Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
25 ноября 1989 г. ЛЕНИНЕЦ МЫ УЧИМСЯ Пюхтицкий усиенгкий женгкин м( 1 ма 1 туд|»< под Кохтла-Я| 1 ве в .-Зсгопин сутествус! ио-ми его лет. Внимание х одиноким, ми.юге|ын>.- к страждущим — неизме 1 Еные нбынаи насель- иии монастыря. Ныне адесв несут 110 с.|ун 1 ание ПС монахинь нол вело.мом насгоя 1 ел:,>)и 1 :ы игу.меньи Варвары. Пос.'Ее у|рснне 1 о боюслу- жения они р!1Сходятся на различные ног. 1 \ н 1 а- Д|ЛЯ (работы), распределяющиеся в «ависимо- сти от способностей и физических гнчможно- С 1 СЙ каждой. Мастером по псренлсчу боже ственных КНИ 1 давно слыво! послушница Ни на. 1 те 11 рев.зой;!ен||ЫМ ху.южником. час 1 ером ретьбы по .'(срену, миниатюрной архитектуры считается монахиня Корнелия. В мастерской ттт- 11 П 1 НИ 1 :у свннтеннических облачений и к ико нонистюн, в просфорной и х.'тебттой, в пчелт.тти- ке и На Скотном дворе . везде населытишя трудятся с ра.чостмо и тавиднтям уметтием. В ч.оГ'одное время — келейная мо.титтта. чте- т.ие. ттение. М.теа.тьттьтй тторядок, в котором содержатся храк ы и территория монастыря, - - пример 'мтрянам. ттрибыватотним сюда в состатте мтто- н'Чкс.теттных зкскургни. I I \ СНИМ К1 : звонарь нослушттица Клена. <1>ото Н. \Д .Л М О В И Ч Л . И. КУРТОВ.Л ‘ 4|>отохрот1ика Т . \С С ) . ВСТРЕЧА С ИНТЕРЕСНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ Н АШ сегодняшний со беседник — литературо вед из Ворошиловграда О. Л. Бншарев. Недавно «Ли тературная газета» сообщила, что Олег Леонтьевич назначен ответственным секретарем ко миссии по лит^атурному на следству поэта Ивана" При блудного, который, как извест но, был близким другом Сер гея Есенина. О. Л. Бишаревым собрано-много интересных ма териалов о жизни великого русского поэта. Прижизненные сборники, подлинные фотогра фии, черновые заметки... — Олег Леонтьевич, пом нится, как в Литинституте имени А. М. Горького нам еще тогда, в застойные или, ска жем, «зажимистые» для лите раторов годы, на лекциях из лагал версию убийства Мая ковского "профессор Ю. В. То машевский. Теперь многое из им сказанного опубликовано. А как обстоит с исследования ми обстоятельств смерти Есе нина? _ В печати проскальзывали материалы на эту тему. Я то же пытался вникнуть в тайны гибели Сергея Александрови ча. У меня есть снимок, сде ланный в судмедэкспертизе, есть воспоминания некоторых участников прощального ужи на. Многое неясно. Начнем с того, что грушпа враждебно настроенных к Есенину моло дых ленинградских поэтов уст роила ему весьма нелюбезную встречу на вокзале. Подавлен ный, а ведь перед этим он на ходился в психолечебнице (по сле драки в поезде с ответст венным партработником), . Сер гей Александрович поселился в «Англетере». Кстати, лет пятнадцать назад я побывал в том самом роковом номере, где измерил и сфотографиро вал все параметры комнаты. Так вот предположение, что он был в сильном подпитии, несостоятельно. Пили исклю чительно пиво в ресторане гос тиницы, и затем он поднялся в номер. — Итак, никакого кутежа напоследок? — В том-то и дело! Бук вально через считанные дни ему причитался солидный го норар и, зная характер поэта, можно думать, что на , про щанье он вел бы себя далеко не ягненком, уготованным на заклание. Но это версия. Эрлиху была передана пред смертная записка в стихах; ТОГДВА«АНГЛЕТЕРЕ»... «До свидания, друг мой, до свидания. Не печалься и не хмурь бровей-..». Так вот, Эр лих, яКобы, только наутро про чел ее, узнав о смерти Есени на. Не верю! Весь вечер Эр лих ходил хвостом ч^а своим кумиром, ловя каждое— слово великого поэта, и только ночь спустя вспомнил про стихи, написанные кровью. Что-то не складывается здесь?! — Но это тоже лишь пред положение? — Есть и сомнительные факты. Ключа от номера так и не нашли. Зачем его было прятать самому Есенину?! Есть свидетельства очевидцев, что кто-то, якобы, выпрьп-нул из окна... — Опять якобы? — А рубец непонятного про исхождения, запечатленный на снимке в морге? А несоответ ствие длины петли росту не- высеккого покойного? Я же не случайно замерял окно и рас стояние до трубы. — Может быть, капремонт или реконструкция... ^ В том-то и дело, чтп в те годы все оставалось как было. Рок судьбы потом пре следовал многих членов его семьи. Августа Миклашев ская, которой были посвящены стихи «Пускай ты выпита дру гими, но мне осталось твоих волос стеклянный дым и глаз осенняя усталость», рассказы вала о страшной смерти жены Сергея Александровича —- Зи наиды Райх. Она была челове ком запальчивым и часто при свидетелях говорила мол, одного мужа (Есенина) убили, теперь другого. Имелся в .ви ду расстрелянный в 30-е годы Всеволод Мейерхольд. И вот" однажды сын Есейина Кон стантин, впоследствии извест ный спортивный журналист, гостил у Миклашевских, жи вущих по соседству в одном богемном доме. Наигравшись, мальчик ушел к себе и вскоре вернулся с трясущимися губа- ми. Взрослые застали ужас ную картину: Райх, привязан ная к креслу, была буквально истыкана ножом._ — Времена схоронили много тайн... — Нравы были жестокие. Горький, вернувшись из-за границы, написа^^ статью «От хулиганства до фашизма один СБЕРЕЧЬ ЖИВУЮ ДУШУ шаг», где в порядке «дружес кой критики» поругал поэта Павла Васильева и сына Есе нина, учинивших нескромный поступок у памятника Пуш кину. В тот же день взяли обоих. Когда же, не ожидав ший таких лоследствий, Алек сей Максимович стал засту паться за молодых людей, то ему сказали в наделенном ог ромными правами учреждении, что уже поздно, и Васильев сознался как враг народа. Ва сильева расстреляли, а сына Есенина пощадили... — Олег Леонтьевич, какие экспонаты наиболее ценны? — Котнечно же, страницы, написанные его рукой. Причем, это не всегда стихи. Вот изви нительная записка: «Уважае мый «моряк», прошу извинить за вчерашнюю выходку. Прос то — был пьян. Вас любящий С. Есенин». Это он выступал на одном юбилейном вечере, где совер шил оскорбительный поступок. Под утро Есенина привезли к Дзержинскому, который ска зал, примерно, следующее: «Сергей, — Ты великий поэт, тебе, возможно, памятник по- ст;авят, но ты живешь среди' людей и надЬ их уважать...» «Я готов извиниться», — ответил грустный и нездоровый Есенин. «Готов? Тогда вот ручка и бумага...» Умели воспитывать рыцари революции... Одна из таких расписок на ходится в коллекции Бишаре- ва; Он завершает разговор. — А самое любимое — это воспоминание одного из его- друзей, как под утро они воз- 'вращались из гостей. В. мос ковском переулке их встретила стая дворняжек. Есенин уп росил сторожа мясной лавки вынести обрезков и стал кор мить их... Собаки увязались за нами, и вот картина: Сергей Александрович в модном за граничном костюме, «в лайко вых перчатках», а" за"тгам сво ра благодарных дворняжек... «Счастлив тем, что целовал я женщин, мял цветы, валялся на траве... И зверье, как брать ев наших меньших, никогда не бил по голове...» 1 штерв 1 А. АДПОСТЕНКОВ. Россия! Как болит сердце о тебе сегодня. После стольких лет молча ния о твоих бедах опять так мало сказано даже с трибуны Съезда на родных депутатов. Как страшно, что вчерашние братья стремятся доказать, что тебя уже нет, обвинить народ твой во всех смертных грехах, на звать -русских свиньями и детьми насильников. Почему же наперекор всему ты предстаешь перед моим внутренним взором беспредельной и великой, видятся могучие богатыри на твоих заставах,—слышитея дшлокольный пе резвон твоих одухотворенных хра мов и дети твои со светлыми глаза ми и светлыми душами, с верой смот рящие вперед? Трудно, очень трудно в современ ном городе отыскать тебя такую- Глу боко прячем мы все человеческое под панцыри безразличия. ^ Да и пооб- мельчали они—наши ч^ства и души. Может быть, потому, что погоня за насущными благами не оставляет времени для духовной жизни. А, мо жет, потому, что сколько лет эту не материальную и самую хрупкую деталь человека рушили вместе с храмами, загаживали вместе с зем лей и травили с реками. А разве ос тановлен этот процесс сегодня? Но жизнь не так безрадостна. Ведь есть люди, которые противостоят ла вине «душегубства» — жива совесть народа. И есть места, где отдыхает душа, и родимая земля одарит каж дого богатырской силой для добрых свершений. Такие места, конечно, есть и в го роде. Какой-нибудь укромный уголок в парке, где сохранилась небольшая церквушка и тянутся к небу молодые березки. Необыкновенное очарование таится в строгих, простых линиях храма, и сердце ррется куда-то ввысь за его гордой главой... Но самой большой силой нравствен ного излечения обладает деревня. Там я отдыхаю от самых горестных мыс лей. - Деревня для меня—с детства зна комый и любимый край. Совсем ма ленькой девочкой, после бабушкиных сказок, я представляла его волшеб ным миром; в заросшем крапивой овраге-лудились «катухи-лопухи». Со злющей бабой-ягой, уносящей непо слушных детей, а каждый цветок ка зался другом, доверчиво протянувшим руки... Я росла, и окружающий мир по степенно расширялся для меня. Под нявшись на вершину холма, я могла долго смотреть вдаль. Открываю щийся простор наполнял душу не объяснимым чувством. Хотелось про сто встать на колени и как перед алтарем склониться перед этой не броской, но дивной красотой род ной земли, где в малом ее отрезке виделась мне вся Россия. Станови лись понятны все подвиги, совершен ные ради нее, и я чувствовала, что, если надо, то’ и моя жизнь как ма тери будет принадлежать ей... Меня всегда интересовали люди, живущие в деревне. Став студенткой, . я ближе познакомилась с ними. По заданию фольклорной, после первого курса, и диалектологической, после второго, практики я не просто слу шала разговоры бабушки с соседски ми старушками, но и включалась в них, и даже сама была «инициато ром»- Истинное значение фольклорной и диалектологической практики откры лось мне не сразу. Оно, конечно же, не в количестве и качестве собранно го материала, а в ойцении -с про!- шлым, в том, что через стариков- хранителей бесценного клада русских песен и слов понимаются истоки си лы духа народа, истоки особой ду шевности людей, живущих в дерев не.,; Они, деды и бабки, неказисты на первый взгляд; корявые, натруженные руки, сморщенные лица. Но как они молодеют, как хорошеют эти липа, осененные светом доброты, когда. пусть уже нестройными голосами, они поют «тягучую» или рассказывают о былом! Вначале они степенно вспоминают то, что мне нужно (песни, слова), но как-то незаметно сбиваются и начи нают говорить о том, как жили, как покос превращался в праздник и как на свадьбе подруги ,без вина плясали до отлетания подметок. А я, не возвращая их к действи тельности, слушаю, как трудно, го лодно, холодно жилось,—но была песня. Какой тяжелой была работа, зато какими веселыми — праздники и вкуснее любого деликатесн ломоть ржаного хлеба. Часто бывая в деревне, я знаю, что не все это ушло в воспомина ния, что, пусть редко, но кое-где по селу можно услышать «гармольные» наигрыши, что деревенские свадьбы с барыней и пением частушек весе- ^ лее городских. А в праздник Трои цы все село с охапками цветов и зе-‘ лени отправляется поклониться мо гилам предков, и этот религиозный праздник теперь стал праздником памяти. А совсем недавно день установ-^ ления креста на Гудовской церкви стал таким праздником, какого не помнят даже наши родители. Собра лись почти все жители окрестных сел, и даже старушки, достав из по тайных сундучков «исторические» (пятиорловые, тертые, французские...) платки, превозмогая свои немочи, тоже пришли посмотреть на оживле ние ими «отвоеванной» у разруши телей церкви. Все с просветленными лицами смотрели на это «чудо», а бабушки, крестясь, п)>иговаривали, что теперь и умереть можно спокой-, но. И слышались в этих словах (да же после стольких лет) тайная пе чаль о несбереженных церквушках, куда сносили они свои радости и бе ды, и облегчение оттого, что оста вят они'после себя внукам чуть мень ше зла на этой земле... Думая об этом, я постепенно пони маю, как мало мы берем от них. Вот они: доброта, человечность, сер дечность, которых нам так' не хвата ет. А здесь ими щедро одарят каж дого, бери полными пригоршнями и можешь отогреть свою замерзшую душу, а частичку тепла отдать дру гим. Я удивляюсь их стойкости и тер пению, с которыми они перенесли тяжкие испытания, выпавшие им на долю, и прозреваю, что тот, кто однажды в простых словах старин ной песни разгадает тропинку, веду щую в глубину веков, сроднится со скромной красотой природы, с про сторами России, почувствует что-то близкое в сказках и рассказах, ни когда не взвалит на свою душу тяж- 'кий грех беспамятства. Кто-то может обвинить меня в иде ализации деревни, мол, путь такой не нов. Писатели-романтики искали гармонию' в природе, вдали от ци вилизации. Я, конечно, вижу непросыхающие лужи мазута, знаю, что в овраге за сыпают тонны металлолома, что зи мой вместо песка дорогу иногда по сыпают удобрениями, и яд стекает прямо в речку и без того чуть жи вую. Да, и в деревне с Родиной многие обходятся как нерадивые дети, не думая ни о ее, ни о своем будущем. Но оглядев еще раз бескрайность земли нашей, заглянув в чистые гла за русоголовых ребятишек, слушая неторопливый бабушкин рассказ о былой жизни, я вновь обретаю веру. Уезжая, я верю в возрождение мо ей России. Уже не так безотрадно смотрят вслед своими пустыми окна ми-глазницами полуразрушенные хра мы (где-то вдали я вижу, что нача ли возводить обвалившийся купол). И тогда даже дым из заводских труб не может задушить моей веры в возрождение души народа. Н. ШАЛЬНЕВА, студентка филфака ЛГПИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz