Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

18 ноября 1989 г. ЛЕНИНЕЦ Мы, участники Липецкой област­ ной студенческой конференции, при­ ветствуем проведение Всесоюзного студенческого форума. Считаем, что эта встреча позволит на уровне стра­ ны обсудить наиболее актуальные вопросы студенчества: участие студен­ тов в управлении учебными заведения­ ми, совершенствование учебного про­ цесса и качества подготовки специали­ стов, выработать позицию студен­ чества в таких вопросах, как сель­ хозработы,, развитие связей с между­ народными студенческими организа­ циями и другие вопросы, волнующие студентов. Что касается студенческого совета и студенчм;кого союза, то мы не ви­ дим необходимости в их создаиии, так как отсутствует само студенческое движение в масштабах страны. Нам ' нужен союз убежденных, а не союз охваченных. На наш взгляд, правиль­ ным было проводить региональные студенческие форумы по мере необ­ ходимости для .обмена мнениями в среде студенчества. Мьц в основном, поддерживаем точку зрения участников Сургутской встречи. Реальная практическая жизнь показывает, что кризис в ВЛКСМ не преодолен. Это вызвано тем, что нас очень долго отучали ду­ мать и оом]Неваться. Считаем, цго главная задача комсомола — поли­ тическое воспитание молодежи. Нуж­ но учиться самостоятельно мыслить, имет:ц собственный взгляд .на различ­ ные'стороны нашей жизни и не бо­ яться высказывать и отстаивать свое РЕЗОЛЮЦИЯ конференции 20—22 октября 1989*года. мнение. Для этого необходимо ак­ тивнее развивать новые формы по литической работы', использовать по- литклубы, дискуссионные центры. Мы считаем, что в настоящий мо­ мент перестройка высшей школы, без­ условно, началась. Однако процесс этот протекает сложно и крайне не­ равномерно. Радикального перелома пока не произошло 1 нигде. Главным направлением развития высшего об­ разования в стране мы считаем, его -демодфатизаьцаОт- т. е. возвышение самостоятельности студентов в полу­ чении образованиц, формирование культа учебьь Участие студентов в управлении ^ебными за!ведвниями должно строиться по принципу само­ управления. Основной формой само­ управления должна быть работа сту­ дентов в советах учебных заведений. Исходя из этих тенденций, мы счи­ таем необходимым как можно скэрёе провеега в ждань следующие предло­ жения: — ввести свободное посещение всЦх занятий; — осущестолять конкурсную осно­ ву выборов преподавателей; ^едение вотума доверия; — осуществлять подготовку спе­ циалистов на договорной основе; ввести курс «основы законода­ тельства»; преподавание общественных наук вести в форме факультативов, политических боев, дискуссионных центров; — отменить постановление о даче возможности повторного года обуче- ’ ния в вузе; • , — решить вопрос о создании ба­ зовых школ для каждого учебного заведения; — ввести лекционно-семинарюкий метод обучения в среднеюпециальных учебных заведениях; — решить вопрос об отчислении студентов средне-специальных учеб­ ных заведений в том случае, если в течение года 50 процентов оценок по специальности составляет «удовле­ творительно»; — решить вопрос о разделении курса начальной военной -подготовки для юношей и девушек; — решить вопрос с отсрочкой от службы в Советской Армии до конца учебного года для студентов ссузов; — ввести курс экологического об­ разования в учебных заведениях, по­ требовать полной экологической гла­ сности, использовать возможности студентов с целью охраны природы,, использовать выборы, в местные Со­ веты для организации молодежной газеты по экологичесшш вопросам. Студенчество не раз доказьшало, что понимает проблемы, стоящие перед страной. Однако, «пожарная помощь» силами студентов народному хозяй­ ству (принудительные студенческие’ отряды, уборка урожая) при всей ее временной неизбежности и несмотря на конкретный положительный ре­ зультат в виде выполненных работ, в значительной мере ослабляет дей­ ствие экономических стимулов на хо­ зяйственников, зачастую развращает их и является составной частью меха­ низма торможения экономической ре­ формы, оказывает отрицательный во­ спитательный эффект на молодых лю­ дей, в принудительном п<ц>ядке отор­ ванных от ошовных занятий. Исходя из этого, считаем; — привлечение студентов на рабо­ ты, не связанные с их основной спе­ циальностью, должно быть организо­ вано только на добровольной основе: — работы должны осуществлять­ ся строго на договорной основе при обязательном выполнении условий ■ договора заказчиком; — предприятие-заказчик должно брать на себя все расходы зшебного заведения, связанные с привлечени­ ем студентов и организацией работ. ЧТО ПОКАЖЕТ ФОРУМ? Как уже сообщалось в «Ленинце», недавно на базе отдыха <!Голубая даль» проходила областная студенчес­ кая конференция — своеобразный мини-форум в рамках подготовки к Всесоюзному. Представители учащейся мо- лодезяи всех высших и средне-специальных учебных заведе­ ний .Липецкой области собрались для того, чтобы опре­ делиться во взглядах на обострившиеся проблемы стуг денчества, попытаться общими силами найти варианты их решения и через делегатов Всесоюзного форума позна­ комить со своей точкой зрения представителей дру­ гих регионов страны. День работы дискуссион­ ных центров, взявших «в фо­ кус» четыре основных напра- ления жизни студенчества; общественно - политическая жизнь, учебный процесс студенческие профсоюзы, тру­ довая деятельность и эколо­ гия, выдался действительно дискуссионным и наиболее конструктивным. К сожале­ нию, я, хоть и пькался, не сумел быть един во многих лицах — четыре центра од­ новременно оказались не по З 5 'бам. ,Но остановив свой выбор на обсуждении трудо­ вой деятельности студентов и проблемах экологии, не пожале.ч: рассказывали, спо­ рили. обсуждали студен­ ты, представители обкома ВЛКСМ, областного штаба студотрядов, «Ленинца». очень активно—еле-еле уло­ жились в строгий временной регламент. Да и как же ина­ че, если что ни тгаиа—спло­ шной клубок проблем. «Колхоз», или отвлечение учащихся на сельскохозяйст­ венные работы. Это, кажет­ ся, вечная «болячка»; жало­ бы на хозяйственников пря­ мо градом посыпались. Зна­ ют они, что независимо от того, готовы или нет к при­ ему «рабсилы», она будет— по решению «сверху». И не­ давнее постановление Совми­ на, не разрешающее отвле­ кать студентов на «сады — огороды», тоже имеет лазей­ ку-поправку; кроме экстрен­ ных случаев, а они, эти . с.лучаи, таковыми яв.тяются всегда. Вез помощи студен­ тов урожай не убрать Ну и как же тогда доби­ ваться свободы? Или, хотя бы, отношения к себе как к людям? Обсуждались многие варианты. Как известно, се­ годня колхозы и совхозы заключают до>говоры, как пра­ вило, только с администра­ цией .учебного заведения, не интересуясь мнением студен­ тов и даже не знакомя их с принятыми условиями. А ведь, как известно, у нас провозгласили соуправление г вузах и ссузах, то есть сту­ денты имеют право на свою «долю» в решении собствен­ ной судьбы. Значит, есть пра­ во и на всеобщее обсуждение условий договора, требова­ ние внести И.ЛИ исключить тот или иной пункт, право самим быть договаривающей­ ся стороной. Да и отстаи­ вать интересы студентов в возможных трудовых кон­ фликтах есть- кому — прямо сам. бог_„ведел....студенческим профкомам, штабам трудо­ вых дел при комитетах ком­ сомола. Но все-таки, несмотря на логичность и действенность этого варианта, больше сто­ ронников оказалось у дру­ гого, где предусматривается работа на строго доброволь­ ных началах и без какого- .тшбо вмешательства -идминк- страций всех сортов. Взаи- ■мовыгодные договоры заклю­ чаются .между группами сту­ дентов и хозяйствами через посредника — областной штаб СО, который является и компетентным, и влия­ тельным гаранто.м выполне­ ния условий соглашения. Ду­ маю, что у избалованных хо­ зяйственников это предложе­ ние восторгов не вызовет, ответственности потребуется куда больше, чем при «гур­ товом» способе, но, на взгляд всех участ 1 Вовавц 1 йх в беседе., иного выхода из «яблоч­ ного кризиса» нет. Студенчество — народ бед- новатый, и поиски средств на нормальную жизнь, даже при повьипевной стипендии, вол­ нуют многих, как волновали и нашу аудиторию. Спс»ру нет, и работа в студенческих отрядах, и создание в рам­ ках ОШСО трудовых объеди­ нений молодежи — неплохое подспорье, но всего этого явно недостаточно. И пред­ ложение студентки ЕГПИ Ма- цины Сел 1 ивановой о созда­ нии на базе хотя бы горко­ мов ВЛКСМ молодежных бю­ ро по трудоустройству, где появятся шансы найти рабо­ ту и с. учетом времени. и наиболее близкую профилю получаемой профессии, было встречено ребятами с полным одобрением. Ведь и по силам это комсомолу, и авторитета ему прибавит, и в кармане, глядишь, не так пусто будет. Ну а при обсуждении воз­ можности борьбы студентов за оздоровление окружающей среды в нашей, до этого до­ вольно единодачпной, группе произошел «раскол». Самое интересное, он как бы в ми­ ниатюре повторил общесоюз­ ное экологическое противо­ стояние. Де.чо в том, что студенты — представители ЛипПИ и мапшностроитель- ного техник^тда — отде- лишись от нашей «пар­ тии зеленых», убеж- ден-ньк совершенно искрен­ не и пытавшиеся убедить нас в том, что' студенты не дол­ жны углубляться в пробле­ мы ЭКО.ЛОГИИ. Аргументы сле­ дующие; . каждый должен & т ь специалистом в своей области, не отв.текаясь на изучение «побочных» курсов. в том числе и экологических, а решить бороться за. ре­ шение природоохранных про­ блем студенты не мог.ут — нет ни власти, ни компетент­ ности. По счастью, так счи­ тали только они; и контрар­ гументы появиться не заме­ длили. Говорили мы и о том., как «специалисты в своей области», в том чцсле к мо­ лодые, на тши же - НЛМК ночью неоднократно выклю­ чали магнитные фильтры ра­ ди экономии электроэнергии, но отнюдь не нашего об­ щего Здоровья. И о том, что именно благодаря «побочно­ му» экологическому курсу, основанному на цолне(^ей информации о состоянии при­ роды, студенчество станет компетентным. А что касает­ ся власти — многомиллион­ ная армия студентов явля­ ется частью народа, власть которого с каждым днем ук­ репляется. И все законные средства — от выборов в народные депутаты до орга­ низации крупных природоох­ ранных акций—в Их руках. Так что, нас,, не желаюш|их быть заложниками индустри­ альной экспансии, гораздо больше, шанСы выжить — есть! И после, когда представи­ тели от дискуссионных цент­ ров, собравшись вместе, зна­ комили друг друга с проек­ тами предложений, опоры продолжались. И о месте комсомола в вузовской жиз­ ни, и о самоуправлении, и об издержках ^ системе учеб­ ного планирования, и - о... Ёпрочем, дискуссионный центр по вопросам студенче­ ских профсоюзов, в отличие от трех остальных, как-то не набрал дискуссионного ду­ ха. И результат его работы— практически нулевой. Тоже, кстати, что-то вроде иллюст­ рации к положению проф­ союзных дел в учебных за ­ ведениях. Трудно не согласиться и с мнением большинства липец­ ких студентов о нецелесоо^ разности создания прямо сей час в масштабах страны сою­ за студентов. Если хотя бы в рамках нашей области, или -даже одного Липецка, нет сплоченности в студенческой среде, как может быть соз­ дан единый действенный со­ юз сразу в масштабах всего •Советского Союза,, с его на­ циональным многообразием, разницей в традициях самого студенчества, наконец? Но это не значит, что еди­ ной студенческой организации не будет совсем и никогда. Процесс консолидации начал­ ся. Уже созданы ассоциация студентов — медиков СССР, Всесоюзный совет студентов горных, теологических, неф­ тяных и металлургических вузов и факультетов, практи­ чески образована ассоциация студентов - юристов. В про­ цессе подготовки находятся и объединения студентов стро­ ительных, радиотехнических, экономических специальнос­ тей, педагогических учебных заведений. В планах студен­ тов — финансовая самостоя­ тельность, прямые контакты с национальными и регио­ нальными, международными организациями. То есть, соз­ даются те самые «кирпичи­ ки», из которых можно пост­ роить общестуденческий дом, где крышей станет совет студентов. Пока же крыша может повиснуть в воздухе, и потом, соответственно... ' Впрочем, решать эти ' многие другае вопросы бу­ дет Всесоюзный форум сту­ дентов, в составе которого и делегаты нашей области — третьекурсники из ЛипПИ Вадим Белопольский, из ЛГПИ—Михаил Жигалов, их сверстница из Елецкого пед­ института Светлана Долгова и учащиеся Липецкого ме­ дицинского училища Анд^й Попов и машиностроительного техникума — Сергей Стуров. Надеемся на мудрые реше­ ния, А, ШАЛЬНЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz