Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

8 Учись учитьсл П о СВОЕМУ опыту знаю, что не очень много людей обидятся на меня за первые два с,то- ва в заголовке. Но все же прошу прощения у пок.лон- ников этой группы. Заголовок этот, появился. . как ответ на стремление ос­ мыслить теоретически ' раз­ личные направления рока, столь характерные сейчас .тля определенной группы молодежи. Ведь как часто приходится слышать воп­ росы о Том, что такое хе- ви металл и чем отличает­ ся хард-рок от «хеви», что такое панк-рок... Вот и при­ шло на ум «теоретическое» ос­ мысление «творчества» груп­ пы «Ласковый май>У (тер­ мин услышал из уст музы­ коведа Г. А. Диденко). 'Что характерно для это­ го направления? Стремление выпросить аплодисменты за ­ ранее. Ну хотя бы тем, что солист из детского дома, что он .сирота, совсем юный и г. д, и т. п. Отчего бы не подать, если просят... Чело­ век жалостлив, всегда хо­ чется помочь ' обездоленно- .му. Но как это часто быва­ ет, попрошайки наглеют. И вот уже «Ласковый май» создает свою студию, уч­ реждает нечто общественно­ полезное. Но стиль остает­ ся прежним, и новая кассе­ та опять начинается ж а­ лостливой историей про зло­ го разбойника — композито­ ра, запросившеТо бешеные деньги, про ТО!, как наши герои не сдаются и про­ должают . творить теперь уже с новым композитором ...старые песни. Простите меня, фанаты, но я, честное слово, чуть не умер от сме­ ха, услышав эту «новую» кассету. Ну, давайте чест­ но, хотя бы не как музыкан­ ты, а как люди, имеющие некоторый опыт общения с поп-музыкой — разве но­ вые песни «Ласкового мая» новые? Нет, конечно. Это называется не творчеством, а тиражированием найден­ ный приемов звучания, рит­ мических и интонационных оборотов. Каждый музыкант и да- ' же не ценитель музыки, а просто обычный любитель слышит потрясающий гар­ монический примитив песен «Мая». Мне лично всегда приходит на ум лгодоедка- Эллочка' из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Помните, ее словарный за ­ пас состоял из 32 слов. И этого ей вполне хватало дЛя жизни. Так вот, гармоничес Представляя нашего автора, мы сообщаем. Виктор Абрамович Малов — выпускник Ленин! радской кон­ серватории, позднее закончил режиссерское отделение ГИТИСа, его публикации о современной музыке хорошо Известны читателям центральных газет. В 1987 году в «Советской России» была опубликована переписка Ка­ балевского с Маловым. Мы предлагаем вниманию чи­ тателей материал СИРОТСКИИ или о чемикак поет«Ласковыймай» 'кий запас «Ласкового мая» во много раз меньше. И ни­ чего, сходит. Правда, надо­ едает уж очень, даже фа­ натикам группы. Музыка — это тот же язык, правда? Разве можно все многообразие чувств мо­ лодого человека выразить убогим чередованием трех простейших аккордов. Прав­ да, последовательность этих аккордов священная — из «цыганочки». Но и «Вен­ герские танцы» Брамса из цыганочки, и рапсодии Ли­ ста тоже... Впрочем, не на­ до параллелей, это так, к слову. Из трех аккордов «цы­ ганочки» можно вырастить дивные созвучия. Но это надо уметь делать, этому надо учиться. Не обязатель­ но в коисерватории. Мож-. но и как «Битлз» — у самих себя, на собственном опы­ те... Правда, ребята из «Битлз» не позволяли себе каждую новую песню де­ лать пойожей на предыду­ щую. Так и росли. Вместе со своими песнями... Впро­ чем, договорились без вся­ ких параллелей. О чем поет «Ласковый май»? Конечно, о любви. И не только «Ласковый май». .Львиная доля всех песен мира про любовь. Помните, припев песни; Лето, ливни и ночи, .Лето, путь в добрый час, Лето, время любви ■ для нас. Почему именно лето — время любви? Не потому ли. что можно «любить» под кустом? Знаю, что возразит мне оппонент: так нельзя раз­ бирать слова песни. А по-' чему, собственно? Если пес­ ня — это музыка и слова, то оба компонента произве­ дения поддаются, если не анализу, то хотя бы осмыс" лению. И вообще, почему нельзя слушать и думать? Если вам это трудно, пожа­ луйста, отключайтесь, как говорится. Но есть и такие люди, которые просто не могут не думать, правда? Но почему же песни «Ласкового мая» все любят и они везде звучат? Ну, во-первых, любят да­ леко не все,, даже мз тех, кому 16, многие, очень мно­ гие, к этой группе относят-' ся иронически, терпеливо — поют? И пусть! А вот что касается, «вез­ де звучат» — это верно. Потому и страдаем. Все. И кому 15, и кому 45, кто страдает . сознательно, к1'о — нет. Равно, как все оди­ наково страдаем от пло­ хой пиши в каком-нибудь пионерском лагере или доме отдыха — и рад бы чего- либо иного, да выхода нет. Обложила нас «Ларковым маем» массовая культура, как волков, красными флаж­ ками. Вот и мечемся, кто как может. Самые терпели­ вые легли на землю и ждут, твердо зная, что это прой­ дет, активные же, непосед­ ливые всякие заметки пн-' шут. на диспутах выступа­ ют: торопят время, так ска­ зать. Да, прой^ет, но надо чтобы скорее. Кстати, о юных музыкан­ тах. которые не выпраши­ вают аплодисменты, а зара­ батывают их своим трудом и талантом, ровесниках, так сказать. Вы слышали, как играет Женя Кисин, мос­ ковский пианист? Если не доводилось, то поторопи­ тесь, Помните, ваши дети потом спросят, слышала ли Их мама, бабушка, не груп- пу «Ласковый мрй», а чудо- пианиста Евгения Кисина. Вот тогда-то и выяснится, как обокрала нас всех мас­ совая культура. Дело не в, том., что везде звучат си­ ротские песни группы '«Лас­ ковый май», а в том, что мало звучит музыка в ис- ' полненпи Е. Кисина н дру­ гих редчайше одаренных молодых музыкантов. • Чем берет «Л.асковын май»? Да тем', что молодо­ му человеку всегда хочется танцевать. И это понятно. Вот непонятно, мне лично, как музыкальную продук­ цию группы слушать мож­ но, непонятно, как можно ходить на концерты этой группы: ведь даже самый неопытный, самый юный зритель музыки знает, что это компьютерная группа, что вся их музыка сделана в студии, и На концертах они просто разевают рты под фонограмму. Не потому ли и появилось нес'кольмо «Ласковых маев». а вот Пугачева — одна. «Ласковый май» задушит собственная коммерция и отсутствие культуры. И произойдет это уже очень скоро. Порукой тому реп­ лика ведущего концертов ё Москве, выразив 1 В*го вслух предположение, что год Му­ соргского — 1989-й — сме­ нит год Юрия Шатунова. Когда люди до такой ,сте­ пени ничего в жизни не по­ нимают, то их даже и на коммерцию,. даже на прос­ тейшую спекуляцию надол­ го не хватит, В. А. МАЛОВ, режиссер 1^аснодарской филармонии, ведущий .музыкального молодежного клуба. Краснодар.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz