Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

25 ноября 1989 г. ЛЕНИНЕЦ 0 5 НОВОСЕЛЬЕ ШКОЛЬНИКОВ Дом пионеров и школьников Октябрьского района из старого, аварийного здания в жи­ лом массиве гракторос громгелей переселился в новое — в двадцатом микрорайоне города. Причиной переселения послужили нс только ветхость помещения, по и место расположе­ нии — добраться до него было непросто да­ же детям из близлежащиу школ. Что же го­ ворить о четырнад 11 ати тысячах школьников, проживающих в других частях района? Теперь Дом пионеров находится в густона- се.' 1 Снной части города. Правда, ныделен ему цокольный этаж. Им пожертвовала школа .№ 66. Не лучший, конечно, выход. Но сколько можно было ждать епщ? Ведь позади два ю- да хождений- В. К. Наумова _ директор этого у'фежде- ния-гпровела меня по всем одиннадцати ком­ натам. Общая площадь здесь небольшая — ГОСУДАРСТВО - ШКОЛА пятьсот квадратных метров, но есть еще од­ ноэтажный филиал — двести пять,десят мет- ~ Скоро тридцать лет, как образован Дом пионеров и школьников. — рассказывает Ва­ лентина Константиновна,. — и никогда мм не имели такого хорошего оборудования, кото­ рое поступило сейчас в наше распоряжение. Эго во многом блаюдаря тому, что нас все­ лили в щколу-нооос!ройку, и спасибо управ­ лению капитального строительства Новолипец- ког'» мезаллургического комбината за помощь в нриобрсзеиии мебели. Ьсть н проблемы. Например. Дом пионеров остался без актового зала. Выходят здесь из положения, арендуя залы в различных шко- Но между тем, здесь тридцать семь круж­ ков, которые работают по пяти направлени­ ям. Одним словом, у детей праздник. С. ТУШЕВА. Дважды два—друзья. Фото в. КУЛИКЛ. ВЕПР И СОЛНЦЕ — Я же хорошо объяснял! Является ли это, как гово­ рят математики, необходимым и достаточным условием для того, чтоб учащийся хорошо учился? Учителя можно срав­ нить с человеком, готовящим обед для гостей. Разнообраз­ ные качественные продукты — это хорошие знания по предмету.' Голос — главный ин­ струмент учителя — сервиров­ ка стола. Владению голосом, к сожалению, в педагогических институтах не обучают. Мно­ го ль сам учитель уделяет внимания тембру и модуляция своего голоса? Громкий и пронзительный, он всегда не­ приятен для слуха, какие бы правильные вещи ни говори­ лись. Особенно невыносим раздраженный человек. Са- слышный, приятный — спокойный и сдержанный го­ лос. Но и здесь своя край­ ность. Недавно пришлось слу­ шать небольшое выступление одной учительницы. Нудно, бесстрастно, невыразительно. Усилием воли пыталась сос­ редоточить внимание на слы­ шимом. Но оно не просто рас­ сеивалось, исчезало. Учитель не актер, восприни­ маемый со сцены театра или с экрана, послушав которого, можно тут же забыть. С учи­ телем приходится общаться длительно. Мы, взрослые лю­ ди, нравимся, нет ли, должны, просто обязаны терпеть друг друга. Иное дело — дети. На­ до помнить об их неустойчи­ вой, непродолжительной сос­ редоточенности, об их детской непосредственности. Все, в том числе и упителя, учились в школе и знают, что любовь к предмету начинается с любви к учителю, и антипа­ тия к нему автоматически пе­ реносится на предмет. Мне возразят: с такими край­ ностями учителей мало. До­ пустим. Тогда почему же при хорошо поставленном голосе и правильно построенной речи зачастую средние ученики не учатся средне, а хорошие — хорошо? Ведь большая ред­ кость — встретить учителя- предметника, который в 10 классе выпустил бы столько хорошистов и отличников в на­ стоящем смысле слова, сколь­ ко принял их в четвертом. Дети, какими бы. они ни бы­ ли в нашем представлении, в отличие от нас, взрослых, обла­ дают уникальной способностью: видеть своим сердцем сердце наше. Я повторяю и выделяю: чувствовать внутренне наше к ним расположение, которое можно разделить .на три ос­ новные группы: доброжела-, тельность, равнодушие, не­ приязнь. Главное — платят нам тем же. И при всех внешне правиль­ ных словах и действиях пусть учитель не рассчитывает на успех — ни в учебе, ни в по­ ведении школьников, если его основной нравственный орган _ сердце — не наполнено доброжелательностью. .Без нее работа учителя — обед, при- готовл 1 .;ный без соли, даже если < . н роскошный. Призываю себе на помощь великого педагога К. Д. Ушин­ ского. В серии «Библиотека дет 1 ского 1 сада» есть небольшой рассказ-сказка «Ветер и Солн­ це». Однажды Солнце и сер­ дитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них силь­ нее. Долго они спорили и, на­ конец, решили помериться си­ лами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой доро­ ге. — Посмотри, — сказал Ве­ тер, — как я налечу на него; мигом сорву с него плащ. Сказал, — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на не­ погоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, сви- рипел, осыпал бедного путни^ ка дождем и снегом; прокли­ ная Ветер, путешественник на­ дел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернзггь. ...Солнце, видя бессилие сво­ его соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обо­ грело, осушило землю, а вмес­ те с тем и бедного полуза- мерзшего путешественника; По­ чувствовав теплоту солнечных лучей, он ободрился, благосло­ вил Солнце, сам снял свой плащ и п()ивязал к седлу. — Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердито­ му Ветру, — лаской и добро­ той можно сделать гораздо более, чем гневом. У нас огромное количество семей, где дети живут среди сквозняков. И как им хочет­ ся хотя бы в школе найти теплоту и уют. Но с горечью приходится говорить о том, что, кроме безразличия, здесь можно встретить бесцеремон­ ность, грубость, а то и прос­ то оскорбление и унижение. И дети еще глубже и плотнее укутываются в свой плащ — замкнутость. Сейчас, когда чуть ли не в набат бьют о всеобщей озлоб­ ленности и ожесточенности, хочется подать и свой голос; — Люди! Будем же добрее. Каждый. А учитель — в пер­ вую очередь. Л. ТРУСКОВА, педагог. : ЧЕСТНОСТЬ У НАС ОДНА Если взять последние номера «Ленинского знамени», «Ленин­ ца» и центральных газет, то одна из ведущих тем в них — преступ­ ность, борьба с ней. Особенно тревожит в этом явлении участие детей. Вот об этом решил напи­ сать и я, педагог с большим ста­ жем. А сесть за письмо в «Лени­ нец» заставило последнее престу­ пление ученика 9-го класса нашей школы Павла К. . До этого он неоднократно изби­ вал одноклассников и других уче­ ников школы, пытался насиловать женщин и девочек. Естественно, побывал на комиссии по делам несовершеннолетних при Совет­ ском райисполкоме. Задали ему там вопрос; «Ты больше так не будешь делать, мальчик?». В том смысле, что не будешь больше бросаться на женщиц, оставшись с ними один на один в лифте! Мальчик ответил: «Не буду.» С тем его и отпустили. И вот очередное преступление Павла: чуть не отравил своего одноклассника сильнодействую­ щим лекарством, всыпав его в сок за обедом в школьной столовой. Врачи чудом спасли мальчика. Вот так «шутит» Павел уже не один год. Живет он с матерью, у отца — новая семья. Отец, кстати, педагог по профессии, жи­ вет не в Липецке. Когда его пригла­ сили в нашу школу и предложили помочь сыну, посов%говав взять его к себе, то он высказал такое опасение: «А у меня дочери...» Ну а если, предположим, Па­ вел все-таки кого-то изнасилует или кого-то убьет, ведь мог бы отравить? С кого спрос? Виноват, прежде всего, будет директор школы, виноваты завучи, клас­ сный руководитель. Подобное, дикое по своей не­ суразности положение сложилось потому, что по всей стра­ не из газеты в газету, из журна­ ла в журнал, из книги в книгу, практически ставшее официальной политикой, П}ггешестаует положе­ ние, согласно которому детские колонии, спецучилища и другие детские исправительные учрежде­ ния детей не только не исправля­ ют, а калечат. Поэтому лучше туда малолетних преступников не отправлять. Пусть их исправляет школа. - Читаю газету «Советская Рос­ сия» за 5 октября 1989 года, где помещена статья Ё. Котяева «42 преступления». Именно столько— 42 преступления—совершили несо­ вершеннолетние в Белгородской области, пока последнее, 42-е, — самое зверское по своей сути— не заставило людей написать воз­ звание и собрать под ним подпи- ■си с требованием смертной казни преступникам, хотя им и нет еще восемнадцати. Бывая в Советском РОВД, я тоже видел список этих «труд­ ных», у которых по 5—10 престу­ плений. Но их в колонии не огг- правляют — опять по той причи­ не: там их только калечат. Но почему, почему никто во всей стране не задался мыслью создать такие детские учреждения для малолетних преступников, где бы их исправляли, а не кале­ чили еще больше?! О том, что преступление должно быть нака­ зуемо, говорят сами те, кто его совершил. Семьдесят пять процен­ тов из них заявляют, что только безнаказанность за первые пре­ ступления заставила их идти на новые, более серьезные. И еще одно бальное место шко­ лы. Например, около восьми про- центо'в детей г. Москвы ~ оли­ гофрены. Это лишь официальна зарегистрированные идиоты, им­ бецилы и явно выраженные деби­ лы. Реальная численность олиго­ френов — одна пятая - шестая часть детей, (данные из журнала «Огонек», № 40 1989 г.), подобных данных по Липецку я нигде не читал и не слышал, думаю, поло­ жение у нас не лучше, чем в Мо­ скве. Но если мы возьмем даже самое низкое количество олиго­ френов — 6 процентов, то в Ли­ пецке их должно быть около трех тысяч. А сколько их обуча­ ется во вспомогательной школе № 13, имеющей чуть ли не самое маленькое, здание?! Основная часть олигофренов обучается в общеобразовательных школах, ес­ ли то, что делают они на уроках, можно назвать обучением. По нашим учебникам нормальным-то детям заниматься трудно, а для этих учеба является каторгой. Вот они-то и питают ту самую среду, на . которую надеются взрослые преступники. Русский философ и критик Пи­ сарев в свое время говорил, что бедность наша от глупости, а глупость от бедности. Но . ведь пора умнеть, чтобы страна стала богаче! Надо решать вопрос о психологической службе в шко­ лах, о четком .направлении в спецшколы тех детей, которые не могут обучаться , в общеобразова­ тельных школах, и, наконец, от­ крывать новые спецшколы. При­ чем, делать это надо везде, не ожидая зпказаний сверху. И еще одна мысль. Но для на­ чала—пример из жизни. Два маль­ чика, которым чуть больше пяти лет, беседуют между собой. Се­ режа говорит Мише: «Вам надо купить еще одну корову и по­ больше кур, они дорого стоят на базаре. Тогда вы будете жить так, как мы. Это мои мама и папа го­ ворили.» В ответ Миша удивлен­ но: «У вас и одной коровы нет, а вы лучше нас живете? Поче­ му?». «Вот чудак, — отвечает Се­ режа. — У меня отец работает на торговой базе, а мама — на комбикормовом заводе. А за ком­ бикорм ей страуса живого могут привезти.» Когда взрослый, случайно ус­ лышавший этот разговор, спро­ сил у Сережкиной мамы, может ли она, действительно, живого стра­ уса в доме завести, она обратила это в шутку. А отец Сережи из­ бил сына — за утечку информа­ ции об источниках б^Iагосостоя- ния семьи. Так о каком воспитании ком­ мунистического мировоззрения мо­ жет идти речь, если в самый пер­ вый класс дети приходят, познав уже вот такую науку? . Честность у нас всех одна, две честности быть не может. Необ­ ходимо помнить о том, что дети копируют нашу жизнь. И рвется у нас там, где ложь, где обман, где вместо дел идут слова. Пора, наконец, понять одно; ребенок становится человеком до 5-ти лет, а потом идет взросление. И если до этих пяти лет он видел ложь и подлость, никакой коллектив не сможет воспитать порядочного человека. Да и не коллектива это дело — воспитывать детей, а де­ ло это, прежде всего, родителей. Возможно, я в чем-то неправ, но думаю так. Ю. КАВ.ЕРИН, завуч СШ № 48 г. Липецк. ^ 4 ^ 4 ^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz