Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

8 ф ЛЕНИНЕЦ 2 декабря 1989 г-, На трибуну областной комсомольской конференции ЗАИГРАЛИСЬ ВЗРОСЛЫЕ Редакция гэзе 1 ы решила поближе познакомигь иионерон, ил вожатых, р)эбосников домов пионеров ,00 Светланой Брежневой, которую обком комсо­ мола рекомендует избрать председателем област­ ного совета ВПО — Сегодня мы много и ча­ сто говорим о кризисном по­ ложении, в котором находится комсомол. Но речь-то идет и о падении.авторитета пионер­ ской организации. На ваш взгляд, насколько серьезно больна она? — Да, действительно, пионер­ ская организация не имеет се­ годня того авторитета среди детей и взрослых, который она имела раньше. Об этом говорят и вожатые, и родите­ ли, и сами пионеры. И если третьеклассники с большим ин­ тересом и нетерпением ждут момент, когда им повяжут - красные галстуки, то позднее приходит разочарование, т, к. они не замечают каких-либо качественных изменений в сво­ ей жизни. И речь, наверное, нужно ве­ сти не о"том, как больна пи­ онерская организация и как ее лечить, а о том, как серьезно больны сегодня мы, взрослые, вое наше общество. Пионерская организация се­ годня растворилась в школе, срослась с нею настолько, что потеряла свое лицо — лицо детской самодеятельной и са­ моуправляемой организации, и теперь ее можно выделить раз­ ве только по чисто внешним признакам — пионеры носят свои знаки — красные галсту­ ки, но и то только в младших классах, в шестых - седьмых далеко не все. А дело здесь, по-моему, в том, что на каком-то периоде своего «развития» мы оттолк­ нули от себя пионерскую ор­ ганизацию как организацию политическую. Мы, взрослые, сами заигрались в нее. Наду­ манные акции, операции, мар­ ши, мероприятия на уровне школы, района, города, стра­ ны, которые невозможно было осмыслить, обдумать, мораль­ но себя к ним подготовить, настроить. Все делалось"^и вы­ полнялось механически, по го­ товым сценариям, по чужим мыслям и высказываниям, под строгим взглядом учителя, во­ жатого. Кто-то из детей сопро­ тивлялся, отказывался, уходил от этих «важных» дел, а мы говорили: «Ах, какой малоак­ тивный мальчик!». Вот на этом этапе и произошло, на мой взгляд, деление детей на ак­ тивных и пассивных. Сегодня отменен обязатель­ ный Всесоюзный пионерский марш. Теперь каждая дружи­ на сама определяет, в каком мероприятии ЦК ВЛКСМ или Центрального Совета Всесоюз­ ной пионерской организации им. В. И. Ленина, проводи­ мом совместно с другими ве­ домствами, она будет участ­ вовать, самостоятельно состав­ лять программу своей жизни. ' И что же? Огромная армия вожатых, учителей в растерян­ ности от незнания что делать. Не будет привычного марша, единой программы...? Где-то демонстративно еще выжидают, а вдруг все-таки какая-то программа выйдет? Где-то сме­ ло начинают перестройку, экс­ перимент, опять же не до кон­ ца посоветовавшись с детьми. В других школах наоборот; все отдали в руки ребят; «Са- моуправляйтесь...». Не подозре­ вая о том, что не готовы на­ ши дети к самостоятельной жизни. Мы сами отучили их думать, действовать, этому их надо учить, учить исподволь, ненавязчиво, советуясь и вме­ сте решая. Нам всем, по-моему, пора научиться думать и поступать разумно. И не нужно форсиро- , вать события,'--было бы ошиб-. кой думать, что перестройка в пионерской организации может совершиться сразу, 'в течение недели, месяца. Есть ли реальные пути об­ новления пионерской организа­ ции? Да, есть. Во-первых, мы уже имеем постановление НК ВЛКСМ и ЦС ВПО о сокра­ щении проводимых в пионер­ ской организации мероприятий, отмены . Всесоюзного марша. Дружина получила возмож­ ность содержать себя, зараба­ тывая и откладывая деньги на собственный банковский счет и субсчет в райкоме комсомо­ ла. Более демократичными ста­ ли отношения в организации. По решениям IX Всесоюзного слета пионеров и бюро ЦК ВЛКСМ в состав советов пио­ нерских организаций вошли де­ ти. Отчеты и выборы актива проходят в сроки, удобные для отряда, дружины. Более гибкой стала структура орга­ низации. Отряды могут фор­ мироваться из ребят разных возрастов по принципу общих интересов. Для старших вожатых по­ явился моральный . стимул — разрешено зачислять на I курс пединститутов без вступитель­ ных экзаменов, по результатам собеседования, старших вожа­ тых, имеющих и стаж работы не менее 2-х лет. — Вы сказали, что пионер­ ская организация растворилась в школе. А как же с лозунгом «Школа — центр воспитатель­ ной работы школьников?» — Вот и этот лозунг мы воспринимаем двояко. Было время, когда мы буквально загоняли ребят после уроков ' в школу. Проверяющие ' пер­ вым делом искали на стене план воспитательной работы, считали детей буквально по го­ ловам. Если есть объемный план, если >девчонки й маль­ чишки находятся , допоздна в школе, значит хорошо. Меж­ ду тем правонарушения среди школьников продолжались, а контакт с родителями стано­ вился все слабее и слабее. Все чаще можно было услы­ шать от родителей; «Я вам от­ дала ребенка, вы- и воспиты­ вайте, вам за это деньги пла­ тят». Никто не ' задумывался о том, что самой 'первой и важной школой воспитания является семья. Именно здесь закладываются основные чер­ ты характера, привычки. Сего­ дня мы говорим о, пятидневке, и это хорошо. Она будет спо­ собствовать большему общению родителей с детьми. Я увере­ на. многие мамы и папы сов­ сем по-другому откроют для себя детей. И другое понимание этого лозунга, говоря словами В; А. Караковского —, дирек­ тора московской школы№825—■ на съезде работников народно­ го образования; «...воспитание уже заурочено, дидактизиро- вано. Надо им заняться со­ вершенно отдельно». Очень жалко, что проблемы воспита­ ния на съезде были предста­ влены не в том объеме, на какой мы рассчитывали. Все восхищаются той системой во- (Спитания, которая существо­ вала, например, в семье Уль­ яновых. Цоемотрите: музыка, литера^ра, политика, приоб­ щение д труду... Скажете, сегодня такое. не­ реально? Реально. Но, на мой взгляд, многие родители боль­ ше заинтересованы уйти в об­ щественную работу, на руко­ водящую именно пото­ му, что им нечего сказать сво­ им детям, нечему научить. В этом стыдно признаться не только ребенку, но и самому себе. И если сейчас высвобо­ дить всех женщин от их ос­ новной работы, я не уверена, чадо наши дети станут более вое-' питанными, более умелыми. Так как наша система не предусмат­ ривает подготовку девочек, женщин именно к роли мате­ ри, воспитательнице. Храни­ тельнице семейного очага. — Ну а как все-таки свя­ зать семью с пионерской ор­ ганизацией? — Если обратиться к исто­ рии развития пионерской ор­ ганизации, мы увидим, что во все времена дети в своем по­ ведении, в своих интересах здорово копировали родите­ лей. Семья дает ребенку жизнь, знакомит его с нравст­ венными, политическими, эко­ номическими координатами в обществе, кормит, одевает, вос­ питывает. Школа развивает Зчлетвенный и физический потен­ циал, ну а пионерская Горга­ низация учит его жить в: об­ ществе, среди людей, ; дает предатавление о социальном идеале. — Какая роль отводится в пионерской организации стар­ шим вожатым? Ведь их не хватает. Есть какие-то кон­ кретные пути улучшения этой проблемы;? — Кстати, в г. Липецке проблемы с кадрами старших вожатых нет. Этому способст­ вуют и> УПК при городском Доме пионеров, и своя педин­ ститут, и понятное желание вьшускников-горожан остать­ ся в городе. Но на селе проб­ лема с кадрами вожатых сто­ ит еще остро. Какой там кон­ курсный отбор! Здесь порой даже вчерашнюю г десятиклас­ сницу найти невозможно. При­ чин этому много. Одна из них, главная, — непрестижность профессии вожатого, несолидт' ностЬ| что-ли. Ну, посудите сами: человеку 30 лет, а он все с красным галётуком. Да и в педагогическом коллекти­ ве отношение к вожатому не­ серьезное. Вот и уходят вожа­ тые на преподавательскую ра­ боту. Видя все это, разве бу­ дут стремиться ребята полу­ чить такую профессию, разве будут о ней мечтать? Сегодня, когда, казалось бы, самые незыблемые „авторите­ ты, высокие идеалы, на кото­ рые ориентировали ребят, — вое подвергается сомнению и переосмыслению, дело вожато­ го становится еще труднее. У детей формируется новый взгляд йа жизнь, историю, от­ ношения между людьми и на пионерскую организацию . — тоже. И, конечно, пора пере­ смотреть деятельность стар­ шего воЖатого с учетом сов­ ременных требований. Может быть, стоит подумать нВд тем, чтобы старшим пионерским во­ жатым в школе был насто­ ящий' комиссар: .умный, доб­ рый, заводной, молодой. -И почему бы не член комитета комсомола, ответственный за пионерскую работу? Ведь бы­ ло же у нас когда-то такое; двум самым лучшим комсо- . мольцам в школе' давались ос­ новные поручения, один —^ секретарь комсомольской орга­ низации, другой — вожатый пионеров. Вот тогда комсо­ мольская организация школй по-настоящему может стать руководителем пионеров. И самоуправление приобретет конкретный характер. А помо­ гать ему будет методист по работе с пионерами, который и займет ставку пионерского . вожатого. Это даст возможность привлечь к работе опытных педагогов, бывших старших вожатых. Уверена, подумать , над этим стоит. Тем более, кое- где такое уже есть. Знаю мно­ го сельских школ, где не смо­ гли найти штатных вожатых. И старшеклассники-комсо­ мольцы сами вьшолняют эту роль. Конечно, происхо'дит та­ кое нЪ. от хорошей жизни, но логика здесь есть. Предлагаю поэксперимен­ тировать на базе пока 1—2-х школ, конечно, предваритель­ но одумав и посоветовавшись. Есть еще одна задумка сов­ местно с управлением народ­ ного образования. Попробовать на истфаке ЛГПИ открыть группу с профессиональной направленностью: )гчитель ис­ тории, методист по работе с пионерами. Надеюсь, большую помощь в этом окажет кафед­ ра теории и методики воспи­ тательной работы. — Сейчас многие дружины, отряды в поиске — какими им быть? Где-то создаются отряды по - интересам, где-то профильные, где-то разновоз­ растные... Не кажется ли вам, что стала больше увлекать форма, а не содержание? —- Я за гибкую структуру дружины. Пусть она будет та­ кой, какой сегодня требует жизнь. Поиск структурных ва­ риантов, конечно, очень важен, но мы действительно уж очень увлеклись. Главное все-таки со­ держание. И, наверное, не нуж. но придумывать что-то сверх-. естественное. Главное, чтобы у ребят были единомышленники среди учителей, родителей. Чтобы было конкретное, инте­ ресное дело и для младших, и для старших. ' — Сегодня мы говорим о том, что каждая школа, каждая пио­ нерская дружина должна иметь свою программу деятельности, . свое лицо. Много программ и ^ вариантов печатал журнал «Во-- жатый», много МЫ' старались пропагандировать программу «Компас», т. к. сотрудничаем с Академией педагогических наук. Но ведь это все только под- \ сказки. А собственная програм­ ма может родиться только на основе глубокого анализа, из конкретных возможностей шко­ лы, дружины, ее традиций, по­ требностей района, города. В средней школе № 9 г. Ли­ пецка появились разновозраст­ ные отряды «Милосердие», «Оп­ тимист», «Эколог», «Современ­ ник».., всего их девять. В них объединились ребята, для ко­ торых важным и полезным де­ лом является забота о ветера­ нах, больных и престарелых людях, природоохранительная работа, любовь к театру. Все замечательно, но... не все име­ ют вожатого. А между тем взрослый необходим разновоз­ растному отряду. Бросали клич ребята среди родителей, педа­ гогов, обращались ко всем взро- слым города через молодеж­ ную газету «Ленинец», но... Даже в нашем педагогическом вузе, расположенном, кстати, в нескольких метрах от этой школы, нашлось всего двое студентов, пожелавших повес­ ти за со^й мальчишек. — Есть ли у вас еще какие- то интересные задумки на бу­ дущее, которые способствовали бы улучшению деятельноспГ; пионерской организации? — Есть задумка создать^ об­ ластной педагогический отряд, своего рода бригаду неотлож­ ной педагогической помощи, в которую вошли бы педагоги, студенты, ученые, вожатые. Оказание практической помощи, консультации, общение, обмен опытом — вот что, на мой взгляд, сегодня не хватает шко^ лам, особенно сельским. Для студентов — это прак­ тика общения с детьми, буду­ щими коллегами. Для ученых— это реальное видение положе­ ния дел на местах, возмож­ ность поделиться своими науч­ ными идеями, подходами. Для вожатых'— обмен опытом. ЮНОСТЬ. Фото К. СОСЕДОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz