Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
21 октября 1989 г. « • ЛЕНИНЕЦ ТОЧКА ЗРЕНИЯ я в не таком уж даль нем прошлом студент. Четы ре года, -ЧТО провел в стенах нашего родного Липецкого пединститута, — сейчас вспо минаются прямо, как сказка — жили весело, интересно, насыщенно, хоть и в застой ные годы. Именно, как сказ ка, потому что по сути — многого Не знали, о многом не задумывались, на очень многое просто махали рукой... Но нынче-то на дворе — вре мя раздумий, чаще всего не очень веселых, время по исков, выхода из лабиринта проблем, что принес бездум ный оптимизм застоя. Как вы уже знаете, чита тель, в стране идет подготов ка к Всесоюзному студенче скому форуму. Сейчас начал свою работу Липецкий обла стной форум студентов. На базе отдыха чГолубая даль*> собрались представители уча щейся молодежи от всех ву зов и техникумов нашей об ласти. чтобы определиться со своими проблемами, скоор динировать усилия для их решения. Подготовительный комитет задумал устроить студентам «живую«> встречу с руководителями партий ных, советских, профсоюз ных органов, управлений и предприятий, связанных с ву зами и ссузами профессио нальной спецификой. Дейст вуют тематические дискусси онные центры, взявшие за основу обсуждение «боле вых» точек студенческой жизни по самым разным на- .правлениям. О наиболее ин тересных моментах форума, мы расскажем в одном ' из ближайших номеров «Ленин ца», а пока..., А пока давайте задумаем ся, почему процесс демокра тизации в вузах и ссузах идет не всегда гладко? “Ко нечно, изменения в лучшую сторону есть, и мы о них писали. В вузах нашей об ласти студенты, выбранные своими товарищами, введены в состав ученых советов, они стали полномочными представителями в приемных. действию, к «обязаловке», позиция «премудрого песка ря» — не высовываться — вот такой «наборчик». До сих пор многие студенты не знают своих прав, не стре мятся их узнать, а тем бо лее реализовать. Спору нет, УЧИТЬСЯ РЕАЛИЯМ ЖИЗНИ стипендиальных комиссиях, участвуют в распределении молодых специалистов. По сравнению с прошлыми го дами студенчество уже не «безголосо» и при выборе руководства институтом, в том числе и ректора. Сту денты имеют право оцени вать работу своих препода вателей, вплоть до их заме ны. Активнее стали рабо тать комитеты ВЛКСМ, и в первую очередь — по защи те прав своих членов. Но наряду с этими, без условно положительными мо ментами не только в средне специальных учебных заведе ниях, где в большинстве сво ем учащиеся — несовершен нолетние, а стало быть, толь ко-только обретающие свою жизненную позицию, но и в институтах остается немало балласта. Незаинтересован ность многих студентов и учащихся, привычка к без- такой сту; — во даюгом следствие кон сервативного мышления ря да представителей, их него товность к диалогу «на рав ных» с молодежью. Но, с другой-то стороны — зача стую поступление в вуз для; того, чтобы только получить «корочку», не-только незна ние «азов, но и полное рав нодушие к «выбранной» про фессии. Конечно же, главная зада ча студентов — учиться. Но учиться будущей профессии в тесной связи с реальной жизнью. Уверен, ежегодная педагогическая практика, да еще в убогих условиях ^ л ь - шинства наших сельских школ все расставила бы на свой места; учитель по при званию работал бы в школе,' «случайный» — призаду мался о более ему подходя щей профессии... Я отнюдь Н е замалчиваю все социально-бытовые про блемы учащейся молодежи, о них уже говорено-перегово- рено. Но вот из всех них уже долго-долго не дает по коя одна; студенческие проф комы. Не хочу долго изли вать гнев на них за бездея тельность, за практически не участие в жизни вуза. Про сто интересно, а чтю же это такое? Вроде бы все ясно; поступили в институт, избра ли в группе профорга, он за вел на каждого красные кни жечки-профбилеты. В моем лично значилась —• член профсоюза работников на родного образования. Когда Же пришел в школу — ока залось, что предыдущие го ды моего членства в том же самом профсоюзе — пшик, вроде их и не было! Пр«)ф- союзный стаж начал новый отсчет, К чему тогда все эти билеты с официальными штампами? Может, и не ну жен он институту, этот эфемерный союз? Или орга низовать действительно чис- сто студенческий профком, чтобы хоть потом недоразу мений Не было?.. Вопросы, вопросы. От них никуда Не деться. Переста нет ли многомиллионная ар мия студентов быть неак тивной,, обездоленной, непод готовленной к «жесткой дей ствительности», разочарован ной? Во многом это зависит от предстоящего Всесоюзно го форума студентов; пре-, вратится ли он в еще одно помпезное мероприятие или, пусть не все сразу, но решит, вернет молодым уверенность в своей значимости и силе, станет в . хорошем смысле слова реальной школой жиз ни. Все может" быть, но да вайте надеяться на лучшее. А. ША^ВНЕВ, Посвящение в студенты Посвящеяне первокурсни ков' в студенты традици онное в педагогическом ин ституте мероприятие, оно завершает Неделю перво курсника, в ходе которой не давние абитуриенты знако мятся с деканатами, общест венными организациями, ад министрацией института. В нынешне.м году 706 че ловек стали главными дей ствующими лицами веселого н шумного праздника Посвя щения. Он проходил в ДК профсоюзов. Програтму праздника подготовил сту денческий клуб. Она вред став,тяла собой своеобразный репортаж со студенческого кинофестиваля, С юмором .ведущие рассказывали о каждом этапе жизни студея- та в институте После праздника перво курсники стали самыми на стоящими студептз«.ч. Мм иоздраваяе.м их; Фото В. Кулика. ВСЕСОЮЗНОЕ СТУДЕНЧЕСТВО: ЦИФРЫ И ФАКТЫ В 896 высших и 4482 средних спе циальных учебных заведениях обу чается более 5,5 млн. студент<ш в учащихся. * * * В целом студенчество не удовлет ворено ходом перестройки высшего и среднего специального образования, около половины опрошенных (48,8 процента) считают ее результаты не значительными, каждый пятый (21,6 процента) не внднт результатов вооб ще, 3,5 процента отмечают пере стройка ухудшала дела в вузе в только каждый десятый (13,7 дро- цента) отмечает положительные из менения. Организация учебного про цесса в высшей школе удовлетворяет 19,7 процента, не иолностью удовлет воряет — 82 процента, не удовлетво ряет полностью — 17,5 процента от решенных студентов. Основная часть опрошенных (8Т процентов) поддерживает акпшное участие студентов в управлении де- лами вуза, однако считают это уча стие пока малоэффективным. * * * По мнению студенческой молоде-^ жи, широкое распространение в ее среде получили также негативные проявления, как недобросовестное от ношение к учебе н труду (указали 74,2 процента опрошенных), потре^- тельское отношение к жязнн (47,0 процента), эгоизм (52,5 процента), пьянство (47,0 процента), спекуляция (44,3 процента), проституция (31,2 процента), наркомания н токсикома ния (14,3 процента). Самооценка ов- рошенных подтверждает, что уровень наиболее опасных негативных прояв лений среди студенчества достаточно^ высок. В 1987—1988 годах в ряде вме- ших я средних специальных учебных заведений отмечены нздевательсгаа над первокурсннкамн, появления «де довщины» в общежитиях, случав немотивированной жестокости. * * * Результаты социологических иссле дований показывают, что большинст во студентов считает необходиныш для повышения авторитета комсомо ла борьбу с формализмом н №рокра- тизмом (65 процентов), активизацию участия в решении социальных про блем студентов (59 процентов). =*= * * По подсчетам социологов, средне годовой доход студента, получающего стипендию, составляет 472 рубля, что значительно ниже прожиточного ми нимума. Однако каждый четверхь^ студент высшего и учащийся средне го специального учебного заведенвя вообще не получает стипендию. 9 процентов учащихся полностью ялн частично пребывают в течение всего периода обучения нередко в возрасте до 23—25 лет на родительском обее- печеннн. Более 60 процентов сту дентов вынуждены совмещать полу чение образования с постоянной или временной работой. В числе наиболее острых социаль ных проблем — студенческие обще жития, нередко лишенные элементар ных удо^та, расположенные в арв- сяосо^енных зданиях, находящихся в аварийном состоянии. Однако де фицит мест только в вузах составляет 6 тысяч мест, а обеспеченность общежитием в целом по стеане со- , ставляет 77,4 процента. Значитель ная часть студентов вынуждена жить на частных квартирах без прописки, оплачивая за полулегальное прожива ние от 30 до 100 рублей в месяц. * * * В настоящее время в вузах семей ные студенты составляют около 18 процентов, каждая десятая студенче ская семья имеет детей. Однако обес печенность нх общежитиями состав ляет только 55 процентов. Крайне неудовлетворительно решаются воп росы бытового обслуживания моло-. дых семей, выделения мест для пх детей в дошкольных учреждениях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz