Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
18 ноября 1989 г. ЛЕНИНЕЦ # 13 В ОЧЕРЕДИ... ЗА ДУХОВНОЙ ПИЩЕЙ в одном ид ежемесячшгкон мне доводилось прочесть, что по уровню интеллектуально сти молоденш наша ст^)ана находится на 42 месте. Крайне огорченный этим во пиющим фактом и озабочен ный духовным потенциалом нашей молодежи, я решил провести небольшой рейд по липецким библиотекам с це лью выявления подлинной ситуации. Начал я с самой крупной — Липецкой областной уни версальной цазшной библио теки, временный билет кото рой у меня имелся. Но я ре шил утаить этот факт и по тому сказаш на входе, что данный билет утерян. Дуб ликат был, конечно, выпи сан, но мне намекнули, что такое снисхождение оказы вается мне в последний раз, и вообще, библиотека прояв ляет милосердие к школьни кам, разрешая посещение читального зала. Заведующая отделом або немента, которую я попросил прокомментировать это вы- сказьшанйе, сказала, дто вы звано это неспосойюстью школьников оплатить стои мость у’терянной ценной кни ги в десятикратнш! размере, а уж тем более — особо цен ной книги, компенсацию за которую библиотека может назначить в размере букини стической цень 1 . Оптималь ный вариант — посещение библиотеки с родителями. Книги, пользующиеся наи большей популярностью у молодежи, — это, разумеет ся, приключения и фантасти ка. Но всегда ли читатель может получкгь 'книгу лю бимой тематики? На эту те му у меня состоялся инте-. ресный разговор с замести телем директора областной профсоюзной библиотеки М. И. Рязанцевой. Вот не которые факты, приведенные ею в нашем разговоре. Книж ные фонды не в состоянии обеспечить каждого любите ля, допустим, фантастическо го жанра — фантастика в цене. Немного цифр. Самый большой тираж подобных из даний — 500 тыс. экземпля ров, массовый тираж — 200 тысяч. А ведь в стране — 360 тысяч библиотек! При этом надо учитътать, что в библиотеки попадает лишь 10—30 процентов издавае мого, а остальное распрост раняется в розницу. Таким образом, спрос удовлетворя ется' лишь на 40—60 про центов. А что делать тем, кто не входит в эти «приви легированные» проценты? Охота к чтению у этих лю дей отбивается уже у само го порога библиотеки, вмес то того, чтобы всячески по ощряться. Читающий чело век — .д 5 "мающий человек, а как нужны сегодня такие люди! Забыт ленинский принцип первоочередности комплек- товаття общественных чита лен, ведь в библиотеках об щественных содержится все го лишь 6 миллиардов книг, в то время как в личных —- 40 миллиардов. Современные библиотеки могуч удовлетворить . лишь спрос на русскую классику, да и то потому, что он не очень велик — ею интересу ются лишь в объеме школь ной и институтской програм мы. Сейчас наблюдается подъем интереса к поэзии, вызванный публикациями о вновь открытых поэтах. Но ес.ли популярность поэтов, практически раньше неиз вестных, растет, то популяр ность широко известных ра нее падает — практически не спрашивают ни Тихонова, ни Грибачева... Также го раздо меньше стата читать военную прозу. Но это с лих вой компенсируется оче редью на советские бестсел- лерЬ 1 — «Дети Арбата» Ры бакова. «Черные камни» Жи гулина, книги, характеризу ющиеся антисталинской на правленностью, сконцентри рованным сюжетом, динамич ностью. Чтобы по.лучить в ■ библиотеке «Детей Арбата», нужно простоять на очереди 2—2,5 года, ведь библиоте ка, имеющая 4,5 тысячи чи тателей, уномпяектована .тишь тремя экземплярами этой книги! Огромную популярность имеет периодика, и это не мудрено — в литературно- художественных и общест венно-политических изданиях публикуются такие, напри мер. произведения, как «Ока- - янные дни» Бунина, «Несвое временные мысли» Горького, «Письма Луначарскому» Ко роленко. Эти произведения определяют нравственнзто позицию интеллигента. Но всем этим интересуют ся люди лишь определенной категории. Не Секрет, что у подав-тяющего большинства липецкой молодежи навыки чтения не привиты вообще. И в этом не то-лько ее вина. Известно, что в нашей «са мой читающей стране» рас ход бумаги в год на челове ка составляет 29 килограм мов, в то время как в США —зоб! К тому же, до не давнего времени эти 29 ки лограммов бьши попростз^ макулат 5 'ррй, которую сдают всё без исйлючения школь ники, начиная с самого млад- шегб' возраста (у меня до сих пор хранится меда.тшка «Мил лион — Родине», выданная согласно тогдашней традиции награждения, за достижения в сборе этого , ценного сы рья). В книжных магазинах хо рошие книги можно увидеть лишь в книгообмене, а на прилавках лежат брошюры типа - «Применение жидкого навоза в сельском хозяйст ве». Так что же хотят тогда от молодежи? Она и будет ходить «стенка на стенку», пока ее будут кормить «Ма- .лой землей», а на нашей большой земле «Ров» и «Нерв» будут выглядывать из сумок спекулянтов. Б стране будет постоянное на пряжение, пока существует разность потенциалов — ин теллектуального потенциа ла читателя и материально го потенциала книжного при- .тавка. Ксинечно, нельзя подходить к этой п^юблеме с одной сто роны. Как мне рассказывали в об.тастной научной библи отеке, пятик.чассница может спрашивать монографию об Александре Македонском, а закончивший институт с ра достью возвращать читатель ский билет; «Отм^шился, на конец!» Однако надо отметить, чи таемость не падает — падает количество читателей. В сре де рабочей молодежи, на пример, активных читателей стало меньше, не среди тех, кто читает поинастоящему, интерес к чтению очень вы сок. Что интересно, высок интерес и к общественно-по литической литературе, в том числе и к первоисточникам — произведениям .Маркса, Ленина, Даже принимая во внима ние неприятные факты, нель зя говорить, . что интеллект нации падает. Его срхране- ние обусловлено традициями чтения, передаваемыми по наследству. Но, несомненно, причины для беспокойства существуют, Г. ЗЕНЬКОВИЧ. Размышления после сеанса Хранитель памяти народной ПЕЙЗАЖ С АНГЕЛОМ Чего только в этом фильме нет! Нет конъюнктуры, нет «эротики», нет рокеров, мафиози и бюрокра тов. Впрочем, «День ангела» — случай особый и в ином смысле. Сделан фильм был практически де-; вять лет назад. Ни ,за что мы бы не, увидели кар- тицу, да с'л 5 шилась перестройка. Ки ностудия «Ленфильм» помогла под- - готовить «День ангела» к прокату, и год выпуска—1988. Фильм — можно сказать, шедевр культуры тех кинолюбителей, которые, по словам Сельянова, «своего рода хиппи кинематогра[фа». Жил-был отец. И было у него три сына и три дочери. Одна дочь — работница, другая—набожная, а третья—блудница. Старший сын украл 'домашние деньги и укатил, известным вором стал. Средний деньги рисовать назгчился — тут- то и пршпла за ним милиция. А начальник ее влез на дерево, в густую его крону: «И до отца до берусь». Так и сидит долгие годы, только окурксш под деревом боль ше и больше,.. А отец водочку по пивает и с двустволочкой забавля ется—но врагу революции нарисо ванному стреляет. И дом подстраи вает, ремонтирует — таких закут ков наделал, что и сам иногда за блудится-.. А младпшй сын—«ду рак», Поавда, звать его не Ива ном, а Мафусаилом. Он — главный герой фильма. И такие странные вещи происходят, что... Если пове зет. сами когда-нибудь увидите. Подобными фильмами мы не из балованы, аналогов в советской ки норежиссуре нет. Самое близкое (с большой натяжкой) — метод Ю. Мамина («Праздник Нептуна», «Фонтан»). Чтобы поточнее вьгоа- зить мысль об особенности «Дня ангела», можно упомянуть Фелли ни, Б^тшэля — как нечто отдален но похожее. Мир фильма созвучен произведениям Фолкнеоа, МаЛуса- ил — прямая перекличка с Бенд жи из романа «Шум и ятюсть» Гарсиа Маркеса, «абс^тэдистов». Но это уже—специфически ' русский вариант, «национальное по форме и содеожанию». И исходя из на шего бытия, достигает обшечелове- ческой значимости... Раз уж речь идет о фильме «День ангела», про цитируем высказывание (из статьи о кино) протоиерея Александра Ме ня; «Долгожитие дается лишь тем творениям, которые задевают в че- .ловеке нечто не зависящее от стра ны и эпохи». Фильмом освещены и «острые», над ноторьши сейчас бьется газет но-журнальная публицистика, те мы. Но ненавязчиво: так что вос принимаешь это как собственное открытие, а не ^жазание «всевед 5 ''- Щ6Г081 режиссера. Смотря «День ангела», думаешь и о тоталитариз ме, расцветшем в нашем веке, и о «теневой» экономике нашего не давнего прошлого, и об экологиче ских проблемах—о нарушенном рав новесии отношений человека и при роды. А ведь фильму, по сути де ла, уже девять лет... Происходит живая работа мысли, при Ьтом ни на секунщ' не задремать: гротеск, абсурд, изобилие комических ситуа ций (за все» этим—реальная жизнь, рассматриваемая как бы нерез увеличительное стекло) при лагаются. ...Под видом дачников, не узнан ные отцом, в доме поселяются стар шие братья Мафусаила. И устраи вают... монетный двор. Один из них, к тому же—гипнотизер, дру гой—философ. На день ангела Ма фусаила. они закатывают пир. Со бирается много интересных гостей (кстати, одного из них сьпгвал из вестный поэт А. Парщиков), -и ве дутся очень умные речи, затраги вающие чуть ли не все, что каса ется ИСТОРИИ и опыта человеческо го. Но над столом возвышается фальшивомонетчик... И звучит про поведь одного из гостей, что-то вро де; «Не 5 'бий. Ведь, может быть, состояние души любого человека— условие мировой гармонии...». А Муфасаил, в стороне ото всех, мо неткою с собственным профилем пускает зайчики—и очень рад, это - - его праздник. Много ли челове- кл' надо? Проблема... Жаль, что на демонстрации фи.ль- ма было очень мало зрителей, — а в нашем случае, кажётся, умест но вспомнить; некогда фильмы и Тарковского, и Абуладзе (до «По каяния»), и Ооклэова показыва лись при почти пустых за.лах- И скоро ли теперь увидишь .в кино театре эти щедевры советского — и мирового кино? С. ЗУБАРЕВ. ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Сорок пять лет жизни Семе на Степановича Гейченко связаны с Пушкнногорьем. Все- эти годы он был бее- смевным -директором Госу дарственного музея-заповед ника А С. Пушкина. В ны нешнем году, выйдя офици ально на пенсию, он стал главным хранителем и кон сультантом музея. Да и труд но представить это место па ломничества без фигуры вы сокого седовласого человека, которого люди, часто посеща ющие Михайловское, узнают в лицо. Он ОХОТ 1 ГО отвечает на вопросы, связанные с жиз нью поэта, и делится трево гами за сохранение святых для каждого русского чело века мест. Семен Степанович подходит к своему девяно столетию, но заряду духов ности й силы этого человека может позавидовать любой двадцатилетнвй. За плечалга главного хра нителя нелегкая жизнь. Ро дился в Петергофе, закончил гимназию, потом Ленинград ский университет н связал свою жизнь с русской исто рией,. работая сначала в уп равлении петергофских му зеев, затем в Русском му зее, музее Пушкинского до ма Академии наук, военно артиллерийском и военно-ис торическом музеях, в музее истории Ленинграда, был хранителем дворцов в Цар ском селе. В годы войны по доносу оказался Б лагере, затем по пал на фронт, был тяжело ранен. Товарищи по Акаде мии наук помогли ему изле читься от телесных и мо ральных ран, предложили работу. Так он в 1944 году стал директором Пушкино- горья. Во многом мы обяза ны Семену Степановичу воз рождением этих мест. НА СНИМКАХ: Семен Сте панович Гейченко; шуточная гравюра ленинградского ху дожника Р. Яхнина, укра шающая жилище С. С. Гей ченко. ■ Фото Ю. БЕЛИНСКОГО. (Фотохроника ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz