Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
14 октября 1989 г, НИНП 1 ^ | 7 >1Г; Послесловие к выставке Т РИ с лишним месяца назад, когда только что завершилась первая выставка творческого объединения «Арт», восклицательные знаки Преобладали и в излияниях восхищенных зрителей, и в доброже: лательных (правда, весьма немного численных) откликах местной прессы, и в атмосфере самих выставочных будней. Сегодня хотелось бы продол жить на бравурной ноте — благо,, есть все предпосылки. И все же знак вопроса, неиз^менно путающий празд ничные карты, очень вырисовывается на горизонте... Кооператив ■«Арт», выросший из одноименного творческого объедине ния, возник в ноябре прошлого года. Они объединились, когда стало,яс но, что вести борьбу в одиночку за право быть понятыми невозможно. Очень остро чувствующих собствен-, ную индивидуальность, их сблизило отсутствие альтернативы. Люди твор чества объединяются не от хорошей жизни. Решающим фактором, опреде- лившим бытие ' нового кооператива, стала-чисто экономическая необходи мость. Исключая искусство из сфе ры человеческой деятельности, могу щей быть самоокупаемой, мы раз и навсегда навесили на него ярлык ущербности, вторичности,' несамосто ятельности. Самая осторожная по- пьика найти общее русло для твор чества и коммерции ,неизменно вызы вает бурное негодование: «Караул! Они хотят разбогатеть благодаря соб ственному таланту». С первых дней своего существова ния кооператив «Арт» взялся дока зать на деле несостоятельность по -)и)1 1;ы||\ск мы 1И)с«ящ;им нсдивш) 11()01нсдн1ей ныставнс коо- 1И-|)И1ии:1 л.ММ» Из Г).' 1 ик\ я с Iа гью . георегикл чгою творческого ооьелинекня Андрея .'1о.момосова и фитель- скую рецомик) Сергея .Зубарева, редакция нрини.мает не вес поло жения апгоров. Весьма 1 фоб: 1 ематнчнп, к, 1 к нам кажемся. ^в\чит \нрек А. Ломо- ноеока » том, «но собираем кол лекцию русской живописи», подобно « 1 фика >чикз Коваленко». Не »наем, как решают финан совые вопросы наши чиштели. — У журналистов, к примеру, «скромных рублей» еле хва!ает •ДО зарплаты. Можно спорить и о целеччшо- ра.^ности выхода на г.путрнхозяй- стпениые проблемы «.Лрга» — бес-омошность и их решении, , 1 >- ! «.чается, плохая рекллна ь я - .о о - : пер'атнна [ Не совсем уГ)едите. 1 ьны нек(^ ! юрые сентенции и др ую ю наше- ■ го автора. I Как бы то ни было. «.Арт» ос- [' 1 ается .заметным явлением в жич- | ни города. Гго выставки собира- | ют зрителя, его каргнУзы не ос- , тавляют равиод) шиыми... В згом мы полностью согласны с автора ми 1 ф едла 1 аеммх маюриалов. I Мнение зрителя НА ВЫСТАВКЕ. «АРТ» ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Фото в . КУЛИКА'. добных стереотипов. Уже упомяну тая выше выставка по крайней мере в три раза перекрыла известный ре корд посещаемости (и это несмотря на «непомерную», с точки зрения ра детелей бессребренничества, цену би лета — один рубль). Но любая’ ини циатива рискует повиснуть в воздухе без соответствующей поддержки. С момента возникновения «АРТ» находится в ведении управления куль туры облисполкома, точнее, областяо- го научно-методического центра на родного творчества и культурно-про- светительной работы. Такой солид ный патрон, казалось бы, гарантирует процветанйе состоящей под его нача лом творческой организации. Однако первое же знакомство с условиями работы «АРТа» избавляет от опти мизма. Кооператив размещается в трех комнатах бывшего здания детской библиотеки по улице Фрунзе. Здание находится в аварийном состоянии, от сутствуют отопление и электричество, нет воды, не работает канализация. Здесь нет даже минимальных условиц для хранения материалов, не то что для работы. Само собой, о мастер ских нет и речи, а при исполнении заказов следует сложная цепь мани пуляций с перемещением материалов по месту назначения, так как транс порт тоже отсутствует. Проблемы, перечисленные здесь,— так сказать, технического плана, их необходимо решать, и члены коопера тива прилагают для этого постоян ные, хотя и не всегда продуктивные усилия. Но есть еще одна проблема, выходящая за пределы «утилитарных частностей» — проблема статуса. Воз никнув как. содружество художников и фотографов, «АРТ» оформился как коллектив с. ярко выраженным стрем лением реализовать именно творчес кую фушкцйю. Вместе с тем, объем исполнения обычных художественно- оформительских кооперативов вклю чает, как правило, малярные, альф рейные, штукат^фные и другие рабо ты, имеющие весьма отдаленную связь с искусство 1 я. Возникают специфи ческие «ножницы»—с одной стороны, стремление сохранить творческий по тенциал, с другой — необходимость учитывать жесткую конъюнктуру и требования'заказчика, а значит, и рентабельность. Безвыходное положе ние? Представляется, выход есть. В. Ли пецке сегодня нет недостатка в чисто , оформительских кооперативах, охот? но берущихся за всю совокупность .работ, требуемых, заказчиком. Вместе с тем, остается пока что невостребо ванной целая группа услуг, предла гаемых «АРТом», — сценография праздников, дизайн интерьера, изго товление афиш и фоторекламы, фо токоллаж. Конечно, такие заказы встречаются не столь часто, их надо искать, а для этого необходим спон сор — организация или предприятие, заинтересованное не только в качест ве исполнения, но и в серьезной, про- думанной пропаганде разнообразных форм творческой ,и коммерческой де ятельности кооператива. Но ни об^ ластное управление культуры, ни дру гие организации не проявили ни ма лейшего интереса к представленным произведениям — с выставки были куплены два полотна, да и те част ным коллекционером. Разумеется, финансовые возможности многих ве домств наводят на фатальные выво ды, но легче всего объяснять незаин-' тересованность отсутствием средств. Вспомним начало века: среди русских меценатов были не только Третьяко вы, Морозов, Щукин, тратившие мил лионы на создание первоклассньк музеев, но и екатеринодарский под вижник Коваленко, на скромные руб ли (он работал приказчиком) собрав ший коллекцию русской и европей ской живописи, завещанную родному городу. Так нез.'желй же мы с холод ным безразличием отвернемся от то го, что, образно говоря, лежит у нас под ногами? Сейчас, когда слухи об открытии в Липецке картинной галереи обрели правдоподобность, хочется верить, что творчество наш.их молодых современ ников станет краеугольным камнем будущего собрания. Мы так долго й с таким упоением твердили о благо родной- бедности, что, кажется', сами поверили в этот приторный бред По ра взглянуть правде в глаза — без твердой материальной поддержки, без стабильной финансовой базы и законно высоких гонораров нам не вёрцуть духовной жизни общества то место, которого она незаслуженно ли шена. А. ЛОМОНОСОВ. В ВЫСТАВОЧНОМ зале на ул. Ленина состоялась вторая экс позиция творческого объеди нения «Арт». Эта выставка если и не знаменательное событие, как про шлая, то заметное явление в куль турной жизни Липецка, Ю. Баклашов, один из лидеров творческого объеди нения, утвержда:ет: «Это лучшее, что нам удалось сделать». Выставочную площадь «Арт» по делил на двенадцать частей — по числу членов творческого объедине ния. Каждый мог располагать «своей территорией» по собственному ус мотрению. даже выставлять работы людей не йз «Арта», открывая новые имена. Экспозиция состоит большей частью из ранее не показывавшихся массовой аудитории произведений: живопись, графика, «предметы» (это ближе всего к скульптуре), фото. Некоторые художники представи ли свое творчество лучше, чем на предшествовавших молодежных и «артовской» выставках. Большой процент новых работ. А. З у ^ о , например, вырос в твор ческом сгйысле. Каротина «Привычны^ метод» свйдетельствхют об углубле нии взгляда на м^ир, о повышении требовательности художника к себе. «Е^сская народная» — впечатляю щий соц-арт («Лаврентий Палыч Бе рия не оправдал доверия...» и еще не которые фразы на абстрактном фо не). Ю. Шуривлев порой грешит в сво их графических работах поверхност ным концептуализмом, своеобразней и ж|)фектней смотрятся его эмали по металлу; в них получаются ориги нальные образы и композиции) Впервые выставил свои работы И. Ролдугин^ Его внешне непритязатель- ныё работы дают некоторым хур^ож- нйкал! «Арта» урок, как сосредото ченно осмысливать материал, как оставаться верным себе в любом сти ле. Его 4Мы.льный завод» — картина на выставке, пожалуй, самая близкая к . сегодняпгаей натуре'. «Следующая станцйя Павелецкая» вольная «мйтЬковская» зарисовка, присталь ный и веселый срез отушляющего быта. Шивопись Ю. Баклашова не поль зовалась особым успехом на преж них молодежных выставшх. Худож ник работал по-разно;цу, сохраняя стремление к постижению тайн бы тия, приверженность образно-мифо- ■чогическому мышлению. Поиск оду хотворенности увенчался успехом: найдена новая техника, краски на холстах ожили, стали передавать ощущение чуда («Освобождение», «Аф,родита с орлом», «Жертвоприно шение» и др.). Невелика пока глуби» на образов, картины немного напоми нают декорации, Но такой . стиль У Баклашова возник совсем недавйо. И принес на прошлой выставке заслу женный успех. Испытываешь радость при встрече с творчеством О. Кузина. Им пред ставлены и ранние работы, характе ризующие его как тонкого и талант ливого рисовальщика, обладающего вьхеоким профессионализмом и чутко стью к красоте мира. Произведения последнего времени — подъем на другой качественный уровень. «Втор жение в пейзаж», «М олодой худож ник», «Уроки высоких идей» — сво его рода синтез поисков Филонова и Кандинского. Но порой очевидна де коративность при слабой мысли, ж эхо опасно для творческого развития. Работы О. Ясинской проигрывают, когда следуют эклектике отечествен ного пост-модернизма. Основанные- же на личном спокойном лиризме, давно найденном ее живописью, про изводят уникальное впечатление. В. Басинский, судя по выставке, слегка сдал творческие позиции. Во всех его новых работах присутствует, индивидуальность; но в малой мере. Картина «Будда» вызывает сильное искушение обидеть буддийским ка- ■ ламбуром: «Никто о ничто». Хотя, главным образом это относится не к Басинскому, а к некоторым - другим участникам выставки. В Яичников, ранее запомнивший ся развитием эстетики постимпрес- ПОЗИЦИЯ Н ПОЗА сионизма, пришел к абстрации. Ему. удается цвет, мягкий и содержатель ный. Но вообще отказ от натуры не превысил, а усреднил его уровень. У ,М. Карповой рядом с интерес ными карандашными рисунками есть «абстракции», о которых нечего ска зать, кроме как; ни уму, ни сердцу. Или же: мы это уже сто раз виде.ли, часто было лучше. Но не об одной М. Карповой можно так говорить, почти к каждому из выставившихся относится в той или ИНОЙ мере это высказывание. Несколько отступила от своей об- разной поэтики талант'ливая худож ница Т. Кузнецова, ей тоже захоте лось попробовать себя в нефигура тивной живописи. Ранее ее живопись напоминала стилистику «голубого» Пикассо, ПЛагала, Тьпплера, но этб- было не подражание, а родство, иск реннее й оригинальное. Поклонников ..творчества Т. Кузнецовой должна по радовать ее графика — мастерски легкие зарисовки фантасмагорическо- цирковой, когда-то найденнбй еЮ те матики. «Предметы», представ.ленные на выставке, почти не затрагивают, В первой экспозиции «Арта» остросо- цисшьность была заметней, хотя при сутствует и сейчас в работах Ю Вак- •лашова. Смеха тоже мало. Улыбку •ЛИШЬ вызвал «предмет» И. Ролдуги- на «Гвоздщш». Среди фотографий хотелось бы от метить работы А. Гречуш,кина — но не те,- которые созданы изощренным и холодным экспериментом, а про стые, имеющие характер репортажа о трагедии нашей истории; «Транспа рант», <<Овощи». В. Ростовцев выде ляется парадоксальностью и психоло гизмом, умением видеть неодномерно. Он тоже экспериментир}^ет весьма ин тересно, но все же, мне кажется, скользит по поверхности. В целом же определение «ни све тит, ни греет» в фотоотделе прояви лось сильней, чем в живописи и гра фике. Великий мексиканский ' художник Руфйно Тамайо прйзналсд. что, когда творит, он испытывает любовь ко все му мйру Не надо ли всем «артойцам» поразмыслить, чем определены их творческие позйции? С. ЗУБАРЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz