Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
1 ? !0 К Т Я б р Я /1 Б Н И Н Е Ц • ^ УЧИТЬ УЧИТЬСЯ НОВАЯ С Т А Р А Я ШКОЛА В средней школе № 31 г. Ли пецка ремонт еще не завершен, но даже это не портит карти ны; над созданием которой тру дились в течение нескольких месяцев строители, кооператив «Еинг», учителя, школьники. Не обошлась школа и без помо- щи шефов с ЛТЗ, которые взя ли на себя ответственность оп латить большинство расходов, выделили краску, древесно-стру жечные плиты. И все же строительный ма териал приходилось и собирать. Обошли немало предприятий, организаций, прежде чем уда лось приобрести все необходи мое. Обращались с просьбами и в облоно, и в областное уп равление торговли. Несмотря на то, что давным-давно живем под лозунгом «Все лучшее — детям», всем известно: на нуж ды школ отпускаются ничтож ные средства, которых недоста точно, чтобы хоть как-то отре монтировать школу. Здесь не до новшеств. Но в этой школе не пожелали мириться с таким по ложением — добились ^ своего. Правда, директор Вгшентина Петровна Варварина все лето, не выпуская дело из своих рук, осталась без отпуска. Старания не пропали даром: теперь ди ректору есть чем гордиться. Прекрасно оформлена столовая. где в будущем намечается уста новить музьжальную аппарату ру для проведения вечеров от дыха с чаепитиями и дискоте ками. В комнате психологичес кой разгрузки,, предназначенной для учителей, — мягкая ме- ^ л ь , вазы с цветами, на сте нах — бра, есть даже сушу'ар. Одним словом, тепло и уютно. Зансшо отделан и актовый зал — кресла в тон стенам. Впер вые создана игровая комната, тоже своего рода помещение теихологигаеской разгрузки — только для детей. В ней меч тают поставить компьютеры, теннисные и шахматные столы. Все дизайнерское исполнение принадлежит кооперативу «Ринг». Шторы для окон шили девочкй-шнольшщы вместе с учителями. На мою просьбу назвать луч ших среди участвуюпщх в ре монте, Валентина Петровна по жала плечами: выделить нико го нельзя, даже строители при шли в удивление, понаблюдав за дружной работой учеников и их наставников. А вот роди телей ребят, которые оказали немалую помощь, назвать не обходимо: . В. В. Ншшлаев — председатель совета школы. С. Д. Цибулин, Т. Н. Болды рев, А. П. Черных. С, ТУШЕВА. У НАС — СВОЕ МНЕНИЕ у письма, которое мы сегодня публикуем, есть конкретные авторы. Но по ряду причин, главная из которых — на сегод няшний день конфликт в школе смогли урегулировать, мы не будем называть имена и адрес. Нас интересует сама ситуация, которая дает весьма точные характеристики положению уча щихся в нашей школе. «Здравствуй. «Ленинец»! С нашим классом произошла такая история: у нас отбирают учителей, вернее, не «отбира ют», а в который раз меняют. Как это отражается на знаниях, объяснять не стоит. Допустим, у нас постоянно менялись учи теля по русскому языку, и ког да мы сдавали экзамены, мы сами поняли, как это повлияло на знания. Но больше всего мы огорчены тем, что у. нас отни мают нашего классного руково дителя (с 4-го ш асса их у нас было 10). Сначала мы обратились к директору, но он не стгил с на ми разговаривать, сославшись на занятость. Тогда мы пошли к завучу, она нас тоже ничем не об^довала . Мы знаем нашего классного руководителя год, мы сошжсь с ним, вместе обдумывали пла ны на будущую жизнь. Но нас яикто не слушает. Сказали, что новый классный руководитель бачее. опытный педагог, в шко ле ее знают, ей доверяют. Но мы не хотим расставаться с че ловеком, который нас понял, которому с нами интересно. Почему нас никто не слуша ет, хотя у каждого из нас есть СВОЙ взгляд на жизнь, свое мне ние, свои принципы. Нас, уче ников, часто упрекают в йнфан- тшшзме, неприспособленности к жизни, хотя не имеют на это никакого права, потому что никто не интересуется, что мы умеем и что можем делать». ОТ РЕДАКЦИИ: Вспоминая ребят, которые принесли к нам свое письмо, вспоминая их юную горячность, с которой они доказывали то. что уже давно доказано, но к большоя^ сожалению, забывается некото рыми педагогами, ученик тоже Человек. И он имеет право, как и всякий другой человек, на собственное мнение, собствен ные привязанности. И когда ученику-человеку указывают на его место (за партой) и на поминают пренебрежительным отношением, что он здесь ник то и звать его никак, он, ес тественно, начинает бунтовать, защищая свои права. Да, наше сознание н жизнь заметно улучшились, если да же учащиеся, такие бессловес ные в недалеком про]шлом, ста ли вслух говорить о своих пра вах. Но что изменялось в са мой школе? Если стала возмож!- ной ситуация, о которой мЩ го ворим, значит, неизменным ос талось самое главное — отно шение к ученикам как к людям подневольным. Решила админи страция поменять классного руководителя, так тому в быть, н ни при чем тут детские при вязанности. Кому было инте ресно узнать, что же происхо дит в душах этих почти уже взрослых бунтарей. Мне они в один голос заявляли, что ниче го, кроме ненависти, они не ис пытывают по отношению к ад министрации, которая не жела ет гос слушать. Какие воеповш- нания о пшоле останутся у этих ребят, беда, так сказать, вторая. Другое дщю, как аукнутся нм в жизни их поражения. Я сом неваюсь, что им захочется в дальнейшем еще за что-то бо роться, в раннем возрасте они познакомились с законами сис темы, которая пдаоет на чело века. Кай-то весной прочитала в вашей газете материал «Не рано прокричал петух?» Любимова, преподавателя из г. Воронежа^ Мне очень понравился этот этюд с уро ка литературы," на котором изучали «Гамлета» Шек спира. й не только мне: знаю, что несколько липецких учителей после публикации ездили в Воронеж на уроки к этому преподавателю, который работает по методике лешшградского педагога-новатора Цльина. Нельзя ли по просить т. Любимова поделиться опытом изучения ро мана «От 1 ^ и дети» И. Тургенева? л:. БЫЧИХИНА, преподаватель русского языка и литературы. В книге выдающегося пе дагога С. Т. Шацкого «Бод рая жизнь» есть такие сло ва; «Ребенок хочет быть ак тивным, ему надо, разрядить свои силы, но условий, бла гоприятных для этого, окру жающая его яшзнь часто не дает. Не нужно ли употре бить все усилия для того, чтобы создать для проявле ния детской жизни подходя щие условия?» Детская жизнь... Каковы критерии оценки ее полно ценности? Для меня веселое общешкольное мероприя тие, интересный литератур ный монтаж, но потухшие глаза ребят «а уроке — не полноценная детская жизнь. Школа прежде всего начиш- ется с урока, эту истину трудно опровергнуть, а соз дание благоприятных усло вий для становления лично сти ребенка нужно начинать отсюда. Только в этом слу чае не будет расхождения между словом и делом, дет ская активность станет це ленаправленной. ...С. Сережкой, крепким на вид и с ехидцей в глазах пареньком, я познакомился своеобразно: летом, когда во время отпуска читал его сочинения. Из кипы тетра дей, которые передала мне в «наследство» выпустившая восьмой класс учительница, из всех этих ребячьих твор ческих письменных работ Сережкины творения выде лялись... С первого взгляда, вроде бы ничего особенного: небрежный почерк, несколь ко замазанных слов... И. вдруг вот это, например: «Я и не предполагал, что 1’о- голь — такой хитрый пи- сате.чь. Ведь он специально написал в начале книги о Чичикове: «...не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не сшишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не тан, что бы! молод... «Попробуй-ка, уз най этого господина! А ведь потому и нет у него «своей» ннешности, что в^емя-то дельцов в данную в поэме эпоху еще не настало. Но Чичиков уже есть, он уже действует, его время не за горами...» Подобного момен та в этом сочинении больше не было Но такие «окошки» обязательно присутствовали в каждой его работе. Он как бы ехидничал, заранее зная, что все равно получит «трой ку». которую регулярно и ползлал... Неужели он только один умел видеть художественный текст? Нет, конечно. Скорее всего, среди ребят только он один имел желание выра жать свое «я» и оставаться при этом незамеченным и равнодушно обиженньш... — Почему Павел Петро вич Кирсанов при знакомст ве с Евгением Базаровым так странно повел себя? — спросил я вдруг .ребят в са мом начале одного из своих уроков в Сережкином, те перь уже девятом, классе. ^— Аркадая, племянника, при ветствовал: три раза, по- русски, поцеловался с ним, — а с его другом был так бестактен: руку подал, но тут же спрятал ее с каким- то испугом. Ребята оживились.' Заме тили манеру Базарова оде ваться, его «заигрьшания» с простыми людьми Многие ооратили внимание на его длинные волосы. — Мужик он, простой му жик во всем! — азартно на чал мой Сережка. Задумался: действительно, Базаров — это не Павел Петрович. У Базарова нет лоска, изысканности в одеж де, в поведении, в речи... — Но неужели причиной того, что Павел Петрович от дернул свою, руку, стало это внешнее различие? Посмотрел на ребят. На Сережку... — Есть ли в первых гла вах романа И. С 'Х’ургенева еще одна подобная сцена? — С радостью помог я им, увидев в каждой паре глаз мучительный, поиск ответа. Почти все ответили сразу. Еле разобрался в мяогоголо- сице: Шгколай Петрович Кирсанов встречает после долгой разлуки Аркадия, своего сьша, подает руку Базарову... — Что при этом происхо дит?? Искорки-догадки появи лись во всех ребячьих гла зах... Нет^нет, не один такой в югассе Сережка... — Николай Петрович во время встречи с сыном на. постоялом дворе подает ру ку и Базарову, но она вдруг одиноко подисает в воздухе. И отец Аркадия сам хвата ет «робкую» рргу Базаро ва... — начали ребята. — Да не подал Базаров руку Павлу Петровичу! — и сами же подвели итог. Все верно: Базаров с пер вых минут знакомства дал оценку Павлу Петровичу, русско1иу барину-либералу, бессмысленно проживаю щему ' жизнь. Для Николая Пет 1 ювича мнение Базарова не имело катСого-либб важно го значения: его внимание, прежде всего, поглощено встречей с сыном, любовью к молодой женщине, грудно му ребенку... — Итак, каков же База ров? — Он наступает с первых же шагов в ртмане, активно вмешивается в жизнь. Соз нательно сам себе наживает врагов, — дружным хором ответили ребята. Эту мысль о главном ге рое романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» можно про читать в учебнике... Но ре бята добыли ее дрртим спо собом: в творческом поиске. А это значит, что мощно подключилась память, и нет ни одной пары равнодушных глаз. У, В, А. Сухомлинского в книге «Павлышская сред няя школа» есть такие сло^ ва; «Умственное воспитание в процессе обучения осу-- ществляется’ лишь тогда, когда накопление знаний... учитель рассматривает’ не как конечную цель процесса обучения, а только как одно из средств развития позна нательных и творческих сил и гибкой, пытливой мысли..;» Ребята добыли новое зна ние, но на этом останавли ваться нельзя, нужно помочь им до конца «разрядить свои силы»: правомочность любо го нового знания в любом случае доказать, надо, толь ко так воспитывается гибкая и пытливая мысль... Наш Базаров — агрессивен. Но если это действительно так, то он должен обязательно «наследить» своей агрессив ностью... Сказал об этом ребятам... Задумались, дружно заше лестели страничками рома на. Именно этот момент — настоящая серьезная рабо та: ожидается открытие. В вот оно! Николай Петрович и Ар кадий в бричке, а Базаров за ними в тарантасе едут от постоялого двора домой. Отец рад: ох и долго же не было рядом с ним сына. От избытка чувств он произно сит стихи... Но вдруг: «— Аркадий!.. Пришли сзпичку, нечем трубку рас курить», ^ нашел в тексте мой Сережка слова Базаро ва, — Николай Петрович не забыл стихи. Это Базаров разом перекрыл ему дыха ние. — Категорически поды тожил он эту мысль,. — Но ведь Базаров-то ехал не с ними, а следом в тарантасе, сльппал ли он? — резонно возразили ему ребя та: да, Аркадий характери зует своего друга как отри цающего все в жизни, что не является утилитарно по лезным. значит, он и стихи любить не должен. Но в конкретном случае это по зиция или случайность? — Позже Базаров скажет Ардкадию о Николае Петро виче; «А отец у тебя слав ный малый. Стихи он нап расно читает и в хозяйстве - вряд ли смыслит, но он доб ряк». Стало быть, слышал и ие смолчал! Нужно было бы видеть глаза Сережки в этот мо мент: полный колодец сча стья! Но это не все... Ребята не уступили ему: — У Тургенева можно прочитать: «...по саду, шагая через клумбы, шел База ров», — сказала одна из девочек. — Конечно, чело век он цивилизованный, и специально по клумбе прой ти ему не так просто. Надо что-то преодолеть в себе, сломать. Он ломает, но не сворачивает... — По сути, Базаров вы ражает СВОЙ конфликт с об щепринятыми нормами по ведения, — подьпчжила другая девочка... Звонок, символизирующий окончание урока, не принес ребятам радости. Они собра лись вокруг меня... Сереж кины глаза, Олины, Ната шины... Они по-прежнему излучали азарт деятельнос ти, не хотели переключаться на другую, где еще не веле но расправить крылья и уле теть вькоко-высоко в твор ческом поиске... И сейчас как раз уместно вспомнить слова С. Т. Шацкого, изло женные вьнпе, чтобы про должить их: только такая разрядка детских сил на уро ке способна создать для про явления детской жизни под ходящие условия. Если хотя бы раз формирующийся че ловек почувствовал в себе творческие силы и сумел их реализовать в течение «обя зательного» (на уроке), то в послеурочное время он обя зательно самостоятельно пойдет дальше. А это самое главное... О. ЛЮБИМОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz