Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
2 1 октября, 1989 г. Л ё н и н е ц ■■ Юная смена шеталлургов - - г ' ГДЕ КУПИТЬ? Как выглядит процедура подготовки ребенка в шко лу? Многие родители вспом нят, с каким трудом чешки покупали, цветные каран- дал 1 и только лишь в столи це наверняка приобрели, спортивные трусы, майки, трикотажный костюм попа лись после многократных посещений «Старта», а кто-то, может,- и в этом магазине не дождался столь необходи мых товаров, и отправился в ту же Москву. Нынешнш! летом еще один «сюрприз» — школьные тетради от пускаются теперь по тало нам. которые почему-то приглашениями назвали. Правда, в это время школь ную форму можно было ку пить без документа,, удосто веряющего принадлежность ребенка Липецку. Но вот парадокс; например, в мага- зиине «Детские товары» пе редники для девочек невоз можно купить отдельно от форменного платья... Талоны на тетради можно расценить, как своего рода . просьбу не транжиритть бу магу, которой пока не хва тает в наЩем государстве. Что ж, в какой-то степени такую форму обращения к детям, наверщое, можно при нять. Но почему же допус кается халатное отношение к родительским кошелькам. в которых не всегда достато чно денег? Хочется думать, что эта затея — . самодея тельная — самого магазина. т ОТДАЛИ ПРАЗДНИК Ведущие объявили о том, что начинается программа «Наедине со всеми» и про длится она 120 минут. При сутствующие в за:ле поняли; устроители праздника реши ли имитировать телевизион ную передачу. Идея понра вилась, и поэтому сразу раздались аплодисменты. Но вечер тот длился ровно три часа, т. е. 180 минут. Автор сценария и одна из в еду щих программы Г. Г. Шого- рова, ее помощник Е. Хлеб ников и режиссер И. Юхно- вич не учли того, что много , времени уйдет на аплодис менты, смех, даже на пеое- дышку между взрывами хо хота. Вот как, оказывается, умеют веселиться учителя. Впрочем, подробности того вечера интересны, и хочется о них рассказать. Кто знает. что такое . «ШКРУП-4»? Уверяем: кроме педагогов- Октябрь ского района об этом не зна ет пока никто. А может, мы и не правы: невозможно не рассказать своим знакомым о тощ, как смешно, тонко высмеивалось то, что меша ет сегодня школе. Делали это «герои» филь 1 иа «СПРУТ-4», а «ШКРУП-4» — это «школьная реформа усиленной перестройки в 4-й раз». И все равно, как ни обо- вулованы будут школы, доб рыми или скряжистыми ока жутся шефы, главный ■чело век в этой реформе — учи тель. И молодой, и , со ста жем большим. Как, напри мер, Юлия Федоровна Гав- ричкина, проработавшая в школе сорок лет, влюбившая в профессию педагога дочь, сьгаа, двух внучек. Еще один- интересный” факт из жизни Юлии Федоровны. На протяжении всего времени р ^ о ты ,с детьми она каж дое лето труджлась в пио нерском лагере. А потом было особое сло во о директорах школ; тоже и об уже опытных и начина ющих. Среди последних — Аллаг Анатольевна Асюти- на и Нина Яковлевна Бур кова. Ведущая, конечно, не без умысла попросила вспо мнить их день 15 августа. Эти элегантные, обаятельные женщины за голову схвати лись; через две недели на чало учебного года, а на многих этажах еще двери не покрашены, линолеум не постелен, к зданию из-за многочисленных канав . не подойти. Можно представить, какая суматоха царила в строящихся школах — №№ 66 и 68. И невозможно представить, чтобы их-буду щие педагоги думали в это' время О празднике учителя, который на этот раз должен был состояться 1 сентября. Кстати, и во многих других его не было; до последних ,дяей каникул — ремонт, за бота о приобретении учеб ных пособий, оборудования, комплектование классов, осо бенно в районах новостроек. Правда, ну не странным ли кажется объявить празд= ник учителя в самый сума тошный для них день? И это. в то время, когда мы, наконец, заговорили о необ ходимости поднять престиж педагогов. Вот почему от имени всех, кому это решение показа лось странным, хочется вьь разить благодарность руко водству Октябрьского района за то, что здесь не захотели отдавать праздник. Может, все районы нашей области последуют этому примеру? Правда, говорят, воскресных дней не хватает на профес сиональные праздники. Мо жет. оно и верно. Но ведь можно и в будничный пове селиться. Кстати, вечер, о котором мы рассказали, со стоялся в понедельник. Хоть и бытует мнение, что поне дельник — день тяжелый, но прекрасно здесь выступи ла агитбригада «Юность» под руководством заел, ^ши- теля школы РСФСР Людми лы. Ивановны Грачевой, во кально-инструментальный ан самбль «Товарищ», руководи мый Андреем Иннокентьеви чем Квоном, заместителем' директора машиностроитель ного техникума; театр ми ниатюр учителей школы № 63. Как видите, веселье — дело самих веселящихся. Так зачем лишать этого де ла учителей, которые, как многим кажется, и Так улы баются мало. Е. СЕРГЕЕВА. Не знаю, как где. но над нами угроза характеристик нависла как -карающий меч, а не как стимул к нормаль ной жизни, к доблестным учебным будням, так сказать. Приведу лишь неско.тько примеров, 1;{лассный руково- дите.пь уже через два' меся ца с начала учебного' года практичесни однод своей во лей смещает, по другому не скажешь, выбранного ком сомольцами класса комсор; га. Лишь по той причине, что ей(!) показалось — ком сорг бездействует. Затем обиженный, в какой-то сте пени униженный перед клас сом парень отказывается в таком случае делать какую-либо работу. А через некоторое время, при напи сании характеристик для , военкомата, «классная да ма» не преминула упомя нуть в одной из них, что владелец ее плохо проявил себя в комсомольской жиз ни, за что был переизбран с должности комсорга и т. д. А позднее выяснилось, что переизбрание бйыю сделано с целью замены комсорга своенравного, желающего иметь дело только с 'клас сом, пусть не менее своей равной, но «работающей» и на классного руководителя активисткой. Другой пример. Фраза «уклонилась (!) от трудовых ЖЕЛАЯ ДОБРА? дел в классе» шжется чем- то сродни повествующих об алиментщиках, которые -тоже уклоняются. Легко так же написать в характери стике, что ты человек «сла бохарактерный, легко под дающийся влиянию, мора.ть- но неустойчивый» да к тому же «пассивный в общест венной жизни класса», «уча щийся .ниже своих возмож ностей»... Но вот что инте ресно; классный руководи тель, писавший это, ни ра зу за время учебы не пого ворила с ним на эту тему, не поинтересовалась, как. чем живет человек. Можно описать гораздо больше случаев явно необъ ективного написания харак теристик. Но это не решит проблемы. Вы скажете, а зачем ее решать? Есть при каз Госкомобразования об их отмене. Приказ-то есть, но характеристики не исчез ли! Они нужны* при поступ лении во многие в-узы (на пример, в Елец, Воронеж...), в военные училища. Так что пишут их в школе так же, как и -5, 10 лет назад. Но не говорились бы все эти слова, если^ бы. характеристики вы полняли только свою функ цию. К сожалению, в наших школах они превратидась в «оружие» учителей прот*® учеников. Причем,; учителя в большинстве своём сами , избрали такую тактику и не хотят менять ее. А резуль тат. как правило, один: из- за боязни получить плохонь кую бумажку-характеристи ку люди начинают приспо сабливаться, заискивать, угождать... Иногда это происхода.т и помимо воли человека (не каждый выдержит систему типа: шаг влево, шаг впра во...). У такнх учителей не плохо долу"яается держать класс «в узде». Да только вот дело за малым — не в этом, увы, их настоящее на значение. Хотя, не поймите превратно, я вовсе не гово рю о всех учителях. Есть, что называется, педагоги от - бога, но их мало в наших школах. Таким н характе ристики не нужны, они в детях видят личностей и~яе стараются эти .личности по давить. Но если посмотреть на проблему немного с другой стороны, открывается и дру гая истина. Бывшие мои од ноклассники, получившие неполное среднее образова ние, говорили; У нас характеристики такие, хоть в пору награж дай!,. Да, есть и такая тактика, обычно применяемая после восьмого класса. Добрая учительница, желающая своим воспитанникам толь ко добра, пишет прекрасные характеристики всем. Что же происходит здесь? А то, что многие учителя потом вовсе и не скрывают, что, вьшроводив таким образом из школы неблагонадежных в училища, техникумы, все го лишь продолжают задол го до них заведенн 5 "ю тра дицию. Что это — новая форма гуманизации? Оши бочно думать в таких сл^ша- ях,, что дети пожелают за счастье уйти из школы с натянутыми оценками и ра зукрашенными характери стиками. Нет. Они прекрас но понимают свое положе ние. Но берут эту «подачку» по глупости своего возраста. А многим она будет стоить в будущем слишком много: нелюбимая работа, неустро енность в жизни... Но про должая разговор о школь ных характеристиках, в дан ном сл 5 'чае скажу лишь од но: они не должны быть хо рошими или плохими, они должны быть енраведливы- ми и объективными. Есть учителя, которые в меру своих возможностей пытаются писать характери стики объективно. Сами убе ждают в том, что пишут их справёдливо. И в погоне за честностью начинают ко паться в мелочных ошиб ках, обидах, промахах... А ведь бумага эта дается под ростку, характеристика ко торого еще просто-напросто' не поддается описанию уже потому, что возраст такой. Душу в этом возрасте срав нивают с глиной. И оттого, в каине она попадает руки— добрые, злые, равнодушные,, завистливые, зависит даль нейшая жизнь челбвека. Др^тими словами, давая ха рактеристику ученику, учи теле дает ее с ^ е . И не за чем ломать голову над тем, как исправить положение вещей. ■Уж если настоящая,, стопроцентная отмена харак теристик опять отодвину лась, нужно лишь не побо яться отдать право писать их самим ученикам. В жоаде концов демокра тия в школе должна быть, как и везде, главной силой, делающей «погоду». Н. ГАВРИЛИНА, выпускница 89-го года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz