Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ 21 октября 1989 г. СКОЛЬКО УЧИТЕЛЕЙ— СТОЛЬКО ТРУДНОСТЕЙ Один из фильмов, демонстрировав шихся недавно по телевидению — комедия «Баламут». Многие из нас возмущались, когда главный герой фильма, выпускник сельской школы, чуть не провалился на вступитель- йом экзамене по английскому, в вуз. Блага, преподавателем оказалась его бывшая учительница по этому пред мету, которая, не выдержав непри вычной для нее деревенской жизни, сбежала в город. Сжалилась над пар нишкой, поставила ему тройку. А сколько таких без вины виноватых абитуриентов из села, у которых зна ний иностранного языка почти ника ких? Но трудности преподавания ино странного языка не только в нехва[т - ке преподавателей. Одни учителя слишком молоды-, и начинают вести уроки строго, так, как учили в инсти туте, а часто надо иначе — в зави симости от уровня подготовки детей. Трудно учить иностранному языку с маленькой наполняемостью классов, как, например, в Кореневской школе; пятиклассников здесь только 'двое, а шестиклассников шестеро. Другие учителя нуждаются в повьппении квалификации, с четвертыми занима ются здесь по. индивидуальным п-ча- нам, для. пятых организованы тема тические курсы. И, наконец, в нашей области есть группа педагогов, рабо тающая по экспериментальным аль тернативным учебникам. Самое ин тересное в том, что ртебники эти и по немецкому, и по английскому, и по французскому языкам написаны и нашими преподавателями под руко водством ученых кафедры методики преподавания -иностранного языка ЛГПИ. А сейчас группа в составе пятнадцати человек работает и ,над учебником американского, т. е. ан глийского языка в американском ва рианте. Ведущий автор В. П. Ку зовлев. Через несколько дней эта группа отправится в институт Мори са Тореза для совершенствования разговорной речи’ А. МОРЕВА. Не нашли мы Антонину Сергеевну Позднякову, к ко торой ехали Что ж, дирек тора совхоза на месте за стать трудно. Тогда, развер нувшись от конторы, наша лей! Расположены они в что в совхозе «Сафоновский» машина поехала к школе., домах, образовавших целую 89 детей дошкольного воз- О том. как строилась эта улццу^. Учительской называ- раста, т. \ почти в полтора светлая, уютная, просторная ют ее здесь. раза боль ле, чем в самой школа, рассказала нам Лю- А дальше мы тслышалй' школе Значит в скором бу- боБь Николаевна Чистякова, - ; ’ - ' . ' ' преподаватель математики и руководитель 6-то клас са. Самая главная цифра: ,470 тыс. рублей выделил совхоз на ее сооружение. Но Любовь Николаевна больше рассказывала про то. как директор совхоза каждый день в семь утра приходи.ча на эту стройку, отдавала распоряжения водителям, срузчикам и даже камен щикам со штукатурами, а потом сама «выбивала» ме бель, доставала красивые шторы. (На каждом окне здесь тончайший тюль). За партами послала аж главно г о агронома Анатолия Дмитриевича. Оказывает ся, в старой школе было всего пять учителей. Почти постоянно отсутствовали математик, биолог, историк, не было преподавателя ино странного языка. Дело дохо дило до того, что учителей начали возить из Добринки, из совхоза за ними специаль но посылали машину А сейчас рады бы молодые пе дагоги, да и не только мо лодые, приехать сюда, - да мест нет. И пока не предви дится. Ко«ч; захочется поки дать шкоду, где есть почти все и для учителей, и для детей. А квартиры какие построены для преподавате- дущем из восьмрлетней она превратится в среднюю. Вот и не зря рабочие совхоза решили обеспечить квартн рами учителей в первую оче редь. . . Здесь-то мы н узнали про свою собеседницу та кое, что долго не забудем. -Подошедший парторг сов- ‘хоза Вячеслав Васильевич Григоров рассказал о том. как Любовь Николаевна в самый последний момент от казалась от квартиры, а по том и от до.чжности дирек тора школы.. Закончилась стройка, сдали здание под ключ, а она и отказалась... Так вот откуда такая ос ведомленность обо . вс'ем. . Но почему отказалась? — С квартирой просто — были более нуждающиеся, чем я. Ну, а будь я дирек тором, меньше бы общалась с детьми. А они для меня*—- главное. В этот момент в учитель скую. где мы разговарива ли, заглянули девчонки и посмотрели на Любовь Ни колаевну, мол, скоро? Нам неудобно было за- церживать учительницу, ко торую вот уже больше” двух часов после уроков ждали дети. Наш фотокорр поспеш но вытащил аппарат и на прощанье сфотографировал Любовь Николаевну. М. БУРЛАЕОВА- Совхоз «Сафоновский». Добринский район. Фото в. Кулика. ИЗ ВЕКА В ВЕК В нынешнем году в школах на шей области введен новый предмет— мировая художественная культура. Задачи его преподавания заключа ются в том, чтобы развивать у всех учеников понимание искусства, спо собность быть читателем, зрителем, слушателем, то есть, способность и стремление воспринимать художест венную культуру. И, вооружая их онытом поколений, помочь молодым людям «открыть в себе человека» (Достоевский), — так говорится в пояснительной записке к " программе этого предмета, составленной стар шим научным сотрудником НИИ — Наталья Викторовна, что вы как человек, столкнувшийся с новым для наших школ делом, считаете не обходимым сейчас сказать? — Там, где директора заинтересо вались новым предметом,, нашлись и учителя, пожелавшие его вестиг Хо чу сразу отметить то, что в сельских районах к этому делу отнеслись го раздо серьезнее. В списке наших слушателей более тридцати сельских педагогов. Больше всех их из Доб- ринского, Добровского, Становлян- ского, Елецкого районов. Из город ских особенно хочется отметить Ле вобережный. Здесь нет ни одной школы, которая проигнорировала бы этот предмет. Думаю, немалую роль сыграло то, что в районе- вообще на метили и уже осуществляют боль шую и интересную программу по эс школ МП РСФСР, кандидатом педа гогических наук Л. М. Предтечен- ской. Задачи, как видите, непростые, ес ли еще учесть, что в педагогических вузах ведению этого предмета не учат пока вообще. Поэтому Липец кий ИУУ решил организовать каби нет мировой художественной г^ль- туры, приглЕаснв работать сюда И. В. Семинюченко, известного в области преподавателя литературы, несколь ко лет удачно опробировавшего про грамму «Основы театральной культу ры». тетическому воспитанию учащихся. Что касается других районов, то вот какие пока малоутешительные све. дения: Октябрьский представлен од ним учителем. Правобережный тоже одним. В Советском только половина школ решили ввести новый предмет. В связи с тем, что он требует об ширных знаний по художественной культуре и особой методики препо давания, наши органы народного об разования отказались от идеи ввести его в приказном порядке. Надо сна чала подготовить кадры. Очень хочется отметить то, что к нам пришли хорошие учителя. На пример, Лидия Григорьевна Марша- лина, преподаватель музыки из- 32-й школы г. Липецка, свои уроки вела по системе К 1 аба.левского. а курс ми ровой художественной культуры по вела до открытия нашего кабинета. И так о каждом можно рассказать что-то интересное. — Что вам особенно нравнтся в предложенной программе й в чем вы видите трудности ее освоения? — Что касается первой части во проса, очень привлекает комплекс ное и синхронное изучение отечест венной и зарубежной художественной культуры и -различных видов искус- стаа-; литературы, музыки;, кино, изо бразительного искусства. Но нам показалюсь, что все-тажи в программе не хватает изучения ар хитектуры, истории театра, иконопи си. Поэтому мы ввели дополнитель ные спецкурсы: искусство и религия, стилевое многообразие эпохи просве щения и, что многим кажется осо бенно интересным, решили изучать архитектуру, иконопись, прикладное искусство и искусство XVIII века в Липецкой области. — Кто на сей раз взял на себя функции воспитания воспитателей? — Пока обходимся своими силами; на курсах читают Н. А, Прямкова, искусствовед из ЛГПИ; Т. М. Водо пьянова, музыковед; В. В. Шахов, доктор фи.тологических наук; .4.. Р. Ломоносов, молодой преподаватель ЛГПИ, ассистент кафедры методики и теории воспитательной работы; я сама. Оамую главную трудность испы тываем в отсутствии театроведа. В Липецке такового пока нет. Так,- мо жет, кто-то из нынешних школьни КОВ; посещающих ^^юкн мировой ху дожественной культуры захочет им стать? Очень хочется надеяться. Введение в должность Каждый директор школы согла сится с те.и, что многие трудности в начале руководящей деятельности ко.тлективамн учителей н учеников связаны с те.м, что просто не знают, с чего начать. Этот период легче пе реживают городские - директора: мож но на трамвае, троллейбусе дзбраться до опытного коллеги, а то и вовсе, перейти улицу. Сложнее сельским. Их школы друг от друга порой в пятнадцати километрах, и как до браться? А если еще учесть, что в сельских райснах чаще всего дирек торами назначают молодых учите лей? Когда в обласпиш управлении На родного образования внимательно проанализировали «неясности», во.ч- ннкающие у начинающих руководи телей школ, то пришли к выводу; с ними надо говорить о планировании работы, об у.мешги анализировать уроки, педагогическую работу уч:^те.;, лей и обязательны подробные кон сультации о трудовом закзиодатель- стве, финансовой деятельности. Та ким о.бразо.м возникла программа курса, который назвали «Введение в должность». В нынешнем сентябре .институт усовершенствования учите лей провел его в первый раз. О мно- гсм поведали в лекпиях, беседах,- кое-что показали на практике. Напри мер. занятия на тему «Работа пед.- коллектива по совершенствованию ка бинетной системы» провели в Воль- ше-Полянской средней пшоле Тербун- окого района. Практикум по анализу школьной доку.ментацин состоялся в 27-й липецкой школе. Н, СОЛНЦЕВА. Не обучение, а учеба Вокруг оргакиза 1111 он 11 п-. 1 ичодичег- кой системы педагога-новаюра В. Ф. Шаталова велось п ке.чется мпош споров. -Эа'- II «против» выска.!ыва лнгь и ||ыс 1 ;н::ываюгся ученые, учи те. 1 я, мето.шсты, родите.тн. Но лучше один ра.-| упндпь. чем сто ра .1 услы шать решн.ти сотруднт.и кабинета русского Н. 1 ЫКН и .штературы .9нпец- кого обласиюг.! института усонсршен ствованпя учителей и отправнлие,, и Донецк, г.че в ИМИ с< 1 ,чержанш 1 н ме- го,ц 1 Н обучения есть лаборакщия ингеиснфикацни обучения. Ее то и возглавляет Шаталов Е го кол.че 1 а и послсдонатель К ) . С. .Л1я-жеико ра.цюботял систем у педа гога Ш 1 вач 1 фа применительно н к р у с с ком у я зы к у . Увн.чев больш ую заин - 1 е р гсова 1111 ость в не |1 ли п е ц ки х мето дистов, Ю р и ц Семенович с 01 лнсился п р и е х а 1 ь в Л и п е ц к , чтобы 11 р : 1 веети здесь серию семниаров и кур со в по и зучен ию ,»тнх технол о гии ур о ко в На них пригласи.ж всех желаю щих . Чере> у'И'бу пропып ЕЮ сто Весников, в .1Кспер|1м«-Н1 пключнлись о коло СО, 4 0 и:: них работают уж е Х отя еще рано говори ть о рс.тулн- тэтах , хочется отметить нот что . про цеес преподанапня р уе с ко го я зы ка на у р о ка х этих учителей больше « тэт походить на учебу , а не на обучение. ( I м но гих уч е н и ка х ч о /кн о гка .ш ть : 1 )ебята уча тся ра.чостно и йобе.чио Это. к г г а т и главная цель Ш аталова . На уроках педаюгон .жепернчен- таторов постоянно присутствуют учи теля КЗ .других школ, районов. Судя по тому, что в институт усовершен ствования постоянно .звонят, приходят е просьбами продлить курсы !У1яжен- ко, можно сделать вывод: в Липец кой области растет количество голо сующих : 1 а метод Шаталова. Весной опять намечено продо.тжить работу курсов. Л. УШАКОВА,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz