Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
8 ф ЛЕНИНЕЦ 2 декабря 1989 г-, На трибуну областной комсомольской конференции ЗАИГРАЛИСЬ ВЗРОСЛЫЕ Редакция гэзе 1 ы решила поближе познакомигь иионерон, ил вожатых, р)эбосников домов пионеров ,00 Светланой Брежневой, которую обком комсо мола рекомендует избрать председателем област ного совета ВПО — Сегодня мы много и ча сто говорим о кризисном по ложении, в котором находится комсомол. Но речь-то идет и о падении.авторитета пионер ской организации. На ваш взгляд, насколько серьезно больна она? — Да, действительно, пионер ская организация не имеет се годня того авторитета среди детей и взрослых, который она имела раньше. Об этом говорят и вожатые, и родите ли, и сами пионеры. И если третьеклассники с большим ин тересом и нетерпением ждут момент, когда им повяжут - красные галстуки, то позднее приходит разочарование, т, к. они не замечают каких-либо качественных изменений в сво ей жизни. И речь, наверное, нужно ве сти не о"том, как больна пи онерская организация и как ее лечить, а о том, как серьезно больны сегодня мы, взрослые, вое наше общество. Пионерская организация се годня растворилась в школе, срослась с нею настолько, что потеряла свое лицо — лицо детской самодеятельной и са моуправляемой организации, и теперь ее можно выделить раз ве только по чисто внешним признакам — пионеры носят свои знаки — красные галсту ки, но и то только в младших классах, в шестых - седьмых далеко не все. А дело здесь, по-моему, в том, что на каком-то периоде своего «развития» мы оттолк нули от себя пионерскую ор ганизацию как организацию политическую. Мы, взрослые, сами заигрались в нее. Наду манные акции, операции, мар ши, мероприятия на уровне школы, района, города, стра ны, которые невозможно было осмыслить, обдумать, мораль но себя к ним подготовить, настроить. Все делалось"^и вы полнялось механически, по го товым сценариям, по чужим мыслям и высказываниям, под строгим взглядом учителя, во жатого. Кто-то из детей сопро тивлялся, отказывался, уходил от этих «важных» дел, а мы говорили: «Ах, какой малоак тивный мальчик!». Вот на этом этапе и произошло, на мой взгляд, деление детей на ак тивных и пассивных. Сегодня отменен обязатель ный Всесоюзный пионерский марш. Теперь каждая дружи на сама определяет, в каком мероприятии ЦК ВЛКСМ или Центрального Совета Всесоюз ной пионерской организации им. В. И. Ленина, проводи мом совместно с другими ве домствами, она будет участ вовать, самостоятельно состав лять программу своей жизни. ' И что же? Огромная армия вожатых, учителей в растерян ности от незнания что делать. Не будет привычного марша, единой программы...? Где-то демонстративно еще выжидают, а вдруг все-таки какая-то программа выйдет? Где-то сме ло начинают перестройку, экс перимент, опять же не до кон ца посоветовавшись с детьми. В других школах наоборот; все отдали в руки ребят; «Са- моуправляйтесь...». Не подозре вая о том, что не готовы на ши дети к самостоятельной жизни. Мы сами отучили их думать, действовать, этому их надо учить, учить исподволь, ненавязчиво, советуясь и вме сте решая. Нам всем, по-моему, пора научиться думать и поступать разумно. И не нужно форсиро- , вать события,'--было бы ошиб-. кой думать, что перестройка в пионерской организации может совершиться сразу, 'в течение недели, месяца. Есть ли реальные пути об новления пионерской организа ции? Да, есть. Во-первых, мы уже имеем постановление НК ВЛКСМ и ЦС ВПО о сокра щении проводимых в пионер ской организации мероприятий, отмены . Всесоюзного марша. Дружина получила возмож ность содержать себя, зараба тывая и откладывая деньги на собственный банковский счет и субсчет в райкоме комсомо ла. Более демократичными ста ли отношения в организации. По решениям IX Всесоюзного слета пионеров и бюро ЦК ВЛКСМ в состав советов пио нерских организаций вошли де ти. Отчеты и выборы актива проходят в сроки, удобные для отряда, дружины. Более гибкой стала структура орга низации. Отряды могут фор мироваться из ребят разных возрастов по принципу общих интересов. Для старших вожатых по явился моральный . стимул — разрешено зачислять на I курс пединститутов без вступитель ных экзаменов, по результатам собеседования, старших вожа тых, имеющих и стаж работы не менее 2-х лет. — Вы сказали, что пионер ская организация растворилась в школе. А как же с лозунгом «Школа — центр воспитатель ной работы школьников?» — Вот и этот лозунг мы воспринимаем двояко. Было время, когда мы буквально загоняли ребят после уроков ' в школу. Проверяющие ' пер вым делом искали на стене план воспитательной работы, считали детей буквально по го ловам. Если есть объемный план, если >девчонки й маль чишки находятся , допоздна в школе, значит хорошо. Меж ду тем правонарушения среди школьников продолжались, а контакт с родителями стано вился все слабее и слабее. Все чаще можно было услы шать от родителей; «Я вам от дала ребенка, вы- и воспиты вайте, вам за это деньги пла тят». Никто не ' задумывался о том, что самой 'первой и важной школой воспитания является семья. Именно здесь закладываются основные чер ты характера, привычки. Сего дня мы говорим о, пятидневке, и это хорошо. Она будет спо собствовать большему общению родителей с детьми. Я увере на. многие мамы и папы сов сем по-другому откроют для себя детей. И другое понимание этого лозунга, говоря словами В; А. Караковского —, дирек тора московской школы№825—■ на съезде работников народно го образования; «...воспитание уже заурочено, дидактизиро- вано. Надо им заняться со вершенно отдельно». Очень жалко, что проблемы воспита ния на съезде были предста влены не в том объеме, на какой мы рассчитывали. Все восхищаются той системой во- (Спитания, которая существо вала, например, в семье Уль яновых. Цоемотрите: музыка, литера^ра, политика, приоб щение д труду... Скажете, сегодня такое. не реально? Реально. Но, на мой взгляд, многие родители боль ше заинтересованы уйти в об щественную работу, на руко водящую именно пото му, что им нечего сказать сво им детям, нечему научить. В этом стыдно признаться не только ребенку, но и самому себе. И если сейчас высвобо дить всех женщин от их ос новной работы, я не уверена, чадо наши дети станут более вое-' питанными, более умелыми. Так как наша система не предусмат ривает подготовку девочек, женщин именно к роли мате ри, воспитательнице. Храни тельнице семейного очага. — Ну а как все-таки свя зать семью с пионерской ор ганизацией? — Если обратиться к исто рии развития пионерской ор ганизации, мы увидим, что во все времена дети в своем по ведении, в своих интересах здорово копировали родите лей. Семья дает ребенку жизнь, знакомит его с нравст венными, политическими, эко номическими координатами в обществе, кормит, одевает, вос питывает. Школа развивает Зчлетвенный и физический потен циал, ну а пионерская Горга низация учит его жить в: об ществе, среди людей, ; дает предатавление о социальном идеале. — Какая роль отводится в пионерской организации стар шим вожатым? Ведь их не хватает. Есть какие-то кон кретные пути улучшения этой проблемы;? — Кстати, в г. Липецке проблемы с кадрами старших вожатых нет. Этому способст вуют и> УПК при городском Доме пионеров, и своя педин ститут, и понятное желание вьшускников-горожан остать ся в городе. Но на селе проб лема с кадрами вожатых сто ит еще остро. Какой там кон курсный отбор! Здесь порой даже вчерашнюю г десятиклас сницу найти невозможно. При чин этому много. Одна из них, главная, — непрестижность профессии вожатого, несолидт' ностЬ| что-ли. Ну, посудите сами: человеку 30 лет, а он все с красным галётуком. Да и в педагогическом коллекти ве отношение к вожатому не серьезное. Вот и уходят вожа тые на преподавательскую ра боту. Видя все это, разве бу дут стремиться ребята полу чить такую профессию, разве будут о ней мечтать? Сегодня, когда, казалось бы, самые незыблемые „авторите ты, высокие идеалы, на кото рые ориентировали ребят, — вое подвергается сомнению и переосмыслению, дело вожато го становится еще труднее. У детей формируется новый взгляд йа жизнь, историю, от ношения между людьми и на пионерскую организацию . — тоже. И, конечно, пора пере смотреть деятельность стар шего воЖатого с учетом сов ременных требований. Может быть, стоит подумать нВд тем, чтобы старшим пионерским во жатым в школе был насто ящий' комиссар: .умный, доб рый, заводной, молодой. -И почему бы не член комитета комсомола, ответственный за пионерскую работу? Ведь бы ло же у нас когда-то такое; двум самым лучшим комсо- . мольцам в школе' давались ос новные поручения, один —^ секретарь комсомольской орга низации, другой — вожатый пионеров. Вот тогда комсо мольская организация школй по-настоящему может стать руководителем пионеров. И самоуправление приобретет конкретный характер. А помо гать ему будет методист по работе с пионерами, который и займет ставку пионерского . вожатого. Это даст возможность привлечь к работе опытных педагогов, бывших старших вожатых. Уверена, подумать , над этим стоит. Тем более, кое- где такое уже есть. Знаю мно го сельских школ, где не смо гли найти штатных вожатых. И старшеклассники-комсо мольцы сами вьшолняют эту роль. Конечно, происхо'дит та кое нЪ. от хорошей жизни, но логика здесь есть. Предлагаю поэксперимен тировать на базе пока 1—2-х школ, конечно, предваритель но одумав и посоветовавшись. Есть еще одна задумка сов местно с управлением народ ного образования. Попробовать на истфаке ЛГПИ открыть группу с профессиональной направленностью: )гчитель ис тории, методист по работе с пионерами. Надеюсь, большую помощь в этом окажет кафед ра теории и методики воспи тательной работы. — Сейчас многие дружины, отряды в поиске — какими им быть? Где-то создаются отряды по - интересам, где-то профильные, где-то разновоз растные... Не кажется ли вам, что стала больше увлекать форма, а не содержание? —- Я за гибкую структуру дружины. Пусть она будет та кой, какой сегодня требует жизнь. Поиск структурных ва риантов, конечно, очень важен, но мы действительно уж очень увлеклись. Главное все-таки со держание. И, наверное, не нуж. но придумывать что-то сверх-. естественное. Главное, чтобы у ребят были единомышленники среди учителей, родителей. Чтобы было конкретное, инте ресное дело и для младших, и для старших. ' — Сегодня мы говорим о том, что каждая школа, каждая пио нерская дружина должна иметь свою программу деятельности, . свое лицо. Много программ и ^ вариантов печатал журнал «Во-- жатый», много МЫ' старались пропагандировать программу «Компас», т. к. сотрудничаем с Академией педагогических наук. Но ведь это все только под- \ сказки. А собственная програм ма может родиться только на основе глубокого анализа, из конкретных возможностей шко лы, дружины, ее традиций, по требностей района, города. В средней школе № 9 г. Ли пецка появились разновозраст ные отряды «Милосердие», «Оп тимист», «Эколог», «Современ ник».., всего их девять. В них объединились ребята, для ко торых важным и полезным де лом является забота о ветера нах, больных и престарелых людях, природоохранительная работа, любовь к театру. Все замечательно, но... не все име ют вожатого. А между тем взрослый необходим разновоз растному отряду. Бросали клич ребята среди родителей, педа гогов, обращались ко всем взро- слым города через молодеж ную газету «Ленинец», но... Даже в нашем педагогическом вузе, расположенном, кстати, в нескольких метрах от этой школы, нашлось всего двое студентов, пожелавших повес ти за со^й мальчишек. — Есть ли у вас еще какие- то интересные задумки на бу дущее, которые способствовали бы улучшению деятельноспГ; пионерской организации? — Есть задумка создать^ об ластной педагогический отряд, своего рода бригаду неотлож ной педагогической помощи, в которую вошли бы педагоги, студенты, ученые, вожатые. Оказание практической помощи, консультации, общение, обмен опытом — вот что, на мой взгляд, сегодня не хватает шко^ лам, особенно сельским. Для студентов — это прак тика общения с детьми, буду щими коллегами. Для ученых— это реальное видение положе ния дел на местах, возмож ность поделиться своими науч ными идеями, подходами. Для вожатых'— обмен опытом. ЮНОСТЬ. Фото К. СОСЕДОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz