Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 21 октября 1989 г. СКОЛЬКО УЧИТЕЛЕЙ— СТОЛЬКО ТРУДНОСТЕЙ Один из фильмов, демонстрировав шихся недавно по телевидению — комедия «Баламут». Многие из нас возмущались, когда главный герой фильма, выпускник сельской школы, чуть не провалился на вступитель- йом экзамене по английскому, в вуз. Блага, преподавателем оказалась его бывшая учительница по этому пред мету, которая, не выдержав непри­ вычной для нее деревенской жизни, сбежала в город. Сжалилась над пар­ нишкой, поставила ему тройку. А сколько таких без вины виноватых абитуриентов из села, у которых зна­ ний иностранного языка почти ника­ ких? Но трудности преподавания ино­ странного языка не только в нехва[т - ке преподавателей. Одни учителя слишком молоды-, и начинают вести уроки строго, так, как учили в инсти туте, а часто надо иначе — в зави­ симости от уровня подготовки детей. Трудно учить иностранному языку с маленькой наполняемостью классов, как, например, в Кореневской школе; пятиклассников здесь только 'двое, а шестиклассников шестеро. Другие учителя нуждаются в повьппении квалификации, с четвертыми занима­ ются здесь по. индивидуальным п-ча- нам, для. пятых организованы тема­ тические курсы. И, наконец, в нашей области есть группа педагогов, рабо тающая по экспериментальным аль­ тернативным учебникам. Самое ин­ тересное в том, что ртебники эти и по немецкому, и по английскому, и по французскому языкам написаны и нашими преподавателями под руко­ водством ученых кафедры методики преподавания -иностранного языка ЛГПИ. А сейчас группа в составе пятнадцати человек работает и ,над учебником американского, т. е. ан­ глийского языка в американском ва­ рианте. Ведущий автор В. П. Ку зовлев. Через несколько дней эта группа отправится в институт Мори­ са Тореза для совершенствования разговорной речи’ А. МОРЕВА. Не нашли мы Антонину Сергеевну Позднякову, к ко­ торой ехали Что ж, дирек­ тора совхоза на месте за­ стать трудно. Тогда, развер­ нувшись от конторы, наша лей! Расположены они в что в совхозе «Сафоновский» машина поехала к школе., домах, образовавших целую 89 детей дошкольного воз- О том. как строилась эта улццу^. Учительской называ- раста, т. \ почти в полтора светлая, уютная, просторная ют ее здесь. раза боль ле, чем в самой школа, рассказала нам Лю- А дальше мы тслышалй' школе Значит в скором бу- боБь Николаевна Чистякова, - ; ’ - ' . ' ' преподаватель математики и руководитель 6-то клас­ са. Самая главная цифра: ,470 тыс. рублей выделил совхоз на ее сооружение. Но Любовь Николаевна больше рассказывала про то. как директор совхоза каждый день в семь утра приходи.ча на эту стройку, отдавала распоряжения водителям, срузчикам и даже камен­ щикам со штукатурами, а потом сама «выбивала» ме­ бель, доставала красивые шторы. (На каждом окне здесь тончайший тюль). За партами послала аж главно­ г о агронома Анатолия Дмитриевича. Оказывает ся, в старой школе было всего пять учителей. Почти постоянно отсутствовали математик, биолог, историк, не было преподавателя ино­ странного языка. Дело дохо­ дило до того, что учителей начали возить из Добринки, из совхоза за ними специаль­ но посылали машину А сейчас рады бы молодые пе­ дагоги, да и не только мо­ лодые, приехать сюда, - да мест нет. И пока не предви­ дится. Ко«ч; захочется поки­ дать шкоду, где есть почти все и для учителей, и для детей. А квартиры какие построены для преподавате- дущем из восьмрлетней она превратится в среднюю. Вот и не зря рабочие совхоза решили обеспечить квартн рами учителей в первую оче­ редь. . . Здесь-то мы н узнали про свою собеседницу та­ кое, что долго не забудем. -Подошедший парторг сов- ‘хоза Вячеслав Васильевич Григоров рассказал о том. как Любовь Николаевна в самый последний момент от­ казалась от квартиры, а по­ том и от до.чжности дирек тора школы.. Закончилась стройка, сдали здание под ключ, а она и отказалась... Так вот откуда такая ос­ ведомленность обо . вс'ем. . Но почему отказалась? — С квартирой просто — были более нуждающиеся, чем я. Ну, а будь я дирек­ тором, меньше бы общалась с детьми. А они для меня*—- главное. В этот момент в учитель­ скую. где мы разговарива­ ли, заглянули девчонки и посмотрели на Любовь Ни­ колаевну, мол, скоро? Нам неудобно было за- церживать учительницу, ко­ торую вот уже больше” двух часов после уроков ждали дети. Наш фотокорр поспеш­ но вытащил аппарат и на прощанье сфотографировал Любовь Николаевну. М. БУРЛАЕОВА- Совхоз «Сафоновский». Добринский район. Фото в. Кулика. ИЗ ВЕКА В ВЕК В нынешнем году в школах на­ шей области введен новый предмет— мировая художественная культура. Задачи его преподавания заключа­ ются в том, чтобы развивать у всех учеников понимание искусства, спо­ собность быть читателем, зрителем, слушателем, то есть, способность и стремление воспринимать художест­ венную культуру. И, вооружая их онытом поколений, помочь молодым людям «открыть в себе человека» (Достоевский), — так говорится в пояснительной записке к " программе этого предмета, составленной стар­ шим научным сотрудником НИИ — Наталья Викторовна, что вы как человек, столкнувшийся с новым для наших школ делом, считаете не­ обходимым сейчас сказать? — Там, где директора заинтересо­ вались новым предметом,, нашлись и учителя, пожелавшие его вестиг Хо­ чу сразу отметить то, что в сельских районах к этому делу отнеслись го­ раздо серьезнее. В списке наших слушателей более тридцати сельских педагогов. Больше всех их из Доб- ринского, Добровского, Становлян- ского, Елецкого районов. Из город­ ских особенно хочется отметить Ле­ вобережный. Здесь нет ни одной школы, которая проигнорировала бы этот предмет. Думаю, немалую роль сыграло то, что в районе- вообще на­ метили и уже осуществляют боль­ шую и интересную программу по эс школ МП РСФСР, кандидатом педа­ гогических наук Л. М. Предтечен- ской. Задачи, как видите, непростые, ес­ ли еще учесть, что в педагогических вузах ведению этого предмета не учат пока вообще. Поэтому Липец­ кий ИУУ решил организовать каби­ нет мировой художественной г^ль- туры, приглЕаснв работать сюда И. В. Семинюченко, известного в области преподавателя литературы, несколь­ ко лет удачно опробировавшего про­ грамму «Основы театральной культу­ ры». тетическому воспитанию учащихся. Что касается других районов, то вот какие пока малоутешительные све. дения: Октябрьский представлен од­ ним учителем. Правобережный тоже одним. В Советском только половина школ решили ввести новый предмет. В связи с тем, что он требует об­ ширных знаний по художественной культуре и особой методики препо давания, наши органы народного об­ разования отказались от идеи ввести его в приказном порядке. Надо сна­ чала подготовить кадры. Очень хочется отметить то, что к нам пришли хорошие учителя. На­ пример, Лидия Григорьевна Марша- лина, преподаватель музыки из- 32-й школы г. Липецка, свои уроки вела по системе К 1 аба.левского. а курс ми­ ровой художественной культуры по­ вела до открытия нашего кабинета. И так о каждом можно рассказать что-то интересное. — Что вам особенно нравнтся в предложенной программе й в чем вы видите трудности ее освоения? — Что касается первой части во проса, очень привлекает комплекс­ ное и синхронное изучение отечест венной и зарубежной художественной культуры и -различных видов искус- стаа-; литературы, музыки;, кино, изо­ бразительного искусства. Но нам показалюсь, что все-тажи в программе не хватает изучения ар­ хитектуры, истории театра, иконопи­ си. Поэтому мы ввели дополнитель ные спецкурсы: искусство и религия, стилевое многообразие эпохи просве­ щения и, что многим кажется осо­ бенно интересным, решили изучать архитектуру, иконопись, прикладное искусство и искусство XVIII века в Липецкой области. — Кто на сей раз взял на себя функции воспитания воспитателей? — Пока обходимся своими силами; на курсах читают Н. А, Прямкова, искусствовед из ЛГПИ; Т. М. Водо пьянова, музыковед; В. В. Шахов, доктор фи.тологических наук; .4.. Р. Ломоносов, молодой преподаватель ЛГПИ, ассистент кафедры методики и теории воспитательной работы; я сама. Оамую главную трудность испы­ тываем в отсутствии театроведа. В Липецке такового пока нет. Так,- мо­ жет, кто-то из нынешних школьни КОВ; посещающих ^^юкн мировой ху­ дожественной культуры захочет им стать? Очень хочется надеяться. Введение в должность Каждый директор школы согла­ сится с те.и, что многие трудности в начале руководящей деятельности ко.тлективамн учителей н учеников связаны с те.м, что просто не знают, с чего начать. Этот период легче пе­ реживают городские - директора: мож­ но на трамвае, троллейбусе дзбраться до опытного коллеги, а то и вовсе, перейти улицу. Сложнее сельским. Их школы друг от друга порой в пятнадцати километрах, и как до­ браться? А если еще учесть, что в сельских райснах чаще всего дирек­ торами назначают молодых учите­ лей? Когда в обласпиш управлении На­ родного образования внимательно проанализировали «неясности», во.ч- ннкающие у начинающих руководи­ телей школ, то пришли к выводу; с ними надо говорить о планировании работы, об у.мешги анализировать уроки, педагогическую работу уч:^те.;, лей и обязательны подробные кон­ сультации о трудовом закзиодатель- стве, финансовой деятельности. Та­ ким о.бразо.м возникла программа курса, который назвали «Введение в должность». В нынешнем сентябре .институт усовершенствования учите­ лей провел его в первый раз. О мно- гсм поведали в лекпиях, беседах,- кое-что показали на практике. Напри­ мер. занятия на тему «Работа пед.- коллектива по совершенствованию ка­ бинетной системы» провели в Воль- ше-Полянской средней пшоле Тербун- окого района. Практикум по анализу школьной доку.ментацин состоялся в 27-й липецкой школе. Н, СОЛНЦЕВА. Не обучение, а учеба Вокруг оргакиза 1111 он 11 п-. 1 ичодичег- кой системы педагога-новаюра В. Ф. Шаталова велось п ке.чется мпош споров. -Эа'- II «против» выска.!ыва лнгь и ||ыс 1 ;н::ываюгся ученые, учи те. 1 я, мето.шсты, родите.тн. Но лучше один ра.-| упндпь. чем сто ра .1 услы­ шать решн.ти сотруднт.и кабинета русского Н. 1 ЫКН и .штературы .9нпец- кого обласиюг.! института усонсршен ствованпя учителей и отправнлие,, и Донецк, г.че в ИМИ с< 1 ,чержанш 1 н ме- го,ц 1 Н обучения есть лаборакщия ингеиснфикацни обучения. Ее то и возглавляет Шаталов Е го кол.че 1 а и послсдонатель К ) . С. .Л1я-жеико ра.цюботял систем у педа­ гога Ш 1 вач 1 фа применительно н к р у с ­ с ком у я зы к у . Увн.чев больш ую заин - 1 е р гсова 1111 ость в не |1 ли п е ц ки х мето ­ дистов, Ю р и ц Семенович с 01 лнсился п р и е х а 1 ь в Л и п е ц к , чтобы 11 р : 1 веети здесь серию семниаров и кур со в по и зучен ию ,»тнх технол о гии ур о ко в На них пригласи.ж всех желаю щих . Чере> у'И'бу пропып ЕЮ сто Весников, в .1Кспер|1м«-Н1 пключнлись о коло СО, 4 0 и:: них работают уж е Х отя еще рано говори ть о рс.тулн- тэтах , хочется отметить нот что . про цеес преподанапня р уе с ко го я зы ка на у р о ка х этих учителей больше « тэт походить на учебу , а не на обучение. ( I м но гих уч е н и ка х ч о /кн о гка .ш ть : 1 )ебята уча тся ра.чостно и йобе.чио Это. к г г а т и главная цель Ш аталова . На уроках педаюгон .жепернчен- таторов постоянно присутствуют учи­ теля КЗ .других школ, районов. Судя по тому, что в институт усовершен­ ствования постоянно .звонят, приходят е просьбами продлить курсы !У1яжен- ко, можно сделать вывод: в Липец­ кой области растет количество голо­ сующих : 1 а метод Шаталова. Весной опять намечено продо.тжить работу курсов. Л. УШАКОВА,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz