Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

4 ноября 1989 г. 1 7 1 ЕРЕД . сотрудником адилидии сидит иар- I I ьишкае еоверд ивханй 7 л^стучйев«е7 На * вощ)ос1д1ё кч™ » илйЭ?шотаетл-ок КС опускает 1 ©Лйву^;моЛчкт 7 Это 1 { 1 юСн 0 рё’ншее всяких слЬв говорит 6 том, что ответить ему не­ чего. А между Тем практика свидетельствует; са­ мая распространенная причина Совершения под­ ростком преступлений — его жизнь вне кол­ лектива. : - , С трудоустройством несрвв{нпеннолбтних и раньше возникали сложносиС а Теперь^ -когда предариятия перешли на хофасчет,, это стало действительно проблемой. Не 7 хотят принимать несовершениолетних в рабочий коллектив взрос­ лые и мотивируют отказ тем, что есть ряд опре­ деленных ограничений по отношению к подрост­ ку на предприятии: у него неполный рабочий день, администрация не имеет права уво.лить не­ совершеннолетнего по собственному желанию или по 33 статье КЗоТ в случае попадания в ми­ лицию, если вдруг такое случится. И яев,домек нам, в з р о с л ^ , что таким вот от­ ношением к подростку мы уже создаем отчуж­ денность для него от рабочего коллектива. А так хочется представить другую картину. День, когда несовершеннолетний шервые идет на работу — самый то|»кественный. У него хо­ рошие планы и, прежде всего, желание поя}-- чить за свой труд заработную плату. Надо ви­ деть, как загораются глаза подростка, когда ов мечтает о какой-нибудь покупке на собственные деньги. Наверное, в этот момент он чувствует себя и взрослее, и серьезнее, у него появляется чувствЪ ответственности за пощченное дело. Но как легко можно перечеркнуть все планы, прошив равнодашие к судьбе партя или девуш­ ке!, равнодатаие порой преступное. Ведь те, кто вынужден раньше доугих сверстников идти рабо­ тать, чаще всего живут в семьях неблагополрт- ных, где или пьянствуют родители, или просто много детей, вот и хочется помочь отцу с ма­ терью. В октябре 1988 года из воспитательно-трудо- вой колонии йозвратился несовершевдолетний Юрий Н., житель г. Ёлы^ . Й 2 годам лишения свободы был приговорен за кражи. Воспитывал­ ся в неблагополучной семье, где спиртным зло­ употребляла мать. Четыре раза комиссия по де­ лам несовершеннолетних Елецкого горисполкома предпринимала попытку трудоустроить несовер­ шеннолетнего после его возвращения. Юрия на­ правляла на птицекомбинат, на машинострои­ тельный завод, на завод гидрооборудованиш, на завод восстановительного т а ^ к а . Везде в прие­ ме на р аб о ^ подростку категорически отказали. Результат сказаться не замедлил. Юрий вновь совершил преступление и осужден за повторную кражу. Немного статистики. Неработающими и не- учащимися подростками в текущем году в нашей области совершено 5 злостных хулиганских прес- тушлений, 6 грабежей, 5 изнасилований, 1 убий­ ство, 11 угонов автотранспортных средств, 23 кражи личного имущества граждан, 14 — госу­ дарственного, 1 мелкая кража. Вышлено 5 слу'- чаев незаконного изготовления и хранетшя холод­ ного оружия. К уголовной ответственности при­ влечено 58 нера&)тающих и не учащихся подро­ стков, Такое положение не может не озадачи­ вать. Говоря о причинах незанятости несовершенно­ летних общественно полезным' трудом, нельзя забывать о том, что основная роль в устройстве труда и быта подростков должна принадлежать комиссиям по делам несовершеннолетних, а они не всегда проявляют инициативу и настойчи­ вость. Нельзя забывать и администрации пред­ приятий о том, что существует бронирование ра­ бочих мест для подростков, и оно составляет от 0.5 до 10 процентов от общей численности рабо­ чих и служащих данного предприятия. Но я во б х о я пш о не просто трудоустроить под- ^.ростка, -НО .и .орган.иа<®ать е 1 хх быт, создать, ему , -хотя -бы ЛннимаДьвые^ус.ловйя,,.ж нербхо- 7 > диш . г длй ; зайрещлённЯ]» новому. гвзррсдЩи-кЬ^л- лектийе?; решить вопрас 'о- Ьыдёлёяни- наставнй- - ка, который может оказать помощь в владении навыками производства, пршить интерес к из- бращой прся|)ессии. А как в действительности? Чаще всего подросток, попавший в трудовой кол- •лектив, начинает чувствовать себя ущемленным. Н_, выражается это в том.- что, оформившись к призеру, учеником токаря, работать начинает в качестве подсобного рабочего. Вопрос на сегод- ЩЕШннй; день серьезный; При всей нашей заня­ тости- на производстве основной момент — вос­ питание молодого рабочего — мы упускаем. Не говорят здесь решающе-^о слова И советы настав- ; •ПИКОВ на предприятиях. | К ч е сп сказать, некоторые предприятия все- ; ЛЕНИНЕЦ • II .Не всегда предприятия согласовьгоают вопро- СЬГ. о б : 'у В аЛ Ь Н Й !^ф щ ^ » 0 .В- е ? 1 Й 1 Я®СЙ*Ю 1 И ^ - . деламнесовершешюлетних. Згпстючйв' фудофй договеф -'с■несовйршешсйётшш ' через’ эту комрс скю, тем не менее решение об их увольнении при­ нимают самовольно, не поставив в известность пи комиссию, ни инсиекхрю по делам несовер шешюлетних. Так, например, с Грязинского за­ вода ЖБИ в апреле нынешнего года был уволен ^ 3 ведома комиссии по делам несовершеннолел - них Сергей Б;-, а 5 мая он совершил преступле ние —- угон/автомашины,-и В настоящее вре.мя осужден с отсрочкой/исполнения приговооа на два года. : V.,- . 7 ..,>. .■ • 7 / Используют практику избавления от «груд­ ных» профессионально-технические училища. Опять недавний пример; в июле 'нынешнего го­ да в .П.збедянско-м РОВД прив.лека.лся \'П).!(>а ЧТО им ДЕЛАТЬ ОДНИМ? таки решают вопросы, связанные с трудоуст|Х)к- .стБом подростков. .Это трубный завод, ЛТЗ, Гря- зишжий завод гндрооборудования. Здесь для з а ­ крепления и адаптации; несовершшшсшешних су­ ществуют учебно-производственные ущасткй д,чя овладения навыками профессии, прежде чём оии начнут рабсйать самостоятё-льно. Недавно мне пришлось побывать на Грязин- ском завода гидрооборудрвания. Приехала я сю­ да с цельщ посмотреть, как ’^удятся здесь несо-' вершеннрле’шиё., Рабртакя на заводе 24 подрг)- стка. Еегк учебнощроизшдственный. участок, где оказывают помощьюв овладении навыка;»® избранной профессии. И люди, занимающиеся этой работой, ответстветаге; ;председатель сове­ та иаставйиков М М: ЩапЬренкбва и мастер учебно-производственного участка А. Н. Кузне­ цов. Однако есть «цо». Один человек — тот же мастер — закреплен в качестве наставника за не­ сколькими подростнами, в ггсш числе и двумя осужденными с отсрочкой исполнения пригово­ ра. Солгненья нет, навыжами трудовой профес­ сии они овладеют, если у них будет такое жела­ ние, а вот как привить им эти навьжи и желание, если подросток действиге.лыю трудаый? В августе 1989 года состоялось заседание ко­ миссии по делам нессшерщеннолетних Грязйнско- го райш-полкома. Комжеия репхала судьбу Оле­ га А.,-имеющего отсроч% исполнения пригово­ ра. В его «багаже» уже ряд приводов в милицию за раз.щчные правонарушения, в том числе и употребление спиртного. Кроме того, Олег пере­ стал выходить на работу на завод гидрсюборудо- вания. Комиссию просил перевести его на дру­ гое предприятие, мотивируя просьбу тем, что здесь он работать не хочет, рало получав!. Но вот что еще больше -Вызьшает недоумение: за то время, что не выходш на работу, никто с завода нс попытался вернуть его назад в трудо­ вой коллектив. И это в ,общем-то неудивительно. Из десяти членов совета наставников имеет под­ шефных только председатель совета, остальные, в том числе и секретарь комитета ВЛКСМ заво­ да, от .згой работы остались в стороне, перепо­ ручив ее мастеру учебно-производственного уча­ стка. ■ К чести комиссии, она удовлетворила прось^^ О.лега. Но где гарантия, что и на доугови пред­ приятии подросток не почувствует себя лишним, тем более, что по характеру он слояшый, а в приговоре суда одаой из возложенных на него обязанностей я 8 .ляется 'фебование «не посещать- места продажи и распития спиртного», Отсидев четыре-пять уроков в школе, прихо­ дят сюда, к гостинице «Космос», самые юные «работники» сферы услуг -- «гаящнкч», как они себя называют, стайками слетаются навстречу роскошным туристским а8тобуеа.м, предлагают гнострачцам значки, матрешки, флажки... не­ бескорыстно, понятное дело, «Хочется иметь карманюяе деньги», — гово­ рит «гамщик». не моргнув глазом. «А на рабо­ т у нас никто не берет, вот и промышляем» -- же­ лезный аргумент, и никакого подвоха в откры­ том взгляде,- (Фотохроника ТАСС), ПОЙ ответственности за кражу Володя Ч. Под ростак закончил 8 классов и подал документы в ОПТУ -М 33, где решил продолжить учебу. Од­ нако все оказалось гораздо сложнее. Его не при­ няли ни в ОПТУ № 33, ни в СПТ1^ № 31. Види­ мо. ие Поверили педагогические ко.плективьг этих училищ в силу своего воспилателъного воз­ действия на «трудного» подростка, поэтому и от- да;ш документы Владимиру на руки с напутс- вием поискать д.чя себя место в друго.м .месте. Когда заходит речь о трудоустройстве иесо- вершвняолётних, нельзя не учитывать ,и позицию' родителей. Ведь как часто подростки не хотят трудиться в силу влияния на них мам и пап. В январе 1989 года по решению комиссии по­ делали нессшершеннояетних Советского райиспол­ кома направлен в спецучилище подросток Сер­ гей К. — -за совершение ху'лиганских-действий и уклонение от учебы и работы. Стремление ро­ дителей удержать сьша от спецучияшца ни к че­ му не привело. Оказать патожителыюе влияние на его поведение, хотя комиссия по делам несо­ вершеннолетних пыталась иойти навстречу мате­ ри Сергея и дать ему месячный срок для трудо­ устройства, не удалось. Родители здесь оказались бессильными. Их вли­ яния на сына, желая ему помочь, явно недоста­ точно. Финал оказался закономерным. Сергей получил направление в специа.чьное профессио- нально-технйчжкое училище, где он обязан бу­ дет овладеть трудовой рабочей специа.чьяостью.- и получить-среднее образоваше. Пассивная позиция родителей в воспитании детей — явление уродливое по своей сути. Ка- ку'ю еще оценку можно дать этому, когда подро­ сток на их глазах уклоняется от трудоустройства, совершает правонарушения, а родители объяс­ няют, что ничего не могут сделать. И ничего не пытаются предпринять, , Несовершеннолетний житель Липецкою рай­ она Алексей Н. был осужден народным судом в сентябре 1988 года за угон автомашины с от­ срочкой исполнения приговора на 2 года-. Суд учел то, что преступ.тениё подростеж совершил впервые, нашел ряд других смягчающих обстоя­ тельств п решил, что Алексей может быть ис- правшен без изатяции ют общества. Поэтому и была дана, ему воэм««ность искфить вину перёд, обществом.' Уст.рошк-я Алексей в колхоз .им. К. Маркса, где, проработав непродолжительное время, самовольно перестал выходить на работу, был за.мечвн в уяотреб.чении спиртных напитков.. Родителей подростка этот факт не встревожил!^ Не проявилось с их стороны интереса к друзь­ ям сына. От работы Ал-ексей продо.лжал укло­ няться, и в результате вновь соверцш.л престуш- ление — угон автомашины вместе с другими несовершеннолетними. Когда рриходится приводить такие примеры, становится не по себе. Потому как за каждым примером стоит конкретная судьба — судьба несовершеннолетнего человека. Процесс профилактики правонарушений и преступности со стороны несовершенно.летшх очень сложный. Предусмотреть вдаяние всех возможных отрицательных моментов на подрост­ ка -трудно. Они 1 фоются и в трудовом коллек­ тиве, и в дружеских связях, и в.лйянии взрос­ лых. Одних усилий работников инспекции по де­ лам несоверщенналетних для решения этой-^про­ блемы. явно недостаточно. Определенную ответ­ ственность должны нести трудовые и ученичес­ кие ко.алективы. Адаптация нвсоверш€нно,чет- нрго, особенно «трудного», в коллективе часто происходит болезненно. Как равный он чаще все­ го- не воспринимается. У «трудного» в сложной ситуации, как правило, срабауьшает защитный рефлекс — противопоставить себя окружающим. И тут конфликт неизбежен. Поэтому нам, работ­ никам гиспекций по делам несовершеннолетних, очень хочется, чтобы к решению этой проблемы йа предприятиях, в ученических коллективах ак­ тивнее бы прдалекались и социологи, психологи. Но вот вопрос; где их взять? Искоренение подростковой преступности ~ - наша общая задача. Поэтому давайте объеди­ ним свои усилия для ее выполнеийя и начнем подходить к этому со всей !ответственностью. Н. КЛОЧКОВА, сотрудник отдела профилактической службы УВД.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz