Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
2 ! о к т я б р я 1989 г. I#'* ,.1 ,Ч ’ '!: 1 й +! ^ ' ’ Ч И т ' 1 - ЛРНИНРЦ Ф 7 «КОГДА НАРОЫД В ВЕЛИКУЮ СЕМЬЮ СОЕДИНЯТСЯ...» в Высшей комсомольской школе МНС 'ове.. 1 ос'. учиться вместе с ребятами Союза поль ской сельской молодежи , — учителями, работниками тор говли, студентами, журналис тами. Работники советских «мбло- дежек», не знавшие польско го, без труда находили общий, язык с поляками. Простота, открытостьотношений помо гали нам понять лучше друг друга. Короткое знакомство помо гло не только лучше узнать друг друга, но и приковало наше взаимное внимание к переменам в Польше и СССР. Вполне понятен интерес к соседней стране: там переме ны в экономике, политике. Перед отъездом в Польшу узнал и об антисоветских вы ступлениях в Кракове, осквер ненных могилах советских во инов. И даж е на вокзале в Катовице приходилось слы шать нечто нелицеприятное в отно 1 шенни нашего правитель ства. Все время пребывания в Польше искал ответ на един ственный вопрос: почему ан тирусские настроения полоши ли продолжение и стали ан тисоветскими? Д аж е новая история была неблагосклонна по отношению к нашим народам. Совсем не давно мы узнали совсем дру гие подробности о со'ветско- польской войне 1920 года. (В домах, где мы были, поляки с гордостью хранят бюсты мар шала Пилсудского, спустя де сятилетия ставшего нацио нальным героем). Много пи шется в Польше о пакте Ри- бентропа — Молотова. Для нас — русских, украинцев, бело русов , символом сожженных деревень была Хатынь. Но те перь мы узнали о деревне с созвучным названием Ка тынь, что в Смоленской облас ти. Здесь полегли тысячи поль ских офицеров., И другое зло действо предано оглашению^ расстрел мирной демонстрации белорусов под Косово-Полес- ском. Но помнят поляки, как в годы войны сражались бок о бок с советскими солдатами. Вместе с армиями войска Польского в составе 1-го и 2-го Белорусских фронтов липчане освооож.далк многострадальную землю В ппелевоонинр т з м няпш зем.тяки-металлгргй сгро или комбинат в Катовице. Но вместе с братской пбмотьк? поляки импортировали стали низм н брежневщину, Пос.д смерти «вождя . народов» назва ние Катовице было связано с именем Сталина' недо.тго — до пятьдесят . шестого. Застой ные явления привели как в по литике, так и в экономике к кризису. Поэтому демократические выступления получили широкое распространение в стране рань ше, чем у нас. Но им на сме ну пришло военное положение ■Мои польские знакомые рас сказывали о то.м трудном вре мени, показывали места, где стояли военные кордоны. Брат моего коллеги Анджея Бенбен Гжешек, ныне секретарь коми тета «Солидарности» ткацкой фабрики «Политекс», четыре месяцд находился под арестом. Родители и друзья считали парня без вести пропавшим. Д а и нашим советским демо кратам, названным диссиден тами, в те времена бы.то не легче. Вслед за выборами в Верховный Совет СССР, про шли выборы и в польский сейм. С представителями оппо зиции поляки связали надежды на будущее. Но это лишь вре менное утешение. Польский на род понимает, что сегодня, как никогда, нужны конкрет ные предложения для выхода из кризиса. С весны в Польше действу ют свободные рыночные отно шения в сфере торговли^ Прин цип ясен каждому: покупа тельский спрос должен опре делять цену, а не издержки . производства. Но поляки на себе ощутили, что в условиях дефицита экономика не может развиваться без администри рования, иначе новый меха низм ведет к росту цен, вымы ванию дешевого товара, инф ляции. Переход на свободную торговлю ударил по карманам малообеспеченных людей — пенсионеров, инвалидов:’ Как пройти к дому нашего зникомого, разъяснила пани Бож’ёна, женщина пенсйонно.го возраста. Указав маршрут, она пошла занимать очередь за хлебом в государственньш м а газин. Уже в пять утра перед дверями гастронома стояло людей не меньше, чем у - пас недавно в винные отделы. (3 нч- 1 !г.тт, 1 х «ягминм»' МО бывает очередей. Товара . — глаза разбегаются. Но не каж дый имеет возможность купить там то, что пожелает. Тем са-, .мым нарушается принцип со циальной справедливости. Ес ли у нас льготами при обеспе чении пользуются инвалиды, ветераны и участники войны, то в Польше ценятся уже не заслуги, а деньги. С изменениями в экономике поляки -.потеряли хъереннос-ть ■в завтрашнем дне. Сегодня многие не знают, как жить завтра. Неизвестно, что и сколько будет стоить и будет ли вообще в наличии тот или иной товар. Единственная точ ная примета — пропало что-то на время с прилавков магази нов — обязательно подорожа: ет. Поэтому поляки покупают многое' впрок. Все пригодится. Не пригодится — подорожает, тогда и продать будет выгод нее. В таком подходе они не видят ничего нарушающего нравственные принципы. «Коль государство не может обеспе чить людей По необходимости, то каждый имеет моральное право заниматься самообеспе чением», _ считают поляки. Рынки, некогда называвшие ся «черными», теперь — «сво бодные» я работают , каждый день. На п.тощадв, напомина ющей нашу толкучку, можно купить от «кассетников» до валюты. - В цене доллары и западногерманские марки. А з.лотые, некогда бывшие золо тыми, выпускаются без изоб ражений политических деяте лей, меньшим размером и из дешевого металла. Растут це ны — обесценивается польская валюта. Как ни странно. рассвет стране предсказали не эконо- -листы советский астролог: Оп вычисля.ч по гороскопу, что в : 200-3 году в Польше начнет ся подъем. Но народ сомнева ется: «Не закончатся ли се годняшние перемены граждан ской войной»? К сожаленнкт, высказываются даже такие предположения. Они не безос новательны. Различия между обеспеченными и людьми, жи вущими на «пороге бедности», увеличиваются. Рабочие толь ко посредством крайних мер добиваются увеличения зар платы. Забастовки стали на столько обычным явлением, что местная пресса рассказывает о них в кратких информациях. Д аж е ксендзы во время про поведей затрагивают эконо мическое и политическое по^- ложение в стране. : Кстати, поляки в большин стве своем народ верующий. Д ля многих религия — часть духовной ку.тьтуры. Не счи тается аполитичным поступ ком, если в праздники пер вый секретарь райкома идет в костел. Основной обряд для молодоженов проходит не в загсе, а в костеле. Строятся новые костелы. С уважением относятся поляки и к другой вере — православной. И у нас поднимаются из руин, церк ви. меняется отношение к ре лигии. Близки традиции, культуры наших народов. ’Польку танцу-, ют в России, и те же песни поют не то.пько на фестивалях в Сопоте или Витебске, но и за праздничным .столом. Всег да счита.т песню из . кинофиль ма «Юность Максима» «на шей», а она оказывается роди лась в Польше. Может, ошиба ются поляки? Настолько пе- реп.челись наши традиции, что •трудно определить где, что. у .кого лучше. Так же. как и русские, . гостеприимны по ляки. В семье шахтеров Богда на Чубера и Ява Сойки, род ственников .Анджея и Беаты Бенбен, Лешека Хлосты, не давно вернувшегося ,с между- .яародных соревнований из Москвы, у местных кинемато графистов -и. в союзе сельской молодежи всегда ощущалась теплая дружеская атмосфера. Особенно надолго .запомнится польская свадьба Вожены и Гжешека. И просто не верилось, что в Польше есть те.' кто подогре вает , национальную рознь. Но как верно заметил Анджей: «.В семье не без урода». Экстре мистские организации не вы ражают общего настроения по ляков. Но' они есть. Налаживание наших ■ дру жеских связей сегодня видится на основе общечеловеческих отношений. Поэтому, уезжая в Польшу: взял пнсь.ма от обл- спорткомитета, Союза непро фессиональных , кияематогра • фистав, от обкома ДОСААФ и ОК ВЛКСМ, молодежного центра «Спектр» я редакции «Ленинец». В родственных ор ганизациях Катовйц липчане получили поддержку. Пред седатель воеводского управ ления сою-зя сельской молодо 'ж и 'Яц ек : Косматы предложил наладить партнерские отно шения с молодежными цент рами области. — Формирую студенческие бригады для работы в ЧССР, но такие группы мы могли бы направить н в Липецкую- об.часть, — высказался пре подаватель института ПОЛЕ- технических наук Эдвард Кусь. Немало и других путей со- трудничеств как деловых, так и туристических. Опыт в этом отношении у польского союза уже появился. Молодежная организация заключила дого вор о децентра.дизованном. о б - мене с одним из райкомов ВЛКСМ Тюмени. С первой делегацией, сформированной из комсомольских работников, побывал на вечере дружбы в одном из сел. Пришлось убе диться еще раз в гостеприим стве поляков, И комсомоль ские работники, судя по рас сказам, остались довольны. Ре бята подружились с семьями, нашли вдали от родного дома друзей. Что может быть луч ше?! Думается, такие же свя зи установятся между поль ским союзом и липецкой мо лодежью. Так предполагать есть все основания. Из Като- виц привез в Липецкий обком комсомола приглашение, В Польше ждут липецкую де легацию. ...Перед отъездом побывал в К1закове. На торговой площа ди у памятника Мицкевичу, где еще недавно прокодили ■ антисоветски^ выступления нелегального молодежного союза, дети играли с «самыми известными голубями» в Евро пе. Сльгшались польские и русские • голоса. Символично. Подумалось: главное, чтобы дети наших стран всегда были в.месте, вспомнились слова Пушкина, написанные' от име ни Мицкевича, мечтавшего о . том времени, «...когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся». Сегодня поляки, как и мы, мечтают о создании общеевропейского д о ма. А в великую семью наши народы соединятся только «распри позабыв», найдя в соседней стране надежных дру-. Ю. КРАСНИКОВ. Катовице—Липецк. , Фото автора и Анджея "Бенбен, журналиста газеты союза польской сельской молодежи «Зажеве». ОТ РЕДАКЦИИ: Если вы хотите установить деловые, личные связи с родственными организациями, обществами, союзами, коллективами пред приятий, напишите, с кем вы хотели бы познакомиться, К каком плане сотрудничать. Ва ши письма будут переданы в Селезское воеводское управ ление Союза сельской молоде жи и опубликованы в газете
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz