Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

25 ноября 1989 г. ЛЕНИНЕЦ МЫ УЧИМСЯ Пюхтицкий усиенгкий женгкин м( 1 ма 1 туд|»< под Кохтла-Я| 1 ве в .-Зсгопин сутествус! ио-ми его лет. Внимание х одиноким, ми.юге|ын>.- к страждущим — неизме 1 Еные нбынаи насель- иии монастыря. Ныне адесв несут 110 с.|ун 1 ание ПС монахинь нол вело.мом насгоя 1 ел:,>)и 1 :ы игу.меньи Варвары. Пос.'Ее у|рснне 1 о боюслу- жения они р!1Сходятся на различные ног. 1 \ н 1 а- Д|ЛЯ (работы), распределяющиеся в «ависимо- сти от способностей и физических гнчможно- С 1 СЙ каждой. Мастером по псренлсчу боже­ ственных КНИ 1 давно слыво! послушница Ни­ на. 1 те 11 рев.зой;!ен||ЫМ ху.южником. час 1 ером ретьбы по .'(срену, миниатюрной архитектуры считается монахиня Корнелия. В мастерской ттт- 11 П 1 НИ 1 :у свннтеннических облачений и к ико нонистюн, в просфорной и х.'тебттой, в пчелт.тти- ке и На Скотном дворе . везде населытишя трудятся с ра.чостмо и тавиднтям уметтием. В ч.оГ'одное время — келейная мо.титтта. чте- т.ие. ттение. М.теа.тьттьтй тторядок, в котором содержатся храк ы и территория монастыря, - - пример 'мтрянам. ттрибыватотним сюда в состатте мтто- н'Чкс.теттных зкскургни. I I \ СНИМ К1 : звонарь нослушттица Клена. <1>ото Н. \Д .Л М О В И Ч Л . И. КУРТОВ.Л ‘ 4|>отохрот1ика Т . \С С ) . ВСТРЕЧА С ИНТЕРЕСНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ Н АШ сегодняшний со­ беседник — литературо­ вед из Ворошиловграда О. Л. Бншарев. Недавно «Ли­ тературная газета» сообщила, что Олег Леонтьевич назначен ответственным секретарем ко­ миссии по лит^атурному на­ следству поэта Ивана" При­ блудного, который, как извест­ но, был близким другом Сер­ гея Есенина. О. Л. Бишаревым собрано-много интересных ма­ териалов о жизни великого русского поэта. Прижизненные сборники, подлинные фотогра­ фии, черновые заметки... — Олег Леонтьевич, пом­ нится, как в Литинституте имени А. М. Горького нам еще тогда, в застойные или, ска­ жем, «зажимистые» для лите­ раторов годы, на лекциях из­ лагал версию убийства Мая­ ковского "профессор Ю. В. То­ машевский. Теперь многое из им сказанного опубликовано. А как обстоит с исследования­ ми обстоятельств смерти Есе­ нина? _ В печати проскальзывали материалы на эту тему. Я то­ же пытался вникнуть в тайны гибели Сергея Александрови­ ча. У меня есть снимок, сде­ ланный в судмедэкспертизе, есть воспоминания некоторых участников прощального ужи­ на. Многое неясно. Начнем с того, что грушпа враждебно настроенных к Есенину моло­ дых ленинградских поэтов уст­ роила ему весьма нелюбезную встречу на вокзале. Подавлен­ ный, а ведь перед этим он на­ ходился в психолечебнице (по­ сле драки в поезде с ответст­ венным партработником), . Сер­ гей Александрович поселился в «Англетере». Кстати, лет пятнадцать назад я побывал в том самом роковом номере, где измерил и сфотографиро­ вал все параметры комнаты. Так вот предположение, что он был в сильном подпитии, несостоятельно. Пили исклю­ чительно пиво в ресторане гос­ тиницы, и затем он поднялся в номер. — Итак, никакого кутежа напоследок? — В том-то и дело! Бук­ вально через считанные дни ему причитался солидный го­ норар и, зная характер поэта, можно думать, что на , про­ щанье он вел бы себя далеко не ягненком, уготованным на заклание. Но это версия. Эрлиху была передана пред­ смертная записка в стихах; ТОГДВА«АНГЛЕТЕРЕ»... «До свидания, друг мой, до свидания. Не печалься и не хмурь бровей-..». Так вот, Эр­ лих, яКобы, только наутро про­ чел ее, узнав о смерти Есени­ на. Не верю! Весь вечер Эр­ лих ходил хвостом ч^а своим кумиром, ловя каждое— слово великого поэта, и только ночь спустя вспомнил про стихи, написанные кровью. Что-то не складывается здесь?! — Но это тоже лишь пред­ положение? — Есть и сомнительные факты. Ключа от номера так и не нашли. Зачем его было прятать самому Есенину?! Есть свидетельства очевидцев, что кто-то, якобы, выпрьп-нул из окна... — Опять якобы? — А рубец непонятного про­ исхождения, запечатленный на снимке в морге? А несоответ­ ствие длины петли росту не- высеккого покойного? Я же не случайно замерял окно и рас­ стояние до трубы. — Может быть, капремонт или реконструкция... ^ В том-то и дело, чтп в те годы все оставалось как было. Рок судьбы потом пре­ следовал многих членов его семьи. Августа Миклашев­ ская, которой были посвящены стихи «Пускай ты выпита дру­ гими, но мне осталось твоих волос стеклянный дым и глаз осенняя усталость», рассказы­ вала о страшной смерти жены Сергея Александровича —- Зи­ наиды Райх. Она была челове­ ком запальчивым и часто при свидетелях говорила мол, одного мужа (Есенина) убили, теперь другого. Имелся в .ви­ ду расстрелянный в 30-е годы Всеволод Мейерхольд. И вот" однажды сын Есейина Кон­ стантин, впоследствии извест­ ный спортивный журналист, гостил у Миклашевских, жи­ вущих по соседству в одном богемном доме. Наигравшись, мальчик ушел к себе и вскоре вернулся с трясущимися губа- ми. Взрослые застали ужас­ ную картину: Райх, привязан­ ная к креслу, была буквально истыкана ножом._ — Времена схоронили много тайн... — Нравы были жестокие. Горький, вернувшись из-за границы, написа^^ статью «От хулиганства до фашизма один СБЕРЕЧЬ ЖИВУЮ ДУШУ шаг», где в порядке «дружес­ кой критики» поругал поэта Павла Васильева и сына Есе­ нина, учинивших нескромный поступок у памятника Пуш­ кину. В тот же день взяли обоих. Когда же, не ожидав­ ший таких лоследствий, Алек­ сей Максимович стал засту­ паться за молодых людей, то ему сказали в наделенном ог­ ромными правами учреждении, что уже поздно, и Васильев сознался как враг народа. Ва­ сильева расстреляли, а сына Есенина пощадили... — Олег Леонтьевич, какие экспонаты наиболее ценны? — Котнечно же, страницы, написанные его рукой. Причем, это не всегда стихи. Вот изви­ нительная записка: «Уважае­ мый «моряк», прошу извинить за вчерашнюю выходку. Прос­ то — был пьян. Вас любящий С. Есенин». Это он выступал на одном юбилейном вечере, где совер­ шил оскорбительный поступок. Под утро Есенина привезли к Дзержинскому, который ска­ зал, примерно, следующее: «Сергей, — Ты великий поэт, тебе, возможно, памятник по- ст;авят, но ты живешь среди' людей и надЬ их уважать...» «Я готов извиниться», — ответил грустный и нездоровый Есенин. «Готов? Тогда вот ручка и бумага...» Умели воспитывать рыцари революции... Одна из таких расписок на­ ходится в коллекции Бишаре- ва; Он завершает разговор. — А самое любимое — это воспоминание одного из его- друзей, как под утро они воз- 'вращались из гостей. В. мос­ ковском переулке их встретила стая дворняжек. Есенин уп­ росил сторожа мясной лавки вынести обрезков и стал кор­ мить их... Собаки увязались за нами, и вот картина: Сергей Александрович в модном за­ граничном костюме, «в лайко­ вых перчатках», а" за"тгам сво­ ра благодарных дворняжек... «Счастлив тем, что целовал я женщин, мял цветы, валялся на траве... И зверье, как брать­ ев наших меньших, никогда не бил по голове...» 1 штерв 1 А. АДПОСТЕНКОВ. Россия! Как болит сердце о тебе сегодня. После стольких лет молча­ ния о твоих бедах опять так мало сказано даже с трибуны Съезда на­ родных депутатов. Как страшно, что вчерашние братья стремятся доказать, что тебя уже нет, обвинить народ твой во всех смертных грехах, на­ звать -русских свиньями и детьми насильников. Почему же наперекор всему ты предстаешь перед моим внутренним взором беспредельной и великой, видятся могучие богатыри на твоих заставах,—слышитея дшлокольный пе­ резвон твоих одухотворенных хра­ мов и дети твои со светлыми глаза­ ми и светлыми душами, с верой смот­ рящие вперед? Трудно, очень трудно в современ­ ном городе отыскать тебя такую- Глу­ боко прячем мы все человеческое под панцыри безразличия. ^ Да и пооб- мельчали они—наши ч^ства и души. Может быть, потому, что погоня за насущными благами не оставляет времени для духовной жизни. А, мо­ жет, потому, что сколько лет эту не­ материальную и самую хрупкую деталь человека рушили вместе с храмами, загаживали вместе с зем­ лей и травили с реками. А разве ос­ тановлен этот процесс сегодня? Но жизнь не так безрадостна. Ведь есть люди, которые противостоят ла­ вине «душегубства» — жива совесть народа. И есть места, где отдыхает душа, и родимая земля одарит каж­ дого богатырской силой для добрых свершений. Такие места, конечно, есть и в го­ роде. Какой-нибудь укромный уголок в парке, где сохранилась небольшая церквушка и тянутся к небу молодые березки. Необыкновенное очарование таится в строгих, простых линиях храма, и сердце ррется куда-то ввысь за его гордой главой... Но самой большой силой нравствен­ ного излечения обладает деревня. Там я отдыхаю от самых горестных мыс­ лей. - Деревня для меня—с детства зна­ комый и любимый край. Совсем ма­ ленькой девочкой, после бабушкиных сказок, я представляла его волшеб­ ным миром; в заросшем крапивой овраге-лудились «катухи-лопухи». Со злющей бабой-ягой, уносящей непо­ слушных детей, а каждый цветок ка­ зался другом, доверчиво протянувшим руки... Я росла, и окружающий мир по­ степенно расширялся для меня. Под­ нявшись на вершину холма, я могла долго смотреть вдаль. Открываю­ щийся простор наполнял душу не­ объяснимым чувством. Хотелось про­ сто встать на колени и как перед алтарем склониться перед этой не­ броской, но дивной красотой род­ ной земли, где в малом ее отрезке виделась мне вся Россия. Станови­ лись понятны все подвиги, совершен­ ные ради нее, и я чувствовала, что, если надо, то’ и моя жизнь как ма­ тери будет принадлежать ей... Меня всегда интересовали люди, живущие в деревне. Став студенткой, . я ближе познакомилась с ними. По заданию фольклорной, после первого курса, и диалектологической, после второго, практики я не просто слу­ шала разговоры бабушки с соседски­ ми старушками, но и включалась в них, и даже сама была «инициато­ ром»- Истинное значение фольклорной и диалектологической практики откры­ лось мне не сразу. Оно, конечно же, не в количестве и качестве собранно­ го материала, а в ойцении -с про!- шлым, в том, что через стариков- хранителей бесценного клада русских песен и слов понимаются истоки си­ лы духа народа, истоки особой ду­ шевности людей, живущих в дерев­ не.,; Они, деды и бабки, неказисты на первый взгляд; корявые, натруженные руки, сморщенные лица. Но как они молодеют, как хорошеют эти липа, осененные светом доброты, когда. пусть уже нестройными голосами, они поют «тягучую» или рассказывают о былом! Вначале они степенно вспоминают то, что мне нужно (песни, слова), но как-то незаметно сбиваются и начи­ нают говорить о том, как жили, как покос превращался в праздник и как на свадьбе подруги ,без вина плясали до отлетания подметок. А я, не возвращая их к действи­ тельности, слушаю, как трудно, го­ лодно, холодно жилось,—но была песня. Какой тяжелой была работа, зато какими веселыми — праздники и вкуснее любого деликатесн ломоть ржаного хлеба. Часто бывая в деревне, я знаю, что не все это ушло в воспомина­ ния, что, пусть редко, но кое-где по селу можно услышать «гармольные» наигрыши, что деревенские свадьбы с барыней и пением частушек весе- ^ лее городских. А в праздник Трои­ цы все село с охапками цветов и зе-‘ лени отправляется поклониться мо­ гилам предков, и этот религиозный праздник теперь стал праздником памяти. А совсем недавно день установ-^ ления креста на Гудовской церкви стал таким праздником, какого не помнят даже наши родители. Собра­ лись почти все жители окрестных сел, и даже старушки, достав из по­ тайных сундучков «исторические» (пятиорловые, тертые, французские...) платки, превозмогая свои немочи, тоже пришли посмотреть на оживле­ ние ими «отвоеванной» у разруши­ телей церкви. Все с просветленными лицами смотрели на это «чудо», а бабушки, крестясь, п)>иговаривали, что теперь и умереть можно спокой-, но. И слышались в этих словах (да­ же после стольких лет) тайная пе­ чаль о несбереженных церквушках, куда сносили они свои радости и бе­ ды, и облегчение оттого, что оста­ вят они'после себя внукам чуть мень­ ше зла на этой земле... Думая об этом, я постепенно пони­ маю, как мало мы берем от них. Вот они: доброта, человечность, сер­ дечность, которых нам так' не хвата­ ет. А здесь ими щедро одарят каж­ дого, бери полными пригоршнями и можешь отогреть свою замерзшую душу, а частичку тепла отдать дру­ гим. Я удивляюсь их стойкости и тер­ пению, с которыми они перенесли тяжкие испытания, выпавшие им на долю, и прозреваю, что тот, кто однажды в простых словах старин­ ной песни разгадает тропинку, веду­ щую в глубину веков, сроднится со скромной красотой природы, с про­ сторами России, почувствует что-то близкое в сказках и рассказах, ни­ когда не взвалит на свою душу тяж- 'кий грех беспамятства. Кто-то может обвинить меня в иде­ ализации деревни, мол, путь такой не нов. Писатели-романтики искали гармонию' в природе, вдали от ци­ вилизации. Я, конечно, вижу непросыхающие лужи мазута, знаю, что в овраге за­ сыпают тонны металлолома, что зи­ мой вместо песка дорогу иногда по­ сыпают удобрениями, и яд стекает прямо в речку и без того чуть жи­ вую. Да, и в деревне с Родиной многие обходятся как нерадивые дети, не думая ни о ее, ни о своем будущем. Но оглядев еще раз бескрайность земли нашей, заглянув в чистые гла­ за русоголовых ребятишек, слушая неторопливый бабушкин рассказ о былой жизни, я вновь обретаю веру. Уезжая, я верю в возрождение мо­ ей России. Уже не так безотрадно смотрят вслед своими пустыми окна­ ми-глазницами полуразрушенные хра­ мы (где-то вдали я вижу, что нача­ ли возводить обвалившийся купол). И тогда даже дым из заводских труб не может задушить моей веры в возрождение души народа. Н. ШАЛЬНЕВА, студентка филфака ЛГПИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz