Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

21 октября 1989 г. « • ЛЕНИНЕЦ ТОЧКА ЗРЕНИЯ я в не таком уж даль­ нем прошлом студент. Четы­ ре года, -ЧТО провел в стенах нашего родного Липецкого пединститута, — сейчас вспо­ минаются прямо, как сказка — жили весело, интересно, насыщенно, хоть и в застой­ ные годы. Именно, как сказ­ ка, потому что по сути — многого Не знали, о многом не задумывались, на очень многое просто махали рукой... Но нынче-то на дворе — вре­ мя раздумий, чаще всего не очень веселых, время по­ исков, выхода из лабиринта проблем, что принес бездум­ ный оптимизм застоя. Как вы уже знаете, чита­ тель, в стране идет подготов­ ка к Всесоюзному студенче­ скому форуму. Сейчас начал свою работу Липецкий обла­ стной форум студентов. На базе отдыха чГолубая даль*> собрались представители уча­ щейся молодежи от всех ву­ зов и техникумов нашей об­ ласти. чтобы определиться со своими проблемами, скоор­ динировать усилия для их решения. Подготовительный комитет задумал устроить студентам «живую«> встречу с руководителями партий­ ных, советских, профсоюз­ ных органов, управлений и предприятий, связанных с ву­ зами и ссузами профессио­ нальной спецификой. Дейст­ вуют тематические дискусси онные центры, взявшие за основу обсуждение «боле­ вых» точек студенческой жизни по самым разным на- .правлениям. О наиболее ин­ тересных моментах форума, мы расскажем в одном ' из ближайших номеров «Ленин­ ца», а пока..., А пока давайте задумаем­ ся, почему процесс демокра­ тизации в вузах и ссузах идет не всегда гладко? “Ко­ нечно, изменения в лучшую сторону есть, и мы о них писали. В вузах нашей об­ ласти студенты, выбранные своими товарищами, введены в состав ученых советов, они стали полномочными представителями в приемных. действию, к «обязаловке», позиция «премудрого песка­ ря» — не высовываться — вот такой «наборчик». До сих пор многие студенты не знают своих прав, не стре­ мятся их узнать, а тем бо­ лее реализовать. Спору нет, УЧИТЬСЯ РЕАЛИЯМ ЖИЗНИ стипендиальных комиссиях, участвуют в распределении молодых специалистов. По сравнению с прошлыми го­ дами студенчество уже не «безголосо» и при выборе руководства институтом, в том числе и ректора. Сту­ денты имеют право оцени­ вать работу своих препода­ вателей, вплоть до их заме­ ны. Активнее стали рабо­ тать комитеты ВЛКСМ, и в первую очередь — по защи­ те прав своих членов. Но наряду с этими, без­ условно положительными мо­ ментами не только в средне­ специальных учебных заведе­ ниях, где в большинстве сво­ ем учащиеся — несовершен­ нолетние, а стало быть, толь­ ко-только обретающие свою жизненную позицию, но и в институтах остается немало балласта. Незаинтересован­ ность многих студентов и учащихся, привычка к без- такой сту; — во даюгом следствие кон­ сервативного мышления ря­ да представителей, их него­ товность к диалогу «на рав­ ных» с молодежью. Но, с другой-то стороны — зача­ стую поступление в вуз для; того, чтобы только получить «корочку», не-только незна­ ние «азов, но и полное рав­ нодушие к «выбранной» про­ фессии. Конечно же, главная зада­ ча студентов — учиться. Но учиться будущей профессии в тесной связи с реальной жизнью. Уверен, ежегодная педагогическая практика, да еще в убогих условиях ^ л ь - шинства наших сельских школ все расставила бы на свой места; учитель по при­ званию работал бы в школе,' «случайный» — призаду­ мался о более ему подходя­ щей профессии... Я отнюдь Н е замалчиваю все социально-бытовые про­ блемы учащейся молодежи, о них уже говорено-перегово- рено. Но вот из всех них уже долго-долго не дает по­ коя одна; студенческие проф­ комы. Не хочу долго изли­ вать гнев на них за бездея­ тельность, за практически не­ участие в жизни вуза. Про­ сто интересно, а чтю же это такое? Вроде бы все ясно; поступили в институт, избра­ ли в группе профорга, он за­ вел на каждого красные кни­ жечки-профбилеты. В моем лично значилась —• член профсоюза работников на­ родного образования. Когда Же пришел в школу — ока­ залось, что предыдущие го­ ды моего членства в том же самом профсоюзе — пшик, вроде их и не было! Пр«)ф- союзный стаж начал новый отсчет, К чему тогда все эти билеты с официальными штампами? Может, и не ну­ жен он институту, этот эфемерный союз? Или орга­ низовать действительно чис- сто студенческий профком, чтобы хоть потом недоразу­ мений Не было?.. Вопросы, вопросы. От них никуда Не деться. Переста­ нет ли многомиллионная ар­ мия студентов быть неак­ тивной,, обездоленной, непод­ готовленной к «жесткой дей­ ствительности», разочарован­ ной? Во многом это зависит от предстоящего Всесоюзно­ го форума студентов; пре-, вратится ли он в еще одно помпезное мероприятие или, пусть не все сразу, но решит, вернет молодым уверенность в своей значимости и силе, станет в . хорошем смысле слова реальной школой жиз­ ни. Все может" быть, но да­ вайте надеяться на лучшее. А. ША^ВНЕВ, Посвящение в студенты Посвящеяне первокурсни­ ков' в студенты традици­ онное в педагогическом ин­ ституте мероприятие, оно завершает Неделю перво­ курсника, в ходе которой не­ давние абитуриенты знако­ мятся с деканатами, общест­ венными организациями, ад­ министрацией института. В нынешне.м году 706 че­ ловек стали главными дей­ ствующими лицами веселого н шумного праздника Посвя­ щения. Он проходил в ДК профсоюзов. Програтму праздника подготовил сту­ денческий клуб. Она вред став,тяла собой своеобразный репортаж со студенческого кинофестиваля, С юмором .ведущие рассказывали о каждом этапе жизни студея- та в институте После праздника перво­ курсники стали самыми на стоящими студептз«.ч. Мм иоздраваяе.м их; Фото В. Кулика. ВСЕСОЮЗНОЕ СТУДЕНЧЕСТВО: ЦИФРЫ И ФАКТЫ В 896 высших и 4482 средних спе­ циальных учебных заведениях обу­ чается более 5,5 млн. студент<ш в учащихся. * * * В целом студенчество не удовлет­ ворено ходом перестройки высшего и среднего специального образования, около половины опрошенных (48,8 процента) считают ее результаты не­ значительными, каждый пятый (21,6 процента) не внднт результатов вооб­ ще, 3,5 процента отмечают пере­ стройка ухудшала дела в вузе в только каждый десятый (13,7 дро- цента) отмечает положительные из­ менения. Организация учебного про­ цесса в высшей школе удовлетворяет 19,7 процента, не иолностью удовлет­ воряет — 82 процента, не удовлетво­ ряет полностью — 17,5 процента от­ решенных студентов. Основная часть опрошенных (8Т процентов) поддерживает акпшное участие студентов в управлении де- лами вуза, однако считают это уча­ стие пока малоэффективным. * * * По мнению студенческой молоде-^ жи, широкое распространение в ее среде получили также негативные проявления, как недобросовестное от­ ношение к учебе н труду (указали 74,2 процента опрошенных), потре^- тельское отношение к жязнн (47,0 процента), эгоизм (52,5 процента), пьянство (47,0 процента), спекуляция (44,3 процента), проституция (31,2 процента), наркомания н токсикома­ ния (14,3 процента). Самооценка ов- рошенных подтверждает, что уровень наиболее опасных негативных прояв­ лений среди студенчества достаточно^ высок. В 1987—1988 годах в ряде вме- ших я средних специальных учебных заведений отмечены нздевательсгаа над первокурсннкамн, появления «де­ довщины» в общежитиях, случав немотивированной жестокости. * * * Результаты социологических иссле­ дований показывают, что большинст­ во студентов считает необходиныш для повышения авторитета комсомо­ ла борьбу с формализмом н №рокра- тизмом (65 процентов), активизацию участия в решении социальных про­ блем студентов (59 процентов). =*= * * По подсчетам социологов, средне­ годовой доход студента, получающего стипендию, составляет 472 рубля, что значительно ниже прожиточного ми­ нимума. Однако каждый четверхь^ студент высшего и учащийся средне­ го специального учебного заведенвя вообще не получает стипендию. 9 процентов учащихся полностью ялн частично пребывают в течение всего периода обучения нередко в возрасте до 23—25 лет на родительском обее- печеннн. Более 60 процентов сту­ дентов вынуждены совмещать полу­ чение образования с постоянной или временной работой. В числе наиболее острых социаль­ ных проблем — студенческие обще­ жития, нередко лишенные элементар­ ных удо^та, расположенные в арв- сяосо^енных зданиях, находящихся в аварийном состоянии. Однако де­ фицит мест только в вузах составляет 6 тысяч мест, а обеспеченность общежитием в целом по стеане со- , ставляет 77,4 процента. Значитель­ ная часть студентов вынуждена жить на частных квартирах без прописки, оплачивая за полулегальное прожива­ ние от 30 до 100 рублей в месяц. * * * В настоящее время в вузах семей­ ные студенты составляют около 18 процентов, каждая десятая студенче­ ская семья имеет детей. Однако обес­ печенность нх общежитиями состав­ ляет только 55 процентов. Крайне неудовлетворительно решаются воп­ росы бытового обслуживания моло-. дых семей, выделения мест для пх детей в дошкольных учреждениях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz