Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
ЕСЕНИНА ЧИТАЮТ КОСМОНАВТЫ Как уже сообщал «Ленинец», в Есенинских чтениях, проходив ших впервые на липецкой земле, принимал участие один из веду щих есениноведов страны, член Союза писателей СССР, кандидат филологических наук, заслуженный работник к>. 1 ьгуры РСФСР Сергей Петрович КОШЕЧКИН, Сегодня мы представляем его ста тью, которую Сергей Петрович передал «Ленинцу» с правом пер вой публикации. АПРЕЛЯ 1961 года произош- I / . ло событие, о котором на про тяжении многих веков мечта ли люди всей плаиеты: человек лод- яялся к звездам, впервые побывал в космосе. Сегодня полеты в неведомые миры стали привычными явлениями, во всяком случае, для тех, кто непос редственно не связан ни с сооруже нием космических'кораблей, ни с за пуском их на орбиту. Конечно, если бы снарядилась экспедиция, предпо ложим, на Марс или Венеру;, тогда- бы наши чувства, верюятно,. снова всколыхнулись, обострились. Полет же по'околоземной орбите, каким бы долгим он ни был, ньше, вроде бы, и не впечатляет. Более того, нередко слышатся го лоса, вообще ставящие под сомнение необходимость «космического дейст ва». Мол, и так в стране немалые экономические, социальные трудно сти, нелегко идет обновление общест ва — а тут миллионы на ветер. Но здравый смысл говорит: нет, не на ветер. Мы — часть человечества, мы неотделимы от его движения в ' буду^щее, от развития его цивилиза ции. Наш выход к звездам, как выход и других стращ — бесценный вклад в общечеловеческую копилку знаний о Вселенной, о нашем едином доме — Земле. Когда мы смотрим на Храм Васи лия .Блаженного в Москве или на Ус- пенский собор в Рязани, вряд ли кто- нибудь из нас •дума 1 ет о фунтах саха ра, что выдавались тогда мастерам- камешцикам. Мы смотрим на эти ве личественные творения, и гордость за ясный ум И золотые.руки русских людей трепетно охватывает наши сердца. Пусть же и наши потомки возгордятся деяниями ученых, рабо чих, летчиков, пекущихся о делах космических, а, значит, о завтраш них 'делах земных, наиважнейших. Но как бы высоко космонавт ни поднимался в небо, стартовая и поса дочная площадки его — на земле. И человек, совершивший первый полет в неизведанное, взлетел с зем ли и. вернулся на землю. Он опустил ся вблизи !великой русской Волги, на. русское, чуть тронутое оттепелью по- -те, вспаханное под зябь. За перелес ком виднелась окутанная Тонкой си зод дымкой деревня, и в нескольких шагах от космонавта стояла женщина и девочка,, с лю&эпытством наблюдав шие за странньш незнакомцем. Де вочка перебирала хохолок пятнистого теленка, тоже с удивлетием взирав шего на происходящее... — Вот такой русский мотив, — сказал об этой картина первый кос монавт. — Есенинский мотив, — добавил кто-то из журналистов, собравшихся в ОДНОЙ из комнат редакции «Прав ды». — Да, да, именно есенинский, — улыбнулся Гагарин. — И, знаете, Есенина я и во время полета вслух читал... «Родное и близкое...» Я смотрел на этого удивительного человека и вспоминал рассказ Васи лия Ивановича Кача.лова о том, как во время скитаний по Европе и Аме рике храмш он в чемодане томик есенинских стихов. И такое у него было чувство, как будто возил он с собой горстку русской земли: так яв ственно сладко и горько пахло от них родными лесами и пашнями. «Юрий Гагарин в свой первый по . лет взял томик стихав Есенина, са мото земного и человечного поэта» записал 2 декабря 1972 года в кни ге посетителей музея С. А. Есенина в Кснстантннове Георгид Береговой В той записи говорится: «С есенин ской п.йоаией не расстаются самые героическке люди нашего времени — космонавты». На той .встрече в редакции. «Прав ды» я попросил Юрия Алексеевича сделать надпись на книге Есенина. И он написал: «Люблю стихи Сергея Есенина и уважаю его как человека, любящего Россию-мать. . Гагарин, 19.04.61 г.» В немногих словах он сказал о са мой сути есешшских стихов, об их ЖИВОЙ душе. ■ Во время другой встречи — в кон цёртном зале гостшищы «Юность» я передал привет от его близкого дру га Героя Советского Союза Сергея Александровича Борзенко. Писатель правдист — страстный почитатель Есенина — собирался тогда свозить космонавта в Константиново; — Вот ведь как жаль! — сокру шался Гагарин. — Никак не удается выбраться в заветные места. Звонит Сергей Александрович — я занят. А как хочется там побывать, покло ниться любви поэта — его отчему краю... — Вам сам бог велел там побы вать, — вставил я. — Борзенко не зря считает, что вы похожи на Есе- - нина... — Ну, ребята, это уж слишком!-- рассмеялся Гагарин. —. Скорее мой друг Герман Титов... У него и черты лица вроде потоньше моих, и Ек;е- нина он любит не меньше. «Божественная лирика» — такие слова Титов написал на хранящемся у меня томике Есенина из «Библио теки .советской поэзии». Позже о разговоре с Гагариным л рассказал поэту Якову Белинскому. Вскоре он принес мне для сборника «Поэты о Есенине» стихотворение «Под звездами». Нежданная радость прозрения, вгляделись, и вдруг узнаем: Гагарин похож, на Есенина — улыбкой, походкой, лицом, пронзительной ясностью взгляда, -уменьем — во всем — до конца!.. Навстречу грядущему рядом с высокого схюдят крыльца... Им счастье полета подарено — спеши - - и простором дыши! Есенин похож на Гагарина всем риском, всей- ширью души... Случайность? . А. может, иное... К . звену примыкает звено. Небесное и земное — по высшему смыслу одно... Божественная, по ооределенню Германа Титова, лирика Сергея Есе нина-обрела свое возвышенное каче ство именно в постижении высот зем ных, не менее труднодост 5 Т 1 нь 1 х, чем небебные. -г- А где ж, поэзия, твой космос? — Да в человеческой душе. Так в емких стихах выразил эту мысль земляк первого космонавта поэт Николай Рыленков. Принимая их, мы -можем сказать, что Есенин тоже проник в свой, земной космос — человеческую душу — и поведал о ней все, что удалось ему узнать в ее бездонных глубинах. Встречаясь с молодежью, космо навты с гордостью говорят о неисчер паемом богатстве '^вств, наполня ющих произведения Пушкина й Лер монтова, Кольцова и Некрасова. Бло ка и Маяковского... В этом же ряду — Есенин. Поэту ведомы еле замет ные движения души, исполненной то радости, то печали. знает, как от кликается сердце на первые робкие прикосновения к девичьей руке, как тяжело сознанье измены или безот ветной любви. В его стихах светло и просторно от ощущения полноты бы тия, в его стихах горестно и тескли во от сознания непрочности счастья, краткости жизни. Нежность к матери и к земле, которые вспоили его и вскормили... Милосер^дие ко всему жггвому... Да разве назовешь то, что никогда не стареет, и прикосновение к чему всегда живительно и трепет но. - Читая стихи Есенина, побьгоав на его родине, пишут летчики-космонав ты Олег Макаров и Николай Рука вишников, «мы семи становимся чи ще и лучше, мы по-иному начинаем,, смотреть на лщр, и наша суетная, полная звона и прома техническая жизнь приобретает для нас совсем новый'смысл и значение». В том же стихотворении Якова Бе линского «К звездам» Гагарий и Есе нин сходят с высокого крыльца — и дальше — тропинкой заречной, сияющим березняком, дорога бежит в бесконечность, в пути веселее вдвоем. А небо сирени синее, в нем — звездное веретено, — _и Юрию и Сергею все это открылось давно... Это, — так. На Выставке достижений народно го хозяйства'в павильоне «Космос» в эти дни разЕб 1 жута экспозиция «Человек, разум. Вселенная. НЛО и его проблемы». Здесь, пш 1 имо разно образных экспонатов, ^ портреты писателей, мыслителей, ученых: Кон стантина Циолковского, Федора До стоевского, Николая Федорова, Вла димира Вернадского. Они — каждый в меру своих сил >— старались мыс ленно проникнуть в бескрацность все ленной. И чут же — фотография Сергея Екеяина. Чудесное соседство! «...Наших предков сильно беспоко ила тайна мироздания. Они перепро бовали почти все двери, ведущие к ней, и оставили нам много прекрас нейших ключей и отмычек, которые мы бережно храним в музеях нашей словесной памяти». Эти строки помещены рядом е фо тографией. Поистине, не только зем ное, но и небесное было открыто Есе нину. Совсем молодому Есенину: ведь «Ключи Марии» были написаны двад цатидвухлетним поэтом! Из ТОЙ ж е статьи: «Человек есть ни бо.тьше, ни меньше, как чаша кос мических обособленностей». Дальше Есения дает свое толкование букв ал фавита: ижнз^а, фита, яз, выявляя их космическое значение. Вывод д.тя то го времени смелый, даже фантасти ческий: «Пространство будет побеш дено... и чеяювечествво будет перекли каться с земли не только с близкими шиу по планетам спутниками, а и со всем миром в его необъятности». Такие же прозрения можно найти и в его стихах, например, в «Панто краторе» (февраль 1919): «О, дай нам с земньши ключами предстать у ворот золотых». Так мыслил Есенин. «Не только лирически, но и космически», — ска зал Леонад' Мартынов. Не случайно одна из глав недавно выпущенной «Советским писателем» книги Кон стантина Кедрова «Поэтический кос мос» названа есенинскими словами; «Чаша космических'обособленностей». Поэтический космос... От этого по нятия неотделима рязанская земля — родина Циолковского и Есенина. Отсюда начал свой путь летчик-кос монавт СССР Владимир Аксенов. И ■знаменательно, что именно в Рязани в сентябре этого года проведена все союзная конференция на тему, кото рую для краткости -можно назвать «Космос —_ народному хозяйству». Книги Циолковского и Есенина — двух великих рязанцев, ценимы во всем мире. Но с особым .чувством их берут в руки наши космонавты. Для них эти книги — постоянные спутни ки жизни. Когда-то Б «Ключах Марии», гово ря о коньках, ^жрашавшиx крьшш в русских деревнях, Есенин писал, что это не простое удорочье, а «великая зяачная эпопея исходу миру и назна чению человека». В мифологии многих народов конь «есть знак устремления, но только один русский мужик дога дался посадить его к себе на крышу, подобляя свою хату под ним колесни це». Читаешь это, и сам собою прихо дит на память день 12 апреля 1961 года и возг.тас сына русского кресть янина, впервые отправлявшегося в небывалую дорогу: — Поехали! Мужественные люди в оранжевых скафандрах уходят в небо. Работают в небе ради жизни на планете, ради будущего человечества, утверждения чувства рода земного, чувства, спо собного сблшкать народы и нации, а- не разъединять их. Высоки орбиты кораблей, но серд ца космонавтов не отрываются от земли. «На земле — милее»', — повторил однажды Гагарин есенинскую стро ку. И они в крице концов опускают ся в родные объятья на землю, что бы до слез радоваться весенней наш не, видеть окутанную сизой дымкой деревню и приветливо махать рукой стоящим неподалеку женщине и де вочке, перебирающей хохолок еще несмьппленого пятнистого теленка...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz