Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

2 1 октября, 1989 г. Л ё н и н е ц ■■ Юная смена шеталлургов - - г ' ГДЕ КУПИТЬ? Как выглядит процедура подготовки ребенка в шко­ лу? Многие родители вспом­ нят, с каким трудом чешки покупали, цветные каран- дал 1 и только лишь в столи­ це наверняка приобрели, спортивные трусы, майки, трикотажный костюм попа­ лись после многократных посещений «Старта», а кто-то, может,- и в этом магазине не дождался столь необходи­ мых товаров, и отправился в ту же Москву. Нынешнш! летом еще один «сюрприз» — школьные тетради от­ пускаются теперь по тало­ нам. которые почему-то приглашениями назвали. Правда, в это время школь­ ную форму можно было ку­ пить без документа,, удосто­ веряющего принадлежность ребенка Липецку. Но вот парадокс; например, в мага- зиине «Детские товары» пе­ редники для девочек невоз­ можно купить отдельно от форменного платья... Талоны на тетради можно расценить, как своего рода . просьбу не транжиритть бу­ магу, которой пока не хва­ тает в наЩем государстве. Что ж, в какой-то степени такую форму обращения к детям, наверщое, можно при­ нять. Но почему же допус кается халатное отношение к родительским кошелькам. в которых не всегда достато­ чно денег? Хочется думать, что эта затея — . самодея тельная — самого магазина. т ОТДАЛИ ПРАЗДНИК Ведущие объявили о том, что начинается программа «Наедине со всеми» и про­ длится она 120 минут. При­ сутствующие в за:ле поняли; устроители праздника реши­ ли имитировать телевизион­ ную передачу. Идея понра­ вилась, и поэтому сразу раздались аплодисменты. Но вечер тот длился ровно три часа, т. е. 180 минут. Автор сценария и одна из в еду ­ щих программы Г. Г. Шого- рова, ее помощник Е. Хлеб­ ников и режиссер И. Юхно- вич не учли того, что много , времени уйдет на аплодис­ менты, смех, даже на пеое- дышку между взрывами хо­ хота. Вот как, оказывается, умеют веселиться учителя. Впрочем, подробности того вечера интересны, и хочется о них рассказать. Кто знает. что такое . «ШКРУП-4»? Уверяем: кроме педагогов- Октябрь­ ского района об этом не зна­ ет пока никто. А может, мы и не правы: невозможно не рассказать своим знакомым о тощ, как смешно, тонко высмеивалось то, что меша­ ет сегодня школе. Делали это «герои» филь 1 иа «СПРУТ-4», а «ШКРУП-4» — это «школьная реформа усиленной перестройки в 4-й раз». И все равно, как ни обо- вулованы будут школы, доб­ рыми или скряжистыми ока­ жутся шефы, главный ■чело­ век в этой реформе — учи­ тель. И молодой, и , со ста­ жем большим. Как, напри­ мер, Юлия Федоровна Гав- ричкина, проработавшая в школе сорок лет, влюбившая в профессию педагога дочь, сьгаа, двух внучек. Еще один- интересный” факт из жизни Юлии Федоровны. На протяжении всего времени р ^ о ты ,с детьми она каж ­ дое лето труджлась в пио­ нерском лагере. А потом было особое сло­ во о директорах школ; тоже и об уже опытных и начина­ ющих. Среди последних — Аллаг Анатольевна Асюти- на и Нина Яковлевна Бур­ кова. Ведущая, конечно, не без умысла попросила вспо­ мнить их день 15 августа. Эти элегантные, обаятельные женщины за голову схвати­ лись; через две недели на­ чало учебного года, а на многих этажах еще двери не покрашены, линолеум не постелен, к зданию из-за многочисленных канав . не подойти. Можно представить, какая суматоха царила в строящихся школах — №№ 66 и 68. И невозможно представить, чтобы их-буду­ щие педагоги думали в это' время О празднике учителя, который на этот раз должен был состояться 1 сентября. Кстати, и во многих других его не было; до последних ,дяей каникул — ремонт, за­ бота о приобретении учеб­ ных пособий, оборудования, комплектование классов, осо­ бенно в районах новостроек. Правда, ну не странным ли кажется объявить празд= ник учителя в самый сума­ тошный для них день? И это. в то время, когда мы, наконец, заговорили о необ­ ходимости поднять престиж педагогов. Вот почему от имени всех, кому это решение показа­ лось странным, хочется вьь разить благодарность руко­ водству Октябрьского района за то, что здесь не захотели отдавать праздник. Может, все районы нашей области последуют этому примеру? Правда, говорят, воскресных дней не хватает на профес­ сиональные праздники. Мо­ жет. оно и верно. Но ведь можно и в будничный пове­ селиться. Кстати, вечер, о котором мы рассказали, со­ стоялся в понедельник. Хоть и бытует мнение, что поне­ дельник — день тяжелый, но прекрасно здесь выступи­ ла агитбригада «Юность» под руководством заел, ^ши- теля школы РСФСР Людми­ лы. Ивановны Грачевой, во­ кально-инструментальный ан­ самбль «Товарищ», руководи­ мый Андреем Иннокентьеви­ чем Квоном, заместителем' директора машиностроитель­ ного техникума; театр ми­ ниатюр учителей школы № 63. Как видите, веселье — дело самих веселящихся. Так зачем лишать этого де­ ла учителей, которые, как многим кажется, и Так улы­ баются мало. Е. СЕРГЕЕВА. Не знаю, как где. но над нами угроза характеристик нависла как -карающий меч, а не как стимул к нормаль­ ной жизни, к доблестным учебным будням, так сказать. Приведу лишь неско.тько примеров, 1;{лассный руково- дите.пь уже через два' меся­ ца с начала учебного' года практичесни однод своей во­ лей смещает, по другому не скажешь, выбранного ком­ сомольцами класса комсор; га. Лишь по той причине, что ей(!) показалось — ком­ сорг бездействует. Затем обиженный, в какой-то сте­ пени униженный перед клас­ сом парень отказывается в таком случае делать какую-либо работу. А через некоторое время, при напи­ сании характеристик для , военкомата, «классная да­ ма» не преминула упомя­ нуть в одной из них, что владелец ее плохо проявил себя в комсомольской жиз­ ни, за что был переизбран с должности комсорга и т. д. А позднее выяснилось, что переизбрание бйыю сделано с целью замены комсорга своенравного, желающего иметь дело только с 'клас­ сом, пусть не менее своей равной, но «работающей» и на классного руководителя активисткой. Другой пример. Фраза «уклонилась (!) от трудовых ЖЕЛАЯ ДОБРА? дел в классе» шжется чем- то сродни повествующих об алиментщиках, которые -тоже уклоняются. Легко так­ же написать в характери­ стике, что ты человек «сла­ бохарактерный, легко под­ дающийся влиянию, мора.ть- но неустойчивый» да к тому же «пассивный в общест­ венной жизни класса», «уча­ щийся .ниже своих возмож­ ностей»... Но вот что инте­ ресно; классный руководи­ тель, писавший это, ни ра­ зу за время учебы не пого­ ворила с ним на эту тему, не поинтересовалась, как. чем живет человек. Можно описать гораздо больше случаев явно необъ­ ективного написания харак теристик. Но это не решит проблемы. Вы скажете, а зачем ее решать? Есть при­ каз Госкомобразования об их отмене. Приказ-то есть, но характеристики не исчез­ ли! Они нужны* при поступ­ лении во многие в-узы (на­ пример, в Елец, Воронеж...), в военные училища. Так что пишут их в школе так же, как и -5, 10 лет назад. Но не говорились бы все эти слова, если^ бы. характеристики вы­ полняли только свою функ­ цию. К сожалению, в наших школах они превратидась в «оружие» учителей прот*® учеников. Причем,; учителя в большинстве своём сами , избрали такую тактику и не хотят менять ее. А резуль­ тат. как правило, один: из- за боязни получить плохонь­ кую бумажку-характеристи­ ку люди начинают приспо­ сабливаться, заискивать, угождать... Иногда это происхода.т и помимо воли человека (не каждый выдержит систему типа: шаг влево, шаг впра­ во...). У такнх учителей не­ плохо долу"яается держать класс «в узде». Да только вот дело за малым — не в этом, увы, их настоящее на­ значение. Хотя, не поймите превратно, я вовсе не гово­ рю о всех учителях. Есть, что называется, педагоги от - бога, но их мало в наших школах. Таким н характе­ ристики не нужны, они в детях видят личностей и~яе стараются эти .личности по­ давить. Но если посмотреть на проблему немного с другой стороны, открывается и дру­ гая истина. Бывшие мои од­ ноклассники, получившие неполное среднее образова­ ние, говорили; У нас характеристики такие, хоть в пору награж­ дай!,. Да, есть и такая тактика, обычно применяемая после восьмого класса. Добрая учительница, желающая своим воспитанникам толь­ ко добра, пишет прекрасные характеристики всем. Что же происходит здесь? А то, что многие учителя потом вовсе и не скрывают, что, вьшроводив таким образом из школы неблагонадежных в училища, техникумы, все­ го лишь продолжают задол­ го до них заведенн 5 "ю тра­ дицию. Что это — новая форма гуманизации? Оши­ бочно думать в таких сл^ша- ях,, что дети пожелают за счастье уйти из школы с натянутыми оценками и ра­ зукрашенными характери­ стиками. Нет. Они прекрас­ но понимают свое положе­ ние. Но берут эту «подачку» по глупости своего возраста. А многим она будет стоить в будущем слишком много: нелюбимая работа, неустро­ енность в жизни... Но про­ должая разговор о школь­ ных характеристиках, в дан­ ном сл 5 'чае скажу лишь од­ но: они не должны быть хо­ рошими или плохими, они должны быть енраведливы- ми и объективными. Есть учителя, которые в меру своих возможностей пытаются писать характери­ стики объективно. Сами убе­ ждают в том, что пишут их справёдливо. И в погоне за честностью начинают ко­ паться в мелочных ошиб­ ках, обидах, промахах... А ведь бумага эта дается под­ ростку, характеристика ко­ торого еще просто-напросто' не поддается описанию уже потому, что возраст такой. Душу в этом возрасте срав­ нивают с глиной. И оттого, в каине она попадает руки— добрые, злые, равнодушные,, завистливые, зависит даль­ нейшая жизнь челбвека. Др^тими словами, давая ха­ рактеристику ученику, учи­ теле дает ее с ^ е . И не за­ чем ломать голову над тем, как исправить положение вещей. ■Уж если настоящая,, стопроцентная отмена харак­ теристик опять отодвину­ лась, нужно лишь не побо­ яться отдать право писать их самим ученикам. В жоаде концов демокра­ тия в школе должна быть, как и везде, главной силой, делающей «погоду». Н. ГАВРИЛИНА, выпускница 89-го года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz