Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
25 ноября 1989 г. ЛЕНИНЕЦ 0 5 НОВОСЕЛЬЕ ШКОЛЬНИКОВ Дом пионеров и школьников Октябрьского района из старого, аварийного здания в жи лом массиве гракторос громгелей переселился в новое — в двадцатом микрорайоне города. Причиной переселения послужили нс только ветхость помещения, по и место расположе нии — добраться до него было непросто да же детям из близлежащиу школ. Что же го ворить о четырнад 11 ати тысячах школьников, проживающих в других частях района? Теперь Дом пионеров находится в густона- се.' 1 Снной части города. Правда, ныделен ему цокольный этаж. Им пожертвовала школа .№ 66. Не лучший, конечно, выход. Но сколько можно было ждать епщ? Ведь позади два ю- да хождений- В. К. Наумова _ директор этого у'фежде- ния-гпровела меня по всем одиннадцати ком натам. Общая площадь здесь небольшая — ГОСУДАРСТВО - ШКОЛА пятьсот квадратных метров, но есть еще од ноэтажный филиал — двести пять,десят мет- ~ Скоро тридцать лет, как образован Дом пионеров и школьников. — рассказывает Ва лентина Константиновна,. — и никогда мм не имели такого хорошего оборудования, кото рое поступило сейчас в наше распоряжение. Эго во многом блаюдаря тому, что нас все лили в щколу-нооос!ройку, и спасибо управ лению капитального строительства Новолипец- ког'» мезаллургического комбината за помощь в нриобрсзеиии мебели. Ьсть н проблемы. Например. Дом пионеров остался без актового зала. Выходят здесь из положения, арендуя залы в различных шко- Но между тем, здесь тридцать семь круж ков, которые работают по пяти направлени ям. Одним словом, у детей праздник. С. ТУШЕВА. Дважды два—друзья. Фото в. КУЛИКЛ. ВЕПР И СОЛНЦЕ — Я же хорошо объяснял! Является ли это, как гово рят математики, необходимым и достаточным условием для того, чтоб учащийся хорошо учился? Учителя можно срав нить с человеком, готовящим обед для гостей. Разнообраз ные качественные продукты — это хорошие знания по предмету.' Голос — главный ин струмент учителя — сервиров ка стола. Владению голосом, к сожалению, в педагогических институтах не обучают. Мно го ль сам учитель уделяет внимания тембру и модуляция своего голоса? Громкий и пронзительный, он всегда не приятен для слуха, какие бы правильные вещи ни говори лись. Особенно невыносим раздраженный человек. Са- слышный, приятный — спокойный и сдержанный го лос. Но и здесь своя край ность. Недавно пришлось слу шать небольшое выступление одной учительницы. Нудно, бесстрастно, невыразительно. Усилием воли пыталась сос редоточить внимание на слы шимом. Но оно не просто рас сеивалось, исчезало. Учитель не актер, восприни маемый со сцены театра или с экрана, послушав которого, можно тут же забыть. С учи телем приходится общаться длительно. Мы, взрослые лю ди, нравимся, нет ли, должны, просто обязаны терпеть друг друга. Иное дело — дети. На до помнить об их неустойчи вой, непродолжительной сос редоточенности, об их детской непосредственности. Все, в том числе и упителя, учились в школе и знают, что любовь к предмету начинается с любви к учителю, и антипа тия к нему автоматически пе реносится на предмет. Мне возразят: с такими край ностями учителей мало. До пустим. Тогда почему же при хорошо поставленном голосе и правильно построенной речи зачастую средние ученики не учатся средне, а хорошие — хорошо? Ведь большая ред кость — встретить учителя- предметника, который в 10 классе выпустил бы столько хорошистов и отличников в на стоящем смысле слова, сколь ко принял их в четвертом. Дети, какими бы. они ни бы ли в нашем представлении, в отличие от нас, взрослых, обла дают уникальной способностью: видеть своим сердцем сердце наше. Я повторяю и выделяю: чувствовать внутренне наше к ним расположение, которое можно разделить .на три ос новные группы: доброжела-, тельность, равнодушие, не приязнь. Главное — платят нам тем же. И при всех внешне правиль ных словах и действиях пусть учитель не рассчитывает на успех — ни в учебе, ни в по ведении школьников, если его основной нравственный орган _ сердце — не наполнено доброжелательностью. .Без нее работа учителя — обед, при- готовл 1 .;ный без соли, даже если < . н роскошный. Призываю себе на помощь великого педагога К. Д. Ушин ского. В серии «Библиотека дет 1 ского 1 сада» есть небольшой рассказ-сказка «Ветер и Солн це». Однажды Солнце и сер дитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них силь нее. Долго они спорили и, на конец, решили помериться си лами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой доро ге. — Посмотри, — сказал Ве тер, — как я налечу на него; мигом сорву с него плащ. Сказал, — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на не погоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, сви- рипел, осыпал бедного путни^ ка дождем и снегом; прокли ная Ветер, путешественник на дел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернзггь. ...Солнце, видя бессилие сво его соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обо грело, осушило землю, а вмес те с тем и бедного полуза- мерзшего путешественника; По чувствовав теплоту солнечных лучей, он ободрился, благосло вил Солнце, сам снял свой плащ и п()ивязал к седлу. — Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердито му Ветру, — лаской и добро той можно сделать гораздо более, чем гневом. У нас огромное количество семей, где дети живут среди сквозняков. И как им хочет ся хотя бы в школе найти теплоту и уют. Но с горечью приходится говорить о том, что, кроме безразличия, здесь можно встретить бесцеремон ность, грубость, а то и прос то оскорбление и унижение. И дети еще глубже и плотнее укутываются в свой плащ — замкнутость. Сейчас, когда чуть ли не в набат бьют о всеобщей озлоб ленности и ожесточенности, хочется подать и свой голос; — Люди! Будем же добрее. Каждый. А учитель — в пер вую очередь. Л. ТРУСКОВА, педагог. : ЧЕСТНОСТЬ У НАС ОДНА Если взять последние номера «Ленинского знамени», «Ленин ца» и центральных газет, то одна из ведущих тем в них — преступ ность, борьба с ней. Особенно тревожит в этом явлении участие детей. Вот об этом решил напи сать и я, педагог с большим ста жем. А сесть за письмо в «Лени нец» заставило последнее престу пление ученика 9-го класса нашей школы Павла К. . До этого он неоднократно изби вал одноклассников и других уче ников школы, пытался насиловать женщин и девочек. Естественно, побывал на комиссии по делам несовершеннолетних при Совет ском райисполкоме. Задали ему там вопрос; «Ты больше так не будешь делать, мальчик?». В том смысле, что не будешь больше бросаться на женщиц, оставшись с ними один на один в лифте! Мальчик ответил: «Не буду.» С тем его и отпустили. И вот очередное преступление Павла: чуть не отравил своего одноклассника сильнодействую щим лекарством, всыпав его в сок за обедом в школьной столовой. Врачи чудом спасли мальчика. Вот так «шутит» Павел уже не один год. Живет он с матерью, у отца — новая семья. Отец, кстати, педагог по профессии, жи вет не в Липецке. Когда его пригла сили в нашу школу и предложили помочь сыну, посов%говав взять его к себе, то он высказал такое опасение: «А у меня дочери...» Ну а если, предположим, Па вел все-таки кого-то изнасилует или кого-то убьет, ведь мог бы отравить? С кого спрос? Виноват, прежде всего, будет директор школы, виноваты завучи, клас сный руководитель. Подобное, дикое по своей не суразности положение сложилось потому, что по всей стра не из газеты в газету, из журна ла в журнал, из книги в книгу, практически ставшее официальной политикой, П}ггешестаует положе ние, согласно которому детские колонии, спецучилища и другие детские исправительные учрежде ния детей не только не исправля ют, а калечат. Поэтому лучше туда малолетних преступников не отправлять. Пусть их исправляет школа. - Читаю газету «Советская Рос сия» за 5 октября 1989 года, где помещена статья Ё. Котяева «42 преступления». Именно столько— 42 преступления—совершили несо вершеннолетние в Белгородской области, пока последнее, 42-е, — самое зверское по своей сути— не заставило людей написать воз звание и собрать под ним подпи- ■си с требованием смертной казни преступникам, хотя им и нет еще восемнадцати. Бывая в Советском РОВД, я тоже видел список этих «труд ных», у которых по 5—10 престу плений. Но их в колонии не огг- правляют — опять по той причи не: там их только калечат. Но почему, почему никто во всей стране не задался мыслью создать такие детские учреждения для малолетних преступников, где бы их исправляли, а не кале чили еще больше?! О том, что преступление должно быть нака зуемо, говорят сами те, кто его совершил. Семьдесят пять процен тов из них заявляют, что только безнаказанность за первые пре ступления заставила их идти на новые, более серьезные. И еще одно бальное место шко лы. Например, около восьми про- центо'в детей г. Москвы ~ оли гофрены. Это лишь официальна зарегистрированные идиоты, им бецилы и явно выраженные деби лы. Реальная численность олиго френов — одна пятая - шестая часть детей, (данные из журнала «Огонек», № 40 1989 г.), подобных данных по Липецку я нигде не читал и не слышал, думаю, поло жение у нас не лучше, чем в Мо скве. Но если мы возьмем даже самое низкое количество олиго френов — 6 процентов, то в Ли пецке их должно быть около трех тысяч. А сколько их обуча ется во вспомогательной школе № 13, имеющей чуть ли не самое маленькое, здание?! Основная часть олигофренов обучается в общеобразовательных школах, ес ли то, что делают они на уроках, можно назвать обучением. По нашим учебникам нормальным-то детям заниматься трудно, а для этих учеба является каторгой. Вот они-то и питают ту самую среду, на . которую надеются взрослые преступники. Русский философ и критик Пи сарев в свое время говорил, что бедность наша от глупости, а глупость от бедности. Но . ведь пора умнеть, чтобы страна стала богаче! Надо решать вопрос о психологической службе в шко лах, о четком .направлении в спецшколы тех детей, которые не могут обучаться , в общеобразова тельных школах, и, наконец, от крывать новые спецшколы. При чем, делать это надо везде, не ожидая зпказаний сверху. И еще одна мысль. Но для на чала—пример из жизни. Два маль чика, которым чуть больше пяти лет, беседуют между собой. Се режа говорит Мише: «Вам надо купить еще одну корову и по больше кур, они дорого стоят на базаре. Тогда вы будете жить так, как мы. Это мои мама и папа го ворили.» В ответ Миша удивлен но: «У вас и одной коровы нет, а вы лучше нас живете? Поче му?». «Вот чудак, — отвечает Се режа. — У меня отец работает на торговой базе, а мама — на комбикормовом заводе. А за ком бикорм ей страуса живого могут привезти.» Когда взрослый, случайно ус лышавший этот разговор, спро сил у Сережкиной мамы, может ли она, действительно, живого стра уса в доме завести, она обратила это в шутку. А отец Сережи из бил сына — за утечку информа ции об источниках б^Iагосостоя- ния семьи. Так о каком воспитании ком мунистического мировоззрения мо жет идти речь, если в самый пер вый класс дети приходят, познав уже вот такую науку? . Честность у нас всех одна, две честности быть не может. Необ ходимо помнить о том, что дети копируют нашу жизнь. И рвется у нас там, где ложь, где обман, где вместо дел идут слова. Пора, наконец, понять одно; ребенок становится человеком до 5-ти лет, а потом идет взросление. И если до этих пяти лет он видел ложь и подлость, никакой коллектив не сможет воспитать порядочного человека. Да и не коллектива это дело — воспитывать детей, а де ло это, прежде всего, родителей. Возможно, я в чем-то неправ, но думаю так. Ю. КАВ.ЕРИН, завуч СШ № 48 г. Липецк. ^ 4 ^ 4 ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz