, ее структуре, со­ держанию работы. Оказалось, ^ что подавляющее большинство (86 процентов анкетируемых) считают пионерскую организа­ цию необходимой, хотя с воз­ растом увеличивается количест­ во неопределенных ответов.- А вот серьезных перемен в ней ждут 69 процентов. И боль­ шинство из них считают, что главным проводником и коор­ динатором всех перемен должен стать районный, городской со­ вет пионерской организации. Ярко выражена потребность ребят (40 процентов) в . том, чтобы он разрабатьшал новые идеи и предлагал их пионерам, был настойчив в реализации задуманного. За совет, состо­ ящий из взрослых, комсомоль­ цев и пионеров,—§1 процент, 15 процентов ребят предлагают включить в него только пи­ онеров. Членов совета, счита­ ют дети, надо выоирать всем пионерам города! Пленум городского совета пионерской организации при­ нял решение об утверждении новой структуры; половина в нем — будут пионеры, од­ на четвертая — вожатые, и столько же взрослых, работа­ ющих с пйонерами. В настоящее время в обла­ сти проходят пионерские кон­ ференции, цель которых — подвести итог сделанному пос­ ле IX Всесоюзного слета пио­ неров и пересмотреть структу­ ру совета пионерской органи­ зации. ■ Конференция в г. Ельце прошла очень заинтересованно, живо. Здесь заранее бьи раз­ работан проект программы работы, .городской пионерской организации, который предло­ жили на Обсуждение дружи­ нам, отрядам. Одновременно ребята выдвинули своих луч­ ших представителей в состав городского совета пионерской организации. Сегодня полови­ на его членов— сами пионерьИ Да и выборы председателя бы­ ли альтернативными. В Октябрьской районной пионерской организации ребя­ та тоже избрали нового пред­ седателя Е. Коротееву, стар­ шую пионерскую вожатую средней школы № 21. По их же рекомендации Елена избра­ на в состав Октябрьского рай­ кома ВЛКСМ, членом бюро. Почему такое произошло? Ведь раньше председателем районного (городского) совета утверждался на оргпленуме РК, ГК ВЛКСМ только сек­ ретарь райкома, = горкома ВЛКСМ по работе с учащейся молодежью. Пионеры, старшие вожатые никогда не' участво­ вали в выборах председателя совета, и решение пленума- принимали как должное. Се­ годняшнее' время заставляет нас по-иному смотреть на мно­ гие привычные вещи. Уверена, что и на предстоящей отчет­ но-выборной комсомольской конференций председателя об­ ластного совета пионерской ' организации не придется из­ бирать но старой инструк­ ции!.. Его должны избрать сами пионеры. Поэтому ооком ВЛКСМ, об­ ластной совет пионерской ор­ ганизации предлагают прове­ сти 13 декабря 1989 года, об­ ластную пионерскую конферен­ цию с повесткой дня: 1. Отчет областного совета пионерской организации о про­ деланной работе после IX Все­ союзного слета пионеров. 2. Выборы председателя об­ ластного совета. Кого будем рекомендовать председателем ОС ВПр име­ ни В. И. .Ленина?' .. Обком ВЛКСМ вносит пре- 0 дяожение рекомендовать из- !! брать председателем ОС ВПО- имени В. И. Ленина Светлану Брежневу, . заместителя заве­ дующего отделом учащейся -■молодежи й,. пионеров обкома ВЛКСМ^ ответственного сек­ ретаря областного совета пио­ нерской организации. Светла­ на закончила Елецкий госу­ дарственный педагогический институт. После окончания ин­ ститута работала по специаль­ ности в дошкольном учрежде­ нии, затем была избрана ди­ ректором Измалковского Дома пионеров. В 1986 году избра­ на секретарем Измалковского райкома ВЛКСМ по работе с учащейся молодежью и пионе- •рами, председателем районно­ го совета пионерской органи­ зации. Предлагаем обсудить пред­ ложение обкома ВЛКСМ На страницах «Ленинца». Но мы предполагаем, что возможны и другие кандида­ туры. Ждем ваши предложения до 10 декабря 1989 года. Наш адрес: 398050, г. Ли­ пецк, пл. Плеханова, 1. ком. 318. Телефон для справок: 24-85-88, 24-41-99. И. ГОРЧАКОВА, секретарь обкома ВЛКСМ, председатель областного совета пионерской организации. ПОНАРОШКУ НЕ УМИРАЮТ ФИЗКУЛЬТУРНИКИ. Фото М. БАРАБАНОВА. В одной только Москве еже­ годно регистрируется 600—7 0 0 п(Шьгаок самоубийства среди де­ тей и подростков. А если учи­ тывать и те, что не регистриру­ ются. то показатель, считают специалистьг, увеличится вдвое. Что происходит с детьми? Что подводит их к страшному реше­ нию? — Ребенок, посягнувший на собственную жизнь, — считает Елена Моисеевна Вроно, канди- датУмедицинских наук, старший научный сотрудник Всесоюзно­ го,'центра по изучению и преду­ преждению экстремальных со­ стояний, — все-таки надеется, что умрет не до конца. Напуга­ ет близких, заставит себя пожа­ леть, а потом встанет и скажет; «Хватит плакать, я пошутил!» В- этом состоит, по мнению сотрудников центра, главное от- ^ личие детских самоубийств от взрослых. Дети видят в этом шаге возможность выйти из трудной ситуации — не более того. Стремлейие к смерти у них бывает кратковременным, импульсивным, затем следует панический страх — чисто дет­ ский. Но поводом к покушению на свою жизнь У ребенка часто становится обида, нанесенная взрослыми. Еще несколько лет назад ре­ бенку, покушавшемуся ца свою жизнь, был уготован один путь — в психиатрическую лечебни­ цу с последующей постановкой на ?юответствующий учет. Не­ трудно догадаться, чем о ^ р а - чивалась подобная «перестра­ ховка» для подростка. Тем бо­ лее что, по заключению специа­ листов. две , трети таких детей — абсолютно здоровы. Говорит руководитель цент­ ра. прс^ессор Айна Григорьев­ на Амбрумова: — Знали бы вы, сколько, вре­ мени 'и сил пришлось потра­ тить, чтобы добиться права ока­ зывать таким детям реальную помощь. И вот открыли в Мо­ скве анонимный кабинет для подростков. Сюда мы «пере­ ключили» поток юных суици- дентов, взяв на себя полную ответственность з а их судьбу. Даже после тяжелых попыток самоубийства детей теперь вьь письшают домой и дают направ­ ление в подростковый кабинет. Прием здесь ведут врач и психолог. Если подросток снача- , ла и приходит один, рано или поздно приходится приглашать родителей; Ведь помочь ему; не подключая семью, просто невоз­ можно. Кандидат психологических на­ ук Ирина Геннадьевна Чеснова не сразу решается пустить ме­ ня к себе на прием. Не каждый подросток согласится откровен­ но разговаривать при посторон­ них. ' . В кабинете — худенький за­ стенчивый мальчик. Причина покушения на свою жизнь? «Двойка» в школе. Боялся, что его будет ругать мама. Мама — симпатичная. интеллигентная на вид женщина. Всю себя она посвятила сьшу. Весь день мальчика расписан по минутам, и она всегда рядом, строго сле­ дит за вьшолнением |расписа- ния... Потом Чеснова скажет мне, что труднее всего работать с такими вот внешне благополуч­ ными семьями. Ребенок в них , — способ утоления родитель­ ских амбиций. Для него созда­ ется до предела заорганизован­ ная жизнь, жестко поделенная на «хорошо» и «плохо». Право . на минимальную свободу и уж тем более на ошибку исключа­ ется. Нервные, психологические перегрузки дети переносят сов­ сем не так, как взрослые. Они не ложатся носом к стенке, не . жалуются на судьбу. Им просто все становится безразлично. Ни­ чего не хочется. Работоспособ ности никакой, ужасающая рас сеянность и несобранность. А мы, взрослые, так любим их в такие минуты ругать за лень и инфантильность. На приеме снова мальчик, чуть старше предыдущего. Две попытки самоубийства из-за кон­ фликта с учительницей. Перед всем классом она называет его дураком, грозит перевести во вспомогательную школу. Рода- тели целиком на стороне учи­ тельницы, постоянно наказыва­ ют сьша. Далеко не сразу уда­ ется убедить его маму, что бла­ гополучие сына, его душевное равновесие куда важнее хоро- ших отметок... — Школьные конфликты, — поясняет И. Г. Чеснова. — причина многих драм, особенно у младших школьников. Излиш­ няя живость или, напротив, мед­ лительность ученика вызывают у педагогов раздражение — ведь , он отличается от средней нор-' мы, требует индивидуального подхода. Педагоги почти не го­ ворят с родителями о самом учени.ке, только о его успева­ емости. Против такого упрощенного до бесчеловечности взгляда под­ ростки отчаянно протестуют: убегают из дома^ бродяжничают, ищут поддержки у неформалов, а то и решают свести счеты с жизнью. Давно говорится о том, что школе нужен штатный пси­ холог. занятый не отметками, а судьбами ребят. С психологом, а не с учителем должны беседо­ вать родители о состоянии сына или дочери, у него, профессио­ нала, просить совета. В конце приема пришла шест­ надцатилетняя девушка с ма­ мой. Пока дочь ждет в коридо­ ре, мама рассказьтает, что ее чадо все дни проводит в сомни­ тельной компании рокеров. Ра­ ди своего возлюбленного броси­ ла училище, нё слушается ро­ дителей, не ночует дома. Все планы на будущее сводятся к замужеству. Потом говорит девушка, а мама ждет за дверью. Мило­ видное лицо, женственность в - движениях. Резкость и озлоб­ ленность появляются в, девуш­ ке лишь когда ей кажется, что «читают мораль». Видимо', ро­ дители привыкли во всем под­ черкивать ее несостоятельность, выставляя себя примером для подражания. И дочь решила; ес­ ли вы хотите быть лучше всех, то я буду хуже всех. Принцип на принцип! — Не думайте, что в шест­ надцать лет любовь ненастоя­ щая. — комментирует визит мамы й дочери Ирина Геннадь­ евна. — ЕЛце какая настоящая! Каждый, наверное, помнит свою детскую веру в ' бессмер­ тие. Все умрут, для меня бу­ дет сделано исключение. Не мо­ гу же я. такой живой, полный сил, обратиться в ничто! Приро­ да сознательно вычеркивает- мысли о смерти из детского со­ знания, чтобы не было преград мощному току созидательных сил, питающих растущего чело­ века. Тогда почему вознйкает желание детей расстаться с - жизнью? Несмотря на калейдоскоп лиц и ситуаций, прошедших передо мной в кабинете для под­ ростков, все посетители показа­ лись мне действующими лица­ ми одной драмы. Драмы разъ­ единенности самых блшких лю­ дей. Все трагедии ребят в кон­ це концов замьшаются на семье. Отсутствие родительской любви и милосердия — первый акт драмы. Желание ребенка поки­ нуть нёдобрый и равнодушный к нему мир — акт последний. Взрослые могут предотвратить трагедию. Л. САЛЬНИКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz