Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
4 ноября 1989 г. 1 7 1 ЕРЕД . сотрудником адилидии сидит иар- I I ьишкае еоверд ивханй 7 л^стучйев«е7 На * вощ)ос1д1ё кч™ » илйЭ?шотаетл-ок КС опускает 1 ©Лйву^;моЛчкт 7 Это 1 { 1 юСн 0 рё’ншее всяких слЬв говорит 6 том, что ответить ему не чего. А между Тем практика свидетельствует; са мая распространенная причина Совершения под ростком преступлений — его жизнь вне кол лектива. : - , С трудоустройством несрвв{нпеннолбтних и раньше возникали сложносиС а Теперь^ -когда предариятия перешли на хофасчет,, это стало действительно проблемой. Не 7 хотят принимать несовершениолетних в рабочий коллектив взрос лые и мотивируют отказ тем, что есть ряд опре деленных ограничений по отношению к подрост ку на предприятии: у него неполный рабочий день, администрация не имеет права уво.лить не совершеннолетнего по собственному желанию или по 33 статье КЗоТ в случае попадания в ми лицию, если вдруг такое случится. И яев,домек нам, в з р о с л ^ , что таким вот от ношением к подростку мы уже создаем отчуж денность для него от рабочего коллектива. А так хочется представить другую картину. День, когда несовершеннолетний шервые идет на работу — самый то|»кественный. У него хо рошие планы и, прежде всего, желание поя}-- чить за свой труд заработную плату. Надо ви деть, как загораются глаза подростка, когда ов мечтает о какой-нибудь покупке на собственные деньги. Наверное, в этот момент он чувствует себя и взрослее, и серьезнее, у него появляется чувствЪ ответственности за пощченное дело. Но как легко можно перечеркнуть все планы, прошив равнодашие к судьбе партя или девуш ке!, равнодатаие порой преступное. Ведь те, кто вынужден раньше доугих сверстников идти рабо тать, чаще всего живут в семьях неблагополрт- ных, где или пьянствуют родители, или просто много детей, вот и хочется помочь отцу с ма терью. В октябре 1988 года из воспитательно-трудо- вой колонии йозвратился несовершевдолетний Юрий Н., житель г. Ёлы^ . Й 2 годам лишения свободы был приговорен за кражи. Воспитывал ся в неблагополучной семье, где спиртным зло употребляла мать. Четыре раза комиссия по де лам несовершеннолетних Елецкого горисполкома предпринимала попытку трудоустроить несовер шеннолетнего после его возвращения. Юрия на правляла на птицекомбинат, на машинострои тельный завод, на завод гидрооборудованиш, на завод восстановительного т а ^ к а . Везде в прие ме на р аб о ^ подростку категорически отказали. Результат сказаться не замедлил. Юрий вновь совершил преступление и осужден за повторную кражу. Немного статистики. Неработающими и не- учащимися подростками в текущем году в нашей области совершено 5 злостных хулиганских прес- тушлений, 6 грабежей, 5 изнасилований, 1 убий ство, 11 угонов автотранспортных средств, 23 кражи личного имущества граждан, 14 — госу дарственного, 1 мелкая кража. Вышлено 5 слу'- чаев незаконного изготовления и хранетшя холод ного оружия. К уголовной ответственности при влечено 58 нера&)тающих и не учащихся подро стков, Такое положение не может не озадачи вать. Говоря о причинах незанятости несовершенно летних общественно полезным' трудом, нельзя забывать о том, что основная роль в устройстве труда и быта подростков должна принадлежать комиссиям по делам несовершеннолетних, а они не всегда проявляют инициативу и настойчи вость. Нельзя забывать и администрации пред приятий о том, что существует бронирование ра бочих мест для подростков, и оно составляет от 0.5 до 10 процентов от общей численности рабо чих и служащих данного предприятия. Но я во б х о я пш о не просто трудоустроить под- ^.ростка, -НО .и .орган.иа<®ать е 1 хх быт, создать, ему , -хотя -бы ЛннимаДьвые^ус.ловйя,,.ж нербхо- 7 > диш . г длй ; зайрещлённЯ]» новому. гвзррсдЩи-кЬ^л- лектийе?; решить вопрас 'о- Ьыдёлёяни- наставнй- - ка, который может оказать помощь в владении навыками производства, пршить интерес к из- бращой прся|)ессии. А как в действительности? Чаще всего подросток, попавший в трудовой кол- •лектив, начинает чувствовать себя ущемленным. Н_, выражается это в том.- что, оформившись к призеру, учеником токаря, работать начинает в качестве подсобного рабочего. Вопрос на сегод- ЩЕШннй; день серьезный; При всей нашей заня тости- на производстве основной момент — вос питание молодого рабочего — мы упускаем. Не говорят здесь решающе-^о слова И советы настав- ; •ПИКОВ на предприятиях. | К ч е сп сказать, некоторые предприятия все- ; ЛЕНИНЕЦ • II .Не всегда предприятия согласовьгоают вопро- СЬГ. о б : 'у В аЛ Ь Н Й !^ф щ ^ » 0 .В- е ? 1 Й 1 Я®СЙ*Ю 1 И ^ - . деламнесовершешюлетних. Згпстючйв' фудофй договеф -'с■несовйршешсйётшш ' через’ эту комрс скю, тем не менее решение об их увольнении при нимают самовольно, не поставив в известность пи комиссию, ни инсиекхрю по делам несовер шешюлетних. Так, например, с Грязинского за вода ЖБИ в апреле нынешнего года был уволен ^ 3 ведома комиссии по делам несовершеннолел - них Сергей Б;-, а 5 мая он совершил преступле ние —- угон/автомашины,-и В настоящее вре.мя осужден с отсрочкой/исполнения приговооа на два года. : V.,- . 7 ..,>. .■ • 7 / Используют практику избавления от «груд ных» профессионально-технические училища. Опять недавний пример; в июле 'нынешнего го да в .П.збедянско-м РОВД прив.лека.лся \'П).!(>а ЧТО им ДЕЛАТЬ ОДНИМ? таки решают вопросы, связанные с трудоуст|Х)к- .стБом подростков. .Это трубный завод, ЛТЗ, Гря- зишжий завод гндрооборудования. Здесь для з а крепления и адаптации; несовершшшсшешних су ществуют учебно-производственные ущасткй д,чя овладения навыками профессии, прежде чём оии начнут рабсйать самостоятё-льно. Недавно мне пришлось побывать на Грязин- ском завода гидрооборудрвания. Приехала я сю да с цельщ посмотреть, как ’^удятся здесь несо-' вершеннрле’шиё., Рабртакя на заводе 24 подрг)- стка. Еегк учебнощроизшдственный. участок, где оказывают помощьюв овладении навыка;»® избранной профессии. И люди, занимающиеся этой работой, ответстветаге; ;председатель сове та иаставйиков М М: ЩапЬренкбва и мастер учебно-производственного участка А. Н. Кузне цов. Однако есть «цо». Один человек — тот же мастер — закреплен в качестве наставника за не сколькими подростнами, в ггсш числе и двумя осужденными с отсрочкой исполнения пригово ра. Солгненья нет, навыжами трудовой профес сии они овладеют, если у них будет такое жела ние, а вот как привить им эти навьжи и желание, если подросток действиге.лыю трудаый? В августе 1989 года состоялось заседание ко миссии по делам нессшерщеннолетних Грязйнско- го райш-полкома. Комжеия репхала судьбу Оле га А.,-имеющего отсроч% исполнения пригово ра. В его «багаже» уже ряд приводов в милицию за раз.щчные правонарушения, в том числе и употребление спиртного. Кроме того, Олег пере стал выходить на работу на завод гидрсюборудо- вания. Комиссию просил перевести его на дру гое предприятие, мотивируя просьбу тем, что здесь он работать не хочет, рало получав!. Но вот что еще больше -Вызьшает недоумение: за то время, что не выходш на работу, никто с завода нс попытался вернуть его назад в трудо вой коллектив. И это в ,общем-то неудивительно. Из десяти членов совета наставников имеет под шефных только председатель совета, остальные, в том числе и секретарь комитета ВЛКСМ заво да, от .згой работы остались в стороне, перепо ручив ее мастеру учебно-производственного уча стка. ■ К чести комиссии, она удовлетворила прось^^ О.лега. Но где гарантия, что и на доугови пред приятии подросток не почувствует себя лишним, тем более, что по характеру он слояшый, а в приговоре суда одаой из возложенных на него обязанностей я 8 .ляется 'фебование «не посещать- места продажи и распития спиртного», Отсидев четыре-пять уроков в школе, прихо дят сюда, к гостинице «Космос», самые юные «работники» сферы услуг -- «гаящнкч», как они себя называют, стайками слетаются навстречу роскошным туристским а8тобуеа.м, предлагают гнострачцам значки, матрешки, флажки... не бескорыстно, понятное дело, «Хочется иметь карманюяе деньги», — гово рит «гамщик». не моргнув глазом. «А на рабо т у нас никто не берет, вот и промышляем» -- же лезный аргумент, и никакого подвоха в откры том взгляде,- (Фотохроника ТАСС), ПОЙ ответственности за кражу Володя Ч. Под ростак закончил 8 классов и подал документы в ОПТУ -М 33, где решил продолжить учебу. Од нако все оказалось гораздо сложнее. Его не при няли ни в ОПТУ № 33, ни в СПТ1^ № 31. Види мо. ие Поверили педагогические ко.плективьг этих училищ в силу своего воспилателъного воз действия на «трудного» подростка, поэтому и от- да;ш документы Владимиру на руки с напутс- вием поискать д.чя себя место в друго.м .месте. Когда заходит речь о трудоустройстве иесо- вершвняолётних, нельзя не учитывать ,и позицию' родителей. Ведь как часто подростки не хотят трудиться в силу влияния на них мам и пап. В январе 1989 года по решению комиссии по делали нессшершеннояетних Советского райиспол кома направлен в спецучилище подросток Сер гей К. — -за совершение ху'лиганских-действий и уклонение от учебы и работы. Стремление ро дителей удержать сьша от спецучияшца ни к че му не привело. Оказать патожителыюе влияние на его поведение, хотя комиссия по делам несо вершеннолетних пыталась иойти навстречу мате ри Сергея и дать ему месячный срок для трудо устройства, не удалось. Родители здесь оказались бессильными. Их вли яния на сына, желая ему помочь, явно недоста точно. Финал оказался закономерным. Сергей получил направление в специа.чьное профессио- нально-технйчжкое училище, где он обязан бу дет овладеть трудовой рабочей специа.чьяостью.- и получить-среднее образоваше. Пассивная позиция родителей в воспитании детей — явление уродливое по своей сути. Ка- ку'ю еще оценку можно дать этому, когда подро сток на их глазах уклоняется от трудоустройства, совершает правонарушения, а родители объяс няют, что ничего не могут сделать. И ничего не пытаются предпринять, , Несовершеннолетний житель Липецкою рай она Алексей Н. был осужден народным судом в сентябре 1988 года за угон автомашины с от срочкой исполнения приговора на 2 года-. Суд учел то, что преступ.тениё подростеж совершил впервые, нашел ряд других смягчающих обстоя тельств п решил, что Алексей может быть ис- правшен без изатяции ют общества. Поэтому и была дана, ему воэм««ность искфить вину перёд, обществом.' Уст.рошк-я Алексей в колхоз .им. К. Маркса, где, проработав непродолжительное время, самовольно перестал выходить на работу, был за.мечвн в уяотреб.чении спиртных напитков.. Родителей подростка этот факт не встревожил!^ Не проявилось с их стороны интереса к друзь ям сына. От работы Ал-ексей продо.лжал укло няться, и в результате вновь соверцш.л престуш- ление — угон автомашины вместе с другими несовершеннолетними. Когда рриходится приводить такие примеры, становится не по себе. Потому как за каждым примером стоит конкретная судьба — судьба несовершеннолетнего человека. Процесс профилактики правонарушений и преступности со стороны несовершенно.летшх очень сложный. Предусмотреть вдаяние всех возможных отрицательных моментов на подрост ка -трудно. Они 1 фоются и в трудовом коллек тиве, и в дружеских связях, и в.лйянии взрос лых. Одних усилий работников инспекции по де лам несоверщенналетних для решения этой-^про блемы. явно недостаточно. Определенную ответ ственность должны нести трудовые и ученичес кие ко.алективы. Адаптация нвсоверш€нно,чет- нрго, особенно «трудного», в коллективе часто происходит болезненно. Как равный он чаще все го- не воспринимается. У «трудного» в сложной ситуации, как правило, срабауьшает защитный рефлекс — противопоставить себя окружающим. И тут конфликт неизбежен. Поэтому нам, работ никам гиспекций по делам несовершеннолетних, очень хочется, чтобы к решению этой проблемы йа предприятиях, в ученических коллективах ак тивнее бы прдалекались и социологи, психологи. Но вот вопрос; где их взять? Искоренение подростковой преступности ~ - наша общая задача. Поэтому давайте объеди ним свои усилия для ее выполнеийя и начнем подходить к этому со всей !ответственностью. Н. КЛОЧКОВА, сотрудник отдела профилактической службы УВД.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz