Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

1 ? !0 К Т Я б р Я /1 Б Н И Н Е Ц • ^ УЧИТЬ УЧИТЬСЯ НОВАЯ С Т А Р А Я ШКОЛА В средней школе № 31 г. Ли­ пецка ремонт еще не завершен, но даже это не портит карти­ ны; над созданием которой тру­ дились в течение нескольких месяцев строители, кооператив «Еинг», учителя, школьники. Не обошлась школа и без помо- щи шефов с ЛТЗ, которые взя­ ли на себя ответственность оп­ латить большинство расходов, выделили краску, древесно-стру­ жечные плиты. И все же строительный ма­ териал приходилось и собирать. Обошли немало предприятий, организаций, прежде чем уда­ лось приобрести все необходи­ мое. Обращались с просьбами и в облоно, и в областное уп­ равление торговли. Несмотря на то, что давным-давно живем под лозунгом «Все лучшее — детям», всем известно: на нуж­ ды школ отпускаются ничтож­ ные средства, которых недоста­ точно, чтобы хоть как-то отре­ монтировать школу. Здесь не до новшеств. Но в этой школе не пожелали мириться с таким по­ ложением — добились ^ своего. Правда, директор Вгшентина Петровна Варварина все лето, не выпуская дело из своих рук, осталась без отпуска. Старания не пропали даром: теперь ди­ ректору есть чем гордиться. Прекрасно оформлена столовая. где в будущем намечается уста­ новить музьжальную аппарату­ ру для проведения вечеров от­ дыха с чаепитиями и дискоте­ ками. В комнате психологичес­ кой разгрузки,, предназначенной для учителей, — мягкая ме- ^ л ь , вазы с цветами, на сте­ нах — бра, есть даже сушу'ар. Одним словом, тепло и уютно. Зансшо отделан и актовый зал — кресла в тон стенам. Впер­ вые создана игровая комната, тоже своего рода помещение теихологигаеской разгрузки — только для детей. В ней меч­ тают поставить компьютеры, теннисные и шахматные столы. Все дизайнерское исполнение принадлежит кооперативу «Ринг». Шторы для окон шили девочкй-шнольшщы вместе с учителями. На мою просьбу назвать луч­ ших среди участвуюпщх в ре­ монте, Валентина Петровна по­ жала плечами: выделить нико­ го нельзя, даже строители при­ шли в удивление, понаблюдав за дружной работой учеников и их наставников. А вот роди­ телей ребят, которые оказали немалую помощь, назвать не­ обходимо: . В. В. Ншшлаев — председатель совета школы. С. Д. Цибулин, Т. Н. Болды­ рев, А. П. Черных. С, ТУШЕВА. У НАС — СВОЕ МНЕНИЕ у письма, которое мы сегодня публикуем, есть конкретные авторы. Но по ряду причин, главная из которых — на сегод­ няшний день конфликт в школе смогли урегулировать, мы не будем называть имена и адрес. Нас интересует сама ситуация, которая дает весьма точные характеристики положению уча­ щихся в нашей школе. «Здравствуй. «Ленинец»! С нашим классом произошла такая история: у нас отбирают учителей, вернее, не «отбира­ ют», а в который раз меняют. Как это отражается на знаниях, объяснять не стоит. Допустим, у нас постоянно менялись учи­ теля по русскому языку, и ког­ да мы сдавали экзамены, мы сами поняли, как это повлияло на знания. Но больше всего мы огорчены тем, что у. нас отни­ мают нашего классного руково­ дителя (с 4-го ш асса их у нас было 10). Сначала мы обратились к директору, но он не стгил с на­ ми разговаривать, сославшись на занятость. Тогда мы пошли к завучу, она нас тоже ничем не об^довала . Мы знаем нашего классного руководителя год, мы сошжсь с ним, вместе обдумывали пла­ ны на будущую жизнь. Но нас яикто не слушает. Сказали, что новый классный руководитель бачее. опытный педагог, в шко­ ле ее знают, ей доверяют. Но мы не хотим расставаться с че­ ловеком, который нас понял, которому с нами интересно. Почему нас никто не слуша­ ет, хотя у каждого из нас есть СВОЙ взгляд на жизнь, свое мне­ ние, свои принципы. Нас, уче­ ников, часто упрекают в йнфан- тшшзме, неприспособленности к жизни, хотя не имеют на это никакого права, потому что никто не интересуется, что мы умеем и что можем делать». ОТ РЕДАКЦИИ: Вспоминая ребят, которые принесли к нам свое письмо, вспоминая их юную горячность, с которой они доказывали то. что уже давно доказано, но к большоя^ сожалению, забывается некото­ рыми педагогами, ученик тоже Человек. И он имеет право, как и всякий другой человек, на собственное мнение, собствен­ ные привязанности. И когда ученику-человеку указывают на его место (за партой) и на­ поминают пренебрежительным отношением, что он здесь ник­ то и звать его никак, он, ес­ тественно, начинает бунтовать, защищая свои права. Да, наше сознание н жизнь заметно улучшились, если да­ же учащиеся, такие бессловес­ ные в недалеком про]шлом, ста­ ли вслух говорить о своих пра­ вах. Но что изменялось в са­ мой школе? Если стала возмож!- ной ситуация, о которой мЩ го­ ворим, значит, неизменным ос­ талось самое главное — отно­ шение к ученикам как к людям подневольным. Решила админи­ страция поменять классного руководителя, так тому в быть, н ни при чем тут детские при­ вязанности. Кому было инте­ ресно узнать, что же происхо­ дит в душах этих почти уже взрослых бунтарей. Мне они в один голос заявляли, что ниче­ го, кроме ненависти, они не ис­ пытывают по отношению к ад­ министрации, которая не жела­ ет гос слушать. Какие воеповш- нания о пшоле останутся у этих ребят, беда, так сказать, вторая. Другое дщю, как аукнутся нм в жизни их поражения. Я сом­ неваюсь, что им захочется в дальнейшем еще за что-то бо­ роться, в раннем возрасте они познакомились с законами сис­ темы, которая пдаоет на чело­ века. Кай-то весной прочитала в вашей газете материал «Не рано прокричал петух?» Любимова, преподавателя из г. Воронежа^ Мне очень понравился этот этюд с уро­ ка литературы," на котором изучали «Гамлета» Шек­ спира. й не только мне: знаю, что несколько липецких учителей после публикации ездили в Воронеж на уроки к этому преподавателю, который работает по методике лешшградского педагога-новатора Цльина. Нельзя ли по­ просить т. Любимова поделиться опытом изучения ро­ мана «От 1 ^ и дети» И. Тургенева? л:. БЫЧИХИНА, преподаватель русского языка и литературы. В книге выдающегося пе­ дагога С. Т. Шацкого «Бод­ рая жизнь» есть такие сло­ ва; «Ребенок хочет быть ак­ тивным, ему надо, разрядить свои силы, но условий, бла­ гоприятных для этого, окру­ жающая его яшзнь часто не дает. Не нужно ли употре­ бить все усилия для того, чтобы создать для проявле­ ния детской жизни подходя­ щие условия?» Детская жизнь... Каковы критерии оценки ее полно­ ценности? Для меня веселое общешкольное мероприя­ тие, интересный литератур­ ный монтаж, но потухшие глаза ребят «а уроке — не­ полноценная детская жизнь. Школа прежде всего начиш- ется с урока, эту истину трудно опровергнуть, а соз­ дание благоприятных усло­ вий для становления лично­ сти ребенка нужно начинать отсюда. Только в этом слу­ чае не будет расхождения между словом и делом, дет­ ская активность станет це­ ленаправленной. ...С. Сережкой, крепким на вид и с ехидцей в глазах пареньком, я познакомился своеобразно: летом, когда во время отпуска читал его сочинения. Из кипы тетра­ дей, которые передала мне в «наследство» выпустившая восьмой класс учительница, из всех этих ребячьих твор­ ческих письменных работ Сережкины творения выде­ лялись... С первого взгляда, вроде бы ничего особенного: небрежный почерк, несколь­ ко замазанных слов... И. вдруг вот это, например: «Я и не предполагал, что 1’о- голь — такой хитрый пи- сате.чь. Ведь он специально написал в начале книги о Чичикове: «...не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не сшишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не тан, что­ бы! молод... «Попробуй-ка, уз­ най этого господина! А ведь потому и нет у него «своей» ннешности, что в^емя-то дельцов в данную в поэме эпоху еще не настало. Но Чичиков уже есть, он уже действует, его время не за горами...» Подобного момен­ та в этом сочинении больше не было Но такие «окошки» обязательно присутствовали в каждой его работе. Он как бы ехидничал, заранее зная, что все равно получит «трой­ ку». которую регулярно и ползлал... Неужели он только один умел видеть художественный текст? Нет, конечно. Скорее всего, среди ребят только он один имел желание выра­ жать свое «я» и оставаться при этом незамеченным и равнодушно обиженньш... — Почему Павел Петро­ вич Кирсанов при знакомст­ ве с Евгением Базаровым так странно повел себя? — спросил я вдруг .ребят в са­ мом начале одного из своих уроков в Сережкином, те­ перь уже девятом, классе. ^— Аркадая, племянника, при­ ветствовал: три раза, по- русски, поцеловался с ним, — а с его другом был так бестактен: руку подал, но тут же спрятал ее с каким- то испугом. Ребята оживились.' Заме­ тили манеру Базарова оде­ ваться, его «заигрьшания» с простыми людьми Многие ооратили внимание на его длинные волосы. — Мужик он, простой му­ жик во всем! — азартно на­ чал мой Сережка. Задумался: действительно, Базаров — это не Павел Петрович. У Базарова нет лоска, изысканности в одеж­ де, в поведении, в речи... — Но неужели причиной того, что Павел Петрович от­ дернул свою, руку, стало это внешнее различие? Посмотрел на ребят. На Сережку... — Есть ли в первых гла­ вах романа И. С 'Х’ургенева еще одна подобная сцена? — С радостью помог я им, увидев в каждой паре глаз мучительный, поиск ответа. Почти все ответили сразу. Еле разобрался в мяогоголо- сице: Шгколай Петрович Кирсанов встречает после долгой разлуки Аркадия, своего сьша, подает руку Базарову... — Что при этом происхо­ дит?? Искорки-догадки появи­ лись во всех ребячьих гла­ зах... Нет^нет, не один такой в югассе Сережка... — Николай Петрович во время встречи с сыном на. постоялом дворе подает ру­ ку и Базарову, но она вдруг одиноко подисает в воздухе. И отец Аркадия сам хвата­ ет «робкую» рргу Базаро­ ва... — начали ребята. — Да не подал Базаров руку Павлу Петровичу! — и сами же подвели итог. Все верно: Базаров с пер­ вых минут знакомства дал оценку Павлу Петровичу, русско1иу барину-либералу, бессмысленно проживаю­ щему ' жизнь. Для Николая Пет 1 ювича мнение Базарова не имело катСого-либб важно­ го значения: его внимание, прежде всего, поглощено встречей с сыном, любовью к молодой женщине, грудно­ му ребенку... — Итак, каков же База­ ров? — Он наступает с первых же шагов в ртмане, активно вмешивается в жизнь. Соз­ нательно сам себе наживает врагов, — дружным хором ответили ребята. Эту мысль о главном ге­ рое романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» можно про­ читать в учебнике... Но ре­ бята добыли ее дрртим спо­ собом: в творческом поиске. А это значит, что мощно подключилась память, и нет ни одной пары равнодушных глаз. У, В, А. Сухомлинского в книге «Павлышская сред­ няя школа» есть такие сло^ ва; «Умственное воспитание в процессе обучения осу-- ществляется’ лишь тогда, когда накопление знаний... учитель рассматривает’ не как конечную цель процесса обучения, а только как одно из средств развития позна нательных и творческих сил и гибкой, пытливой мысли..;» Ребята добыли новое зна­ ние, но на этом останавли­ ваться нельзя, нужно помочь им до конца «разрядить свои силы»: правомочность любо­ го нового знания в любом случае доказать, надо, толь­ ко так воспитывается гибкая и пытливая мысль... Наш Базаров — агрессивен. Но если это действительно так, то он должен обязательно «наследить» своей агрессив­ ностью... Сказал об этом ребятам... Задумались, дружно заше­ лестели страничками рома­ на. Именно этот момент — настоящая серьезная рабо­ та: ожидается открытие. В вот оно! Николай Петрович и Ар­ кадий в бричке, а Базаров за ними в тарантасе едут от постоялого двора домой. Отец рад: ох и долго же не было рядом с ним сына. От избытка чувств он произно­ сит стихи... Но вдруг: «— Аркадий!.. Пришли сзпичку, нечем трубку рас­ курить», ^ нашел в тексте мой Сережка слова Базаро­ ва, — Николай Петрович не забыл стихи. Это Базаров разом перекрыл ему дыха­ ние. — Категорически поды­ тожил он эту мысль,. — Но ведь Базаров-то ехал не с ними, а следом в тарантасе, сльппал ли он? — резонно возразили ему ребя­ та: да, Аркадий характери­ зует своего друга как отри­ цающего все в жизни, что не является утилитарно по­ лезным. значит, он и стихи любить не должен. Но в конкретном случае это по­ зиция или случайность? — Позже Базаров скажет Ардкадию о Николае Петро­ виче; «А отец у тебя слав­ ный малый. Стихи он нап­ расно читает и в хозяйстве - вряд ли смыслит, но он доб­ ряк». Стало быть, слышал и ие смолчал! Нужно было бы видеть глаза Сережки в этот мо­ мент: полный колодец сча­ стья! Но это не все... Ребята не уступили ему: — У Тургенева можно прочитать: «...по саду, шагая через клумбы, шел База­ ров», — сказала одна из девочек. — Конечно, чело­ век он цивилизованный, и специально по клумбе прой­ ти ему не так просто. Надо что-то преодолеть в себе, сломать. Он ломает, но не сворачивает... — По сути, Базаров вы­ ражает СВОЙ конфликт с об­ щепринятыми нормами по­ ведения, — подьпчжила другая девочка... Звонок, символизирующий окончание урока, не принес ребятам радости. Они собра­ лись вокруг меня... Сереж­ кины глаза, Олины, Ната­ шины... Они по-прежнему излучали азарт деятельнос­ ти, не хотели переключаться на другую, где еще не веле­ но расправить крылья и уле­ теть вькоко-высоко в твор­ ческом поиске... И сейчас как раз уместно вспомнить слова С. Т. Шацкого, изло­ женные вьнпе, чтобы про­ должить их: только такая разрядка детских сил на уро­ ке способна создать для про­ явления детской жизни под­ ходящие условия. Если хотя бы раз формирующийся че ловек почувствовал в себе творческие силы и сумел их реализовать в течение «обя­ зательного» (на уроке), то в послеурочное время он обя­ зательно самостоятельно пойдет дальше. А это самое главное... О. ЛЮБИМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz