Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

10 ЛЕНИНЕЦ 21 октября 1989 г. КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ в Ко 3.2 «Ленинца» в р^'брике «Рассудите нас,, люди!» прочита­ ла письмо женщины по имени Ве ра о том, в какое тяж&лое поло­ жение она попала, не дождавшись парня из армии и оставшись после смерти мужа одна с больным р е ­ бенком. Все это время не на!хо}ку себе покоя Тут все чувства смешались: и жалость, и беспокойство, и чув­ ство стыда за старшее поколение, за близких людей этой женщины. Я очень хотела бы встретиться с этой МОЛОДОЙ мамой, помочь ей, чем смогу, поддержать в трудную мин 5 ’'ту. Я встречаю нередко мам, у ко­ торых родился уже, второй ребе нок, и они в такой же растерян­ ности, как-будто и не было опыта. Так что понимаю эту молодую ма­ му, ее тревоги и слезы. Но ребенок родился, он не зна­ ет, как трудно родителям и мо­ рально, и материально, и физичес­ ки. Он пока один, он пока знает только себя и свои проблемы, он требует любви и ухода. Он не ви­ новат, что трудно его маме, он не знает, что у него тяжелый недуг. Можем ли мы, родители, бросить его и заниматься только своей ду­ шевной болью? Нет! И из письма я вижу, что эта женщина может найти в себе силы и отдать себя только ему. Я понимаю, как этой молодой маме тяжело без люби­ мого, без поддержки родителей поднимать на ноги своего малень­ кого беззащитного младенца. Все силы, оставшиеся силы, от­ дай ему, ты увидишь, как он бу­ дет любить тебя и оберегать. Вот только чуть-чуть подрастет. Тебе вдвойне тяж ело , что он болен. Про­ шу тебя, не отчаивайся! КонсVль тируйся с врачами, переписывайся С клиниками всего Союза. Пока есть надежда в тебе, ему ничего не 5 'грожает. Ты пишешь, что раскаиваешься в том, что резко изменила свою жизнь, но Павел все равнсг ходит к тебе. А раз .так, значит, ничего плохого ты не сделала. Не_ мучь себя! Если ходит, значит, понима­ ет тебя, .хочет помочь, а, может, все еще .любит. А то, что пьет... Но ведь он тоже сейчас расте­ рянности. Попытайтесь ДР> 1 г дру­ гу помочь. Если нет к нему чувств, душа остыла, все равно не гони его. ведь он единственный пока, кто не оставляет тебя наедине с твоим горем. Родителей, я честно напишу, по­ нять не могу. Отказаться от доче­ ри и внука, когда им тяжело, это что-то новое в нашем обществе. Испокон веков бабушки были да­ же ближе к внукам, чем родители. Трудно поверить, что женщина, .любившая свою дочь, не будет любить своего внука. А вообще-то самое главное — не вешать носа, жизнь полосатая, как зебра, и после той черной по­ лосы (вот увидишь!) будет белая. Ребенок у тебя есть. Живой! Ты очень счастливая, что ты не одна. Это большое счастье, что вас двое, ты поймешь со временем, только за счастье надо воевать. Галина ШАЛЬНЕВА , мать троих детей. ОТ РЕДАКЦИН; Таких писем в поддержку Веры в нашей почте не:* 1 ало, так что. если она захочет найти опору, настоящих друзей, цель эта вполне достижима. Юридический ликбез Гарантируется Невостребованное... в одной из комнат . редак­ ции хранится архив. Это. пух­ лые папки с уже изученной читательской почтой. Мы часто' пользуемся архивом,,, чтобы освежить для нового матери­ ала прежние, подсказанные читателем ситуации, . просто «набраться эмоций» от умно­ го и доброго письма. Ведь читать почту — все равно, что общаться с человеком. Часто развязываются тесем­ ки пу.хлых архивных папок. Невостребованной, как пра­ вило, остается одна там нет адресов, там подписыва­ ются «Вандами», «аврорами», «алисами». Эти письма «про любовь».' Поэты, конечно нас осудят.- Ведь ничего нет выше и до­ стойнее любви. Ведь вся исто­ рия человечества утвержда­ лась через гамму этого чувст­ ва — любви мужчины и жен­ щины, любви матеоинской или христианской... П-ростите нас, поэты. Но читать эти пись­ ма невозможно. Слово «лю­ бовь» употребляется в них действительно часто. Но ря­ дом стоят такие словосочета­ ния! Как на.зло, в этих пись­ мах хромает синтаксис. Как назло «не» пишется с глаго­ лом СЛИТНО'. И если полностью положиться на эти послания, получится, что влюбляются то.пько ограниченные, .малогра­ мотные люди. В этом утверждении, конеч­ но), нужны ссылки. Но доволь­ но трудно решиться на цити­ рование этих писем о «прекрас­ ном и вечном»: «подлец на­ шел другз'ю чувиху», «я не легла с ним, и он ушел», «я хотела перерезать вену, а па­ рень порвал мне юбку»... Мож­ но, конечно, сказать, что опи­ саны шекспировские страсти, экстремальные ситуации и глобальные чувства. Может быть. Но если у Шекспира они подняты до высоты катар­ сиса, то здесь, простите, опу­ щены до бульварной брани. И разница, конечно, не в умении поэта рифмовать свои строки. Его герои иначе видели собы­ тия, разговор велся на прин­ ципиально другом уровне — высоте воспитания чувств. Для чего мы столько лет подряд заучиваем в школах «Письмо» пушкинской Татья­ ны? Наверное, первый из мен­ торов, кому это пришло в го­ лову, хотел достичь двоякого успеха; познакомить с эписто­ лярным жанром и его лучшей поэтической формой. Хотел упростить задачу знакомства с эпистолярным наследием ве­ ка — ведь рифмованные стро­ ки запоминаются легче. Пись­ мо действительно «заучили». Но оторванное от своей почвы, оно стало не больше, чем школярским шаблоном. Когда я беседовала с вы­ пускницей Смольного инсти­ тута Т. Е. Кранц, она расска­ зывала, как учили ее поколе­ ние писать письма. Владение эпистолой было необходимо для обра.зовамнпго человека. Я листа-ча потом гимназтгчес- кне а.тьбомы .Татьяны Евгень­ евны --- с изящными СТИХО'- творными надписями и легким росчерком виньеток. Зачем ну­ жен был ..этот «труд»? Отчего- дамы её поколения, отправ­ ляясь в путешествие, брали с собой дневники, альбомы, ак­ варель? Наверное, они понимали, что каждое чувство нуждает­ ся в достойной форме выра­ жения и запоминания — изящ ном ли стиле, акварельном движении. ,А когда такового не находится, событие уходит, растворяется, тает. В южных городах можно ви­ деть фотографов с целым на­ бором старинных бальных платьев. Их всегда окружают стайки молодых людей. Де­ вушки с удовольствием натя­ гивают на джинсы легкую ткань и потом раздаривают эти фотокарточки. В этом ма­ скараде, конечно, живет своя нелепость. Но есть и нечто большее — тоска по уходя­ щему. по вечному лицу женст­ венности. Эта- узкая талия, этот приспущенный рукав... - Критерии чувств, как и об­ раз женственности, оказались долговечнее .моды' Мы верим искренности бабхтпкиных фо тографий потому, что служе­ нию Их эмоциям подчинена целая эстетика — лучшее из созданного столетием. Можно, конечно, говорить, что сейчас обмельчала не толь­ ко эстетика, но и наши чув­ ства. Именно на это обычно сетуют письма «алис» и «ванд». Можно говорить, что жизнь оставила мало шансов — муж­ чине сохранить качества «су- ,-даря», а девушке остаться ба рышней с изящной баб^таки- ной фотографии. Нас замучи­ ла спешка и автобусные скло КИ. - Но отчего тогда тоскуе-гся по прежнему чувству? Зачем продолжаем, «мерить» деву­ шек образом Джульетты, а мужчин сравнивать с героями Дюма? Мы требуем от своего из­ бранника не меньше, че.м ве­ ковых эмоций. И ищем потом в растепянности посредника для объяснения «ошибок». Ищем третьего, кто подтвер­ дил бы « д а , . он виноват». Только не проходит от этого своя вина за то, что не полу­ чилось, прошло мимо. «Я полюбила его в пионер ском лагере, — пишет нам Лена. (Сохраняем стилистику и орфографию письма. —Т. Щ.) Мы с ним часто гуляли, и вроде бы все нормально. Но я еще нёзнала тогда, какие могут быть подлецы. Б горо­ де день за днем он стал при­ ходить реже и вскоре совсем исчез. Я очень ревнивая на такие моменты. И я решила написать ему, у меня не было больше шанса или узнать всю правду, или попрежнему . как говориться играть в любовь! Через нес­ колько дней после моего пись ма, он явился как по вызову. Он конечно закричал: «К,ак ты могла до такого додумать ся? И ушел, лучше бы он ска зал, да, у меня есть девченка лучше тебя. Та нет, он про­ сто ушел. «Ленинец!» Кто виноват — я или он?». «Весной встретила парня, полюбила. Мы уже говорили о свадьбе. Потом, спустя че­ тыре месяца он вдруг исчез. Оказалось, уехал на . Урал. Как же так можно; четыре месяца рассказывать сказки о любви, а потом уехать не попрощавшись. Я теперь оста­ лась одна, а мне уже 20 лет. Утешает только то, что не ле­ гла я с ним в постель. А мо­ жет в этом моя ошибка?» Я привела здесь отрывки только из двух писем. Пото­ му что они, как близнецы, по­ хожи на всю нашу почту. Я. конечно, серьезно отношусь к автора.м. Но... Можно рассказывать бытовые исто­ рии, щелкая семечки на пол и упоминать при этом слово «любовь». Только будет ли это настоящим чувством? В письмах часто спрашива­ ют совета. Хотя в них нет об­ ратного адреса н написаны они больше для того, чтобы выговориться, сказать, что «он подлец». Утвердить на бумаге свою правоту — «не легла с ним в постель». Наверное, больше некому сказать этих слов. Тот, кому предназначе­ ны первые, «до разрыва» объ­ яснения, ушел. И остались от «космического» некогда чувст­ ва — редакционные письма с «осколками» с прежних эмоций. Уход ■близкого , человека — всегда боль. Но даже--ее вы ражение — это единое целое с прежним чувством. -По нему можно судить о целостном ощущении любви. Гении и про­ стые смертные во все вре­ мена несли любимому л-учшее, что находили в себе и в мире. И находили силы даже -уходя­ щему принести достойный дар. В областной библиотеке есть книга, которая всегда на ру­ ках, «Что движет солнце и светила». Это книга любви. Письма' Элоизы к Абеляру, Байрона и Терезы Гвиччиоли, Гюго и Жюльетты Друэ. Их отношения вобрали в себя, микрокосмос души. Наверное, поэтому мы читаем их перепи­ ску даже спустя столетия. ...В одной из редакционных комнат хранится наш архив. В одной из папок — письма о невостребованной любви. Мы часто возвращаемся к ар­ хивной почте — вспомнить ин­ тересную ситуацию, просто по­ общаться с хорошим пись­ мом... Но почему-то редко кто заглядывает в папку «с лю­ бовью». Не востребована? Т. ЩЕГЛОВА. Не до^у-кается привлече ние к работам в ночное вре­ мя, к сверхурочным работам в выходные дни и направление в командировку беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до двух лет. Женщины, имеющие детей в возрасте до восьми лет, не могут привлекаться к сверх­ урочным работам или направ­ ляться в командировку без их согласия. (Статья 69 Основ законода­ тельства Союза ССР и союз­ ных республик о труде в ре­ дакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1987 г.) Молодым специалистам-жен ■ шинам после окончания выс­ ших и средних специальных учебных заведений по их просьбе работа предоставляется по месту постоянного жи-гель- ства семьи (мужа, родителей), если на момент окончания учебного заведения они были беременны, либо кормили ре­ бенка грудью, или имели ре бенка в возрасте до года. (Положение о межреспубли­ канском, межведомственном и персональном распределении молодых специалистов, окан­ чивающих высшие и средние специальные учебные заведе­ ния, утвержденное Госпланом СССР и Гострудом СССР 22 июля 1980 г. по согласованию с Минюстом СССР. (Бюлле- ' тень нормативных актов ми­ нистерств и ведомств СССР. 1981, № 5). При распределении после окончания аспирантуры бёре менных женщин, женщин кор­ мящих грудью или имеющих детей в возрасте до одного года, им предоставляются те же льготы, что и женщинам, оканчивающим вузы и средние специальные учебные заведе- (Пункты И , 13, 14 Положе­ ния о распределении лиц, оканчивающих аспирантуру с о-грывом от производства, ут­ вержденного постановлением государственного комитета Совета Минис-гров СССР по науке и технике от 20 февра­ ля 1970 г. № 41). (Бюллетень Минвуза СССР, 1970, № 9). Женщинам, занятым до мо­ мента наступления отпуска по беременности и родам в про­ изводствах, профессиях и дол­ жностях, дающих право на бесплатное получение лечебно- профилактического питания, последнее выдается на все вре­ мя отпуска по ■беременности и родам. Если беременные жен­ щины в соответствии с вра­ чебным заключением перево­ дятся на другую работу с целью устранения контакта с продуктами, вредными для здоровья, до наступления ука­ занного отпуска лечебно-про­ филактическое питание выда­ ется им на все время до и в период отпуска по беременно­ сти и родам. При переводе на другую работу по указанным причинам матерей, кормящих грудью, и : женщин, имеющих детей в возрасте до одного го­ да, лечебно-профилактическое питание выдается им на весь период кормления или до дО; стижения ребенком возраста одного года. При невозможности получе­ ния женщинами по состоянию здоровья или из-за удаленно­ сти местожительства лечебно- профилактического питания в столовой допускается выдача им этого питания на дом в виде готовых блюд. ( Пункты 4 «д» Правил бес­ платной выдачи лечебно-про­ филактического питания, ут вержденных постановлением Госкомтруда СССР и Прези­ диума ВЦСПС от 7 января 1977 г. № 4—11 1).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz