Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
18 ноября 1989 г. ЛЕНИНЕЦ Мы, участники Липецкой област ной студенческой конференции, при ветствуем проведение Всесоюзного студенческого форума. Считаем, что эта встреча позволит на уровне стра ны обсудить наиболее актуальные вопросы студенчества: участие студен тов в управлении учебными заведения ми, совершенствование учебного про цесса и качества подготовки специали стов, выработать позицию студен чества в таких вопросах, как сель хозработы,, развитие связей с между народными студенческими организа циями и другие вопросы, волнующие студентов. Что касается студенческого совета и студенчм;кого союза, то мы не ви дим необходимости в их создаиии, так как отсутствует само студенческое движение в масштабах страны. Нам ' нужен союз убежденных, а не союз охваченных. На наш взгляд, правиль ным было проводить региональные студенческие форумы по мере необ ходимости для .обмена мнениями в среде студенчества. Мьц в основном, поддерживаем точку зрения участников Сургутской встречи. Реальная практическая жизнь показывает, что кризис в ВЛКСМ не преодолен. Это вызвано тем, что нас очень долго отучали ду мать и оом]Неваться. Считаем, цго главная задача комсомола — поли тическое воспитание молодежи. Нуж но учиться самостоятельно мыслить, имет:ц собственный взгляд .на различ ные'стороны нашей жизни и не бо яться высказывать и отстаивать свое РЕЗОЛЮЦИЯ конференции 20—22 октября 1989*года. мнение. Для этого необходимо ак тивнее развивать новые формы по литической работы', использовать по- литклубы, дискуссионные центры. Мы считаем, что в настоящий мо мент перестройка высшей школы, без условно, началась. Однако процесс этот протекает сложно и крайне не равномерно. Радикального перелома пока не произошло 1 нигде. Главным направлением развития высшего об разования в стране мы считаем, его -демодфатизаьцаОт- т. е. возвышение самостоятельности студентов в полу чении образованиц, формирование культа учебьь Участие студентов в управлении ^ебными за!ведвниями должно строиться по принципу само управления. Основной формой само управления должна быть работа сту дентов в советах учебных заведений. Исходя из этих тенденций, мы счи таем необходимым как можно скэрёе провеега в ждань следующие предло жения: — ввести свободное посещение всЦх занятий; — осущестолять конкурсную осно ву выборов преподавателей; ^едение вотума доверия; — осуществлять подготовку спе циалистов на договорной основе; ввести курс «основы законода тельства»; преподавание общественных наук вести в форме факультативов, политических боев, дискуссионных центров; — отменить постановление о даче возможности повторного года обуче- ’ ния в вузе; • , — решить вопрос о создании ба зовых школ для каждого учебного заведения; — ввести лекционно-семинарюкий метод обучения в среднеюпециальных учебных заведениях; — решить вопрос об отчислении студентов средне-специальных учеб ных заведений в том случае, если в течение года 50 процентов оценок по специальности составляет «удовле творительно»; — решить вопрос о разделении курса начальной военной -подготовки для юношей и девушек; — решить вопрос с отсрочкой от службы в Советской Армии до конца учебного года для студентов ссузов; — ввести курс экологического об разования в учебных заведениях, по требовать полной экологической гла сности, использовать возможности студентов с целью охраны природы,, использовать выборы, в местные Со веты для организации молодежной газеты по экологичесшш вопросам. Студенчество не раз доказьшало, что понимает проблемы, стоящие перед страной. Однако, «пожарная помощь» силами студентов народному хозяй ству (принудительные студенческие’ отряды, уборка урожая) при всей ее временной неизбежности и несмотря на конкретный положительный ре зультат в виде выполненных работ, в значительной мере ослабляет дей ствие экономических стимулов на хо зяйственников, зачастую развращает их и является составной частью меха низма торможения экономической ре формы, оказывает отрицательный во спитательный эффект на молодых лю дей, в принудительном п<ц>ядке отор ванных от ошовных занятий. Исходя из этого, считаем; — привлечение студентов на рабо ты, не связанные с их основной спе циальностью, должно быть организо вано только на добровольной основе: — работы должны осуществлять ся строго на договорной основе при обязательном выполнении условий ■ договора заказчиком; — предприятие-заказчик должно брать на себя все расходы зшебного заведения, связанные с привлечени ем студентов и организацией работ. ЧТО ПОКАЖЕТ ФОРУМ? Как уже сообщалось в «Ленинце», недавно на базе отдыха <!Голубая даль» проходила областная студенчес кая конференция — своеобразный мини-форум в рамках подготовки к Всесоюзному. Представители учащейся мо- лодезяи всех высших и средне-специальных учебных заведе ний .Липецкой области собрались для того, чтобы опре делиться во взглядах на обострившиеся проблемы стуг денчества, попытаться общими силами найти варианты их решения и через делегатов Всесоюзного форума позна комить со своей точкой зрения представителей дру гих регионов страны. День работы дискуссион ных центров, взявших «в фо кус» четыре основных напра- ления жизни студенчества; общественно - политическая жизнь, учебный процесс студенческие профсоюзы, тру довая деятельность и эколо гия, выдался действительно дискуссионным и наиболее конструктивным. К сожале нию, я, хоть и пькался, не сумел быть един во многих лицах — четыре центра од новременно оказались не по З 5 'бам. ,Но остановив свой выбор на обсуждении трудо вой деятельности студентов и проблемах экологии, не пожале.ч: рассказывали, спо рили. обсуждали студен ты, представители обкома ВЛКСМ, областного штаба студотрядов, «Ленинца». очень активно—еле-еле уло жились в строгий временной регламент. Да и как же ина че, если что ни тгаиа—спло шной клубок проблем. «Колхоз», или отвлечение учащихся на сельскохозяйст венные работы. Это, кажет ся, вечная «болячка»; жало бы на хозяйственников пря мо градом посыпались. Зна ют они, что независимо от того, готовы или нет к при ему «рабсилы», она будет— по решению «сверху». И не давнее постановление Совми на, не разрешающее отвле кать студентов на «сады — огороды», тоже имеет лазей ку-поправку; кроме экстрен ных случаев, а они, эти . с.лучаи, таковыми яв.тяются всегда. Вез помощи студен тов урожай не убрать Ну и как же тогда доби ваться свободы? Или, хотя бы, отношения к себе как к людям? Обсуждались многие варианты. Как известно, се годня колхозы и совхозы заключают до>говоры, как пра вило, только с администра цией .учебного заведения, не интересуясь мнением студен тов и даже не знакомя их с принятыми условиями. А ведь, как известно, у нас провозгласили соуправление г вузах и ссузах, то есть сту денты имеют право на свою «долю» в решении собствен ной судьбы. Значит, есть пра во и на всеобщее обсуждение условий договора, требова ние внести И.ЛИ исключить тот или иной пункт, право самим быть договаривающей ся стороной. Да и отстаи вать интересы студентов в возможных трудовых кон фликтах есть- кому — прямо сам. бог_„ведел....студенческим профкомам, штабам трудо вых дел при комитетах ком сомола. Но все-таки, несмотря на логичность и действенность этого варианта, больше сто ронников оказалось у дру гого, где предусматривается работа на строго доброволь ных началах и без какого- .тшбо вмешательства -идминк- страций всех сортов. Взаи- ■мовыгодные договоры заклю чаются .между группами сту дентов и хозяйствами через посредника — областной штаб СО, который является и компетентным, и влия тельным гаранто.м выполне ния условий соглашения. Ду маю, что у избалованных хо зяйственников это предложе ние восторгов не вызовет, ответственности потребуется куда больше, чем при «гур товом» способе, но, на взгляд всех участ 1 Вовавц 1 йх в беседе., иного выхода из «яблоч ного кризиса» нет. Студенчество — народ бед- новатый, и поиски средств на нормальную жизнь, даже при повьипевной стипендии, вол нуют многих, как волновали и нашу аудиторию. Спс»ру нет, и работа в студенческих отрядах, и создание в рам ках ОШСО трудовых объеди нений молодежи — неплохое подспорье, но всего этого явно недостаточно. И пред ложение студентки ЕГПИ Ма- цины Сел 1 ивановой о созда нии на базе хотя бы горко мов ВЛКСМ молодежных бю ро по трудоустройству, где появятся шансы найти рабо ту и с. учетом времени. и наиболее близкую профилю получаемой профессии, было встречено ребятами с полным одобрением. Ведь и по силам это комсомолу, и авторитета ему прибавит, и в кармане, глядишь, не так пусто будет. Ну а при обсуждении воз можности борьбы студентов за оздоровление окружающей среды в нашей, до этого до вольно единодачпной, группе произошел «раскол». Самое интересное, он как бы в ми ниатюре повторил общесоюз ное экологическое противо стояние. Де.чо в том, что студенты — представители ЛипПИ и мапшностроитель- ного техник^тда — отде- лишись от нашей «пар тии зеленых», убеж- ден-ньк совершенно искрен не и пытавшиеся убедить нас в том, что' студенты не дол жны углубляться в пробле мы ЭКО.ЛОГИИ. Аргументы сле дующие; . каждый должен & т ь специалистом в своей области, не отв.текаясь на изучение «побочных» курсов. в том числе и экологических, а решить бороться за. ре шение природоохранных про блем студенты не мог.ут — нет ни власти, ни компетент ности. По счастью, так счи тали только они; и контрар гументы появиться не заме длили. Говорили мы и о том., как «специалисты в своей области», в том чцсле к мо лодые, на тши же - НЛМК ночью неоднократно выклю чали магнитные фильтры ра ди экономии электроэнергии, но отнюдь не нашего об щего Здоровья. И о том, что именно благодаря «побочно му» экологическому курсу, основанному на цолне(^ей информации о состоянии при роды, студенчество станет компетентным. А что касает ся власти — многомиллион ная армия студентов явля ется частью народа, власть которого с каждым днем ук репляется. И все законные средства — от выборов в народные депутаты до орга низации крупных природоох ранных акций—в Их руках. Так что, нас,, не желаюш|их быть заложниками индустри альной экспансии, гораздо больше, шанСы выжить — есть! И после, когда представи тели от дискуссионных цент ров, собравшись вместе, зна комили друг друга с проек тами предложений, опоры продолжались. И о месте комсомола в вузовской жиз ни, и о самоуправлении, и об издержках ^ системе учеб ного планирования, и - о... Ёпрочем, дискуссионный центр по вопросам студенче ских профсоюзов, в отличие от трех остальных, как-то не набрал дискуссионного ду ха. И результат его работы— практически нулевой. Тоже, кстати, что-то вроде иллюст рации к положению проф союзных дел в учебных за ведениях. Трудно не согласиться и с мнением большинства липец ких студентов о нецелесоо^ разности создания прямо сей час в масштабах страны сою за студентов. Если хотя бы в рамках нашей области, или -даже одного Липецка, нет сплоченности в студенческой среде, как может быть соз дан единый действенный со юз сразу в масштабах всего •Советского Союза,, с его на циональным многообразием, разницей в традициях самого студенчества, наконец? Но это не значит, что еди ной студенческой организации не будет совсем и никогда. Процесс консолидации начал ся. Уже созданы ассоциация студентов — медиков СССР, Всесоюзный совет студентов горных, теологических, неф тяных и металлургических вузов и факультетов, практи чески образована ассоциация студентов - юристов. В про цессе подготовки находятся и объединения студентов стро ительных, радиотехнических, экономических специальнос тей, педагогических учебных заведений. В планах студен тов — финансовая самостоя тельность, прямые контакты с национальными и регио нальными, международными организациями. То есть, соз даются те самые «кирпичи ки», из которых можно пост роить общестуденческий дом, где крышей станет совет студентов. Пока же крыша может повиснуть в воздухе, и потом, соответственно... ' Впрочем, решать эти ' многие другае вопросы бу дет Всесоюзный форум сту дентов, в составе которого и делегаты нашей области — третьекурсники из ЛипПИ Вадим Белопольский, из ЛГПИ—Михаил Жигалов, их сверстница из Елецкого пед института Светлана Долгова и учащиеся Липецкого ме дицинского училища Анд^й Попов и машиностроительного техникума — Сергей Стуров. Надеемся на мудрые реше ния, А, ШАЛЬНЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz